Научная статья на тему 'Крымские татары: депортация и реабилитация'

Крымские татары: депортация и реабилитация Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2540
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / REHABILITATION / РЕПРЕССИИ / REPRESSIONS / СПЕЦПОСЕЛЕНИЕ / ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / IMMIGRANTS / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / LEGAL SUPPORT / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / LEGAL STATUS / РЕПРЕССИВНЫЕ МЕРЫ / REPRESSIVE MEASURES / МЕДЖЛИС / MAJLIS / ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ / RESTORATION OF HISTORICAL JUSTICE / СОЦИАЛЬНОЕ / SOCIAL / ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ НАРОДА / SPIRITUAL REVIVAL OF THE PEOPLE / SPETSPOSELENIYE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михайлова Наталья Владимировна, Савина Лариса Михайловна

Предметной областью данной статьи является проблема становления и развития правового обеспечения процесса реабилитации репрессированного крымско-татарского народа. Автор делает попытку проследить процесс становления взаимоотношений между крымскими татарами и русским народом, а также выявить причины репрессий в отношении крымско-татарского народа. Проводится анализ положений нормативных актов, регламентирующих репрессивные меры и процесс реабилитации в отношении крымских татар. В заключительной части определяются мероприятия, проводимые Российской Федерацией в настоящее время для решения вопросов, связанных с реабилитацией крымско-татарского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crimean tatars: the deportation and rehabilitation

The subject area of this article is the problem of formation and development of legal support of process of rehabilitation of the repressed Crimean Tatar people. The author does attempt to track process of formation of relationship between the Crimean Tatars and the Russian people, and also to establish the reasons of repressions concerning the Crimean Tatar people. The analysis of provisions of regulations regulating repressive measures and rehabilitation process concerning the Crimean Tatars is carried out. In final part the events held by the Russian Federation now for the solution of questions, connected with rehabilitation of the Crimean Tatar population are defined.

Текст научной работы на тему «Крымские татары: депортация и реабилитация»

УДК 341.1.01 ББК 67.2

КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ: ДЕПОРТАЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ

НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА МИХАЙЛОВА,

доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, профессор кафедры истории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Заслуженный работник высшей школы РФ ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА САВИНА, адъюнкт (очная форма обучения) кафедры истории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.01 - теория и история права и государства,

история учений о праве и государстве E-mail: [email protected] Рецензент: кандидат юридических наук, доцент С.Г. Куликова

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Предметной областью данной статьи является проблема становления и развития правового обеспечения процесса реабилитации репрессированного крымско-татарского народа. Автор делает попытку проследить процесс становления взаимоотношений между крымскими татарами и русским народом, а также выявить причины репрессий в отношении крымско-татарского народа. Проводится анализ положений нормативных актов, регламентирующих репрессивные меры и процесс реабилитации в отношении крымских татар. В заключительной части определяются мероприятия, проводимые Российской Федерацией в настоящее время для решения вопросов, связанных с реабилитацией крымско-татарского населения.

Ключевые слова: реабилитация; репрессии; спецпоселение; переселенцы; правовое обеспечение; правовое положение; репрессивные меры; Меджлис; восстановление исторической справедливости; социальное, духовное возрождение народа.

Аnnotation. The subject area of this article is the problem of formation and development of legal support of process of rehabilitation of the repressed Crimean Tatar people. The author does attempt to track process of formation of relationship between the Crimean Tatars and the Russian people, and also to establish the reasons of repressions concerning the Crimean Tatar people. The analysis of provisions of regulations regulating repressive measures and rehabilitation process concerning the Crimean Tatars is carried out. In final part the events held by the Russian Federation now for the solution of questions, connected with rehabilitation of the Crimean Tatar population are defined.

Keywords: rehabilitation; repressions; spetsposeleniye; immigrants; legal support; legal status; repressive measures; Majlis; restoration of historical justice; social, spiritual revival of the people.

С момента депортации народов Крыма прошло 70 лет. Предпринимались шаги к реабилитации этих народов, однако процесс завершен не был. Процесс реабилитации проходит поэтапно, и особое внимание к нему привлечено в современной демократической России. Актуальнейшей эта проблема стала после принятия полуострова Крым в состав Российской Федерации. Данный факт официально подтверждается Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»1, который был одобрен обеими палатами Парламента и 21 марта 2014 г. подписан Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.

Одним из первых заявлений Президента Российской Федерации было заявление о восстановлении исторической справедливость по реабилитации крымско-татарского народа. После чего последовал Указ Президента РФ от 21 апреля 2014 г. № 268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержки их возрождения и развития»2. Это является важнейшей проблемой, требующей особого внимания и правового урегулирования. Для решения этого вопроса необходимо обратиться к историческому опыту.

В средневековой Европе все кочевое и оседлое население Крыма называли общим именем татары, несмотря на то, что на территории Крыма проживали тавры, скифы, сорматы, хазары и многие другие

древние народы3. Многие ученые полагают, что происхождение крымско-татарского народа датируется первой третью XIII в. в период переселения кочевников Батыя из Азии в Крым4. Первые в истории русско-крымские столкновения начались около 833 г. Это проявлялось в русских набегах на Крым. А к 30-м годам X в. русская опасность являлась «уже реальным фактом» для всего Крыма5. Роль славян в дотатарский период истории Крыма, как утверждают некоторые авторы, очень велика. Например, по мнению, П. На-динского: «только русские имели неоспоримые исторические права на Крым как на свою древнерусскую территорию»6.

1233 г. считается в этнической истории «началом крымских татар»7. Со второй половины XV в. Крым стал одной из завоеванных земель османской империи. Крым имел переходную форму государства между турецким и российским самодержавием XV - XVII вв. По мнению, А.А. Новосельского: «Крымцы действовали совершенно самостоятельно и даже иногда вразрез с планами турецкого правительства»8, поэтому об отсутствии какого-то их собственного стратегического плана борьбы с Москвой говорят татарские набеги, которые: «были довольно слабыми, совершались небольшими силами и не проникали глубоко внутрь страны», «были делом частной инициативы отдельных вожаков», «отсюда полная распыленность и бессвязность действий татарских отрядов», чьи действия «не были рассчитаны на совершение крупных операций»9. Поэтому в результате такой «агрессивности» Крым не приобрел в этот период ни пяди земли. В эти века на крымчан все больше усиливается натиск соседей христиан, готовится тотальная ликвидация ханства и в конце XVII в. Москва выдвинула ультиматум о полном выселении крымского населения и передачи полуострова русским. Однако вопрос о передаче полуострова решен не был.

В XVII в. начало проходить объединение запорожских казаков с татарами Крыма. Это давало Крыму определенный шанс на защиту от Варшавы и Москвы. В конце XVII в. Россия завоевала Азов и получила выход в море. Лишившись поддержки турок и нагайцев, крымские татары не могли выступать против русских. В довершении этого Россия заключила с турками мирный договор, по которому Азов возвращался к Крыму, а татары не могли совершать набеги на новые русские владения. В 80-90 годах XVIII в. начинается активное наступление России на крымские земли. Московское правительство полагает потребовать от Турции уступить России Крым, выселить всех татар и уплатить контрибуцию в 2 млн червонцев. Турция считает эти требования неприемлемыми. Первую часть этой программы России удается выполнить только через 100 лет при императрице Екатерине II. У России не хватало сил привести в исполнение свой план, несмотря на агрессивность и экспансию.

Политика русского государства, проводимая императрицей Екатериной II, по мнению С.М. Соловьева, заключалась в том, что: «Она хочет расколоть единство крымчан и соблазнить татар «свободой» от турецкой опеки, рассылая копии с российских предложений помощи в Крыму «по разным местам, чем по малой мере разврат в татарах от размыслил произойти может»10. С помощью денег были подкуплены влиятельные татары и члены ханского рода; таким образом решились все проблемы и Крым был в руках русских, в результате турки были изгнаны. 1 ноября 1772 г. был подписан трактат, провозглашавший независимость Крымского ханства, а также союз и дружбу между Крымом и Россией. Крыму была предоставлена автономия в очень сложной форме. Россия, имевшая все возможности аннексировать полуостров бесповоротно, посчитала это нецелесообразным и невыгодным для России.

В начале 1780-х годов Россия укрепила свое международное положение и решила аннексировать Крым, но не сразу. В конце ХУШ в. Крым был поглощен Россией. Екатерина II трактовала это событие так: «Преобразование Крыма в вольную и независимую область не принесло спокойствия России и обратилось лишь в новые для нее заботы со значительными издержками. Опыт времени с 1774 г. показал, что независимость мало свойственна татарским народам и, чтоб охранять ее, нам нужно всегда быть вооруженными и при существовании мира изнурять войска трудными движениями, делая большие затраты как бы во время войны... Такая канитель с крымской независимостью принесла уже более семи миллионов чрезвычайных расходов... Принимая во внимание все эти обстоятельства, мы приняли решение дать другой оборот крымским делам... и сделать на будущее время Крымский полуостров не гнездом разбойников и мятежников, а территорией Русского государства. Ввиду этих соображений мы с полной доверенностью объявляем всем нашу волю на присвоение Крымского полуострова и на присоединение его к России»11. 8 февраля 1783 г. был принят манифест «О принятии полуострова Крыма, острова Тамани и всей Кубанской стороны под Российскую державу»12.

Революционные события 1917 г. , становление Советской власти имели решающее значение в отношениях между крымскими татарами и революционной Россией. Татарское национальное движение осознавало, что избавиться от пережитков прошлого, от социальной и экономической зависимости Крым может только с помощью России. Построение нового Крыма было единой целью в федеративном союзе с Россией. Мусульманский комитет, который был избран как постоянный орган на Всекрымском народном форуме, отказался от сепаратистских программ отдельных политиков и выпустил специальное воззвание, целью которого было построение «Демократического республиканского строя на национально федеративных началах»13.

18 октября 1921 г. ВЦИК и Совнарком РСФСР издали Декрет об образовании Крымской Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР14. 7 ноября в Симферополе провозгласили образование Крымской АССР, была принята Конституция Крымской АССР15 и избрано руководство республики.

В период Великой Отечественной войны на большей части территории Советского союза партизанское движение организовывалось в обстановке оккупации, в отличие от партизанского движения в Крыму, где эта работа была начата заблаговременно. На случай захвата Крыма немецко-румынскими войсками планировалось развернуть мощное партизанское и подпольное движение. Партизанские отряды комплектовались в каждом районе Крымской республики из партийных, комсомольских активистов и находящихся в запасе военных. Общее руководство партизанским движением осуществлялось нелегальным Обкомом во главе с И.А. Козловым. Крымские татары были представлены практически во всех отрядах16. Так как дислокация партизанских отрядов создавалась в горно-лесной зоне в окружении крымско-татарских сел, население этих сел активно привлекалось к закладке тайных продовольственных баз.

В 1941-1942 гг. Крымский полуостров был полностью оккупирован немцами. Пропагандистская обработка крымско-татарского населения и контроль за распределением экономических льгот и привилегий, которые германские власти предоставили татарскому населению, привели к переходу некоторой части населения Крыма на сторону захватчиков.

Однако, среди крымско-татарского населения были те, кто не поддался немецкой пропаганде и выполнил свой долг перед Родиной. Татары степной зоны полустрова Крым не разделяли пронемецких настроений и всячески содействовали советским партизанам. Сочувственное отношение к партизанам встречалось даже у завербованных немцами крымских татар, которые предупреждали о готовящихся нападениях на партизан и делились с ними продуктами. К сожалению, до недавнего времени имена этих людей были забыты. Сейчас нет возможности точно сказать о количестве крымских татар, которые оставались в партизанских отрядах весной и летом 1942 г. По данным Книги памяти Республики Крым17 в 1941-1942 гг. пропали без вести, погибли, умерли от голода и ран 113 крымских татар партизан.

Нарком НКВД Крымской АССР Т.Г. Каранад-зе в своей записке, направленной в Москву в марте 1942 г., делает следующий вывод: «По данным, которыми мы владеем, можно судить, что хоть и небольшая, но все таки определенная часть татарского населения Крыма остается на стороне Советской власти, с чем нельзя не считаться, проводя те или иные мероприятия в Крыму»18. Позже, 18 ноября 1942 г. Бюро Крымского Обкома ВКП(б) приняло

постановление «Об ошибках, допущенных в оценке поведения Крымских татар по отношению к партизанам, о мерах по ликвидации этих ошибок и усилении политической работы среди татарского населения» в котором, анализируются факты, доклады командиров партизанских отрядов, что при проведении проверки было выявлено, что утверждение о враждебном отношении большинства татарского населения Крыма к партизанам не является обоснованным, а считается «политически вредным». Немецко-румынские оккупанты использовали буржуазно-националистические, кулацкие и другие уголовные элементы, а также путем массового террора и насилия им удалось привлечь часть татарского населения горных и предгорных районов на свою сторону. Открытие мечетей, наделение татар виноградниками, садами не обложение налогами создало у некоторой части татарского населения иллюзию о немецком режиме в Крыму и это оказало влияние на дезертирство местных татар из партизанских отрядов. Несмотря на это татарское население все больше убеждается в обмане со стороны немецкого руководства, перестает верить в их обещания и ждет возвращения Советской власти. Бюро ОК ВКП(б) считает, что если все командиры, бойцы и политработники партизанских отрядов сделают правильные выводы можно не только исправить допущенные ошибки, но и помочь татарскому населению вернуться в ряды борцов за общее дело против фашистов19. Начиная со второй половины

1943 г. часть завербованных немцами добровольцев начала переходить к советским партизанам.

В 1944 г. Крым был освобожден Красной армией от немецко-фашистских захватчиков. На основании сообщений и докладов, поступающих на имя Наркома Внутренних дел СССР Л.П. Берия о дезертирстве и предательстве со стороны крымских татар им было подготовлено письмо от 10 мая 1944 г. за № 424/6 в Государственный комитет обороны т. Сталину, в котором определялись сроки выселения крымских татар. Операция должна быть начата 20-21 мая 1944 г. и окончена до 1 июня 1944 г.20.

Уже 11 мая 1944 г. Государственный комитет обороны принимает Постановление ГОКО № 5859сс «О крымских татарах»21. В котором говорится, что многие крымские татары изменили Родине, дезертировали из частей Красной Армии и вступали в сформированные немцами воинские части, которые боролись против Красной Армии, активно сотрудничали с немецкими властями, помогали им в насильственном угоне советских граждан в Германское рабство и массовом истреблении советских людей. На основании этого Государственный комитет обороны постановил выселить всех татар с территории Крыма до 1 июня

1944 г. в Узбекскую ССР в качестве спецпереселенцев на постоянное место жительства. На основании этого постановления спецпереселенцам было разрешено взять с собой личные вещи, бытовой инвентарь, про-

довольствие в количестве до 500 кг. на семью, а все остающееся на месте имущество: скот, зерно сдается взамен на обменные квитанции. Должны были организовать перевозку специальными эшелонами по графику с врачом и двумя медсестрами, обеспечением медикаментами и санитарным обслуживанием. Спецпереселенцы должны были быть обеспечены в пути горячим питанием и кипятком. По прибытию на места выселения спецпереселенцам должны были выделить приусадебные участки, предоставить стройматериалы для строительства домов, выдать ссуды на строительство и хозяйственное обеспечение, муку, крупу, овощи. Для проведения данных мероприятий было выделено 30 млн руб.

Операция по выселению крымских татар с территории Крыма была начата 18 мая 1944 г., и закончилась в 16 часов 20 мая 1944 г.. В телеграмме от 8 июня 1944 г. № 1476 на имя т. Берия докладывается об окончании приема эшелонов и расселении крымских татар на территории Узбекской ССР. «Всего принято и расселено в Узбекской ССР спецпереселенцев 33 775 семей - 151 529 чел: мужчин - 27 558, женщин - 55684, детей - 68 287 человек. Умерло в пути следования 191 человек»22.

Расселение крымских татар проходило в основном в совхозах, колхозах и предприятиях промышленности Ташкентской, Самарканской, Андижанской, Ферганской, Наманганской, Кашка-Дарьинской, Бухарской областях Узбекской ССР в пустующих жилых помещениях и за счет уплотнения местных жителей.

Постановлением СНК №35 от 8 января 1945 г. «О правовом положении спецпереселенцев»23 определялся их статус. Данное постановление предусматривало ряд ограничений. Одно из них - это запрет на перемещение за пределы района расселения без разрешения коменданта спецкомендатуры НКВД. Нарушение установленного режима рассматривалось как побег и влекло за собой уголовную ответственность.

Обо всех изменениях, произошедших в семье спецпереселенца, таких как рождение ребенка, смерть члена семьи, побег и т.д., необходимо было сообщать в спецкомендатуру НКВД в 3-х дневный срок. В случае нарушения установленного общественного порядка на спецпереселенца накладывался штраф в размере до 100 руб. или арест до 5 суток.

После принудительного переселения крымских татар в Узбекскую ССР был принят Указ Президиума Верховного Совета ССС от 30 июня 1945 г. № 121/145 «О преобразовании Крымской АССР в Крымскую область в составе РСФСР»24.

В связи с попытками депортированных народов вернуться в места прежнего проживания 26 ноября 1948 г. был принят Указ Президиума Верховного совета СССР «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза в период Отечественной войны»25.

По итогам проводимых репрессивных мероприятий переселенцы переводились на спецпоселение навечно без права возврата к местам проживания, а за самовольный выезд, приравниваемый к побегу, предусматривалась мера наказания в 20 лет каторжных работ.

Выселение крымско-татарского народа было проведено по всей Республике Крым, опираясь только на национальную принадлежность. В результате выселения крымско-татарский народ потерял родную землю; образовательные учреждения на родном языке, начиная от начальных и заканчивая высшими, памятники национальной культуры, театры, национальные ансамбли, средства массовой информации, включающие в себя газеты, издательства, радиовещание и т.п. на родном языке; также были уничтожены кладбища и могилы предков; отняты национальные музеи; библиотеки на родном языке; и самое важное - мечети и медресе. Была сфальсифицирована история народности крымских татар, переименованы города, села, улицы. В итоге проводимых мероприятий был уничтожен генофонд, подорвана национальная независимость и запятнана честь крымско-татарского народа.

В 1954 г. Н.С. Хрущев передает полуостров Крым под юрисдикцию Украинской ССР. Так как Украинская ССР входила в состав СССР, то все акты, принятые высшими органами власти СССР, распространялись и на нее, и соответственно на Крым.

Переломным периодом в жизни крымских татар можно считать принятие Указа Президиума Верховного совета СССР от 28 апреля 1956 г. № 135/42 «О снятии ограничений по спецпоселению крымских татар, балкарцев, турок - граждан СССР, курдов, хемшилов и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны»26. Данный указ был направлен на снятие с учета спецпоселений и освобождения из-под административного надзора крымских татар и членов их семей без права возвращения в места выселения и возврата конфискованного имущества. Это являлось первым шагом к реабилитации крымско-татарского населения.

После снятия ограничений по спецпереселению крымские татары неоднократно предпринимали попытки добиться разрешения на возвращения в Крым и получения автономии, но им было отказано, так как считалось, что Крымская область заселена в порядке планового заселения, а крымским татарам лучше создать автономию на территории Узбекской ССР.

Результатом этих попыток явился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 сентября 1967 г. № 1861-УП «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму»27, который снимает все обвинения в отношении всех граждан татарской национальности по факту сотрудничества с немецкими захватчиками. В Указе предлагается союзным республикам, в которых проживают выселенные из Крыма

граждане татарской национальности, оказывать им помощь в хозяйственном и культурном строительстве.

В дополнении к указу в этот же день принимается Постановление Президиума Верховного Совета СССР № 1861-УП «494. О порядке применения ст. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1956 г.»28 в котором разъясняется, что все ранее проживавшие в Крыму граждане татарской национальности и члены их семей пользуются всеми правами граждан СССР. Таким образом, крымские татары были восстановлены в правах только в 1967 г., хотя представители других национальностей восстанавливались в правах гораздо раньше.

Принятие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 5 сентября 1967 г. № 1861^11 «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму» имело двоякое значение; с одной стороны, с крымско-татарского народа были сняты обвинения и он был уравнен в правах с другими народами, с другой стороны, запрет на возвращение в Крым, объявленный Указом Президиума Верховного совета СССР от 28 апреля 1956 г. оставался в силе. Однако, другим репрессированным народам было дано право возвращаться в места их выселения уже в 1957 г., а также были восстановлены их автономии. Данный Указ практически лишал крымских татар национальной принадлежности, так как они были названы гражданами татарской национальности, проживавшими в Крыму. После восстановления в правах крымско-татарские семьи начали возвращаться в Крым, но оттуда их депортировали обратно, так как запрет на возвращение для них продолжал действовать.

До 1989 г. никаких значимых мер по реабилитации репрессированных народов, в том числе крымских татар, принято не было. Ситуация меняется с принятием Верховным Советом СССР от 14 ноября 1989 г. «Декларации о признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению и обеспечению их прав»29. Принятие данной Декларации послужило толчком к массовому возвращению крымских татар в Крым. Однако, это не дало полной реабилитации крымских татар, так как «их жизнь в новой для них стране Украине оставалась полулегальной. Проживая в Крыму, они не были признанны пострадавшими от репрессий»30.

Следующим шагом по реабилитации репрессированных народов было принятие Закона РСФСР от 26 апреля 1991 г. № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов»31, который положил начало процесса реабилитации репрессированных народов32. Но так как Крым принадлежал Украинской ССР, то данный закон на крымских татар не распространился.

В 1991 г. Курултай крымско-татарского народа провозгласил образование Меджлиса - высшего полномочного представительного органа крымско-татар-

кого народа. В этом же году был принят Закон Украины от 17 апреля 1991 г. № 962-Х11 «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине»33. Но не все статьи этого закона распространяются на насильственно переселенные этнические группы; одной из таких групп были и крымские татары.

«С момента распада Советского союза крымские татары де-юре так и не были реабилитированы, - говорит заместитель председателя Меджлиса крымскотатарского народа Нариман Джелял, - бывшие Советские республики не принимали таких документов. Российский закон на нас как граждан Украины не распространялся. Узбекистан не выпускал таких законов. И Украинский закон не распространялся на тех граждан, которые были депортированы»34.

26 декабря 1991 г. каждая союзная республика становится самостоятельным государством. После распада СССР Меджлис крымско-татарского народа принимает участие в разработке проектов Законов Украины «О реабилитации и обеспечении прав национальных меньшинств, подвергшихся насильственному переселению с территории Украины» и «О статусе крымско-татарского народа в Украине»35. Эти проекты так и не были приняты. Соответственно, в период с 1991 г. по 2014 г. реабилитации крымских татар не происходило, никаких реабилитационных мер не производилось.

В связи с вхождением Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации 21 апреля 2014 г. был принят Указ Президента Российской Федерации № 268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержки их возрождения и развития»36. На основании этого Указа необходимо разработать и принять комплекс мер по восстановлению исторической справедливости, политическому, социальному, и духовному возрождению крымских народов, которые подверглись незаконной депортации по политическим, национальным или иным признакам. Данный Указ упрощает процедуру оформления прав граждан на объекты недвижимого имущества на территории республики Крым и города Севастополя. Постановляет разработать меры, направленные на национально-культурное, духовное возрождение и содействовать развитию национально-культурных автономий на родных языках реабилитируемых народов.

На основании ФКЗ от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»37 в Республике Крым крымско-татарский язык установлен на уровне государственного наряду с русским и украинским языками.

18 мая 2014 г. на митинге, посвященным 70-й годовщине депортации крымских татар из Крыма

была принята резолюция, в которой указано о создании в Крыму крымско-татарской национальной автономии, возвращении исторических названий населенным пунктам и географическим объектам, более широкого представительства крымских татар в органах власти Республики Крым; участники митинга выступили с просьбой, чтобы на государственном уровне был определен день поминовения всех депортированных народов.

Таким образом, Указ Президента Российской Федерации № 268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержки их возрождения и развития»38 является важнейшим актом для современной России в восстановлении исторической и политической справедливости. Допущенные нарушения прав народов Крыма будут исправляться путем изменений в Российском законодательстве, введения упрощенного порядка возвращения имущества, социальной и культурной реабилитацией крымских татар.

1 Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» / Российская газета Федеральный номер № 6338. 2014. 24 марта.

2 Указ Президента РФ от 21 апреля 2014 г. № 268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымскотатарского и немецкого народов и государственной поддержки их возрождения и развития»/ Российская газета № 92 (6364). 2014, 23 апреля. С. 17.

3 ФрэзерД.Д. Золотая ветвь. М., 1983. С. 103.

4 Советская историческая энциклопедия.: Советская Энциклопедия. Т. 14, 1973. С. 144.

5 ВасильевА.А. Готы в Крыму // ИГАИМК. Т. I., 1921. С. 226.

6 Надинский П.Н. Русские на Крымском полуострове. Советский Крым №3, 1946. С. 57.

7 Суперанская А.В. Исторический словарь топонимики Крыма Т. 1.: М., 1985. С. 43.

8 НовосельскийА.А. Борьба Московского государства с татарами в первой половине XVII в.: М., 1948. С. 422.

9 Там же. С. 158.

10 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. IV-IX. Т. 28.: М., 1960-1963. С. 30.

11 Там же. С. 37-38.

12 Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Том XXI. 1781-1783 гг.: Санкт-Петербург. Тип. II Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. С. 8.

13 Южные ведомости, 1917, № 91.

14 Декрет об образовании Крымской Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР// http:// sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/1921sosd.htm.

15 Конституция Крымской ССР // http://sevkrimrus.narod.ru/ ZAKONZ1921.htm.

16 Мальгин А.В. «Партизанское движение Крыма и «татарский вопрос». 1941-1945 гг. 2-е изд. Симферополь: Сонат, 2009. С. 10.

17 Книга памяти Республики Крым. Т. 6 Партизаны и подпольщики. Симферополь: Таврида, 1995. С. 195.

18 Мальгин А.В. «Партизанское движение Крыма и «татарский вопрос». 1941-1945 гг. 2-е изд. Симферополь: Сонат, 2009. С. 68.

19 Мальгин А.В. «Партизанское движение Крыма и «татарский вопрос». 1941-1945 гг. 2-е изд. Симферополь: Сонат, 2009. С. 72.

20 «Сталинские депортации 1928-1953» /под ред. А.Н. Яковлева. М.: МФД, 2005. С. 496.

21 Постановление ГОКО от 11 мая 1944 г. № 5859сс «О крымских татарах»// Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. Ч. I. Курск: ГУИПП Курск, 1999. С. 262-265.

22 ГАРФ. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 179. Л. 241-242.

23 Постановление СНК №35 от 8 января 1945 «О правовом положении спецпереселенцев» // ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 47а. Д. 3205. Л. 13-14.

24 Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. Ч. I. Курск: ГУИПП Курск, 1999. С. 270.

25 Указ Президиума Верховного совета СССР от 26 ноября 1948 г. «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы советского союза в период Отечественной войны» // Информационно-правовая система Консультант Плюс. Вып. 20.

26 Указ Президиума Верховного совета СССР от 28 апреля 1956 г. № 135/42 «О снятии ограничений по спецпоселению крымских татар, балкарцев, турок - граждан СССР, курдов, хем-шилов и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны» // Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. Ч. I. Курск: ГУИПП Курск, 1999. С. 198.

27 Там же. С. 272.

28 Там же. С. 273.

29 Свод законов СССР 1990. Т. 10.

30 Яковлева Е., Петин В. Нет виноватых народов/ Российская газета. 23 апреля 2014, № 92(6364). С. 17.

31 СЗ РФ. 1997. № 12.

32 Михайлова Н.В. История государства и права России (XIX - начало XXI в.): Учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2014. С. 80.

33 Ведомости Верховного Совета Украинской ССР (ВВС), 1991. № 22, Ст. 262.

34 Яковлева Е., Петин В. Нет виноватых народов/ Российская газета. 23 апреля 2014, № 92(6364). - С. 17.

35 http://www.goloskrima.com/?p=4262.

36 Российская газета. № 92(6364). 2014. 23 апреля. С. 17.

37 Российская газета. Федеральный номер № 6338. 2014. 24 марта.

38 Российская газета. № 92 (6364). 2014. 23 апреля. С. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.