УДК: 343-294
А. А. Яшина
ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ КРЫМСКИХ ТАТАР
Аннотация. В статье раскрыты актуальные вопросы распространения на крымско-татарский народ положений Закона РСФСР от 26 апреля 1991 г. № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» в связи с вхождением Республики Крым в состав Российского государства.
Ключевые слова: Конституция РФ, политическая реабилитация, репрессии, ответственность государства, Республика Крым, крымские татары.
Важность исследования института реабилитации подтверждается неоконченным до сегодняшнего времени процессом реабилитации народов и граждан, репрессированных по политическим, религиозным и иным мотивам. Недавние события, произошедшие в начале 2014 г. на Украине, показали, что насильственное переселение крымских татар с территории Крыма и незавершенность процесса их последующей реабилитации стали для них сдерживающим фактором для вхождения в состав Российской Федерации. Тем не менее присоединение Крыма к России, безусловно, повлекло за собой необходимость решения данного вопроса.
С просьбой распространить действие Закона РСФСР от 26 апреля 1991 г. № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» на крымско-татарское население обратились к В. В. Путину президент Республики Татарстан Р. Н. Миниханов и председатель Совета муфтиев России Р. И. Гайнутдин: «Это была бы серьезная моральная поддержка крымским татарам» [1]. Заметим, что 11 марта 2014 г. парламент Крыма принял постановление «О гарантиях восстановления прав крымско-татарского народа и его интеграции в крымское общество». В документе задекларированы существенные права крымским татарам.
Здесь следует вспомнить, что во время Великой Отечественной войны в период с 1943 по 1944 г. были проведены массовые депортации многих народов, в том числе крымских татар, в основном по обвинению в коллаборационизме1. За это время подверглись выселению 228 543 жителя Крыма, из них 191 014 крымских татар (более 47 тыс. семей) [2, с. 650]. С взрослых представителей народа взяли расписку об ознакомлении с постановлением, а также ответственности за побег из мест спецпоселения сроком до 20 лет каторжных работ. В соответствии с Указом Президиума Верховного совета СССР от 9 октября 1951 г. министр госбезопасности приказом № 00776 от 24 октября 1951 г. потребовал объявить под расписку крымским татарам, что они оставлены на спецпоселении навечно [3, с. 111; 4, с. 446].
После депортации крымских татар в Крыму были переименованы практически все населенные пункты, за исключением Саки и Судака, Бахчисарая, Ишуни и Джанкоя, названия которых имели крымско-татарское происхождение, уничтожены мечети, мусульманские кладбища, культурные ценности вывезены.
1 Коллаборационизм (фр. Collaboration - «сотрудничество») в юридической трактовке международного права - осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом, в его интересах и в ущерб своему государству. Термин чаще применяется в более узком смысле - как сотрудничество с оккупантами.
Долгое время крымские татары не были реабилитированы, вплоть до 90-х гг. XX в. Важной вехой в восстановлении справедливости в отношении репрессированных народов стало принятие Декларации Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 г. «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», положившее начало массовому возвращению крымских татар в Крым. Однако полноценная реабилитация крымскотатарского народа так и не была осуществлена. Не рассматривался вопрос о полном возмещении вреда, причиненного крымским татарам, на официальном уровне и на Украине, которой 19 февраля 1954 г. был передан Крым из состава РСФСР.
Отметим, что на Украине не существует специального законодательного акта, который на момент нахождения Крыма в составе Украины способствовал бы восстановлению прав крымско-татарского народа. Действие ряда статей Закона Украины «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» 1991 г. не распространяется на насильственно переселенные этнические группы. В связи с этим люди в целях восстановления справедливости пытались осуществить свою индивидуальную реабилитацию в соответствии с вышеуказанным законом Украины. Из-за того, что чиновники не исполняли Закон о реабилитации и не выдавали удостоверение реабилитированного, крымские татары вынуждены были обращаться в суд за судебной защитой нарушенных прав.
Так, отделение совета старейшин крымских татар «Намус» в Алуште через суд заставило исполнительные комитеты Алушты в 2013 г. выдать выселенным 18 мая 1944 г. крымским татарам удостоверения реабилитированных. Документ получили восемь человек. Удостоверение о реабилитации дает предъявителю право на льготы и компенсации, установленные Законом Украины «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине». Согласно ст. 4-6 данного закона реабилитированный имеет право на восстановление во всех гражданских правах, в том числе право на проживание в населенном пункте, в котором он проживал до репрессий. Примечательно, что это право распространяется на членов его семьи. Вместе с тем официально реабилитированные субъекты по Закону Украины могут рассчитывать на значительные меры социальной поддержки населения. Решениями Алуштинского, Симферопольского, Сакского, Бердянского городских судов и Севастопольского апелляционного было подтверждено, что насильственно выселенные 18 мая 1944 г. крымские татары были репрессированы и в 1991 г. реабилитированы на основании п. 4 Постановления Верховного Совета Украины «О порядке введения в действие Закона Украинской ССР "О реабилитации жертв политических репрессий на Украине"» от 17 апреля 1991 г. № 963-ХП. Одновременно суды Украины указали, что «...вопрос о реабилитации этой категории граждан решен Постановлением Верховного Совета СССР от 7 марта 1991 г. "Об отмене законодательных актов в связи с Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 г. "О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав"» [5].
Согласно ст. 2 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» порядок реабилитации распространяет свое действие на граждан Российской Федерации, граждан государств - бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 г. Вместе с тем следует отметить правовую позицию Конституционного суда РФ, выраженную в Определении от 19 февраля 2009 г. № 135-О-П «По жалобе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданина Барамыкова Рустама Ахметжановича положением статьи 2 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий"». Так, Конституционный суд РФ указал, что нормативное положение абзаца 2 ст. 2 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» предполагает, что данный
Закон - без каких-либо исключений - распространяется на граждан Российской Федерации и иных названных в нем лиц, которые начиная с 25 октября (7 ноября) 1917 г. подверглись политическим репрессиям на территории Российской Федерации в ее исторических границах (в том числе, следовательно, на граждан Российской Федерации, которые в указанный период были принудительно выселены с территории Крымской области, входившей в состав РСФСР до ноября 1954 г.). Именно данное истолкование находит обоснованное подтверждение в судебной практике [6]. Такое понимание действующего реабилитационного законодательства гарантирует реабилитацию крымских татар -граждан Российской Федерации.
Тем не менее индивидуальная реабилитация не способствует восстановлению прав и свобод крымско-татарского народа, запрету дискриминации по национальному признаку, возрождению национальных ценностей и т.д. Разработанные с участием Меджлиса крымско-татарского народа проекты законов о реабилитации до сих пор не были приняты. Именно действие в полном объеме норм Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» является важной гарантией защиты прав и свобод крымских татар наравне с остальными народами многонационального государства Россия. Вместе с тем это требует детального анализа юридических, социальных, экономических и иных нюансов в свете современного геополитического положения в государстве. В основе полной реабилитации крымских татар должны лежать императивы моральных и правовых начал, обосновывающие необходимость восстановления исторической справедливости в отношении невинно репрессированных народов и их представителей.
Б. М. Лазарев, например, указывает, что репрессированные народы являются особыми социальными общностями, специфическими субъектами права. Правовые статусы народа и конкретных лиц, из которых он состоит, взаимосвязаны, но не тождественны [7, с. 21-22].
Так, в соответствии со ст. 2 Закона о реабилитации от 26 апреля 1991 г. репрессированными признаются народы1, в отношении которых проводилась политика клеветы и геноцида вместе с насильственным переселением, ликвидацией национально-государственных образований, перекраиванием территориальных границ, проведением террора в местах спецпоселений.
Исходя из этого мы видим, что спецификой реабилитации в данном случае является особый субъект - народ, нация, общность людей. Примечательно, что «народ» представляет собой субъект исключительно конституционно-правовых отношений. Свидетельствами этого, верно пишет И. А. Андреева, являются упоминание данного термина в Конституции РФ и отсутствие последнего в главе «Лица» Гражданского кодекса РФ. Какие-либо правоотношения, продолжает И. А. Андреева, одной из сторон которых является народ либо социальная общность, находятся вне сферы регулирования гражданским законодательством. Кроме того, второй стороной таких отношений может выступать исключительно государство [8, с. 140-141].
По определению Закона от 26 апреля 1991 г. № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» под реабилитацией репрессированного народа понимается признание и осуществление его права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством. Реабилитация предусматривает возвращение народов, согласно их волеизъявлению, в места традиционного проживания на территории Российской Федерации [9]. Заметим, что выделяется территориальная, политическая, социальная и культурная реабилитация народов [10, с. 130].
1 Данное понятие включает в себя нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, например казачество.
Важно поддержать инициативу Совета муфтиев России о принятии комплекса мер по восстановлению исторической справедливости, политическому, социальному и духовному возрождению крымских татар. По мнению Президента РФ В. В. Путина, «должны быть приняты все необходимые политические, законодательные решения, которые завершат процесс реабилитации крымско-татарского народа, решения, которые восстановят их права, доброе имя в полном объеме» [11].
Представляется, что Министерство финансов Российской Федерации должно предусмотреть в федеральном бюджете средства на финансирование мероприятий по выполнению Законов «О реабилитации репрессированных народов» и «О реабилитации жертв политических репрессий».
Министерству культуры Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов РФ совместно с органами государственной власти Республики Крым необходимо определить перечень духовных, культурных и культовых ценностей, являющихся достоянием крымско-татарского народа и принадлежавших ранее Крыму, находящихся в музеях, библиотеках и других организациях и учреждениях Российской Федерации. Важно уделить внимание восстановлению топонимики Крыма, нарушенной, как указывалось выше, в период Великой Отечественной войны.
В настоящее время значимой мерой в области реабилитации крымских татар стало придание крымско-татарскому языку статуса государственного в Республике Крым. Так, В. В. Путин 18 марта 2014 г., выступая в Кремле перед депутатами Государственной думы, членами Совета Федерации, руководителями регионов России и Крыма, предложил сделать государственными в Крыму три языка: русский, украинский и крымско-татарский [12].
В заключение хотелось бы предложить принятие специального нормативно-правового акта, регулирующего особенности реабилитации крымских татар, в целях устранения последствий незаконной депортации данного народа и эффективной реализации Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов».
Частично это сделано путем принятия 21 апреля 2014 г. Указа № 268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития» [13] в целях восстановления исторической справедливости и устранения последствий незаконной депортации народов с территории Крыма.
Список литературы
1. Российская газета. - 2014. - 1 апр. - URL: http://www.rg.ru/2014/04/01/tatari-an0ns.html (дата обращения: 03.04.2014)
2. Бердинских, В. А. Спецпоселенцы: Политическая ссылка народов Советской России /
B. А. Бердинских. - М. : Новое литературное обозрение, 2005. - 765 с.
3. Лунев, В. В. Политическая преступность / В. В. Лунев // Государство и право. - 1994. - № 7. -
C. 107-121.
4. Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики / под ред. д-ра юрид. наук, проф. Ф. М. Рудинского. - 3-е изд. - М. : ЗАО «ТФ "Мир"», 2010. - 478 с.
5. Крымские татары Алушты добились реабилитации. - URL: http://www.avdet.0rg/n0de/8771 (дата обращения: 25.03.2014).
6. Вестник Конституционного суда РФ. - 2010. - № 1.
7. Лазарев, Б. М. Правовые вопросы реабилитации репрессированных народов / Б. М. Лазарев // Государство и право. - 1994. - № 12. - С. 21-26.
8. Андреева, И. А. Возмещение вреда государством как конституционно-правовой институт : дис. ... канд. юрид. наук / Андреева И. А. - М., 2010.
9. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 18. -Ст. 572.
10. Климова, Г. З. Реабилитация как правовой институт (вопросы теории и практики) / Г. З. Климова, И. Н. Сенякин. - Саратов : Изд-во Саратов. гос. акад. права, 2005. - 344 с.
11. Крымские татары почувствовали искренность россиян, считает глава СМР. РИА Новости. -URL: http://ria.rU/s0ciety/20140401/1002134425.html#ixzz2xv6ur4Pi (дата обращения: 02.04.2014).
12. Путин предложил утвердить в Крыму три государственных языка. - URL: http://www.kianews.com.ua/news/putin-predlozhil-utverdit-v-krymu-tri-gosudarstvennyh-yazyka (дата обращения: 20.03.2014).
13. Указ № 268 от 21 апр. 2014 г. «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития» // Российская газета. - 2014. - 21 апреля.
Яшина Анна Александровна Yashina Anna Aleksandrovna
аспирант, postgraduate student,
Пензенский государственный университет Penza State University E-mail: [email protected]
УДК: 343.294 Яшина, А. А.
Проблемы конституционно-правовой реабилитации крымских татар / А. А. Яшина // Вестник Пензенского государственного университета. - 2014. - № 3 (7). - C. 34-38.