УДК 376.3 ББЕ 74.5 П 78
А.Б. Бгуашев
Кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теоретических основ физического воспитания, директор Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: Аidamir66@mail.ru
H.В. Карягина
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: nin.silkina2012@yandex.ru
И.К. Гунажоков
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: gik030@mail.ru
Ю.А. Иоакимиди
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: ioakimidi-julija@rambler.ru
ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
(Рецензирована)
Аннотация. Рассматриваются вопросы, связанные с проблемами инклюзивного образования, которое предполагает совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений. Актуальность такой проблемы обусловлена приоритетами государственной политики России в предоставлении детям с ОВЗ и детям-инвалидам равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных учреждениях с учетом особенностей их психофизического развития. Рассматриваются вопросы, связанные с созданием необходимых организационно-педагогических условий, в том числе и в сфере физической культуры, для получения образования детей с особыми возможностями.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, принципы инклюзивного образования, инклюзивное физическое воспитание.
A.B. Bguashev
Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Director of the Institute of Physical Culture and Judo of Adyghe State University; Head of the Department of Theoretical Foundations of Physical Education; E-mail: Аidamir66@mail.ru
N.B. Karyagina
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theoretical Foundations of Physical Education of the Institute of Physical Culture and Judo of Adyghe State University; E-mail: nin.silkina2012@yandex.ru
I.K. Gunazhokov
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theoretical Foundations ofPhysical Education of the Institute of Physical Culture and Judo of Adyghe State University; E-mail: gik030@mail.ru
Y.A. Ioakimidi
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theoretical Foundations of Physical Education of the Institute of Physical Culture and Judo of Adyghe State University; E-mail: ioakimidi-julija@rambler.ru
THE PROBLEMS OF INCLUSIVE EDUCATION IN TEACHING PRACTICES
Abstract. The article deals with issues related to the problems of inclusive education, which involves the joint training and education of children with disabilities (HBS) and children without such restrictions. The relevance of this problem is due to the priorities of the state policy of Russia in providing children with disabilities and handicapped children equal access to sound academic background in General education institutions, taking into account the peculiarities of their psychophysical development. The article deals with the issues related to the creation of the necessary organizational and pedagogical conditions, including in the field of physical culture, for the education of children with special opportunities.
Keywords: inclusive education, children with disabilities, principles of inclusive education, inclusive physical education.
В настоящее время более одного миллиарда людей от всего населения земного шара страдают различными формами инвалидности, в происхождении которых взаимодействуют наследственные и другие (инфекционные, травматические) факторы. Значительная часть инвалидности взрослого населения во всем мире обусловлена болезнями, связанными с нарушением функционирования организма в результате болезни или травмы.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), отмечается ежегодный рост числа людей, страдающих хроническими заболеваниями, напрямую связанными с инвалидностью: диабетом, кардио-васкулярными болезнями, ментальными и другими расстройствами. Выявленные аномалии в здоровье человека затрудняют или делают невозможным выполнение повседневных действий и осложняют коммуникацию с окружающими.
Масштаб инвалидности во многих странах зависит от целого ряда факторов: состояния здоровья нации, развития системы здравоохранения, социально-экономического развития, состояния экологической среды, исторических и политических причин, в частности, участия
в войнах и военных конфликтах и прочих. Каждая страна вырабатывает свои механизмы решения проблемы. В Европейской системе социальной защиты инвалидов уже довольно давно действуют законы и реабилитационные программы для оказания существенной помощи и поддержки инвалидам. Специально обученные психологи и сопровождающие помогают им адаптироваться в обществе, правильно воспринимать происходящее, учат общаться в специально созданных группах реабилитации.
Численность инвалидов в России составляет около 8% от численности населения. Однако анализ статистики численности инвалидов в нашей стране показывает, что у нас их гораздо меньше, чем в европейских государствах.
Больше всего к инвалидности склонны люди пенсионного возраста, но и дети не защищены от этой проблемы. По данным министерства здравоохранения Российской Федерации, в стране насчитывается около 1,6 миллионов детей (4,5 % общего числа), относящихся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют ряд дефектов, которые не
позволяют им осуществлять нормальную для обычного человека деятельность. Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органические поражения центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого), что становится причиной отсутствия способности к выполнению базовых обязанностей.
Дети в возрасте от 0 до 18 лет с ограниченными возможностями, попадающие в категорию инвалидов, не способны выполнять характерную им социальную, возрастную или половую роль и нуждаются в специальных условиях воспитания. В настоящее время около 12% юных граждан с ограниченными возможностями проживают в специализированных интернатах. Однако детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%.
Одним из приоритетных направлений государственной политики в России является создание условий для предоставления детям с ОВЗ и детям-инвалидам равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных учреждениях с учетом особенностей их психофизического развития. В последние годы в нашей стране происходит обновление системы образования, сближение специальных и общеобразовательных учреждений, изменение отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья. Центром внимания педагогической общественности стал вопрос о совместном обучении нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сравнительно недавно появившийся новый вид образования -инклюзивное, или «включенное» -направлен на вовлечение в социум данной категории детей. Понятие «инклюзивное образование» появилось с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации», где зафиксировано право детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья и с проблемами в развитии на специальные образовательные условия: «Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [1].
Инклюзивное образование представляет собой процесс совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений. При инклюзивном образовании обучение детей с ОВЗ осуществляется не в специализированном, а в обычном учебном заведении. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, создаёт особые условия для ребят, имеющих особые образовательные потребности.
Начиная с 2016 года в России были введены в систему образования инклюзивные классы, что позволяет детям с ОВЗ получать общее образование в одном классе с нормально развивающимися сверстниками. Однако при этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях.
Организация школьного обучения «особых» детей осуществляется на основе разработанных принципов инклюзивного образования, основанных на поддержке, взаимопомощи, равноправии и дружбе. Для ребенка с ограниченными возможностями важно осознать, что он может общаться на равных со здоровыми, понять, какие качества нужны для общения с другими детьми, и преодолеть желание самоизоляции, убедиться в собственном физическом потенциале.
Участвуя совместно в образовательном процессе, здоровые дети и дети- инвалиды учатся толерантному отношению друг к другу.
Инклюзивное образование направлено на восприятие ребенка таким, какой он есть, и подстраивает под него систему образования.
Согласно положениям Закона, прием детей с ОВЗ и детей-инвалидов в общеобразовательную школу должен быть организован на основе заключения медико-психолого-педагогической комиссии (МППК), а число учеников с ограниченными возможностями здоровья в одной школе определяется нормативными актами РФ. Сегодня в инклюзивной школе создаются необходимые организационно-педагогические условия для получения образования детей с особыми возможностями. Разрабатываются адекватные возможностям и потребностям обучающихся детей индивидуальные образовательные программы, специальные учебники, пособия, дидактические материалы. Широко внедряются современные технологии учебной работы.
В настоящее время инклюзивное образование внедрено в практику работы многочисленных образовательных организаций. Однако наряду с этим существует целый ряд проблем и трудностей, связанных с тем, что коллектив детей не всегда принимает особого ребенка за «своего». Нередко одной из причин отторжения ребенка- инвалида является агрессивное поведение со стороны одноклассников, их родителей, а порой и от самих педагогов.
Педагоги не могут освоить идеологию инклюзивного образования и испытывают трудности при реализации методов обучения. Многие родители не желают, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с «больным» ребенком.
Многие инвалиды не способны самостоятельно адаптироваться к условиям обычной жизни, что требует дополнительного внимания и соответствующих условий. А обычная образовательная организация в массе своей пока не может предоставить таким обучающимся
тьюторов и выделить рекреационные помещения.
У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается отставание в физическом развитии, слабо развиты функциональные системы организма: сердечно-сосудистая, дыхательная, мышечная и другие. Также недостаточно развиты двигательные функции и пространственные ориентировки. У большинства из них наблюдается выраженный двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций), являющийся следствием врожденных или ранее приобретенных заболеваний, а также повреждения опорно-двигательного аппарата.
В зависимости от характера нарушения некоторые дефекты могут полностью преодолеваться в процессе обучения ребенка, другие могут сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, что следует учитывать в различных формах педагогической работы с ним.
В инклюзивной школе особое внимание уделяется занятиям физическими упражнениями, которые являются эффективным средством реабилитации и социальной адаптации ребенка. С такими патологиями, как отставание в физическом развитии, нарушение осанки, нарушение зрения, нарушение органов дыхания, нарушения опорно-двигательного аппарата, может эффективно вестись борьба с использованием средств физической культуры [2].
В грамотно построенном процессе физического воспитания происходит коррекция нарушений в развитии, нормализуется мышечный тонус и моторика, стимулируется звуковая и речевая активность, развивается ручная и двигательная умелость, регулируется психическое состояние.
Следует отметить, что в настоящее время остается слабо изученной проблема совместного обучения двигательным действиям, развития физических способностей и воспитания личностных качеств детей с ОВЗ и их здоровых сверстников. На сегодняшний день отсутствуют теоретически обоснованные, концептуальные и технологические подходы к решению данной проблемы.
Анализ научной психолого-педагогической литературы показывает, что многие специалисты не верят в эффективность инклюзивного образования, полагая, что различные возможности детей в двигательной сфере являются непреодолимым препятствием для её внедрения. Сегодня для осуществления процесса физического воспитания в условиях инклюзивного образования современному учителю необходимо знать общие закономерности и особенности формирования двигательной сферы детей с ОВЗ, что необходимо для поиска наиболее эффективных педагогических средств и методов коррекции двигательных нарушений.
На уроках физической культуры наиболее ярко проявляются существенные различия в двигательной сфере детей с ОВЗ, что требует обеспечения индивидуального подхода к ним. Индивидуальный подход должен осуществляться на основе учета заболевания ребенка, опираясь на принципы построения процесса физического воспитания, с подбором соответствующих средств и методов обучения [3].
Работа учителя физической культуры в инклюзивном классе специфична и требует освоения новых профессиональных умений и навыков, овладения новыми педагогическими технологиями. Для успешного построения учебного процесса ему необходима помощь и поддержка коллег, ряда специалистов (психолога, невролога, тьютора), родителей ребенка [2, 4, 5].
На всех этапах осуществления образовательной деятельности
педагог по физической культуре должен создавать специальные условия для эффективного личностного и физического развития как детей с ОВЗ, так и их здоровых сверстников. Следуя общим правилам и способам организации учебной деятельности на уроке, учитель должен учитывать особенности адаптации к двигательной деятельности «особого» ребенка. Своевременно оказывать помощь и поддержку в сложных и трудных ситуациях на уроке.
Использование разнообразных форм индивидуальной работы ребенка с ОВЗ на уроке (выполнение двигательного задания по карточке; индивидуального задания с помощью партнера; по выбору, когда ребенок сам определяет их сложность и объем) позволит удовлетворить его желание «быть, как все», выполнять задание вместе с одноклассниками. Технология взаимного обучения, включение ребенка с ОВЗ в парную работу, когда один ученик учит другого под наблюдением учителя, позволит значительно повысить его самооценку. Работая в паре, дети проявляют доброжелательное отношение друг к другу, готовы помочь и поддержать в трудную минуту, проявляют заботу и внимание.
Включение ребенка с ОВЗ в групповую работу на уроке требует большой осторожности и соблюдения техники безопасности во время выполнения детьми двигательных заданий. При этом учителю необходима помощь со стороны тьютора, учителя, которые помогают ему в организации процесса взаимодействия между детьми.
Инклюзивные уроки физической культуры способствуют развитию у «особых» детей способности к преодолению физических и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни, осознания необходимости своего личного вклада в жизнь общества, появлению желания улучшать свои физические кондиции. Несомненно, что такие уроки оказывают положительное
влияние и на здоровых детей. Для них эти уроки - новые навыки общения и развития эмоциональной сферы, преодоление эгоистических установок или комплекса превосходства. Это восприятие инвалида как равного, проявление чувства ответственности за другого человека, развитие умения соизмерять свои желания с возможностями другого, осознание важности адекватной помощи в ситуации, когда она действительно необходима.
В то же время следует отметить, что процесс организации инклюзивного физического воспитания несет в себе определенные трудности, связанные с необходимостью:
- разработки программно-нормативных документов, адаптированных программ обучения учащихся;
- построения процесса обучения на совместной деятельности учителя и специалистов сопровождения (психолога, логопеда, де-фектолога, тьютора, социального педагога) с распределением между
ними обязанностей и педагогических позиций на уроках;
- формирования компетентности педагога во многих областях адаптивной физической культуры в зависимости от заболевания детей.
Все вышеизложенное дает основание утверждать, что для профессиональной подготовки педагогов необходимо:
- знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
- знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием;
- умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с обучающимися группы, родителями, коллегами-преподавателями, специалистами).
Примечания:
1. Об образовании в Российской Федерации: закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 01.05.2019) // СПС КонсультантПлюс. М., 2019.
2. Личностно-профессиональное развитие спортивных педагогов в процессе профессиональной подготовки. Ч. 2. Становление социально-профессиональных личностных качеств и способностей спортивных педагогов в процессе профессиональной подготовки / С.А Хазова, А.Б. Бгуашев, И.К. Гунажоков [и др.]. Владикавказ: Владикавказский институт управления, 2016. 247 с.
3. Османов Р.З., Гунажоков И.К. Принципы построения процесса физического воспитания в общеобразовательной школе // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2013. Вып. 2 (117). С. 124-129.
4. Иоакимиди Ю.А., Бгуашев А.Б. Педагогические условия формирования толерантности у студентов педагогических вузов // Целостное развитие личности в системе образования: материалы междунар. очно-заочной науч.-практ. конф. Майкоп, 2017. С. 51-55.
5. Шаповалов А.В., Гунажоков И.К., Карягина Н.В. Здоровьесбережение в образовательных учреждениях как научная проблема // Наука. Образование. Молодежь: сб. ст. XIII Междунар. науч. конф. молодых ученых и аспирантов. Майкоп: Изд-во АГУ, 2016. С. 392-396.
References:
1. On education in the Russian Federation: Law of the Russian Federation dated by December 29, 2012 No. 273-FZ (as amended on 01.05.2019) // SPS Consultant Plus. M., 2019.
2. Personal and professional development of sports teachers in the process of professional training. Part 2. Formation of social and professional personal qualities and abilities of sports teachers in the process of vocational training / S.A. Khazova,
A.B. Bguashev, I.K. Gunazhokov [etc.]. Vladikavkaz: Vladikavkaz Institute of Management, 2016. 247 pp.
3. Osmanov R.Z., Gunazhokov I.K. The principles of building the process of physical training at comprehensive school // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2013. Iss. 2 (117). P. 124-129.
4. Ioakimidi Yu.A., Bguashev A.B. Pedagogical conditions of the formation of tolerance among students of pedagogical universities // Holistic development of personality in the education system: proceedings of the Intern. part-time scient. and pract. conf. Maikop, 2017. P. 51-55.
5. Shapovalov A.V., Gunazhokov I.K., Karyagina N.V. Health preservation in educational institutions as a scientific problem // Science. Education. Youth: coll. of art. of the XIII Intern. scient. conf. of young scientists and graduate students. Maikop: ASU Publishing House, 2016. P. 392-396.