МА ТЕМА ТИ ЧЕС КИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ
К.А. Ушмаева,
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России, Ставропольский государственным университет
ВЕСТНИК. 2008. № 1(20)
УДК 004:37
ПРОБЛЕМЫ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
В системе высшего образования накоплены и продолжают накапливаться значительные информационные ресурсы. В общедоступной образовательной телекоммуникационной сети, а также в фондах программ вузов, РосНИИС, НИИВО, центрах Интернет-образования имеются тысячи программно-методических комплексов по различным дисциплинам, включая исторические. Практически возникает новая образовательная информационная среда, которая создает условия для повышения качества образования, расширения системы непрерывного образования, а также повыше -ния оперативности и эффективности управления системой образования, интеграции национальной среды в мировую информационную систему1.
Как зарождалась информатизация социально-экономического и исторического образования? Какие основные этапы и направления она прошла? Наконец, кто стоял у истоков этого дела и с энтузиазмом продолжает его?
Рассказ мы должны начать с Лаборатории исторической информатики исторического факультета МГУ им М.В. Ломоносова, ученые которой выступили инициаторами и организаторами информатизации исторических исследований и исторического образования. В начале 1970-х гг на кафедре источниковедения истории СССР им. М.В.Ломоносова по инициативе И .Д. Ковальченко была сформирована группа по применению количественных методов и ЭВМ в исторических исследованиях. Историки разрабаты-вали вопросы применения количественных методов в исторических исследованиях, в частности о месте количественных методов в изучении прошлого, об измерении исторических явлений, о количественной и качественной представительности конкретно-исторических данных, об адекватности применяемого математического аппарата и др.2.
Математики исследовали основные методы математико-статистического анализа: анализ показателей вариационных рядов, взаимосвязей, метод динамических рядов, методы анализа качественных признаков, многомерный статистический анализ, ЭВМ в исторических исследованиях. Итогом работы группы явилась публикация значительного количества статей, монографий и первого учебного пособия о количественных методах в исторических исследованиях3.
Одновременно сотрудники Лаборатории развернули преподавание курса по применению количественных методов и ЭВМ в исторических исследованиях на историческом факультете МГУ. В начале 1990-х гг. в связи с появлением персональных компьютеров программа этих курсов существен-
но изменилась. Большое внимание стало уделяться овладению необходимыми навыками для работы историка с компьютерами: базами данных, пакетами статистических программ, системами для работы с текстом. Это дало возможность значительно увеличить количество практических задан информационного поиска и статистического анализа данных исторических источников. Был сформирован учебный курс «Математические и компьютерные методы анализа данных исторических источников». Для компьютерного анализа текстовых источников сотрудниками Лаборатории разработаны две системы: «КОНТИНЕНТ» (авторы Т.Ф. Изместьева и Д. В. Из-местьев), которая реализует расширенный вариант приемов контент-анализа, и «THESyS» (авторы Е.Б. Белова и В.В. Лазарев), позволяющая извлечь из текста источника всю значимую с точки зрения исследователя-историка информацию.
Сотрудники Лаборатории МГУ оказали разностороннюю научно- методическую помощь в развитии нового научного направления в учебных заведениях России и других стран СНГ. При их содействии были созданы группы по изучению проблем исторической информатики в Алтайском, Санкт-Петербургском, Уральском, Воронежском, Волгоградском, Мордовском, Тамбовском, Новгородском, Ставропольском, Ярославском государственных университетах, а также в Белорусском, Днепропетровском, Азербайджанском, Алма-Атинском госу-ниверситетах, во многих научно-исследовательских институтах.
В 1990-е гг. на историческом факультете МГУ при поддержке международной Ассоциации «History and Computing» проводилась Международная осенняя школа «Историческая информатика: европейская модель». Благсдаря финансовой поддержке АНС оргкомитет Школы распределил до 40 грантов для участия в школе слушателей из различных регионов России, а также Белоруссии и Украины. Общее число слушателей 12-ти курсов Школы достигло 80 человек.
Одним из центров информатизации высшего образования стал Российский гуманитарный университет, в котором в 1996/1997 учебном году проходило обучение свыше 4 тыс. студентов, 200 аспирантов и 14 докторантов. Осуществлялась подготовка по 16 специальностям,
10 направлениям и 49 специализациям, включая исторические, архивного дела и технотронных архивов и до-кументов4.
Руководство университета и факультетов поставило перед собой задачу создать в вузе новую информационную среду Основными положениями создания новой информационной среды являются: осознание гуманитариями происходящих перемен в информационном мире; обучение пользованию современными информационными технологиями доступа к информационным ресурсам; предоставление возможности использования новых информационных технологий в своей работе; формирование информационных ресурсов, технической базы и создание системы телекоммуникаций, обеспечивающей быстрый и удобный доступ к информационным источникам; разработка компьютерных обучающих систем с использованием мультимедиа-технологий5.
Существенную роль в развитии информационных технологий в историческом образовании сыграл Алтай-
ский государственный университет. Здесь в 1993 г возникла Лаборатория исторической информатики как одно из подразделений Института гуманитарных исследований. С 1995 г., когда открылся компьютерный класс, к работе лаборатории стали активно привлекаться студенты исторического факультета. Этому способствовало и получение в 1996 - 1997 гг. нескольких грантов Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда6.
Одним из центров применения ЭВМ и исторической информатики является Мордовский государственный университет Использование электронной вычислительной техники в Мордовском государственном университете началось в 1960-е гг, когда на математическом факультете была установлена ЭВМ первого поколения «Минск-1». Следующий этап связан с открытием в 1973 г Вычислительного центра (ВЦ), укомплектованного последовательно «БЭСМ-4» и «Мир-1», «Напри-2» (12 шт.) и др.7.
Начало применения математико-статистических методов и компьютерных технологий на историческом факультете Санкт-Петербургского университета связано с научной деятельностью профессора А.Л.Шапиро и участников его семинара. Это было связано с подготовкой к публикации многотомной «Аграрной истории Северо-Запада России». Использование в этом исследовании массовых источников, среди которых важное место занимали Новгородские писцовые книги конца XV - начала XVI вв. («Старое письмо» конца 1470-х - начала 1490-х гг, «Новое письмо» 1495 - 1505 гг) поставило перед авторским коллективом задачу обработки крупных массивов однородной информации, в силу чего возникла необходимость применения статистических методов и вычислительной техники.
Новый импульс развитию исторической информатики на факультете дало создание новой кафедры «Источниковедение истории России» (зав. кафедрой - профессор С.Г. Кащенко). На этой кафедре осуществляется чтение курсов, ориентированных на изучение математикостатистических методов и компьютерных технологий8.
Постепенно были введены новые специальные курсы, ориентированные на применение математико-статистических методов и компьютерных технологий («Математико-статистические методы в исторических исследованиях», «Новые методы и технологии в исторических исследованиях», «Основы информатики и программирования»), читаемые на 2-4-м курсах исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Теоретические курсы были тесно связаны с компьютерной практикой студентов.
Благодаря международным программам и активно -му участию в работе Ассоциации «History and Computing» кафедра получила компьютерную технику, в том числе развитую периферию: цветной планшетный сканер «Mustek Paragon MFS-6000CX», лазерный принтер «HP LaserJet 4P», стример «Colorado Trakker 250Mb», CD-ROM «Drive» и математическое обеспечение, ориентированное на историка (в том числе систему обработки баз данных KLEIO).
В крупный центр применения информационных технологий в образовании превратился Ставропольский госуниверситет. В 2004/2005 учебном году на 11 факультетах университета обучались около 17 тыс. студентов.
♦
♦
Одним из приоритетных направлений в деятельности вуз во главе с профессором В.А Шаповаловым избрал информатизацию учебной, научной, административной и других сфер деятельности университета. С этой целью открыты 4 специальности - «Прикладная информатика в экономике», «Прикладная информатика в географии», «Информатика, лингвистика и межкультурная коммуникация», «Организация и технология защиты информации», а также более 10 специализаций, включая «Историческую информатику». Для информатизации учебной и научного процесса в университете создан Ставропольский региональный центр информатизации, Региональный Центр Интернет-образования, Информационно-библиотечный центр научной библиотеки, Центр мониторинга послевузовского профессионального образования, Центр Информационно-коммуникационных технологий в образовании и др.9.
Информатизация социально-экономического образования активно ведется на экономическом факультете МГУ, в Высшей школе экономики, Ростовском государственном экономическом университете (РИНХе) и др. Одним из лидеров применения информационных технологий при подготовке экономистов является Саратовский государственный социально-экономический университет. В СГСЭУ созданы не только информационные структуры в области управления вузом (программы «Аби -туриент», «Расписание», «Учебная нагрузка» и др.), бухгалтерией и учета материально-технических ценностей, но и в области образовательного процесса. Подготовка экономистов базируется на фундаментальных курсах теоретических основ информатики, что позволяет студентам свободно управлять информационными потоками и разбираться в многочисленных системах обработки информации.
В СГСЭУ серьезное внимание уделяется дистанционному образованию. Саратовский виртуальный университет (СВУ) - региональный сегмент Российского Портала Открытого образования, позволяющего интегрировать информационно- образовательные среды (ИОС) регионов и отдельных образовательных заведений в единую территориально распределенную ИОС открытого образования РФ (ИОС ОО РФ). СВУ (открыт в 2001 г) функционирует на базе Саратовского государственного социально-экономического университета, администратором СВУ является Саратовский региональный ресурсный центр СГСЭУ10
Технологической основой СВУ является установленное и постоянно обновляющееся программное обеспечение «Виртуальный университет», позволяющее открывать и поддерживать Виртуальные представительства (ВП) образовательных учреждений любого уровня для формирования базы данных образовательных и информационных ресурсов учреждения и организации учебных процессов с применением сетевых технологий на основе функциональных возможностей ПО, что обеспечивает сохранность БД ВП отдельных учебных заведений и формирование региональных каталогов информационно-образовательных ресурсов путем объединения каталогов отдельных ВП с возможностью сортировки и поиска ресурсов по различным параметрам, а также обеспечивает коммуникационные возможности предста-
вительств учебных заведений региона для общения с другими ВУ в рамках ИОС11.
25 июля 2007 г руководством страны принята «Стратегия развития информационного общества в России», в которой подчеркивается, что отличительной чертой информационного общества является «существенное увеличение в ВВП доли отраслей экономики, связанных с производством знаний, с созданием и внедрением наукоемких, в том числе информационных, технологий, других продуктов интеллектуальной деятельности, с оказанием услуг в области информатизации, образования, связи, а также в области поиска, передачи, получения и распространения информации (информационных услуг )»12.
Таким образом, в последние годы заметно увеличилось количество университетов России, применяющих информационные технологии в научных исследованиях и образовании. Возросло число ресурсов в сети Интернет. Начали создаваться электронные библиотеки и развиваться дистанционное образование.
Информационно-коммуникационные технологии открыли дорогу междисциплинарному подходу и анализу как в изучении социально-экономических и исторических явлений и процессов, так и в преподавании данных дисциплин.
1 См.: Норенков И.П., Зимин А. М. Информационные техно -логии в образовании. М., 2004; Дзюбенко А .А. Новые информационные технологии в образовании. М., 2000; Новые информационные технологии в образовании // Высшая школа в 2000 г. М., 2001 и др.
2 См.:Бородкин Л.И. Создание и основные направления деятельности Лаборатории исторической информатики ИФ МГУ // Из истории исторической информатики: Межвуз сб. статей. Ставрополь, 1999. Вып. 1. С.13.
3 См.: Количественные методы в исторических исследова -ниях / Отв. ред. И.Д. Ковальченко. М., 1984.
4 См.: Российский государственный гуманитарный университет: традиции российского гуманитарного образования. М., 1995. С. 12.
5 См.: Там же.
6 См.: Владимиров В.Н., Колдаков Д.В. Историческая ин-форматика в Алтайском государственном университете // Из истории исторической информатики. Ставрополь, 1 999. Вып. 2. С. 20.
7 См.: Абрамов В. К., Марискин О .И. Историческая информатика и ЭВМ в Мордовском государственном университете // Из истории исторической информатики. Вып. 2. С. 45 - 49.
8 См.: Исторический факультет Санкт-Петербургского университета: 1934 - 2004. СПб., 2004. С. 139.
9 См.: Доклад ректора университета профессора В. А. Ша -повалова «О работе университета в 2004 - 2005 учебном году и за дачи колл ектива унив ерси тета на 2005 - 2006 учеб ны й год». Ставрополь, 2005. С. 75.
10 См.: Портал «Саратовский виртуальный университет»// http://sanatov.openet.ru/University.nsf/
11 См.: Там же.
12 Стратегия развития информационного общества в России // http://www.a-s-r.ru/ DesktopModules Mira. Standalone FileManagen/files/126466789_43_развитие% 20и нформобщества .doc