УДК 378.639:331.102.312
https://doi.org/10.24158/spp.2017.12.38
Тумасян Сусанна Васильевна
преподаватель кафедры народного декоративно-прикладного творчества Краснодарского государственного института культуры
ОПЫТ НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Tumasyan Susanna Vasilyevna
Lecturer,
Folk Art and Crafts Department, Krasnodar State Institute of Culture
EXPERIENCE OF FOLK CRAFTSMEN AS AN EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR IMPROVING EFFECTIVE PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS OF ARTS AND CRAFTS
Аннотация:
Основное внимание в статье сконцентрировано на особенностях привлечения народных мастеров к процессу профессиональной подготовки бакалавров, обучающихся по направлению «Народная художественная культура». На основании анализа педагогической литературы обозначена цель профессиональной подготовки бакалавров декоративно-прикладного творчества - формирование у них обще-культурных и профессиональных компетенций в сфере профессиональной деятельности, направленной на решение задач сохранения и развития этнокультурных традиций. Перечислены и охарактеризованы этапы профессиональной подготовки бакалавров декоративно-прикладного творчества. Отмечена особая важность работы студентов с самобытными народными мастерами - носителями традиций народной художественной культуры, создателями художественных образов и хранителями народного миропонимания. В процессе работы с народными мастерами к студентам приходит осознание, ощущение реального мира изготавливаемой вещи, глубины ее содержания, простоты и красоты. Показана значимость выверения каждого этапа выполнения изделия с народным мастером. В результате процесса обучения студенты смогут выполнять высокохудожественные изделия без контроля мастера, организовывать свою творческую деятельность и таким образом способствовать сохранению народного искусства.
Ключевые слова:
педагогические условия, профессиональная подготовка, бакалавр, народный мастер, декоративно-прикладное творчество, народное искусство.
Summary:
The paper focuses on the involvement of folk craftsmen in the process of vocational training of the Bachelor's Degree students majoring in Folk Art Culture. Based on the analysis of educational literature, the study defines the purpose of vocational training of the Bachelors of Arts and Crafts that is to develop cultural and professional competence among students in order to preserve and develop ethnocultural traditions. The paper describes the stages of vocational training of Bachelors of Arts and Crafts. The research notes the importance of collaboration between students and folk craftsmen who are the bearers of the traditions of the folk artistic culture, the creators of artistic images and custodians of people's worldview. While working with folk craftsmen, the students realize the real world of a created item, the depth of its content, simplicity and beauty. It is pivotal to check every stage of creating a handcrafted item by a student together with a folk craftsman. As a result of such a learning process, students will produce items of high artistic merit without craftsman control, manage their creative activity and contribute to the preservation of folk art.
Keywords:
educational environment, vocational training, Bachelor, folk craftsman, arts and crafts, folk art.
В современных условиях развития системы образования требования к профессиональной подготовке выпускников ужесточаются. Проблема повышения эффективности профессиональной подготовки современных студентов становится ключевой.
Можно утверждать, что такие функции науки, как духовно-нравственная, эстетическая, родовая, позволяют возвращать человеку родовую память, традиционное и национальное самосознание, чувство любви к Родине, семье, своим корням. Именно в духовно-ценностном отношении наука способна вносить свой вклад и входить в мировую культуру, жить во времени. Как показала история, если духовная функция угасает, то разрушается и собственно духовная культура. Благодаря особому типу мышления народная культура имеет постоянно действующий принцип, свой механизм развития, свои формы бытования. На основе всего этого развивается народная культура, где коллективным, соборным творчеством, объединяя поколения, формируется школа традиции. Родовые начала, родовая память являются спецификой народной культуры, народного сознания. Этим она отличается от других типов творчества и средств воспитания, помогая выработать свою нравственную позицию, развивая чувство привязанности к родному краю.
Е.Н. Гузеватова, рассматривая применение традиций народного декоративно-прикладного искусства в системе образования Республики Хакасия, утверждает, что использование прогрессивных национальных традиций в образовательном процессе диктуется самим временем [1, с. 93]. Необходимость использования народных традиций в воспитании и образовании подрастающего поколения обусловлена их взаимосвязью со многими сторонами мировоззрения и взаимоотношений людей.
В работе использованы теоретические и эмпирические методы исследования. В основе комплексного исследования лежат теоретические и методологические подходы, которые помогают рассмотреть опыт народных мастеров как педагогическое условие повышения эффективности профессиональной подготовки бакалавров декоративно-прикладного творчества. Общие теоретические основы вопросов изучения, развития теории и истории народной художественной культуры раскрыты в работах ряда ученых: А.В. Бакушинского, И.Я. Богуславской, В.С. Воронова, М.А. Некрасовой, Т.Я. Шпикаловой и др. Проблемы преподавания декоративно-прикладного искусства, его роль и место в учебном процессе отражены в трудах В.Ф. Канева, Р.Г. Ломоносова, К.А. Скворцова, В.П. Строкова и др. В своих работах Е.Г. Вакуленко описывает формы бытования народной культуры, как и в какой период они были сформированы, характеризует носителей народной традиции, выявляет особенности их творчества, систему ценностей, механизм сохранения и передачи этой традиции.
Раскрывая формы изучения народной культуры в образовании, необходимо, на наш взгляд, упомянуть о ее значении в жизни человека и общества, раскрыть выработанные и признанные за последние десятилетия понятия и параметры, по которым она определяется, сказать о выявленных формах бытования народной культуры, школах народных традиций, носителях традиционного сознания, системы ценностей и методов практического освоения народной традиции [2].
В профессиональной подготовке необходимо уделять внимание передаче и усвоению бакалаврами основных терминов, понятий, роли и функций декоративно-прикладного творчества в сохранении и развитии народных художественных промыслов, а также всего народного искусства в целом [3].
Система российского высшего образования подвержена реформам, что связано с принятием в 1992 г. Федерального закона № 3266-1 «Об образовании» и вступлением в силу с 1 сентября 2013 г. Закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Данные законы вводят понятия «бакалавриат», «магистратура», «многоуровневая система образования».
Во многих вузах России образование студентов в области декоративно-прикладного творчества осуществляется с присвоением квалификации (степени) «бакалавр». Под категорией «бакалавр» (англ. bachelor's degree) понимается присуждаемая квалификация или академическая степень, которая присваивается лицам, изучившим соответствующие профессиональные образовательные программы высшего образования. Данное образование считается высшим в странах, которые участвуют в Болонском процессе, в том числе и в Российской Федерации. Бакалавр в действующей системе образования - это выпускник вуза, получивший базовое высшее образование (или, в терминологии государственного образовательного стандарта, образование по некоторому выбранному направлению). Бакалавр - это выпускник вуза, который прошел обучение в вузе в течение четырех лет, получил основополагающую подготовку и вправе занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования.
Бакалавры по народной художественной культуре являются выпускниками высших учебных заведений, получившими профессиональное этнокультурное образование, обладающими набором качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в сфере народной художественной культуры.
В результате процесса профессиональной подготовки и становления профессиональной личности, повышения уровня мастерства нарабатываются профессиональные знания, умения, навыки, опыт, мотивы и ценностные ориентиры [4].
Изучением профессиональной подготовки бакалавров по направлению подготовки «Народная художественная культура» в научной литературе занимаются В.О. Власова, О.П. Кар-никова, Э.Г. Отяковская и др. Ученые рассматривают этот процесс с позиции компетентностного подхода, который в полной мере удовлетворяет современным требованиям к качеству как всего образования, так и подготовки бакалавров декоративно-прикладного творчества.
Цель профессиональной подготовки бакалавров, в том числе декоративно-прикладного творчества, определяется рядом ученых как формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов в сфере профессиональной деятельности, которая направлена на решение задач сохранения и развития этнокультурных традиций.
Бакалавр по направлению подготовки «Народная художественная культура» должен быть подготовлен к ряду видов профессиональной деятельности: художественно-творческой, педагогической, научно-исследовательской, культурно-просветительской, методической, организационно-управленческой. Подробнее рассмотреть этапы профессиональной подготовки возможно на примере работы кафедры народного декоративно-прикладного творчества Краснодарского государственного института культуры.
В рамках учебного процесса студенты не только приобретают теоретические знания о декоративно-прикладном творчестве, приобщаются к народному искусству и культуре, но и работают с самобытными народными мастерами - носителями традиций народной художественной культуры, что является одной из основных задач их профессионального становления. Народные мастера выступают объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки «51.03.02 Народная художественная культура» от 27 марта 2015 г. № 36586.
При этом большое внимание уделяется исследовательской работе студентов, развитию их познавательных и творческих способностей. Научно-исследовательская деятельность студентов-бакалавров осуществляется в рамках практик, изучения дисциплины «Введение в профессию», подготовки к выступлениям на научно-практических конференциях, написания курсовых проектов, рефератов и выпускных квалификационных работ. Студенты ведут исследовательскую работу на базах этнографических и краеведческих музеев и музейных комнат. Практическая работа студентов-бакалавров на аудиторных занятиях в среднем составляет две третьих от общего количества зачетных единиц учебной дисциплины. Значительное количество часов отводится на освоение практического изготовления произведений народного декоративно-прикладного творчества с местными народными мастерами.
Понятие «народный мастер» рассматривалось многими учеными. О роли народного мастера в сохранении традиции народного искусства написано в работах В.С. Воронова, С.Б. Рождественской, В.Е. Гусева, М.А. Некрасовой, Е.Г. Вакуленко и др.
С.Б. Рождественская определяет народного мастера как носителя этнического сознания. С одной стороны, народный мастер концентрирует в себе соответственно своему мировосприятию и мироощущению информацию о природной и исторически обусловленной социально-экономической и бытовой среде, в которой он живет. С другой, он получает информацию от носителей народного искусства как хронологически многослойного, образного отражения действительности во временном протяжении истории этноса. В результате творческого процесса преобразования двух потоков информации появляются предметы народного искусства, отражающие развитие народной традиции в данный момент.
Кроме того, сам педагог должен владеть практическими навыками основных видов народного декоративно-прикладного искусства, знать механизмы естественной передачи традиции обучающимся, уметь пользоваться основными приемами технологии изготовления изделий. Народный мастер выступает носителем традиционной культуры, создателем художественных образов, хранителем народного миропонимания. Проводником в сферу народного искусства должен стать преподаватель - раскрыть перед студентами все пласты традиционной культуры и развить у них восприятие художественных идей народного творчества до уровня понимания.
Работу с народными мастерами отличает определенная специфика народного искусства как самостоятельного типа творчества, который имеет свои методы, независим от социально-экономических условий. Однако Х.П. Приймак, например, пишет о влиянии европейского искусства на мастерство Сокальщины, в которое были привнесены изменения во второй половине XIX - первой половине XX в. Самородное искусство Сокальщины существует и развивается как особая форма протеста против национального гнета, как способ выражения своего рода национального сознания и национальной идентичности [5].
Необходимо разделение в понимании методов академической школы и ученичества. Основной формой ученичества является постижение азов будущей профессии в семье, потом в мастерской известного мастера. По завершении обучения ученик некоторое время продолжает работать под наблюдением бывшего наставника. При таком методе формируется традиционное мышление, основанное на народной философии. Суть такого обучения - в поддержании в ученике врожденной потребности духовного изменения и роста, а не только профессионального становления. В процессе работы студентов с народным мастером со временем приходит осознание, ощущение реальности мира изготавливаемой вещи, истинности и глубины ее содержания, простоты и красоты. За весь процесс обучения изготовления вещи необходимо каждый этап выполнения - от заготовки материала до конечной обработки изделия - выверять с опытным народным
мастером. Например, при изготовлении гончарных изделий это этапы от посещения глинища, забора, просушки, отмачивания глины до обжига готового произведения и охлаждения в печи.
Основой формирования и функционирования профессиональной культуры бакалавра является профильная деятельность. Однако самостоятельная работа студента представляет собой занятие, организованное каждым обучающимся индивидуально в силу познавательных потребностей. Этот способ наиболее удобен для студента и контролируется им самим на основе системного управления со стороны преподавателя. Поэтому большое количество часов согласно учебному плану приходится на самостоятельную работу студентов.
Для повышения эффективности использования опыта народных мастеров в учебном процессе студент должен обладать рядом навыков работы в такой деятельности, которые он может получить на лекционных занятиях, а самостоятельная работа будет направлена на отработку практических приемов работы с различными видами материалов изделий декоративно-прикладного творчества.
Таким образом, в результате обучения выпускники будут владеть не только теоретическими, но и практическими знаниями. Они смогут беспрепятственно, уже без контроля мастера, выполнять высокохудожественные декоративные изделия, соблюдая четкую последовательность этапов их создания, самостоятельно организовывать свою творческую деятельность и способствовать сохранению народного искусства.
Как видим, процесс изучения опыта народных мастеров как педагогическое условие повышения эффективности профессиональной подготовки позволяет студентам-бакалаврам получить знания и практические умения, которые будут необходимы им в последующей деятельности и станут основой для дальнейшего изучения и работы с материалом.
В заключение приведем ряд важных итоговых положений исследования.
1. Для повышения эффективности профессиональной подготовки бакалавров и более успешной работы в системе профессионального образования по изучению и сохранению отечественной народной культуры необходимо понимание ее значения в сохранении тысячелетнего опыта духовно-нравственных ценностей.
2. В выборе содержания профессионального образования, методов обучения необходимо знание общих научных дидактических методов, а также опыта и методов народной отечественной педагогики - народных мастеров, в том числе и Кубани, развивающих традиционные для России методы обучения и воспитания.
3. При построении образовательной системы обучения и воспитания необходимо учитывать духовно-нравственный опыт народных мастеров - носителей местной традиции - их жизненный уклад, иерархию ценностей и др.
4. Важно воспринимать народную традиционную культуру и опыт народных мастеров как живую фундаментальную часть духовной культуры России, которая может способствовать повышению эффективности профессиональной подготовки выпускников различных направлений подготовки, в том числе бакалавров декоративно-прикладного творчества.
Ссылки:
1. Гузеватова Е.Н. Использование традиций народного декоративно-прикладного искусства в системе образования Республики Хакасия // Инновационная наука. 2015. № 7. С. 92-95.
2. Вакуленко Е.Г. Изучение и сохранение народного искусства Кубани: к юбилею кафедры народного декоративно-прикладного искусства : монография. Краснодар, 2013. 200 с.
3. Мусатова М.А. Профессиональная подготовка бакалавров педагогического образования по основам декоративно-прикладного творчества // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016. № 2. С. 126-132. https://doi.org/10.18384/2310-7219-2016-2-126-132.
4. Карникова О.П. Профессиональная подготовка бакалавров по направлению 071500.62 «Народная художественная культура» // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 4 (126). С. 187-191.
5. Приймак Х.П. Народне декоративно-ужиткове мистецтво Сокальщини 2 пол. XIX - 1 пол. XX ст. у порубiжнiй зон в контекст соцiально-економiчних i сусптьно // Вюник ХДАДМ. 2015. № 8. С. 53-58.