УДК 347. 1
М.Е. Панкратова*, Н.Ю. Рашева**
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Панкратова М.Е., Рашева Н.Ю. Проблемы интеграции российского высшего образования в европейское образовательное пространство и пути их решения. - Статья .
Интеграция российской высшей школы в европейскую систему высшего образования является одним из принципов государственной политики . Присоединившись к Болонскому процессу в 2003 г., Россия взяла на себя обязательства соответствовать целям Болонского процесса, направленных на интеграцию российского высшего образования в европейское образовательное пространство
Ключевые слова: высшее образование, Болонский процесс, европейское образовательное пространство, системы образования, модернизация образования, интеграция в сфере образования .
Pankratova M.Ye., Rasheva N.Yu. The problems of the Russian higher education school integration into the European system of higher education and the ways of their solution. - Article .
The integration of the Russian higher education school into the European system of higher education is one of the principles of the state policy. Having joined the Bologna Process in 2003, Russia assumed obligations to follow its purposes which aimed at the integration of the Russian higher education school into the European system of higher education
Keywords: Higher education, Bologna Process, European Higher education space, systems of education, modernization of education, integration in the sphere of education .
Панкратова М.Є., Рашева Н.Ю. Проблеми інтеграції російської вищої освіти в європейський освітній простір і шляхи їх розв'язання. - Стаття .
Інтеграція російської вищої школи в європейську систему вищої школи є одним із принципів державної політики. Приєднавшись до Болонського процесу в 2003 р., Росія взяла на себе зобов'язання відповідати цілям Болонського процесу, що спрямовані на інтеграцію російської вищої освіти в європейський освітній простір
Ключові слова: вища освіта, Болонський процес, європейський освітній простір, системи освіти, модернізація освіти, інтеграція у сфері освіти .
В настоящее время процессы преоб- государственной политики, зафиксирован-разования системы высшего профессио- ным законодательно .
нального образования характерны как для В течение последнего десятилетия
Европы, так и для России. Европейское и прошлого столетия дискуссии по пробле-
российское высшее образование действует мам образования в большинстве стран
в новых условиях, характеризующихся гло- мира и в мировом сообществе в целом
бализацией, новыми коммуникационными были сконцентрированы на проблеме:
технологиями, растущей конкуренцией и «Каким должно быть образование в XXI
коммерциализацией [14, с. 28]. веке». Уже закончилось первое десятиле-
Интеграция российской высшей шко- тие нового века, но проблемы остались,
лы в европейскую систему высшего об- Более того, они еще сильнее обострились
разования является одним из принципов в связи с глобализацией мировой эконо-
* Панкратова Майя Евгеньевна - доцент кафедры теории, истории права и государство ведения НОУ ВПО «Международный институт бизнес-образования», кандидат юридических наук, г. Мурманск, Россия .
** Рашева Наталья Юрьевна - заведующая кафедрой гражданского и корпоративного права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мурманский государственный технический университет», кандидат юридических наук, доцент, г. Мурманск, Россия .
мики и усилением конкуренции не только между отдельными странами, но и между основными геополитическими регионами, в которую все больше и больше втягиваются национальные системы образования . Не будучи в состоянии выжить в одиночку, они объединяются и совместно решают проблемы. Характерным примером в этом отношении является Европейский геополитический регион [3].
В «Совместной декларации о гармонизации систем европейского высшего образования», подписанной министрами образования Франции, Германии, Италии и Великобритании, говорится, что «Европе предстоит период значительных изменений, как в системе образования, так и в системе условий труда, диверсификации профессиональных карьер, когда получение образования в течение всей жизни становится необходимым» [16].
Следует обратить внимание, что после присоединения России к Болонской декларации в 2003 г. , высшие учебные заведения страны постепенно стали выходить на глобальный рынок преподава-
телей, студентов, знания и информации Число студентов, желающих учиться за пределами России, растет Возросла и мобильность ученых В этой ситуации перед российским абитуриентом стоит выбор -получать образование на родине или в любом европейском вузе, например, в Великобритании Факторы, определяющие выбор, различны: стоимость получения высшего образования, качество подготовки, использование инновационных технологий в учебном процессе, развивающих интеллектуальные и практические умения, уровень профессорско-преподавательского состава, востребованность и конкурентоспособность выпускников вуза на рынке труда и другие
По данным Министерства образования и науки РФ, в 2012 г. в «Национальном рейтинге российских вузов» первое место занимал Московский государственный университет имени М .В . Ломоносова. Второе же принадлежало Санкт-Петербургскому государственному университету [10]. Сводный рейтинг выборки университетов России представлен в таблице 1
Таблица 1.
*
Сводный рейтинг выборки университетов России (выборка из 105 вузов)
Ранг Наименование университета Оценка
1 Московский Государственный Университет имени М.В . Ломоносова 100
2 Санкт-Петербургский государственный университет 78
3 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» 75
4 - 6 Российский университет дружбы народов 72
Национальный исследовательский университет МФТИ 72
Московский национальный исследовательский технический университет имени Н.Э. Баумана 72
7 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет 68
8 Томский национальный исследовательский государственный университет 66
9 Томский национальный исследовательский политехнический университет 63
10-11 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина 62
Санкт-Петербургский национальный исследовательский политехнический университет 62
12-14 Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону) 61
Сибирский федеральный университет (г. Красноярск) 61
Национальный исследовательский технологический университет МИСиС 61
15-16 Казанский (Приволжский) федеральный университет 60
Казанский национальный исследовательский технологический университет 60
Источник: http://unirating . ru/rating_common . asp
При этом нельзя не отметить, что обучение в российских вузах стоит намного дешевле, чем в зарубежных вузах, в частности, в Великобритании Однако по престижности обучения последние вне конкуренции . Это можно объяснить различными факторами, в том числе, сложившейся в стране системой обучения, которая направлена на развитие познавательной деятельности студентов, их мышление Так, при проведении тестов на психологическую выносливость, специалисты с западным образованием показали более высокие результаты по сравнению с теми, кто закончил российские вузы Кроме того, мировой финансовый кризис стал причиной все большего отъезда россиян Причина проста - если раньше будущие специалисты пытались начать работу и карьерное восхождение, будучи еще студентами, то теперь они предпочитают уехать из страны и вернуться обладателями престижных дипломов [3]
Как известно, интеграционные процессы в сфере высшего образования вначале охватили западные страны и были закреплены в Болонской декларации В странах СНГ данные процессы начались относительно недавно, «поскольку лишь на рубеже веков интеграция в сфере образования была осмыслена государствами СНГ как необходимое условие успешной реализации концепции социального будущего» [2, с. 55].
Вхождение Российского государства в мировое экономическое и политическое пространство вызвало необходимость включения процессов модернизации образования в нашей стране в систему европейского образовательного пространства Присоединившись к Болонскому процессу в 2003 г. , Россия взяла на себя обязательства соответствовать целям Болонского процесса, сформулированных в шести основных задачах [8, с. 191]:
1) введение понятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования;
2) переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавр-магистр);
3) введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в единообразном приложении к диплому;
4) повышение мобильности студентов, преподавателей и административноуправленческого персонала;
5) обеспечение необходимого качества высшего образования и взаимное признание квалификаций;
6) обеспечение автономности вузов .
«Болонский процесс является уникальным примером добровольного сближения образовательных систем разных стран, который стал возможным благодаря методам «мягкой» интеграции, принятым в Европейском союзе» [11, с. 7].
Интеграция образовательных систем европейских государств «под флагом» Болонского процесса представляет собой наиболее последовательный проект региональной кооперации в сфере образования по сравнению с похожими попытками в рамках других региональных объединений (Содружество Независимых Государств, Шанхайская организация сотрудничества, Евразийское экономическое сообщество и др ) Это выражается в создании концептуальной (четкая постановка целей и основных направлений модернизации), нормативной (Болонская декларация, коммюнике [7]), знаково-ценностной (создание логотипа, распространение идеи объединения), организационной (Наблюдательная группа по Болонскому процессу, Болонские промоутеры и т д ) базы Болонского процесса, а также в разработке понятного механизма принятия решений [5, с 5]
В настоящее время вектор развития и реформирования систем образования в мире задается США Между тем, сложившиеся исторически различия систем образования Запада и Востока не позволяют
говорить о превосходстве той или другой системы [4, с 9]
Думается, ключевая проблема заключается в том, каким образом, проводя модернизацию образования, сохранить свои национальные и культурные традиции в данном процессе Процессы модернизации образовательной системы не должны нарушать культурных традиций . Уже имеющийся в мире исторический опыт модернизации образования говорит о том, что этот процесс обязательно сопровождается не только приобретениями, но и весьма ощутимыми потерями
Что касается ученых степеней, сложившихся в российской системе образования, то их целесообразно сохранить, поскольку они прекрасно вписываются в европейскую концепцию «обучения в течение всей жизни», но на нормативном уровне следует решить вопрос о сопоставлении двух российских ученых степеней кандидата и доктора наук с одной европейской - доктора .
Эта проблема неоднократно обсуждалась в печати Решить ее можно, опираясь на два критерия: по срокам обучения и по качеству образования Российская ученая степень кандидата наук по срокам сопоставима с европейской степенью доктора [6, с. 12-16].
Кроме того, хотелось бы обратить внимание на то, что введение кредитной системы в российскую высшую школу сталкивается с комплексом нормативных противоречий, о которых не единожды упоминалось в публикациях различных авторов, а необходимость их устранения назрела даже независимо от перехода на новую единицу учета усвоенных студентами знаний - кредит К таким противоречиям, прежде всего, можно отнести следующие:
1. Расчетный коэффициент, используемый для планирования учебной нагрузки, неточен Трудовым кодексом Российской Федерации [1] от 30 декабря 2001 г установлена 40-часовая рабочая неделя, при пересчете в академические часы получается 53,3 час. В соответствии с рекомен-
дациями нормативных актов управления образованием используется расчетный коэффициент недельной нагрузки, равный 54-м академическим часам, что увеличивает недельную нагрузку студента на 1,2 % по сравнению с установленной Трудовым кодексом РФ За весь период обучения, например, по программе подготовки специалиста со сроком обучения 5 лет, перегрузка выражается уже в более 100 академических часах, что практически соответствует изучению еще одной учебной дисциплины
2. В государственных образовательных стандартах и в выпускных документах используется дуальная система учета трудоемкости - в академических часах и в неделях, то есть нет единой единицы измерения трудоемкости учебных дисциплин В государственных стандартах разных направлений и специальностей подготовки специалистов с высшим образованием предусмотрена разная продолжительность учебных практик, каникул и экзаменационных сессий. При этом общая трудоемкость программ отличается, причем существенно
3. Нигде в нормативных документах нет дефиниции академического года, в частности, не установлен минимум академических часов, которые должны освоить учащиеся в течение такого года Длительность семестров колеблется в разных вузах от 15-ти до 22-х недель . В результате при различной трудоемкости программ обучения, реализуемых в конкретном вузе, который планирует начало и окончание теоретического обучения одновременными для всех направлений своей подготовки и своих специальностей, возникают перекосы в выполнении студентами учебной работы
Также важной правовой проблемой является признание бакалавра на рынке труда Несмотря на то, что эта ступень уже давно определена законодательными актами в области образования как первая ступень в системе высшего профессионального образования, большинство базовых нормативных актов, устанавливаю-
щих требования к уровню образования, не претерпели соответствующих изменений Иными словами, работодатель зачастую не приравнивает квалификацию выпускника бакалавриата к высшему образованию, ссылаясь на отсутствие законодательной поддержки, и это резонно [12, с 43]
Еще одна проблема, часто обсуждаемая в научной литературе, - понижение качества образования при переходе на многоуровневую структуру высшего образования [14, с. 2-7].
Нельзя сказать, что в этом случае качество образования вообще не соответствует образовательным стандартам, просто иногда для того, чтобы стать специалистом в какой-то области, недостаточно 4-х лет в отличие от привычной пятилетней формы обучения . А ведь высокое (достаточное) качество - это максимальное (достаточное) соответствие той задаче, которая должна быть решена в ходе подготовки специалиста данного уровня
Если, в дополнение к этому, будет решен вопрос, какой должна быть разумная нагрузка студента в неделю (сейчас в российской высшей школе таковой признается нагрузка в 54 часа, из них 27 часов -аудиторных), то искомый результат - продолжительность общего срока обучения -достигается с использованием простейших арифметических операций .
Другими словами, после «конструирования» новых программ для разных по существу специальностей (направлений подготовки) высшего профессионального образования потребуются, скорее всего, разные сроки обучения Ведь по большому счету многие из выпускников вузов не захотят идти в магистратуру, а диплома бакалавра для трудоустройства в современных условиях пока недостаточно [9, с. 31].
В этой связи представляется целесообразным закрепление в Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» вариативности сроков освоения образовательных
программ бакалавриата, а также закрепление за бакалавром формального статуса специалиста
С учетом изложенного ч . 2 ст. 69 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предлагается дополнить положением о том, что срок освоения программ бакалавриата может составлять от четырех до пяти лет, изложив ее следующим образом:
«2. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование.
Срок освоения программ бакалавриата может составлять от четырех до пяти лет».
Предлагаемая мера, по нашему мнению, позволит решить вопрос о непризнании во многих европейских странах бакалавров как специалистов, и студенты, которые освоили стандартную пятилетнюю программу образования, тоже будут получать диплом бакалавра и считаться специалистами
Таким образом, сказанное выше свидетельствует о необходимости тщательной совместной работы значительного числа заинтересованных субъектов для урегулирования существующих проблем Это позволит вновь добиться признания российского высшего профессионального образования за рубежом и конвертируемости дипломов выпускников российских вузов .
В целом, российское высшее профессиональное образование, интегрируясь в европейское образовательное пространство, перешло на уровневую систему подготовки, повышается активизация внимания к инновационным образовательным технологиям и интерактивному обучению, делаются попытки «приблизить» студентов к базе источников и навыкам работы с ней Российскому государству предстоит решить еще много проблем, чтобы российское высшее образование было конкурентоспособным и привлекательным как для российских студентов, так и для иностран-
цев . Во всем мире высшее образование испытывает необходимость реформ . Они по-разному происходят в разных странах, но имеют одну цель - сформировать такую систему образования, которая бы позволяла готовить высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов, в первую очередь, для своей страны и способных выдержать эту конкуренцию в мире .
Список литературы
1. Трудовой кодекс Российской Федерации : федер . закон Рос. Федерации от 30 дек . 2001 г. № 197-ФЗ : принят Гос. Думой Федер . Собр . Рос. Федерации 21 дек . 2001 г. : одобр . Советом Федерации Федер Собр Рос Федерации 26 дек . 2001 г. // Собр . законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч . 1). - Ст. 3.
2. Аветисян П.С. Формирование образовательного пространства СНГ в условиях глобализации (социально-философская концепция) / П.С . Аветисян . - Ереван: ГИ-ТУТЮН НАН РА, 2007. - 132 с.
3. Высшее профессиональное образование в Великобритании Перспективы интеграции российского высшего образования в европейское образовательное пространство / [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.samoupravlenie.ru/47-
06 . php . - Загл. с экрана.
4. Гретченко А. И. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И . Гретченко. - М . : КНОРУС, 2009. - 425 с.
5 Ершова И В Феномен глобализации и интеграции в контексте Болонского процесса : монография / И В Ершова - Архангельск : Поморский университет, 2011. -141 с
6. Желтов В . Болонская декларация и российское образование / В Желтов // Педагогика - 2013 - № 6 - С 12-16
7 . Коммюнике встречи европейских министров, отвечающих за высшее образование (Прага, 19 мая 2001 г. ) / [Электронный ресурс]. - Доступ из справ . -правовой системы «Гарант» . - Загл. с экрана.
8 . Магистратура: проблемы методики преподавания юридических дисциплин : монография / под ред. С .А. Ивановой. - М .: Юркомпани, 2012. - 352 с.
9. Миронов В. В. Размышления о реформе российского образования / В В Миронов // Философия образования. - 2012. - № 1 . -С . 3-43.
10 . Национальный рейтинг университетов / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uniratmg. ru/rating_common . asp . - Загл . с экрана.
11. Николаев Д. В . , Суслова Д .В. Россия в Болонском процессе / Д.В. Николаев, Д В Суслова // Вопросы образования -2013. -№1. - С. 6-24.
12. Панина Г. В . К вопросу о компетенциях и статусе бакалавра / Г В Панина // Высшее образование в России - 2009 - № 6 -С . 40-46.
13 Перминова М С Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую образовательную систему / М С Пер-минова // Известия Саратовского университета, Сер Социология Политология -2009 - № 2 - С 28-31
14 Рукавишникова И В Реформа системы высшего профессионального образования как отражение образовательной политики / И В Рукавишникова // Финансовое право - 2009 - № 2 - С 2-7
15 Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования четырех министров, представляющих Великобританию, Германию, Францию и Италию (Париж (Сорбонна), 25 мая 1998 г.) / [Электронный ресурс] . - Доступ из справ -правовой системы «Гарант» -Загл . с экрана.
□ □ □