Научная статья на тему 'Проблемы информационных потребностей пользователей интегрированных систем библиотечно-информационного обеспечения научно-образовательной деятельности'

Проблемы информационных потребностей пользователей интегрированных систем библиотечно-информационного обеспечения научно-образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
249
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы информационных потребностей пользователей интегрированных систем библиотечно-информационного обеспечения научно-образовательной деятельности»

4. Ванеев, А. Н. Миссия библиотеки - социальная роль - социальные функции [Текст] / А.Н. Ванеев // Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика / А.Н.Ванеев; СПбГУКИ. -СПб.: Профессия, 2004. - 368 с.

5. Скворцов, В. В. Концепция библиотеки в современном российском библиотековедении [Текст] / В.В. Скворцов //Российское библиотековедение: ХХ век. Направления развития, проблемы и итоги. Опыт монографического исследования / Рос. гос. б-ка; сост. и предисл. Ю.П. Мелентьевой; науч. ред. Л.М. Инькова. - М.: ФАИР ПРЕСС, Пашков дом, 2003. - 432 с.

6. Ванеев, А. Н. Традиции и новации в российском библиотечном деле [Текст] / А.Н. Ванеев // Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика / СПбГУКИ. - СПб.: Профессия, 2004. - 368 с.

В.В. Ступкин

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СИСТЕМ

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В общем комплексе работ по улучшению качества функционирования различных интегрированных систем библиотечно-информационного обеспечения научно-образовательной деятельности (ИСБИО) значительное место должны занимать задачи по изучению информационных потребностей пользователей и развитию сферы информационной продукции и услуг, ориентированных на удовлетворение их профессиональных интересов.

Такая ориентация служит объективной предпосылкой для формирования и реализации конкретных целей библиотеч-но-информационной деятельности информационных служб и библиотек различного вида и статуса. Одновременно это может быть основой для разработки необходимых методов создания и распространения дифференцированной информационной продукции.

По проблеме исследований информационных потребностей имеется много публикаций, и это понятие по-разному трактуется различными авторами [см., например, 12]. В данной публикации под понятием «информационная потребность», наиболее полно и точно, на наш взгляд, отражающим ее сущность, будем понимать потребности пользователей в получении определенных знаний, необходимых в конкретный промежуток времени и в наиболее приемлемой форме для достижения своих целей [3].

На первый взгляд может показаться, что предлагаемый в рамках систем биб-лиотечно-информационного обеспечения современный спектр услуг и продукции весьма широк и позволит при его реализации с достаточно высокой полнотой и точностью удовлетворить необходимые

информационные потребности или определенный круг профессиональных интересов различных групп пользователей. Действительно, помимо традиционного библиотечно-информационного обслуживания (выдачи литературы по МБА и ММБА, выпуска реферативно-библио-графических изданий, подготовки аналитических документов и обзоров, библиографических справок и др.) на основе различных видов информации (научной, деловой, социально-политической), в современных условиях возрастает доля услуг, которые ранее были несвойственны библиотекам и информационным службам:

- организация мониторинга информационных ресурсов для научно-инновационной и образовательной деятельности;

- комплекс услуг коммерческого и научно-технического характера, обеспечивающий доведение научно-прикладных работ и инновационных проектов до стадии производства (инжиниринговые);

- информационное обеспечение научно-технических, экономических и юридических проблем (консалтинговые - консультационные);

- услуги по продвижению технологических инноваций на отечественный и зарубежный рынки (маркетинговые);

- различные юридические услуги, включая защиту интеллектуальной собственности.

Кроме того, значительная часть из названных видов услуг и продукции базируется на использовании информационно-телекоммуникационных технологий и, прежде всего, сети Интернет. Применение открытых спецификаций на интерфейсы позволяет обеспечить пользователям доступ

к собственным или внешним по отношению к ИСБИО отечественным и зарубежным информационным ресурсам, удаленный заказ первоисточников и электронную доставку документов.

Однако проблема удовлетворения необходимых информационных потребностей пользователей до сих пор не имеет положительного решения. Неудачи исследователей можно объяснить рядом обстоятельств.

1. Информационная потребность (это вытекает из ее определения) представляет собой психосоциальный и психический феномен и трудно поддается отображению, а тем более измерению. Часто сами пользователи затрудняются сформулировать свои потребности или определяют их недостаточно корректно.

2. Информационная потребность пользователей характеризуется многоас-пектностью и изменчивостью. Как правило, ученые и специалисты, занятые в выполнении научно-инновационных программ и проектов, имеют разнообразные по тематике и объемам информационные потребности.

3. Трудности в получении достоверных сведений об информационных потребностях пользователей связаны и с их прогностическим характером. Чаще всего проблема состоит в подготовке пользователю необходимой информации в условиях неопределенности уровня его информированности.

4. Особенности представления (кодирования или индексирования) информации в различных поисковых системах класса «пользователь - коммуникационная среда -информационные ресурсы» и способов выражения пользователем своих информационных потребностей в видеинформационных запросов значительно снижают точность поиска, поскольку возникают объективные трудности в снятии лексической (неоднозначность терминов), семантической (неточность выражения на информационно-поисковом языке смысла темы, предмета) и метаинфор-мационной неопределенностей.

5. Непрерывно возрастающий объем информации и практически неограниченные возможности прямого обращения пользователей к искомой информации на основе современных информационно-телекоммуникационных технологий добавили к существующим еще ряд новых проблем, связанных с достаточно сложной современной эколого-информационной ситуацией.

В рамках данной работы остановимся на

двух последних из перечисленных факторов, поскольку именно они, на наш взгляд, существенно влияют на качество информационного обеспечения пользователей.

В соответствии с целями и решаемыми проблемами пользователь может сформулировать свой запрос (поисковое предписание) на естественном языке либо на специализированном искусственном языке (информационно-поисковом языке - ИПЯ).

В общем виде запросы, сформулированные потребителем, могут частично или полностью совпадать с его информационной потребностью [4].

Вместе с тем при обращении к различным электронным ресурсам наличие лексической или семантической неопределенности в поисковых предписаниях пользователя и индексированных документах поисковой системы значительно снижает полноту и точность выдачи требуемых сведений. Важно отметить, что смысловая релевантность (соответствие документа информационному запросу)обеспечивается более точным выражением на ИПЯ основной темы документа и содержания запроса.

Формальная релевантность зависит, в основном, от уровня программной реализации специализированных поисковых систем. Выбор соотношения показателей полноты и точности выдачи документов должны определяться теми проблемами, которые будут решаться различными категориями пользователей. Для удовлетворения информационных потребностей ученых и специалистов полнота поиска едва ли должна превышать 60-70%. В данном случае важнее сохранить высокую точность поиска (снизить «шум») и увеличить выдачу релевантных (в оптимальном варианте - пер-тинентных) документов. С другой стороны, если поиск проводится в специализированных базах данных, например, для проведения экспертизы патентных заявок на новизну, то решающее значение приобретает именно полнота выдачи.

Необходимо отметить, что при определении полноты и точности поиска не учитывается объем поискового массива. Между тем средний объем выдачи находится в прямой зависимости от количества документов в поисковом массиве. Следовательно, с увеличением поискового массива может значительно вырасти поисковый «шум». Своевременность решения этой проблемы приобретает особую важность в связи с появлением в мире электронных ресурсов практически неограниченных объемов.

Одним из способов снятия лексической и семантической неопределенностей и повышения точности информационного поиска может оказаться тезаурус или его современный вариант - семантическая сеть. По существу, такой тезаурус должен быть средством достаточно точного выражения информационных потребностей, сформулированных в информационных запросах, и служить основой автоматического индексирования документов.

Снятие метаинформационной неопределенности связано с необходимостью дать пользователю адекватное представление о методах обработки и поиска информации в базах данных конкретных ИСБИО.

Огромный рост объемов информационных потоков в различных сферах деятельности заметно ухудшил современную эко-лого-информационную ситуацию. Это создает существенные трудности при поиске необходимой информации и снижает качество информационных услуг и продукции, предоставляемых пользователям. Подсчитано, что количество информации, доступной для населения мира, удваивается каждые пять лет. В настоящее время этот период сократился до двух лет. Ориентировочные среднегодовые объемы мировой информационной продукции и информационных потоков телекоммуникаций достигают астрономических цифр [5]. По данным службы Web Server Survey, количество Web-сайтов в 2005 году достигло 72 миллионов [6]. Основным товаром мировой информацион-

ной индустрии становится цифровая информация в виде различных типов баз данных (реферативно-библиографических, полнотекстовых, справочных и др.). По различным источникам [см., например, 7], в 1995 году в мире насчитывалось более 810 тыс. БД. К настоящему времени ориентировочное число баз данных составило 2025 тыс.; к 2010 году прогнозируется рост цифровой информации до 988 квадриллионов килобайт! По мнению ученых, эта тенденция сохранится до конца 2020 года.

В зависимости от сферы деятельности структуру современного рынка информационных продуктов и услуг можно представить в виде ряда основных секторов [7]:

- сектор научной профессиональной информации в области естественных, технических, общественных наук и производства;

- сектор деловой информации, охватывающий финансовую, биржевую, коммерческую;

- сектор социально-политической информации, ориентированный на предоставление органам власти и управления статистических, демографических сведений или социальной информации в виде прогнозных моделей и оценок.

Важно отметить, что различия между выделенными секторами достаточно условны. Но подобная классификация позволяет реализовать адресное обращение к тем из перечисленных разделов информационных ресурсов, которые в большей степени

Рис. 1. Рост числа научных и реферативных журналов

145

могут удовлетворить информационные потребности пользователей ИСБИО.

Особую роль в обеспечении необходимыми документами, прежде всего, различных групп ученых и специалистов играет научно-техническая информация, представленная как в традиционной печатной, так и электронной форме (электронные каталоги, полнотекстовые базы данных и др.). И хотя этот вид информации составляет небольшую часть общего объема мирового информационного потока, тем не менее, он является важнейшей составляющей интеллектуального потенциала общества и обеспечивает как необходимый уровень информированности всех его членов, так и возможность принятия обоснованных научных и технико-экономических решений.

Объемы научно-технической информации, как и массивы документальных потоков в других сферах деятельности, непрерывно растут.

Исследования, проведенные еще в 1961 году известным американским социологом и историком наук Д. Дж. де Солла Прайсом [8], показали, что начиная уже с середины XVIII века темпы роста числа только наиме-нованийнаучныхи реферативных журналов по различным научным дисциплинам и отдельным тематическим направлениям носят экспоненциальный характер (см. Рис. 1).

С небольшими отклонениями экспоненциальный рост объемов научно-технической информации сохранился и в XX веке (в ряде публикаций это явление отождествляют с «информационным взрывом» [9]).

С 1993 по 1996 год информационной службой агентства Reuters [10] были проведены опросы менеджеров в различных сферах деятельности в Великобритании, США, Австралии, Сингапуре и Гонконге.

К основным причинам роста информационных потоков были отнесены:

- глобализация экономики, науки, информационной сферы;

- значительный рост деловых связей внутри компаний, а также с поставщиками и потребителями;

- многообразие средств коммуникации (Интернет, электронная почта, факс, телеконференции и др.).

По данным представленных отчетов, 38% респондентов теряли до 40% рабочего времени при просмотре деловой информации, более 60% считали, что избыточная информация препятствует принятию адекватных решений или приводит к стрессам. В этот период предметом активных иссле-

дований и дискуссий ученых стали проблемы эколого-информационной ситуации, интенсивности и степени влияния информационных процессов на общество. Появилось значительное число зарубежных публикаций, отражающих осмысление таких явлений, как информационная перегрузка (information overload) и перепроизводство информации (information overproduction) [11], синдром информационной усталости (information fatigue syndrome) [12].

В отчете «Гибель от информации» ведущий британский специалист в области психологии стресса Д. Льюис доказал, что избыток информации значительно снижает уровень деловой активности и вызывает психические расстройства. По его мнению, эта проблема будет усугубляться по мере дальнейшего развития Интернета и модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Не случайно в одной из работ Д. Шенка [13] появился термин «аналитический паралич», связанный с бесконечным стремлением получить больше информации о конкретной ситуации или проблемой принятия наиболее рационального решения. Общий вывод, сформулированный автором, заключался в необходимости разумного использования «информационной лавины» для избежания подобных явлений.

Характер рассмотренных проблем, снижающих уровень удовлетворения информационных потребностей пользователей, позволил выделить основные направления их решения:

1. Структура методологии управления качеством функционирования ИСБИО должна содержать элементы, ориентированные на изучение и прогнозирование информационно-потребительской ситуации, анализ возможностей подобных систем удовлетворить информационные потребности пользователей.

Функционирующая интегрированная система библиотечно-информационного обеспечения научно-образовательной деятельности может находиться в различных состояниях, определяемых некоторым потенциалом: наличием достаточного количества квалифицированных специалистов, уровнем развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, необходимым объемом денежных средств для создания собственных информационных ресурсов и организации доступа к внешним отечественным и зарубежным ресурсам. Обычно, оценивая дефицит знаний пользователя и широту спектра информационного сервиса интегрированной системы, мож-

ноцеленаправленно регулировать парамет- качественных информационных поисков,

ры качества информационного обслужива- прежде всего, в полнотекстовых базах дан-

ния. Поскольку во многих случаях возни- ныхцелесообразно использоватьтематичес-

кают противоречия между большим коли- кие информационно-поисковые тезаурусы. чеством конкретных информационно-по- 3. Сокращение времени поиска сайтов

требительских ситуаций и ограниченными по научно-технической, деловой или соци-

возможностями ИСБИО, целесообразно альной тематике тесно связано с реализа-

совокупность таких ситуаций разбить на цией концепции навигации в информацион-

непересекающиеся подмножества, соглас- ных потоках глобальной сети Интернет.

но структуре профилей организаций. Для Поэтому при проектировании сайта

формального описания и прогнозирования ИСБИО важно предусмотреть разработку

информационно-потребительской ситуа- электронного каталога-навигатора, обеспе-

ции можно использовать методы решения чивающего пользователям непосредствен-

задач проектирования ИСБИО [14]. ный выход через глобальную сеть Интер-

2. Для более точного выражения пользо- нет к отечественным и зарубежным инфор-

вателем своих потребностей и проведения мационнымресурсам.

Примечания

1. Максимов, Н. В. Информационный поиск и модели поведения пользователей [Текст] / Н. В. Максимов, Н. Н. Забегаева // НТИ. Сер. 1. - 2001. - № 11.

2. Ingwersen, P. Information Retrieval Interaction [Text] / P. Ingwersen. - London : Taylor Graham, 1992.

3. Артамонов, Г. Т. Центры анализа информации [Текст] / Г.Т. Артамонов, В.М. Чистякова // Итоги науки техники. Сер. Информатика / ВИНИТИ. - 1981. - № 6. - С. 5-59.

4. Черный, А. И. Введение в теорию информационного поиска [Текст] / А.И. Черный. - М.: Наука, 1975. - 238 с.

5. Lesk, M. How much information is there in the world? Technical report, 1997 [Electronic resource] / M. Lesk. - Mode of access : http://www.lesk.com/mlesk/ksg97/ksg.html

6. Брайчевский, С. М. Современные информационные потоки: актуальная проблематика [Текст] / С.М. Брайчевский, Д.В. Ландэ // НТИ. Сер. 1. - 2005. - № 11. - С. 21-33.

7. Родионов, И. И. Рынок информационных услуг и продуктов [Текст] / И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова [и др.]. - М.: МК-Периодика, 2002. - 550 с.

8. Price D. J. S. Little science, big science [Text] / D. J. S. Price. - New York : Columbia University Press, 1963.

9. Ефимов, А. Н. Информационный взрыв: проблемы реальные и мнимые [Текст] / А.Н. Ефимов. - М.: Наука, 1985. - 160 с.

10. Waddington, P. Dying for information? A report on the effects ofinformation overload in the UK and worldwide [Text] / P. Waddington // British library and innovation Centre. - London, 1997. - P. 49-51.

11. Wilson? T. D. Information overload: implications for healthcare services [Text] / T. D Wilson / / Health informatics Journal. - 2001. - Vol. 7. - P. 112-117.

12. Bird. Information Fatigue Syndrome, Retrieved from : [Electronic resource] / Bird. - Mode of access: http://www.cni.org/regconfs/1997/ukoln-content/repor~13.html

13. Shenk, D. Data Smog: Surviving the Information Glut, Harper [Text] / D. Shenk. - San Francisco, 1997.

14. Ступкин, В. В. Проектирование интегрированных систем библиотечно-информацион-ного обеспечения научно-инновационной и образовательной деятельности [Текст] / В.В. Ступкин. - М.: ГПНТБ России, 2007. - 172 с.

Н.Р. Валиуллина

ТЕХНОЛОГИЯ НАЙМА КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ БИБЛИОТЕКИ

Расширение спектра оказываемых услуг лей обусловливают повышенный спрос на библиотекой, увеличение количества ин- квалифицированные человеческие ресурсы, формации, внедрение в практику работы способные обеспечить ее эффективность и библиотек новых форм и методов, увели- конкурентоспособность. Эффективность чение и усложнение запросов пользовате- управления и функционирования органи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.