УДК 342.723
Мирецкая Екатерина Ильинична Miretskaya Ekaterina Ilyinichna
начальник кабинета кафедры криминалистики
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
chief of an office of chair of criminalistics
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: ekat78@rambler.ru
Проблемные вопросы легализации эвтаназии в России Problem questions of legalization of euthanasia in Russia
В статье рассматриваются такие понятия, как эвта- In article such concepts as euthanasia, the right to death,
назия, право на смерть, право на жизнь. Анализируются the right for life are considered. Statistical data and legal reg-
статистические данные и правовое регулирование в оте- ulation in the domestic and foreign legislation, development
чественном и зарубежном законодательстве, перспекти- prospects, and also euthanasia emergence history are ana-
вы развития, а также история возникновения эвтаназии. lyzed.
Ключевые слова: эвтаназия, легализация, право на Keywords: euthanasia, legalization, right for life, right to
жизнь, право на смерть. death.
Дебаты по поводу возможности легализации или запрета эвтаназии в различные странах мира разгораются вновь и вновь. При этом само понятие «эвтаназия» порой трактуется настолько разнообразно и диаметрально противоположно, что понять иной раз, а тем более высказаться аргументированно в поддержку или за ее запрет достаточно сложно. И все же попробуем разобраться в правовой сущности и последствиях этой процедуры.
Термин «эвтаназия» имеет греческое происхождение и не вызывает никаких споров. В переводе на русский язык «эвтаназия» означает «хорошая смерть». На этом точность и определенность данного термина и заканчивается. В самом понятии соединено совершенно два противоположных слова: «смерть» — это что-то трагическое, непоправимое, страшное, горе и «хорошее» — это доброе, позитивное, вызывающее радость.
Всесторонне проанализировать ситуацию с эвтаназией невозможно без рассмотрения таких понятий, как «жизнь» и «смерть» в российском и международном праве.
Право на жизнь дается человеку природой (или Богом), но никогда — государством или властью. Последние обязаны лишь признавать, уважать и всемерно защищать эту ценность, доминирующую над всеми остальными [1, с. 150—151]. Закрепленное законодательно право на жизнь никем не оспаривается. В отличие от него право на смерть является предметом жарких дискуссий.
Смерть — это биологический процесс, неизбежность, окончание существования любого биологи-
ческого существа, хотя в человеческом обществе она приобретает социальный и правовой характер. С точки зрения права, смерть представляет собой специфическое правовое состояние [2].
Декларацией о трансплантации человеческих органов, принятой 39-й Всемирной медицинской ассамблеей (ВМА) 1987 года, участником которой является и Российская Федерация, закрепляется, что «эвтаназия, то есть акт преднамеренного прерывания жизни пациента, даже сделанная по просьбе самого пациента или по просьбе его близких родственников, является неэтичной. Это не исключает необходимости уважительного отношения врача к желанию больного не препятствовать течению естественного процесса умирания в терминальной фазе заболевания» [3]. Осуждая активную эвтаназию, ВМА допускает пассивную форму эвтаназии. Международные правовые акты, регулирующие право на жизнь, — это Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в Риме 4 ноября 1950 года, и др.
В российском законодательстве в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» эвтаназия понимается как «ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента».
В законодательствах различных стран эвтаназии дается различное толкование. В Нидерландах под эвтаназией понимают всякое действие, направленное на то, чтобы положить конец жизни той или иной личности, идя навстречу ее собственному желанию, и выполненное незаинтересованным лицом.
Международная организация «Борцы за здоровье против эвтаназии» считают, что эвтаназия — это преднамеренное убийство или потеря человека, чью жизнь считают недостойной продолжения. Русская православная церковь говорит о том, что «...эвтаназия является формой убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент. В последнем случае к эвтаназии применимы соответствующие канонические правила, согласно которым намеренное самоубийство, как и оказание помощи в его совершении, расцениваются как тяжкий грех» [5].
Зачастую во многих печатных изданиях можно встретить определение эвтаназии как «право на смерть». На наш взгляд, это не совсем правильно. Наиболее полную и всестороннюю дефиницию права на смерть приводит Е.К. Фомичев. По его мнению, право на смерть — это естественное, неотчуждаемое, абсолютное, охраняемое законом право человека прекратить существование на основании собственного волеизъявления, путем самостоятельного определения времени, способа и причин ухода из жизни, реализуемое любым неопасным для общества способом [6].
Сама формулировка понятия «права на смерть», по мнению некоторых ученых, также не совсем точна, скорее следует использовать термин «свобода смерти». Свобода смерти означает возможность следовать своему собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещено законом, а также позволяет быть независимым от воли другого субъекта. Исходя из этого определения, свобода смерти будет включать в себя не только такие формы, как эвтаназия, но и самоубийство (суицид), а также смертельный риск.
Однако, на наш взгляд, наиболее полное определение эвтаназии в наше время дает А.Н. Конев, говоря, что это «сознательная и преднамеренная юридически разрешенная деятельность (бездеятельность) квалифицированного медицинского работника, которая направлена на прекращение физических, психических, моральных либо иных страданий пациента, обусловленных его неизлечимой болезнью, и влечет за собой его смерть в безболезненной или минимально безболезненной форме при условии, что указанная деятельность осуществляется бескорыстно по настоятельной, осознанной и единотрактуемой просьбе пациента либо его законного представителя, полностью, объективно и своевременно осведомленного о ее результатах» [7].
Развитие эвтаназии как социально-правового явления можно разделить на несколько этапов. Первый, когда в Древнем мире само явление эв-
таназии было проявлением добра и являлось неизбежным в некоторых случаях. Обычаи допускали проявление тех или иных форм эвтаназии, а также и регулировали их. Так, в 451 —450 годах до н. э. в Законах XII таблиц упоминается право лишать жизни новорожденных, «отличающихся исключительным уродством» [8]. Эвтаназия практиковалась как в восточных, так и в западных цивилизациях, однако с развитием общества, социальных и правовых систем она не получает закрепления в этих системах. Следующий этап — Средневековье. Это время развития и распространения христианских идей,когда прерогатива распоряжения человеческой жизнью и смертью принадлежит Богу, а отступление от церковных доктрин являлось ересью и грехом. Третий этап — Новое и Новейшее время. Это время, когда появляется множество мнений, точек зрения на само понятие эвтаназии, появляется все новая и новая аргументация как за легализацию, так и за полный запрет эвтаназии. Не стоит забывать, что решающую роль на развитие норм права, связанных с эвтаназией, оказала религия. Основные религиозные учения — христианство, ислам, буддизм в большинстве своем относятся к этому явлению отрицательно, воспринимая его как разновидность убийства либо самоубийства, что также является одним из основных сдерживающих факторов легализации эвтаназии.
Впервые в новое время термин «эвтаназия» был использован Френсисом Беконом в XVI веке и подразумевал под собой естественную и безболезненную смерть. До начала 40-х годов XX века идеи эвтаназии и евгеники пользовались высокой популярностью в медицинских кругах европейских стран. Однако последующие действия нацистов в Европе, а в частности программа умерщвления «Т-4», надолго обезоружили и дискредитировали сторонников этих идей.
Программа умерщвления «Т-4» («Акция Тиргар-тенштрассе 4») — официальное название евгенической программы немецких нацистов по стерилизации, а в дальнейшем и физическому уничтожению душевнобольных, умственно отсталых и наследственно больных. В дальнейшем круг лиц, которые должны быть уничтожены, был существенно расширен, в него включили нетрудоспособных лиц (инвалиды, а также болеющие больше 5 лет).
На первоначальном этапе программы уничтожались только неизлечимо больные дети до 3 лет, позднее мера распространилась и на подростков до 17-летнего возраста, а далее и на все возрастные группы. Смертный приговор выносился без проведения серьезной диагностики. До конца Второй мировой войны примерно в 30-ти специализированных детских отделениях было убито приблизительно около 5 тысяч только детей-инвалидов [9, с. 6].
До 1 сентября 1941 года было умерщвлено 70 273 человека, и это только в Германии. Согласно нацистской статистике это давало огромный экономический эффект в сохраненных для страны 885 440 тысяч рейхсмарок [10].
ТРИБУНЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Страной, которая первая официально разрешила эвтаназию, была Голландия.
В СССР также можно было встретить упоминание об эвтаназии. В УК РСФСР 1922 года в статье 143 было примечание «о непреступности убийства, совершенного из сострадания и по настойчивой просьбе потерпевшего», которое, правда, достаточно быстро было исключено сессией ВЦИК во избежание злоупотреблений.
Впервые в мире эвтаназия была официально применена к неизлечимо больному пациенту 1 апреля 2002 года в Нидерландах. Сегодня ежегодное количество «заявок на смерть» в Голландии исчисляется тысячами. Эвтаназия разрешена в странах Бенилюкса (в Бельгии недавно легализовали и детскую эвтаназию как «прекращение страданий несовершеннолетних пациентов в терминальной стадии с согласия родителей и врачей»), в Швейцарии, в четырех штатах США (Вермонт, Орегон, Вашингтон и Монтана), а также в особых случаях во Франции. В России, как и в большинстве стран мира, эта процедура запрещена.
В российском законодательстве сложилась, на наш взгляд, парадоксальная, взаимоисключающая ситуация в отношении эвтаназии.
Отношения врача и пациента законодательно закреплены и регулируются на территории России Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В статье 45 данного Закона, которая называется «Запрет эвтаназии», указано, что медицинским работникам запрещается осуществлять эвтаназию. Казалось бы, что может быть проще, в законе четко сказано, что это запрещено. Однако, обратив свое внимание на статью 20 этого же Закона под названием «Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства», мы видим, что в части 3 говорится о том, что «гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи». Проанализировав содержание приведенной статьи, можно сделать вывод, что речь идет о пассивной эвтаназии, хотя и существует ссылка на часть 9 этой же статьи, где оговариваются исключительные случаи, когда медицинское вмешательство возможно без согласия гражданина.
Однако в этом перечне исключений мы также не встречаем упоминание об эвтаназии. В итоге получается, что в Законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в статье 20 говорится о возможности пассивной эвтаназии, а в статье 45 все виды эвтаназии, в том числе и пассивной, запрещены. Заложниками данной правовой неразберихи являются как пациенты, так и врачи. Первые становятся практически беззащитными от возможных нарушений и злоупотреблений в этой
области, а вторые вынуждены разрываться между исполнением долга врача — спасением жизни и соблюдением закона.
Заслуживают внимания результаты опроса студентов медицинского университета, проведенного в 2010—2012 годах. Было опрошено 627 респондентов. На вопрос о допустимости эвтаназии в современной медико-клинической практике 464 опрошенных (61,5%) ответили «да»; 125 человек (16,4%) высказались против возможности использования эвтаназии. Это свидетельствует о серьезной переоценке молодыми людьми помощи безнадежно больным пациентам, находящимся в терминальной стадии. Актом милосердия эвтаназию считают 503 человека (65,7%), 103 человека (13,5%) высказались против данного суждения. В случае тяжелого и болезненного процесса умирания родственника согласились бы на проведение эвтаназии 299 опрошенных (39%), 171 (22,4%) — отказались бы, а 247 респондентов (32,3%) вообще не смогли определиться с ответом. Это говорит о том, что психологически и морально общество не готово к объективной и адекватной оценке эвтаназии. Кроме того, это может свидетельствовать о том, что у молодых людей, будущих врачей, отсутствует устоявшаяся профессиональная и нравственная ориентация в оценке этих сложных проблем [11].
Опросы практикующих врачей показали, что 56% подтверждают случаи пассивной эвтаназии, а 16% говорят о существовании активной эвтаназии [12, с. 184].
Сторонники эвтаназии, ратуя за ее легализацию, приводят в качестве довода то, что человек имеет право на жизнь, исходя из чего может распоряжаться ею по своему усмотрению и самостоятельно определять время смерти. Данное право закреплено в статье 20 Конституции Российской Федерации, а признание такого права в основном законе России и означает уже легализацию эвтаназии. Однако, на наш взгляд, эвтаназия никак не может быть и не является производной от права на жизнь или права распоряжаться жизнью по своему усмотрению. Еще одним доводом за легализацию эвтаназии может являться то, что она уже существует и действует вне законодательства и необходимо максимально быстро урегулировать данный вопрос в правовом поле во избежание злоупотреблений. С этим доводом нельзя не согласиться.
Противники эвтаназии говорят о том, что само это явление есть капитуляция перед болезнью и ее легализация может снизить темпы роста медицинской науки и технологии в этой области. Также не стоит забывать о теологической точке зрения — о божественном происхождении человека и об отсутствии права выбора рождаться или нет.
Следующий аргумент против эвтаназии — это то, что она противоречит самой сущности деятельности врача, медицинского работника, главной профессиональной целью которого является лечение больного. Не надо забывать и о том, что при диагностике болезни возможны ошибки, также
могут появиться новые препараты, способные облегчить степень болезни, а возможно, и полностью избавиться от недуга. Основным доводом против легализации эвтаназии является то, что при высокой мотивации человек адаптируется к обстоятельствам, вызванным болезнью, особенно по прошествии некоторого времени, когда больной находится в депрессии и его могут посещать суицидальные мысли. Ведь почвой для принятия решения об эвтаназии в основном служат: боль, отчаяние и страх надолго стать тяжким бременем для родных. Как и сторонники легализации эвтаназии, противники говорят об отсутствии должного контроля в данной области, что неизбежно приводит к злоупотреблениям.
Невозможно дать однозначную оценку такому сложному явлению, как эвтаназия, как и нельзя категорично встать на сторону легализации этого явления или полного его запрета. На данном этапе развития российского законодательства как пассивная, так и активная эвтаназия запрещены. Если подходить к этой проблеме с точки зрения морали, этики и закона, то все же эвтаназия является по сути своей убийством и, как всякое преступление разрешать подобное нельзя. И все же, на наш взгляд, каждый человек должен для себя решить и ответить на вопрос: приемлет ли он эвтаназию для себя, готов ли он дать согласие на эвтаназию для своих родных и близких? Возможно, в ближайшие десятилетия российское законодательство обратит более пристальное внимание на эту проблему и законодательно либо легализует, либо запретит эвтаназию, исключив любые противоречия и пробелы в праве.
Примечания
1. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине (философские очерки). М., 1990.
2. Демичев А.А., Исаенкова О.В. Смерть с точки зрения права // Государство и право. 2008. № 8.
3. Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 33, ст. 1318.
4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. М., 1993.
5. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422
6. Фомичев Е.К. Эвтаназия как форма реализации права на смерть: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
7. Конев А.Н. Морально-правовые проблемы легализации эвтаназии: монография / под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2011.
8. Убийства под знаком эвтаназии при нацистском режиме // Новости медицины и фармации. 2010. № 329.
9. Памятники Римского права. Законы XII таблиц. Институция Гая и Дигесты Юстиниана. М., 1997.
10. Алексеев Н.С. F. Kaul. Nazimordaktion, T. 4. Ein Bericht uber die erste industrimabig durchführte Mordaktion des Naziregimes. Berlin. VEB Verlag Volk und Gesundheit, 1973: рецензия // Правоведение. 1977. № 1.
11. Порох В.И., Катрунов В.А., Засыпкина Е.В. Юридические и медико-этические аспекты эвтаназии и перспективы ее легализации в России // Современное право. 2013. № 2.
12. Крылова Н.Е. Результаты использования метода экспертных оценок по проблеме эвтаназии // Актуальные проблемы правового регулирования медицинской деятельности: материалы 2-ой Всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. С.Г. Стеценко. М., 2004.
Notes
1. Ivanyushkin A.Ya. Professional ethics in medicine (philosophical sketches). Moscow, 1990.
2. DemichevA.A., Isayenkov O.V. Smert from the point of view of the right // The state and the right. 2008. № 8.
3. Sheets of SND Russian Federation and Russian Armed Forces. 1993. № 33, art. 1318.
4. Bases of the legislation of the Russian Federation on protection of public health. Moscow, 1993.
5. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422
6. Fomichev E.K. Euthanasia as form of realization of the right to death: dissertation... candidate of legal sciences. Moscow, 2005.
7. KonevA.N. Moral and legal problems of legalization of euthanasia: The monograph / under the editorship of V.M. Ba-ranov. Nizhny Novgorod, 2011.
8. Murders under the sign of euthanasia at the Nazi regime // News of medicine and pharmacy. 2010. № 329.
9. Monuments of the Roman right. Laws XII of tables. Guy and Digesta Justinian's institution. Moscow, 1997
10. Alekseev N.S. F. Kaul. Nazimordaktion, T. 4. Ein Bericht uber die erste industrimabig durchfuhrte Mordaktion des Naziregimes. Berlin. VEB Verlag Volk und Gesundheit, 1973: review // Jurisprudence. 1977. № 1.
11. Poroh V.l., Katrunov V.A., Zasypkina E.V. Legal and medico-ethical aspects of euthanasia and prospect of its legalization in Russia // The modern right. 2013. № 2.
12. Krylova N.E. Results of use of method of expert evaluations on an euthanasia problem // Actual problems of legal regulation of medical activity: materials of the 2nd All-Russian scientific and practical conference / under a general edition of S.G. Stetsenko. Moscow, 2004.