Научная статья на тему 'Проблемы инноваций в образовании'

Проблемы инноваций в образовании Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5600
540
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ИННОВАЦИОННО МЫСЛЯЩАЯ ЛИЧНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / ПРИСПОСОБЛЯЕМОСТЬ / ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ / ИНФОРМИРОВАННОСТЬ / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / КРИТИЧНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / СТАНДАРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INNOVATIONS IN EDUCATION / INNOVATIVE-THINKING PERSONALITY / CREATIVENESS / ADAPTABILITY / ENTERPRISE / AWARENESS / COMMUNICATIVENESS / CRITICALITY / INNOVATIVE PROCESSES / PROFESSIONAL EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Барахович Ирина Ильинична

В статье высказывается мнение российских исследователей о необратимости процесса развития российского государства, общества и образования по пути инновационных преобразований. Подчеркивается необходимость разработки требований к выпускнику вуза с точки зрения готовности к инновационной деятельности. Обоснование необходимости делается по результатам анализа ответов студентов красноярских вузов, которые оценивали себя в соответствии с показателями, определяющими их как личности, способные включаться в процессы освоения, внедрения и порождения инноваций. Высказывается предположение о том, что успех в инновационной деятельности зависит от способности личности строить взаимодействие, вести диалог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INNOVATIONS IN EDUCATION

In this scientific paper Russian researchers give their point of view about irreversibility in the process of the development of Russia, its society and education in the way of innovative transformation. The necessity in working out the demands to university graduates from the point of view of their readiness for innovative activity is underlined. Explaining the necessity is done according to the results of the analysis of Krasnoyarsk students' answers who evaluated themselves according to the indicators determining them as personalities who can join the processes of assimilation, introduction and production of innovations. The suggestion that success in innovative activity depends on a person's ability to build interaction and make dialogue is given in this paper.

Текст научной работы на тему «Проблемы инноваций в образовании»

ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Инновации в образовании, инновационно мыслящая личность, креативность, приспособляемость, предприимчивость, информированность, коммуникативность, критичность, инновационные процессы, стандарт профессионального образования.

Проблемы инноваций в образовании, педагогической инноватики активно разрабатываются учеными и специалистами-практиками (Б.С. Гершунский, Г.П. Щедровицкий, М. Мамардашвили, B.C. Собкин, Н.В. Наливайко, В.Г. Ки-нелёв, В.Д. Щадриков, А.В. Хуторской, А.П. Панфилова, М.Н. Гуслова и др.) в связи с тем, что именно образование считают стратегическим ресурсом перехода экономики на инновационный путь развития. Сущностные характеристики такого явления, как «инновация», раскрываются с позиции и специалистов рыночной экономики, и сторонников культурно-экономического направления. В своих исследованиях будем придерживаться определения, которое дает понимание инновации как результата, направленного на общественное благо: «Инновация (нововведение) — это новые знания как новый или усовершенствованный интеллектуальный продукт, как результат частного решения или комплексной разработки на основе фундаментальных исследований, изобретательства, рационализации и творчества, научно-практических, производственно-технических и социальных задач, отвечающих жизненным и социальным потребностям, реализуемым по оптимальному механизму в системе охраны духовного и физического здоровья нации и в др. сферах, новые способы достижения результата, в том числе создание усовершенствованных материалов, средств производства, технологических процессов или эффективной организации труда и творчества, используемых для устойчивого развития человека и общества» [Бакумцев, 2003, с. 33].

Показателями инновации в данной трактовке являются:

— устойчивое развитие человека в личностных и общественных проявлениях; самого общества; изменения качества жизни человека — здоровье, образование, наличие комфортного жилья, семьи, детей, профессиональная карьера, отдых, общественный статус и т. д.;

— изменение технологических процессов, механизмов и способов достижения результата преобразования;

— изменения в постановке общественных и государственных целей и задач на основе фундаментальных исследований, удовлетворяющих жизненным потребностям человека.

Исследователи науки и практические работники выражают убежденность в том, что «современный этап развития государства и общества будут вопреки всему развиваться по пути инновационного образования, целью которого является формирование личности профессионала с инновационным мышлением» [Делия, 2009, с. 14].

Реализация названной цели отчасти обозначена в требованиях к подготовке бакалавра и магистра по направлению Педагогическое образование. На протяжении последних десяти лет ученые и практики разрабатывают условия для развития инновационности работников образования — экономические и материально-технические, для освоения, внедрения и порождения инноваций, анализируют первый

опыт нововведений в сфере образования. Наблюдения показывают, что изменения происходят по тем направлениям, которые соответствуют стратегическим задачам и инициируются извне. Например, изменяется структура учебных планов в связи с введением с 2001—2002 учебного года Экспериментального базисного учебного плана общего образования, при этом снижается интенсивность изменений в содержании образовательных программ по учебным предметам [Воронина, 2008]. Ученые считают, что «возникновение и принятие инноваций может быть нерезультативным из-за недостаточной готовности педагогического коллектива работать по-новому. Кроме того, часто возникает неуверенность, и даже страх перед неизвестностью и возможностью получить негативные последствия и т. д.» [Каплан, 2004]. В связи с этим можно предположить, что основная масса педагогических работников не отвечает на вызовы современного общества, имеющего потребности в инновационных преобразованиях во всех сферах деятельности. Для того чтобы выявить причины сопротивления преобразованиям, изменениям, необходимо обратиться к анализу намерений и личностных проявлений молодых людей в отношении нововведений. Анализ проводился в соответствии с ориентирами в определении инновационно мыслящей личности, способной включаться в процессы создания, внедрения и освоения инноваций:

— приспособляемость мыследеятельности личности к реалиям, изменениям, вызовам социального и экономического развития, умение видеть смысл и значение того или иного явления, происходящего события, процесса, раньше других генерировать новообразования и разрабатывать способы их внедрения; оптимистично смотреть на вводимые новшества в организации деятельности и на предполагаемый результат;

— креативность мышления как творческая направленность на создание принципиально новых идей, нетрадиционных схем мышления; способность к обучению, освоению новых обязанностей, нахождению нетривиальных решений проблемы, используя условия, обстоятельства, знания, другие ресурсы оригинальными способами. Это содержательный, объективный в оценках других человек, успешно реализующий свою индивидуальность;

— предприимчивость личности, способной извлекать пользу из представленных возможностей; обладание практической сметкой, энергичность, находчивость, изобретательность, способность рисковать, генерировать идеи и т. д. Осознает выгодность того или иного действия, способна к сотрудничеству. Умеет брать на себя ответственность и управлять ситуацией;

— осторожность в принятии решений основана на логичности мышления, целенаправленности мысли и действия, связана с аналитичностью, развитой интуицией, реалистическим отражением явлений, умением доказывать, опровергать, убеждать, устанавливать взаимосвязи вещей и т. д.;

— критичность в оценке собственных возможностей и проявление личностных качеств, способность аккумулировать для рационального решения той или иной задачи знаниевый потенциал, методический и организационный ресурс, технический инструментарий для создания модели, конструкции, команды, представляющий собой новые технические решения, преобразования действительности;

— коммуникативность, заключающаяся в способности продвигать и преобразовывать информацию, вырабатывать общие смыслы; в умении решать проблемы во взаимодействии, взаимопонимании, взаимопринятии «других», в стратегиях сотрудничества, партнёрства, кооперации.

В обследовании принимали участие студенты (225 человек) гуманитарных специальностей: «История», «Технология и предпринимательство» (КГПУ им. В.П. Астафьева, филиал КГПУ им. В.П. Астафьева в г. Ачинске), «Социальная работа» (Сибирский государственный технологический университет), всего 125 чел., и технических специальностей: «Технологические машины и оборудование», «Автоматизация и информационные технологии», всего 100 чел.

Для того чтобы выявить, насколько оптимистично студенты смотрят на нововведения, насколько они креативны, предлагалось определить свое отношение к заданным позициям. Аналогично выявлялась готовность к совершению определённых преобразующих действий (дополнительное обучение, самообразование, значительные временные затраты и т. д.). Оценить уровень приспособляемости, предприимчивости, гибкости респондентов позволила их готовность в период преобразования менять свои привычки, если в этом будет необходимость. Далее оценивались их намерения и технологичность в принятии решений, основанные на логичности мышления, целенаправленности мысли и действия, развитой интуиции, реалистическом отражением явлений, умении доказывать, опровергать, убеждать, устанавливать взаимосвязи. Ценности и цели создания команды для реализации той или иной идеи, ответственность за вводимые новшества определялись на основании намерений строить взаимоотношения и проявлений ролевых позиций в команде. Самооценка уровня коммуникативности студентов определялась по их отношению к поступкам партнёров по взаимодействию.

Данные показывают, что результат предполагаемых изменений как заведомо (предсказуемо) отрицательный определяют 6 % опрошенных. Они часто опасаются, что вводимое новшество навредит им, что у них возникнет страх перед неизвестностью, страшатся потери или ограничения свободы, власти в группе (команде), боятся лишиться привычных комфортных условий в работе (учебе). Для этих людей характерно паническое реагирование на нововведения, в то же время для них важна свобода действий, творчества, отношений. Испытывают тревогу перед грядущими изменениями 18 % респондентов, даже если сами они не являются людьми, которые берут на себя ответственность за нововведения, а являются только членами команды, подчиняются общим действиям и несут ответственность за конкретное дело. Необходимо отметить, что такое положение в большей степени характерно для студентов гуманитарных специальностей (социальная работа, педагогические специальности), в меньшей степени это касается студентов технических специальностей. Самая большая группа (76 %) — это студенты, которые достаточно оптимистично смотрят на вводимые новшества и не страшатся неизвестного. Однако, обладая готовностью к реализации идей, они опасаются ограничения действий «со стороны» в процессе деятельности. Необходимо отметить, что около 84 % студентов технических специальностей и 68 % гуманитарных проявляют готовность без страха с оптимизмом включаться в инновационную деятельность.

По готовности к преобразованиям предпочтения оказались следующими: 48 % респондентов относится к людям легко обучаемым, их не смущает освоение новых обязанностей. На помощь извне они не рассчитывают, содержательны, дают объективные оценки труда других членов команды. Необходимо отметить, что как сту-денты-гуманитарии (44 %), так и будущие инженеры (52 %) не страшатся работы и с желанием берутся за выполнение неизвестных заданий, т. е. готовы экспериментировать. Примерно 47 % опрошенных в значительной степени беспокоятся за то, как будет оценен их труд со стороны, особенно соответствие уровню компетенции. У этих респондентов есть опасения того, что, если их обязанности изменятся, то

они не смогут выполнять поручения на том же профессиональном уровне и это явится ударом по их профессиональному авторитету (имиджу). Среди них около 48 % студентов гуманитарных факультетов и около 40 % технических. Лишь 8 % опрошенных подчеркивают, что для них важен только их личный результат. Здесь участники готовы на любые действия: открытые выступления, заявления, письменные доклады и заявления, сговор, которые поддержат постоянство и высокую оценку их деятельности. Этот факт характерен в равной степени (50 %) как для гуманитариев, так и для студентов технических специальностей.

Готовность менять привычки по необходимости в период преобразований, нововведений высказывают все опрошенные, но в разной степени. 50 % готовы проявлять гибкость, умеют сохранять традиции и готовы изменяться сами. Их не страшат изменения в организационной культуре в команде (группе). Они готовы войти в рискованный проект, обладают высоким уровнем приспособляемости к реальным изменениям в социуме и экономике и т. д. 50 % респондентов оказываются в большей степени подчиненности к традициям, но способны генерировать идеи; в то же время продвигать их должны другие. Эти студенты опасаются рисковать, но могут приспосабливаться к объективным изменениям, не готовы проявить себя предпринимателями и считают, что инноватор должен «биться за идею». В этом параметре нет большого расхождения в отношении сравнения гуманитариев (56 %) и «технарей» (44 %). Необходимо отметить, что среди респондентов не оказалось закрытых людей, не готовых меняться, скептически относящихся к предприимчивым людям с предпринимательской «жилкой», сторонящихся тех, кто способен рисковать.

Часто на принятие решений об участии в инновационном проекте, движении влияет уровень информированности участника проекта о предполагаемых изменениях. Среди откровенных скептиков, ничего не принимающих «на веру», оказалось только 8 % респондентов, которые представляли студенты гуманитарных факультетов, а вот среди будущих технических специалистов таковых не оказалось совсем. Скептикам нужны доказательства, заверения, обещания в том, что (по крайней мере) они не понесут потери. Эти молодые люди своими вопросами и действиями ставят «в тупик» тех, кто стремится к изменениям, не могут противостоять логике и оперативности мыслей инноваторов, готовых аккумулировать различные аспекты дела в единых целях, моделях, конструкциях, представляющих собой инновации и преобразования. 46 % опрошенных проявляют осторожность в меру при принятии решений о необходимости изменений. Они нуждаются в информации о предстоящих преобразованиях и готовы сами осуществить ее поиск и разобраться в ней. Среди гуманитариев таких 36 %, а среди студентов технических факультетов — 56 %. Ровно столько же (46 %) склонны проявлять недоверчивость к нововведениям, несмотря на имеющуюся информацию и заверения о необходимости изменений. Они объясняют такое поведение заботой о будущем, при этом не анализируют ситуацию и не доказывают свою точку зрения. Креативность воспринимают как чудачество. Среди гуманитариев таких оказалось 56 %, а «технарей» - 36 %. Позицию педагогов можно объяснить в первую очередь тем, что их деятельность связана с формированием и развитием личности и ответственность за результат преобразований и нововведений достаточно велика.

Насколько для инициатора преобразований, инноватора важна поддержка группы, команды, в которую он входит, мнения распределились следующим образом: 58 % респондентов в меру критичны, самоуверенны, с завышенной оценкой своих творческих способностей. Не тратят время на убеждение окружающих в своей правоте, настаивают на своем. Находят единомышленников и в любом начина-

нии опираются на их потенциал. Среди гуманитариев (60 %) и «технарей» (56 %) эти качества проявляются примерно в равных пропорциях. 22 % респондентов проявляют достаточную критичность к своим возможностям и личным качествам. Часто самооценка занижена, что для инициатора преобразований не всегда полезно. Эта группа молодых людей отличается обязательностью и ответственностью. Респонденты, относящиеся к данной группе, умеют дорожить доверием окружающих. Среди гуманитариев таких 16 % опрошенных, а среди «технарей» — 28 %. Позиционируют себя генераторами идей и демонстрируют важность принятия обозначенной идеи 20 % опрошенных молодых людей. Для них не существенно, понята или не понята идея, главное, чтобы она была принята. Данные респонденты склонны использовать все возможные и невозможные средства: убеждение, внушение, оригинальность, самоуверенность, «сомнительные» аргументы, даже разрыв с единомышленниками. Среди гуманитариев таких 32 %, «технарей» 8 %.

Успех нововведений связывается с умениями или неумениями личности эффективно взаимодействовать. Часто высказывается мнение, что провал преобразований нередко зависит от неумения коммуницировать. При этом 70 % опрошенных относят себя к людям достаточно критичным к своим способностям ладить в коллективе (команде, группе); принимающим ответственные решения, обдумывающим свои поступки по отношению к другим. Они стараются не обижать человека ни словом, ни делом, быть отзывчивыми и покладистыми в делах. Таких людей понимают и принимают в команде и отдают им роли как инициатора и координатора в группе, так и исполнителя — разработчика той или иной идеи. Среди студентов гуманитарных факультетов их 76 %, а технических — 64 %.

Хорошими слушателями, вникающими в содержание взаимодействия, считают себя 22 % респондентов. Иногда бестактность воспринимается ими как смелость, а черствость как твердость и жесткость позиции. Свои коммуникативные способности оценивают достаточно высоко, не допускают конфликтов и не берут на себя лишней ответственности. Среди гуманитариев таких 20 %, «технарей» — 24 %. Самоуверенными и сомонадеянными являются 8 % респондентов, они склонны не замечать окружающих, их не интересует микроклимат в группе. Не анализируют свои поступки по отношению к другим и не берут ответственность за решения на себя. Высоко оценивают свой вклад в дело как инициатора. Не церемонятся с окружающими, не дорожат мнением команды. Из них 12 % относятся к гуманитариям и 4 % — к «технарям».

Таким образом, результаты обследования отношения студенческой молодежи к изменениям, нововведениям можно интерпретировать следующим образом и обозначить их следующие зависимости.

Достаточно высоко (76 %) молодые люди оценивают свои креативность и оптимизм в отношении к результатам нововведений, свое влияние на окружающих в организации инновационной деятельности (58 %) и свою коммуникативную компетентность (70 %). Причем студенты гуманитарных специальностей преобладают в коммуникативности и влиятельности на окружающих, но проявляют гораздо меньший оптимизм в успешности предполагаемых инновационных преобразований. Мы полагаем, что объяснение этой ситуации кроется как раз в том, что за счет преобладания в коммуникативности и влияния на коллектив (а значит, владения большей информацией, способами эффективного взаимодействия, достижения взаимопонимания и т. д.) формируются достаточно ценные установки на систематический анализ целей, задач, хода действий и соответствия им предполагаемого результата. Это позволяет будущим педагогам готовить себя к действиям

«наверняка», с большей расчетливостью и подкреплять свой оптимизм убедительной аргументацией. Важное замечание состоит в том, что деятельность будущих социальных педагогов, учителей истории, технологии имеет коммуникативную направленность по определению и относится к профессиональной деятельности специалистов в рамках отношений «человек — человек».

Необходимо отметить, что все три предыдущих параметра относятся к восприятию собственной личности и оценке собственных личностных качеств, т. е. это характеристика видения собственных устремлений, так, как «я хочу себя позиционировать». Мало кто из респондентов хочет видеть себя тревожным, паникером, высокомерным, недоступным и т. д.

Ситуация меняется, как только оцениваются включенность в процесс, в деятельность, готовность к совершению определенной мыслительной деятельности, деятельности вообще. Например, довольно большое количество (48, 44 %) опрашиваемых тревожатся потерять свой уже сложившийся авторитет в учебе, работе, если придется включиться в инновационный процесс, а часть (8 %) молодых людей волнуют (интересуют) только личный успех и продвижение. При этом будущие педагоги оказываются менее готовыми включиться в преобразования, проявляют меньшую готовность к переобучению, больше тревожатся о своем статусе и профессиональном авторитете. Возможно, причиной этому является объективная ситуация — жесткие современные требования общества и государства к педагогу и традиционно сложившийся в обществе имидж педагогического работника как человека консервативного, что ассоциируется с основательностью, фундаментальностью, классическим пониманием культурного человека.

Это же предположение напрашивается при рассмотрении результатов готовности менять свои привычки в период преобразований. Половина респондентов готова к этому процессу, а вторая половина, в особенности гуманитарии, показывают неспособность быть инициаторами преобразований, они больше сомневаются в необходимости самих изменений, при этом способны генерировать интересные идеи. Прежде чем принять решение вступить в процессы преобразования, нашим респондентам необходимо обладать точной информацией о предполагаемых изменениях, они проявляют осторожность, часто недоверчивы и даже скептичны по отношению к инновациям. Более недоверчивы гуманитарии, они же и проявили скептицизм. В свою очередь, будущие инженеры (имеют знания по психолого-педагоги-ческим дисциплинам в рамках стандарта) выступают большими оптимистами, более адекватны в оценке своих способностей, своей коммуникативности, умеют слушать, более точно определяют свою роль в командной деятельности. Это позволяет им браться за дело и доводить его до конца, регулировать свое поведение в отношениях, воспринимать нужную информацию и аргументировать свои действия, среди них нет скептиков, их действия взвешены, они стараются считаться со всеми членами команды, умеют «уступать дорогу», высоко оценить деятельность другого, меньше впадают в панические настроения и т. д.

Итак, на основании ориентиров, характеризующих личность, способную мыслить и действовать инновационно, из группы опрошенных можно выделить молодых людей (около 20 %), обладающих готовностью к сотрудничеству, имеющих высокую степень приспособляемости, социальной адаптации и обладающих стремлением и готовностью к самостоятельности, независимости, риску, экспериментаторству, свободомыслию, проявляющих гибкостью, предприимчивостью; способных к переобучению.

Однако большая часть опрошенных (около 70 %) проявляют склонность к обособлению, скепсису, равнодушны, не умеют отстаивать свою точку зрения, ведут себя покорно, подчиненно; не уверены в себе, в то же время аккуратны, имеют высокое чувство ответственности, расчетливы, практичны, не стремятся к переменам и достижениям.

Исследователи определяют, что введение инноваций в образование связано с современной практикой образования (по сути, коммуникативной); с определением условий, закономерностей, средств, форм, методов, технологий педагогической деятельности (коммуникативной); с изменениями, происходящими с участниками педагогического процесса [Хуторской, 2008, с. 13]. Для успешного развития инновационных процессов необходимо и достаточно: понимания неотвратимости и значимости изменений как в обществе в целом, так и в образовании как общественном его институте; восприятия и принятия общественного заказа на изменение образования; формулирования целей и задач, стоящих перед современным образованием; убежденности в содержательности инновационных преобразований; партнерских стратегий в выборе средств и способов их реализации; диалогового подхода в оценке результатов преобразований.

На основании результатов опроса и сделанных замечаний можно предположить, что:

— подготовка будущих педагогов к инновационной деятельности в практике образования должна стать требованием стандарта профессионального образования;

— в соответствии с требованиями «стандарта» необходима разработка концепции междисциплинарного формирования инновационной мировоззренческой позиции будущего педагога;

— решение проблем, возникающих в связи с введением инноваций в профессиональный процесс, часто связано с неоднозначным отношением педагогической общественности к различным педагогическим концепциям и подходам, проблемами «взаимодействия новшеств с административными органами, государственными системами мониторинга, диагностики и оценки образовательных результатов» [Хуторской, 2008, с. 8].

Эти проблемы могут разрешаться в результате организации широкого коммуникативного процесса, на основании построения конвенциональных коммуникативных стратегий и тактик в обществе на уровне структур, институтов, отдельных групп ученых и практиков образования.

Библиографический список

1. Бакумцев Н.И. Инновационный менеджмент и охрана промышленной собственности. Волгодонск, 2003.

2. Воронина Е.В. Инновационный проект образовательного учреждения: опыт описания инновационных проектов школ для участия в Приоритетном национальном проекте «Образование». М.: 5 за знания, 2008. 368 с.

3. Делия В.П. Инновационная образовательная среда гуманитарного вуза. Актуальные проблемы педагогической инноватики: материалы межд. науч.-практ. конф. / под ред. В.П. Делия. Балашиха: ИСЭПиМ, 2009. 373 с.

4. Каплан С. Л. Становление и развитие инновационных процессов в российском образовании: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004. С. 347.

5. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Академия, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.