5) имеется возможность оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований к специалисту вследствие изменений в технологиях и организации труда, обеспечивая качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне;
6) имеется возможность применять одни и те же модули в нескольких учебных программах (техника безопасности, эффективное общение и т.д.);
7) имеется возможность индивидуализировать обучение для каждого обучающегося исходя из его уровня знаний и умений и предыдущего обучения путем комбинирования необходимых модулей;
Литература
1. Байденко В.И. Болонский процесс. М.:Логос, 2004. 207с.
2. Клименко Т.К. Традиции и инновации в педагогическом образовании /Инновации в образовании. 2007, № 3. С. 13-20.
3. Трунин В.Е. Реформирование системы профессионального образования в современных условиях /Среднее профессиональное образование. 2007, № 7. С. 2—5.
4. Колесников В.А. Образование нового века: от переосмысления опыта к новому концептуальному видению /Среднее профессиональное образование. 2008, № 2. С. 2—4.
5. Мацкайлова О.А. Гуманитаризация СПО: ошибки и уроки /Среднее профессиональное образование. 2008, № 1. С. 2—4.
6. Тихонова Н.Р. Аспекты практико-ориентированного обучения безработных граждан в учреждениях СПО / Среднее профессиональное образование. 2008, № 2. С. 17—19.
7. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю. В., Сартакова Е.В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях. М.: Альфа-М, 2005. С. 11—18.
8. http://www.eidos.ru
8) контроль качества полученного образования заключается не только в оценке уровня освоения дисциплин, но и в оценке компетенций обучающихся [7].
Таким образом, меняется взгляд на образование, и это не может не сказаться на среднем профессиональном образовании в области сферы обслуживания. Ясно, что только новая гибкая мобильная система профессионального обучения позволит эффективно осуществить кадровую поддержку инновационных процессов развития рыночной экономики в России, в которой сфера обслуживания занимает не последнее место.
УДК 331.5: 338.46
проблемы и ЗНАЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ДЛЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
И.Р. Минасян, ст. преподаватель,
ФГОУВПО «Российский государственный университет сервиса», г. Москва
The tourism and hospitality industry requires experienced middle level personnel. The paper defines the role of tourism as a major services sector, which strengthens the economic potential, solves social problems and improves the international status of a country.
В статье обозначены различия традиционной и инновационной систем среднего профессионального образования и на фоне этих различий освещены основные тенденции развития среднего профессионального образования в области сферы обслуживания.
Ключевые слова: индустрия туризма и гостеприимства, среднее профессиональное образование, подготовка кадров, современные требования.
В структуре рыночной экономики любой страны неотъемлемой ее частью наряду с производством различных товаров является оказание услуг населению.
Сфера услуг в большинстве развитых стран является не только неотделимой частью экономики, но и развивается опережающими темпами, тем самым постоянно увеличивая долю оказания услуг в составе валового внутреннего продукта (ВВП). К примеру, сектор услуг в США создает большую часть ВВП: в 2000 году доля указанного сектора составила 76% и она постоянно увеличивается [5].
В экономике России также прослеживается тенденция увеличения доли оказания услуг в составе валового внутреннего продукта, хотя по сравнению с США доля оказания услуг в составе ВВП в Российской Федерации значительно ниже (табл. 1), что обусловлено рядом причин: в советское время сфера услуг была развита недостаточно; переход к рыночным отношениям в нашей стране происходит болезненно, что оказывает влияние и на сферу услуг; до недавнего времени низкий уровень доходов значительной части населения сказывался на уровне платежеспособного спроса на услуги [6].
Таблица 1
Структура производства валового внутреннего продукта, %
1999 г. 2001 г. 2003 г.
Валовой внутренний продукт, из него: 100 100 100
Производство товаров 40,5 37,4 35,1
Оказание услуг 49,3 50,3 53,0
Налоги (за вычетом субсидий) 10,2 12,3 11,9
В последние годы в России появилось множество новых видов услуг (консалтинг, инжиниринг, лизинг, психологическое и семейное консультирование, культурно-валеологические услуги, игровой и шоу-бизнес и др.), однако туристические услуги и услуги
гостиничного сервиса в современных условиях являются наиболее перспективными, а потому и привлекательными для предпринимательства. По мнению экспертов Всемирной туристской организации в последующие 20 лет темпы роста международного туризма превысят 4% в год [2].
Современная туристическая индустрия является одним из высокодоходных и наиболее динамично развивающихся секторов мирового хозяйства. По прогнозам Всемирной туристской организации (ВТО), к 2020 году число международных туристских прибытий должно вырасти в 2,2 раза по отношению к 2000 году, а доходы от туризма увеличатся в 4,2 раза, что составит около 2 трлн долл. США.
Российская Федерация занимает незначительное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится около 1% мирового туристского потока, хотя, по оценкам специалистов ВТО, потенциальные возможности России позволяют, при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры, принимать до 40 млн иностранных туристов в год. На сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с различными целями не соответствует ее туристскому потенциалу и составляет всего 6,8 млн чел. [1].
Развитие индустрии туризма и гостеприимства является очень важной задачей для государства, т.к. кроме укрепления экономического потенциала страны, развитие туризма способствует решению социальных проблем, а также укреплению международного престижа страны.
В настоящее время развитие индустрии туризма и гостеприимства обусловлено следующими факторами.
1. Успехи нашей страны в области политики, экономики, спорта и искусства определяют тот факт, что все больше людей в мире проявляют интерес к нашей стране и, как следствие, наблюдается увеличение иностранных гостей и туристов. Так, по данным Пограничной службы ФСБ России через пункты пропуска только московской воздушной зоны в 2001 году столицу посетили 1 млн 715 тыс. иностранных граждан, а в 2005 году ко-
личество зарубежных гостей столицы выросло до 3 млн 487 тыс. человек. В связи с этим предусматривается развитие гостиничного хозяйства столицы, осуществляемое в соответствии с Генеральной схемой размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года, согласно которой номерной фонд к 2010 году планируется увеличить почти в три раза, что составит 165100 мест. По прогнозам, всего будут введены 243 гостиницы с номерным фондом 93009 мест (табл. 2). Количество рабочих мест в гостиничном хозяйстве также увеличится [2].
Таблица 2
Прогноз ввода гостиниц и номерного фонда по категориям на период до 2010 года
Таким образом, прогноз прироста номеров столичной гостиничной базы более чем на 93 тыс. мест по-новому ставит вопрос обеспечения этих гостиниц кадрами. Согласно экспертным расчетам, общее число занятых в гостиничном комплексе города Москвы может в данном случае увеличиться на 152200 работников (табл. 3). Однако учебные заведения, готовящие специалистов для индустрии гостеприимства, уже сегодня с трудом обеспечивают ее потребности в кадрах.
2. В условиях роста доходов населения нашей страны все большее число людей может позволить себе отдых на курортах, однако по объективным причинам наши граждане предпочитают российским курортам курорты дальнего и ближнего зарубежья.
Основными причинами этого феномена являются:
1) неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиниц с современным уровнем комфорта;
2) несоответствие цены и качества предоставляемых услуг;
3) невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики.
Анализ кадрового потенциала предприятий туристического бизнеса показывает, что, в основном, персонал туристических и туроператорских компаний либо вообще не имеет профессионального образования, либо обучались на семинарах и краткосрочных курсах.
Показатель Всего
до 2010 года
Количество гостиниц 1-2 звезды 4
Суммарное количество мест в гостиницах 1-2 звезды 1900
Количество гостиниц 3 звезды 172
Суммарное количество мест в гостиницах 3 звезды 69 375
Количество гостиниц 4 звезды 59
Суммарное количество мест в гостиницах 4 звезды 16 194
Количество гостиниц 5 звезд 8
Суммарное количество мест в гостиницах 5 звезд 5 540
Всего гостиниц 243
Всего мест 93 009
Таблица 3
Прогноз потребности гостиниц в численности персонала в зависимости от категории
на период до 2010 года
Категория гостиницы Средний расчетный коэффициент персонала на 1 гостиничное место Общее проектируемое число мест Расчетная численность персонала
5 звезд 2,5 5 540 13 850
4 звезды 2 16 194 32 388
3 звезды 1,5 69 375 104 062
1—2 звезды 1 1 900 1 900
Всего 93 009 152 200
3. Создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа в Калининградской области, Краснодарском крае, Ставропольском крае, Алтайском крае, Республике Алтай, Республике Бурятия и Иркутской области является определенным катализатором для развития туризма и гостиничного сервиса.
С развитием индустрии туризма и гостеприимства возникает необходимость в высококвалифицированных конкурентоспособных кадрах, поскольку качество обслуживания напрямую зависит от квалификации работников, занятых оказанием услуг.
Характерной особенностью предприятий гостиничного бизнеса, туроператорских и турагентских компаний является взаимодействие, контакт с потребителем. В связи с этим специалисты, работающие в этой сфере, должны в первую очередь руководствоваться желаниями потребителей, владеть навыками общения с потребителями, обладать знаниями сервисной деятельности, психологии, конфликтологии, делового этикета.
Современные условия требуют от специалиста туристического и гостиничного сервиса новых профессиональных и личностных качеств, среди которых следует выделить коммуникативную культуру, способность к самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению новых знаний, владение иностранными языками, творческую активность.
Учитывая специфику предприятий туристического и гостиничного сервиса, можно предположить, что наиболее востребованными на этих предприятиях станут специалисты среднего звена, поэтому на подготовку кадров в учреждениях среднего профессионального образования следует обратить особое внимание.
На сегодняшний день не все учреждения среднего профессионального образования в состоянии подготовить кадры, соответствующие современным требованиям.
Функционирование и развитие образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования, сопряжено с наличием ряда проблем, обусловленных как внешними, так и внутренними особенностями деятельности системы образования.
Нарушение традиционных связей учебных заведений с потребителями кадров, слабое
влияние профессиональных сообществ на развитие образовательной системы, отсутствие прогноза потребностей рынка труда в специалистах затрудняет приведение содержания и структуры подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства в соответствие с потребностями работодателей, организацию практической подготовки студентов. Следствием этого является несоответствие качества подготовки кадров современным требованиям.
У выпускников учебных заведений среднего профессионального образования, готовящих кадры для индустрии туризма, отмечается отсутствие практических навыков; недостаточное знание иностранных языков; имеет место низкая профессиональная подготовка и т.д.
Современное профессиональное образование для индустрии туризма нуждается в разработке новой методологии обучения, в которой объектом исследования станут все звенья системы подготовки профессиональных кадров в их взаимодействии с обществом и человеком.
Потребностивспециалистахтуристической и гостиничной индустрии на перспективу, а также текущее состояние системы подготовки и переподготовки кадров дают основание для вывода, что на сегодняшний день учебные заведения среднего профессионального образования не готовы воспроизвести требуемое количество квалифицированных специалистов для туристической и гостиничной индустрии.
Дальнейшее эффективное развитие туристического и гостиничного сервиса невозможно обеспечить без принятия следующих мер.
1. Повышение эффективности подготовки кадров среднего звена для туристической и гостиничной индустрии путем реализации следующих мероприятий:
• анализ состояния подготовки кадров для туристического и гостиничного бизнеса;
• создание системы прогнозирования и постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в специалистах со средним профессиональным образованием для индустрий туризма и гостеприимства; совершенствование требований работодателей к уровню и качеству подготовки кадров среднего профессионального образования для индустрии туризма и гостеприимства;
• увеличение количества колледжей, осуществляющих подготовку специалистов сред-
него звена для гостиничных предприятий, за счет оптимизации сети уже существующих образовательных учреждений, а также открытия новых.
2. Совершенствование содержания и повышение качества подготовки выпускников учебных заведений, реализующих подготовку по специальностям среднего профессионального образования 100201 Туризм и 100105 Гостиничный сервис, соответствующей международным требованиям. Данная мера включает:
• изучение и анализ возможности использования зарубежного опыта подготовки кадров со средним профессиональным образованием для индустрии туризма и гостеприимства;
• разработка, утверждение и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения по специальностям среднего профессионального образования 100201 Туризм и 100105 Гостиничный сервис на основе компетентностного подхода, адекватным мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности;
• укрепление связи системы среднего профессионального образования с работодателями, повышение эффективности сотрудничества учебных заведений и субъектов социального партнерства;
• совершенствование учебной, учебнометодической и методической литературы, методов и технологий обучения студентов среднего профессионального образования в области индустрии туризма и гостеприимства;
• укреплениеимодернизацияматериально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений, реализующих подготовку кадров среднего звена для индустрии туризма и гостеприимства, в т.ч. развитие учебно-производственной тренинговой базы;
• активное привлечение преподавательского состава и научных кадров к практическим разработкам и исследованиям.
3. Повышение уровня кадрового потенциала учебных заведений, реализующих подготовку по специальностям среднего профессионального образования 100201 Туризм и 100105 Гостиничный сервис.
Развитие туризма в России позволит значительно увеличить поток иностранных туристов и приток валютных поступлений в экономику страны; российские курорты станут привлекательными для россиян и иностранных граждан. Все это будет способствовать повышению экономического уровня развития страны, благосостоянию населения и укреплению международного положения России.
Литература
1. Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 954-р).
2. Постановление Правительства Москвы от 27 декабря 2006 г. № 1054-ПП «О развитии в городе Москве системы подготовки и повышения квалификации кадров для туристско-гостиничного комплекса столицы».
3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
4. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2006 г. № 256 «Об обеспечении Комплекса межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 года».
5. Хаксевер К., Рендер Б. и др. Управление и организация в сфере услуг. Теория и практика. СПб.: Питер, 2002.
6. Грибов В.Д., Леонов А.Л. Экономика предприятия сервиса: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2006.