162 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Г' I Серия Философия. Социология. Право. 2016. № 17 (238). Выпуск 37
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
УДК 703
ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
THE PROBLEMS OF STUDY AND PRESERVATION OF FOLK ART IN MODERN CONDITIONS
Е.Г. Вакуленко E.G. Vakulenko
Краснодарский государственный институт культуры, Россия, 350072, Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33
Krasnodar State Institute of Culture, 33 Victory 40 anniversary St, Krasnodar, 350072, Russia
Е-mail:sohranenie@mail.ru
Анотация. Статья посвящена проблемам изучения и сохранения народного искусства в современных условиях. Дана классификация видов народного искусства Кубани. Раскрывается духовная функция народного искусства.
Resume. The article is devoted to problems of study and preservation of folk art in the modern world. The classification of types of folk art of Kuban. Reveals the spiritual function of folk art.
Ключевые слова: народное искусство, понятия и определения, проблемы изучения и сохранения.
Key words: folk art, concepts and definitions, problems of study and preservation.
Из множества научных исследований в нашем вузе одним из них является исследование народной отечественной культуры и, в частности, народного искусства, как его части.
Как известно, начало подлинно научного изучения народного искусства в целом по России положено в конце XIX - начале XX веков. В исследованиях этого периода, статьях, книгах, было лишь обращено внимание на его уникальность, важность и необходимость его сохранения.
Во второй половины XX века роль народного искусства в современной культуре определена на методологическом уровне: раскрыты законы его развития, выявлена система понятий и определений как особого типа художественного творчества, даны формы его бытования, функции, раскрыты понятия «народный мастер» и специфика его творчества, школы традиций и др.
Обращено внимание, что тонкий пласт этого тысячелетнего опыта отечественной народной культуры сохраняется и сегодня в носителях традиционного сознания, и, что изучать его следует за этот период, а не только лишь за последние 200-300 лет, когда уже происходит влияние западноевропейской культуры, и отчести его разрушение.
Однако, в изучении и сохранении народного искусства, как части народной культуры в современных условиях имеется ряд проблем:
- нет размежевания методов исследования и критерий оценок в академическом, народном и самодеятельном творчестве. Как отмечает М.А. Некрасова: «Так по какому же праву определения самодеятельного творчества переносились на народное искусство и продолжают переноситься, несмотря на капитальные разработки ученых?» [2, с. 19];
- неверно выбираются методы обучения народному искусству при практическом освоении народной традиции. Здесь традиция должна быть методом обучения, а не столько как предмет или объект потому, что народное искусство основано на традиции. Традиция получает значение закона в его развитии;
- недостаточно определено значение традиционной культуры Юга России, народного искусства, как части культуры России, а, следовательно, и мира;
- до настоящего времени не выявлено верное содержание понятий, параметров по которым оно определяется. Отчасти это зависит по причине молодости науки о народном искусстве и разных отраслей знаний его изучающих;
- народное искусство в своей истинной сущности, как фундаментальная часть духовной культуры, не было принято. По определению М.А. Некрасовой, только в духовно-ценностном оно способно входить в мировую культуру, жить во времени, а не поделками и подделками. Народное искусство постоянно сохраняет, прежде всего, духовно-нравственную, эстетическую, родовую функции, возвращая человеку родовую память. Не утилитарная функция есть первичная, а духовный первич-
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ 11" | Серия Философия. Социология. Право. 2016. № 17 (238). Выпуск 37 163
ный образ. Именно он движет на всех этапах истории. Если духовные функции угасают, то разрушается и собственно духовное искусство. Это мы видим и по примеру многих других стран.
- в Министерстве культуры РФ долгие годы отсутствовало управление народным искусством, а существовало лишь самодеятельное. Нет ни одного специального научного учреждения, разрабатывающего проблемы традиционного народного искусства, как живой фундаментальной части духовной культуры;
- долгие годы в народном искусстве усматривается исключительно языческое содержание, трактуемое достаточно произвольно во времени и фактам истории.
А также ряд других проблем.
Нами длительное время изучалось народное декоративно-прикладное искусство Кубани и народов Северного Кавказа. В связи с малоизученностью народного искусства, народных художественных промыслов и ремесел Кубани нам предстояло: выявить виды народного декоративно-прикладного искусства Кубани, школы народной традиции, формы бытования, изучить дореволюционные исследования быта населения Кубани, выявить народных мастеров; изучить опыт по сохранению народных традиций других регионов России, а также зарубежный опыт, предстояло долгие годы вести сбор собственных полевых материалов.
Для комплексного изучения народного искусства Кубани была разработана «Программа исследований народного декоративно-прикладного искусства Кубани» в рамках целевой Программы «Культура России». Было продолжено изучение материалов дореволюционных источников: традиционных кустарных промыслов Кубани (Л.Я. Апостолов, К.Т. Живило, Л.В. Македонов, О.В. Маргграф и др.) [1, с. 3].
На основе изученных различных источников, полевых материалов можно выделить ряд аутентичных видов народного декоративно-прикладного искусства, наиболее распространенных (бытующих) на Кубани в конце XIX начале XX вв. и, отчасти, сохранившихся до настоящего времени: резьба по дереву, плетение, керамика (гончарное искусство), вышивка, ткачество, кружево и др.
Следует отметить, что методологической основой наших исследований является
- труды дореволюционных авторов, в которых исследуется одно из направлений в культуре -тысячелетний опыт отечественной народной культуры и русскую культурообразующую проблему;
- определения народного искусства, принятые в искусствоведении, а также в этнографии.
На основе изученных полевых материалов о народных мастерах, их опыта художественного
творчества, основанного на преемственности, можно сделать вывод, что народное искусство, как определяющий в корне слова «род», надо понимать не в смысле массового значения безликости толпы, что долгие десятилетия нам предлагалось, а родового.
Школы традиций представляют осевую структуру ценностей, культуру преемственности и народного профессионализма, без чего нет культуры в высоком и вечном смысле.
Школа традиции есть категория одна из определяющих понятие народного искусства, этим оно отличается от самодеятельного творчества, которое вне конкурентных традиций.[з, с. 75]
В течение всей истории, можно наблюдать, что с восстановлением традиции многих промыслов было связано с большим подъемом национального самосознания и было обращено к народному сознанию, а не к массовым потребностям. И в этом его огромная воспитательная сила.
Мы определяем понятие народного искусства, осевыми параметрами которого являются: традиция, преемственность, профессионализм, народное сознание, национальный характер, коллективное творчество, как духовный феномен культуры, как в прошлом, так и в современном. [2, с. 26]
Итак, народное искусство не наследие, не памятник, а живая культура в памяти. В таком случае, школы традиции есть своего рода сфера, выражающая народное сознание.
Надо понимать, что уникальность этой культуры есть духовное состояние России, одновременно и всего мира. На фоне современной возрастающей бездуховности, потребительства, роль народного искусства, его места в культуре все возрастает с каждым годом. Об этом свидетельствуют множество научно-практических конференций, выставок и фестивалей за последнее десятилетие. Народное искусство как научная дисциплина должна стать фундаментом преподавания многих гуманитарных наук, тем более в искусствоведении.
В настоящих условиях глобальной коммерциализации, индустриализации культуры, возрастающего потребительства и наступления антикультуры, народное искусство оказалось в тяжелейшем положении и поставлено на грань уничтожения. Как культуру духовную его необходимо выделить, прежде всего, из широкой сферы творческой деятельности и дать государственную и законодательную защиту.
Список литературы References
Македонов, Л.В. В горах Кубанского края быт и хозяйство нагорной полосы Кубанской области / Л.В. Македонов. - Воронеж, 1908. - 103 с.
Makedonov L.V. In the mountains of the Kuban edge of life and economy of the mountainous region of Kuban / L.V. strip Macedonia. - Voronezh, 1908. - 103 p.
Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика / М.а. Некрасова. - М., 1983. - 344 с.
Nekrasovа M.A. Folk art as a part of the culture: Theory and Practice / MA Nekrasov. - M., 1983. - 344 p. Народные мастера. Вып. 1.: Традиции, школы: Сб. ст. / Под ред. М.А Некрасовой. - М., 1985. - 296 с. National masters. Vol. 1 .: Tradition School: Coll. Art. / Ed. MA Nekrasov. - M., 1985. - 296 p.