ПЕРМСКИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ: СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ [5]
Стратегия развития университета
Пермский государственный университет - старейшее высшее учебное заведение на Урале, один из ведущих университетов России.
Объективные показатели государственной аттестации Пермского университета, а также независимой международной экспертизы позволяют констатировать, что университет сегодня - динамично развивающееся высшее учебное заведение, ориентированное на новейшие образовательные технологии, со значительным научным потенциалом, высококвалифицированными преподавательскими кадрами, материальной базой, в целом достаточной для обеспечения образовательного и научного процессов, и высокой востребованностью выпускников как в России, так и за рубежом. За последнее десятилетие (1992-2002) радикально изменилась законодательная база и экономические условия функционирования вузов, вне-
Краткая информация о вузе
Пермский государственный университет - первое высшее учебное заведение на Урале. Университет организован как Пермское отделение Санкт-Петербургского университета 1(14) октября 1916 г. С 1917 г. работает в качестве самостоятельного вуза. В начале 30-х гг. на базе университета были открыты самостоятельные институты: медицинский, сельскохозяйственный, педагогический, фармацевтический в г. Перми, химико-технологический в г. Березники, ветеринарный в г. Троицке Челябинской области.
Позднее, в 1960 г., в состав вновь созданного Пермского политехнического института был передан технический факультет университета. Ученые и выпускники Пермского государственного университета составляют основу научных коллективов и школ не только самого университета, вузов города и области, но и сети академических учреждений Прикамья.
В университете развивается 22 основных научных направления, которые соответствуют профилю подготовки специалистов. Обучается 337 докторантов и аспирантов, по 28 научным специальностям работают 14 диссертационных советов, в том числе 11 докторских.
До 1989 г. Пермь была закрытым для посещения иностранцами городом. Сегодня Пермский государственный университет работает по 19 договорам по сотрудничеству с зарубежными партнерами. Особенно значимы договоры с Оксфордским университетом (Великобритания), Ганноверским университетом (Германия), Университетом Люнебурга (Германия), Манчестерским Метрополитен университетом (Великобритания), Средиземноморским университетом Марселя (Франция), Словенским университетом (г. Любляны, Словения) и другие.
Сохраняется устойчивая положительная тенденция участия ПГУ в международных договорах и проектах по программам Европейской Комиссии, Американского фонда гражданских инициатив, Всемирного банка реконструкции и развития, Агентства международного развития США, Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров, Американского Совета по международным обменам и исследованиям, Германской службы академических обменов, Посольства Франции, Министерства науки и культуры земли Нижняя Саксония и др.
Международная деятельность ПГУ направлена на укрепление академического сотрудничества с зарубежными университетами в области совместных научных исследований, разработки учебных программ, институционального строительства, обмена и распространения информацией, представляющий взаимный интерес, а также обмен преподавателями, аспирантами и студентами.
шняя среда. Наиболее существенные перемены произошли в следующих сферах:
• Управление системой высшего образования.
Имеет место определенная децентрализация управления и повышение самостоятельности вузов в принятии решений.
• Финансирование высшего образования.
Государство перестало играть роль главного и единственного финансиста. Возникли различные группы заказчиков и потребителей услуг высших учебных заведений со своими финансовыми возможностями, запросами и интересами. Сформировалась конкурсная система получения финансирования научных исследований и идет формирование такой системы в сфере образовательных услуг.
• Структура высшего образования.
Стремительное расширение сети учреждений высшего профессионального образования: государственных и негосударственных. Университиза-ция высшего профессионального образования. Развитие сети филиалов и представительств вузов. Рост конкуренции среди вузов на рынке образовательных услуг.
Игнорировать эти изменения невозможно. Их объективное существование обуславливает в свою очередь необходимость введения изменений в систему управления университетом. Ключевым моментом необходимых изменений является тот факт, что вузы все в большей степени становятся субъектами рынка, в то время как системы управления отстают от этого процесса.
Необходимость модернизации управления, связанная с новой ролью университетов в обществе и государстве, создает предпосылки для стратегического планирования.
Идея стратегического планирования управления университетом - это попытка ответить на вопрос о том, как управлять вузом в условиях, которые стремительно меняются и зависят от множества факторов, а также при дефиците финансовых ресурсов.
Стратегический план развития университета разрабатывается с учетом главной цели и приоритетов его развития.
Главная цель университета- высококачественная подготовка конкурентоспособных специалистов, способных работать в условиях интеграции России в мировое сообщество.
Приоритетами развития университета являются:
• создание условий для эффективной и плодотворной деятельности научно-педагогического коллектива, поддержка существующих и складывающихся научных школ, ориентация в оценке их деятельности на мировые стандарты;
• совершенствование и укрепление материально-технической базы;
• совершенствование и повышение эффективности деятельности управленческой структуры вуза, построенного по принципу ассоциированного университетского комплекса.
Базовые принципы стратегического плана развития университета проецируются на основные направления его деятельности:
1. Образовательная деятельность.
2. Научная деятельность.
3. Деятельность по совершенствованию воспитательной работы со студентами, организация их быта, возможностей культурного развития и занятий спортом.
4. Деятельность в области информатизации.
5. Совершенствование управленческой структуры университета.
6. Экономико-финансовая деятельность.
7. Социальная сфера и материальная база.
8. Хозяйственная деятельность.
9. Международная деятельность.
1. Образовательная деятельность
Стратегические цели
• Сохранение высокого уровня профессионального образования выпускников университета.
• Усиление позиций и повышение статуса университета в сфере образовательной деятельности на региональном, окружном, федеральном и международном уровнях.
• Создание в университете системы непрерывного профессионального образования специалистов в течение всего времени их трудовой деятельности.
• Развитие материально-технической базы университета в интересах образовательной и научно-исследовательской деятельности.
Стратегические задачи
• Обновление и совершенствование содержания профессионального образования.
• Совершенствование системы контроля и управления качеством образования в университете.
• Создание системы кадрового обеспечения образовательного процесса в университете.
• Внедрение новых и инновационных подходов к обучению; усиление роли самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей, внедрение компьютерных и дистанционных систем обучения и контроля знаний;
• Расширение участия университета в образовательных программах и проектах регионального, окружного, федерального и международного уровня.
• Внедрение системного подхода к формированию спектра образовательных программ университета, наиболее полно отвечающего потребностям региона и российского общества.
• Упорядочение и систематизация университетской системы связей с региональной, российской и международной общественностью.
• Разработка и внедрение единого системного подхода к управлению сферами дополнительного, довузовского и послевузовского профессионального образования.
• Создание системы анализа востребованности образовательных программ и выпускников университета регионом, установление долгосрочных партнерских отношений с государственными и частными работодателями.
• Интенсивное развитие информационного обеспечения образовательной и научной деятельности (в первую очередь библиотечного обеспечения).
• Модернизация и расширение материально-технической базы образовательного процесса.
2. Научная деятельность
Стратегические цели
• Максимальное использование научно-исследовательского потенци-
ала университета в обеспечении образовательного процесса и развития научной деятельности университета.
• Фундаментализация научных исследований ученых университета.
• Расширение спектра прикладных научных исследований и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям развития науки и техники и критическим технологиям.
• Повышение уровня конкурентоспособности и востребованности результатов научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава и сотрудников университета в регионе, Российской Федерации, международном научном сообществе.
Стратегические задачи
• Поддержка существующих и формирование новых научных школ и научно-педагогических коллективов, деятельность которых направлена на развитие направлений фундаментальных научных исследований Пермского университета.
• Совершенствование системы подготовки научных и научно-педагогических кадров через институты аспирантуры и докторантуры университета; повышение уровня контроля за процессом подготовки диссертационных работ; создание механизма адаптации молодых ученых на рынке научно-технической продукции в спектре интересов научных коллективов университета и их стимулирования.
• Создание условий для укрепления и развития фундаментальных исследований ученых университета как основ реализации их научных интересов, получения новых знаний и создания передовых технологий. Приоритетная поддержка гуманитарного сектора университетской науки. Расширение спектра заявочных интересов в рамках федеральных и региональных конкурсов и программ, особенно учебно-научных и научно-методических.
• Расширение спектра деятельности университета по прикладным проектам с целью разработки уникальных методов исследований, создания образцов новой техники, материалов, организации их производства; интеграция университетской науки в процессы экономического и социального развития региона.
• Разработка концепции и создание механизма действия инновационной политики университета в сфере научной деятельности для полноправного выхода на рынок инвестиций производственного сектора экономики региона, особенно природно-ресурсного, коммуникационно-транспортного, химико-технологического.
• Поддержание и развитие форм сотрудничества с научно-исследовательскими, проектными организациями, промышленными и иными предприятиями в целях совместного решения научно-технических задач и внедрения разработок в производство.
• Развитие сложившихся форм научного сотрудничества с административно-управленческими структурами области регионов Российской Федерации, администрациями районов и городов области.
• Расширение сферы научного, научно-производственного и научно-педагогического сотрудничества с институтами РАН, в первую очередь, институтами УрО РАН.
• Развитие системы административного управления научными исследованиями. Оптимизация структуры научных коллективов и научных подразделений университета.
• Создание и совершенствование оптимальных структур НИДС; создание условий реализации научного потенциала студентов, обеспечение условий подготовки наиболее талантливых студентов к преподавательской
и научной деятельности, создание системы морального и материального поощрения одаренных студентов.
• Создание условий нормативной обеспеченности и правовой защищенности научных разработок, защищенности интеллектуальной собственности и авторских прав сотрудников университета.
3. Деятельность по совершенствованию воспитательной работы со студентами
Стратегические цели
• Создание условий для полноценного раскрытия духовных устремлений обучающихся, их творческих способностей, для формирования гражданской позиции, ответственности за принятие решений.
• Превращение воспитания студентов в специально организованный процесс формирования социально значимых ценностей, гражданских и профессиональных качеств.
• Освоение обучающимися новых социальных навыков и ролей, развитие культуры социального поведения с учетом открытости общества, роста динамики изменений.
Стратегические задачи
• Создание системы воспитательной работы, обеспечивающей участие студентов и преподавателей в реализации ее стратегических задач.
• Создание условий для формирования воспитывающей среды: использование вузовских традиций, повышение воспитательного потенциала учебных занятий, профилактика негативных деструктивных форм поведения.
• Гуманизация межличностных отношений преподавателей и студентов.
• Проведение систематического мониторинга состояния воспитательной работы и воспитывающей среды.
• Создание условий для самовыражения и саморазвития студентов и аспирантов в общественно-политической, духовной, спортивной сферах.
• Облегчение социализации в рыночной сфере через формирование ценностей: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества через освоение основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений.
4. Деятельность в области информатизации
Стратегические цели
• Выведение Университета на уровень информатизации и использования новых технологий обучения, достигнутый наиболее развитыми вузами России и западноевропейскими университетами.
• Реализация концепций «опережающего образования» (включая фун-даментализацию образования и внедрение инновационных методик), развивающего образования (включая гуманистическую ориентацию, гибкое обучение, использование креативных технологий) и открытого образования с использованием дистанционного обучения и телекоммуникационных технологий.
• Подготовка выпускников к профессиональной деятельности в условиях информационного общества, содействие предприятиям и учреждениям, на которых они будут работать по окончании университета (и тем самым стране в целом), в решении проблемы информационного («цифрового») неравенства.
Стратегические задачи
• Доведение количественного и качественного уровня оснащенности университета техническими средствами информатизации и реализации новых образовательных технологий до среднеевропейского университетского уровня.
• Обеспечение доступности образовательных и научных информационных ресурсов для преподавателей, сотрудников и студентов университета с помощью телекоммуникационных сетей, включая ресурсы университета (библиотека, факультеты, кафедры, научные подразделения), системы образования Пермской области, вузов России, Российской Академии наук, иных научных организаций и фондов, а также мировых образовательных и научных информационных систем.
• Создание и запуск единой телекоммуникационной информационной системы университета (ЕТИС ПГУ).
• Обеспечение высокого уровня подготовки выпускников университета по использованию информационных технологий общего и профессионально ориентированного назначений.
• Подготовка специалистов по направлениям и специальностям, отражающим современное состояние информатики и информационных технологий и пользующимся спросом на рынке труда.
• Широкое внедрение и создание условий для владения на высоком уровне преподавателями и сотрудниками университета информационными технологиями и современными технологиями обучения
• Создание и поддержка средствами информационных технологий полноценного информационного образа университета.
• Усиление сотрудничества университета с вузами региона и органами управления образованием по решению общих задач информатизации образования.
• Увеличение объема средств, привлекаемых университетом на решение проблем информатизации, путем участия в договорных работах и конкурсных программах.
• Обеспечение стабильного предсказуемого финансирования работ по информатизации университета из бюджетных и внебюджетных источников.
• Объединение усилий всех профильных подразделений для решения задач, стоящих перед университетом в сфере информатизации.
• Совершенствование управленческой структуры университета.
5. Совершенствование управленческой структуры университета
Стратегические цели
• Оптимизация компетенций, разграничение функций, полномочий и ответственности управленческих структур университета различного уровня и их адаптация к новым экономическим условиям внешней среды.
• Совершенствование системы управленческих мероприятий по улучшению условий для профессиональной деятельности и социальных условий работающих и обучающихся.
• Совершенствование и повышение эффективности деятельности управленческой структуры университета, построенного по принципу ассоциативного университетского комплекса.
• Создание университетского истеблишмента с целью поддержки и отстаивания интересов университета во всех сферах его деятельности, включая международную.
Стратегические задачи
• Совершенствование нормативно-правового обеспечения управленческой деятельностью.
• Оптимизация распределения функций, взаимодействия при разграничении полномочий управленческих структур университета различного уровня.
• Расширение демократических принципов управления.
• Формирование условий и поддержка инициатив по созданию ассоциаций выпускников, как в России, так и за рубежом, фондов, экспертных советов, расширение связей со средствами массовой информации и т. д.
6. Экономико-финансовая деятельность
Стратегические цели
• Обеспечение финансовой устойчивости университета.
• Развитие и использование механизма многоканального финансирования университета.
• Совершенствование механизма определения приоритетности в распределении и использовании финансовых средств.
• Улучшение материального положения работающих и обучающихся в университете.
Стратегические задачи
• Развитие финансово-хозяйственного механизма в подразделениях университета, повышение их финансовой самостоятельности и ответственности.
• Расширение и эффективное использование возможностей бюджетных и внебюджетных источников финансирования.
• Расширение перечня образовательных услуг и услуг по выполнению работ научно-исследовательского характера, оптимизация затрат на их выполнение.
• Разработка дифференцированной материальной поддержки работающих и обучающихся в университете.
• Формирование инвестиционных проектов с отечественными и зарубежными партнерами по развитию материальной базы и социальной сферы университета.
• Разработка и внедрение эффективной нормативной базы финансовой деятельности университета.
7. Социальная сфера и материальная база 7.1. Социальная сфера
Стратегические цели
• Дальнейшее развитие инфраструктуры социальной защиты и поддержки работающих и обучающихся в университете.
• Создание условий для охраны здоровья работающих и обучающихся.
• Расширение спектра мероприятий по обеспечению защиты прав работающих и обучающихся.
Стратегические задачи
• Разработка системы приоритетов социальной поддержки работающих и обучающихся в университете.
• Разработка жилищной политики и механизма ее реализации в отношении всех категорий работников.
• Улучшение условий проживания и обеспечение правопорядка в студенческих общежитиях университета.
• Разработка мероприятий, гарантирующих работающим и обучающимся в университете соблюдение требований по охране труда и социальному страхованию.
7.2. Материальная база
Стратегические цели
• Совершенствование материально-технической базы университета с целью приведения ее в соответствие с потребностями учебного процесса и научно-исследовательской работы.
• Рациональное и многопрофильное использование материально-технической базы университета.
• Создание учебных и научных лабораторий двойного подчинения.
Стратегические задачи
• Разработка стандартов потребности в оборудовании и расходных материалах для обеспечения учебного процесса и научных исследований с учетом перспектив их развития.
• Перспективное планирование создания вузовско-производственных лабораторий по программам Министерства образования и Министерства промышленности, науки и технологий РФ.
• Разработка принципов формирования фондов развития материальной базы университета из бюджетных и внебюджетных источников.
8. Хозяйственная деятельность
Стратегические цели
• Обеспечение развития материально-технической базы и основных фондов в соответствии с изменяющимися потребностями университета.
• Создание в университете атмосферы заинтересованности и ответственности работников и обучающихся в сохранении и эффективном использовании помещений, оборудования и материалов.
• Обеспечение рационального режима эксплуатации хозяйственного оборудования.
• Обеспечение нормативного режима условий труда, обучения и проживания работающих и обучающихся.
Стратегические задачи
• Сохранение и развитие материально-технической базы университета в соответствии с изменяющимися потребностями учебного процесса и научных исследований.
• Оптимизация системы финансирования деятельности хозяйственного управления с целью его относительной самостоятельности и повышения ответственности и эффективности.
• Улучшение условий эксплуатации имеющегося оснащения и оборудования, хозяйственных площадей и производственных мощностей.
• Создание системы повышения квалификации, стимулирования и закрепления кадров.
9. Международная деятельность
Стратегические цели
• Повышение и укрепление репутации ПГУ на международной арене.
• Достижение международного уровня конкурентоспособности результатов учебной и научно-исследовательской деятельности университета.
• Увеличение количества и повышение эффективности существующих
в Пермском государственном университете международных договоров и соглашений.
• Привлечение средств от международной деятельности в бюджет университета.
Стратегические задачи
• Материальное и информационное обеспечение изучения достижений зарубежных научных школ и передового педагогического научно-едова-тельского опыта для использования в Пермском государственном университете.
• Содействие и поддержка студенческой преподавательской международной мобильности в свете Болонского процесса и создания европейского университетского пространства.
• Укрепление взаимодействия в сфере международной деятельности с высшими учебными заведениями Перми и области, городскими и областными органами власти.
• Расширение партнерских связей с зарубежными организациями и учреждениями по традиционным для ПГУ направлениям и формирование новых.
• Создание международных научно-исследовательских коллективов и консорциумов для осуществления совместных исследований в области фундаментальных и прикладных проблем.
• Резкое усиление активности университета на международном образовательном рынке.
• Формирование и осуществление активной PR-политики на разных уровнях в сфере международной деятельности, пропаганда достижений и возможностей университета в области обучения иностранных студентов, совместной научно-исследовательской деятельности.
• Формирование механизма взаимодействия между факультетами и подразделениями ПГУ в международной деятельности.
Такова концепция стратегического развития Пермского государственного университета на среднесрочную перспективу, которая является сегодня основой для конкретных планов вуза и его структурных подразделений. Реализация их поможет упрочению позиций университета не только в регионе, но и на иных более высоких уровнях.