Научная статья на тему 'Проблемы легализации эвтаназии в Российской Федерации'

Проблемы легализации эвтаназии в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1097
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВТАНАЗИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мишина Анна Ильинична

В статье поднимаются важные проблемы, связанные с эвтаназией человека. Сопоставляются различные точки зрения, приводятся законодательные нормы зарубежных стран, преследующие сторонников эвтаназии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы легализации эвтаназии в Российской Федерации»

УДК 343.61

МИШИНА А.И. Проблемы легализации эвтаназии

в Российской Федерации

В статье поднимаются важные проблемы, связанные с эвтаназией человека. Сопоставляются различные точки зрения, приводятся законодательные нормы зарубежных стран, преследующие сторонников эвтаназии.

Ключевые слова: эвтаназия, общественное мнение, Уголовный кодекс.

В уголовно-правовом значении эвтаназия определяется как умышленное лишение жизни безнадежно больного человека для избавления его от страданий. По способам применения ее делят на "активную" (позитивную), состоящую в совершении определенных действий по ускорению смерти безнадежно больного человека, и "пассивную" (негативную), смысл которой - отказ от мер, продляющих жизнь такого больного1.

Впервые Всемирная медицинская ассоциация (ВМА) рассмотрела вопрос об эвтаназии в 1950 г и осудила ее совершение "при любых обстоятельствах". Однако впоследствии в актах ВМА появились нормы, в известной степени оправдывающие пассивную эвтаназию. Так, согласно Лиссабонской Декларации прав пациента (сентябрь/октябрь 1981 г.) пациент имеет право, получив "адекватную информацию... отказаться от лечения", а также право "умереть достойно"2. Еще одним таким документом ВМА является Венецианская Декларация о терминальном состоянии (октябрь 1983 г.), которая прямо обязывает врача осуществлять пассивную, в том числе принудительную (на основе волеизъявления родственников), эвтаназию: "Врач не продлевает мучения умирающего больного, в том числе связанные с неизлечимой болезнью и уродством, прекращая по его просьбе, а если больной без сознания - по просьбе его родственников, лечение, способное лишь отсрочить наступление неизбежного конца".

Вскоре международные этические нормы были закреплены в законодательных актах отдельных государств. В частности, они (за исключением права на достойную

смерть) были восприняты российским законодательством: статья 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан3 включает в перечень прав пациента при оказании медико-социальной помощи, во-первых, право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством допустимыми способами и средствами; во-вторых, право на отказ от медицинского вмешательства при осведомленности пациента о его возможных последствиях.

Общеизвестно, что эвтаназия осуждается традиционной религией и моралью. Так, Заявление Церковно-общественного совета Русской православной церкви по биомедицинской этике (1999 г) гласит: "Православные священнослужители, ученые, врачи считают недопустимой реализацию любых попыток легализации эвтаназии как действия по намеренному умерщвлению безнадежно больных людей, рассматривая эвтаназию как особую форму убийства (по решению врачей или родственников), либо как самоубийство (по просьбе пациента), либо как сочетание того и другого"4. Отрицательно относится к эвтаназии и Римско-католическая церковь, что подтверждается Декларацией Конгрегации веры 1980 г., в которой сказано, что "ничто и никто не может разрешить убийство невинного человека, будь он... пожилым, неизлечимо больным или умирающим. Кроме того, никто не может требовать совершить такое убийство ни в отношении самого себя, ни в отношении кого-либо другого, находящегося под его ответственностью, не может также согласиться на это ни прямым, ни косвенным образом"5.

Однако этические и правовые нормы способствуют переосмыслению проблемы эвтаназии. Действительно, в контексте этих норм пассивная, в том числе принудительная, эвтаназия представляется способом облегчения боли и вариантом реализации права пациента на отказ от медицинского вмешательства. В результате этого, пассивная эвтаназия получает оправдание как метод лечения и сфера реализации "автономии" (свободы выбора)пациента.

В качестве одного из правовых оснований эвтаназии нередко рассматривают право пациента на отказ от медицинского вмешательства, провозглашенный статьей 33 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. Однако на сегодняшний день в России механизм реализации этого права практически не разработан.

Сторонники легализации эвтаназии в России рассматривают ее не в качестве уголовного преступления против жизни, а как гражданско-правовую форму реализации пациентом права на жизнь в аспекте распоряжения собственной жизнью. Несмотря на необоснованность данных утверждений с точки зрения действующего российского законодательства, взгляд на эвтаназию как на естественное право человека достаточно распространен в медицинской среде. Кроме того, благодаря СМИ происходит декриминализация эвтаназии и в общественном сознании.

Против легализации эвтаназии в России можно привести следующие аргументы. Прежде всего, зарубежный опыт стран, легализовавших эвтаназию, свидетельствует, что альтернативный подход к правовому регулированию эвтаназии (предполагающий квалификацию эвтаназии в качестве уголовного преступления с освобождением врача от ответственности при соблюдении в ходе эвтаназии правил, установленных законом) не является гарантией безупречной эвтаназии. Легализация эвтаназии, даже исключительно в пассивной форме, фактически приводит к применению активной эвтаназии. Так, П.Д. Тищенко замечает, что в США "процедуры пассивной эвтаназии используются как обходной путь осуществления активной эвтаназии. Например, допустимо использование высоких доз седативных

средств, фактически вызывающих коматозное состояние больных. После чего прекращаются поддерживающие жизнь мероприятия (главным образом введение в организм жидкостей), и пациент умирает через несколько дней от дегидратации"6. Вызывает опасение предлагаемое сторонниками эвтаназии обилие субъективных критериев. В частности, с медицинской точки зрения понятие "безнадежно больной" является весьма относительным, поскольку, во-первых, в медицинской практике встречаются случаи неожиданного выздоровления неизлечимо больных людей, во-вторых, с развитием медицины постоянно сужается круг неизлечимых, влекущих смертельный исход болезней, что значительно затрудняет констатацию "безнадежного состояния" пациента. В качестве одного из условий легального осуществления эвтаназии указывается "неустранимость значительных физических и душевных страданий с помощью известных средств". Однако в условиях коммерциализации медицины это правило, несомненно, приобретает иное звучание: "неустранимость значительных страданий с помощью доступных для кармана пациента средств". Опасения, связанные с указанной метаморфозой, являются главным препятствием на пути легализации активной эвтаназии в США7.

Сторонники легализации эвтаназии подчеркивают ее добровольный характер, выраженный в письменной просьбе пациента об эвтаназии либо в прижизненном завещании. Однако в состоянии болезни лицо менее всего способно к принятию волевых, сознательных решений. Как правило, воля человека подавлена зависимостью от родственников, доверенных лиц, врача. В состоянии болезни возможны так называемые пороки воли: заблуждение, принудительное волеизъявление под влиянием насилия, угроз, уговоров, шантажа и т.д. Не исключено, что рекомендации близких родственников пациента по составлению "прижизненного завещания" могут иметь лишь вид милосердия к страждущему ближнему, а в действительности преследовать цель получения наследства.

Аморальность эвтаназии может явиться поводом к предъявлению судебных ис-

№ 1 2009 г.

ков о компенсации морального вреда близкими родственниками пациента, для которых умерщвление близкого человека -даже на добровольной основе - является трагедией, а не "реализацией субъективного права на жизнь в аспекте распоряжения жизнью". Отмена запрета на эвтаназию также наносит ущерб нравственности врача, профессиональным долгом которого является приложение всех усилий для спасения жизни пациента8. Кроме того, в медицинском контексте эвтаназия неэтична в силу известного положения клятвы Гиппократа: "Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла". Исключение из этого правила предусмотрено ст. 58 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, согласно которой отказ врача от лечения пациента допустим по согласованию с соответствующим должностным лицом в случаях несоблюдения пациентом предписаний или правил внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения9.

Право на жизнь имеет каждый - от рождения до самой смерти. Однако наличие у человека права на жизнь не означает, что у него есть и юридическое право на смерть. Более того, история свидетельствует о том, что желание человека уйти из жизни, как правило, встречало осуждение со стороны общественного мнения, церкви и даже государства. Можно сказать, что на таких же позициях остается и действующее российское законодательство.

Так, целью статьи 20 Конституции РФ, провозглашающей право на жизнь, является запрет произвольного, преступного лишения жизни любого человека вне зависимости от свойств, качеств и индивидуальных характеристик личности. Кроме того, ст. 45 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан запрещает медицинскому персоналу даже в случае тяжелой и мучительной болезни пациента удовлетворять его просьбы об ускорении смерти какими-либо действиями или средствами10. Конечно, нельзя не видеть у такого законодательного решения и других причин - стремления исключить случаи отказа врачей от оказания больному

медицинской помощи, расправ с людьми под видом удовлетворения их просьб об эвтаназии и т.д.11.

Суицид, а также действия, создающие реальную опасность для себя самого, рассматриваются в качестве законного основания для психиатрического освидетельствования такого лица без его согласия или без согласия его законного представителя, применения в отношении желающего свести счеты с жизнью мер обеспечения безопасности (физического стеснения и изоляции), а в случае необходимости и мер, предусмотренных ст. 10 Закона РФ "О милиции"12, и могут повлечь любую форму психиатрической помощи, предусмотренной статьями 23, 29, 30 Закона РФ от 2 июня 1992 г. № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", вплоть до госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке13.

Сказанное свидетельствует о негативном отношении государства к самостоятельному решению гражданами вопроса о прекращении жизни, что еще раз опровергает понимание права на жизнь в том числе как и права на смерть.

Научные дискуссии, посвященные проблеме эвтаназии, осуществляются в русле понимания права на жизнь и его комплексной природы. Если рассматривать право на жизнь как неотъемлемое право человека на сохранение своей жизни от посягательств на нее со стороны государства и других лиц, эвтаназия является безусловным нарушением этого права и влечет за собой юридическую ответственность. Однако в структуре эвтаназии выделяют несколько составных частей, при этом в качестве важного компонента называется право человека на распоряжение своей жизнью. При этом встречаются две противоположные точки зрения, одна из которых настаивает на существовании особого права на смерть. Признание такого права автоматически означает и признание права на осуществление эвтаназии. Однако нельзя признать право на смерть производным от права на свободное распоряжение своей жизнью, выступающего структурным элементом права на жизнь,

которое связано с наступлением позитивных последствий. Смерть, пусть даже желанную и безболезненную, нельзя отнести к последствиям такого рода.

В силу отсутствия в отечественном законодательстве правовых предпосылок, пресекающих преступные злоупотребления в рассматриваемой сфере, существует опасность того, что эвтаназия может затронуть интересы и здоровых людей, которых достаточно легко (с помощью медицинских средств и с нечистой совестью людей) превратить в безнадежно больных.

Кроме того, необходимо учитывать и то, что в медицине нет понятия неизлечимого заболевания. С точки зрения врачей практически любое заболевание (за исключением генетических) поддается медицинскому лечению. Поэтому понятие "неизлечимость" достаточно условно и в большой степени зависит от средств и индивидуальных возможностей, имеющихся в данный момент в распоряжении врача и больного14. Кроме того, учитывая неединичные случаи исцеления тяжелобольных, результат часто зависит от индивидуальных особенностей организма больного и стадии заболевания.

Поэтому необходима дальнейшая научная разработка вопросов, связанных с правом на жизнь и структурой этого права, с моментами возникновения и прекращения права на жизнь. Кроме того, любые действия, связанные с нарушением права человека на жизнь, подлежат юридической ответственности. На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что в настоящее время легализация эвтаназии в России является мерой преждевременной.

1 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (с изменениями и дополнениями) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 33. Ст. 1318.

2 Бобров О.Е. Этико-правовые аспекты эвтаназии / О.Е. Бобров // littp://www.mif-ua.eom/arhiv/9a/5.php

3 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (с изменениями и дополнениями) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 33. Ст. 1318

4 Силуянова И.В. Этика врачевания: современная медицина и правосламис/ И.В. Силуянова. М., 2001. С. 246-247.

5 Медицина и права человека / М., 1999. С. 65.

6 Тищенко П.Д. Эвтаназия: российская ситуация в свете американского и голландского опыта/П.Д. Тищенко//Медицинское право и этика. 2000. № 2. С. 33.

7 Чернега К.А. Правовые проблемы эвтаназии в России / К.А. Чернега //Гражданин и право. 2003. № 1. С. 16.

8 Чернега К.А. Правовые проблемы эвтаназии в России / К.А. Чернега //Гражданин и право. 2003. № 1. С. 17.

9 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (с изменениями и дополнениями) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 33. Ст. 1318.

10 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (с изменениями и дополнениями) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 33. Ст. 1318.

11 Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Л.В. Лазарева. Система ГАРАНТ, 2007.

12 Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 "О милиции" (с изменениями и дополнениями) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.

1991. № 16. Ст. 503.

13 Закон РФ от 2 июня 1992 г. № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изменениями и дополнениями) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.

1992. № 33. Ст. 1913.

14 Капинус О.С. Эвтаназия как социально-правовое явление / О.С. Капинус. М.: Букво-вед, 2006.

№ 1 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.