В.Е. Евдокимова
Играя - учимся, или Использование технологии «Несколько мышей» с детьми дошкольного возраста
Евдокимова Вера Евгеньевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физико-математического и информационно-технологического образования, факультет информатики, математики и физики ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» (Шадринск, Россия)
Актуальность
В настоящее время информационные коммуникационные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования, в том числе и дошкольного. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, внедрение информационных коммуникационных технологий призвано улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний и ускорить процесс их усвоения.
В работе c детьми дошкольного возраста применение информационных коммуникационных технологий в непосредственной образовательной деятельности позволяет визуализировать процесс обучения, моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и способствует усвоению материала, так как при этом задействованы все каналы восприятия детей - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Информационные коммуникационные технологии для детей дошкольного возраста представляют собой средство или инструмент познания на различных занятиях в непосредственной образовательной деятельности, способствуют развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также информационной грамотности дошкольников.
Самой распространенной программой, используемой педагогами дошкольных образовательных учреждений, является программа Microsoft PowerPoint. В данной программе можно создавать линейные презентации с последовательной сменой слайдов, мультимедийные
с добавлением мультимедийных средств обучения (звук, видео, анимация) и интерактивные, обладающие определенной системой навигации и включающие в себя и мультимедийные средства обучения.
Рассмотрим интерактивные презентации, так как для педагогов дошкольных образовательных учреждений они представляют наибольший интерес. Они позволяют производить выбор интересующих объектов или разделов, представленных на слайдах, создавать интерактивные разноуровневые дифференцированные задания для детей дошкольного возраста. Создав одну только интерактивную презентацию с большими объемами видео, звука, графики, можно использовать ее в непосредственной образовательной деятельности на нескольких занятиях в зависимости от их целей и задач.
Презентации, создаваемые для детей дошкольного возраста, должны отличаться от презентаций, предназначенных для детей школьного возраста. В презентациях для дошкольников следует избегать текста и основной упор делать на изображения, наполнение слайдов должно быть понятно и интересно детям.
Компания Microsoft предлагает различные ресурсы для изучения информационных технологий в образовательной области, в том числе и таких, которые можно использовать и с детьми дошкольного возраста. Это бесплатные ресурсы, которые требуют дополнительной установки на компьютеры.
Технология «Несколько мышей»
В данной статье остановимся на использовании технологии Microsoft Mouse Mischief,
являющейся надстройкой к программе Microsoft PowerPoint.
Технология Microsoft Mouse Mischief, или как ее еще называют «Несколько мышей», предоставляет педагогам новые возможности работы на занятиях. Данная технология интегрируется с программой Microsoft PowerPoint, позволяя педагогу создавать интерактивные презентации с играми, направленными как на индивидуальную работу педагога с ребенком, так и на групповую, в которой с помощью собственного манипулятора «мышь» несколько человек одновременно могут выполнять задания, отвечать на вопросы и рисовать на общем экране.
В презентациях, использующих технологию Microsoft Mouse Mischief, реализована поддержка нескольких мышей, то есть к компьютеру одновременно можно подключить несколько устройств, при этом основная, ведущая роль остается за преподавателем, который может контролировать учебный процесс, остальные дети (участники) имеют равные права. Каждый участник получает отдельный указатель мыши на экране, причем он может выбрать картинку к своему указателю (например, робот, снежинка, гитара и многие другие формы), чтобы на экране определять свой указатель мыши. С помощью указателей дошкольники выбирают правильные ответы на вопросы и рисуют их на общем экране.
Рассмотрим преимущества использования технологии «Несколько мышей» над презентациями без нее:
1. Активное вовлечение детей в образовательный процесс - дошкольники с удовольствием занимаются, самостоятельно отслеживая ответы на общем экране при помощи разноцветных курсоров.
2. Улучшение управления образовательным процессом - в приложении Mouse Mischief выбор ответов детей сразу же отображается на экране, и это вовлекает в образовательный процесс всех дошкольников, даже самых стеснительных. Педагог может быстро отреагировать на ход процесса обучения, оценить уровень усвоения материала дошкольниками и, при необходимости, внести изменения в план занятий.
3. Простота использования - Mouse Mischief интегрируется в знакомую всем педагогам программу PowerPoint, а значит, нет необходимости тратить время на изучение новых приложений. Для проведения занятий с данной технологией достаточно иметь один компьютер и несколько компьютерных мышей.
создание интерактивной презентации с включением заданий из технологии «Несколько мышей»
Рассмотрим пример создания презентации для детей дошкольного возраста с включением в нее технологии «Несколько мышей».
Скачать технологию Microsoft Mouse Mischief можно с официального сайта компании Microsoft, перейти на который можно по ссылке, указанной в источниках литературы [16]. При переходе по ссылке открывается диалоговое окно для установки надстройки, в котором следует выбрать команду «Сохранить файл» (рис. 1).
I- - ■ - в ш» —вЛ • * № '
Рис. 1. Установка надстройки Microsoft Mouse Mischief
При сохранении Mouse Mischief автоматически интегрируется в программу Microsoft PowerPoint 2007/2010.
После выполнения описанного выше алгоритма, следует запустить программу Microsoft PowerPoint, в которой появится новая вкладка «Несколько мышей».
После открытия данной вкладки можно создавать интерактивные презентации с заданиями для непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
В таких презентациях имеется возможность создания четырех видов слайдов:
• статичные стандартные слайды;
• опросные слайды с вопросами типа да / нет;
• слайды с выбором одного из нескольких вариантов ответов, число предполагаемых ответов от 2 до 10;
• слайды с возможностью рисования от руки, где в панель инструментов входит палитра из семи цветов и ластик.
Для того, чтобы сделать занятия более увлекательными, педагог может придумать разные задания в зависимости от вида слайдов. Панель инструментов надстройки «Несколько мышей» представлена на рис. 2.
Рис. 2. Панель инструментов надстройки «Несколько мышей»
Статичные слайды являются примером линейной презентации. При их демонстрации происходит последовательная смена слайдов. Подробно останавливаться на данном виде слайдов не будем, так как линейные презентации это самый распространенный вид, который педагоги дошкольного образования используют в своей деятельности.
Опросные слайды предоставляют педагогу возможность выносить на слайд вопросы с однозначным ответом «да» или «нет». Такие слайды создают для вопросов, которые имеют один вариант ответов из двух предложенных. Для дошкольников вопросы, а именно текст, целесообразно заменить на изображения, понятные для детей, и назначить правильный ответ.
Для того, чтобы создать слайд «Да / Нет», необходимо на него добавить нужные изображения, перейти на вкладку «Несколько мышей», в группе «Макеты» выбрать макет «Да / Нет» -на слайде появится символ «Галочка». С помощью команды «Назначить ответ» появившийся символ «Галочка» поместить в нужное место слайда и изображения переместить к нему. Дошкольники выбирают правильный ответ, наводя курсор мыши на изображение, и подтверждают свой выбор нажатием левой кнопки мыши, после чего открывается окно на слайде с правильным результатом (рис. 3).
Рис. 3. Слайд с выбором ответа да / нет
Для настройки слайда с выбором одного ответа из множества представленных используется тот же алгоритм, что и при создании слайда «Да / Нет», только выбираем макет слайда «Несколько вариантов» и назначаем нужное количество вариантов. После выбора количества вариантов ответа откроется меню, в котором, используя команду «Вставить рисунок из файла», добавить нужные изображения вместо текстового сообщения (рис. 4).
Рис. 4. Добавление изображения на слайд с выбором одного ответа из множества представленных
В обычном режиме просмотра презентации необходимо указать правильный вариант ответа.
При воспроизведении презентации каждый дошкольник курсором мыши выбирает правильный вариант ответа и фиксирует его. Когда все дети выберут ответы, открывается панель результатов, показывающая, сколько человек и какие варианты ответа выбрали, а также кто первым правильно ответил на вопрос.
Слайды с возможностью рисования от руки дают возможность дошкольникам сопоставлять предметы и объекты, соединяя их линиями, прорисованными от руки, или дорисовывать какие-то недостающие фрагменты предметов, объектов, а также создавать новые рисунки (рис. 5).
Для создания такого слайда также используем команду «Рисование от руки» из группы «Макет» вкладки «Несколько мышей». При выполнении данной команды на слайд добавляется текстовая рамка для вопроса и палитра цветов, которая в обычном режиме презентации неактивна, но если запустить ее в режиме «Показа слайдов», то палитра станет цветной (рис. 5.)
Рис. 5. Задание на слайде с возможностью рисования от руки
Для такого слайда педагог может придумывать разные задания. Так, на рисунке 5 представлено задание, в котором дошкольники цветными стрелками прорисовывали последовательность появления животных в теремке.
Чтобы усложнить какое-либо задание, педагог на любой из представленных выше слайдов может установить таймер и определить время, которое отводится на ответ. Чаще всего вре-
мя устанавливается для тех заданий, которые рассчитаны на групповые ответы, так как дети могут посовещаться и вместе выбрать правильный ответ, стараясь опередить соперников.
При составлении заданий для занятий с детьми дошкольного возраста с использованием информационных коммуникационных технологий в дошкольном образовательном учреждении педагогу следует помнить о соблюдении санитарно-гигиенических требований. Такие занятия можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста, и их длительность не должна превышать для детей 5 лет 10 минут, для детей 6 лет - 15 минут. Проводить такие занятия можно не чаще трех раз в неделю. После занятия педагог с детьми обязательно должен провести гимнастику для глаз.
При использовании интерактивной презентации со слайдами надстройки «Несколько мышей» педагогу следует знать, что если запускать презентацию в режиме стандартного показа слайдов PowerPoint, то все слайды теряют свою функциональность, вся интерактивная информация на слайдах будет отображаться как статический текст. Для возврата интерактивности объектов презентацию следует запускать из меню «Несколько мышей» кнопкой «Начать показ слайдов».
Также в меню «Несколько мышей» в группе «Ресурсы Mouse Mischief» всегда можно найти инструкцию по работе с надстройкой Mouse Mischief, если использовать команды «Обзор возможностей» и «Справка и инструкции».
Таким образом, использование надстройки Microsoft Mouse Mischief позволяет сделать процесс обучения в дошкольном образовательном учреждении более насыщенным, увлекательным и визуальным с учетом индивидуализации и дифференциации заданий, ориентированных на развитие воображения и мышления детей дошкольного возраста. ■
Список рекомендуемой литературы
1. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Ю.В. Атемаскина, Л.Г. Богославец. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. -112 с.
2. Бочарова Н.В. Мультимедиа пособия для дошкольников: создание и применение // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2013. - №4. - С. 86-91.
3. Врунева Н.В. Мультимедийные технологии // Дошкольное воспитание. - 2010. -№12. - С. 32-36.
4. Гутова Л.К. Использование ИКТ в работе педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС / Л.К. Гутова, О.Л. Гизатулина // Перспективы развития информационных технологий. - 2015. - №26 - С. 101-105.
5. Дошкольник и компьютер: медико-гигиенические рекомендации / Под ред. Л.А. Леоновой. - Воронеж: МОДЭК, 2004. - 63 с.
6. Евдокимова В.Е. Использование ИКТ при создании мультимедийной презентации для детей дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. -2014. - № 4.- С. 28-33.
7. Евдокимова В.Е. Создание цифрового образовательного ресурса «Календарь природы» для детей дошкольного возраста с помощью ИКТ // Дошкольное воспитание. -2016. - №4.- С. 97-106.
8. Жуйкова Т.П. Мультимедийные технологии как средство формирования счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста / Т.П. Жуйкова, Е.С. Заярко // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2015. -№22 - С. 32-37.
9. Картинки сайтаЯндекс.Картинки: Режим доступа: http://images.yandex.ru/?uinfo = ww-1349^-664-^-1307-^-458^-1. - 20.12.17.
10. Комарова И.И. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / И.И. Комарова, А.В. Туликов. -2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. - 184 с.
11. Комарова Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 128 с.
12. Кочкина НА. Метод проектов в дошкольном образовании. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 72 с.
13. Красильникова В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: Учебное пособие. -2-е изд., перераб. и доп. - Оренбург: ОГУ, 2012. - 292 с.
14. Марич Е.М. Внедрение новых форм организации воспитательно-образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий в дошкольных организациях. - М.: ООО «Интелин», 2014. -132 с.
15. Новоселова Ю.Г. Информационно-коммуникационные технологии в работе воспитателя // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - №8. -С. 6-16.