Научная статья на тему 'Предложения по улучшению качества функционирования туристско-гостиничной индустрии в современных экономических условиях'

Предложения по улучшению качества функционирования туристско-гостиничной индустрии в современных экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВО / РЫНОК / КОНКУРЕНЦИЯ / TOURISM / ECONOMICS / STATE / MARKET / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бральчук Алексей Владимирович

Автор выявляет основные проблемы в развитии туристической отрасли российской экономики, раскрывает предпосылки их возникновения, предлагает возможные пути решения существующих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article aims to identify the main problems in the development of the tourism industry of the Russian economy, to reveal the preconditions of their origin, as well as offer possible solutions to existing problems. The article focused attention on four main disadvantages of the existing system, hindering the dynamic development and effective functioning of this branch.

Текст научной работы на тему «Предложения по улучшению качества функционирования туристско-гостиничной индустрии в современных экономических условиях»

УДК 338.24.021.8

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТСКО-ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Бральчук Алексей Владимирович, аспирант, [email protected], ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

This article aims to identify the main problems in the development of the tourism industry of the Russian economy, to reveal the preconditions of their origin, as well as offer possible solutions to existing problems. The article focused attention on four main disadvantages of the existing system, hindering the dynamic development and effective functioning of this branch.

Автор выявляет основные проблемы в развитии туристической отрасли российской экономики, раскрывает предпосылки их возникновения, предлагает возможные пути решения существующих проблем.

Key words: tourism, economics, state, market, competition

Ключевые слова: туризм, экономика, государство, рынок, конкуренция

Туризм (в социально-экономическом смысле) во многих странах превратился в бурно развивающуюся индустрию. По данным статистики, на долю мирового туризма приходится 3,6% ВВП и порядка 9,5% мировых капиталовложений. Число рабочих мест непосредственно в туристско-рекреационной сфере составляет 74,5 млн, а с учетом сопряженности ее с другими отраслями -- 225 млн. По прогнозам ВТО, к 2020 году количество международных туристских прибытий составит 1,6 млрд, т.е. в 3 раза превысит показатели 2000 года. Ежедневные расходы туристов, исключая авиаперевозки, возрастут до $5 млрд в день, общий темп роста туристской индустрии прогнозируется на уровне 4--5% в год.

Россия располагает колоссальным природным и культурно-историческим потенциалом для развития различных видов внутреннего туризма. Однако индустрия гостеприимства в нашей стране, несмотря на провозглашаемые приоритеты государственной политики по ее поддержке, с некоторых пор стала считаться рисковой и недостаточно развитой отраслью. Если сопоставлять такое положение вещей с ростом спроса на туристические услуги во всех странах мира, становится очевидным падение

конкурентоспособности нашей страны в данной отрасли, что, в свою очередь, указывает на необходимость выявления факторов, оказывающих отрицательное либо затормаживающее воздействие на возможности извлечения прибыли из имеющегося в достаточном количестве ресурса.

Посредством анализа интересующего нас рынка и изучения векторов развития и деятельности его субъектов было выявлено несколько основных проблем.

1. Недостаточная степень государственного контроля данной отрасли, а также «туманность» распределения выделяемых средств из госбюджета. До начала приватизации подавляющее большинство объектов туристско-гостиничного комплекса относилось к государственной собственности, а в 2002 году основную группу составили объекты трех форм (частной, государственной и смешанной) с примерно равными долями. В 2004 году 1-е место в рейтинге заняли объекты частной собственности -- 34,2% [4]. Наиболее дорогостоящие гостиницы и пансионаты перешли в совместную российскую и иностранную собственность, а маломощный фонд остался в муниципальном подчинении. Поощряемая государством тенденция распределения туристско-гостиничного рынка между частными собственниками отразилась не столько на падении спроса на эти услуги, сколько на качестве их предоставления (и, как следствие, неконкурентоспособностью на мировом рынке). Отсутствие жесткого контроля со стороны государства создает среду для существования организаций, работающих лишь на получение прибыли и не стремящихся к повышению уровня сервиса, что отрицательно сказывается на общем имидже российского туризма.

2. Недостаток специалистов с профильными навыками (менеджеров, экономистов, инженеров, технологов). Организация туристического бизнеса имеет ряд особенностей с экономической и технологической точки зрения. Роль инженернотехнического персонала в оказании туристских услуг - обслуживание и совершенствование материально технической и технологической базы туристско-гостиничного комплекса. В стране сейчас наблюдается переизбыток «гуманитариев» при острой нехватке инженеров и технологов, что является прямой предпосылкой к падению качества функции сферы производства и обслуживания. Очевидно, что без развитых технологий (во всех сферах) страна не может являться конкурентоспособным субъектом на мировом рынке. Те экономисты, которых готовит большинство вузов, не способны освоить за короткий промежуток времени специфики столь сложного сектора экономики, поскольку не обладают глубоким пониманием сути предмета.

3. Упадочное состояние транспортной инфраструктуры в стране -- вопрос, напрямую связанный с «непрозрачностью» расходования государственных средств:

только за 2008 год государственные расходы на дорожную инфраструктуру составили около триллиона рублей: 640,4 млрд (на дорожное хозяйство) и 290 млрд (на транспорт) [4], в том числе устаревание материально-технической базы. Ввиду отсутствия своих источников привлекаются иностранные инвестиции и технологии, что, мягко выражаясь, нежелательно для страны с внешним долгом более $479,9 млрд [4].

4. Сдерживание роста туристических потоков диспропорциями распределения

коллективных средств, как с точки зрения формирования конечной стоимости туристического продукта, так и распределения их по экономическим регионам Российской Федерации. Это выражается в острой нехватке недорогих гостиниц категории «2--3 звезды» и особенно заметно в Санкт-Петербурге, в котором на 1 тыс. жителей приходится в среднем 7,2 гостиничных места и Москве, где аналогичный показатель приближается к 10, что в 2--3 раза меньше, чем в Европе [4]. В последнее время темпы гостиничного строительства в обеих столицах и в целом по России возросли, однако преобладает строительство дорогостоящих гостиниц и пансионатов, поскольку сроки их окупаемости гораздо короче, а заполняемость остается наиболее высокой среди всех сегментов. Вместе с тем многие российские гостиницы высшей категории (их доля пока не превышает 14%) не отвечают мировым стандартам обслуживания туристов.

Указанные недостатки можно проследить в соотношении цен на туристические услуги, предоставляемые нашей страной и странами зарубежья. По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), летние туры в Египет и Турцию существенно ниже, чем аналогичный продукт на «наших» курортах. Так, в июле 2010 года путевка в трехзвездочный отель в турецком Кемере с перелетом, трансфертом и завтраками обходилась примерно в 27 тыс. руб., подсчитали в РСТ. Отдых аналогичного качества в Сочи стоил 41 тыс. руб., в Анапе - 51 тыс. руб., в Крыму - 48 тыс. руб. По сравнению с прошлым годом цены на российских курортах увеличились примерно на 5%, что ниже уровня инфляции, и сейчас прогнозируются в среднем на уровне 1400 руб. в сутки. Правда, относительно невысокая цена проживания полностью нивелируется не дешевой дорогой. Чартеры на «наши» курорты не летают (в отличие от зарубежных, они облагаются НДС в 18%, что делает их невыгодными), а перелет из Москвы в Анапу и обратно обойдется примерно в 8 тыс. руб. (как чартерный перелет в Барселону, например) [2]. Однако Федеральная служба статистики и Служба федерального страхования России информируют о неуклонно растущих затратах на поддержание туристического сектора и о прогнозируемо больших процентах роста внутреннего и въездного туризма, что пока не слишком соответствует действительности, поскольку по

сравнению с 2008 годом процент въездного туризма упал на 8 пунктов, а весь сектор уменьшился на 15% [3, 4].

Частную проблему снижения качества функционирования туристского сектора необходимо решать не на уровне этого сектора, а на уровне правительственного центра: ни одна индивидуальная проблема не будет решена, пока не будет налажен хорошо функционирующий аппарат власти, контролирующий процессы развития и укрепления инфраструктуры страны в целом. В соответствии с выявленными проблемами в отрасли туризма предлагаются следующие варианты их решения.

1. «Непрозрачность» распределения выделяемых средств из госбюджета и недостаточная степень государственного контроля прослеживаются в несоответствии статистики и реальности: по данным федеральной службы государственной статистики, «за 2008 год государственные расходы на дорожную инфраструктуру составили: 640,4 млрд руб. -- дорожное хозяйство, 290 млрд руб. - транспорт»; однако реальное состояние дорог в нашей стране делает очевидным нерациональное использование выделенной суммы, это указывает на необходимость повышения государственного контроля. Он должен осуществляться посредством сокращения количества чиновников в цепочке, которую проходит распоряжение до его реализации в конкретном проекте, что означает избавление от неэффективных и незадействованных в процессе реального управления кадров. Одновременно должно быть предусмотрено ужесточение контроля отчетности о распределении денежных средств путем назначения конкретных ответственных лиц, которые в конце каждого отчетного периода должны предоставить все данные о затратах и проделанной работе контролирующей правительственной комиссии по расходованию бюджетных средств, подчиняющейся непосредственно главе правительства. Это достигается возложением ответственности на людей, которые готовы принять на себя власть, что, в свою очередь, достигается прозрачностью действий политиков перед населением страны (народом), такая «прозрачность» подразумевает возложение значительной доли контролирующей функции на народ.

2. Недостаток специалистов с профильными навыками. Функционирование вышеописанной системы возможно только при условии высокой нравственности управленцев и образованности населения. Становится явной необходимость повышения внимания к существующей системе образования, которая должна обеспечивать целостность мировоззрения и адекватное восприятие происходящих в стране процессов у людей. Следствием повышения качества образования будет

воспитание в обществе высококлассных специалистов, как инженерных и технических, так гуманитарных и экономических наук.

3. Неудовлетворительное состояние транспортной инфраструктуры в стране и необходимость обновления материально-технической базы. Улучшение транспортной инфраструктуры и технического обеспечения заметно повысит качество предоставления туристических услуг.

4. Диспропорции распределения коллективных средств напрямую связаны с консолидацией частных и полуиностранных фирм и монополизацией рынка. Развитие здоровой конкуренции в туристической отрасли устранит проблему преобладания дорогостоящих гостиниц и пансионатов, а также неоправданно дорогого сервиса. Этого развития можно достичь путем содействия в развитии малого предпринимательства (выгодными условиями кредитования, льготами) и борьбой с монополией в данной отрасли рынка при помощи государственных рычагов управления.

Успешное развитие в России туристической отрасли положительно повлияет на многие другие сферы как сильный мотивирующий фактор и как источник пополнения казны государства, и, следовательно, дополнительных инвестиций в перспективные предприятия. Однако продуктивное существование ни одного субъекта невозможно без четкого планирования и качественного контроля его деятельности, без существования здоровой конкуренции, которая выполняет функцию регулятора уровня цен и стимулирует развитие и совершенствование технологий. При этом понятия рыночной и плановой экономики нельзя противопоставлять друг другу, потому что рыночная структура экономики является средством достижения цели вектора, который устанавливается плановым регулированием. Как правило, объединить плановый и рыночный подход в решении комплексных проблем национальной экономики позволяет программно-целевой подход.

Литература

1. Костромина Н.В. Административно-правовое регулирование формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров // Сервис в России и за рубежом. Электронное периодическое издание. 2010. Вып. 2 (17).

2. Харитонова Т.В. Концепция формирования государственных минимальных социальных стандартов в сфере туризма // Сервис в России и за рубежом. Электронное периодическое издание. 2009. Вып. 5.

3. Зайцева Н.А. Инвестиционная деятельность в туризмеи гостиничном бизнесе в РФ // Сервис в России и за рубежом. Электронное периодическое издание. 2009. Вып. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.