І 997. N«4
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
А. И. АФОНИЧКИН, руководитель научно-методического блока информатизации образования и дистанционного обучения РУО
А. В. КУБЫШКИН, директор ЦНИТ Пермского государственного технического университета, кандидат технических наук
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
1. Актуальность, цели и задачи дистанционного образования
в регионе
Понятийный аппарат в области информатизации не вполне сложился, что можно объяснить молодостью базовой науки — информатики, не имеющей четкого определения даже своего ключевого понятия — информации. Поэтому предлагаемые ниже определения могут вызвать у читателя возражения, однако, надеемся, помогут нам найти общий язык при обращении к данному материалу.
Информационная технология (ИТ) — технология, в которой используется информатика (наряду с другими науками).
Новые информационные технологии (НИТ) — технологии, в которых используются последние достижения информатики.
Новые информационные технологии в образовании (НИТО) — НИТ в системе образования (в обучении, воспитании, научных исследованиях и управлении образованием).
Информатизация — технология внедрения НИТ в какую-либо другую технологию.
Гуманистический характер образования означает приоритет общечеловеческих ценностей в отношениях участников
образовательных процессов, защищен ность их интересов, прав и свобод.
Интеграция образования — взаимодействие по вертикали и горизонтали между всеми его уровнями и формами.
Вклад образования в развитие города определяется его ведущей ролью в социализации и развитии способностей, навыков и умений общекультурного и профессионального характера у всех категорий населения на протяжении всей их жизни.
Единство культурного и образовательного пространства — соответствие региональных образовательных стандартов российским и мировым.
Рассматривая проблемы интеграции образования, которые в настоящее время становятся все более и более актуальными, необходимо исследовать их в русле следующих аспектов:
а) как обеспечение преемственности дошкольного, общего среднего, профессионального, высшего и послевузовского обр;130вания с подключением к этой системе домашнего, дистанционного, компенсирующего, дополнительного и специального образования;
б) как взаимодействие одноуровневых субъектов образования с целью обмена информацией и совместного использова-
© А. И. Афоничкин, А. В. Кубышкин, 1997
ния общих информационных источников и результатов;
в) как техническое объединение субъектов образования в единую телекоммуникационную сеть;
г) как установление единого стандарта общения (технологическая общность языка, программных интерфейсов, совместимость форматов и сред взаимодействия);
д) как установление согласованного между субъектами стандарта требований к образованию каждой ступени, взаимная адаптация и распространение передовых методик образования;
е) как поддержание оперативной двусторонней межуровневой связи в системе административного управления процессом образования (министерство, ГУО, РОО, школа, учитель) по вопросам нормативной, правовой, общеметодической информации;
ж) как объединение в единое информационное пространство субъектов образования до мирового информационного сообщества с целью использования его информационных ресурсов (банки занятости, знаний, проектов), ведения в нем интерактивных действий (заказы, рекламные, транспортные, финансовые, материальные и другие услуги);
з) как расширение сферы образования увеличением числа его субъектов за счет доступности информационных и образовательных ресурсов с любого рабочего места;
и) как техническая, технологическая, организационная, информационная совместимость с городскими экономическими структурами единого информационного пространства;
к) как переход на новый стиль корпоративной работы (тренинги по управлению распределенными экологическими, экономическими системами), ведение совместных проектов;
л) как включение личности в систему мировой и национальной культуры;
м) как процесс установления и постоянного развития связей между субъектами образования.
Цель интеграции — включение системы образования в мировое образовательное пространство, с тем чтобы предоставить ее субъектам целостную систему информационных услуг и комплекс современных информационных технологий (возможность доступа к мировым
банкам образовательной информации и тренинговым технологиям) за счет использования сетей телекоммуникаций и их наполнения для обеспечения поступательного развития городской экономики и рационального использования ее ресурсов. Технология обязана обеспечить этот процесс уже сегодня. Только так может быть осуществлен прорыв в новое качество системы образования при сравнительно небольших затратах.
Для достижения указанной цели требуют решения следующие задачи:
— организация коммуникационной структуры, ее развитие и наполнение с целью создания единого виртуального пространства (ВИП) города и включения его в мировое пространство; обеспечение доступа к мировым банкам образовательной и иной информации, тренингам;
— освоение современных информационных технологий и ВИП субъектами образования, подготовка и переподготовка специалистов для городской экономики;
— технологическая модернизация образовательного процесса и управление им, формирование виртуальной школы, предоставление возможности „образования для всех“;
— интеграция субъектов образования (дошкольное, общее среднее, профессиональное, высшее, послевузовское, дополнительное, специальное и компенсирующее) на единой технологической и инструментальной базе; взаимодействие всех уровней образования в области использования информационных технологий; обеспечение преемственности образования;
— предоставление современных информационных услуг субъектам городского хозяйства; ведение единой системы электронных банков в интересах города;
— разработка образовательных стандартов и организация системы сквозного тестирования.
2. Анализ состояния системы дистанционного образования
в Перми
Регионализация системы образования, особенно использование новых информационных технологий и внедрение интегральных систем в сферу образования в
доступном с любого рабочего места учащегося виде, требует рассмотрения проблем образования в контексте и взаимосвязи с производственной, культурной, социальной, политической, научной жизнью региона и степенью развития информатизации в нем.
Анализ подходов к системе дистанционного образования в крупных промышленных регионах, таких, как Урал и Пермь, дает богатый материал: культурный, исторический, экономический, географический и т. п. — для реализации идеи регионально-профилированного дистанционного образования. Большое внимание при этом необходимо уделять тем аспектам, которые являются уникальными для региона, в частности краеведческому, который пока не имеет достаточного информационного и методического обеспечения и потому требует кропотливой работы по созданию соответствующих проектов, программ, учебных пособий.
Необходимо выделить стадии превращения образования в универсальный и эффективный механизм саморазвития региона посредством системы связей образования с другими сферами, отраслями, социальными субъектами.
Еще одним аспектом рассматриваемой
проблемы является обеспечение непрерывности образования, что нашло отражение в материалах ЮНЕСКО по проблемам образования: „...не ограниченное ни во времени относительно сроков обучения, ни в пространстве относительно места, ни относительно методов обучения“ непрерывное образование объединяет деятельность и ресурсы в системе образования в целях достижения гармоничного развития потенциальных способностей личности и прогресса в образовании общества.
3. Состояние технической базы
в регионе
Концепция дистанционного образования не может быть представлена без мощных компьютерных и коммуникационных средств.
Уровень оснащения учебных заведений Перми, впрочем, как и других регионов, вычислительной техникой и средствами коммуникации следует признать
крайне низким. Подавляющее большинство компьютерных классов в школах представляет собой отечественные комплекты учебной вычислительной техники
(КУВТ) типа „УКНЦ44 и „Корвет". Немногочисленные классы из „профессиональных44 персональных компьютеров семейства IBM в большинстве своем не выдерживают никакой критики. Очень часто это устаревшие морально и физически ЭВМ на базе процессора Intel 286, которые уже сегодня не подходят для запуска имеющегося программного обеспечения. Порой внутри одного компьютерного класса машины существенно различаются между собой по техническим возможностям. Практически нигде они не объединены в локальные сети.
По имеющимся данным, оснащение вычислительной техникой таково. Количество классов IBM (с числом посадочных мест более 10) — около 20, причем сюда включены явно устаревшие классы на базе IBM 286. Кроме того, подавляющее большинство из них находятся в так называемых „престижных44 школах. Классов на базе процессоров Intel 80486 или Pentium немного, и они не играют значительной роли в структуре СДО.
Другая проблема связана с защитой здоровья обучаемых от влияния вредных
электромагнитных излучений и полей. При выборе монитора необходимо учитывать его соответствие общепринятым стандартам MPR-II и ТСО 1992, а также такую характеристику, как разрешающая способность электронно-лучевой трубки. Она должна быть не более 0,28 мм, в противном случае изображение получается размытым и нечетким, что вызывает перенапряжение глаз, головные боли и другие неудобства. Следует отметить, что мониторы старых моделей не соответствуют требованиям безопасности MPR-II и ТСО 1992 и, как правило, имеют разрешающую способность порядка 0,39 мм.
Отметим также, что основная масса образовательных учреждений Перми не имеет мебели, полностью отвечающей медицинским требованиям для компьютерных классов (используются либо обычные столы, либо заказные, но изготовленные исходя скорее из соображений удобства производства и расстановки, чем удобства работы).
Таким образом, проведенный анализ показывает, что в учреждениях среднего и специального образования города Перми преобладают средства, на базе которых затруднительно эффективно использовать возможности СДО. Без коренного изменения создавшегося положения выполнять свое назначение система дистанционного образования не будет.
Структура высшего образования более приспособлена к структуре и возможностям СДО как в техническом, так и в учебно-методическом плане. В частности, в Перми развернуто несколько сетей, интегрирующих более 1 ООО рабочих мест, существует телекоммуникационный канал. Поэтому проблема интеграции информационных и учебно-методических ресурсов, представленных в компьютерном виде, решается более эффективно.
Сегодня в городе и Пермской области реализуется идея координации всех усилий, предпринимаемых в данном направлении. Соглашением Совета ректоров вузов, Администрации Пермской области, Министерства общего и профессионального образования РФ от 04.12.96 регион назначен пилотным для внедрения региональной программы информации, достигнута договоренность о координации ресурсов и комплексном ее финансировании.
Головная организация — областной Центр новых информационных технологий — осуществляет реализацию данного проекта для системы образования региона. Была развернута региональная образовательная сеть, к которой подключились не только субъекты образования, но и коммерческие организации для амортизации части затрат, организованы каналы на Москву, Ижевск, Мюнхен, Санкт-Петербург. С декабря 1996 г. функционирует спутниковый канал сетевой связи со скоростью 64 Кб.
Компьютерная коммуникационная сеть предназначена для обеспечения пользователей учебных и научных учреждений региона основными видами сетевых услуг, к числу которых относятся: передача электронной почты, телексных и факсимильных сообщений телеконференций, доступ к удаленным архивам и файловым серверам, интерактивный доступ к информационным и вычислительным ресурсам.
Перечисленные услуги позволяют реализовать: службу извещений и университетских новостей; обмен и распространение учебных курсов и планов; взаимодействие электронных библиотечных систем; использование распределенных информационно-поисковых систем, баз данных и знаний; проведение электронных семинаров, телеконференций, дистанционного обучения; координацию совместных научных работ; функционирование распределенных издательских систем.
В 1997 г. областной Центр новых информационных технологий был преобразован в Региональный центр информатизации и назначен головным по разделу „Интеграция системы образования в области информатизации" в программе „Развитие системы образования России на основе современных информационных технологий и региональных ресур-
сов
а
В городе в области информатизации активно работают Центр развития образования, ПГТУ, ПГУ, региональный институт педагогических информационных технологий, ПГПУ. Проведена работа по объединению усилий этих учреждений.
Следует отметить, что для Перми характерен традиционно высокий уровень образования. Так, ПГТУ занимает 6-е место среди технических университетов России. Количество грантов, полученных городскими учителями, тоже
значительно. Поступление абитуриентов, выпускников пермских школ, в вузы
Перми и России составляет около 100 %. Можно сказать, что сложились все предпосылки для организации целостной информационной инфраструктуры города и городского образования, в частности, для реализации полноправных технологий системы дистанционного образования.
Таким образом, с одной стороны, налицо потребность субъектов в интеграции в мировое информационное пространство, с другой — технологическая, кадровая, организационная готовность образовательных учреждений к подобной интеграции и поддержка вертикальных структур в развертывании в регионе информационной среды на условиях комплексного финансирования.
4. Программно-педагогические
фонды СДО
В рамках региональной программы интеграции образования, развития СДО и информатизации образования Пермской области (I и II этапы) информаци-онно-методическим отделом ОЦПИ с 1993 г. ведется планомерная работа по формированию основного информационного фонда по различным вопросам в области образования. В связи с этим были приобретены Московский банк
педагогической информации, Электронная Библиотека (авт. Е. К. Марченко, ИНИНФО). Получены материалы Омского, Ярославского, Кировского институтов ПКРО. На основе имеющихся средств передачи информации, включая телекоммуникационные сети и спутниковую связь, фонд ОЦПИ постоянно пополняется материалами нормативно-пра-вового характера, инструктивно-методическими письмами МО РФ, концепциями и комплексными программами развития образования, аналитическими материалами (справками) по состоянию системы образования в целом и по отдельным направлениям, информацией о совещаниях, семинарах, конференциях и других мероприятиях, проводимых Министерством образования, РИПКРО и региональными органами управления образования, информацией о выпускаемой учебно-мето-дической литературе, учебниках и пособиях, материалами передового опыта педагогов и др.
Большое разнообразие информационных источников явилось основой для создания множества разрозненных баз.
Это, в свою очередь, сильно осложнило поиск запрашиваемых материалов, а существующий объем информации уже не позволяет оперативно предоставлять весь имеющийся материал по заявленной теме заказчику. Проанализировав принцип организации Электронной Библиотеки, структуру Московского банка педагогической информации, свой опыт, мы пришли к выводу о необходимости формирования Пермского областного информационного банка „Образование“ как комплекса тематических баз. Основой его организации будет служить сгруппированная по определенным темам информация.
Но формирование лишь Пермского областного информационного банка „Образование“ не решит главную задачу — доступного и оперативного информирования работников образования любого уровня и любого образовательного учреждения области. Поэтому на основе созданной и действующей телекоммуникационной сети формируется единая региональная информационная сеть, основными узлами которой являются: Пермский областной информационный банк „Образование“, районные информационные банки и информационные банки образовательных учреждений, включая лицеи, колледжи, высшие учебные заведения, учреждения профессионально-технического образования и т. д.
Таким образом, Пермский регион имеет все предпосылки для формирования полноценной системы дистанционного образования, реализующей основные принципы гуманизации и интеграции образования.