Научная статья на тему 'Проблемы использования презентаций Power Point на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях'

Проблемы использования презентаций Power Point на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1220
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕЗЕНТАЦИЯ POWER POINT / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / POWER POINT PRESENTATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOL-OGIES / PRE-SCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Преображенская София Григорьевна

В статье рассматриваются проблемы использования презентаций Power Point на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Power Point presentations on music lessons in the preschool

This article considers the problems of Power Point presentations on music lessons in the preschool educational institutions.

Текст научной работы на тему «Проблемы использования презентаций Power Point на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях»

КОНЦЕПТ

Преображенская С. Г. Проблемы использования презентаций Power Point на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях // Концепт. - 2012. - № 6 (июнь). - ART 12069. -

Преображенская София Григорьевна,

аспирант кафедры методик дошкольного и начального образования ГОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет», г. Нижневартовск [email protected]

Проблемы использования презентаций Power Point на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы использования презентаций Power Point на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях. Ключевые слова: презентация Power Point, информационные коммуникационные технологии, дошкольное образование.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, как позитивные, так и негативные. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий (НИТ), в первую очередь компьютерных [1].

Постоянно меняющаяся ситуация в информационном пространстве современного мира предъявляет свои требования к педагогам и специалистам дошкольных образовательных учреждений. Старые формы работы не могут в полном объеме обеспечить соответствие быстрому изменению общества и технологий [2].

Появление нового элемента (компьютера) в педагогической системе во многом может изменить её функции и позволяет достичь нового педагогического эффекта.

Отметим, что использование НИТ в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно-развивающей среды ребенка, создание новых, научно обоснованных средств для его развития, а также обновления форм и методов работы с детьми [3].

В. Н. Могилева отмечает: «Как и при внедрении всякого другого средства обучения, возникает ряд проблем, связанных с психолого-педагогическими условиями применения компьютера в процесс обучения. В то же время компьютер дает такие возможности информационного обеспечения учебного процесса, которых до сих пор никогда не было. Возникает серьезная многоаспектная проблема выбора стратегии внедрения компьютера в обучение, которая позволила бы использовать все его преимущества и избежать потерь, влияющих на качество педагогического процесса и затрагивающих развитие основных сфер человека»[4].

В последнее десятилетие в дошкольном образовании появились новые средства обучения:

- разнообразные развивающие игры и игровые пособия;

- конструкторы, лабораторные наборы для практических работ по знакомству с окружающим миром;

- наборы для детского творчества;

- рабочие тетради на печатной основе и атласы;

- магнитные плакаты и слайд-альбомы;

- учебное видео и обучающие телепрограммы;

- развивающие компьютерные игры и электронные наглядные средства обучения;

- интегрированные творческие среды;

- электронные учебно-методические комплексы, содержащие разнообразный дидактический материал для занятий по программе;

f\j ■Л f\j

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12069.htm

КОНЦЕПТ

Преображенская С. Г. Проблемы использования презентаций Power Point на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях // Концепт. - 2012. - № 6 (июнь). - ART 12069. -

- мультимедийные презентации;

- развивающие компьютерные игры;

- видео- и фотоматериалы с элементами анимации;

- диагностические материалы и др.

В детских садах появляются технические средства обучения нового поколения: мультимедийные компьютеры, проекторы, экраны, сенсорные интерактивные доски, значительно расширяющие возможности педагогов [5].

Применение компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников особо значимо. Использование компьютерных игр и мультимедийных презентаций обеспечивает единство познания, творчества и игры, способствует освоению разной информации, развитию познавательных процессов и логических операций, игровой и исследовательской деятельности, творческих способностей детей.

Применение информационных (компьютерных) технологий в художественноэстетическом развитии детей обеспечивает:

- развитие основ визуальной культуры;

- создание информационного поля исследования и творческого преобразования;

- представление информации в образном плане за счет мультимедиа эффектов в привычной для современных детей форме;

- познание через экспериментирование и игру;

- перенос акцентов с информационных методов на демонстрационные, что соответствует сути искусства, идеям эстетического развития и возрастным возможностям дошкольников.

Компьютерные презентации в дошкольном детстве используются с целью создания условий для обогащения познавательной, творческой и игровой деятельности, развития способностей (И. Г. Белавина, Ю. М. Горвиц, Н. А. Зворыгна, Л. А. Леонова, С. Л. Новолеслова, Г. П. Петку, О. Ю. Тараненко) [6].

Презентация - достаточно новое слово в нашем языке, точнее, слово с возникающим продолжающим формироваться на наших глазах новым полем значений. Фактически, это явление сравнительно новой для России технологии PR - «пиара», как мы сегодня говорим, что обозначает публичные связи или продвижение в широкую общественную среду идей, персон, структур и т. д. Это как будто не связано непосредственно с компьютером. Но именно благодаря ему, его незаменимым возможностям организации наглядности представления и тотально широкой коммуникации через Интернет, слово «презентация» достаточно тесно ассоциируется с компьютером.

Компьютер колоссально облегчает выпуск бумажной и телеинформации, позволяя любые тексты превращать в иллюстрированные страницы, слайды, кадры и сочетать их в Интернете. Вся эта среда способна преобразовать и педагогику. Здесь слово «презентация» используется в более узком значении - как технология оформления разнородной учебной информации при помощи специальных программ. Теоретическая информация - заголовки, формулировки, описания - компонуется на мониторе или стационарном экране не только с изобразительным, но ещё и со звучащим (голосовым и музыкальным), а также видео сопровождением. Эта мониторная «страница» по традиции именуется «слайдом» и ассоциируется с широко распространенной программой Power Point. Поэтому слово «презентация» в педагогике часто используется для обозначения докладов, лекций и других жанров «осведомления», оформленных в виде пакета слайдов в Power Point [7].

Электронная презентация может быть рассмотрена как логически связанная последовательность слайдов, объединенных одной темой и единым оформлением. Элек-

пи пи

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12069.htm

КОНЦЕПТ

Преображенская С. Г. Проблемы использования презентаций Power Point на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях // Концепт. - 2012. - № 6 (июнь). - ART 12069. -

тронная презентация - дидактическое средство обучения. Ее применение - наглядный метод обучения, выполняющий те же функции, что и любой наглядный метод обучения: информативную, управленческую, мотивирующую, воспитательную, развивающую [8].

Электронную презентацию иногда ошибочно относят к электронным учебным пособиям, но это не совсем верно. Электронные учебные пособия - самостоятельные средства обучения, а презентация - форма наглядности, которая, как и любое другое средство наглядности, используется в сочетании со словом преподавателя [9].

Педагоги дошкольных образовательных учреждений активно начали включать в образовательный процесс презентации Power Point. Сочетание звука, изображения и текста обусловливает дидактические возможности мультимедийных технологий в образовании. Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает педагогов, родителей в состоянии творческого поиска [10]. Использование презентаций Power Point дает возможность точно ориентированно и эмоционально окрашено формировать представления детей о музыкальном искусстве.

Анализируя ситуацию с использованием презентаций в ДОУ, возникает ряд проблем, которые требуют внимания специалистов в области разработки электронных образовательных ресурсов (ЭОР). В первую очередь, это дефицит презентаций, направленных на решение образовательных задач в сфере музыкального образования детей дошкольного возраста.

В настоящее время в сети Интернет предлагается большое количество сайтов, которые предлагают разнообразные презентации по различным предметам. Так на наш запрос «презентации для музыкальных занятий в ДОУ» в поисковой системе «Яндекс» нашлось 17 млн. ответов.

Мы проанализировали наиболее популярные сайты, специализирующиеся на учебных презентациях, такие как: present.griban.ru, rusedu.ru, web-resurs.ru, effor.ru. Действительно, Интернет ресурсы предлагают разнообразные учебные презентации в огромных количествах. Однако, презентаций для применения в музыкальном образовании, учитывающих специфику обучения детей дошкольного возраста, их возрастные и психофизиологические особенности практически нет.

Безусловно, музыкальные руководители в ДОУ, основываясь на собственных представлениях, предпринимают попытки к созданию наглядных электронных презентаций Power Point , в основном для иллюстрации музыкальных произведений.

Мы проанализировали презентации, созданные для приобщения детей к классической музыке на музыкальных занятиях в старших группах, разработанные педагогами ДОУ г. Нижневартовска (в основном это презентации к произведениям А. Вивальди, П. И. Чайковского) и предлагаемые Интернет-ресурсы. В основном это набор слайдов, ориентированных на знакомство детей с классическими произведениями. Количество слайдов достигало от 30 до 40, с высокой частотой смены кадров, изображения на слайдах были скучны, однообразны, отсутствовал сюжет, персонажи и т. д.

Резюмировать изложенное выше, позволим цитатой из книги «Компьютер и инновации в музыкальной педагогике» Г. Тараевой: «В большинстве случаев разработчики предлагаемых презентаций уделяют огромное внимание на «эстетические изыски» доступные в широком диапазоне, особенно в программе Power Point. С одной стороны, дидактические материалы можно максимально приблизить к знакомым им по компьютерным играм визуальным стандартам. С другой - не надо забывать о такой отрасли педагогической науки, как психология восприятия знания, тем более

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12069.htm

КОНЦЕПТ

Преображенская С. Г. Проблемы использования презентаций Power Point на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях // Концепт. - 2012. - № 6 (июнь). - ART 12069. -

возрастная. Далеко не все цвета и композиционные приемы, доступные в программе, оказываются приемлемыми. Иногда сам по себе привлекательный для преподавателя, его личных пристрастий, цветовой оттенок фона или его неоправданная пестрота сильно снижают уровень интереса ребенка к визуальному объекту и препятствуют усвоению учебной информации» [11].

Помимо этого наблюдается несоответствие визуального содержания слайдов особенностям развития восприятия детей дошкольного возраста.

Восприятие дошкольника характеризуется синкретичностью, т. е. предмет осмысливается на основании одной несущественной его части, восприятие целого не основано на его анализе. Эта особенность часть проявляется у дошкольников при восприятии предметов и их изображений на картинке, а также целых эпизодов и событий [12]. Указанная выше особенность детского восприятия должна учитываться при подборе изображений для создания презентаций для детей дошкольного возраста.

Дело в том, что часто художники прибегают к стилизации образов, персонажей, созданных на основе стилизации образов ряда животных, порой даже взрослому сложно определить, образ какого животного имел в виду художник: кролик не очень отличается от кенгуру, мышь от кузнечика и т. д. В художественном восприятии, имеет значение степень близости и доступности образа для дошкольника [13].

В 2003 году Р. Майер поставили ряд экспериментов с разными стратегиями преподавания в различных средах обучения, после чего им были сформулированы и предложены следующие основные принципы эффективного обучения с применением мультимедиа, которые важно учитывать при создании обучающих презентаций:

- принцип мультимедийности - обучение будет более эффективным при использовании текста и иллюстраций или слов и изображений, чем просто на основе одного только текста или рассказа;

- принцип пространственной близости - обучение проходит эффективнее, когда связанные по смыслу текст и изображения находятся близко друг к другу;

- принцип согласованности - при обучении с помощью мультимедиа все лишние звуки и изображения должны быть удалены;

- принцип модальности - обучение проходит эффективнее при использовании изображений и речевого сопровождения, чем при использовании текста на экране;

- принцип избыточности - обучение проходит эффективнее при использовании анимации с речевым сопровождением, чем при использовании анимации в сопровождении одновременно и речи, и текста (презентация, включающая слова, должна использовать их в виде текста, или в звуковой форме, но не должна использовать обе формы представления слов одновременно);

- принцип индивидуализации - представленные выше принципы эффективнее действуют на слушателей с низким уровнем первичных знаний или с наиболее развитым пространственным воображением; чтобы лучше донести знания до каждого слушателя, обучение лучше вести в разговорном стиле, а не в формальном [14].

Помимо выявленных проблем со структурированием и содержанием используемых презентаций, выявлена ещё одна: педагоги не могут определить цель и место презентации в структуре музыкального занятия. Часто, занятия перегружают и увлекаются чрезмерным и неоправданным показом слайдов, забывая о психофизиологических особенностях дошкольников (быстрая утомляемость, недостаточное произвольное внимание, повышенная возбудимость). Необходимо учитывать, что большой объем информации и эмоциональная окрашенность увеличивают напряжение, ускоряют темп работы. В результате возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы [15].

гм yj nj

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12069.htm

Преображенская С. Г. Проблемы использования презентаций Power Point на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях // Концепт. - 2012. - № 6 (июнь). - ART 12069. -0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/

2012/12069.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. -ISSN 2304-120X.

КОНТ тнпт

научно-методический электронный журнал ART 12069 УДК 373.21:371.335

Исходя из вышеизложенного, педагогам, организуя образовательную деятельность с использованием мультимедиа в ДОУ важно четко понимать: насколько целесообразно использование презентации на данном занятии; с какой целью и на решение каких задач направлено данное наглядное средство; соответствует ли содержание презентации возрастным особенностям детей.

Таким образом, создание эффективной презентации - процесс, подчиняющийся определенным принципам. Использование презентаций, безусловно, создают более благоприятные условия для усвоения учебного материала. Однако стоит помнить, что электронные средства обучения не должны менять сути процесса обучения. Роль и место электронных, наглядных средств на занятиях, так же как и других средств обучения, должны тщательно продумываться и проектироваться, дополнять, а не подменять действия педагога. Только в этом случае можно говорить об эффективности и целесообразности использования данного наглядного средства в ДОУ.

Ссылки на источники

1. Бершадский М. Е., Гузеев В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. - М.: Педагогический поиск, 2003. - 256 с.

Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: Изд-во РАО, 1994. - 228 с. Бершадский М. Е. Указ. соч.

Могилёва В. Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером. - М.: Академия, 2007. - 240 с.

Максимова С. // Детский сад: журнал. - 2011. - № 3. - URL: http://www.editionpress.ru/detsad_3.html. - ПИ № ФС77-39405 от 5 апреля 2010 г. - ISSN 2220-9700.

Мальцева М. В. Использование мультимедийных презентаций в художественно-эстетическом развитии дошкольников // Детский сад: журнал. - 2011. - № 3. - URL:

http://www.editionpress.ru/detsad_3.html. - ПИ № ФС77-39405 от 5 апреля 2010 г. - ISSN 2220-9700. Тараева Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. В 2-х кн. Кн. 2. Технологии презентации. - М.: Классика - XXI, 2007. - 120 с.

8-9. Грибан И. В. Применение мультимедиа-технологий в образовательном пространстве вуза: Мультимедиа-технологии в образовании: путь к свободе. Материалы Первой международной интернет-конференции (25-30 ноября 2011 г., Екатеринбург). - Открытый каталог «Учебные презентации» - Екатеринбург, 2011. - 68 с.

Нужина Е. В. Применение ИКТ на уроках истории и природоведения как средство формирования ключевых компетентностей младшего школьника. - URL: http://www.openclass.ru/.

Тараева Г. Р. Указ. соч.

12-13. Могилёва В. Н. Указ. соч.

14. Рапуто А. Г. Использование в образовательном процессе сюжетного подхода в компьютерных презентациях. // Информатика и образование. - 2008. - № 2. - С. 51-57.

15. Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования. - М.: Академия, 2001. - 256 с.

7.

10.

11.

ISSN 2304-120X

Preobrazhenskaya Sofia,

graduate student, Nizhnevartovsk State University of Humanities [email protected]

Problems of Power Point presentations on music lessons in the preschool educational institutions

Abstract. This article considers the problems of Power Point presentations on music lessons in the preschool educational institutions.

Keywords: Power Point Presentation, information and communication technologies, pre-school education

Рецензент: Дрень Олеся Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методик дошкольного и начального образования ГОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет».

IVI П IX»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

977230412012806

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12069.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.