DOI 10.47643/1815-1337_2023_2_89
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ С УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА И ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ Problems and prospects of interaction of subjects of public control with the Commissioner for human rights in the Russian Federation, the plenipotentiaries under the President of the Russian Federation for the rights of the child and for the protection of the rights of entrepreneurs
ГОНЧАРОВ Виталий Викторович,
кандидат юридических наук, доцент, декан факультета высшего образования Политехнического института (филиала) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» в г. Таганроге Ростовской области. 347904, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Петровская, 109а. E-mail: [email protected];
Goncharov Vitaly V.,
Candidate of Law, Associate Professor, Dean of the Faculty of Higher Education of the Polytechnic Institute (branch) of the Don State Technical University in Taganrog. 109a Petrovskaya str., Taganrog, Rostov Region, 347904, Russia. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация. Настоящая статья посвящена анализу современных проблем и перспектив взаимодействия субъектов общественного контроля с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, а также уполномоченными при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и по защите прав предпринимателей. В работе обосновывается значение института общественного контроля как важнейшей юридической гарантии реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства. В статье проводится анализ механизма взаимодействия субъектов общественного контроля с органами публичной власти, уполномоченными в случае выявления фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, рассматривать материалы, полученные в ходе осуществления общественного контроля. Автором исследуются проблемы, препятствующие эффективному взаимодействию субъектов общественного контроля с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, а также уполномоченными при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и по защите прав предпринимателей. В работе разработана и обоснована система мероприятий по разрешению указанных проблем, позволяющая обеспечить дальнейшее развитие данного института гражданского общества в России.
Abstract. This article is devoted to the analysis of modern problems and prospects of interaction of subjects of public control with the Commissioner for human rights in the Russian Federation, as well as the plenipotentiaries under the President of the Russian Federation for the rights of the child and for the protection of the rights of entrepreneurs. The paper substantiates the importance of the institution of public control as the most important legal guarantee for the implementation, protection and protection of the constitutional principles of democracy and the participation of society in the management of state affairs. The article analyzes the mechanism of interaction of subjects of public control with public authorities authorized, in case of detection of violations of human and civil rights and freedoms, rights and legitimate interests of public associations and other non-governmental non-profit organizations, to consider materials obtained in the course of public control. The author examines the problems that hinder the effective interaction of subjects of public control with the Commissioner for human rights in the Russian Federation, as well as the presidential Commissioners for children's rights and the protection of the rights of entrepreneurs. The paper develops and substantiates a system of measures to resolve these problems, which allows for the further development of this institution of civil society in Russia.
Ключевые слова: общественный контроль; субъекты; уполномоченный; Российская Федерация; права человека; права ребенка; предприниматели; проблемы; перспективы; защиты прав.
Keywords: public control; subjects; commissioner; Russian Federation; human rights; children's rights; entrepreneurs; problems; prospects; protection of rights.
Для цитирования: Гончаров В.В. Проблемы и перспективы взаимодействия субъектов общественного контроля с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и по защите прав предпринимателей //Право и государство: теория и практика. 2023. № 2(218). С. 89-93. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_89.
For citation: Goncharov V. V. Problems and prospects of interaction of subjects of public control with the Commissioner for human rights in the Russian Federation, the plenipotentiaries under the President of the Russian Federation for the rights of the child and for the protection of the rights of entrepreneurs //Law and state: theory and practice. 2023. No. 2(218). pp. 89-93. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_89.
Статья поступила в редакцию: 11.01.2023
Введение.
Вопросы взаимодействия субъектов общественного контроля с органами публичной власти в процессе организации и осуществления мероприятий общественного контроля широко исследуются в работах Г. Н. Чеботарева, [1, с. 62-65] А. Л. Петелина, [2, с. 53-55] О. Н. Кудовба, [3, с. 100-103] М. С. Савченко, [4, с. 1396-1408] В. В. Гриба, [5], Л. И. Ковалевой, [6, с. 72-75] И. А. Пфаненштиля, [7, с. 15-19], Р. Л. Метлицкого, [8, с. 39-47] а также многих других авторов. Однако, доля исследований, посвященных проблематике взаимодействия субъектов общественного контроля с органами публичной власти, уполномоченными в случае выявления фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, рассматривать материалы, полученные в ходе осуществления общественного контроля, сравнительно не велика. При этом, все возрастающее значение в защите прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, в числе вышеназванных органов публичной власти приобретают как федеральный и региональные органы парламентского контроля, уполномо-
ченные осуществлять защиту прав человека и гражданина (уполномоченные по правам человека в Российской Федерации и регионах), так и уполномоченные Президента России по правам ребенка и по защите прав предпринимателей. Этим и обусловлен выбор темы настоящего научного исследования, цель которого состоит не только в выявлении и формализации проблем, которые препятствуют эффективному взаимодействию субъектов общественного контроля с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, а также уполномоченными при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и по защите прав предпринимателей, но и разработка и обоснование системы мероприятий по разрешению указанных проблем, что позволит обеспечить дальнейшее развитие данного института гражданского общества. Достижение указанной цели исследования предполагает решение ряда задач, в числе которых можно выделить следующие: 1) обоснование роли и места института общественного контроля в системе юридических гарантий реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства; 2) анализ механизма взаимодействия субъектов общественного контроля с органами публичной власти, уполномоченными в случае выявления в ходе осуществления общественного контроля фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, рассматривать материалы, содержащие указанные факты; 3) обоснование значения механизма взаимодействия субъектов общественного контроля с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, а также уполномоченными при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и по защите прав предпринимателей, для обеспечения эффективности и результативности мероприятий общественного контроля; 4) выявление и формализация проблем, которые препятствуют эффективному взаимодействию субъектов общественного контроля с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, а также уполномоченными при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и по защите прав предпринимателей; 5) разработка и обоснование системы мероприятий по разрешению указанных проблем.
Основной текст.
Согласно Конституции России, многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти в стране, реализующим свои полномочия как посредством прямых форм демократии (в частности, через институты свободных выборов и референдумов), так и опосредованно (например, через деятельность органов публичной власти и их должностных лиц). При этом, конституционные принципы народовластия и участия общества в управлении делами государства нуждаются в системе гарантий их реализации, охраны и защиты, важнейшим из которых является институт общественного контроля, позволяющий субъектам общественного контроля осуществлять контроль деятельности, актов и решений органов публичной власти, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, наделенных федеральными законами правом осуществления отдельных публичных полномочий.
В процессе организации и осуществления мероприятий общественного контроля его субъекты взаимодействуют с многочисленными органами публичной власти, которые можно подразделить на три группы:
Во-первых, это органы публичной власти, в отношении деятельности, актов и решений которых осуществляются мероприятия общественного контроля. Часть данных объектов общественного контроля охватывается Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (например, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации). [9] Общественный контроль в отношении некоторых органов публичной власти (например, органов прокуратуры, следствия, полиции, судов) в статье 2 вышеназванного Федерального закона был выведен из предмета его ведения и должен быть урегулирован отдельными федеральными законами, большинство из которых на сегодняшний день не принято. Более того, анализ федеральных законов, посвященных организации и деятельности отдельных органов публичной власти, например, органов Федеральной службы безопасности, показывает, что данными нормативно-правовыми актами организация и проведение мероприятий общественного контроля в отношении их деятельности, актов и решений не предусматривается. [10; 11]
Органы публичной власти, входящие в данную группу, на основании части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ обязаны рассматривать итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля, а в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, учитывать предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в этих документах.
При этом, в случаях, предусмотренных действующим законодательством, предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в итоговых документах, составленных по результатам общественного контроля, учитываются при оценке эффективности деятельности органов публичной власти.
Взаимодействие субъектов общественного контроля и органов публичной власти данной группы предполагает наличие у них взаимно корреспондирующих прав и обязанностей.
Так, данные органы публичной власти вправе истребовать от субъектов общественного контроля информацию как об осуществлении общественного контроля, так и о его результатах, подготавливать и направлять субъектам общественного контроля мотивированные возражения на предложения и рекомендации, содержащиеся в итоговых документах, подготавливаемых по результатам проведенных мероприятий общественного контроля, размещать на своих официальных сайтах в сети «Интернет» информацию в связи с осуществляемыми в отношении них мероприятиями общественного контроля.
В свою очередь, органы публичной власти имеют и ряд обязанностей в отношении субъектов общественного контроля, в числе которых можно выделить необходимость: предоставления субъектам общественного контроля любой информации, которая необходима для осу-
ществления мероприятий общественного контроля и имеет общественный интерес; рассмотрения запросов субъектов общественного контроля в порядке и сроки, закрепленные действующим законодательством; рассмотрения итоговых документах, составленных по результатам проведенных мероприятий общественного контроля; учитывать предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в вышеназванных документах; принятия мер по защите прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
Во-вторых, это органы публичной власти, в компетенцию которых на основании части 2 статьи 16 вышеназванного Федерального закона входит осуществление государственного контроля (надзора) или муниципального контроля за деятельностью органов и организаций, в отношении которых осуществляется общественный контроль. Они уполномочены рассматривать итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля, направленные им субъектами общественного контроля, и направляют им обоснованные ответы. При этом, законодатель жестко регламентировал временной промежуток для подготовки и направления данных ответов субъектам общественного контроля, который не может превышать 30 дней. В случаях, не терпящих отлагательства, данные ответы должны направляться незамедлительно.
В-третьих, это органы публичной власти со специальными полномочиями, которые, как мы обосновывали в ранее проведенных исследованиях, нельзя отнести ни к одной из трех ветвей власти (законодательной, исполнительной или судебной), [12] но которые, в случае выявления субъектами общественного контроля в ходе проведения мероприятий общественного контроля фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, обязаны в соответствии с федеральным законодательством рассматривать материалы, полученные в ходе осуществления общественного контроля. К данным органам публичной власти на основании пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ следует отнести: Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации, а также органы прокуратуры.
В контексте настоящего исследования особую важность имеет анализ механизма взаимодействия субъектов общественного контроля с органами публичной власти третьей группы (особенно - Уполномоченным по права человека в Российской Федерации, а также уполномоченными при главе государства по правам ребенка и по защите прав предпринимателей).
Чем же так уникальны вышеназванные органы публичной власти в Российской Федерации?
Во-первых, данные органы публичной власти, как уже мы отмечали ранее, не входят ни в одну из трех ветвей государственной власти, что свидетельствует об их самостоятельности и независимости в механизме публичной власти в Российской Федерации.
Во-вторых, указанные органы публичной власти специально созданы для защиты прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц.
Так, согласно статье 1 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», данный орган публичной власти учреждается в соответствии с Конституцией страны в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. [13] Он способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Как справедливо отмечает ряд авторов, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации выступает в качестве специализированного института по содействию в защите прав и свобод человека. [14, с. 38-41] Некоторые ученые даже относят данный орган публичной власти к системе общественного контроля, отмечая, что он занимает в нем особое место. [15, с. 5-8] Однако, данное утверждение ошибочно, так как механизм назначения на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации не позволяет отнести его к разновидности субъектов общественного контроля. В тоже время, он активно взаимодействует с субъектами общественного контроля, как и с другими институтами гражданского общества, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина в России.
В свою очередь, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка на основании Федерального закона от 27.12.2018 № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» осуществляет деятельность по обеспечению гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей, реализации и соблюдения прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. [16] Данный орган публичной власти, хоть и является, по сути, совещательным органом при главе государства, но обладает существенными полномочиями по защите прав и законных интересов несовершеннолетних. Некоторые авторы ошибочно относят его к институту гражданского общества. [17, с. 2565-2572] Данный орган публичной власти, хоть и обладает полномочиями по осуществлению взаимодействия с субъектами общественного контроля, но и сам, как мы обосновали в ранее опубликованных работах, может выступать в роли объекта общественного контроля. [18, с. 78-83]
Деятельность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей на основании статьи 1 Федерального закона от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдение указанных прав органами публичной власти и их должностными лицами. [19] Необходимость существования данного органа публичной власти обусловлена, с одной стороны, чрезвычайно жесткой системой правового регулирования предпринимательской деятельности в России, а с другой
стороны, большим уровнем коррупции среди органов публичной власти, осуществляющих контрольные и надзорные полномочия в отношении деятельности хозяйствующих субъектов в стране. В этой связи, как справедливо отмечает ряд авторов, уполномоченные по защите прав предпринимателей выступают в роли координирующего центра по защиты прав и законных интересов предпринимателей. [20, с. 1171-1175; 21, с. 267-272]
В-третьих, данные органы публичной власти обладают полномочиями, позволяющими гражданам и юридическим лицам защитить свои права, свободы и законные интересы. Так, например, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации при поступлении в его адрес жалобы на нарушение какими-либо органами публичной власти прав и свобод человека и гражданина может инициировать проверку информации, содержащейся в жалобе, привлекая к ней уполномоченные органы публичной власти (кроме тех, чьи действия, акты и решения оспариваются в жалобе). Данные проверки проводятся Уполномоченным самостоятельно, либо совместно с вышеназванными органами публичной власти. Он имеет право знакомиться с материалами уголовных дел и дел об административных правонарушениях, получать объяснение от любых должностных лиц органов публичной власти (кроме судей), безотлагательно посещать любые органы публичной власти, юридические лица.
В-четвертых, для граждан и юридических лиц направление жалоб в данные органы публичной власти со специальными полномочиями бесплатно, что имеет особое значение для малообеспеченных граждан.
Взаимодействие субъектов общественного контроля с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, а также уполномоченными при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и по защите прав предпринимателей, сопряжено, как отмечает ряд авторов, с многочисленными проблемами, [22, с. 52-59; 23, с. 47-53; 24, с. 7-14] в числе которых можно выделить следующие:
Во-первых, существенной проблемой, препятствующей эффективному взаимодействию субъектов общественного контроля с вышеназванными органами публичной власти выступает отсутствие закрепления механизма подобного взаимодействия в Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», который лишь упоминает в статье 10 о возможности направления субъектами общественного контроля данным органам публичной власти материалов, подготовленных по итогам проведенных мероприятий общественного контроля.
Представляется, что в вышеназванном Федеральном законе следует детализировать механизм взаимодействия субъектов общественного контроля с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и по защите прав предпринимателей, уполномоченными по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации, а также органами прокуратуры (их взаимные корреспондирующие права, обязанности, сроки рассмотрения материалов, порядок принятия по ним решений).
Во-вторых, определенной проблемой выступает и отсутствие в Федеральном конституционном законе от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» детального механизма взаимодействия Уполномоченного с субъектами общественного контроля. И, хотя в 2008 году данный Федеральный конституционный закон был дополнен статьей 36.1, посвященной взаимодействию Уполномоченного с общественными наблюдательными комиссиями, но этого явно недостаточно, так как на сегодняшний день в России сформировалась целая система субъектов общественного контроля, а также организационных структур общественного контроля, требующая разработки и принятия специфических форм, методов взаимодействия с каждым из указанных субъектов (структур).
В-третьих, существенной проблемой, препятствующей эффективному взаимодействию субъектов общественного контроля с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, выступает отсутствие в Федеральном законе от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» вообще упоминания об обязанности данного органа публичной власти взаимодействовать с субъектами общественного контроля (например, в части 3 статьи 7), рассматривать материалы, подготовленные субъектами общественного контроля по результатам проведенных мероприятий общественного контроля (в определенном порядке и в строго оговоренные сроки), что требует внесения в вышеназванный Федеральный закон соответствующих изменений и дополнений.
В-четвертых, определенной проблемой, эффективному взаимодействию субъектов общественного контроля с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, также выступает отсутствие в Федеральном законе от 27.12.2018 № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» закрепления механизма их взаимодействия с субъектами общественного контроля. Статья 10 вышеназванного Федерального закона лишь предусматривает право уполномоченных по правам ребенка создавать общественные советы и назначать общественных представителей, чей статус не детализируется. В этой связи, представляется в данном Федеральном законе, с одной стороны, разработать и закрепить механизм взаимодействия уполномоченных по правам ребенка с субъектами общественного контроля, а с другой стороны, детализировать полномочия формируемых уполномоченными по правам ребенка общественных советов, а также назначаемых ими общественных представителей.
Заключение.
Реализация системы вышеназванных предложений позволит не только разрешить проблемы, препятствующие эффективному взаимодействию субъектов общественного контроля с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, а также уполномоченными при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и по защите прав предпринимателей, но и в целом укрепить данный институт гражданского общества как важнейшей гарантии реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства.
Библиогра фия:
1. Чеботарев Г. Н. Общественный контроль за деятельностью органов публичной власти: от теории к практике // Конституционное и муниципальное право. -2015. - № 8. - С. 62-65.
2. Петелин А. Л. Проблемы взаимодействия субъектов общественного контроля с органами государственной власти // Конституционное и муниципальное право. - 2022. - № 11. - С. 53-55.
3. Кудовба О. Н. Общественный контроль за исполнением принудительных мер медицинского характера // Уголовно-исполнительное право. - 2015. - № 1 (19). - С. 100-103.
4. Савченко М. С., Грибанова А. С. Правовое обеспечение общественного контроля: проблемы и перспективы развития // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - № 110. - С. 1396-1408.
5. Гриб В. В. Общественный контроль. Учебник. - М.: Издательская группа «Юрист», 2017. - 656 с.
6. Гончаров В. В., Ковалёва Л. И. Об институтах общественного контроля исполнительной власти в Российской Федерации // Власть. - 2009. - № 1. - С. 72-75.
7. Пфаненштиль И. А., Баскакова Я. А., Гончаров В. В. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: объект или субъект общественного контроля // Гражданское общество в России и за рубежом. - 2020. - № 3. - С. 15-19.
8. Метлицкий Р. Л. Общественный контроль за деятельностью органов публичной власти как гарантия конструктивности протестного поведения граждан / / Вопросы российского и международного права. - 2016. - Т. 6. - № 11 А. - С. 39-47.
9. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ // Российская газета. - 23.07.2014. - № 6435
(163).
10. О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546 (дата обращения: 01.01.2023).
11. О федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6300 (дата обращения: 01.01.2023).
12. Гончаров В. В. Принципы организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридически. Махачкала, 2005. - 180 с.
13. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1 -ФКЗ // СЗ РФ. - 03.03.1997. -№ 9. - Ст. 1011.
14. Огнёва Н. Г. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации как специализированный институт по содействию в защите прав и свобод человека // Юрист спешит на помощь. - 2022. - № 5. - С. 38-41.
15. Бурмистров А. С. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: место в системе разделения властей и системе общественного контроля // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2012. - № 5. - С. 5-8.
16. Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.12.2018 № 501 -ФЗ // СЗ РФ. - 31.12.2018. - № 53 (часть 1). -
Ст. 8427.
17. Носаненко Г. Ю., Гафиуллин Х. И. Политико-правовой статус Уполномоченного по правам ребенка как института гражданского общества // Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2019. - Т. 9. - № 12 (57). - С. 2565-2572.
18. Гончаров В. В. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка как объект общественного контроля // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. - 2020. - № 5 (122). - С. 78-83.
19. Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации: Федеральный закон от 07.05.2013 № 78 -ФЗ // СЗ РФ. - 13.05.2013. - № 19. - Ст. 2305.
20. Муромская М. А. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в системе форм защиты прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности // Экономика и социум. - 2017. - № 5-2 (36). - С. 1171-1175.
21. Хамбурова А. И. Уполномоченный по защите прав предпринимателей как мощный инструмент правовой защиты // Друкеровский вестник. - 2020. - № 4 (36). - С. 267-272.
22. Казакова Е. Б. Институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей и перспективы его развития в Российской Федерации // Наука. Общество. Государство. - 2022. - Т. 10. - № 4 (40). - С. 52-59.
23. Булаков О. Н. Взаимодействие Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка с институтами гражданского общества по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2021. - № 1 (57). -С. 47-53.
24. Лебедев В. А. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации // Проблемы права. - 2017. - № 4 (63). - С. 7-14.
References:
1. Chebotarev G. N. Public control over the activities of public authorities: from theory to practice // Constitutional and municipal law. - 2015. - No. 8. - pp. 62-65.
2. Petelin A. L. Problems of interaction of subjects of public control with state authorities // Constitutional and municipal law. - 2022. - No. 11. - pp. 53-55.
3. Kudovba O. N. Public control over the execution of compulsory medical measures // Penal enforcement law. - 2015. - № 1 (19). - Pp. 100-103.
4. Savchenko M. S., Gribanova A. S. Legal support of public control: problems and prospects of development // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. - 2015. - No. 110. - pp. 1396-1408.
5. Grib V. V. Public control. Textbook. - M.: Publishing group "Lawyer", 2017. - 656 p.
6. Goncharov V. V., Kovaleva L. I. On the institutions of public control of executive power in the Russian Federation // Power. - 2009. - No. 1. - pp. 72-75.
7. Pfanenstil I. A., Baskakova Ya. A., Goncharov V. V. Commissioner for Human Rights in the Russian Federation: object or subject of public control // Civil society in Russia and abroad. - 2020. - No. 3. - pp. 15-19.
8. Metlitsky R. L. Public control over the activities of public authorities as guarantee of constructive protest behavior of citizens // Issues of Russian and international law. - 2016. - Vol. 6. - No. 11A. - pp. 39-47.
9. On the Basics of Public Control in the Russian Federation: Federal Law No. 212-FZ of 21.07.2014 // Rossiyskaya Gazeta. - 23.07.2014. - № 6435 (163).
10. On safety: Federal Law No. 390-FZ of December 28, 2010. [electronic resource]. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546 (date of application: 01.01.2023).
11. On the Federal Security Service: Federal Law No. 40-FZ of 03.04.1995. [electronic resource]. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6300 (accessed: 01.01.2023).
12. Goncharov V. V. Principles of organization and activity of public authorities in the Russian Federation: dissertation for the degree of Candidate of Law. Makhachkala, 2005. - 180 p.
13. On the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation: Federal Constitutional Law No. 1-FKZ of 26.02.1997 // SZ RF. - 03.03.1997. - No. 9. - Article
1011.
14. Ogneva N. G. Commissioner for Human Rights in the Russian Federation as a specialized institute for assistance in the protection of human rights and freedoms // Lawyer rushes to the rescue. - 2022. - No. 5. - pp. 38-41.
15. Burmistrov A. S. Commissioner for Human Rights in the Russian Federation: a place in the system of separation of powers and the system of public control // Black holes in Russian legislation. - 2012. - No. 5. - Pp. 5-8.
16. On the Commissioners for the Rights of the Child in the Russian Federation: Federal Law No. 501-FZ of 27.12.2018 // SZ RF. - 31.12.2018. - No. 53 (Part 1). - Article 8427.
17. Nosanenko G. Yu., Gafiullin H. I. The political and legal status of the Commissioner for Children's Rights as an institution of civil society // Questions of national and federal relations. - 2019. - Vol. 9. - № 12 (57). - Pp. 2565-2572.
18. Goncharov V. V. Commissioner under the President of the Russian Federation for the Rights of the Child as an object of pu blic control // Proceedings of the Gomel State University named after F. Skoriny. - 2020. - № 5 (122). - Pp. 78-83.
19. On the authorized representatives for the protection of the rights of entrepreneurs in the Russian Federation: Federal Law No. 78-FZ of 07.05.2013 // SZ RF. -13.05.2013. - No. 19. - St. 2305.
20. Muromskaya M. A. Commissioner for the protection of the rights of entrepreneurs in the system of forms of protection of the rights and interests of business entities // Economy and society. - 2017. - № 5-2 (36). - P. 1171-1175.
21. Khamburova A. I. Commissioner for the protection of the rights of entrepreneurs as a powerful tool of legal protection // Drukerovsky Vestnik. - 2020. - № 4 (36). -
Pp. 267-272.
22. Kazakova E. B. Institute of the Commissioner for the Protection of the rights of Entrepreneurs and prospects for its development in the Russian Federation // Nauka. Society. State. - 2022. - T. 10. - № 4 (40). - Pp. 52-59.
23. Bulakov O. N. Interaction of the Commissioner for the Rights of the Child under the President of the Russian Federation with civil society institutions on issues of protection of the rights and legitimate interests of minors // Izvestia of Higher educational institutions. Volga region. Social sciences. - 2021. - № 1 (57). - Pp. 47-53.
24. Lebedev V. A. Commissioner for Human Rights in the Russian Federation // Problems of law. - 2017. - № 4 (63). - Pp. 7-14.