Научная статья на тему 'Проблемы имплементации норм международного права о борьбе с коррупцией в российском уголовном праве'

Проблемы имплементации норм международного права о борьбе с коррупцией в российском уголовном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
749
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / ПРЕСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кучина Мария Сергеевна

В статье рассматриваются проблемы имплементации международных норм о борьбе с коррупцией в российском уголовном праве. Предлагается криминализация незаконного обогащения, широкое рассмотрение понятия должностного лица и предмета взятки, установление уголовной ответственности юридических лиц, расширение круга субъектов коррупционных преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы имплементации норм международного права о борьбе с коррупцией в российском уголовном праве»

ПРОБЛЕМЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА О БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИЙСКОМ

УГОЛОВНОМ ПРАВЕ Кучина Мария Сергеевна, к.ю.н., старший преподаватель кафедры основ правоохранительной деятельности факультета

им. М.М. Сперанского Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

В статье рассматриваются проблемы имплементации международных норм о борьбе с коррупцией в российском уголовном праве. Предлагается криминализация незаконного обогащения, широкое рассмотрение понятия должностного лица и предмета взятки, установление уголовной ответственности юридических лиц, расширение круга субъектов коррупционных преступлений.

Ключевые слова: коррупция, борьба с коррупцией, преступность.

Проблема коррупции имеет международный характер и является серьезной проблемой национальной безопасности общества. О значимости данной проблемы для нашей страны свидетельствует факт создания в 2008 г. Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, главной задачей которого является выработка антикоррупционной политики, направленной на борьбу с причинами и последствиями коррупции.

Как отмечают зарубежные исследователи, ни одна страна не свободна от коррупции, поэтому существует необходимость в осуществлении согласованной антикоррупционной политики различных государств мира. Только международное сотрудничество способно противодействовать такому явлению как международная коррупция, подрывающая деятельность международных организаций и судебных органов.

По данным «Индекса восприятия коррупции» 2014 г., опубликованного международной организацией «Transparency International», Россия занимает 136 место в рейтинге из 174 стран, т.е. входит в число наиболее коррумпированных государств, находясь по уровню коррупции в одной группе вместе с такими странами, как Камерун, Иран, Кыргызстан, Ливан, Нигерия. При этом наименее коррумпированными странами являются Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Швейцария, Сингапур4.

Как считают организаторы исследования, его результаты свидетельствуют о высоком уровне коррупции в беднейших странах мира, что подтверждает взаимосвязь между бедностью и взяточничеством, коррумпированность политической элиты и деятельностью недобросовестных инвесторов. Незаконное обогащение одних лиц за счет других влечет обнищание широких слоев населения, экономический упадок страны, утрату

4 Transparency International: Индекс восприятия коррупции 2014 года. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. - 2014.12.03. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/12/03/7004

прежнего влияния на международной арене, и как, следствие, угрозу национальной безопасности.

Д. Медведев, выступая на совещании по проблемам противодействия коррупции 19 мая 2008 г., заявил: «Задача очевидно непростая, нужен комплекс мер, а не точечные решения. Иными словами, нужен национальный план противодействия коррупции». 31 июля 2008 г. Президентом РФ был утвержден Национальный план противодействия коррупции, в преамбуле к которому отмечается, что в нашем государстве в основном сформулированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции.

Первым пунктом Национального плана противодействия коррупции было предусмотрено принятие Федерального закона «О противодействии коррупции», который был принят Госдумой 19 декабря 2008 г., а 25 декабря подписан Президентом.

В Законе о противодействии коррупции впервые в истории отечественного права нормативно закреплено понятие «коррупция», представляющего собой злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, равно как и совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Однако стоит признать предпринятую законодателем попытку определить понятие «коррупция» не очень успешной, так как предлагаемое в Законе определение коррупции является неполным и не охватывает всех проявлений этого противоправного деяния. Ведь коррупция имеет место не только в государственных и муниципальных сферах управления, но и в частном секторе.

Согласно Большому юридическому словарю коррупция (от лат. corruption - разложение, подкуп) представляет собой общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании лицами, осуществляющими функции представителей власти, а также находящимися на государственной службе, своего служебного положения для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно выражающееся в подкупе этих лиц5.

В различных антикоррупционных международных договорах содержатся иные определения коррупции.

Так, Конвенция ООН против коррупции 2003 г. трактует коррупцию как подкуп национальных и иностранных публичных должностных лиц либо

5 Большой юридический словарь. М., 1994. С. 402.

должностных лиц публичных международных организаций; хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом; злоупотребление служебным положением либо влиянием в корыстных целях; незаконное обогащение публичного должностного лица; подкуп или хищение в частном секторе; отмывание доходов от преступлений и, наконец, воспрепятствование осуществлению правосудия .

Таким образом, в число субъектов коррупции включаются как публичные должностные лица, так и лица, которые руководят работой организации частного сектора или работают, в любом качестве, в такой организации. В данной Конвенции существенно расширен круг субъектов, подпадающих под признаки публичного должностного лица.

В Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, принятой Комитетом министров Совета Европы 27 января 1999 г., коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе, ведущее к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, и имеющее целью получение любых незаконных выгод для себя и других .

К характерным особенностям данной Конвенции можно отнести положение, касающееся ответственности юридических лиц в связи с коррупционными преступлениями. Его включение вызвано, в первую очередь, все более частыми фактами участия юридических лиц в коррупционных действиях, особенно в сфере международных коммерческих сделок. В Конвенции более широко сформулировано понятие предмета взятки или коммерческого подкупа - как какое-либо неправомерное преимущество, которое может выражаться не только в виде выгод или услуг имущественного характера, но и в виде разнообразных выгод и услуг неимущественного характера. В отличие от норм УК РФ в уголовно-правовых нормах, содержащихся в Конвенции, момент окончания получения и дачи взятки и коммерческого подкупа перенесен на более раннюю стадию, чем та, которая установлена ст. ст. 204, 290, 291 УК РФ, а именно на стадию покушения на преступление, определенную в ч. 3 ст. 30 УК РФ.

В Модельном законе «Основы законодательства об антикоррупционной политике», принятом Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ 15 ноября 2003 г., коррупция определена как подкуп (получение или дача взятки), любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот и/или преимуществ, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам обще-

6 Овчинский В.С. Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: Сб. документов. М.: Инфра-М, 2010. С. 153.

7 Там же. С. 183.

ства и государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу.

Таким образом, можно отметить, что большинство вышеперечисленных коррупционных проявлений, закрепленных международными нормативно-правовыми актами, в дефиниции «коррупции» ФЗ «О противодействии коррупции», к сожалению, не рассматриваются.

Несмотря на то, что Россия ратифицировала Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции, до сих пор многие положения, содержащиеся в этих документах, не нашли никакого отражения в российском уголовном законодательстве. В частности такие положения как:

- широкое понятие должностного лица;

- широкое понимание предмета взятки;

- криминализация незаконного обогащения;

- установление уголовной ответственности юридических лиц;

- расширение круга субъектов коррупционных преступлений и др.

Устранение имеющихся несоответствий и включение указанных норм

международного права в российское уголовное право будет способствовать повышению эффективности борьбы с коррупцией в нашей стране.

ТЕОРИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Мазилкина Жанна Владимировна, аспирантка Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

г. Ростов-на-Дону

В статье представлены источники теории предпринимательства.

Проанализированы направления в теории предпринимательства.

Малое предпринимательство является одним из ведущих секторов экономики стран, и во многом определяет темп экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.

Фундаментальная основа для глубокой разработки теории предпринимательства состоит из 2 источников.

Во-первых, глубокое изучение истории развития экономической мысли по проблемам предпринимательства, особенно трудов тех ученых-экономистов, которые непосредственно занимались и внесли свой вклад в теорию предпринимательства.

Во-вторых, научное обобщение прежней и современной зарубежной практики формирования предпринимательства, а также состояния этой проблемы в дореволюционной России.

Теория предпринимательства развивалась по ряду направлений. Представители первого направления связывали предпринимательство с риском.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.