Научная статья на тему 'Анализ проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья'

Анализ проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2823
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОГРАММА ПО ПЕРЕСЕЛЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ / НОРМЫ ЖИЛИЩНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / СНОС ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ / PROGRAM ON RESETTLEMENT OF THE POPULATION / NORMS OF THE HOUSING LEGISLATION / DEMOLITION OF DILAPIDATED AND EMERGENCY HOUSING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корабликова Юлия Константиновна, Грачев Григорий Денисович

В связи с невыполнением программы по расселению граждан из ветхого и аварийного жилья в настоящее время данная проблема становится весьма актуальной. В этой статье описаны причины возникновения таких неблагоприятных особенностей, пути их решения и права граждан, чья собственность находится в ветхом или аварийном состоянии. В одинаковой степени остро стоит вопрос, связанный с некоторой недоработкой в законодательстве в области терминологии и в создании типовых стандартов для жилых помещений такого вида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья»

3. Ноговицын Д.Д. Основные показатели электроэнергии // ТГУ. Экономика, 2017. № 39. С. 54-70.

4. Кузьмин А.Н., Павлов Н.В. Энергетической отрасль: способы развития и проблемы их преодоления // Смоленский государственный университет, 2010. № 16 (153). С. 65-72.

5. Мунц Ю.Г. Стоимость бизнеса как критерий разработки стратегии развития энергетической компании // Вестник УрФУ. Серия: Управление, 2013. № 2. С. 13-20.

6. Альбеков А.У., Лахно Ю.В. Инвестиционная привлекательность ценных бумаг энергетических компаний // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), 2014. № 2 (46). С. 26-33.

7. Мартоян А.М., Зеленский П.С. Проблемы инвестиционной привлекательности проектов предприятий электроэнергетики // Актуальные проблемы авиации и космонавтики, 2013. Т. 2. № 9. С. 67-68.

8. Силаева И.А. Навстречу инвестициям // Экономические стратегии, 2016. Т. 18. № 4 (138). С. 134-135.

9. Федорова Е.А., Лукасевич И.Я., Афанасьев Д.О., Лазарев М.П., Кузнецов Н.В. Оценка эффективности рынка электроэнергетики // Отчет о НИР № 795п-П17 от 14.02.2014 (Правительство РФ).

10. Семенько Е.В., Тюрин В.Н. Топливно-энергетический комплекс краснодарского края: структура, территориальная организация // Экономика устойчивого развития, 2012. № 9. С. 161-166.

11.Мусиенко С.А., Мусиенко А.А. Особые экономические зоны, как инструмент регионального развития в Российской Федерации // Естественно-гуманитарные исследования, 2017. № 16 (2). С. 56-60.

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ГРАЖДАН ИЗ ВЕТХОГО

И АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ Корабликова Ю.К.1, Грачев Г.Д.2 Email: [email protected]

1Корабликова Юлия Константиновна - студент; 2Грачев Григорий Денисович - студент, кафедра промышленного и гражданского строительства, Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова,

г. Ижевск

Аннотация: в связи с невыполнением программы по расселению граждан из ветхого и аварийного жилья в настоящее время данная проблема становится весьма актуальной. В этой статье описаны причины возникновения таких неблагоприятных особенностей, пути их решения и права граждан, чья собственность находится в ветхом или аварийном состоянии. В одинаковой степени остро стоит вопрос, связанный с некоторой недоработкой в законодательстве в области терминологии и в создании типовых стандартов для жилых помещений такого вида. Ключевые слова: программа по переселению населения, нормы жилищного законодательства, снос ветхого и аварийного жилья.

ANALYSIS OF THE PROBLEM OF MIGRATION OF CITIZENS

FROM THE OLD AND EMERGENCY HOUSING

1 2 Korablikova Ju.K. , Grachev G.D.

1Korablikova Julia Konstantinovna - Student;

2Grachev Grigoriy Denisovich - Student, DEPARTMENT INDUSTRIAL AND CIVIL CONSTRUCTION, KALASHNIKOV IZHEVSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY, IZHEVSK

Abstract: in connection with the failure of the program to resettle citizens from dilapidated and dilapidated housing, this problem is becoming very urgent now. This article describes the causes of such unfavorable features, the ways of their solution and the rights of citizens whose property is in shabby or emergency condition. Just as acute is the issue related to some shortcomings in the legislation in the field of terminology and the creation of standard standards for residential premises of this kind.

Keywords: program on resettlement of the population, norms of the housing legislation, demolition of dilapidated and emergency housing.

УДК 69.003

Проблемы в жилищном хозяйстве, связанные с переселением граждан страны из ветхого жилья, в настоящее время являются приоритетными в Российской Федерации. Из-за огромной территории программа по переселению населения, которая была разработана до 2017 года, осуществлена лишь на 20%, по данным российского Фонда содействия реформированию ЖКХ, однако по сведениям и.о. министра энергетики, ЖКХ план выполнен уже на 77,5%. Членами Общероссийского Народного фронта было предложено решение данной проблемы. На пресс-конференции обсуждалось введение штрафов за невыполнение программы.

В Удмуртской республике программа должна была быть выполнена 1 сентября 2017, но так же из-за малой эффективности ее реализации (46,8%) программа продлена и с региона планируется взыскать штраф.

Общий объем финансирования для Удмуртской республики составил 3161396860,80 рубля. Он был сформирован из средств Фонда содействию реформирования ЖКХ, из средств бюджета УР и муниципальных образований, а также из внебюджетных источников ассигнования.

Отметим динамику выполнения плана для Удмуртской республики в денежном и в материальном эквиваленте. В целом по диаграмме наблюдаем рост показателей, а значит эффективность работы повышается, но недостаточно.

Одной из возможных причин существования данной проблемы в этой области является нерезультативная координация действий органов местного самоуправления в Удмуртской Республике.

Общая площадь расселения, м2

30000

20000

10000

2014

2015

2016

2017

0

Рис. 1. Общая площадь расселения за 2014 - 2017 гг., м2

Объемы финансирования программы 2013-2016 г. ( млн руб.)

1500

1000

500

I ■

2013

2014

2015

2016

0

Рис. 2. Объемы финансирования программы 2013-2016 гг., млн руб.

Немаловажным является также еще один вопрос, связанный с качеством квартир, комнат, в которые переселяются граждане РФ из ветхого жилья. В настоящее время нет типовых стандартов для жилых помещений такого вида, поэтому возникает проблема отсутствия должного функционирования систем обеспечения. Для решения данного вопроса стоит законодательно закрепить нормы, связанные с качеством ремонта и с характером функционирования инженерно-технических сетей.

Также стоит отметить, что термин «ветхое жилье» в законодательстве точно не обозначен. И это значительно усложняет процесс расселения аварийного жилья. Но если исходить из практики, то ветхим признается жилье, степень износа которого составляет не менее 70% для кирпичных домов и 65% для мансард и деревянных домов. Кроме того, законодателем не установлена «формула» расчета процента ветхости.

Касаясь вопроса терминологии, в целом можем отметить, что различие между ветхим и аварийным зданием заключаются в степени износа конструкции. Обозначим более подробно отличительные особенности этих понятий. Ветхое состояние здания - состояние, при котором конструкции, основание (здание в целом) в результате высокого физического износа перестают удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям. Аварийное состояние здания - состояние здания, при котором более половины жилых помещений и основных несущих конструкций здания (стен, фундаментов) отнесены к категории аварийных и представляют опасность для жизни проживающих. В связи с чем можем подчеркнуть, что программа переселения рассчитана в первую очередь на жителей аварийных домов, а потом уже ветхих.

При признании жилья ветхим или аварийным выявляется ряд вопросов для граждан, связанных с процедурой их расселения и их правами.

Выделим несколько норм, связанных с расселением граждан из ветхого жилья:

• Прежде всего, необходимо помнить, что расселение не является способом улучшения жилищных условий. Выделяемая квартира по метражу должна быть равна той, которая находилась в снесенном доме. Новое жилье может быть предоставлено как в новостройках, так и в квартирах из «вторичного» фонда.

• При расселении не существует никаких льгот, потому что есть единая для всех очередь, причем сроки «ожидания» сноса ветхого жилья и предоставления новой квартиры ничем не определены.

• Граждане могут обратиться в суд в том случае, когда полученная квартира не соответствует нормам жилищного законодательства или меньше по метражам и если выкупная цена за квартиру меньше ожидаемой. Выкупная цена определяется соглашением сторон на основе независимой оценки (статья 32 Жилищного кодекса РФ). В нее должны быть включены все расходы собственника на приобретение квартиры плюс сама стоимость квартиры. В выкупную сумму также входит и упущенная выгода (например, если квартиру сдавали в аренду), и все расходы, связанные с переездом. Отметим, что многие граждане не знают свои права и не прибегают к помощи правоохранительных органов, в результате чего остаются обманутыми [1].

• Если ветхий дом является многоквартирным и все жители пришли к заключению, что состояние его неудовлетворительное, то они могут составить коллективное обращение в соответствующие органы, о внесении дома в список жилого фонда, признанного ветхим. Тогда каждый подписавшийся получит ответ из комиссии, обычно доставляемый заказным письмом.

Хотелось бы обратить внимание на то, что снос ветхого и аварийного жилья происходит в двух случаях: в рамках государственной программы и в случае индивидуального обращения граждан и принятия комиссией решения о сносе дома.

Главная задача данной программы - не просто замена старого жилья на новое, но и возможность предоставления гражданам более благоустроенного и комфортного жилья. В статье 89 ЖК РФ (пункт 1) предусмотрено выполнение вышеописанных норм и задачи. Кроме того, по законодательству, покупка нового жилья должна осуществляться через аукционы и конкурсы [1].

Как уже отмечалось ранее по закону, госорганы, занимающиеся переселением, обязаны предложить равноценное помещение в том же районе, где было предыдущее. Также предоставляемые помещения должны соответствовать нормам благоустроенности. Это и соответствие противопожарной безопасности, санитарным и технормам, которые признаны и установлены действующим законодательством. Именно эти пункты и стали причиной невыполнения общего объема программы в срок [2].

Жителям коммунальных квартир невозможно предоставить равноценную замену, так как жилье подобного типа уже не строится. Или предоставить собственникам квартиру в том же районе, поскольку просто не строится новое жилье в центре, из-за архитектурных особенностей. В 2015-2016 годах государством приняты следующие обязательства:

• предоставляемое помещение будет соответствующих размеров, с наличием водоснабжения, отопления, электропроводок, газовой плиты и всей необходимой сантехники. Подчеркнем, что расселение из ветхого жилья никак не связано с предоставлением жилья по нормативам, на семью (такой порядок предоставления жилья действует только для малоимущих граждан, нуждающихся в жилье, и только по очереди). На практике часто бывают ситуации, когда предоставляемая квартира содержит меньшее количество комнат, что является поводом для судебного разбирательства. В этом случае суд будет учитывать целый ряд факторов, в том числе площадь жилого помещения, количество членов семьи, их половую принадлежность. При этом доплата за разницу в стоимости обмениваемых жилых помещений нашим законодательством не предусмотрена;

• будет составлен идентичный прежнему договор о найме, в случае съема жилищной площади раньше. Жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма, должны быть в виде отдельной квартиры в фонде социального пользования (или комнаты);

• предоставлены должны быть не менее трех вариантов обмена, на каждую отдельную площадь или квартиру;

• жилье в том же районе, если собственник не захочет ехать в другой. При этом суды не принимают во внимание такие моменты как близость детского сада или поликлиники [3].

Важно учитывать, что в свою очередь только владельцы жилья имеют право подать все заявления, не допускается действие через доверенных лиц или, например, съемщиков частной собственности.

Порядок расселения граждан в случае, если квартира не приватизирована, может развиваться по двум направлениям. Во-первых, можно приватизировать квартиру, если вы не стоите на очереди по улучшению жилищных условий. Во-вторых, вам предоставляют жилье, равнозначное сносимому. Поясним, что ни в коем случае вам не могут предоставлять комнаты в коммунальной квартире, если предыдущее жилье было изолированным [4].

Таким образом, можем сделать некоторые выводы:

• в связи с неэффективной реализацией программы по расселению населения, многие граждане продолжают жить в аварийных условиях, что угрожает их здоровью и жизни. Поэтому стоит ускорять темпы выполнения планов, во избежание разрушения зданий;

• в настоящее время наблюдается практика нарушения прав граждан в этой области, поэтому следует изучить свои права и обращаться в суд при их нарушении;

• очень важно законодательно закрепить нормы, связанные с качеством ремонта и с характером функционирования инженерно-технических сетей, чтобы расселение граждан происходило в соответствии с данным регламентом;

• для мотивирования чиновников на скорейшее выполнение программы следует ввести штрафные санкции в этой сфере.

Список литературы /References

1. Жилищный кодекс Российской Федерации. М.: Эксмо, 2016. 240 с.

2. Людковский A.M., Спивак А.Н., Гринберг И.Е., Тавровский Э.С., Макарова Е.В., Никитина Е.А. Методические рекомендации по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности (утв. Приказом Госстроя РФ от 10.11.1998 № 8): методические указания. Москва: Изд-во Госстрой России, 1998. 78 с.

3. Строительные нормы и правила: СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания»: нормативно-технический материал. Москва: [б.и.], 2000. 26 с.

4. Санитарные нормы и правила: СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»: нормативно-технический материал. Москва: [б.и.], 2010. 28 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.