Аджиева К.И.
Проблемы и приоритеты долгосрочного развития сельского хозяйства
Дагестана
Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей народного хозяйства Республики Дагестан, состояние которой во многом определяет развитие экономики и уровень жизни населения. В нем создается около 27% ВРП, задействовано 36,2% основных фондов отраслей, производящих товары, работает свыше одной трети занятых в экономике республики.
До общего системного кризиса сельское хозяйство Дагестана развивалось относительно стабильно и высокими темпами. За 40 лет (1951-1990 гг.) абсолютные объемы производства увеличились: по зерну в 2,5 раза, картофелю - в 1,7 раза, овощам - в 7,9 раза, плодам -в 6,1 раза, винограду - в 14,3 раза, мясу - 2,4 раза, молоку - в 3,1 раза, шерсти - в 4,0 раза, яйцу - в 4,3 раза. В эти годы происходили радикальные качественные структурные изменения, опережающими темпами развивались высокодоходные отрасли - виноградарство, садоводство, овощеводство. В этот период стабильно развивалось и животноводство республики.
С 1991 г. в сельском хозяйстве, как и во всей экономике, начался системный кризис. За 1991-1998 гг. общий объем валовой продукции сельского хозяйства снизился на 37%. Для большинства сельхозпредприятий экономический кризис имел катастрофические последствия, в целом на них объем производства в годы кризиса к 1998 году сократился на 71 %. Сдерживающим развал сельского хозяйства фактором было наращивание высокими темпами производство продукции в хозяйствах населения. Тем не менее, за восемь лет (1991-1998 гг.) объемы производства снизились: зерна - на 60%, плодов - на 64%, винограда - на 71%, мяса - на 15%, молока - на 26%, яиц - на 9%:, шерсти - на 37%. Особенно тяжелые последствия для виноградарства имела кампания «борьбы с пьянством».
Кризис в животноводстве имел такие же последствия. Поголовье крупного рогатого скота за 1991-1998 г. сократилось на 19%, овец и коз - на 38%>, свиней - на 85%, птиц в сельхозпредприятиях - в 3,6 раза.
Глубокий кризис и обвальное падение сельскохозяйственного производства в Дагестане, как и во всей России, был обусловлен рядом объективных и субъективных причин, а именно:
• проведение реформ сверху в директивном порядке без серьезного научного обоснования, методом «проб и ошибок»;
• неподготовленность населения к радикальным преобразованиям и отсутствие подготовленных кадров как для проведения реформ, так и для хозяйствования в новых рыночных условиях;
• реформирование экономики по либеральной модели, не имея объективных условия для него;
• либерализация цен, гиперинфляция, неконтролируемый рост цен, диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию;
• обесценение и острый недостаток оборотных средств сельхозпредприятий, кризирс платежей;
• монополизм перерабатывающих предприятий, заготовительных организаций, посредников;
• разрыв устоявшихся хозяйственных связей;
• отсутствие инфраструктуры торгово-посреднических услуг в аграрной сфере;
• снижение покупательной способности граждан и спроса на сельхозпродукцию;
• импорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья, неконкурентоспособность продукции дагестанских сельхозпроизводителей;
• резкое сокращение инвестиций в развитие сельского хозяйства, ухудшение состояния материально-технической базы;
• ослабление государственной материально-технической и финансовой поддержки сельского хозяйства;
• отход государства от регулирования сельскохозяйственного производства.
С 1999 г. началась фаза стабилизации и подъема сельскохозяйственного производства республики. В 2003 году практически достигнут уровень валовой продукции сельского хозяйства 1990 г. Но рост производства происходит преимущественно в хозяйствах населения, удельный вес которых в общем объеме продукции достиг 77,4% (2007 г.). Сельхозпредприятия дают лишь 10,6% сельхозпродукции, а КФХ -12,0%.
Хотя в целом сельское хозяйство республики восстанавливается успешно, но по многим видам продукции объемы производства в 2007 г. еще не достигли уровня 1990 г. и составили, например, по зерну - 43,9%, винограда - 64,1 %, плодов - 95,3%, поголовья свиней -6,6%.
Выход сельского хозяйства в 2003 г. в целом на уровень 1990 г. означает, что оно по существу 13 лет топталось на месте, в то время как население выросло за это время на 782 тыс. человек или на 43,4%. Поэтому нынешнее состояние и масштабы сельскохозяйственного производства не удовлетворяют потребности республики, а его динамика не адекватна росту общей численности населения. Республика производит в расчете на душу населения меньше, чем в среднем по России зерна в 5,6 раза, картофеля - в 1,8 раза, яиц - в 3,3 раза, молока - в 1,4 раза, мяса - в 1,3 раза.
Потребности населения по медицинским нормам за счет собственного производства республика удовлетворяет только по овощам и картофелю, а в рыбной продукции - на 19%, молоке и плодах - на 38%, мясе - на 39% и яйце - на 28%.
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что нынешнее состояние и уровень развития сельского хозяйства не удовлетворяет потребности населения в продовольствии, не обеспечивает продовольственную безопасность республики, а динамика и масштабы производства сельхозпродукции существенно отстают от роста населения. Это обусловливает необходимость коренного пересмотра экономической стратегии и концепции аграрной политики, проведения радикальных мер по реконструкции и интенсификации сельского хозяйства, максимальному и эффективному использованию всего потенциала аграрной сферы республики.
Состояние и перспективы дальнейшего развития аграрного сектора экономики Дагестана зависит прежде всего от ресурсной базы сельскохозяйственного производства, представляющей собой способность имеющихся факторов производства обеспечить производство определенного объема продукции для удовлетворения потребностей населения и перерабатывающей промышленности. Основные ресурсы сельскохозяйственного производства состоят из четырех групп: природные ресурсы, основные средства (основной капитал), оборотные средства (оборотный капитал), трудовые ресурсы (человеческий капитал), научно-технический и информационный потенциал.
Республика Дагестан располагает разнообразными природными ресурсами и благоприятными в общем климатическими условиями для сельского хозяйства. Общий земельный фонд составляет 5027 тыс. га (в административных границах), из которых 3349,4 тыс. га (66,6%) - сельхозугодья, 523,8 тыс. га пашня (15,6% от сельхозугодий). В связи с высокими темпами роста численности населения размер сельхозугодий в расчете на душу населения за 1961-2007 гг. уменьшился на 50,4%, пашни - на 57,8%, сенокосов и пастбищ - на 48,2%. На одного жителя Дагестана в 1960 г. приходилось 0,45 га пашни, а в 2007 г. - 0,19 га, на одного сельского жителя соответственно - 0,64 га и 0,34 га.
Это в 5,1 раза меньше, чем в России в целом и в 6,4 раза меньше, чем в среднем ЮФО. Поэтому крайне важно расширение площади, повышение плодородия, обеспечение сохранности и рационального использования пашни.
Земельные ресурсы Дагестана по своему качеству и пригодности для сельскохозяйственного использования характеризуются большим разнообразием, что обусловливает соответствующую специализацию и размещение сельскохозяйственного производства, а также территориальную структуру сельхозпродукции. Более половины пашни и многолетних насаждений, а также 63% орошаемых земель приходится на равнинную зону, где возделываются практически все виды сельхозкультур. В предгорной и горной зонах имеется большой потенциал для животноводства, так как здесь расположены 86% пастбищ и 85% сенокосов.
В республике 385,6 тыс. га орошаемых земель (8,5% в РФ и 19% на Северном Кавказе), которые дают около 70% всей продукции растениеводства.
Состояние и качество сельхозугодий в республике ухудшается, значительные площади подвергаются ветровой и водной эрозии, увеличивается площадь засоленных земель, ускоряется процесс опустынивания. Принимаемые меры, а также выделяемые средства недостаточны для изменения ситуации и не могут даже приостановить процесс деградации земель.
Резко континентальный климат объективно обусловливает необходимость мелиорации земель и расширения площади орошаемого земледелия. Для этого Дагестан располагает достаточными водными ресурсами. Однако оросительная система республики не отвечает современным требованиям и нуждается в полной технической реконструкции.
Основные фонды сельского хозяйства на конец 2007 г. составляли 37,6 млрд.рублей, а их доля в основных фондах республики из года в год снижается. Доля сельского хозяйства в инвестициях в основной капитал по крупным и средним предприятиям с 21,6% в 1992 г. упал до 2,3Уо в 2007 г. Фондовооруженность одного занятого в сельском хозяйстве работника в Дагестане в 2006 г. составляла около 138,6 тыс. рублей, а в России в среднем 216,1 тыс. рублей (в 1,6 раза больше). Все это свидетельствует о недооценке развития материально-технической базы сельского хозяйства республики.
Село Дагестана располагает по масштабам республики по существу неограниченными трудовыми ресурсами. Сельское население Дагестана на начало 2008 г. составляет 1545,8 тыс. человек (57,5% всего населения), из которых 900 тыс. (58,2%) составляют лица в трудоспособном возрасте. В 2007 г. в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве республики было занято лишь 247,3 тыс. человек. Следовательно, неиспользуемый резерв трудоспособного населения на селе составляет свыше 600 тыс. человек. Из 248,6 тыс. безработных 157,2 тыс. (63,2%>) приходится на сельских жителей.
Таким образом, Дагестан располагает природными, производственными и трудовыми ресурсами, достаточными доля устойчивого развития сельского хозяйства, обеспечения населения всеми основными видами продовольствия, а перерабатывающие предприятия -сельскохозяйственным сырьем.
Развитие сельского хозяйства - это не узко отраслевая, а комплексная проблема. Основными целями стратегии подъема сельского хозяйства Дагестана являются:
• устойчивое развитие сельскохозяйственного производства по пути интенсификации с максимальным использованием современных достижений науки, техники и агротехнологии, обеспечение конкурентоспособности сельхозпродукции на региональном, российском и зарубежном рынках;
• увеличение высокими темпами производства качественной и экологически чистой сельхозпродукции, удовлетворение потребностей по медицинским нормам постоянно растущего населения за счет эффективного использования производственного потенциала, собственных ресурсов и внутренних резервов республики и каждого сельхозпроизводителя;
• обеспечение продуктивной занятости сельского населения, создание дополнительных рабочих мест и сокращение безработицы
на селе;
• повышение экономической эффективности сельскохозяйственного производства и увеличение доходов сельхозпроизводителей;
• социальное развитие села, повышение уровня и качества жизни сельского населения, сближение условий жизни городских и сельских жителей.
Для долгосрочного устойчивого развития сельского хозяйства республики по пути интенсификации необходимо на научной основе проводить активную работу по следующим приоритетным направлениям:
• развитие и укрепление научно-технического потенциала аграрной сферы, развертывание масштабных исследований актуальных проблем прогрессивного развития сельского хозяйства;
• восстановление плодородия почвы, наиболее полное, эффективное и рациональное использование земельных, водных и других природных, а также производственных и трудовых ресурсов;
• совершенствование техники и технологии, последовательный перевод сельского хозяйства республики от частичной к комплексной механизации, в последующем - на этап «системы машин», а от него к информационно-биологическим системам, основу которых составляют две ключевые технологии - системы глобального позиционирования и генная инженерия;
• повышение урожайности сельхозкультур и продуктивности животноводства, масштабное развитие семеноводства, племенного дела, мелиорации и химизации;
• подготовка и повышение квалификации кадров рабочих, специалистов и руководителей хозяйств, отвечающих современным требованиям научно-технического прогресса и рыночных условий хозяйствования.
Достижение поставленных целей и решение обозначенных выше задач обусловливают необходимость разработки долгосрочной стратегии, определения научно-технической и структурной политики, обоснования перспектив и приоритетов развития сельского хозяйства республики.
На данном этапе важно определить приоритетные направления и формировать отраслевую, а также территориальную структуру растениеводства. Растениеводство Дагестана имеет большие перспективы, а бесспорно приоритетным в настоящее время следует считать развитие виноградарства, садоводства, овощеводства и производства зерна. Животноводство является приоритетной отраслью сельского хозяйства, таковой она останется и в перспективе. Однако рост поголовья скота, экстенсивный путь развития животноводства бесперспективны. Интенсификация производства, повышение продуктивности скота и птицы представляют собой единственно приемлемые стратегические направления развития животноводства Дагестана.
Развитие и интенсификация сельского хозяйства, повышение урожайности полей и продуктивности скота в решающей степени зависит от состояния материально-технической базы. Она во всех звеньях сельского хозяйства республики в настоящее время находится в критическом состоянии. Инвестиции в обновление и реконструкцию материально-технической базы сельского хозяйства крайне малы, а их доля в структуре инвестиций в основной капитал республики из года в год снижается. Необходимо радикально пересмотреть республиканскую инвестиционную политику. Инвестиции в основной капитал сельского хозяйства необходимо осуществлять в приоритетном порядке с учетом его экономической роли и социального значения. Крайне важно дальнейшее расширение и совершенствование условий федеральной и
республиканской системы финансовой аренды (лизинга) сельхозтехники. Следует создать Республиканский инвестиционный фонд финансовой аренды (лизинга), учредить ОАО «Дагагролизинг», организовать производство остро дефицитных видов техники на промышленных предприятиях Дагестана.
Одним из основных факторов деградации земли и снижения плодородия почвы является недостаток, а в последние годы резкое уменьшение вносимых минеральных и органических удобрений, сокращение удобренной площади. Имеющиеся в республике возможности удобрения посевов, особенно органическими удобрениями, используются совершенно недостаточно. Следует изучить вопрос о восстановлении производства минеральных удобрений на Кизилюртовском заводе, а также поощрять и поддерживать производство удобрений на малых предприятиях республики, организовать сохранение, доставку до полей и рациональное использование органических удобрений.
Для Дагестана исключительно актуально продолжение институциональных преобразований, формирование современных предпринимательских структур, совершенствование организационно-правовых форм субъектов хозяйствования, преодоление монополизма и развитие свободной конкуренции во всех структурах и звеньях сельского хозяйства. Прежде всего необходимо принять неотложные и радикальные меры по дальнейшему реформированию, реструктуризации и финансовому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий.
Интенсификация и повышение эффективности сельскохозяйственного производства требует развития и углубления интеграции и кооперирования субъектов хозяйствования создания современных крупных сельхозпредприятиях индустриального типа, объединения сельхозпроизводителей, перерабатывающих хозяйств, организаций агроинфраструктуры в территориально-производственные комплексы (кластеры), в крупные агрохолдинги, агрофирмы и другие типы объединений. Агрохолдинги и агрофирмы вполне могут быть сформированы определив в качестве основных (материнских) компаний крупные экономически мощные предприятия АПК республики, в частности - консервные, коньячные, виноградарские, винодельческие и другие.
Одним из центральных вопросов стратегии и аграрной политики остается определение роли и перспектив развития крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения. Представляется стратегически верным и перспективным принять концепцию постепенного укрупнения КФХ и хозяйств населения в различных организационно-правовых формах. Крайне важно предпринять меры по повышению уровня технической оснащенности, внедрению современной агротехнологии, финансовой и материально-технической поддержке КФХ и хозяйств населения.
Важным направлением институциональных преобразований является развитие малого предпринимательства в сельском хозяйстве. В сельском хозяйстве республики потенциал малого бизнеса пока практически не используется. Малое предпринимательство целесообразно развивать как в производстве сельхозпродукции, так и в инфраструктуре обслуживания и поддержания сельского хозяйства.
Для устойчивого развития сельского хозяйства необходимо дальнейшее совершенствование и усиление системы государственной финансовой и материально-технической поддержки сельхозпредприятий, КФХ, хозяйств населения, организаций агроинфраструктуры. Государственное регулирование и государственная поддержка, а также функционирование механизма рынка должны в конечном счете обеспечить решение имеющихся и возникающих проблем, дальнейшее устойчивое развитие сельского хозяйства Республики Дагестан.