Научная статья на тему 'Проблемы информатизации исторического и социально-экономического образования'

Проблемы информатизации исторического и социально-экономического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушмаева К. А.

В статье рассмотрены этапы и направления информатизации социально-экономического и исторического образования, проанализирован опыт работы вузов страны в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of information of historical and social and economic formation

In dause stages and directions of information of social and economic and historical formation are considered, the operational experience of high schools of the country in this direction is analyzed.

Текст научной работы на тему «Проблемы информатизации исторического и социально-экономического образования»

МА ТЕМА ТИ ЧЕС КИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ

К.А. Ушмаева,

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России, Ставропольский государственным университет

ВЕСТНИК. 2008. № 1(20)

УДК 004:37

ПРОБЛЕМЫ

ИНФОРМАТИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

В системе высшего образования накоплены и продолжают накапливаться значительные информационные ресурсы. В общедоступной образовательной телекоммуникационной сети, а также в фондах программ вузов, РосНИИС, НИИВО, центрах Интернет-образования имеются тысячи программно-методических комплексов по различным дисциплинам, включая исторические. Практически возникает новая образовательная информационная среда, которая создает условия для повышения качества образования, расширения системы непрерывного образования, а также повыше -ния оперативности и эффективности управления системой образования, интеграции национальной среды в мировую информационную систему1.

Как зарождалась информатизация социально-экономического и исторического образования? Какие основные этапы и направления она прошла? Наконец, кто стоял у истоков этого дела и с энтузиазмом продолжает его?

Рассказ мы должны начать с Лаборатории исторической информатики исторического факультета МГУ им М.В. Ломоносова, ученые которой выступили инициаторами и организаторами информатизации исторических исследований и исторического образования. В начале 1970-х гг на кафедре источниковедения истории СССР им. М.В.Ломоносова по инициативе И .Д. Ковальченко была сформирована группа по применению количественных методов и ЭВМ в исторических исследованиях. Историки разрабаты-вали вопросы применения количественных методов в исторических исследованиях, в частности о месте количественных методов в изучении прошлого, об измерении исторических явлений, о количественной и качественной представительности конкретно-исторических данных, об адекватности применяемого математического аппарата и др.2.

Математики исследовали основные методы математико-статистического анализа: анализ показателей вариационных рядов, взаимосвязей, метод динамических рядов, методы анализа качественных признаков, многомерный статистический анализ, ЭВМ в исторических исследованиях. Итогом работы группы явилась публикация значительного количества статей, монографий и первого учебного пособия о количественных методах в исторических исследованиях3.

Одновременно сотрудники Лаборатории развернули преподавание курса по применению количественных методов и ЭВМ в исторических исследованиях на историческом факультете МГУ. В начале 1990-х гг. в связи с появлением персональных компьютеров программа этих курсов существен-

но изменилась. Большое внимание стало уделяться овладению необходимыми навыками для работы историка с компьютерами: базами данных, пакетами статистических программ, системами для работы с текстом. Это дало возможность значительно увеличить количество практических задан информационного поиска и статистического анализа данных исторических источников. Был сформирован учебный курс «Математические и компьютерные методы анализа данных исторических источников». Для компьютерного анализа текстовых источников сотрудниками Лаборатории разработаны две системы: «КОНТИНЕНТ» (авторы Т.Ф. Изместьева и Д. В. Из-местьев), которая реализует расширенный вариант приемов контент-анализа, и «THESyS» (авторы Е.Б. Белова и В.В. Лазарев), позволяющая извлечь из текста источника всю значимую с точки зрения исследователя-историка информацию.

Сотрудники Лаборатории МГУ оказали разностороннюю научно- методическую помощь в развитии нового научного направления в учебных заведениях России и других стран СНГ. При их содействии были созданы группы по изучению проблем исторической информатики в Алтайском, Санкт-Петербургском, Уральском, Воронежском, Волгоградском, Мордовском, Тамбовском, Новгородском, Ставропольском, Ярославском государственных университетах, а также в Белорусском, Днепропетровском, Азербайджанском, Алма-Атинском госу-ниверситетах, во многих научно-исследовательских институтах.

В 1990-е гг. на историческом факультете МГУ при поддержке международной Ассоциации «History and Computing» проводилась Международная осенняя школа «Историческая информатика: европейская модель». Благсдаря финансовой поддержке АНС оргкомитет Школы распределил до 40 грантов для участия в школе слушателей из различных регионов России, а также Белоруссии и Украины. Общее число слушателей 12-ти курсов Школы достигло 80 человек.

Одним из центров информатизации высшего образования стал Российский гуманитарный университет, в котором в 1996/1997 учебном году проходило обучение свыше 4 тыс. студентов, 200 аспирантов и 14 докторантов. Осуществлялась подготовка по 16 специальностям,

10 направлениям и 49 специализациям, включая исторические, архивного дела и технотронных архивов и до-кументов4.

Руководство университета и факультетов поставило перед собой задачу создать в вузе новую информационную среду Основными положениями создания новой информационной среды являются: осознание гуманитариями происходящих перемен в информационном мире; обучение пользованию современными информационными технологиями доступа к информационным ресурсам; предоставление возможности использования новых информационных технологий в своей работе; формирование информационных ресурсов, технической базы и создание системы телекоммуникаций, обеспечивающей быстрый и удобный доступ к информационным источникам; разработка компьютерных обучающих систем с использованием мультимедиа-технологий5.

Существенную роль в развитии информационных технологий в историческом образовании сыграл Алтай-

ский государственный университет. Здесь в 1993 г возникла Лаборатория исторической информатики как одно из подразделений Института гуманитарных исследований. С 1995 г., когда открылся компьютерный класс, к работе лаборатории стали активно привлекаться студенты исторического факультета. Этому способствовало и получение в 1996 - 1997 гг. нескольких грантов Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда6.

Одним из центров применения ЭВМ и исторической информатики является Мордовский государственный университет Использование электронной вычислительной техники в Мордовском государственном университете началось в 1960-е гг, когда на математическом факультете была установлена ЭВМ первого поколения «Минск-1». Следующий этап связан с открытием в 1973 г Вычислительного центра (ВЦ), укомплектованного последовательно «БЭСМ-4» и «Мир-1», «Напри-2» (12 шт.) и др.7.

Начало применения математико-статистических методов и компьютерных технологий на историческом факультете Санкт-Петербургского университета связано с научной деятельностью профессора А.Л.Шапиро и участников его семинара. Это было связано с подготовкой к публикации многотомной «Аграрной истории Северо-Запада России». Использование в этом исследовании массовых источников, среди которых важное место занимали Новгородские писцовые книги конца XV - начала XVI вв. («Старое письмо» конца 1470-х - начала 1490-х гг, «Новое письмо» 1495 - 1505 гг) поставило перед авторским коллективом задачу обработки крупных массивов однородной информации, в силу чего возникла необходимость применения статистических методов и вычислительной техники.

Новый импульс развитию исторической информатики на факультете дало создание новой кафедры «Источниковедение истории России» (зав. кафедрой - профессор С.Г. Кащенко). На этой кафедре осуществляется чтение курсов, ориентированных на изучение математикостатистических методов и компьютерных технологий8.

Постепенно были введены новые специальные курсы, ориентированные на применение математико-статистических методов и компьютерных технологий («Математико-статистические методы в исторических исследованиях», «Новые методы и технологии в исторических исследованиях», «Основы информатики и программирования»), читаемые на 2-4-м курсах исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Теоретические курсы были тесно связаны с компьютерной практикой студентов.

Благодаря международным программам и активно -му участию в работе Ассоциации «History and Computing» кафедра получила компьютерную технику, в том числе развитую периферию: цветной планшетный сканер «Mustek Paragon MFS-6000CX», лазерный принтер «HP LaserJet 4P», стример «Colorado Trakker 250Mb», CD-ROM «Drive» и математическое обеспечение, ориентированное на историка (в том числе систему обработки баз данных KLEIO).

В крупный центр применения информационных технологий в образовании превратился Ставропольский госуниверситет. В 2004/2005 учебном году на 11 факультетах университета обучались около 17 тыс. студентов.

Одним из приоритетных направлений в деятельности вуз во главе с профессором В.А Шаповаловым избрал информатизацию учебной, научной, административной и других сфер деятельности университета. С этой целью открыты 4 специальности - «Прикладная информатика в экономике», «Прикладная информатика в географии», «Информатика, лингвистика и межкультурная коммуникация», «Организация и технология защиты информации», а также более 10 специализаций, включая «Историческую информатику». Для информатизации учебной и научного процесса в университете создан Ставропольский региональный центр информатизации, Региональный Центр Интернет-образования, Информационно-библиотечный центр научной библиотеки, Центр мониторинга послевузовского профессионального образования, Центр Информационно-коммуникационных технологий в образовании и др.9.

Информатизация социально-экономического образования активно ведется на экономическом факультете МГУ, в Высшей школе экономики, Ростовском государственном экономическом университете (РИНХе) и др. Одним из лидеров применения информационных технологий при подготовке экономистов является Саратовский государственный социально-экономический университет. В СГСЭУ созданы не только информационные структуры в области управления вузом (программы «Аби -туриент», «Расписание», «Учебная нагрузка» и др.), бухгалтерией и учета материально-технических ценностей, но и в области образовательного процесса. Подготовка экономистов базируется на фундаментальных курсах теоретических основ информатики, что позволяет студентам свободно управлять информационными потоками и разбираться в многочисленных системах обработки информации.

В СГСЭУ серьезное внимание уделяется дистанционному образованию. Саратовский виртуальный университет (СВУ) - региональный сегмент Российского Портала Открытого образования, позволяющего интегрировать информационно- образовательные среды (ИОС) регионов и отдельных образовательных заведений в единую территориально распределенную ИОС открытого образования РФ (ИОС ОО РФ). СВУ (открыт в 2001 г) функционирует на базе Саратовского государственного социально-экономического университета, администратором СВУ является Саратовский региональный ресурсный центр СГСЭУ10

Технологической основой СВУ является установленное и постоянно обновляющееся программное обеспечение «Виртуальный университет», позволяющее открывать и поддерживать Виртуальные представительства (ВП) образовательных учреждений любого уровня для формирования базы данных образовательных и информационных ресурсов учреждения и организации учебных процессов с применением сетевых технологий на основе функциональных возможностей ПО, что обеспечивает сохранность БД ВП отдельных учебных заведений и формирование региональных каталогов информационно-образовательных ресурсов путем объединения каталогов отдельных ВП с возможностью сортировки и поиска ресурсов по различным параметрам, а также обеспечивает коммуникационные возможности предста-

вительств учебных заведений региона для общения с другими ВУ в рамках ИОС11.

25 июля 2007 г руководством страны принята «Стратегия развития информационного общества в России», в которой подчеркивается, что отличительной чертой информационного общества является «существенное увеличение в ВВП доли отраслей экономики, связанных с производством знаний, с созданием и внедрением наукоемких, в том числе информационных, технологий, других продуктов интеллектуальной деятельности, с оказанием услуг в области информатизации, образования, связи, а также в области поиска, передачи, получения и распространения информации (информационных услуг )»12.

Таким образом, в последние годы заметно увеличилось количество университетов России, применяющих информационные технологии в научных исследованиях и образовании. Возросло число ресурсов в сети Интернет. Начали создаваться электронные библиотеки и развиваться дистанционное образование.

Информационно-коммуникационные технологии открыли дорогу междисциплинарному подходу и анализу как в изучении социально-экономических и исторических явлений и процессов, так и в преподавании данных дисциплин.

1 См.: Норенков И.П., Зимин А. М. Информационные техно -логии в образовании. М., 2004; Дзюбенко А .А. Новые информационные технологии в образовании. М., 2000; Новые информационные технологии в образовании // Высшая школа в 2000 г. М., 2001 и др.

2 См.:Бородкин Л.И. Создание и основные направления деятельности Лаборатории исторической информатики ИФ МГУ // Из истории исторической информатики: Межвуз сб. статей. Ставрополь, 1999. Вып. 1. С.13.

3 См.: Количественные методы в исторических исследова -ниях / Отв. ред. И.Д. Ковальченко. М., 1984.

4 См.: Российский государственный гуманитарный университет: традиции российского гуманитарного образования. М., 1995. С. 12.

5 См.: Там же.

6 См.: Владимиров В.Н., Колдаков Д.В. Историческая ин-форматика в Алтайском государственном университете // Из истории исторической информатики. Ставрополь, 1 999. Вып. 2. С. 20.

7 См.: Абрамов В. К., Марискин О .И. Историческая информатика и ЭВМ в Мордовском государственном университете // Из истории исторической информатики. Вып. 2. С. 45 - 49.

8 См.: Исторический факультет Санкт-Петербургского университета: 1934 - 2004. СПб., 2004. С. 139.

9 См.: Доклад ректора университета профессора В. А. Ша -повалова «О работе университета в 2004 - 2005 учебном году и за дачи колл ектива унив ерси тета на 2005 - 2006 учеб ны й год». Ставрополь, 2005. С. 75.

10 См.: Портал «Саратовский виртуальный университет»// http://sanatov.openet.ru/University.nsf/

11 См.: Там же.

12 Стратегия развития информационного общества в России // http://www.a-s-r.ru/ DesktopModules Mira. Standalone FileManagen/files/126466789_43_развитие% 20и нформобщества .doc

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.