Научная статья на тему 'МГУ им. М. В. Ломоносова - центр новых образовательных информационных технологий'

МГУ им. М. В. Ломоносова - центр новых образовательных информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МГУ им. М. В. Ломоносова - центр новых образовательных информационных технологий»



К ".'ИИШ11 Носшсшо шшишипшщи шш'шпи пи. Ц. 1. и ни .........

МГУ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА - ЦЕНТР новых ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

А.А. Аникеев

В начале 70-х годов на кафедре источниковедения МГУ им. М.В. Ломоносова по инициативе И.Д. Ковальченко была сформирована группа по применению количественных методов и ЭВМ в исторических исследованиях. В состав группы вошли математики (Л.И. Бородкин, И.М. Гарскова, И.М. Промахина), экономист (Т.Ф. Изместь-ева). С группой тесно сотрудничали историки Л.В. Милов и Н.Б. Селунская. Историки разрабатывали вопросы применения количественных методов в исторических исследованиях, в частности, о месте количественных методов в изучении прошлого, об измерении исторических явлений, о количественной и качественной представительности конкретно-исторических данных, об адекватности применяемого математического аппарата и другие.

Математики исследовали основные методы математико-статистического анализа: показатели вариационных рядов, анализ взаимосвязей, метод динамических рядов, методы анализа качественных признаков, многомерный статистический анализ, ЭВМ в исторических исследованиях. Итогом работы группы явилась публикация значительного количества статей, монографий и первого учебного пособия «Количественные методы в исторических исследованиях» (1).

Важной сферой деятельности сотрудников Лаборатории по развитию нового научного направления явилось проведение общероссийских и международных семинаров и школ. Серьезную роль в этом сыграл

семинар «Количественные методы в исторических исследованиях» под руководством И.Д. Ковальченко, Л.И. Бородкина и Л.В. Милова. Этот семинар совершенствовал применение количественных методов в истории и формировал новый тип исследователей (5).

Одновременно сотрудники Лаборатории развернули преподавание курса по применению количественных методах и ЭВМ в исторических исследованиях на историческом факультете МГУ. Впоследствии здесь сложилась система учебных курсов в данной области. Так, например, в 1990-1991 учебном году для студентов 2-го курса читался лекционный курс и проводились семинарские занятия по количественным методам, а студенты 3-го курса осваивали курс практических занятий с традиционным названием «Основы математической статистики» (2).

В начале 90-х годов в связи с появлением персональных компьютеров программа этих курсов существенно изменилась. Большое внимание стало уделяться овладению необходимыми навыками для работы с компьютерами: базами данных, пакетами статистических программ, системами для работы с текстом. Это дало возможность значительно увеличить количество практических задач информационного поиска и статистического анализа данных исторических источников. Был сформирован учебный курс «Математические и компьютерные методы анализа данных исторических источников». Программа курса, разработанная Л.И. Бо-

родкиным, И.М. Гарсковой, Т.Ф. Изместье-вой, В.В. Лазаревым, включала следующие разделы: 1. Основные направления использования ЭВМ в исторических исследованиях. 2. Общие сведения о микрокомпьютерах. 3. Компьютерные системы работы с текстами. 4. Создание и использование баз данных с помощью ПЭВМ. 5. Электронные таблицы - удобное средство хранения и преобразования табличной информации. 6. Основные методы математической статистики и их реализация на ПЭВМ. 7. Машинное моделирование исторических процессов. 8. Компьютерные интеллектуальные системы и др.

(3).

Вышеназванные проблемы определили научные интересы сотрудников кафедры источниковедения, которые вскоре объединились в самостоятельное структурное подразделение - Лабораторию исторической информатики ИФ МГУ им. М.В. Ломоносова

Создание Лаборатории исторической информатики способствовало организации Ассоциации «История и компьютер» в 1992 году. Научное сообщество было создано при поддержке Международной Ассоциации «History and Computing» (АНС) после международного семинара «Новые информационные технологии в исторических исследованиях и образовании», который состоялся 11-14 июня 1992 г. в Ужгороде. Организаторами семинара являлись Закарпатская ассоциация молодых историков и Исторический факультет МГУ им. Ломоносова (в лице Лаборатории исторической информатики).

На этой конференции сотрудники Лаборатории познакомились с ведущими зарубежными учеными: Л. Брере, П. Доорном, М. Таллером, К. Шурером, W. Олдерволлом и заявили о себе как новом научном центре по исторической информатике. Л. Бородкин и И. Гарскова выступили с докладом «FUZ-ZYCLASS: гибкое программное средство построения многомерной типологии объектов социальной природы», Т. Изместьева, Д. Изместьев представили доклад «Программа «КОНТИНЕНТ» для анализа исторических текстов», Е. Белова, В. Лазарев -«Система управления историческими тек-

стами», А. Тихонов - «Создание базы машиночитаемых данных на основе комплекса разнотипных источников (Бельгийские компании в России конца XIX - начало XX века)» (4).

Естественным продолжением и развитием этой деятельности стали регулярные школы-семинары, в которых принимали участие ведущие члены АНС. В октябре 1992 года на ИФ МГУ состоялась первая Московская международная осенняя школа «Историческая информатика: Европейская модель».

Важной формой развития исторической информатики в России явились научные семинары, которые велись под руководством сотрудников Лаборатории. В середине 90-х годов был создан семинар « Математическое моделирование исторических процессов», проводивший свои заседания в Лаборатории исторической информатики на истфаке МГУ. Круг участников этого семинара включал математиков, разрабатывающих модели социальных процессов и соответствующие компьютерные программы; историков, интересующихся применением методов математического моделирования; специалистов по методологии научного знания.

В 1994-1995 учебном году состоялось 13 заседаний семинара. Их тематика и состав авторов приводится ниже:

• Бородкин Л.И. (исторический факультет МГУ) «Математическое моделирование исторических процессов: проблемы и достижения».

• Таранин М.В. (МФТИ) «Математическое моделирование исторических процессов: классификация типов моделей».

• Андреев А.Ю. (исторический факультет МГУ) «Теория катастроф и проблемы моделирования нестационарных процессов в социальных системах».

• Левандовский М.И. (МФТИ) «Алгоритмы оценки момента хаотизации системы и «странных аттракторов» и т.д. (6).

Обсуждение актуальных проблем научного познания позволял сотрудникам Лаборатории выходить на разработку ключевых проблем исторической информатики:

создание баз и банков данных, компьютерный анализ тестовых источников, компьютерный анализ изображений и др. Первая из названных проблем нашла отражение в многочисленных статьях и монографии И.М. Гарсковой (7). В своей монографии автор изложила круг вопросов, которые в современной исторической информатике связаны с информационным обеспечением исторических исследований, т.е. методологических, методических и технических вопросов сбора, организации, поиска и передачи информации исторических источников.

Для компьютерного анализа текстовых источников сотрудниками Лаборатории разработаны две системы: «КОНТИНЕНТ» (авторы Т.Ф. Изместьева, Д.В. Изместьев), которая реализует расширенный вариант приемов контент-анализа, и «ТНЕ8у8» (авторы Е.Б. Белова и В.В. Лазарев), позволяющая извлечь из текста источника всю значимую с точки зрения исследователя-историка информацию (8).

Новые компьютерные технологии, основанные на использовании сканеров, видеотехники и лазерных дисков, существенно расширяют возможности хранения и анализа изобразительных источников. Первые шаги в этом направлении сделаны в середине 90-х годов, когда в Лаборатории исторической информатики появился сканер, активизировались контакты со специалистами из музеев и исследовательских организаций, занимающихся разработкой и внедрением средств ввода и компьютерного анализа изображений.

Активные изыскания сотрудников Лаборатории по основным направлениям развития нового научного направления позволили ее коллективу определить российскую модель исторической информатики, ее предмет, цели и сферу интересов, что нашло отражение в первом учебнике по исторической информатике (9). Определяя ее предмет, авторы пишут: «Историческая информатика - это научная дисциплина, изучающая закономерности процесса информатизации исторической науки и образования; в основе которой лежит совокупность теоретических и прикладных знаний, необходи-

мых для создания и использования в исследовательской практике машиночитаемых версий исторических источников всех видов» (10).

Опираясь на междисциплинарный подход, авторы достаточно широко определяют теоретическую базу новой учебной дисциплины. Они считают, что теоретической основой исторической информатики является современная концепция информации (включая социальную информацию) и теоретическое источниковедение, а прикладной - информационные / компьютерные технологии.

«Область интересов исторической информатики, по мнению проф. Л.И. Бородки-на, - включает разработку общих подходов к применению информационных технологий в исторических исследованиях (в том числе -специализированного программного обеспечения); создание исторических баз и банков данных/знаний; применение информационных технологий представления данных и анализа структурированных, текстовых, изобразительных и др. источников; компьютерное моделирование исторических процессов; использование информационных сетей (Internet и др.); развитие и применение мультимедиа и других новых направлений информатизации исторической науки; а также применение информационных технологий в историческом образовании» (11).

Сотрудники Лаборатории оказывают разностороннюю научно-методическую помощь в развитии нового научного направления в учебных заведениях России и других стран СНГ. При их содействии созданы группы по изучению проблем исторической информатики в Алтайском, Санкт-Петербургском, Уральском, Воронежском, Волгоградском, Мордовском, Ставропольском, Тамбовском, Новгородском, Ярославском, Белорусском, Днепропетровском, Азербайджанском, Алма-Атинском госуниверситетах и во многих научно-исследовательских институтах.

Ее силами подготовлено и проведено 9 научных ежегодных конференций Ассоциации «История и компьютер» (12) и Московская Международная конференция Ассо-

циации «History and Computing» (13). Эти конференции явились крупными научными форумами, которые собрали до 150 участников из многих стран мира.

Важным направлением Совета АИК была подготовка публикаций. Так под эгидой АИК в 1996 году вышли 4 сборника статей и 4 выпуска бюллетеня «История и компьютер» (общий объем публикаций АИК в 1996 году превысил таким образом 1700 стр. - около 90 п.л.) (14). В последующие годы публикационная деятельность Лаборатории не ослабевала: опубликовано несколько учебных пособий по исторической информатике, 4 сборника статей «Историческая информатика: круг идей», а также регулярно выходят бюллетени АИК (15). В 19961998 гг. с участием членов Лаборатории в Мосгорархиве вышла серия «Десять новых учебников по историческим дисциплинам», а также опубликованы сборники по исторической информатике в Алтайском, Днепропетровском, Белорусском, Ставропольском и других госуниверситетах.

Ученые Лаборатории приняли активное участие в обсуждении теоретических и конкретно-исторических проблем развития исторической информатики на страницах журналов «Новая и новейшая история», «Отечественная история», «Вопросы истории» (15).

В мае 1996 года был подписан Договор о творческом сотрудничестве между Лабораторией исторической информатики ИФ МГУ им. Ломоносова и историческим факультетом Ставропольского государственного университета, который предусматривает совместные проекты в области применения компьютерных программ в исследованиях и образовании, научно-методическую помощь Лаборатории в постановке учебных курсов по исторической информатике на ИФ СГУ, а также помощь в подготовке научно-педагогических кадров.

Договор послужил мощным импульсом применения информационных технологий не только на историческом, но и на других факультетах СГУ.

Продолжалась работа по совершенствованию учебного процесса и в других ву-

зах, обучающих студентов исторической информатике. Их компьютерные классы оснащались новыми информационными технологиями, включая глобальную сеть Internet. На историческом факультете МГУ вошел в строй второй класс, оборудованный локальной сетью, включающей 10 ПЭВМ типа Pentium.

При поддержке лаборатории в 199819999 учебном году открыта специализация по исторической информатике в Мордовском и Ставропольском государственных университетах (16).

Для дальнейшего развития исторической информатики в России ученые лаборатории считают необходимым продолжить конституирование этой дисциплины в учебных заведениях страны: открывать дополнительные специальности в этой области, ввести историческую информатику в шифр специальностей ВАК, организовать работу кафедр и магистратур, обеспечить выпуск полномасштабного журнала по данному направлению исторической науки.

Всестороннюю помощь в информатизации исторических исследований и исторического образования ученые МГУ оказали Ставропольскому государственному университету.

В 2003-2004 учебном году на 11 факультетах СГУ обучалось более 15 тысяч студентов. Одним из приоритетных направлений в деятельности вуза ректорат во главе с профессором В.А. Шаповаловым избрал информатизацию гуманитарного образования, широкое внедрение информационных технологий в учебную и научную работу кафедр и факультетов. За последние годы университет создал парк компьютеров около 1 тыс. машин, на основе которых создано 26 компьютерных классов и зал открытого доступа в научной библиотеке. На этой базе открыты 4 новых специальности: «Информационные системы в экономике», «Информационные системы в географии», «Информатика, лингвистика и межкультурная коммуникация», «Организация и технология защиты информации», а так же специализация по исторической информатике.

Информатизация исторического образования в СГУ началась в 1985 г., когда в вузе была создана кафедра вычислительной техники и информатики. В 1991 г. дополнительно сформирована кафедра информационных технологий в обучении и управлении учебным процессом, и создан южный филиал Института информатизации образования Министерства общего и профессионального образования. Эти подразделения начали чтение на истфаке дисциплин по математике, информатике, применению количественных методов и ЭВМ в исторической науке, информационному моделированию и др.

Особенностью обучения студентов исторического факультета СГУ является то, что с 1993-1994 учебного года она ведется по многоуровневой системе. На факультете разработана концепция, образовательно-профессиональные программы и учебные планы подготовки бакалавров, специалистов и магистров в предметной области «История» (17).

До недавнего времени информационная подготовка студентов велась по указанной выше системе. Принятие Госстандартов потребовало корректировки этой системы. При сохранении общей модели информационной подготовки студентов несколько изменилась наполняемость учебных дисциплин и их компоновка.

В соответствии Государственным образовательным стандартом бакалавров, специалистов и магистров истории система информационной подготовки студентов-историков в СГУ приняла следующий вид:

1. Математика и информатика.

2. Компьютерные технологии в исторической науке и образовании.

3. Современные технологии информационного поиска в исторической науке.

Кроме того, студенты бакалавриата проходят специализацию по исторической информатике.

Математика и информатика преподается на 1-2 курсах бакалавриата. Они предусматривают цель выравнивания знаний студентов в области математики и информатики, формирование базовых знаний и на их основе использование навыков работы с программными средствами: текстовыми редакторами, базами данных, электронными таблицами и т.д. Это позволяет ликвидировать компьютерную безграмотность студентов и начать формирование информационной культуры (18).

В продолжение этой работы на 3-4 курсах ИФ СГУ для студентов, проявивших интерес к новым информационным технологиям введена специализация по исторической информатике.

Учебный план специализации выглядит следующим образом:

Семестр Наименование дисциплины Количество часов Контролируемая самостоятельная работа Формы контроля

Всего Аудиторных Лекции к S % Пт

5 История исторической информатики 120 60 40 20 60 Экзамен

5-6 Компьютерное источниковедение 120 60 30 30 60 Экзамен

7 Компьютерное моделирование исторических процессов 120 60 30 30 60 Экзамен

6 Применение мультимедиа и других новых технологий в обучении истории 120 60 20 40 40 Зачет

6 Основы работы в Internet 120 60 20 40 40 Зачет

7-8 Специализированная практика 260 - - - - Зачет

- Всего 860 300 140 160 200 -

Такой набор дисциплин, позволяет обеспечить знание студентами основных понятий исторической информатики, главных этапов и направлений ее развития, особенностей использования традиционных и машиночитаемых источников, устройство компьютерных систем, создания, хранения и анализа электронного текста, технологий баз данных, статистических методов и пакетов, специализированного программного обеспечения, компьютерного моделирования, применения новых информационных технологий: мультимедиа, Internet и др.

Организация занятий показывает большой интерес студентов к исторической информатике. На историческом факультете введено 3 специализации: по архивоведению, музеелогии и исторической информатике. Значительная часть студентов изъявляет желание специализироваться в области применения информационных технологий в истории. В результате конкурсного отбора в группу исторической информатики в 1998 г. зачислено 33 человека.

Занятия ведут преподаватели кафедры новой и новейшей истории и кафедры информационных технологий: д-р пед. наук, проф. Ю.С. Брановский, канд. физ.-мат. наук, доц., Г.В. Шагрова, канд. ист. наук, ст. преподаватель И.А. Аникеев, канд. пед. наук, доц. О.С. Степанова канд. ист. наук, ст. преподаватель А.Н. Ушмаев, ст. преподаватель Ю.М. Корниенко и др. (19).

Изучение всех дисциплин завершается научно-практическими конференциями, на которых студенты выступают с рефератами и докладами по теоретическим и методическим вопросам.

На уровне подготовки специалистов и магистров формирование информационной культуры студентов продолжается. Здесь они углубляют теоретические и методические знания в области применения стати-стическо-математических методов и компьютерных технологий, совершенствуют свои навыки их использования в исторических исследованиях и историческом образовании.

В соответствии с Госстандартом магистратуры на ИФ СГУ введено преподава-

ние дисциплины «Компьютерные технологии в исторической науке и образовании», которая базируется на основе идей исторической информатики. При его изучении студенты углубляют знания о предмете и основных тенденциях развития этого научного направления, основных этапах и технологии компьютеризированного исторического исследования, основных функциях и компонентах аппаратного и программного обеспечения, технологии баз данных и электронного текста, возможностях электронных таблиц для работы со структурированными данными и обработки графической информации на компьютере.

Особое внимание уделено использованию таких программных систем, как Kleio, FuzzyClass, QualiDate, Wincens, Socrates и др., которые позволяют вооружить выпускников магистратуры широким спектром навыков применения компьютерных технологий в исторических исследованиях.

Наконец, учебная дисциплина «Internet для историка» в соответствии c Госстандартом замененГ курсом «Современные технологии информационного поиска в исторической науке», что также заметно расширяет его предмет и задачи. Он теперь охватывает не только Internet, но Intranet и другие новые компьютерные и телекоммуникационные технологии.

Постановка вышеназванных учебных курсов проходила при активной методической и технической поддержке сотрудников Лаборатории «Историческая информатика» МГУ им. Ломоносова. При лаборатории прошли стажировку многие преподаватели исторического факультета СГУ. С помощью сотрудников лаборатории и ассоциации «История и компьютер» на факультете создан фонд учебной литературы, которая насчитывает около 500 экземпляров учебников, учебно-методических пособий и бюллетеней АИК. Сформирован фонд программных средств, состоящий из 45 программ учебного и научного назначения? включая такие программы, как: «KLEIO», «STATISTIKA», «Всемирная история», «Династия Романовых», «Россия XX в.» и

др.

При поддержке ученых ИФ МГУ три преподавателя ИФ СГУ написали кандидатские диссертации в области исторической информатики: Аникеев И.А. «Развитие исторической информатики в России (1960-90 гг.)»; Покасов В.Ф. «Европейская модель исторической информатики»; Уш-маев А.Н. «Интернет - новая информационная среда исторической науки». Корниенко И.М. завершает подготовку диссертации на тему «Примение Интернет-технологий в профессиональной подготовке историков». Бакалаврами и магистрами ежегодно защищается до 10 выпускных работ по информационным технологиям.

Ученые СГУ в содружестве с авторами других университетов подготовили два межвузовских сборника научных трудов по развитию исторической информатики (20). Преподаватели ИФ СГУ опубликовали две монографии (21), учебное пособие и пять методических пособий по исторической информатике (22), изготовили три электронных учебника (23). Таким образом, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова не только активно разрабатывает новейшие направления в области теории и методики исторической науки и образования, но и способствует их широкому внедрению в вузах России.

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: Количественные методы в исторических исследованиях / Отв. ред. ИД. Ковалъчен-ко. -М, 1984.

2. См.: Квантификация, компъютеризация и образование историка // Информационный бюл-летенъ Комиссии по применению математических методов и ЭВМ в исторических исследованиях при отделении истории АН СССР. - 1991. -12, август. -С.15.

3. Там же. - С. 16-18.

4. См.: Информационный бюллетенъ Комиссии по применению математических методов и ЭВМ в исторических исследованиях при отделении РАН.- 1992. -1 7, декабръ.

5. Информационный бюллетенъ Ассоциация «История и компъютер» и Комиссия по применению математических методов и ЭВМ в исторических исследованиях при отделении РАН. - 1993. -19, октябръ. - С. 54.

6. Информационный бюллетенъ Ассоциации «История и компъютер».- 1995. -115, август. - С. 67-68.

7. См.: Гарскова И.М. Европейский семинар по проблемам документирования машиночитаемых исторических источников. // Информационный бюллетенъ Ассоциация «История и компъютер» и Комиссия по применению математических методов и ЭВМ в исторических исследованиях. -1993. - 19, октябръ; Она же. Базы и банки данных в исторических исследованиях. Геттинген, 1994; Она же. Некоторые тенденции и проблемы технологии баз данных // Круг идей: развитие исторической информатики.-М., 1995.

8. Бородкин Л.И. Историческая информатика в СССР / России: ретроспектива, состояние, перспективы // История и компъютер: новые информационные технологии в исторических исследованиях и образовании. - Геттинген, 1993. - С. 265-266.

9. Балова Е.Б. , Бородкин Л.И., Гарскова И.М. , Изместъева Т.Ф., Лазарев В.В. Историческая информатика. -М., 1996.

10. Там же. - С. 31.

11. Там же. - С. 31.

12. См.: Информационный бюллетенъ Ассоциации «История и компъютер». - 1994. -110, апрелъ; - 1995. - 114, апрелъ; - 1997. -117, март; - 1997. -1 21, март.

13. Информационный бюллетенъ «История и компъютер». - 1996. -119.

14. Круг идей: модели и технологии исторической информатики: Труды 3-ей конференции Ассоциации «История и компъютер». - М. , 1996; Математические модели исторических процессов: Сб. статей. - М. , 1996; Источник. Метод. Компъютер: Сб. научных трудов. -Барнаул, 1996.

15. См.: Бородкин Л.И. Историческая информатика: этапы развития // Новая и новейшая история. - 1997. - 1 1; Он же. Методологические проблемы исторической информатики и квантитативной истории // Новая и новейшая история. - 1997. - 13 и др.

16. Аникеев А.А. Специализация по исторической информатике в Ставрополъском государственном университете // Информационный бюллетенъ АИК. - 1999. -1 24, март.

17. См. подробно: Аникеев А.А. Информатизация исторического образования в Ставрополъском государственном университете // Из истории исторической информатики. - Вып. 1. -Ставрополъ, 1997. - С. 57-58.

18. Концепция многоуровневой подготовки и образовательно-профессиональная программа бакалавров, магистров образования и учителей в предметной области «История». -Ставрополь, 1994.

19. Основные теоретические и методические подходы авторов изложены в работах: Шаповалов В.А. Социокультурные аспекты информатизации образования. - Ставрополь, 1996; Брановский Ю.С. Введение в педагогическую информатику. - Ставрополь, 1995; Аникеев А.А. Система информационной подготовки студентов-историков в Ставропольском государственном университете // Из истории исторической информатики. Вып. 2. - Ставрополь, 1999 ; Брановский Ю.С., Балабай С.В. Мультимедиа для гуманитариев // Вестник СГУ. - 1998. - 1 17; Степанова О. С. Internet для гуманитариев // Вестник СГУ. - 1999. -121 и др.

20. См.: Из истории исторической информатики. Вып. 1,2. - Ставрополь, 1997, 1999.

21. Аникеев И.А. Историческая информатика в России. - Ставрополь, 1999; Ушмаев А.Н. История Интернет и его российского сегмента. -Ставрополь, 2002.

22. Компьютерные технологии в исторической науке и образовании. Учебно-методическое пособие /Аникеев И.А. - Ставрополь, 2001; Современные технологии информационного поиска в исторической науке: Учебно-методическое пособие / Сост. Брановский Ю.С., Степанова О.С. - Ставрополь 2001; Историческая информатика. Учебно-методическое пособие, под. ред. д.п.н. Брановского Ю.С. , д.и.н., проф. Аникеева А.А. - Ставрополь 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Историческая информатика Учебное пособие / Под. ред. проф. Аникеева А.А.; Брановского Ю.С.. - Ставрополь, 2004; История и историки: Электронное пособие по методологии истории. Разработчики проф. Аникеев А.А. и ст. преподаватель Корниенко Ю.М. - Ставрополь, 2003, и др.

Об авторе

Аникеев Алексей Алексеевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой новой и новейшей истории, руководитель Ставропольской ветви российской ассоциации «История и компьютер».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.