УДК 338.242.2
И. Е. Медушевская
ПРОБЛЕМЫ И СПЕЦИФИКА РЫНКА УСЛУГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ: РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Аннотация.
Актуальность и цели. Современное российское образование находится в состоянии системной модернизации. С 2013 г. с принятием нового закона об образовании система профессионального образования претерпела ряд стратегических и структурных изменений. Современные реалии региональных рынков труда обнажили проблему дефицита рабочих и инженерно-технических кадров, подготовку которых осуществляют образовательные организации среднего профессионального образования. В Пензенском регионе число таких организаций за последние три года сократилось на треть. Цель работы - исследование проблем и специфики рынка услуг профессионального образования в РФ на примере Пензенского региона.
Материалы и методы. Реализация цели исследования была достигнута посредством анализа рынка услуг профессионального образования в РФ на примере Пензенского региона. Использованы общеэкономические методы - диалектический, абстракции, анализа, индукции, моделирования, а также статистические методы, метод сравнения, социологического опроса и др.
Результаты. Исследован рынок услуг профессионального образования, выявлены его проблемы. Отмечен дисбаланс спроса и предложения на рынке образовательных услуг. Структура профессионального образования в Пензенском регионе за последние 10-15 лет оказалась неоправданно смещена в сторону высшего образования и отражает новую социальную реальность России. Проанализированы причины низкого спроса на образовательные программы среднего профессионального образования. Отражены проблемы, возникающие на рынке образовательных услуг среднего профессионального образования в Пензенском регионе. Сформулированы основные направления региональной образовательной политики, даны практические рекомендации в решении обозначенных проблем.
Выводы. Проведенное исследование позволило выявить проблемы и отразить специфику рынка услуг профессионального образования в РФ на примере Пензенского региона. В ходе исследования установлено, что дефицит рабочих и инженерно-технических кадров в РФ связан с дисбалансом на рынке образовательных услуг, с низким спросом выпускников образовательных организаций на программы среднего профессионального образования и повышенным спросом на услуги вузов. Необходимо корректировать региональную политику в сфере образования с учетом выявленных проблем. Разработаны практические рекомендации.
Ключевые слова: профессиональное образование, рынок образовательных услуг, факторы и причины низкого спроса на образовательные услуги, современные проблемы профессионального образования.
I. E. Medushevskaya
PROBLEMS AND SPECIFICS OF VOCATIONAL EDUCATION MARKET SERVICES IN THE RUSSIAN FEDERATION: REGIONAL PRACTICES
Abstract.
Background. The modern Russian educational system is in a state of modernization. Since 2013, after adoption of the new law on the education system of primary and secondary education there has taken place a number of strategic and structural changes. Modern realities of regional labor markets have exposed the problem of shortage of workers and technical personnel, whose training is carried out by educational institutions of secondary vocational education. In the Penza region, a number of such organizations over the past three years has decreased by one third. The purpose of the article is to study the problems and specific services of the vocational education market in the Russian Federation by the example of the Penza region.
Materials and methods. Implementation of the research tasks was achieved through the analysis of market of secondary vocational education services in the Russian Federation by the example of the Penza region. The author used such general economic methods as dialectical, abstraction, analysis, induction, modeling, and such statistical methods as the method of comparison, a sociological survey and others.
Results. The researcher explored the market of vocational education services and revealed its problems. The author points out an imbalance of supply and demand in the market of educational services. The structure of vocational education in the Penza region over the past 10-15 years has unfairly biased towards higher education and reflects the new social reality of Russia. The author analyzed the reasons of low demand for educational programs of vocational education, described the problems that arise in the market of vocational education services in the Penza region, and formulated amin directions of the regional educational policy, as well as practical recommendations to solve the problems.
Conclusions. The study reveals the problems and reflects the specifics of the market of vocational education service in the Russian Federation by the example of the Penza region. The research has discovered that the shortage of workers and technical personnel in the Russian Federation is associated with an imbalance in the educational market, a low demand of educational institutions' graduates for programs of vocational education and an increased demand for the services of universities. It is necessary to adjust the regional policy in the field of education in view of the problems identified. Practical recommendations have been offered.
Key words: vocational education, education market, factors and causes of low demand for educational services, modern problems of vocational education.
В настоящее время интеллектуальный потенциал региона становится важнейшей составляющей национального богатства, одним из первоочередных факторов устойчивого развития экономики страны [1, 2]. В развитых странах «человеческий капитал» и его характеристики приравниваются к одному из основных неисчерпаемых стратегических ресурсов, обеспечивающих конкурентные преимущества национальной экономики [3].
Модернизация российской экономики, реформирование системы образования в русле мировых тенденций, негативные последствия мирового кризиса поставили в разряд первоочередных задач подготовку конкурентоспособных человеческих ресурсов как основного фактора экономического роста России на инновационной основе [4].
Современное российское образование находится в состоянии системной модернизации, стратегической целью которой является создание современной образовательной системы, основанной на инновационных принципах, конкурентной на мировом рынке образовательных услуг [5]. Прогрессивные цели реформ содержат не только позитивные перспективы, но и потенциаль-
ные риски, осознание которых является необходимым условием успешности любой модернизации. В сфере профессионального образования такие риски связаны с целым комплексом проблем, которые и составляют предмет исследования.
В связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» система начального и среднего профессионального образования с 2013 учебного года претерпела ряд стратегических и структурных изменений [6]. Подготовка квалифицированных рабочих кадров осуществляется профессиональными образовательными организациями среднего профессионального образования. Важно, что среднее профессиональное образование (СПО) объявлено общедоступным (прием проводится без вступительных испытаний) и бесплатным. Среднее профессиональное образование включает в себя и программы подготовки специалистов среднего звена и программы подготовки высококвалифицированных рабочих. Потеря такого важнейшего звена, как начальное профессиональное образование, с одной стороны, нарушает целостную систему профессионального образования Российской Федерации. Но вместе с тем интеграция учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования позволит организовать обучение, соблюдая преемственность образовательных программ, исключая дублирующий материал.
Современные реалии требуют от системы профессионального образования подготовки таких специалистов, которые могли бы качественно выполнять профессиональные обязанности, легко адаптироваться к изменениям и быстро осваивать новую технику и технологию современного наукоемкого производства, анализировать сложные ситуации, решать возникшие проблемы и принимать ответственные решения.
Дефицит рабочих и инженерно-технических кадров уже сегодня признан проблемой государственного значения. Так, по данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 70 % потребности предприятий в кадрах приходится на рабочие профессии, велик спрос и на высококвалифицированных специалистов [7]. В настоящее время требуется 70 % выпускников со средним профессиональным образованием. Парадокс, но система профессионального образования ежегодно выпускает на рынок труда 70 % выпускников с высшим, а не средним образованием. Причина - несоответствие результатов запросов, т.е. в дисбалансе спроса и предложения на рынке образовательных услуг [8], в низком спросе со стороны выпускников общеобразовательных организаций на обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена.
Анализ данных Пензастата показал:
1) число вузов в Пензенском регионе с 1991 г. выросло в разы, численность студентов была максимальной в 2008 г. [9], в то время как количество профессионально-технических учебных заведений сведено к нулю;
2) с 1996 по 2010 г. прием в вузы превышал выпуск, причем в 2001 г. это превышение было максимальным (на 5,3 тыс. чел.), т.е. результативность приемной кампании составляла 47,5 % [10]; практически каждый второй, поступивший в вуз, бросал учебу [11]. На наш взгляд, данная тенденция объясняется нестабильностью, неустойчивостью национальной экономики, молодежь стремилась рано начать самостоятельную жизнь, трудовую деятель-
ность, к тому же существовали другие учебные заведения, в которых получить профессию можно было значительно быстрее.
Данные Пензастата свидетельствуют, что за три последние года количество государственных профессиональных организаций на территории Пензенской области сократилось с 49 до 17, среди которых 5 многопрофильных и 12 монопрофильных (отраслевых) государственных профессиональных образовательных организации. Наибольшее число обучающихся получают образование по программам подготовки специалистов среднего звена. Однако количество направлений больше всего по программам профессионального обучения - 275.
Анализ данных табл. 1, 2 показал, что структура профессионального образования в Пензенском регионе за последние 10-15 лет оказалась неоправданно смещена в сторону высшего образования и отражает новую социальную реальность России. Высшее образование стало социальным императивом. Выпускники образовательных организаций стремятся получить высшее профессиональное образование, считая его обязательным условием успешной карьеры.
Таблица 1
Образовательные учреждения в Пензенском регионе [7, 11]
Наименование образовательных учреждений Количество, в ед.
1991 2000 2005 2008 2010 2011 2012 2013
Профессионально-технические учебные заведения 42 42 27 32 27 22 23 -
Средние специальные учебные заведения 32 32 40 46 44 44 35 28
Высшие учебные заведения 4 8 18 22 20 19 18 13
Таблица 2
Показатели, характеризующие систему среднего профессионального образования (на 01.01.2014)
Количество организаций СПО Количество направлений подготовки по программам: Общий контингент обучающихся (тыс. чел.)
Квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) Специалистов среднего звена (ППССЗ) Профессионального обучения ППКРС ППССЗ
17* 33** 78** 275*** 4816 13363
Примечание. * - представлены сведения по государственным профессиональным образовательным организациям; ** - представлены сведения о количестве профессий и специальностей; *** - представлены сведения о количестве образовательных программ.
Анализ данных табл. 3 показал, что наибольшее количество обучающихся в организациях среднего профессионального образования приходилось на 2012 г., в 2014 г. количество обучающихся за счет средств бюджета Пензенской области снизилось за два года на 8,8 %.
гп о
о о
3
о' (л О
го'
о ГО
"О -ч
о £
го"
-ч ГО
о' о_
ГО о
о о 3
Финансово-экономическая деятельность профессиональных образовательных организаций Пензенской области
Таблица 3
ю
N0 О
1Л
0
1
о §
с ■с
ГО
0 *
с
ГО
1
о ^
с
£ о
[Ь
тз
ГО со с
0
1 §
О" I
о
Сс
(и *
0
1
о
Количество обучающихся, чел.
бюджет вне бюджет
2012 2013: 2014 2012 20 Г, 2(114
18208 17645 16602 2287 2234 1577
Общий объем финансирования организаций СПО, в тыс. руб. в том числе
за счет бюджетных источников за счет внебюджетных источников
2012 2013 2014 2012 2013 2014 2012 2013: 2014
1296954,1 1824586,5 1210383 1141733 1638152,2 1049553,4 155221,2 186434,3 160829,4
Количество лиц, получающих профессиональное образование в Пензенской области в 2013 г.
Таблица 4
Наименование образовательной программы Количество обучающихся в 2013 г., чел.
1. Программа СПО, из них: 25675
1.1. Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих 5483
1.2. Образовательная программа подготовки специалистов среднего звена 19192
2. Образовательная программа высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) 43097
м
с *
с
Вывод по анализу данных табл. 4: количество лиц, обучающихся по программам высшего образования в 2013 г. в Пензенском регионе, превышает количество лиц, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программам подготовки специалистов среднего звена в 1,68 раза, т.е. практически на 70 %, что подтверждает общероссийскую тенденцию.
Каковы же на современном этапе причины низкого спроса на образовательные программы среднего профессионального образования?
Во-первых, это снижение престижа рабочих профессий, которые можно получить в средних специальных учебных заведениях. Представление о рабочих профессиях ассоциируется у молодежи только с тяжелым, низкооплачиваемым трудом. Важно, на наш взгляд, отметить, что критерием успешности средней общеобразовательной школы зачастую является количество выпускников, поступивших только в высшие учебные заведения. Уже в стенах школы у выпускников формируется предвзятое отношение к среднему профессиональному образованию.
Во-вторых, многие молодые люди убеждены, что человек со средним профессиональным образованием имеет более низкий социальный статус, нежели человек, получивший образование в высшем учебном заведении.
Низкий престиж рабочих профессий и самих организаций профессионального образования приводит к тому, что реальный сектор экономики остается без молодых квалифицированных рабочих кадров. Происходит прерывание преемственности знаний, навыков и умений. Работники старших возрастных групп менее восприимчивы к инновациям, в результате снижается эффективность и производительность труда, отсутствуют предпосылки к повышению конкурентоспособности экономики региона на инновационной основе. Молодежь зачастую не информирована, что современное высокотехнологичное производство испытывает серьезную потребность в высококвалифицированных рабочих, труд которых достойно оплачивается [12].
В-третьих, на выбор профессии напрямую влияет уровень оплаты труда в соответствующем виде деятельности (отрасли). По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области, наибольшую среднемесячную заработную плату получают работники, работающие в финансовой деятельности, тогда как по производственным отраслям она значительно ниже [13]. Из 17 государственных профессиональных образовательных организаций Пензенского региона 11 осуществляют подготовку кадров для различных отраслей промышленности и социальной сферы региона, 2 - для системы здравоохранения, 3 - организаций культуры и искусства, 1- для организаций физической культуры и спорта.
В-четвертых, недостаточная информированность выпускников общеобразовательных организаций о профессиях и специальностях, востребованных на региональном рынке труда.
Следует отметить, что в Пензенской области развернута масштабная профориентационная работа, направленная на формирование позитивного отношения молодежи, родительской и педагогической общественности к получению профессий и специальностей, востребованных на региональном рынке труда: издается детско-юношеская газета «Деловой», демонстрируются телесюжеты, рассказывающие о возможностях построения успешной карьеры
при получении востребованных рабочих профессий, на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Пензенской области «Пензенский многопрофильный колледж» функционирует региональный инновационный медиа-центр «Профориентир». Результат - за последние три года доля выпускников общеобразовательных организаций (завершивших обучение по программам основного общего образования), поступивших на обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программам подготовки специалистов среднего звена, в общем количестве указанных выпускников увеличилась (табл. 5).
Таблица 5
Сведения о доле выпускников общеобразовательных
организаций Пензенской области, поступивших в профессиональные образовательные учреждения, %
Доля выпускников общеобразовательных организаций, поступивших в профессиональные _образовательные учреждения_
2011 г. 2012 г. 2013 г.
40,7 43,5 45
В-пятых, наличие дисбаланса спроса и предложения специалистов на региональном рынке труда.
Для решения этой проблемы в Пензенской области с 2012 г. действует автоматизированная система прогнозирования и мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной специализации и квалификации. Данная система позволяет определять текущую и перспективную (до 2021 г.) потребности региона в кадрах, а также получать проекты контрольных цифр приема. Объемы контрольных цифр приема граждан в профессиональные образовательные организации, начиная с 2012 г., ежегодно утверждаются распоряжениями Правительства Пензенской области с учетом заявок работодателей и предложений исполнительных органов государственной власти Пензенской области (табл. 6).
Таблица 6
Контрольные цифры приема в 2014 г. в средние профессиональные образовательные учреждения, подведомственные Министерству образования Пензенской области
Вид экономической деятельности Контрольные цифры
приема, чел.
Энергетика, машиностроение 740 (15 %)
Пищевая промышленность, биотехнологии 715(15 %)
Транспортные средства 720 (15 %)
Архитектура, строительство, землеустройство 715 (15 %)
Производство потребительских товаров, коммерция, сфера обслуживания 545 (12 %)
Сельское хозяйство 510 (11%)
Гуманитарные науки, экономика, образование 440(9 %)
Информационные технологии, электронная техника, приборостроение 406(8 %)
Всего 4791
Значительная часть контрольных цифр приема распределена между следующими отраслями экономики: энергетика, машиностроение; пищевая промышленность, биотехнологии; транспортные средства, архитектура, строительство, землеустройство. Однако не стоит забывать, что концентрация ресурсов на подготовке кадров только в указанных отраслях может спровоцировать отток молодежи в другие регионы за получением бесплатного среднего профессионального образования в иных сферах экономики, и как следствие - закрепление молодых специалистов за пределами Пензенской области (табл. 7).
Таблица 7
Распределение приоритетов в подготовке кадров в Пензенском регионе за счет средств регионального бюджета
Наименование экономической деятельности План приема в учреждения СПО, 2009 г. План приема в учреждения СПО, 2014 г.
Чел. Доля от общего приема (4464 чел.) Чел. Доля от общего приема (4791 чел.)
Промышленность 788 18 % 740 15 %
Строительство 359 8 % 715 15 %
Сельское хозяйство 507 11 % 510 11 %
В-шестых, причиной низкого спроса на программы среднего профессионального образования является низкий уровень стипендиального обеспечения обучающихся. Так, в соответствии с [14] в Пензенской области установлена стипендия в размере 550 рублей на одного обучающегося в средних специальных учреждениях, которую выплачивают при отсутствии академической задолженности [15]. Не стоит забывать, что по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих в большинстве случае обучаются дети из малообеспеченных семей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и фактор материального стимулирования для них важен.
Следующая причина - отсутствие механизма закрепления выпускников профессиональных образовательных организаций за предприятиями и учреждениями. В советское время существовала система обязательного распределения выпускников после окончания учебного заведения. Если для высшего образования на современном этапе к такому механизму можно отнести целевое обучение, то для среднего профессионального образования такой механизм отсутствует.
В ходе исследования был выявлен ряд проблем на рынке образовательных услуг среднего профессионального образования:
1) неудовлетворенность работодателей подготовкой выпускников профессиональных образовательных организаций, но при этом они не проявляют активности как заказчики образовательных услуг, неохотно идут на конструктивный диалог с представителями системы образования;
2) нежелание работодателей нанимать на работу молодых специалистов без опыта работы;
3) нежелание руководителей профессиональных образовательных организаций проводить профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ;
4) несформированность системы дуального обучения, позволяющей проводить обучение параллельно и на предприятии, и в профессиональных образовательных организациях;
5) слабое развитие системы непрерывного образования;
6) недостаточное развитие материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, отсутствие кафедр и стажировочных площадок на базе предприятий или организаций;
7) проблема кадрового обеспечения системы профессионального образования профессионально-компетентными специалистами (выявлена тенденция старения педагогических кадров, о чем свидетельствуют данные табл. 8).
Средний возраст педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность в профессиональных образовательных организациях, составляет 47,6 лет, что позволяет сделать вывод, что молодые специалисты неохотно идут работать в профессиональные образовательные организации;
8) отсутствие в профессиональных образовательных организациях системы оценки качества образовательных услуг;
9) проблема доступности качественного профессионального образования для семей с низкими доходами и низким уровнем образования родителей; не реализована роль профессионального образования как «социального лифта».
Основные направления региональной образовательной политики, нацеленные на решение вышеуказанных проблем, связаны с общенациональными приоритетами, обозначенными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 гг., обращении Президента Российской Федерации к Федеральному собранию Российской Федерации, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.
Таблица 8
Кадровый потенциал профессиональных образовательных организаций Пензенской области
s
а
2
(D
(D О И Л
4
Л
и о
5 о
- о 2t
1 *
Ig
s ^ R s Ä-e
R. о
96,7
0х <D
S И
Л «
о
со Л
а ю о
и s
а
2 а
s Ü *
s
О и
И (н га
О О «
1н S о
§ t $
и й о
и &
.о
2,6
29,7
Распределение педагогических работников по возрасту, %
до 30 лет от 31 до 55 лет 56 и более лет
13,6 58,3 28,1
На наш взгляд, необходимо предпринять ряд мер:
- развитие системы оценки качества профессионального образования;
- создание эффективных механизмов взаимодействия регионального профессионального образования с рынком труда Пензенской области, с высшими образовательными и научными учреждениями, иными организациями;
- формирование условий для развития государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования и усиление роли общественных институтов;
- обновление педагогического корпуса профессиональных образовательных организаций;
- повышение престижа рабочих профессий;
- создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров за счет ускорения темпов обновления системы повышения квалификации педагогических кадров системы образования; улучшения условий для осуществления профессиональной деятельности учителей; повышения мотивации притока и закрепления молодых специалистов в системе образования.
Согласно современной парадигме образования, принятой мировым сообществом, непрерывное образование должно быть ориентировано прежде всего на устойчивое сохранение профессиональной компетентности работника на протяжении всей его активной жизни. Проблема низкого участия взрослого населения в дополнительном профессиональном образовании и отсутствии развитой системы непрерывного образования в РФ в целом значительно снижают способность нашей страны противостоять турбулентным процессам в мировой экономике и развиваться в условиях обостряющейся международной конкуренции.
Необходимо стимулировать спрос на образовательные услуги учреждений среднего профессионального образования, которые готовят молодых специалистов рабочих профессий, так остро необходимых региональному рынку труда.
Проблемы профессионального образования не могут быть решены без серьезной перестройки механизмов финансового обеспечения, которые должны быть направлены на обеспечение прозрачности и конкуренции, на повышение инвестиционной привлекательности системы профессионального образования, как для работодателей, так и для обучающихся.
Опережающее развитие и повышение качества профессионального образования послужит фундаментом социально-экономического развития региона в краткосрочной и долгосрочной перспективе, основой повышения производительности труда и роста благосостояния российского общества.
Список литературы
1. Медушевская, И. Е. Человеческий капитал - основа национальных конкурентных преимуществ // И. Е. Медушевская // Социально-экономические аспекты современного развития России : сб. ст. III Всерос. науч.-практ. конф. - Пенза : ПДЗ, 2006. - С. 51-53.
2. Скворцова, В. А. Интеллектуальный капитал в условиях становления постиндустриальной экономики : автореф. дис. .. д-ра эконом. наук / Скворцова В. А. ; Московский гос. областной ун-т. - Пенза, 2004. - 49 с.
3. Скворцова, В. А. Роль образования в экономике: становление системы категорий / В. А. Скворцова, Л. Е. Шарыпина // Известия Пензенского государственного педагогического ун-та им. В. Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 566-568.
4. Медушевская, И. Е. Выпускник вуза и его конкурентоспособность: теория и региональная практика / И. Е. Медушевская, В. С. Брысина // Экономика и общество: проблемы и перспективы модернизации в России : моногр. / под общ. ред.
B. В. Бондаренко, В. А. Дресвянникова, О. В. Лосевой. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2013. - С. 590-609.
5. Загребин, С. С. Приглашаем к диалогу / С. С. Загребин // Инновационное развитие профессионального образования : науч.-практ. журнал. - 2012. - № 1 (01). -
C. 10-14.
6. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ // СПС «Гарант». - URL: www.garant.ru/
7. Официальный сайт Министерства труда, социальной защиты и демографии. -URL: http://www.rosmintrud.ru/.
8. Медушевская, И. Е. Конкурентоспособность вуза: результаты анкетирования студентов / И. Е. Медушевская, Ю. А. Зубкова // Управление реформированием социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов : сб. науч. ст. V Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2014. - С. 85.
9. Брысина, В. С. Конкурентоспособность выпускника вуза: результаты обследования рынка труда региона / В. А. Брысина, И. Е. Медушевская // Открытые инновации - вклад молодежи в развитие региона : сб. материалов регионального молодежного форума (г. Пенза, 6 декабря 2013 г.) : в 2 т. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2013. - Т. 2. - С. 69-74.
10. Медушевская, И. Е. К вопросу о конкурентоспособности выпускника вуза: региональная практика / И. Е. Медушевская // Научные исследования и разработки. Экономика. - 2014. - Т. 2, № 1 (7). - С. 34-43.
11. Медушевская, И . Е . Формирование портрета конкурентоспособного выпускника вуза: региональный аспект / И. Е. Медушевская // Социально-экономические подходы в решении проблем развития региона : сб. ст. по материалам межвуз. науч.-практ. конф. (6-7 декабря 2013 г.). - Тула : Тульский филиал Финансового ун-та при Правительстве РФ, 2013. - С. 18-21.
12. Токман, О. А. О проблемах формирования регионального заказа на подготовку специалистов в учреждениях профессионального образования в Республике Хакасия / О. А. Токман // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России : сб. докладов по материалам Всерос. науч.-практ. интернет-конференции с международным участием. - Петрозаводск : ПетрГУ, 2004. - Кн. III. - 268 с.
13. Гусятникова, А. Г. Система оплаты труда работников школьного образования: региональная практика, проблемы и пути их решения / А. Г. Гусятникова, И. Е. Медушевская // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. - 2014. - № 1. - С. 89-105.
14. Постановление Правительства Пензенской области от 03.12.2007 № 806-пП «Об участии работодателей в подготовке квалифицированных кадров в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования Пензенской области». - URL: www.garant.ru/
15. Постановление Правительства Пензенской области от 10.10.2013 № 759 пП «Об установлении нормативов для формирования стипендиального фонда за счет средств бюджетных ассигнований бюджета Пензенской области». - URL: www.garant.ru/
References
1. Medushevskaya I. E. Sotsial'no-ekonomicheskie aspekty sovremennogo razvitiya Ros-sii: sb. st. III Vseros. nauch.-prakt. konf. [Socioeconomic aspects of modern development of Russia: collected articles of III All-Russian scientific and practical conference]. Penza: PDZ, 2006, pp. 51-53.
2. Skvortsova V. A. Intellektual'nyy kapital v usloviyakh stanovleniya post-industrial'noy ekonomiki: avtoref. dis. d-ra ekonom. nauk [Intellectual capital in conditions of post-
indutrial economy establishment: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the doctor of economic sciences]. 2004, 49 p.
3. Skvortsova V. A., Sharypina L. E. Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo un-ta im. V. G. Belinskogo [Proceedings of Penza State Pedagogical University named after V.G. Belinsky]. 2012, no. 28, pp. 566-568.
4. Medushevskaya I. E., Brysina V. S. Ekonomika i obshchestvo: problemy i perspektivy modernizatsii v Rossii: monogr. [Economy and society: problems and prospects of modernization in Moscow: monograph]. Penza: Izd-vo PGU, 2013, pp. 590-609.
5. Zagrebin S. S. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya: nauch.-prakt. zhurnal [Innovative development of vocational education: scientific and practical journal]. 2012, no. 1 (01), pp. 10-14.
6. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: feder. zakon ot 29.12.2012 № 273 FZ [On education in the Russian Federation: federal law from 29.12.2012 № 273 FZ]. "Consult-antPlus" reference system. Available at: www.garant.ru/
7. Oftsial'nyy sayt Ministerstva truda, sotsial'noy zashchity i demografii [Official website of the Ministry of labor, social protection and demography]. Available at: http://www.rosmintrud.ru/.
8. Medushevskaya I. E., Zubkova Yu. A. Upravlenie reformirovaniem sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya predpriyatiy, otrasley, regionov: sb. nauch. st. V Mezhdu-nar. nauch.-prakt. konf. [Socioeconomic development reformation management of enterprises, sectors, regions: collected articles of V International scientific and practical conference]. Penza, 2014, p. 85.
9. Brysina V. S., Medushevskaya I. E. Otkrytye innovatsii - vklad molodezhi v razvitie re-giona: sb. materialov regional'nogo molodezhnogo foruma (g. Penza, 6 dekabrya 2013 g.): v 2 t. [Open innovations - contribution of youth to regional development: proced-dings of the Regional youth forum (Penza, 6 December 2013): in 2 volumes]. Penza: Izd-vo PGU, 2013, vol. 2, pp. 69-74.
10. Medushevskaya I. E. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Ekonomika [Scientific researches and developments. Economics]. 2014, vol. 2, no. 1 (7), pp. 34-43.
11. Medushevskaya I. E. Sotsial'no-ekonomicheskie podkhody v reshenii problem razvitiya regiona : sb. st. po materialam mezhvuz. nauch.-prakt. konf. (6-7 dekabrya 2013 g.) [Socioeconomic approaches to solve regional development problems: collected articles of the Interregional scientific and practice conference (6-7 December 2013)]. Tula: Tul'skiy filial Finansovogo un-ta pri Pravitel'stve RF, 2013, pp. 18-21.
12. Tokman O. A. Spros i predlozhenie na rynke truda i rynke obrazovatel'nykh uslug v re-gionakh Rossii: sb. dokladovpo materialam Vseros. nauch.-prakt. internet-konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Demand and offer in the labor market and educational services market in Russian regions: collected articles of the All-Russian scientific and practical online-conference with international participation]. Petrozavodsk: PetrGU, 2004, bk. III, 268 p.
13. Gusyatnikova A. G., Medushevskaya I. E. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Ekonomicheskie nauki [University proceedings. Volga region. Economic sciences]. 2014, no. 1, pp. 89-105.
14. Postanovlenie Pravitel'stva Penzenskoy oblasti ot 03.12.2007 № 806-pP [Decree of the Penza region government from 03.12.2007 № 806-pP]. Available at: www.garant.ru/
15. Postanovlenie Pravitel'stva Penzenskoy oblasti ot 10.10.2013 № 759 pP [Decree of the Penza region government from 10.10.2013 № 759 pP]. Available at: www.garant.ru/
Медушевская Инна Евгеньевна
кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и финансов, Финансовый университет при Правительстве РФ (Пензенский филиал) (Россия, г. Пенза, ул. Калинина, 33Б)
Medushevskaya Inna Evgen'evna Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of economics and finances, Financial University under the Government of the Russian Federation (Penza branch) (33b Kalinina street, Penza, Russia)
E-mail: iem1616@ mail.ru
УДК 338.242.2 Медушевская, И. Е.
Проблемы и специфика рынка услуг профессионального образования в РФ: региональная практика / И. Е. Медушевская // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. - 2015. -
№ 1. - С. 123-135.