20
УДК 342.5
ФОРМИРОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© Пуговкина Елизавета Игоревна 1
1 студентка магистратуры Института государственной службы и управления ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»; г. Москва, Россия
В статье рассматриваются
особенности формирования и развития института Уполномоченного по защите прав предпринимателей. В исследовании обозначены функции, а также проведен анализ основных направлений работы и выявлены проблемы деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации. В статье в качестве методов исследования используются институциональный анализ и методы сравнительной политологии, что позволяет сделать комплексный анализ ситуации о состоянии института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации и аналогичных региональных омбудсменов.
Ключевые слова: Уполномоченный по правам предпринимателей, бизнес-омбудсмен, Российская Федерация, предпринимательство, посредничество, государственные органы
Впервые идея создания института уполномоченного по защите прав предпринимателей появилась 12 июня 1990 года после провозглашения Российской Федерации независимым государством [1]. Идея возникла на фоне желания вступить в Совет Европы, для чего требовалось соблюсти все требования, а также в дальнейшем соответствовать всем европейским стандартам, одним из которых является наличие и функционирование уполномоченного по защите прав человека.
Изначально институт омбудсмена был утвержден в Российской Федерации на основании Конституции с целью обеспечения защиты прав граждан и осуществления контроля над действиями органов государственной власти и муниципального правления. С учетом международной практики Россия была настроена на специализацию института уполномоченных по защите прав в различных сферах [2].
Институт бизнес-омбудсмена появился в России после того, как был изучен опыт зарубежных стран. К примеру, в США управление национального омбудсмена было учреждено в 1996 году в рамках исполнения Акта о честной правоприменительной практике при регулировании сферы малого бизнеса [3]. Суть данного института заключается именно в информировании Правительства об ущемлении прав, свобод субъектов предпринимательства со стороны федеральных ведомств. Бизнес-омбудсмен отчитывается Конгрессу США каждый год на предмет опыта работы федеральных агентств с субъектами малого бизнеса.
Отметим, что до официального принятия закона на федеральном уровне бизнес-омбудсмены уже действовали на территории некоторых регионов. К примеру, в октябре 2011 года в Ульяновской области был принят закон о бизнес-омбудсмене [4].
Впервые идея внедрения в российскую правовую систему института бизнес-омбудсмена была озвучена Президентом РФ на Инвестиционном форуме «Россия-2012» в числе мер по улучшению инвестиционного климата. Такую идею Президент РФ поддержал после рассмотрения инициативы предпринимательского объединения ОПОРА, деятельностью которого является содействие консолидации
предпринимателей и иных граждан в части формирования политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательства. Генеральной прокуратурой в мае 2012 года был издан приказ, согласно которому было создано специальное управление по надзору за соблюдением прав субъектов предпринимательства. В состав управления входят отдел по надзору за исполнением законов о защите прав предпринимателей и отдел по надзору за законностью проверок органов контроля.
23 июня 2012 года был издан Президентом РФ специальный указ, регулирующий полномочия нового для сферы предпринимательства института [5]. Был принят указ № 879, в котором бизнес-омбудсмен получает право отстаивать интересы в суде, а с 11 февраля 2013 года бизнес-омбудсмен входит в состав Администрации Президента. С января 2014 года было установлено, что бизнес-омбудсмен и весь рабочий аппарат - это государственный орган с правом юридического лица, который обеспечивает гарантии государственной защиты прав и законных интересов предпринимателей.
Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей на федеральном уровне
власти.
21
регулируется Федеральным законом № 78-ФЗ, действующим с мая 2013 года. Решение узаконить институт российского бизнес-омбудсмена был связан с принятием майского указа Президента РФ, посвященному долгосрочной экономической политике. Если более детально, то в рамках данного указа требовалось разработать институт
уполномоченного по защите прав предпринимателей, который действует как на федеральном уровне, так и среди регионов[6].
К тому же, бизнес-среда нуждалась в государственной защите, поскольку очень часто стали возникать случаи, когда предприниматели не могли полноценно защитить свои права, свободы и законные интересы из-за различных барьеров и бюрократического давления. Бизнес-омбудсмен избирается на 5 лет, данным лицом может быть гражданин РФ старше 30 лет, обладающий высшим образованием.
Уполномоченный назначается Президентом РФ с согласия сферы предпринимательства. Данный способ избрания выбран с учетом того, что не совсем целесообразно проводить федеральные выборы.
Данный федеральный закон позволил регионам ввести должность уполномоченного на своей территории. Важно отметить, что в некоторых регионах идея создания подобного института возникла гораздо раньше, чем на федеральном уровне.
Основная деятельность бизнес-омбудсмена связана с рассмотрением жалоб со стороны субъектов предпринимательства на основании норм федерального закона № 59-ФЗ[7]. Решение уполномоченный принимает в течение 10 дней, а жалобщика должны уведомить о принятом решении в течение 3 дней, при этом отказ от рассмотрения жалобы должен быть аргументирован фактическими обстоятельствами и нормами права. У бизнес-омбудсмена достаточно широкий спектр возможностей, направленных на защиту прав предпринимателей, в том числе он вправе посещать органы государственной власти и местного самоуправления, проходить в места содержания под стражей, а так же выносить предписание на предмет приостановки действия ненормативного правового акта в связи с нарушением прав, свобод и законных интересов предпринимателей [8].
Отметим также возможность заключения с различными государственными органами соглашений с целью повышения эффективности деятельности бизнес-омбудсмена. В статье 2 Федерального закона № 78-ФЗ отражены задачи уполномоченного по защите прав предпринимателей, в первую очередь, это касается защиты прав, свобод и законных
интересов российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности путем рассмотрения их жалоб.
Также Уполномоченный вправе отвечать на письменные просьбы о разъяснении вопросов касательно деятельности предпринимателей и способы их защиты. В настоящее время одной из проблем бизнес-омбудсменов является отсутствие возможности выносить императивные решения, то есть те решения, на основании которых нарушителя можно привлечь к административной или уголовной ответственности.
Правоприменительная практика демонстрирует нам, что у бизнес-омбудсменов нет возможности выносить решения государственно-властного характера, которые могут непосредственно затрагивать права, свободы и законные интересы граждан.
Основная функция Уполномоченного связана с перенаправлением поступивших жалоб в соответствующие властные органы, то есть это некий посредник, регулировщик.
Подчеркнем отсутствие инициативности в деятельности бизнес-омбудсменов, которая связана с самостоятельным обращением во властные органы в защиту предпринимателей. Закон не обязывает их это делать, защита прав предпринимателей носит частный характер. Безусловно, есть право на вынесение предписания о приостановлении действия обжалуемого в рамках судебного производства ненормативного правового акта. По сути, это единственное императивное полномочие бизнес-омбудсмена.
Уполномоченного по защите прав предпринимателей могут привлечь третьим лицом для доказывания необходимости в рамках публичного производства. Однако на практике арбитражные суды просят аргументировать необходимость привлечения данного института в дело и как его права и свободы затрагиваются. Причем это актуально, даже если бизнес -омбудсмен сам подал такое ходатайство, хотя по факту обращение к уполномоченному предпринимателя с жалобой уже является основанием для участия в арбитражном деле в качестве третьего лица, которое не заявляет самостоятельных требований [9].
Таким образом, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в России стал действовать чуть не менее десяти лет. В 2012 году идея о создании такого института была озвучена предпринимательским объединением ОПОРА, её поддержал Президент РФ и поручил реализовать данный институт, что и последовало в мае 2013 года. Основные функции бизнес-омбудсмена связаны преимущественно с рассмотрением жалоб субъектов предпринимательства, чьи права, свободы и законные интересы нарушены.
22
По большей части, это касается действий со стороны органов государственной власти.
Основная проблема деятельности бизнес-омбудсмена заключается в его посреднических действиях, то есть данный институт не скоординирована для того, чтобы проявлять инициативу и пресекать правонарушения в отношении предпринимательской среды. В основном, данный институт начинает функционировать полноценно, когда субъект предпринимательства к нему обращается и представляет ему полный перечень необходимых доказательств. Работа всех органов власти как на федеральном, так и на региональном уровне определяет жизнь региона в контексте развития и дальнейшего функционирования региональных политических систем, это может касаться многих действительно важных сторон жизни субъектов РФ таких как электоральная [10], этнополитическая, элитологическая,
экономическая и другие.
Список источников и литературы:
1. Волкова В.В. Уполномоченный по правам предпринимателей и поощрение государственных гражданских служащих: современное правовое регулирование и перспективы развития // Вопросы российского и международного права. 2020. № 1-1. С. 135-143.
2. Хаманева Н.Ю. Уполномоченный по правам человека - защитник прав граждан: монография - М. 1998. С. 8.
3. Степанова О.В., Сидоренко О.В. Институт бизнес-омбудсмена в России и мире: историко-правовой аспект // Постулат. 2020. № 5-1 (55). С. 21-24.
4. Закон Ульяновской области от 29.09.2011 (ред. от 29.10.2018) «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ульяновской области» // СПС «КонсультантПлюс».
5. Указ Президента РФ от 22.06.2012 № 879 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей» // Собрание законодательства РФ. № 26. 25.06.2012. ст. 3509.
6. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Собрание законодательства РФ. № 19. 07.05.2012. ст. 2333.
7. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание
законодательства РФ. № 19. 08.05.2006. ст. 2060.
8. Талалаев Н.С., Митин Д.В. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование) // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 59-5. С. 45-47.
9. Иванова Е.В. Предпринимательское право: учебник для СПО - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт. 2018. С. 121.
10. Арутюнов, А. Г. Особенности региональных выборов в современной России (по материалам пяти субъектов Российской Федерации) / А. Г. Арутюнов // Власть. - 2021. - Т. 29. - № 3. - С. 99103.
FORMATION, DEVELOPMENT AND MAIN AREAS OF WORK OF THE INSTITUTE OF THE COMMISSIONER FOR THE PROTECTION OF THE RIGHTS OF ENTREPRENEURS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Pugovkina Elizaveta Igorevna
3rd year Master's degree student of the Institute of Public Administration and Management, studying in the direction of "Economic Political Science", FSBEI HE "Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation"; Moscow, Russia
Abstract. The article discusses the features of the formation and development of the institution of the Commissioner for the Protection of the Rights of Entrepreneurs. The study identifies the functions, as well as analyzes the main areas of work and identifies the problems of the activities of the Commissioner for the Protection of the Rights of Entrepreneurs in the Russian Federation. The article uses institutional analysis and methods of comparative political science as research methods, which allows for a comprehensive analysis of the situation about the status of the institution of the Commissioner for the Protection of the Rights of Entrepreneurs in the Russian Federation and similar regional ombudsmen.
Key words: Commissioner for the Rights of Entrepreneurs, Business Ombudsman, Russian Federation, entrepreneurship, mediation, state authorities.
Рукопись поступила: 1 апреля 2022 г. Submitted: 1 April 2022