Научная статья на тему 'Проблемы инновационного подхода формирования профессиональных компетенций специалиста туриндустрии в методике преподавания естественнонаучных дисциплин'

Проблемы инновационного подхода формирования профессиональных компетенций специалиста туриндустрии в методике преподавания естественнонаучных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котлярова О. В.

В статье раскрывается проблемы и особенности инновационного подхода к профессионально-практической подготовке студентов будущих специалистов туриндустрии в структуре естественнонаучных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котлярова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of the innovative approach to vocational training-practical of students of the future experts of tourist business within the structure of natural-science disciplines

The article reveals problems and features of the innovative approach to vocational training-practical of students of the future experts of tourist business within the structure of natural-science disciplines. The innovative approach of formation professional competence experts of tourist business is based on exit practical employment which allow to realize the is professional-practical skills which are based knowledge of a theoretical lecture material, carried out independent work of students, duty regulations, etc.

Текст научной работы на тему «Проблемы инновационного подхода формирования профессиональных компетенций специалиста туриндустрии в методике преподавания естественнонаучных дисциплин»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)

угадывания правильного ответа среди предложенных вариантов. К тому же подобным программам присуще некоторое однообразие, поскольку в них меняется лишь предъявляемый материал, а не сам способ деятельности. Необходим дальнейший поиск путей совершенствования ППС, например, в рамках когнитивно-интеллектуального направления, которое является сложным в реализации.

Разработанное ППС представляет собой один из возможных вариантов использования компьютера для совершенствования грамматических навыков и устранения языковой интерференции. Оно также позволяет осуществить самостоятельное тестирование уровня владения грамматическим материалом. ППС подобного рода могут с успехом использоваться в процессе изучения иностранных языков, в дистанционном обучении, а также для дополнительных и самостоятельных занятий по английскому языку.

Проведённая работа показывает, что рассмотрение проблемы языковой интерференции должно являться неотъемлемой частью процесса овладения иностранными языками, поскольку их изучение становится всё более популярным. Более того, потребность в качественном переводе с иностранного языка постоянно увеличивается, а языковая интерференция в силу своей природы является неизбежной и порождает многочисленные устойчивые ошибки, затрагивающие все уровни языка как системы. В дальнейшем предполагается разработка специального комплекса

упражнений с целью устранения устойчивых ошибок, связанных с языковой интерференцией.

Библиографический список

1. Аракин В. Д. Сравнительная типология английского и русского языков. — М. : Просвещение, 1989. — 254 с.

2. Могилёв А. В., Пак Н. И., Хеннер Е. К. Информатика : учеб. пособие для студентов педагогических вузов. — М. : Academia, 1999. — 812 с.

3. Карамышева Т. В. Пути развития систем компьютерного обучения языкам: письменная форма речи // Новые технологии в преподавании иностранных языков. — СПб., 1998. - С. 88-91.

4. Каспин И. В. Использование компьютерных программ в обучении различным аспектам английского языка // Новые технологии в преподавании иностранных языков. - СПб., 1998. - С. 89-93.

БАБАЛОВА Галина Григорьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка факультета информатики.

ПУСТОБАЕВ Владимир Петрович, профессор кафедры экономики и управления строительством, кандидат технических наук, доктор педагогических наук.

Дата поступления статьи в редакцию: 26.05.2008 г.

© Бабалова Г.Г., Пустобаев В.П.

УДК 338.48+379.85+3.78.3 О. В. КОТЛЯРОВА

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА ТУРИНДУСТРИИ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

В статье раскрывается проблемы и особенности инновационного подхода к профессионально-практической подготовке студентов будущих специалистов туриндустрии в структуре естественнонаучных дисциплин.

Выделение проблемы инновационного подхода к формированию профессиональных компетенций специалиста туриндустрии определяется рядом причин, прежде всего, запросом общества. Одним из важных факторов развития инновационного подхода к профессиональной подготовке специалистов в Европе стало Болонское соглашение, к которому присоеди-

нилась Россия. Суть этого процесса состоит в качественной подготовке специалиста на основе выделения соответствующих профессиональных компетенций. Это требует инновационного подхода к организации деятельности педагогов.

Анализ системы профессионально-практической подготовки в контексте мировых и российских тен-

денций и новой парадигмы российского образования показывает, что существует разрыв между теми требованиями, которые формируются общемировыми тенденциями, государственной политикой к системе профессионального образования в целом, к выпускнику этой системы и самой системой подготовки [1].

Это проявляется в:

— устаревании существующих государственных образовательных стандартов и программ профессионально-практической подготовки и отсутствии механизмов их быстрого обновления;

— ослаблении существовавших между образовательными учреждениями и предприятиями учебнопроизводственных связей, системы трудоустройства молодых специалистов;

— всеобщей гуманизации образования и недостаточным объеме естественнонаучных знаний будущих специалистов туриндустрии;

— отсутствии механизмов учёта потребностей предприятий, организаций, населения в востребованных и перспективных профессиях, механизмов взаимодействия системы образования и ассоциаций работодателей, общественных институтов.

Поэтому сложилось противоречие между необходимостью инновационного подхода к преподаванию естественнонаучных дисциплин в системе профессионально-практической подготовки в высших учебных учреждениях и старой классно-урочной формой обучения и воспитания студентов.

Данное противоречие обусловлено несоответствием между:

— требованиями государственных стандартов высшего профессионального образования подготовки специалистов туриндустрии и недостаточным методическим обеспечением процесса формирования профессиональных компетенций у студентов вуза;

— достаточными возможностями естественнонаучных дисциплин в развитии профессиональной компетенции специалистов туриндустрии, и отсутствием научных разработок по реализации инновационных подходов к методике преподавания данных дисциплин;

— необходимостью повышения у студентов уровня сформированности компетенций в области естествознания, их готовности к проявлению самостоятельности и недостаточным владением педагогами теорией субъектного становления личности и внедрением инновационного подхода данном процессе.

Весь путь становления и развития теории и методики обучения выступает как инновационный процесс. Развитие отечественной педагогической инновации было затруднено из-за монополии одной идеологии и тоталитаризма в управлении сферами жизни, науки и школы.

В 20 — 30-е годы первый опыт соединения теоретических знаний и создания творческих мастерских по разработке научных основ новой школы был предпринят С.Т.Шацким, создавшим опытную станцию наркомпроса. В эти же годы впервые теорию о коллективе разработали А.С.Макаренко и Н.К.Крупская [2]. Большой вклад в развитие естественнонаучного образования внес М.И. Ломоносов. Зарождение русской методики естествознания связано с именем Зуева.

В конце 50-х — начале 60-х годов были созданы концепции гуманистического воспитания (В.А. Су-хомлинский), педагогического стимулирования (З.И. Равкин), активизации познавательной деятельности учащихся (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер), теория оптимизации (Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов и др.), этно-педагогизации учебно-воспитательного процесса (Г.Н.

Волков, А.Л. Букова, З.П. Тюменцева и др.) концепция педагогической диагностики (Я.С. Турбовской, Б.С. Гершунский) и т.д [3-5].

В конце 70-х годов в работах М.И. Кондакова, В.В. Краевского, М.Н. Скаткина появилась концепция по проблеме внедрения достижений педагогической науки в практику, в начале 80-х годов в трудах В.Василъева, Г.Н.Волкова, З.Г.Нигматова и др. была выдвинута идея воспитания у учащихся, молодежи гуманности в сфере межличностных и межнациональных отношений [6].

Настоящий период в преподавании естественнонаучных дисциплин для специалистов сервисных специальностей отличается тем, что не имеет предпочтительной генеральной парадигмы в методологии исследований, включая использование самых различных методов, в том числе на междисциплинарном уровне. Это, в свою очередь, рождает проблему теоретикометодологического и инструментального выбора, а также необходимость переосмысления устоявшихся и только что открытых подходов к изучению географических закономерностей.

Инновационные процессы в преподавании естественнонаучных дисциплин развиваются в настоящее время по двум основным направлениям. Один путь связан с развитием традиционного, предметного подхода, основанном на богатом педагогическом опыте, отработанном во многих основных элементах. Следует отметить, что для реализации этого подхода в настоящее время имеются благоприятные условия. Во-первых, в связи с реформированием школы, у педагогов появилась возможность работать творчески, варьировать программы обучения, реализовывать дифференцированный подход в учебном процессе. Во-вторых, немаловажную роль играет появление новых технических средств поддержки учебного процесса, таких как компьютерные средства multi-media, видеотека и т.д., что позволяет создавать принципиально новые методики обучения и моделировать известные методы.

Другой подход исходит из идеи необходимости пересмотра содержания естественнонаучного образования. Одним из проявлений такого подхода является широкое внедрение в школьную практику на разных ступенях обучения интегрированных естественных курсов, таких как «Окружающий мир» и «Естествознание». Такое положение дел не является случайным и отражает новые реалии современного общества. Все больше людей склоняются к мысли, что новая образовательная система должна строиться на принципах интеграции знаний, гуманистической направленности образования.

Стратегия модернизации образования РФ предполагает, что основу обновленного содержания образования будут положены ключевые компетенции, включающие не только и не столько систему знаний и умений самих по себе, сколько набор ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной, профессиональной, в том числе в социокультурной и других сферах деятельности.

Для характеристики области профессиональной деятельности специалиста туристской индустрии, его ключевых компетенций обратимся к государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 100201/230800 «Туризм».

Областью профессиональной деятельности «специалиста по туризму» является удовлетворение потребностей клиентов в услугах индустрии туризма.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)

К видам деятельности индустрии туризма относятся:

— операторская и агентская деятельность (операторские и агентские услуги);

— гостиничная деятельность (гостиничные услуги);

— ресторанная деятельность (услуги общественного питания);

— экскурсионная деятельность (экскурсионные услуги);

— иные услуги в сфере индустрии туризма.

Менеджер по специальности 100201/ 230800 —

«Туризм» в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: сервисная; производственно-технологическая, организационно-управленческая; научно-исследовательская; образовательная.

Анализируя работы, близкие по проблематике и предлагающие варианты структуры профессиональной компетентности, мы на основе системно-деятельностного и культурологического подходов определили наличие следующих компетенций у специалиста туридустрии:

— универсальные компетенции (социально-личностные и общекультурные компетенции), которые проявляются через мотивационный компонент;

— ключевые (теоретические) компетенции, проявляющиеся через когнитивный компонент;

— функциональные (предметно-практические) компетенции.

В зависимости от степени сформированности компонентов профессиональных компетенций мы выделили четыре уровня развития профессиональных компетенций: пассивный (низкий) уровень, подражательный (средний) уровень, активно-поисковый (высокий) уровень, творческий (очень высокий) уровень. В выделении уровней сформированности профессиональной компетентности специалиста туриндустрии был использован ряд критериев. Критерием для определения уровней развития универсальных компетенций служит степень выраженности профессиональной направленности. Уровень развития когнитивного компонента определяется по сформированности системы профессиональных знаний. Уровень развития функциональных компетенций определяется исходя из степени активности участников в образовательной деятельности.

Анализ педагогической практики и научных исследований показывает, что в педагогике высшей школы больше внимания уделяют общим проблемам профессиональной подготовки и меньше всего уделяют внимания инновационным подходам к методике преподавания отдельных, в частности, естественнонаучных дисциплин. Более того, нередко методические аспекты отодвигаются на задний план, что нередко делает исследования безликими.

Естественнонаучные дисциплины представляют собой сложную разветвленную систему наук, каждая из которых изучает свои закономерности и разрабатывает свои теории. Для того, чтобы повысить качество профессиональной подготовки студентов туриндустрии, опираясь на государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования для специальности 1002001 «Туризм» и 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», мы системно изучаем и практически осваиваем географические аспекты взаимодействия природы и общества. Поэтому в структуре изучения естественнонаучных дисциплин мы выделяем следующие

предметы: география, страноведение, география туризма и отдыха, рекреационное районирование. Каждой из этих групп наук присущ естественнонаучный характер изучаемых закономерностей и подходов к исследованию.

В современных условиях высшей школы стратегическим направлением активизации обучения естественнонаучным дисциплинам должно стать создание дидактических и психологических условий для осмысленности обучения, включения в этот процесс студентов не только на уровне интеллектуальной, но и социальной и личностной активности.

Определенные возможности в реализации инновационного подхода к методике преподавания естественнонаучных дисциплин в структуре оптимального соотношения теоретической и практической профессиональной подготовке предоставляет технология организации учебного процесса на основе выездных практических занятий.

Выездные практические занятия — это активная форма практических занятий, позволяющая реализовать профессионально-практические навыки, базирующиеся на знаниях теоретического лекционного материала, осуществляемой самостоятельной работе студентов, должностных инструкциях и т.д.

Данный инновационный подход к преподаванию естественнонаучных дисциплин характеризуется: высокой степенью включенности обучаемых в процесс обучения; «вынужденной активностью» — принудительной активизацией мышления и деятельности обучающегося; повышенной эмоциональной включенностью обучаемых и творческим характером занятий; обязательностью непосредственного взаимодействия обучаемых между собой, а также с преподавателем; коллективным форсированием усилий, интенсификацией процесса обучения.

Суть выездного практического занятия состоит в том, что менеджмент туроперейтинга осуществляется студентами пятого курса в рамках написания дипломного проекта, где дипломник самостоятельно выбирает географический регион учебного тура, изучает спрос на данное направление и занимается непосредственно разработкой, организацией и реализацией учебного практик-тура.

Студенты четвертого курса являются «помощниками» менеджера виртуальной турфирмы, т.е. дипломника, где в рамках дисциплины «География туризма и отдыха» изучают туристско-рекреационный потенциал региона, составляют «нитку» маршрута, участвуют в технологическом процессе создания тура и т.д.

Студенты младших (первого и второго) курсов являются потенциальными потребителями обучающих программ, т.е. «клиентами» «турфирмы», где в рамках дисциплин «География» и «Туристское ресурсоведе-ние» знакомятся с сервисными основами будущей профессии, а также изучают туристско-рекреационный потенциал Уральского региона.

Таким образом, в учебном цикле осуществляется многофункциональная деятельность своеобразной виртуальной турфирмы, и все действия студентов — это определенные роли в деловой игре «учебный тур». При этом в действие вовлекаются одновременно студенты всех курсов.

Использование такого подхода к преподаванию дисциплин естественнонаучного цикла предполагает достижение нами следующих целей:

— формирование навыков продуктивного общения в условиях учебного процесса, в той или иной мере приближенных к реальным условиям;

— активизация желания студента подходить к

учебе как к творческому процессу, самостоятельно овладевать знаниями;

— развитие умения аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и ясно излагать свои мысли;

— развитие способности анализировать сложные ситуации, выделять главные и второстепенные причины их возникновения, находить средства и способы их разрешения;

— совершенствование процессов внимания, памяти, мышления.

Выездные практические занятия отражают суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста туриндустрии, являются своеобразным полигоном, на котором студенты могут отрабатывать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным. Глубокий анализ ошибок студентов, проводимых на отчетных конференциях после выездного практического занятия, снижает вероятность их повторения в реальной действительности. А это способствует сокращению срока адаптации молодого специалиста к полноценному выполнению профессиональной деятельности.

Обобщая результаты проведенной в рамках исследования опытно-поисковой работы, мы можем сказать, что

1) по сравнению с классно-урочной моделью подготовки специалистов в вузе инновационная реализация комплекса педагогических условий, таких как соблюдение поэтапного формирования профессиональных знаний, умений и навыков профессиональной подготовки при изучении естественнонаучных дисциплин в ходе выездных практических занятий; обеспечение целенаправленной активности студентов для оптимизации педагогического процесса на основе корректировки программ учебных курсов в соответствии с региональными особенностями и возможностями формирования практических умений и навыков, рационального соотношения теоретической и предметно-практической подготовки специалиста туриндустрии; преподавание естественнонаучных дисциплин на основе инновационного подхода направлено на становление личностной компетенции

специалиста туриндустрии, на основе развития моти-вационно-потребностной сферы и ценностных ориентаций будущего специалиста позволяет повысить уровень развития профессиональных компетенций у будущих специалистов туриндустрии;

2) активизация познавательной деятельности путем применения инновационных методов к преподаванию и выход в рамках учебно-профессиональной деятельности за пределы стен вуза способствуют расширению профессионального и личностного пространства специалиста, что благотворно влияет на формирование личности и становление будущего профессионала, а также способствует формированию готовности выпускника вуза осуществлять профессиональную деятельность на качественно высоком уровне.

Библиографический список

1. Третьякова, Т.Н. Проблемы инновационного подхода к управлению профессиональной подготовкой студентов / Т.Н. Третьякова / Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 1999.

2. Джуринский, А.Н. История педагогики : учеб. пособие для студентов педагогических вузов / А.Н. Джуринский. — М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

3. Сластенин, В.А., Подымова, Л.С. Педагогика : инновационная деятельность / В.А. Сластенин. — М. : ИЧП «Издательство Магистр», 1997.

4. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М. : Педагогика, 1982.

5. Константинов, Н.А. История педагогики / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. — М. : Просвещение, 1982.

6. Педагогика профессионального образования / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др. ; под ред. В.А. Слас-тенина. — М. : Издательский центр «Академия», 2004.

КОТЛЯРОВА Оксана Владимировна, ассистент кафедры туризма и социально-культурного сервиса.

Дата поступления статьи в редакцию: 19.02.2008 г.

© Котлярова О.В.

Информация

КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

Образовательный математический cайт Exponenta.ru

В осеннем семестре 2008/09 учебного года сайт Exponenta.ru проводит для преподавателей конкурсы методических разработок, ориентированных на использование математических пакетов.

Уважаемые преподаватели! Присылайте ваши

• методические разработки по курсам высшей математики, готовые к использованию в учебном процессе (лабораторные, курсовые работы, семинарские занятия, рассчитанные на использование математических пакетов, планы курсов лекций с компьютерной поддержкой и т.п.), а также

• статьи о методике преподавания высшей математики в вузах, связанной с использованием математических пакетов (в виде ZIP-архива). По техническим причинам размер сообщений ограничен 2шЪ.

Призы: победитель конкурса получит лицензионное программное обеспечение от компании AXOFT.

При подведении итогов конкурса предпочтение будет отдано участникам, поделившимся с нами опытом проведения занятий и научной работы с поддержкой математического ПО!

Работы принимаются до 26 декабря 2008 года. Итоги конкурса будут подведены в начале января 2009 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подать заявку и получить более подробную информацию можно на сайте Exponenta.ru.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.