2. Демографический ежегодник России. 2012: стат. сб. - М.: Росстат, 2012. - 535 с.
3. Индикаторы образования: 2011: стат. сб. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011. - 264 с.
4. Корицкий А.В. Человеческий капитал как фактор экономического роста регионов России : монография. - Новосибирск, 2010. - 368 с.
5. Федеральная служба государственной статистики. Россия в цифрах - 2013 г. [Электр. ресурс]: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_11/Main.htm (дата обращения: 27.06.2013)
6. Федеральная служба государственной статистики. Россия и страны мира -2012 г. [Электр. ресурс]: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_39/Main.htm (дата обращения: 27.06.2013)
7. Education at a Glance 2008/ OECD Indicators [Электр. ресурс]: http://www.oecd.org/edu/eag 2008 (дата обращения: 27.06.2013)
8. HDR 2013 - Confidential [Электр. ресурс]: http://hdr.undp.org/hdr4press/press/index.html (дата обращения: 27.06.2013)
Т.Ю. Анопченко М.А. Чернышев
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С ПОТЕНЦИАЛЬНЫМИ РАБОТОДАТЕЛЯМИ (ОПЫТ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)
PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF COOPERATION OF UNIVERSITIES
WITH POTENTIAL EMPLOYERS (THE EXPERIENCE OF SOUTHERN FEDERAL UNIVERSITY)
Аннотация: в статье подымается вопрос о подготовке квалифицированных кадров и развитие человеческих ресурсов высшим профессиональным образованием для экономики страны в целом и конкретного региона, а именно Южного федерального округа в частности. Современная ситуация на рынке труда предъявляет повышенные требования к качеству рабочей силы, ее образовательному, профессиональному и квалификационному уровню. Обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы является важнейшей задачей государственной политики занятости, и одним из основных механизмов решения этой проблемы является взаимодействие системы профессионального образования с рынком труда.
Ключевые слова: система образования, работодатель, взаимодействие, образование.
Abstract: in the article the question of training qualified personnel and human resource development of the higher professional education for the country poss economy in General and of the particular region, namely the southern Federal district in particular. The current situation on the labour market makes high demands to the quality of the labour force, its educational, professional qualifications. Ensuring a balance between demand for and supply of labour is the most important task of the state employment policy, and one of the main mechanisms for solving the problem is the interaction of the system of vocational education with the labour market.
Keywords: educational system, the employer, interaction, education.
© Т.Ю. Анопченко, М.А. Чернышев, 2013
Современные социально-экономические и социально-политические условия России ставят перед высшим образованием новые цели и задачи в формировании качественных профессиональных характеристик выпускников вузов. Большую часть современных задач, поставленных перед образованием, невозможно решить с помощью только образовательных структур, для их выполнения требуется привлечение различных институтов, в том числе - работодателей.
Подготовка квалифицированных кадров и развитие человеческих ресурсов имеют основное значение для экономики страны в целом и конкретного региона в частности. Современная ситуация на рынке труда предъявляет повышенные требования к качеству рабочей силы, ее образовательному, профессиональному и квалификационному уровню. Обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы является важнейшей задачей государственной политики занятости, и одним из основных механизмов решения этой проблемы является взаимодействие системы профессионального образования с рынком труда.
Формат реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения делает возможным и необходимым участие работодателей в разработке рабочих учебных планов и программ дисциплин учебных заведений среднего профессионального образования, в организации учебных практик и стажировок на базе предприятий, распространение положительного опыта взаимодействия предприятий и образовательных учреждений, привлечение квалифицированных кадров предприятий к образовательному процессу [1].
Такое сотрудничество ориентировано на долговременное и стратегическое партнерство, так как позволяет готовить кадры под заказ предприятий, учитывать изменяющиеся запросы работодателей, как основных заказчиков специалистов, заключать договора между предприятиями и учебными заведениями по совместному управлению материальной базой, передаче в аренду оборудования, в том числе на льготных экономических условиях.
Качество образования - это, прежде всего, совокупность качеств составных частей всей образовательной системы. В этой связи следует отметить, что система обеспечения качества - средства и технологии, применяемые для формирования условий, гарантирующих достижение такого уровня подготовки специалистов, который отвечает требуемым обществом нормативам, стандартам [2].
Развитие отрасли связи в последние годы связано, прежде всего, с внедрением новых прогрессивных технологий и средств с сохранением традиционных услуг связи. В последние годы интенсивно растет спрос на информационные услуги, предоставляемые с использованием сетей передачи данных и телематических служб.
В числе перспективных форм сотрудничества образовательных учреждений с предприятиями следующие:
• организация совместных научно-интегрированных образовательных структур с бизнес - сообществом, что позволит готовить практико-ориентированных специалистов высокого уровня;
• привлечение работодателей к разработке профессионального стандарта и формированию актуальных компетенций будущих специалистов, разработке программ опережающего обучения управленцев, инженеров-конструкторов, технологов и др. специалистов;
• организация практического обучения студентов с использованием современной технологической базы предприятий;
• проведение конструкторско-технологических или других инновационных научно-исследовательских работ по профилю предприятия на базе университета;
• создание образовательных кластеров, основанных на взаимодействии учреждений профессионального образования всех уровней, предприятий,
региональных органов власти и органов местного самоуправления. В рамках деятельности таких кластеров образовательные учреждения смогут развивать свой научно-исследовательский потенциал, участвуя в выполнении исследовательских проектов вузов и предприятий.
Южный федеральный университет - ведущий центр развития образования, науки и культуры - один из первых федеральных университетов России. Учредителем университета является Правительство Российской Федерации. Университет является правопреемником государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования "Ростовский государственный университет", "Ростовская государственная академия архитектуры и искусства", "Ростовский государственный педагогический университет" и "Таганрогский государственный радиотехнический университет".
Главной стратегической целью Программы развития ЮФУ является создание национального университета мирового уровня, способного оказать существенное влияние на инновационное развитие Южного федерального округа и России, повышение ее национальной безопасности и конкурентоспособности на глобальных рынках технологий и знаний. Безусловно, достижение выше обозначенной цели не возможно без тесного взаимодействия с работодателями регионального и федерального уровней.
Говоря о проблемах взаимодействия Южного федерального университета с работодателями на примере экономического факультета, выявлены следующие:
• отсутствует единая методика опроса студентов, выпускников и работодателей и обработки получаемых данных;
• отсутствуют средства автоматизированного заполнения, сбора и представления данных о трудоустройстве выпускников;
• отсутствует механизм отслеживания прохождения производственных практик и трудоустройства и закрепления выпускников после окончания профессиональных образовательных учреждений:
• нет рычагов воздействия на выпускников и работодателей, обязывающих их отчитываться о дальнейшей деятельности. Законодательно эта обязанность нигде не закреплена;
• отсутствует единый механизм обеспечения заинтересованности работодателей во взаимодействии с ВУЗами в части предоставления производственных мест для прохождения практик, трудоустройства выпускников, а так же осуществления совместных научно-исследовательских проектов прикладного характера.
В настоящее время на базе экономического факультета разработана комплексная программа взаимодействия ЮФУ с работодателями. Программа предполагает системную работу по следующим основным направлениям:
1. Вовлечение работодателей в процессы обучения и оценку качества образования. Коррекция основных образовательных программ в рамках ФГОС.
2. Системная совместная работа Вуза и профессионального сообщества по активному содействию занятости выпускников.
Работа на базе ЮФУ экспертного органа по вопросам удовлетворения потребностей отраслей экономики региона в профессиональном образовании и профессиональном росте работников (см. рис.).
На слайде отражены результаты и мероприятия, направленные на вовлечение работодателей в процессы обучения и оценку качества образования, реализованной в рамках всего экономического факультета.
Расшифровка обозначений колонок
Колонка 1 •Будут трудоустроены
Колонка 2 • Будут призваны в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации
Колонка 3 - Продолжат обучение в магистратуре
Колонка 4 ■ продолжат обучение в аспирантуре
Колонка 5 - Продолжат обучение в интернатуре
Колонка 6 - Продолжат обучение в ординатуре
Колонка 7 - Имеют риск быть не трудоустроенными
Для заполнения формы следует нажать на укрупненную группу специальностей
5ДДД цветом выделено общее количество выпускников
Зеленым цветом выделены поля, в которые нужно вводить данные
Оранжевым цветом выделены автоматически вычисляемые поля
Выберите уровень образования: [ВПО J | СПО, |_НП0 Колонка 1 Колонка 2 Колонка 3 Колонка 4 Колонка 5 Колонка 6 Колонка 7 Всего
Всего 0 0 0 0 О 0 0
080000 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ 0
080105 Финансы и кредит 0
080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит 0
080301 Коммерция (торговое дело) 0
080500 Менеджмент 0
080501 Экономика и управление на предприятии (по отраслям) 0
080801 Прикладная информатика 0
130000 ГЕОЛОГИЯ, РАЗВЕДКА И РАЗРАБОТКА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ О
140000 ЭНЕРГЕТИКА, ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА 0
150000 МЕТАЛЛУРГИЯ, МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАТЕРИ АЛ ООБРАБОТКА 0
Редактировать список специальностей
Занятость выпускников в региональных программах, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на сынке труца субъектов Российской Федерации
ВПО СПО НПО
участие выпускников в общественных работах:
участие выпускников в стажировках:
участие выпускников в мероприятиях по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости:
участие выпускников в опережающем обучении:
Рис. Распределение выпускников очной формы обучения 2013-2014 учебного года
по каналам занятости.
Говоря о кафедре теории и технологий в менеджменте, необходимо отметить, что в отчетном периоде кафедра осуществляла взаимодействие с потенциальными работодателями - хозяйствующими субъектами, реализующими деятельность на территории Российской Федерации в следующих аспектах:
• проведение исследований по заказу организаций;
• разработка научных тем в рамках реального курсового и дипломного проектирования студентов;
• направление студентов для прохождения учебной, производственной и преддипломной практик на предприятиях;
• стажировки преподавателей кафедры на предприятиях;
• подбор перспективных кадров из числа лучших студентов;
• разработка специализированных магистерских программ.
В рамках проведения исследований по заказу организации в отчетом периоде кафедрой теории и технологий в менеджменте осуществлены научно-исследовательские проекты и разработаны конкретные рекомендации прикладного характера для следующих предприятий: Администрация г. Ростова-на-Дону; ОАО «Ростовский Порт»; ОАО «Евразийский», ОАО «Роснано».
С 2010 года на базе кафедры теории и технологий в менеджменте проводится международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития предпринимательства» при активном участии представителей государственной власти, бизнеса и общественных организаций. В рамках выступления были сформулированы предложения взаимодействия экономического факультета Южного федерального университета с сообществом практиков.
Опыт подобного взаимодействия используется при построении профессионально-компетентностной модели выпускника и учитывается при совершенствовании учебно-методических комплексов соответствующих дисциплин учебного плана.
Говоря о развитии системы двухуровневого образования отмечу, что в 2012 году по заказу ОАО «Ростовский порт» разработана магистерская программа «Логистика», которая планируется к реализации начиная с 2012/2013 учебного года.
В заключении стоит отметить, что выбор форм сотрудничества как со стороны вуза, так и предприятий региона определяется конкретными условиями и, прежде всего, характеристикой кадрового потенциала вуза, структурой образовательных программ и особенностями географического расположения. Максимальные выгоды в долгосрочной перспективе для всех заинтересованных сторон и наибольшую пользу для общества могут принести только системная многоаспектная работа вуза на основе совмещения стратегических интересов с партнерами.
Литература
1. Лукичев Г. А. В поисках эффективного взаимодействия высшего образования и работодателей // http://www.edit.muh.ru/content/conf/Lukichev.htm
2. Дымарская О.Я. Профессиональное образование и рынок труда: опыт и перспективы взаимодействия // http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_research/ applied_research/document185.shtml
И.Ю. Ведякова
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНЦЕВ В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОЧЕРНИХ И ЗАВИСИМЫХ ОБЩЕСТВ
PECULIARITIES OF TRAINING OF MANAGERS IN THE SYSTEM OF INTERACTION OF THE SUBSIDIARIES AND DEPENDENT COMPANIES
Аннотация: в предложенной статье даются рекомендации по организации процесса обучения сотрудников дочерних и зависимых компаний холдинга в системе взаимодействия данных компаний. Автором обосновывается целесообразность создания собственного корпоративного учебного центра, который мог бы осуществлять обучение, переподготовку и повышение квалификации сотрудников. Предлагается организационный стандарт как ориентир для практической организации учебных центров современных российских крупных холдингов. В статье описаны цели, задачи и функции корпоративного учебного центра. Предлагаются варианты определения его организационно-правового статуса, варианты взаимодействия с дочерними зависимыми обществами компании. Также автор определяет ответственность корпоративного учебного центра, показатели оценки его деятельности и механизм финансирования.
Ключевые слова: корпоративный учебный центр, дочерние и зависимые общества, холдинг
Annotation: in the following article the author gives his recommendations on the organization of the educational process of holding employees based on interaction of its dependant subsidiary companies. The author substantiates the necessity of setting its own corporate educational centre which can carry out the educational, retraining and professional
© И.Ю. Ведякова, 2013