Абдувохидов Бахтиёр Абдухамидович,
соискатель кафедры таможенного дело ТГУПБП
ПРОБЛЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО
РЫНКА
Успешное функционирование продовольственного рынка во многом определяется качеством взаимодействия технической и организационной систем закупок, транспортировки, хранения и продажи продукции, деятельности бирж, оптовых структур, сети розничной торговли, системы финансовых расчётов между продавцами и покупателями, информационномаркетинговых служб и других структур, которые обеспечивают непосредственную связь в системе обменных товарно-денежных отношений между производителями, потребителями товаров и представителями рыночной инфраструктуры - посредниками.
Распад системы централизованных поставок и продовольствия привёл, с одной стороны, к значительным трудностям в реализации продовольственных товаров, а, с другой, - к возникновению стихийных, неорганизованных продовольственных рынков, появлению массы посредников в сбыте продукции, присваивающих значительную долю прибыли, созданную усилиями сельских товаропроизводителей. Внешняя продовольственная интервенция, зачастую низкокачественными товарами, вытесняет с отечественного рынка продовольствие и сырьё, что из-за низких доходов населения привело к искусственному избытку продовольствия при снижении душевого потребления. Согласно статистике, увеличение дохода на душу населения приводит к менее чем пропорциональному росту расходов на продукты питания. Анализ показывает, что этот процесс в республике пока не характеризуется положительным балансом в пользу роста доходов населения. Об этом свидетельствуют данные таблицы 1.
Данные таблицы свидетельствуют, что за последние 7 лет прирост среднедушевого дохода населения и потребительских расходов находится почти на одном уровне (в 5,1 и в 5 раз). При этом произошли некоторые изменения в структуре потребительских расходов. Например, прирост расходов на мясо и мясные продукты возрос в 5,7 раза, яиц - в 5 раз, овощей и бахчевых культур - в 3 раза. Такое изменение позволяет утверждать, что
аграрный рынок республики постепенно приобретает рыночные черты и в перспективе может удовлетворять потребности населения республики в разных видах продуктов питания, причём товарами отечественного производства. Но при этом низкий уровень доходов населения и в дальнейшем будет выступать сдерживающим фактором развития аграрного рынка.
В этой связи нужно находить отвечающие требованиям времени эффективные способы товародвижения сельскохозяйственной продукции на основе многогранной системы экономических отношений. Эта система отношений в первую очередь зависит от нормального функционирования инфраструктуры рынка.
Таблица 1
Среднегодовой совокупный доход населения и структура его потребительских
расходов [1, 120-122]
Вид продукции 2002 2005 2006 2007 2008 2008 в % к
2002 2005 2006 2007
Всего доходов, сомони 29,69 55,48 75,86 100,54 153,16 5,1 раза 2,7 раза 2 раза 152,3
Потребительские расходы, всего 27,38 48,82 69,54 89,35 136,19 5 раза 2,8 раза 198,5 152,4
В том числе: на покупку хлеба и хлебных продуктов 9,27 13,03 14,55 20,54 33,98 3,6 раза 2,6 раза 2,3 раз 165,4
Картофеля 1,41 1,96 3,68 3,36 2,82 2 раза 143,8 76,6 83,9
Овощей и бахчевых культур 1,98 3,28 4,56 5,82 6,23 3,2 раза 189,9 136,6 107
Фруктов и ягод 1,60 3,16 5,98 4,23 5,07 3,1 раза 160,4 84,8 119,8
Мяса и мясных продуктов 1,88 4,26 5,62 7,71 11,33 5,7 раза 2,6 раза 198,0 146,9
Рыбы и рыбных продуктов 0,03 0,03 0,05 0,08 0,23 7,6 раза 7,6 раза 4,6 раза 2,81
Молока и молочных продуктов 1,39 2,49 3,39 4,54 9,78 7,1 раза 3,9 раза 4,1 раза 2,1 раза
Сахара и кондитерских изделий 1,13 2,54 3,80 4,20 5,82 5,1 раза 2,3 раза 153,1 138,5
Масла растительного, чая, кофе, безалкогольных 2,23 2,69 3,00 4,53 7,48 3,3 раза 2,8 раза 2,5 раза 165,1
напитов
Яиц 0,35 0,60 0,71 1,04 1,78 5 раза 3 раза 2,5 раза 171,1
Другге потребительские расходы 0,67 0,87 1,15 1,43 2,31 3,4 раза 2,6 раза 2 раза 161,5
Расходы на питание вне дома 0,16 0,29 0,80 1,09 0,95 10,6 раза 5,9 раза 2,1 раза 156,8
Общеизвестно, что основным направлением эффективного функционирования продовольственного рынка является совершенствование производственной структуры АПК. Важным условием развития производства в АПК республики в ближайшие годы является создание эффективной рыночной системы распределения сельскохозяйственной продукции и продовольствия, переход от нецивилизованных рынков к организованным оптовым рынкам. Как система субъектов предпринимательства в АПК, агропродовольственный рынок должен функционировать на основе рыночного механизма, регламентирующего совершение операций по купле-продаже продукции АПК и других отраслей народного хозяйства для удовлетворения потребительского спроса, и это требует формирования гладкого механизма рыночной инфраструктуры.
В условиях формирования рыночной экономики в республике на эффективность деятельности хозяйствующих субъектов большое влияние оказывает организация системы сбыта продукции. От хозяйствующих субъектов требуется не только произвести востребованный на рынке товар, но и реализовать его с достаточной маржой, которая обеспечивала бы поддержание процессов расширенного воспроизводства.
Спрос и цена на продукцию каждого хозяйства определяется предпочтениями потребителей, которые хотят получать качественные товары по минимальным ценам. Тяжелое финансовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей, отсутствие квалифицированных кадров и необходимого оборудования не позволяет им самостоятельно проводить весь комплекс маркетинговых мероприятий. Произведенная продукция реализуется при этом торговым посредникам по более низким ценам, чем это возможно.
Формирование рыночной инфраструктуры - это длительный, объективно обусловленный процесс. Его нельзя ни тормозить, ни искусственно формировать, минуя объективно необходимые этапы развития. В постреформенный период в единой цепи производства: заготовка - хранение
- переработка - реализация продукции сельского хозяйства республики произошёл разрыв, причиной которого явилось постстихийное формирование
рыночной инфраструктуры, часто без минимально необходимого государственного регулирования, а также при отсутствии материально-технической базы у субъектов предпринимательства.
Одним из важных институтов рыночной инфраструктуры являются биржи. Анализ биржевой торговли показывает, что через эту систему, если исключить хлопковую продукцию, проходит ежегодно 0,7 - 1,5% всего объема сельскохозяйственной и агропромышленной продукции, что является недостаточным для выявления цен на рынке. Биржевая сделка при проведении биржевых торгов в основном ограничивается сделкой с реальным товаром, т.е. немедленной его поставкой или с кратком сроком поставки. Такие сделки осуществляются при продаже хлопка-волокна, пинта, табака, консервной продукции и ряда других видов продукции. Именно наличные товары, находящиеся на складах продавцов, выступают основанием для проведения биржевых сделок.
Другая группа биржевых сделок, связанных с реальными товарами (фьючерсные и опционные), пока широко не используется для оказания услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям республики при заключении сделок с целью обеспечения динамичного процесса торгов между продавцами и покупателями. Хотя в Таджикистане назрела необходимость создания биржевого ценообразования для такой группы товаров, как сухофрукты. Объем экспорта только сухофруктов из Таджикистана насчитывал в 2010 году объем около 100 тысяч тонн. Это бы позволило всем игрокам цепочки добавленной стоимости прогнозировать свои денежные потоки и заключать долгострочные контракты, а также получить другие преимущества.
Отсутствие фьючерсных сделок, основанных на взаимной передаче прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставки биржевого товара и опционных сделок, являющихся их продолжением, для продажи некоторого числа фьючерсных контрактов по оговоренной заранее цене в течение некоторого срока и в будущем связанных со страхованием рисков при фьючерсной торговле, отрицательно влияет на состояние деловых операций, функционирующих в настоящее время на торговой бирже республики.
Другим направлением инфраструктуры выступают аукционные торги. Обычно этот вид торговли характерен для оптовой купли-продаже продукции. Практика показывает, что неорганизованность и несовершенство аукционных торгов во многом снижает эффективность функционирования продовольственного рынка.
В целом через оптовую торговлю обеспечивается реализация 10-15% товаров, а основная их масса продаётся через различные торгово-закупочные структуры. Сложившаяся система распределения сельскохозяйственной про-
дукции в республике поставила их производителей в беспомощное положение перед стихией рыночной экономики и жесткой конкурентной борьбы намеренным сливанием цен, их острым диспаритетом. В результате было нарушено функционирование продовольственных «цепочек», которые препятствуют устойчивому выходу на немонополизированный продовольственный рынок и мешают сбыту продукции отечественных товаропроизводителей.
Вышеуказанные обстоятельства требуют тщательного пересмотра и совершенствования механизма оптовой торговли в республике. На наш взгляд, это становится причиной возникновении необходимости разработки направлений развития продовольственного рынка. Здесь мы согласны с мнением ведущего специалиста департамента агропродовольственного рынка Минсельхоза РФ Д.С. Нуралиевой [2, 73]. Она, изучая мировой опыт, выделяет следующие направления развития оптовой торговли, которые пригодны и в условиях Республики Таджикистан:
- реализация скоропортящейся продукции через оптовые продовольственные рынки и логистические распределительные центры на основе максимального использования возможностей информационных технологий и постоянно растущих требований рынка в удовлетворении спроса на товары и услуги;
- реализация стандартизированной продукции через товарные биржи, основанные на взаимодействии государственных и негосударственных структур;
- развитие электронной торговли продовольственными товарами на основе использования возможностей современных информационных технологий и средств связи.
Вышеуказанные направления требуют организации оптовых баз торговли продовольственными товарами в крупных городах республики, которые способствуют переходу продовольственного рынка на новую стадию развития. Этого также подтверждает выступление Президента республики Э. Рахмона о том, что «одной из мер, способствующей обеспечению продовольственной безопасности, может быть организация оптовых рынков по реализации сельхозпродукции вблизи крупных городов и в райцентрах» (Из выступления на международной конференции «Реформы в сельском хозяйстве», г. Душанбе, 15.04.2011).
На продовольственный рынок пришли тысячи нелегальных частных посредников, которые, ничего не производя, при продаже сельскохозяйственной продукции получают больше прибыли, чем сами товаропроизводители. Нелегальные посредники нередко определяют политику цен, так
как не имеют достойных конкурентов в лице оптовых покупателей сельскохозяйственной продукции.
На наш взгляд, в современных условиях важным условием совершенствования инфраструктуры рынка в республике являются консультационные услуги. Профессиональные консультанты оказывают прямое влияние на принятие важнейших управленческих решений в различных секторах экономики, в том числе в системе исполнительной власти. В условиях кризиса от наличия интегрированных информационных ресурсов, адекватных потребностям системы управления экономикой, от возможности их эффективной аналитической обработки при принятии решений все больше зависит успешность реализации целей развития экономической системы в целом. Согласно исследованию М.В. Сиговой [3, 24], информационные ресурсы начинают играть главную роль в управлении государством и бизнесом. Информационные ресурсы - это знания, подготовленные людьми для социального или коммерческого использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе. Продукт консалтинговых фирм по своему типу относится к информационному (знания, методики, технологии, рекомендации). При этом особенности сферы консалтинговых услуг в Таджикистане, несомненно, должны найти отражение в способах и качестве аналитического сопровождения стратегии обеспечения продовольственной безопасности.
В целом, анализируя рыночную инфраструктуру продовольственного рынка Таджикистана, можно выделить ситуации негативных явлений, которые отрицательно отражаются на её становлении и развитии:
- отсутствие взаимодействия между различными её субъектами;
- неосведомлённость потребителя услуг об их оказании различными институтами рыночной инфраструктуры;
- отсутствие государственной поддержки объектов рыночной инфраструктуры;
- несоответствие уровней развития аграрного сектора и инфраструктуры рынка.
Центральным звеном дальнейшего развития рыночной инфраструктуры на современном этапе должно выступать достижение пропорциольности и комплексного развития всех её элементов, так как эффект от формирования устойчиво функционирующей инфраструктуры будет находиться в прямой зависимости от того, насколько комплексно будет осуществляться взаимосвязь сфер и отраслей в цепочке продвижения конечной продукции.
Пропорциональность и комплексность как основные направления развития рыночной инфраструктуры характеризуются множеством аспектов.
Но на каждом этапе развития важно выделить основные, наиболее важные. Так, для современного этапа необходимо выделить следующие:
- формирование системы учреждений на региональном, национальном и наднациональном (глобальном) уровнях, которая будет обеспечивать взаимовыгодные связи между отдельными рынками сельскохозяйственной и агропромышленной продукции на основе содействия свободному процессу товарообмена;
- проведение анализа опыта стран с развитой рыночной экономикой, что позволяет выявить общие черты, которые могут быть использованы при формировании элементов рыночной инфраструктуры аграрного рынка;
- обеспечение динамичности функционирования элементов рыночной инфраструктуры путём совершенствования механизма их деятельности.
При становлении и совершенствовании рыночной инфраструктуры важную роль играет государственное регулирование продовольственного рынка и государственная поддержка его становления. По мнению профессоров З.Р.Абдуллоева и Т.Д. Дадабоева государственная поддержка в период структурных изменений должна осуществляться централизованно -на уровне Правительства и за счет государственного бюджета [4, 97]. На наш взгляд, именно таким образом появляется возможность совершенствования инфраструктуры продовольственного рынка в республике.
Государственная политика в отношении рыночной инфраструктуры продовольственного рынка должна быть нацелена на достижение общих национальных интересов, отвечать задачам комплексного сбалансированного развития агропромышленного комплекса республики. Создание соответствующей рыночной инфраструктуры, отвечающей требованиям развития, обеспечение необходимых пропорций и регулирование в нужном направлении деятельности различных её элементов станут наиболее надёжными и эффективными средствами развития АПК. Речь идёт о создании условий для эффективного функционирования необходимых количеств аграрных бирж, оптовых рынков, магазинов, обеспечении аукционных торгов племенным и скотом, забиваемым на мясо; сюда входит также система ценового мониторинга, кредитных и страховых учреждений, консультационных и маркетинговых служб и других элементов инфраструктуры продовольственного рынка в республике.
Список литературы:
1. Статистический ежегодник Республики Таджикистан (официальное издание). -Душанбе: Государственный комитет статистики Республики Таджикистан, 2009.
2. Нуралиева Д.С. Развитие оптовой торговли на российском агропро-довольственном рынке//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - М., 2009. - № 7. -С. 73.
3. Сигова М.В. Консалтинговые услуги в стратегии обеспечения национальной экономической безопасности: Дис. ... кандидата экономических наук. -Санкт-Петербург, 2009. - 152 с.
4. Абдуллоев З.Р., Додабоев Т.Д. Основные направления государственного регулирования и государственной поддержки АПК/Экономика Таджикистана: стратегия развития. - Душанбе, 2000. - № 3. - С. 97.
Б.А. Абдувохидов Проблемы инфраструктуры продовольственного рынка
Ключевые слова: продовольственный рынок, инфраструктура продовольственного рынка, оптовая торговля продовольствием, консалтинговые услуги.
В статье автором рассматривается специфика инфраструктуры продовольственного рынка Таджикистана, необходимость создания системы оптовой торговли, а также значимость консалтинговых услуг. На основе анализа инфраструктуры продовольственного рынка предполагается, что в решении проблемы развития институтов рынка и совершенствования производства продовольственных товаров важное значение имеет степень организованности рынка. Также в данной статье затрагиваются вопросы государственной поддержки функционирования рыночной инфраструктуры в условиях переходной экономики.
B.A. Abduvokhidov
Infrastructure Problems of Food Market
Key words: food market, food market infrastructure, wholesale food trade, consulting services
In his article the author dwells on the specificity of food market infrastructure of Tajikistan, the necessity of creating a system of wholesale trade and the significance of consulting services. On authority of the analysis of food market infrastructure it is supposed that a degree of market organization is of great importance for a solution of the problems related to the development of market institutes and to a perfection offood stuffs production. Into the bargain the author touches on the issues of state support in reference to market infrastructure functioning under the conditions of transitive economy.