Научная статья на тему 'Проблемы и пути совершенствования амортизационной политики промышленных предприятий'

Проблемы и пути совершенствования амортизационной политики промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1659
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / INDUSTRIAL ENTERPRISES / DEPRECIATION POLICY / FINANCIAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилова Н. Н.

В современных экономических условиях промышленным предприятиям необходима продуманная стратегия развития, подкрепленная эффективной амортизационной политикой, способной мобилизовать внутренние финансовые ресурсы предприятия и активизировать его инвестиционную деятельность. В статье предлагаются направления совершенствования амортизационной политики предприятия и пути их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES AND WAYS FOR DEPRECIATION POLICY PERFECTION ON THE INDUSTRIAL ENTERPRISES

Under the modern economic conditions the industrial enterprises need smart development strategy supported by the effective depreciation policy capable to mobilize internal financial resources of the enterprise and to spur its investment activity. The directions for enterprise depreciation policy perfection and the ways for their realization are offered in the article.

Текст научной работы на тему «Проблемы и пути совершенствования амортизационной политики промышленных предприятий»

Литература

1. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ // Информационнопоисковая система «Консультант-Плюс».

2. Президентская программа социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) (1 этап на 2002-2006 годы: утв. постановлением Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17.10.2002 г. № 96-11; 2 этап на 2007-2011 годы: утв. постановлением Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 11.07.2007 г. № 992-111) // Информационнопоисковая система «Консультант-Плюс»).

3. Сельское хозяйство Республики Саха (Якутия)/ Федеральная служба государственной статистики. ТО ФС госстатистики по Республике Саха (Якутия). - Якутск, 2009.

УДК 657.01 (076) Н.Н. Данилова

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АМОРТИЗАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОМЫШЛЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ

В современных экономических условиях промышленным предприятиям необходима продуманная стратегия развития, подкрепленная эффективной амортизационной политикой, способной мобилизовать внутренние финансовые ресурсы предприятия и активизировать его инвестиционную деятельность. В статье предлагаются направления совершенствования амортизационной политики предприятия и пути их реализации.

Ключевые слова: промышленные предприятия, амортизационная политика, финансовые ресурсы.

N.N. Danilova ISSUES AND WAYS FOR DEPRECIATION POLICY PERFECTION ON THE INDUSTRIAL ENTERPRISES

Under the modern economic conditions the industrial enterprises need smart development strategy supported by the effective depreciation policy capable to mobilize internal financial resources of the enterprise and to spur its investment activity. The directions for enterprise depreciation policy perfection and the ways for their realization are offered in the article.

Key words: industrial enterprises, depreciation policy, financial resources.

Основные производственные фонды (ОПФ) являются наиболее значимой составной частью имущества хозяйствующих субъектов. У большинства предприятий они составляют основную часть всех активов, поэтому от того, какими качественными характеристиками они обладают и насколько рационально используются, зависит как эффективность функционирования каждого отдельно взятого предприятия, так и благополучие общества в целом. Вследствие этого рациональное управление основными фондами является одной из важнейших задач как экономической, так и инвестиционной, и амортизационной политики промышленного предприятия.

Амортизация, как процесс постепенного возмещения ОПФ, в ходе их производственного функционирования создает возможность их замены. Однако, будучи возмещенными по стоимости, основные производственные фонды могут не возмещаться в натуральной форме, если накопленный амортизационный фонд будет использоваться для пополнения оборотного капитала, или обесцениваться в условиях резкого подорожания основных средств под влиянием инфляции. В этом случае воспроизводство основного капи-

тала становится суженным и, как результат, происходит физическое и моральное старение оборудования, ухудшается его возрастная структура.

К началу 2009 г. полная учетная стоимость основных фондов в Российской Федерации составила

74.5 трлн руб., остаточная балансовая - 40,7 трлн руб. В составе основных фондов 28,9 % занимают основные фонды транспорта и связи, 25 - операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг, 8,6 - добычи полезных ископаемых, 8,1 - обрабатывающих производств, 6,6 % - производства и распределения электроэнергии, газа и воды [1].

Основными источниками инвестиций в 2008 г. являлись привлеченные средства (60,5 % всех инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций), за счет собственных средств формируется

39.5 % инвестиций в основной капитал. Собственные средства превалируют в инвестировании в добычу полезных ископаемых (61,9 %), обрабатывающие производства (61,1 %), гостиницы и рестораны (58,2 %), оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (63,5 %), финансовую деятельность (82,9 %). При этом на инвестиции в основной капитал промышленными предприятиями сегодня используется немногим более половины от всей начисленной амортизации, оставшаяся часть в лучшем случае используется на текущие нужды. Но в большинстве случаев часть этих средств идет на цели, не предусмотренные уставной деятельностью.

В связи с отмеченным в настоящее время исключается возможность массового обновления основного капитала, и тем более за счет собственных инвестиционных ресурсов. Необходимо привлечение внешних источников. В сложившихся условиях единственный постоянный источник финансирования воспроизводства основных производственных фондов - амортизационные отчисления - должен использоваться с наивысшей отдачей. Для этого необходима эффективная амортизационная политика предприятия, которая способна активизировать его инвестиционную деятельность.

Амортизационная политика предприятия в значительной степени отражает амортизационную политику государства на различных этапах его экономического развития и изменяется в зависимости от целей и задач его инвестиционной политики. В централизованно планируемой экономике, каковой практически до начала 90-х гг. была экономика России, процесс амортизации основывался на концепции возмещения стоимости основного капитала, которая в свое время была охарактеризована как «натуралистическая», направленная на воспроизводство основных средств в натуральной форме [3]. В ее основе лежит идея постепенной замены самого амортизируемого объекта, его воспроизведения, то есть восстановления изношенных фондов, а не создания у предприятия свободных денежных средств для развития его производственной базы. Процесс амортизации основывался на возмещении стоимости основного капитала и регулировался, прежде всего, с позиций всего народного хозяйства. Инвестиционная и налоговая политика не была связана с амортизационной системой, так как не было необходимости стимулирования инвестиций - все предопределялось планом.

Реформирование экономики, начатое либерализацией цен в 1992 году, привело к резкому обесцениванию средств предприятий, в том числе и основных фондов и, следовательно, амортизационных средств. Исходя из предположения, что скачок инфляции будет одномоментный, государственные органы приняли решение о проведении однократной переоценки основных фондов на 1 июля 1992 года. Однако продолжающаяся инфляция заставила провести также переоценку на 1 января 1994 года, 1 января 1995 года и далее ежегодно. За пять лет проведения регулярных переоценок основных фондов балансовая стоимость основных фондов более чем в пять раз стала превышать размеры валового внутреннего продукта. По данным статистического учета, стоимость основных средств росла почти в два раза быстрее объемов производства, что привело к перекосам в экономике производства.

Рост стоимости основных фондов привел и к увеличению налога на имущество. Эти обстоятельства были учтены правительством, которое в Постановлении от 19 августа 1994 года "Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов” разрешило предприятиям, финансовое положение которых ухудшилось после переоценок, применять понижающие коэффициенты к амортизационным нормам в размере до 0,5 без дополнительного согласования.

Индексационные переоценки не смогли устранить существующих перекосов, так как сама по себе инфляционная переоценка имущества не учитывает спада производства, она привела лишь к разрыву между величинами амортизации и износом средств труда.

В условиях переходной экономики амортизационные отчисления, предназначенные на реновацию основных фондов, стали полностью оставаться в распоряжении самих предприятий, которые, как предполагалось, будут заинтересованы в своем развитии. Однако затяжной экономический кризис, хроническая нехватка денежных средств заставили предприятия использовать амортизационные отчисления в текущем хозяйственном обороте.

В этот сложный экономический период Правительству РФ необходимо было разработать концепцию амортизационной политики переходного периода, предложить механизмы ее реализации. Пока же оно лишь пыталось разрешать те негативные ситуации, которые периодически возникали (например, с переоценкой ОПФ), что в итоге привело к утрате воспроизводственной функции амортизации и соответственно к ухудшению возрастной структуры ОПФ на промышленных предприятиях, в частности, и по народному хозяйству в целом.

В настоящее время действует целый ряд нормативных и законодательных документов, регламентирующих реализацию амортизационной политики предприятия. И то, что она сегодня может использовать больше методических приемов, все равно не решает главной существующей проблемы: медленного обновления ОПФ на промышленных предприятиях, что способствует дальнейшему ухудшению возрастной структуры ОПФ, ведет к снижению конкурентоспособности предприятия, а в целом и его рыночной стоимости.

Анализируя амортизационную политику российской промышленности в период экономических преобразований, нами выявлено следующее:

1. Непрерывное снижение доли амортизационных отчислений, лишающее предприятий возможности обновления основных фондов (в 90-е годы удельный вес амортизации в структуре затрат промышленности сократился с 12,1 до 1,1%) [1].

2. Низкая степень целевого использования амортизационных средств (49%) [1].

3. Недоиспользование возможностей амортизационного фонда, в связи с тем, что на многих предприятиях выбор методов проведения переоценок основных средств и начисления амортизации связывают лишь с уменьшением суммы налога на имущество, а не с воспроизводством основных активов.

4. Несовершенство установленных норм амортизации, которые не учитывают степень физического и морального старения технологического оборудования.

5. Ежегодное увеличение степени износа основных фондов промышленности, особенно в базовых отраслях, что приводит к ухудшению их возрастной структуры.

6. Отсутствие методических подходов к формированию эффективной амортизационной политики промышленных предприятий, которые являются единой системой налогового и инвестиционного планирования.

Сложившееся положение показывает масштабы и актуальность решения назревшей проблемы, связанной с высоким уровнем износа ОПФ практически во всех отраслях народного хозяйства. Наиболее напряженная ситуация складывается именно в базовых отраслях отечественной экономики - электроэнергетике, топливной, нефтехимической промышленности, имеющих высокие доходы, а также в машиностроении [1].

Для решения этих проблем необходимо совершенствование амортизационной политики предприятия, как механизма мобилизации его внутреннего инвестиционного потенциала, с целью реализации инвестиционной стратегии и соответственно стратегии развития. По нашему мнению, при выборе экономической стратегии развития того или иного производства необходим выбор оптимального варианта, который обеспечивает минимально возможный срок возврата капиталовложений при обеспечении заданного уровня рентабельности производства. Разработка и определение оптимального уровня такой стратегии - задача, которая непосредственно связана с реализацией новой амортизационной политики. В связи с отмеченным основными направлениями совершенствования амортизационной политики могут быть:

- формирование политики в области переоценки основных средств;

- оптимизация налогообложения в рамках амортизационной политики;

- совершенствование алгоритма формирования амортизационной политики промышленного предприятия.

По нашему мнению, формирование политики переоценки объектов основных средств на предприятии должно базироваться на основных ее принципах и осуществляться в соответствии с установленными целями. В соответствии с этим основными ее целями являются:

- определение реальной стоимости основных средств на дату переоценки;

- создание экономически обоснованных условий для воспроизводства основных средств.

При этом ключевыми принципами формирования политики переоценки основных средств предприятия могут быть:

- добровольность проведения переоценки, исходя из финансового состояния предприятия, стратегии его развития;

- направление дополнительно полученных от переоценки финансовых средств только на цели инвестирования.

Однако после проведения процедуры переоценки основных средств возникает проблема определения нормы амортизационных отчислений с новой восстановительной стоимости. Существуют два нормативных документа, которые регламентируют такой порядок - Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003 г. № 91 н) и ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Методические указания предлагают организациям для расчета амортизации по основным средствам, стоимость которых изменилась, использовать их остаточную стоимость и норму амортизации, исчисленную исходя из оставшегося срока полезного использования. Это приведет к тому, что часть основных средств будет амортизироваться исходя из первоначальной стоимости, а часть - из остаточной. Согласно п. 19 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» сумма годовых амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств. Таким образом, метод расчета, предлагаемый методическими указаниями, противоречит ПБУ 6/01.

В условиях недостаточности методических рекомендаций по формированию новых норм амортизационных отчислений после переоценки основных средств предприятиям необходимо в своей политике переоценки разработать такую методику. Поэтому весьма важным элементом в политике переоценки основных средств промышленных предприятий является порядок определения новой нормы амортизационных отчислений в связи с изменением первоначальной стоимости основных средств.

Проводимая на предприятии амортизационная политика оказывает влияние не только на уровень физического и морального износа основных средств, технический уровень и эффективность производства, но и на величину налоговых платежей. Начисленная сумма амортизационных отчислений определяет величину налога на прибыль и налога на имущество предприятия. Причем налог на имущество предприятия оказывает влияние на размер налога на прибыль.

Таким образом, все эти показатели находятся в тесном единстве и взаимосвязи. В связи с этим предприятию необходимо проводить такую амортизационную политику, которая способствовала бы оптимизации налоговых платежей и соответственно увеличению объемов собственных инвестиционных ресурсов.

Минимизация налоговых платежей не является конечной целью амортизационной политики предприятия, хотя она может стремиться к этому. Вместе с тем реализация амортизационной политики должна служить цели увеличения доходов собственников и максимизации рыночной стоимости предприятия.

Таким образом, разрабатываемая амортизационная политика должна быть самым тесным образом увязана с налоговой политикой и соответственно налоговым планированием.

Инвестиционная деятельность предприятия, связанная с формированием и использованием его инвестиционных активов, подчинена долгосрочным целям его развития и поэтому должна осуществляться в соответствии с разработанной инвестиционной и амортизационной политикой. Таким образом, амортизационная политика представляет собой часть общей стратегии развития активов предприятия, заключающейся в формировании в достаточном объеме амортизационного фонда и его распределении с учетом инвестиционной политики.

По нашему мнению, на реализацию инвестиционной стратегии предприятия определенным образом будет влиять эффективность его амортизационной политики. В свою очередь, на эффективность амортизационной политики будет влиять выбранный предприятием алгоритм ее формирования. На наш взгляд, такой алгоритм должен охватывать следующие этапы (рис.).

Этапы формирования эффективной амортизационной политики промышленного предприятия

Предлагаемые направления совершенствования амортизационной политики промышленных предприятий и пути их реализации, на наш взгляд, позволят повысить интенсивность обновления ОПФ, улучшить их возрастную структуру, что обеспечит улучшение показателей эффективности и финансовых результатов работы предприятий. Все это создаст предпосылки для повышения производительности труда, увеличения выпуска продукции, снижения себестоимости и максимизации прибыли. В целом указанные результаты будут повышать конкурентоспособность продукции, предприятия соответственно увеличивать их рыночную стоимость.

Поэтому весьма актуальным для промышленных предприятий является формирование в увязке с инвестиционной стратегией новой амортизационной политики, включающей в себя комплекс мероприятий и этапы их реализации, направленных на своевременное и качественное обновление основных производственных фондов, формирование достаточного уровня амортизационных отчислений с целью обеспечения непрерывного процесса воспроизводства с высоким уровнем эффективности

Литература

1. Российский статистический ежегодник 1990, 2005, 2008.

2. Веретенникова И.И. Амортизация и амортизационная политика. - М.: Финансы и статистика, 2004. -С. 34-36.

3. Афанасьев М.Т., Кузнецов П.В. Забытая амортизация // Вопросы экономики. - 1996. - № 11. - С. 106109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.