Гуманитарные аспекты реформирования ЖКХ Humanitarian aspects of the housing and utilities
вание) будет выступать посредником: арендовать квартиры у владельцев по полной коммерческой стоимости и распределять между нуждающимися уже по льготной цене. Стандартный договор аренды предполагается как минимум на пять лет. Нуждаемость в жилье определят социальные службы.
Список литературы:
1. Рос. газета. - 2012. - 9 мая.
2. ВСНДи ВС РФ. - 1993. - № 3. - Ст. 99.
3. Домбрачева Е. Очередникам сдадут квартиру за 10 тысяч // Рос. газета. - 2013. - 20 сентября.
4. Грицюк М. На нос меньше метра // Рос. газета. - 2013. - 18 июня.
5. Справка «РГ» // Рос. газета. - 2013. - 14 июня.
6. Мамлеев Р. Изменить подходы // Республика Башкортостан. - 2013. - 3 сентября.
reform
7. Кривошапко Ю. Строят без счета // Рос. газета.
- 2013. - 29 мая.
8. Кудряшов Д. Тема недели. Экономика Поволжья // Рос. газета. - 2013. - 5 марта.
9. Козлова Н. Хозяин за пять дней // Рос. газета.
- 2014. - 2 февраля.
10. Домбрачева Е. Сдается недорого // Рос. газета. - 2013. - 14 июня.
11. Брынцева Г. Решить жилищный вопрос поможет Госаренда // Рос. газета. - 2013. - 25 июля.
12. Данилова Г. Власти региона обещают сделать социальное жилье доступным // Рос. газета. - 2013. -19 февраля.
13. Шильников А. Меняем опыт на квартиры // Республика Башкортостан. - 2013. - 12 июля.
14. Кривошапко Ю. Не налететь на тарифы // Рос. газета. - 2013. - 27 июня.
Кузнецова Т.В.
студентка юридического факультета
ГБОУ ВПО «Башкирская академия государственной
службы и управления при Президенте Республики Башкортостан»
УДК 347
ПРОБЛЕМЫ ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНОГО ФОНДА В УФЕ
problems of liquidation of emergency fund in ufa
Одним из приоритетных направлений жилищной политики в Российской Федерации является обеспечение комфортных условий проживания граждан. Однако в ряде домов России отсутствует система централизованной канализации и горячего водоснабжения, общий физический износ многоквартирных домов составляет более 70%. Условия проживания в аварийном жилищном фонде оказывают негативное влияние на здоровье граждан и на демографическую ситуацию, понижают социальный статус гражданина. Аварийного жилья в стране 10,7 млн. м2, где живут более 700 тысяч человек [1].
По состоянию на 1 января 2014 года на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан расположено 513 жилых домов, признанных непригодными для постоянного проживания и являющихся объектами муниципальной собственности городского округа город Уфа.
С 2008 года по настоящее время в целях уменьшения аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан действуют муниципальные адресные программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда.
За 2008-2012 годы после вступления в силу Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» № 185 от 21 июля 2007 года на территории городского округа город Уфа было принято 7 Постановлений Правительства Республики Башкортостан «Об адресных программах Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда...», в которые вошло 184 непригодных для проживания многоквартирных жилых дома, общей площадью 75 149 кв. м [2].
По состоянию на 1 марта 2014 года в рамках реализации данных программ расселено 124 жилых дома, общей площадью 44 268 кв. м, переселен 3 261 человек [3]. Часть жилых помещений, расположенных в жилых домах, включенных в адресные программы, до настоящего времени не освобождены, граждане, проживающие в аварийных помещениях, не переселены, дома не снесены в силу ряда причин, возникающих при изъятии жилых помещений.
В жилых домах, признанных в установленном порядке аварийными (непригодными для постоянного проживания) и включенных на этом основании в адресные программы по переселению граждан из
118
Вестник УГУЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика. № 1 (7), 2014
Гуманитарные аспекты реформирования ЖКХ Humanitarian aspects of the housing and utilities reform
аварийного жилищного фонда, расположены две категории жилых помещений: жилые помещения, относящиеся к муниципальному жилищному фонду, и жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности.
Выселение в связи со сносом граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, осуществляется в порядке, установленном ст. 86, 89 Жилищного кодекса РФ. Порядок применения норм указанного кодекса определен, в частности, судебной практикой, сложившейся в результате рассмотрения судами соответствующих дел, в первую очередь Постановлением Пленума Верховного Суда РФ 14 от 02.07.2009 г., согласно ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Верховным Судом РФ и Конституционным Судом РФ неоднократно подчеркивалось в принятых определениях и постановлениях, что предоставление другого жилого помещения в связи со сносом носит компенсационный характер и такое предоставление не должно ухудшать жилищные условия граждан (в том числе по количественным характеристикам). Таким образом, предоставляемое жилое помещение должно состоять из такого же числа комнат, что и расселяемое, являться в обязательном порядке отдельной квартирой, если расселяемое жилое помещение было отдельной квартирой, а также быть равнозначным по общей и жилой площади.
Расселение граждан, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, подлежащих сносу, производится в соответствии со статьей 32 ЖК РФ.
Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка под государственные или муниципальные нужды, а также в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (как это предусмотрено п. 10 ст. 32 ЖК РФ).
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением
с собственником жилого помещения. При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения (доли в праве собственности на домовладение), а также все убытки, причиненные собственнику изъятием жилого помещения.
Рыночная стоимость жилого помещения определяется в соответствии с п. 7 ст. 32 ЖК РФ на основании оценки, определенной оценщиком в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-Ф3.
При сносе аварийного дома органы местного самоуправления в отношении собственников в соответствии с п. 1 ст. 32 ЖК РФ могут выкупить у них жилые помещения или согласно п. 8 ст. 32 ЖК РФ по взаимному соглашению предоставить собственникам взамен другое жилье, зачтя его стоимость в выкупную цену.
В случае, если собственники не согласны с решением об изъятии квартиры в связи с расселением (п. 9 ст. 32 ЖК РФ), с выкупной ценой или другими условиями выкупа, орган местного самоуправления вправе предъявить в суд иск о принудительном выкупе квартир.
Анализ исполненных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилья в г. Уфе показал, что общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданам в связи с выселением, в 100% случаев превышает общую площадь ранее занимаемого жилого помещения. Такое превышение обусловлено следующими обстоятельствами:
1. Жилые помещения, приобретаемые для предоставления гражданам в связи с расселением по программам сноса аварийного жилищного фонда, расположены в новостройках. Новое жилье соответствует нормам и требованиям, которые действуют на момент разработки, согласования и утверждения проекта и проведения государственной экспертизы. Соответственно, такие помещения отвечают текущим требованиям к жилым помещениям, которые существенно отличаются от требований, предъявлявшихся к жилым помещениям в периоды строительства расселяемых домов. Исходя из этого площади квартир существенно больше в абсолютном выражении.
2. Площадь мест общего пользования, помещений вспомогательного назначения в общей площади квартиры, построенной в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к жилым помещениям, значительно больше как в абсолютном выражении, так и относительно общей площади квартиры. Жилые помещения в расселяемых домах в большинстве случаев не имеют некоторых помещений вспомогательного назначения, которые имеются
Bulletin USUES. Science. Education. Economy. Series: Economy. № 1 (7), 2014
119
Гуманитарные аспекты реформирования ЖКХ Humanitarian aspects of the housing and utilities reform
в современных квартирах, например, балконов, лоджий, ванных и туалетных комнат и т. д. Имеющиеся же помещения вспомогательного назначения меньше по своим размерам, по сравнению с помещениями аналогичного назначения в новых квартирах (кухни, коридоры, холлы и проч.). При предоставлении жилого помещения в связи с выселением необходимо учитывать равнозначность как общей (ст. 89 ЖК РФ), так и жилой площади (Определение Верховного Суда РФ от 9 февраля 2010 г. № 83-В09-11) предоставляемого и расселяемого жилого помещения. Таким образом, общая площадь предоставляемого жилого помещения в новом доме больше общей площади расселяемого жилого помещения даже при абсолютно равной жилой площади. С учетом необходимости предоставления жилых помещений, равнозначных по жилой площади, общая площадь предоставляемых жилых помещений больше расселяемых.
Учитывая особенности выделения финансирования Фондом содействия реформированию ЖКХ, предусматривающие приобретение за счет средств Фонда площади новых квартир, равной площади расселяемых жилых помещений, возникающая разница оплачивается за счет средств бюджетов субъектов и муниципальных образований, что ложится на них тяжким бременем, в связи с дефицитностью принимаемых субъектами и муниципалитетами бюджетов.
Следующей значительной проблемой является необходимость предоставления выселяемым гражданам жилых помещений по норме предоставления, то есть не в порядке ст. 89 ЖК РФ, а в случае нахождения расселяемых по программам сноса граждан на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Судебная практика пошла по пути удовлетворения встречных исковых требований граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, при выселении граждан в судебном порядке. Непригодность жилого помещения для постоянного проживания является основанием для внеочередного предоставления жилья по ст. 57 ЖК РФ, предполагающей предоставление жилого помещения по нормам предоставления. Соответственно, обращение администрации в суд с иском о выселении на основании ст. 89 ЖК РФ побуждает граждан предъявлять встречные исковые требования к администрации об обеспечении их жилыми помещениями по норме предоставления. Эти требования судами обычно удовлетворяются, в результате чего муниципалитет вынужден предоставлять жилые помещения из состава муниципальной казны для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Также следует обратить внимание на применение судами при изъятии у собственников жилых
помещений, расположенных в аварийных многоквартирных домах, ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (предоставление вне очереди по договорам социального найма жилых помещений по норме предоставления), что противоречит ст. 32 ЖК РФ, которой предусмотрено предоставление жилого помещения только в случае достижения соглашения, в остальных случаях ст. 32 ЖК РФ предусмотрено изъятие жилого помещения с уплатой выкупной стоимости.
В ходе внесения изменений в ФЗ № 185 от 21.07.07 г. «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и продления деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства была сформирована и утверждена Адресная программа Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы (Постановление Правительства Республики Башкортостан № 284 от 28 июня 2013 г.).
В рамках реализации данной программы были утверждены этапы ликвидации аварийного жилищного фонда:
Первый этап программы расселения (до 31 декабря 2014 г.) включает в себя 132 жилых дома.
Второй этап программы расселения (до 31 декабря 2015 г.) включает в себя 166 жилых домов.
Третий этап программы расселения (до 31 декабря 2015 г.) включает в себя 215 жилых домов.
Всего предполагается расселить 513 непригодных для проживания жилых домов, жилой площадью 137109 кв. м, в которых зарегистрировано 13 795 чел., тем самым полностью ликвидировав аварийный жилищный фонд в городе Уфе.
В настоящее время одной из основных проблем реализации данной программы является отсутствие в городе Уфе застройщиков, готовых заключить с Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан муниципальные контракты на строительство многоквартирных жилых домов с целью последующей передачи квартир в собственность ГО г. Уфа по цене за 1 кв. м, установленной Министерством регионального развития Российской Федерации.
Обобщая вышеизложенное, считаю, что основными путями решения сложившихся проблем будут являться следующие меры:
- увеличение доли финансирования программ переселения за счет средств регионального и федерального бюджетов;
- строительство многоквартирных жилых домов эконом- класса, необходимой планировки для последующего заселения в них граждан, выселяемых из непригодных для проживания жилых домов;
- обобщить судебную практику по выселению граждан с учетом компенсационного характера та-
120'
Вестник УГУЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика. № 1 (7), 2014
кого обеспечения, приняв соответствующее постановление Пленума Верховного Суда РФ для единообразного применения судами норм жилищного права с учетом специфики расселения граждан из аварийного жилищного фонда, поскольку в данном случае целью переселения является не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищ-
Гуманитарные аспекты реформирования ЖКХ itarian aspects of the housing and utilities reform
ных условий с точки зрения безопасности.
Список литературы:
1. Закатова А. Ученый совет Федерации // Рос. газета. - 2013. - 26 сентября.
2. Электронный ресурс. - Режим доступа: http:// www.reformagkh.ru/myhouse.
3. Там же.
Лавринец Е.М.
студент юридического факультета
ГБОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан», Россия, г. Уфа
ПРАВОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНЫХ ВОПРОСОВ МОЛОДОЙ СЕМЬИ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
LEGAL poSSIBILITIES of REALizATioN of HouSING
problems of young families on the example of the
administration of KALININSKY DISTRICT, ciTY DISTRICT
of ufa of the Bashkortostan republic
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека - необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д. Отсюда важность жилищного законодательства, призванного регулировать жилищные отношения [1].
Решение жилищного вопроса и удовлетворение жилищных потребностей граждан осуществляются в рамках жилищных отношений, которые представляют собой общественные отношения, складывающиеся в связи с непосредственным удовлетворением жилищной потребности граждан.
Конституция Российской Федерации закрепляет право на жилище и относит данное право к группе важнейших социально-экономических прав граждан. Конституционное право на жилище заключается в том, что государство принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем и имел возможность улучшить свои жилищные условия путем приобретения друго-
го жилья. Таким образом, жилищные права граждан, в том числе молодых семей, охраняются законом.
Обеспечению права на жилище способствует система определенных мер помощи гражданам, желающим улучшить свои жилищные условия. Согласно ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Реализация этой конституционной нормы предполагает необходимость разработки и внедрения различных организационно-правовых и финансовых мероприятий, способствующих удовлетворению жилищных потребностей населения.
Одной из главных потребностей молодой семьи является потребность в отдельном жилье. Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут уплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями
ВЫ^т USUES. Science. Education. Economy. Series: Economy. № 1 (7), 2014
1121