Резюмируя сказанное, при разработки системы критериев идентификации эффективной структуры аграрной занятости необходимо ориентироваться на ее многоуровневый характер, среди которых многоукладно-отраслевой и территориально-отраслевой - начальные базовые уровни. Все это предполагает возможность разработки уровнеагрегированных критериев эффективности структуры занятости в сельском хозяйстве, но делает весьма проблематичной разработку единого интегрального показателя ее оценки.
Источники
1. Богдановский В.А. Новые фермеры: инвестиции и демография // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. - 2014. - №1(18). - С.53-
2. Краткий курс лекций по дисциплине «Экономика труда» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://studme.org/120903166270 /economika/vidy-zanyatosti
3. Кузнецов С.Г., Мухина И.И. Методология прогнозирования эффективной структуры занятости в условиях инновационного сценария макроэкономического развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ecfor. ru/pdf.php?id=books/sa2008/41
4. Петриков А.В. Семейные крестьянские хозяйства в современной экономике России и направления их государственной поддержки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.agronews.ru/upload/docs/ Prezentsiya Petrikov.pptx
ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА СЕЛЕ
Меренкова И.Н., д.э.н., доцент, зав. отд. Научно-исследовательского института экономики и организации агропромышленного комплекса ЦЧР РФ, Перцев В.Н., к.э.н., глава администрации Ракитянского района Белгородской обл.
Сельское хозяйство - важнейшая отрасль экономики страны, развитие которой напрямую зависит от кадрового потенциала. Воспроизводство квалифицированных рабочих сельского хозяйства в рыночных условиях является необходимым условием успешного развития агропромышленного комплекса.
Происходящее в последнее время сужение демографической базы воспроизводства трудовых ресурсов в сельской местности создает трудности с формированием контингента молодежи для подготовки ее на рабочие места. В перспективе это окажет негативное влияние на обеспечение отрасли рабочими кадрами. Причем, проблема с кадровым обеспечением сельской местности стоит остро не только в аграрной сфере, но и в отраслях образования, экономики, медицины и многих других. Каждый третий из молодых людей в сельских районах России вообще не имеет профессии, а около половины не были профориентированы в школе на какую-либо профессию. Отсутствие профессионального образования у сельской молодежи - это подрыв качества трудового потенциала села на длительное время.
Все регионы России сталкиваются с нехваткой кадров на селе. Несмотря на активную работу по кадровому обеспечению сельских районов Белгородской области еще много остается нерешенных проблем.
В Ракитянском районе Белгородской области - стабильно развивающемся и перспек-
тивном районе проживает 35 тысяч человек, из них сельского - более 15 тысяч.
Сельская молодежь района, являющаяся основным резервом пополнения рабочих кадров сельского хозяйства, имеет низкий профессиональный образовательный уровень, удельный вес молодежи с высшим образованием находится на уровне 9%. Более 55% основных профессий сельскохозяйственных организаций находятся за пределами 40-летнего возраста, а значительная часть из них старше 50 и 60 лет.
В рамках основных инвестиционных проектов по развитию агропромышленного комплекса, потребность в кадрах в этой сфере Ракитянского района составляет 833 человека, из них с высшим профессиональным образованием - 166 человек, средним профессиональным образованием - 411 человек и начальным профессиональным образованием -626 человек. Поэтому принятие муниципальных программ по развитию сельского хозяйства направлено на стабилизацию и укрепление сельского хозяйства профессионально подготовленными кадрами.
Появление новых потребностей в развитии образования, здравоохранения, культуры, охраны природы и социальной защиты населения вызвало к жизни более узкую область экономики - социальную сферу, состояние которой напрямую связано с развитием села.
В настоящее время в системе здравоохранения Ракитянского района работает
553 сотрудника. Обеспеченность врачами составляет 19,8 на 10000 населения, а средним медицинским персоналом - 79,2. Недостаточная обеспеченность врачебными кадрами можно объяснить отменой государственного распределения выпускников и социальной неустроенностью медицинских работников. Также отсутствие социально-бытовых условий и особенно жилья делают весьма затруднительным закрепление квалифицированных специалистов на селе.
В районе количество врачей, ежегодно проходящих аттестацию, составляет от 2 до 11 человек (от 3-16% от общего числа), средних медицинских работников 25 человек (9%). Ежегодно проходят повышение квалификации специалисты высшего и среднего звена района, что позволяет в 5-летний срок охватить обучение 100 % специалистов здравоохранения. В то же время существующая модель дополнительного профессионального образования в здравоохранении не всегда соответствует запросам заказчиков образовательной услуги. В системе дополнительного профессионального образования основными видами деятельности являются: профессиональная переподготовка (более 500 аудиторных часов для врачей и 288 часов для средних медицинских работников), повышение квалификации (144 часа). Повышение квалификации в объеме 144 часа проводится 1 раз в 5 лет с отрывом от основного места работы.
В системе социальной защиты населения Ракитянского района функционируют учреждение социальной помощи на дому, два стационарных учреждения для пожилых граждан и инвалидов, учреждение для социальной реабилитации детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.
В профессиональном аспекте кадровый состав учреждений социальной защиты населения состоит из специалистов следующих специальностей: социальные работники (44,6%), врачи (1,1%), средний медицинский персонал (2,7%), педагогические работники (7,8), другие специалисты (8%).
Численность работающих в учреждениях культуры Ракитянского района составляет 338 человек. Анализируя возрастной состав специалистов можно отметить, что в данной сфере работают 78 человек или 23% в возрасте до 30 лет и более 70% человек, возраст которых превышает 50 лет, что свидетельствует о преобладании лиц предпенсионного и пенсионного возрастов.
Общая численность работников системы образования района - 1191 человек. Высшее образование имеют 525 человек, что составляет 44% от всех работников, 261 работник (12%) имеет средне-профессиональное образование, 145 человек (12%) пенсионного возраста, 208 человек (17%) старше 50 лет.
Наибольший удельный вес (32%) приходится на работников в возрасте от 40 до 49 лет, молодых людей в возрасте от 29 лет - 127 человек, что составляет 10 % от всех работающих, в том числе 85% от работающих женщины и 15% мужчины. Количество работников пенсионного возраста превышает количество работников возраста от 16 до 29 лет.
Количество молодых специалистов, окончивших вузы и техникумы не удовлетворяет количество востребованных вакансий, что, прежде всего обусловлено нежеланием выпускников работать в сельских школах, поэтому важно поднимать престижность профессии учитель, привлекая молодежь для работы в сельских и поселковых школах.
В целях обеспечения потребностей в высококвалифицированных рабочих и специалистах для сельской экономики на территории Ракитянского района проводится определенная работа. Координационный совет по целевой подготовке кадров определяет потребность предприятий и организаций района в специалистах и квалифицированных рабочих кадрах, проводит отбор выпускников образовательных учреждений района для направления в профессиональные учебные заведения на контрактной основе и профориентационную работу с учащимися в виде участия в ярмарках вакансий и рабочих мест, ярмарках профессионального обучения.
Для дальнейшего социально-экономического развития Ракитянского района и решения вопросов кадрового обеспечения необходим комплекс следующих мероприятий:
- проведение аналитико-прогнозной оценки кадровой ситуации в районе,
- активизация работы по профессиональной подготовке и переподготовке кадров для экономики и социальной сферы района с учетом спроса и предложения на рынке труда;
- создание и развитие системы оценки профессиональных компетенций кадров;
- использование учебных мощностей среднетехнических учебных заведений, сельских общеобразовательных школ для подготовки квалифицированных рабочих кадров;
- формирование электронного банка данных лиц, потенциально способных к управленческой деятельности в органах мест-
ного самоуправления, экономике и социальной сфере, а также среди перспективных детей и молодежи.
Реализация намеченных мероприятий позволит сформировать целостную и эффективную систему обеспечения кадрами сельское хозяйство и социальную сферу села в соответствии с приоритетами социально-экономического развития района.
Источники
1. Меренкова И.Н. Обеспечение устойчивого развития сельских территорий муниципального района / И.Н Меренкова., В.Н. Перцев. - Воро-
неж: ГНУ НИИЭОАПК ЦЧР России, 2011. -166 с.
2. Перцев В.Н. Устойчивое развитие сельских территорий муниципального района. Автореферат дис. канд экон. наук: 08.00.05: - Воронеж, 2011. - 24 с. Доступно: http://dlib.rsl.ru/viewer/01004839709#?page=1 (дата обращения 01.07.2015)
3. Ухоботов В.В. Проблемы формирования рабочих кадров в сельском хозяйстве / В.В. Ухобо-тов, Д.А. Варцев // Вестник Алтайского государственного аграрного университета, Барнаул: Науч. журнал, 2008. - № 8. - С. 86-89. (всего -0,5, в том числе автора - 0,25 п.л.).
ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Зазулина М.Р., к.филос.н., науч. сотр. Институт философии и права СО РАН
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 15-03-00605)
В 2000-е гг. процесс российской трансформации, продолжающейся к этому времени с различной интенсивностью больше десятилетия, вышел на новый этап развития, сущность которого заключается в реформировании базовых социальных политических и социальных институтов общества, сохранившихся с некоторыми изменениями со времен советской эпохи, и созданных в процессе адаптации к преобразованиям основ социально-экономической системы и высших уровней управления. В частности, существенным реформам подвергаются социальная сфера, жилищно-коммунальное хозяйство, системы здравоохранения, образования, «низовые» институты управления. Судя по масштабу и глубине преобразований, совокупность инноваций, развивающих логику и направленность постсоветской социетальной трансформации, может оказать на уровень и качество жизни рядового населения, воздействие не меньшее, чем реформы, осуществленные в начале 1990-х гг. Важной составляющей второго этапа преобразований является муниципальная реформа, основной целью реформы, призванной изменить все стороны местного самоуправления, начиная с территориальных основ и заканчивая вопросами финансово-экономического обеспечения его деятельности, следует признать реорганизацию институционально-правовых и экономических основ местного самоуправления.
Важная проблема, возникшая в ходе реформы, заключается в усложнении системы взаимодействий и связей, как вертикального (между сельскими и районными администрациями), так и горизонтального типа (между органами МСУ и организациями соцкультбы-
та, хозяйственными субъектами). Исследование показало, что основным фактором, осложняющим управление на уровне сельских поселений, является двухуровневая организация местного самоуправления предполагающая практически полную независимость местной поселковой и районной власти. Нарушение властной управленческой вертикали на самом низовом уровне существенно снижает (реальную) эффективность управления социально-экономическим развитием сельских сообществ.
Отсюда вытекает и другая проблема -неясность и неоднозначность форм и методов действий в новой институционально-правовой среде. В ситуации практически полной независимости местных муниципалитетов от властей районного уровня, каждая администрация вынуждена не только самостоятельно вырабатывать стратегию решения вопросов местного значения, но и обеспечивать техническо-организационную сторону процессов управления и правоприменения, что в определенных случаях вызывает большие трудности. Объем этих сложностей и успешность деятельности во многом зависит от такого ресурса развития муниципальных образований, как кадровый потенциал. Кадровый потенциал органов местной власти (понимаемый как совокупность способностей и возможностей представителей органов местного самоуправления, которые реализуются для достижения текущих и перспективных целей в интересах местного сообщества, региона и государства) - является элементом территориального социально-экономического потенциала территорий, поэтому эффективность кадрового потенциала — это обратная сторона кадрового ресурса, отра-