Научная статья на тему 'Необходимость усиления методической работы преподавателя для организации непрерывной самостоятельной учебной деятельности'

Необходимость усиления методической работы преподавателя для организации непрерывной самостоятельной учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES (ICT) / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INDEPENDENT LEARNING / САМООБРАЗОВАНИЕ / SELF-EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЕБ-РЕСУРС / EDUCATIONAL WEB RESOURCE / ИНТЕРНЕТ / МОТИВАЦИИ / MOTIVATION / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ниматулаев М. М.

Статья раскрывает проблемы создания информационнообразовательной среды, в которой можно эффективно реализовать самостоятельную деятельность студентов, направленную на непрерывное самообразование и повышение квалификации. Дидактические возможности ИКТ позволяют использовать новые формы и методы организации и осуществления самостоятельной учебной деятельности. В статье особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, рассматриваются возможности ИКТ для мотивации такого рода деятельности, описываются компоненты учебно-методического обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEED FOR INCREASING TEACHERS METHODological WORK IN ORDER TO ORGANIZE CONTINUOUS INDEPENDENT LEARNING

The article examines the problems of creating information educational environment which would enable efficient realization of students independent work aimed at continuous self-education and professional improvement. The didactic potential of the ICT allows us to use new forms and methods of organizing and implementing independent learning. The author pays special attention to students independent work, the ICT potential to motivate such work, and describes the constituent elements of such teaching materials.

Текст научной работы на тему «Необходимость усиления методической работы преподавателя для организации непрерывной самостоятельной учебной деятельности»

дующим темам: информационные процессы в реальных ситуациях; информационные процессы в биологических, технических и социальных системах; моделирование как метод научного познания; классификация модели; моделирование и формализация; математические модели; этапы построения математических моделей; информационные модели; имитационно-компьютерные модели; моделирование структуры и поведения объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр.) и т. д.

В рамках метапредметного направления информатики рассматривается освоение социальной информатики; использование методов и средств информатики для моделирования объектов, явлений, процессов из различных предметных областей; формализация и структурирование информации; применение компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов; методика использования средств ИКТ для решения задач из разных сфер деятельности (язык представления информации в соответствии с поставленной целью; определение внешней и внутренней форм представления информации, отвечающих данной задаче автоматической или автоматизированной (диалоговой) обработки информации (таблицы, схемы, графики, диаграммы, массивы, списки, деревья и др.)); технология выбора источника информации (средства массовой информации, электронные базы

данных, информационные телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.) как необходимое условие для решения задачи и др.

Представленная выше трехкомпонентная модель школьного курса информатики в целом реализует цели и задачи школьного курса информатики в рамках школьного образовательного стандарта второго поколения.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 36 с. - (Стандарты второго поколения).

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 152 с. - (Стандарты второго поколения).

3. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 44 с. - (Стандарты второго поколения).

4. Маркушевич А. И. Математические тесты (употребляемые в школах США) // Математика в школе. - 1961. - № 3. - С. 72-79.

НЕОБХОДИМОСТЬ УСИЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОй РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОй САМОСТОЯТЕЛЬНОй УЧЕБНОй ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

NEED FOR INCREASING TEACHER'S METHODOLOGICAL WORK IN ORDER TO ORGANIZE CONTINUOUS INDEPENDENT LEARNING

М. М. Ниматулаев

Статья раскрывает проблемы создания информационно-образовательной среды, в которой можно эффективно реализовать самостоятельную деятельность студентов, направленную на непрерывное самообразование и повышение квалификации. Дидактические возможности ИКТ позволяют использовать новые формы и методы организации и осуществления самостоятельной учебной деятельности. В статье особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, рассматриваются возможности ИКТ для мотивации такого рода деятельности, описываются компоненты учебно-методического обеспечения.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), самостоятельная учебная деятельность, самообразование, образовательный веб-ресурс, Интернет, мотивации, компетентность.

M. M. Nimatulaev

The article examines the problems of creating information educational environment which would enable efficient realization of students' independent work aimed at continuous self-education and professional improvement. The didactic potential of the ICT allows us to use new forms and methods of organizing and implementing independent learning. The author pays special attention to students' independent work, the ICT potential to motivate such work, and describes the constituent elements of such teaching materials.

Keywords: information and communication technologies (ICT), independent learning, self-education, educational Web resource, motivation, competence.

Происходящая в настоящее время реформа образования направлена на переход от парадигмы «обучение» к парадигме «образование» (самообразование, самообучение), а «средством» реализации этой парадигмы должна стать самостоятельная работа студента (СРС). Вуз не в состоянии охватить и передать студенту всю существующую и нарастающую по объему информацию, что является одним из факторов, способствующих развитию СРС как важной формы образовательного процесса. В этой связи все большее значение приобретает организация аудиторной и внеаудиторной СРС в процессе обучения в вузе. Формирование умений самообразования является основой для послевузовского образования и дальнейшего повышения квалификации. Таким образом, вовлечение студентов с первого курса в самостоятельную учебную деятельность является фундаментальной потребностью профессорско-преподавательского состава. Самостоятельная работа позволит сформировать у студентов не только готовность и способность к самообразованию во время учебы в вузе, но и желание постоянно пополнять, обновлять и использовать знания для профессионального роста как будущего специалиста.

Являясь неотъемлемой частью учебного процесса, СРС становится одной из важных и основных форм учебно-познавательной деятельности в вузе. Современный студент, будущий специалист должен уметь самостоятельно пополнять свои знания, обладать твердыми навыками поиска, обработки и преобразования информации, использовать методы исследовательской работы. Для этого необходимо научить его работать с учебной, методической, справочной литературой, привить навыки работы с компьютерными программами, с тренажерами, современными электронными средствами, глобальными и локальными сетями обучения. Если каждый студент получит умения в этой области, станет развивать свои способности и навыки самообразования и будет соответствующим образом мотивирован, то общество получит в итоге инициативных, целеустремленных, активных и самостоятельных специалистов, желающих постоянно совершенствовать свои знания и повышать профессиональную квалификацию.

Отечественные педагоги и психологи, занимающиеся проблемами СРС в вузе, - С. И. Архангельский, М. Г. Гару-нов, Е. Я. Голант, Б. Г. Иоганзен, С. И. Зиновьев, А. Г. Моли-бог, Р. А. Нимазов, Н. Д. Никандров, П. И. Пидкасистый и др. по-разному определяют термин «самостоятельная работа». С. И. Архангельский понимает его как самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний, использование этих знаний для решения учебных, научных и профессиональных задач. Р. А. Низамов утверждает, что самостоятельная работа - это разнообразные виды индивидуальной, групповой познавательной деятельности студентов на занятиях или во внеаудиторное время без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя. Б. Г. Иоганзен рассматривает организацию самостоятельной работы в высшей школе как систему мер по воспитанию активности и самостоя-

тельности, по выработке умений и навыков рационального приобретения полезной информации. Для А. Г. Моли-бога самостоятельная деятельность складывается из многих элементов: творческого восприятия и осмысления учебного материла в ходе лекции, подготовки к занятиям, экзаменам, зачетам, выполнения курсовых и дипломных работ. С. И. Зиновьев приравнивает самостоятельную деятельность к самообразованию, а В. Граф, И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис понимают самостоятельную деятельность как систему организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью, протекающей в отсутствие преподавателя.

Анализ литературы по проблеме обучения самостоятельной работе в средних и высших учебных заведениях позволил сформулировать следующие общие положения, касающиеся характеристики данной формы организации образовательного процесса:

1. Самостоятельная работа определяется большинством исследователей как вид познавательной деятельности обучаемых на занятии и вне его; ее выполнение осуществляется по заданию педагога, но без его непосредственного участия [1].

2. Самостоятельная работа способствует формированию таких важных черт личности, как самостоятельность, познавательная активность, творческое отношение к труду и др. [1].

3. При самостоятельной работе цель каждого задания должна быть осознана, то есть для выполнения заданий учащиеся опираются на свои знания, предметные умения, опыт в изучении данной дисциплины, а также умения пользоваться средствами обучения [1].

4. Самостоятельная работа требует наличия у учащихся некоторых общеучебных умений, способствующих ее «рациональной организации: умение планировать эту работу, четко ставить систему задач, вычленять среди них главные, умело избирать способы наиболее быстрого экономного решения поставленных задач, умелый оперативный контроль за выполнением задания, умение быстро вносить коррективы в самостоятельную работу, анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале ее, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе» [2].

Вместе с тем мотивация студента зависит и от приемов, используемых преподавателем для активизации СРС, которыми он владеет в силу своих профессиональных и личностных качеств. Поэтому педагогу необходимо в совершенстве владеть не только знаниями по методической организации занятий (лекция, семинар, деловая игра, имитационное моделирование и т. д.), но и знаниями психолога, для того чтобы установить прочный и доверительный контакт со студентами, дабы иметь возможность личностного подхода к каждому обучаемому, обладать организаторскими способностями. Особое внимание необходимо уделить способностям преподавателя выявлять интересы каждого студента или группы учащихся, чтобы грамотно организовать самостоятельную деятельность

учащихся и таким образом заинтересовать каждого в самостоятельной работе при реализации индивидуального или группового проекта.

Особенностью третьего тысячелетия стало интенсивное развитие процессов информатизации во всех сферах человеческой деятельности и особенно в образовании. В результате сформировалась новая информационная образовательная среда, которая связана с новыми информационными технологиями в образовании. В связи с этим можно говорить об организации информационно-методического обеспечения учебного процесса, учебной деятельности студентов, основанной на внедрении в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), коренным образом модернизирующих доступ к учебной, методической и справочной информации. Например, в государственных стандартах высшего образования в каждом цикле имеются предметы, изучаемые в рамках национально-регионального компонента и дисциплин по выбору, относящихся к ИКТ, а полное обеспечение учебной литературой по этим курсам недостаточно, а зачастую и вовсе отсутствует. В связи с этим возросла роль электронных образовательных веб-ресурсов, размещенных в Интернете на портале вуза ведущими преподавателями. Образовательные веб-ресурсы могут представлять собой справочный материал для решения конкретной задачи, материал для прохождения теста или полноценное учебное пособие по темам той или иной дисциплины.

Одной из важных и основных задач педагога в процессе организации эффективной СРС является подготовка и реализация профессионального учебно-методического обеспечения индивидуальной работы. Компонентами структуры учебно-методического обеспечения являются:

1) создание банка заданий (задания должны быть короткими, оценка выставляется сразу после выполнения, должна предоставляться возможность неоднократных попыток выполнения заданий, предусмотрены подсказки, правильный ход решения), комплекта пособий/ мини-пособий;

2) разъяснение в начале курса/модуля его структуры (разделы, темы, задания), целей, задач, а также оглашение списка рекомендуемой печатной и электронной литературы (веб-ресурс, Сй, презентации и т. д.);

3) при подаче учебного материала (лекционный курс, семинар и т. д.) некоторые понятия, небольшие разделы предлагаются студентам (индивидуально или по группам) для самостоятельной проработки с последующим докладом на занятиях перед сокурсниками (указать литературу для подготовки: Интернет, Сй, презентации в интрасети и т. д.);

4) комплекс средств для мотивации самостоятельной деятельности (видеофильмы, аудиозаписи, наглядные презентации и т. д.), собственные дидактические приемы;

5) введение контрольно-оценочных мероприятий во все виды самостоятельной деятельности учащихся, учитывая их при выставлении общей оценки за дисциплину.

В пользу острой необходимости организации СРС и использования электронных образовательных веб-ресурсов говорит и тот факт, что долгое время практически во всех отраслях науки, экономики, техники сохраняется значительное увеличение и обновление обрабатываемой информации за короткие сроки. В результате специалист сталкивается с острой необходимостью мобильного изменения учебной информации, связанного с современными достижениями в профессиональной области. Обеспечить возможность непрерывного профессионального и личностного роста будущих специалистов возможно только на основе комплексной организации самостоятельной, творческой и познавательной деятельности учащихся в условиях их саморазвития, самообучения. Таким образом, можно утверждать, что СРС в вузе не просто является необходимой формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

Результатом эффективной учебной деятельности, направленной на мотивацию самостоятельной работы студентов в процессе обучения в вузе и вне его, должно стать достижение следующих целей СРС [3]:

- организовать индивидуальную учебную работу с переходом от формального выполнения заданий по «образцу» к познавательной деятельности;

- способствовать формированию у студента собственного мнения при решении проблемных вопросов и задач;

- научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией;

- заложить основы самоорганизации и самовоспитания;

- привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию;

- стимулировать развитие у студента профессиональных качеств будущего специалиста высокой квалификации;

- содействовать формированию исследовательских навыков.

Осуществление контроля за СРС является одной из важных составляющих процесса мотивации студентов в условиях индивидуальной и самостоятельной деятельности. Как мы уже отмечали, необходимо проводить контрольно-оценочные мероприятия СРС, результаты которой должны войти в оценку текущей успеваемости, промежуточной аттестации, итоговой оценки и при составлении рейтинговой шкалы студентов. Целью организации СРС на младших курсах в вузе должно быть закрепление и расширение знаний и умений, приобретенных во время учебного процесса. На старших курсах результатом СРС является формирование исследовательских навыков, развитие творческого потенциала и познавательной активности студента. Контроль выполнения СРС необходимо осуществлять индивидуально для каждого студента, хотя самостоятельная деятельность может осуществляться как индивидуально, так и в группах.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Митусова О. А. Некоторые вопросы организации самостоятельной работы студентов. Научно-педагогические школы Юга России: теория и история развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rspu.edu.ru/university/ риЬН^^^оо^/2/4.Мт1 (дата обращения 26.07.2011).

2. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985. - С. 175-176.

3. Бухарина С. А. Самостоятельная работа студентов. Общие положения // Белгородский гос. ун-т. Мед. колледж [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://medcollege.bsu.edu.ru/uchebniki/ accouch/obpol.htm (дата обращения 26.07.2011).

КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК

инновационный технологический ресурс при изучении школьного курса «основы

БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

COMPUTER MODELLING AS AN INNOVATIVE TECHNOLOGICAL RESOURCE IN THE SCHOOL COURSE OF BASICS OF LIFE SAFETY

Д. П. Чагин

Автор в статье рассматривает образовательный потенциал компьютерного моделирования, моделирующих компьютерных программ в технологическом поле обучения ОБЖ. Предложены темы занятий по школьному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с 5-го по 11-й класс, при изучении которых целесообразно использовать виртуальные модели реальных ситуаций.

D. P. Chagin

The author examines the educational potential of computer modelling, modelling software in the technological aspect of teaching Basics of Life Safety. The author proposes certain topics in the school course of Basics of Life Safety from 5 to 11 years in which it is advisable to use virtual models of real situations.

Ключевые слова: компьютерное моделирование, моделирующие компьютерные программы, инновация, электронные средства обучения, виртуальная модель, компьютерная модель, виртуальная реальность.

Keywords: computer modelling, modelling software, innovation, e-learning tools, virtual model, computer model, virtual reality.

Возрастание риска возникновения техногенных аварий и катастроф, природных катаклизмов приводит ученых к поиску современных способов, методов, приемов обеспечения безопасности человека и инновационных педагогических технологий формирования культуры безопасного поведения, становлению личности безопасного типа (С. В. Алексеев, Л. А. Михайлов, О. Н. Русак, В. А. Смирнов, В. П. Соломин, В. Н. Мошкин, В. В. Токарев и др.). Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в решении этих задач занимает ведущее место.

Технологическое поле предмета ОБЖ за последние годы значительно расширилось: игровые и проектные технологии, технология решения ситуационных задач и информационно-коммуникационые технологии (В. Брехо-ва, Н. В. Воронцова, С. П. Данченко, И. В. Иовенко, В. М. Па-нарин, Э. М. Соколов, А. В. Цыганов, А. Н. Шмелев и др.). По-

следние совершенствуются практически ежегодно. В настоящее время использование технологии компьютерного моделирования, моделирующих типов (по И. В. Роберт) электронных средств обучения в учебном процессе позволяет системно сформировать у подростков целостное отношение к собственной безопасности, безопасности окружающих людей и окружающей среды, включающее ценности, знания, умения и опыт безопасного поведения.

Компьютерное моделирование рассматривается как метод модельного представления изучаемых объектов, описанных в терминах системно-информационного языка (по И. А. Кузнецовой) и реализуется посредством моделирующих компьютерных программ. Как отмечает С. М. Куценко, «моделирующие компьютерные программы целесообразно рассматривать в рамках технологического аспекта исследований и разработок средств обеспечения так называемой "виртуальной реальности"», при этом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.