15.6. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЕНЧУРНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
Дикуль Лилия Олеговна, экономист, ФГУП «ВИАМ» Контакты автора: [email protected]
Аннотация. В настоящее время существует множество проблем венчурного инвестирования инновационной деятельности в российской экономике. Автором всесторонне проанализирована ситуация, систематизированы факторы, сдерживающие развитие венчурного инвестирования инновационного бизнеса в России, что позволило определить причины разбалансированного развития рынка венчурных инвестиций и выявить рычаги активизации инновационноинвестиционной деятельности в производственном секторе экономики.
Ключевые слова: венчурное инвестирование,
венчурные инвестиции, венчурный капитал, инновационная деятельность, проблемы, факторы, перспективы, потенциал, законодательная база, фондовый рынок
PROBLEMS AND PROSPECTS OF VENTURE INVESTMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE RUSSIAN ECONOMY
Dikul Lilija Olegovna, the economist, FGUP «VIAM»
Annotation: Now there is a set of problems of venture investment of innovative activity in the Russian economy. The author comprehensively analyses a situation, the factors constraining development of venture investment of innovative business in Russia that has allowed to define the reasons of the debalanced development of the market of venture investments are systematized and to reveal levers of activization of is innovative-investment activity in industrial sector of economy.
Keywords: venture investment, venture investments, the venture capital, innovative activity, problems, factors, prospects, potential, legislative base, stock market
К началу третьего тысячелетия промышленно развитые страны завершили переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Перед Россией поставлена задача развития государства на принципиально новой основе, что позволит приблизиться по уровню и качеству потребления к передовым странам. Современное состояние российской экономики делает невозможным тотальный подъем промышленности, сельского хозяйства и непроизводственной сферы. В данной ситуации развитие передовых и наиболее перспективных отраслей и направлений через интенсификацию функционирования инновационной сферы является единственно верным решением на пути развития национальной экономики.
Проблема развития конкурентоспособного технологического потенциала России является сегодня одной
из ключевых в ряду проблем. В свою очередь, судьба научно-технической сферы в значительной степени зависит от решения вопроса привлечения внебюджетных финансовых ресурсов в разработку и реализацию наукоемких инновационных проектов. Одним из путей реализации высокорисковых наукоемких инновационных проектов является венчурное инвестирование, эффективность которого подтверждена мировой практикой.
С точки зрения венчурного бизнеса сегодняшнюю Россию можно сравнить (конечно, весьма условно) с Европой на рубеже 70-х-80-х гг: есть примеры развитого успешного бизнеса за рубежом, есть первые робкие попытки внедрения нового экономического механизма, есть активная деятельность энтузиастов-венчурников, популяризация бизнеса в печатных изданиях - а бизнеса как такового нет. Актуален вопрос
- существуют ли в России главные предпосылки для развития механизма венчурного финансирования?
В России на конец 2008 г. действовали 1347,7 тыс. малых предприятий со среднесписочной численностью работников (без внешних совместителей) 10436,9 тыс. человек. Оборот малых предприятий составил в 2008
г. 18727,6 млрд. руб., инвестиции в основной капитал -472,3 млрд. руб. По данным Государственного комитета по развитию и поддержке предпринимательства РФ, 4% малых предприятий действуют исключительно в сфере науки и научного обслуживания; в секторах, предполагающих наличие значительного числа высокотехнологичных предприятий - промышленности, транспорте и связи - 18,4%. Таким образом, по самым пессимистическим оценкам не менее 70 тысяч российских компаний могут стать объектами интереса для венчурного капитала, обладая реальным научнотехническим потенциалом в области конкурентоспособных коммерциализируемых технологий.
Серьезным подтверждением высокого научнотехнического уровня российских специалистов является также активная деятельность на территории нашей страны зарубежных компаний, специализирующихся на трансфере технологий. Если характерная для нашей страны «утечка мозгов» - это покупка лучших специалистов, особенно в области фундаментальной науки, то трансфер технологий - своего рода «аренда мозгов» для решения прикладных, отраслевых задач. Наибольший интерес к российским разработкам проявляют фирмы США, Израиля, Германии, Японии, Китая, Южной Кореи. Чаще всего после завершения работ «облагодетельствованный» носитель передаваемой технологии (в нашем случае - российский специалист или группа специалистов) теряет права на нее и не может претендовать на часть дохода от коммерческой реализации технологии. В общем случае результатом трансфера является потеря российскими компаниями и инвесторами потенциальной прибыли от коммерческого использования передаваемых технологий.
К большому сожалению, за последнее десятилетие происходит неуклонное снижение российского научнотехнического потенциала. Состояние в сфере прикладной науки таково, что через несколько лет страна окажется у критического рубежа, перейдя который мы на долгие годы потеряем статус промышленно развитого государства. Это в первую очередь приведет к принципиальному сокращению возможностей для развития конкурентоспособного на мировой арене российского бизнеса.
Последние 10-15 лет привели к практически полному исчезновению такой категории, как ИТР. Необходимо внедрение механизма поддержки отечественным капиталом конкурентных российских технологий. В случае удачи, вторичным ее эффектом станет генерирование условий для сохранения инновационного потенциала, а в дальнейшем - его наращивания.
Сегодня преимущество в технологической сфере является важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности страны. В России имеются три уровня технологического превосходства:
1) отрасль, в которой Россия имеет значительные достижения - космическая, ядерная техника;
2) технологическое направление, в котором Россия имеет разработки мирового уровня, например новые металлические и неметаллические материалы, сварка, неразрушающий контроль, упрочняющие технологии, химические технологии, композиционная керамика и другие;
3) отдельные технологии, имеющие мировой уровень, но относящиеся к отрасли, по которой Россия отстает от мирового уровня (например, биотехнологии или технология производства подложек из карбида кремния для микроэлектронной техники).
Сравнение уровня развития критических базовых технологий России с США свидетельствует о наличии отставания от мирового уровня практически по всем технологиям. Вместе с тем, в половине технологических направлений имеются значительные технические или приоритетные достижения в отдельных областях.
Российские специалисты считают, что в области технологий новых материалов, оптикоэлектроники и лазерной техники Россия почти не уступает США, но заметно отстает в сфере микроэлектроники, радиоэлектроники, компьютерной и информационной технологий, биотехнологии, энергетике и энергосбережении, экологической безопасности.
Российские компании могут поставлять на зарубежный рынок такие наукоемкие соответствующие мировым стандартам изделия, как электровакуумные и СВЧ-приборы, полупроводниковые, газовые и твердотельные лазеры различного назначения, лазерные гироскопы, ЖК-индикаторы и панели, электроннооптические приборы, мощные полупроводниковые приборы, газоразрядные панели, резисторы, конденсаторы и многое другое.
Даже в такой отрасли, как электроника, существует множество технологий, которые, по мнению иностранного заказчика, имеют уровень, не уступающий мировому. В то же время, доля высоких технологий в целом по промышленности, имеющих мировой уровень, превышает аналогичный показатель в области электроники.
В соответствии с рядом правительственных документов были разработаны приоритетные направления развития науки и техники, перечень критических технологий федерального уровня, каталог двойных технологий, открыты для бизнес-сообщества. В качестве приоритетных были утверждены восемь ведущих научных направлений развития науки и техники, заслуживающих особую поддержку и имеющих первостепенную важность для России: информационные технологии и электроника; производственные технологии; новые материалы и химические продукты; технологии живых систем; транспорт; топливо и энергетика; экология и рациональное природопользование; фундаментальные исследования в ключевых областях науки и техники.
Эти примеры подтверждают тезис о том, что практически в любой отрасли можно найти высокоэффективные технологии, имеющие хороший экспортный потенциал. Однако, как и в других сферах человеческой деятельности, работа в этом сегменте рынка требует специализации и высокопрофессионального подхода.
Российский инновационный бизнес имеет свои определенные проблемы, которые не позволяют инвестору в России чувствовать себя комфортно по следующим причинам:
- низкий уровень подготовки проектов;
- колоссальный теневой рынок экспорта технологий за рубеж. Интеллектуальный потенциал России расходуется в геометрической прогрессии, существует риск исчерпания национального запаса коммерчески привлекательных инноваций;
- источником устойчивого экономического роста может быть только форсированное расширение инвестиций в основной капитал, однако потенциал макроэкономических факторов, на котором основывается инвестиционный подъем в предшествующий периоды практически исчерпан;
- основная причина низких темпов процесса создания в стране технологической экономики, развития венчурной индустрии - недостаточный уровень компетенции участников процесса, в частности знаний в области российского и международного законодательства по интеллектуальной собственности и корпоративным правилам, а также знание собственно правил и обычаев венчурного бизнеса.
Также необходимо учитывать внешние и внутренние критические факторы инновационного бизнеса. К внешним факторам относятся:
1. Отсутствие полноценной нормативной базы. Четкая законодательная база - это основополагающая составляющая развития любого бизнеса, но для инновационного бизнеса это особенно важно, так как в нем чрезвычайно велика нормативная составляющая: юридические процедуры, договоры, авторские и иные права, четкое закрепление интеллектуальной собственности.
По нашему мнению, на сегодняшний день в России нет четкой законодательной базы инновационного бизнеса. В новом налоговом законодательстве нет стимулирующих мер по развитию инновационного бизнеса. По-прежнему предприятия, внедряющие инновационные разработки, не имеют налоговых льгот. Не стимулируется развитие венчурного финансирования инновационных проектов. Иностранные фонды, выдающие гранты и «мягкие» кредиты, вынуждены платить необоснованно высокие налоги. Слабость налогового законодательства так же не позволяет открыто объявлять объемы вложения в инновационный бизнес. Отсутствует нормативно-правовая база, регулирующая деятельность венчурных предприятий и инновационных институтов.
В России достаточно высокое качество патентного законодательства, но механизмы его реализации еще не выработаны, и много сопутствующих законодательству актов пока не создано. В области принадлежности прав интеллектуальной собственности так же нет четкой политики.
Однако в настоящее время государство уже определило приоритеты (Концепция развития венчурной индустрии в России (государственной системы стимулирования венчурных инвестиций) и начинает оказывать адресную поддержку во внедрении и продвижении разработок, как на внутреннем, так и на международ-
ном рынке. Есть надежда, что в ближайшее время начнут решаться и другие перечисленные проблемы.
2. Сложность взаимодействия с контрольными органами. В настоящее время существует значительное число ведомств, контролирующих деятельность инновационных предприятий. Система контроля инновационных предприятий функционирует неэффективно. Инновационные предприятия не защищены от необоснованной проверки контрольных органов, которые могут специально препятствовать деятельности предприятий. Чаще всего контрольные органы проверяют инновационные предприятия по чему-либо «заказу», и способов защиты от этого еще не разработано.
3. Отсутствие российского платежеспособного спроса. Российские инноваторы сталкиваются с тем, что их разработки не востребованы на российском рынке.
Первая причина этого состоит в том, что Россия слабо интегрирована в мировую экономику. Российские предприятия не конкурируют на международном рынке, соответственно, не работают в режиме постоянного поиска инноваций для увеличения эффективности своей деятельности и создания новых продуктов.
Вторая причина в том, что российская промышленность уже полностью амортизировала свои основные фонды, а так как на большинстве предприятий нет возможности значительных капвложений в оборудование, то инновации не находят реального воплощения в «металле».
Третья причина в диспропорциях в промышленности, доставшихся в наследство от СССР. Это касается значительной доли предприятий ВПК в общей массе предприятий, недостаточно развитой обрабатывающей промышленности, а также слаборазвитых легкой промышленности и автопрома. Кардинальное качественное изменение в какой-либо отрасли требует от государства или от частных инвесторов значительных затрат, так как при комплексном внедрении инноваций требуется изменение всего технологического процесса, в который включены сотни поставщиков. «Точечное» внедрение инноваций не позволяет увеличить эффективность бизнеса, окупить затраты.
Внутренние критические факторы инновационного бизнеса:
4. Проблема самой технологии. Эта проблема заключается в том, может ли та или иная технология, в конечном счете, превратиться в продукт, который будет продаваться на рынке. Маркетинговая «проработка» технологии, в отличие от готового продукта, должна носить двухуровневый характер: требуется оценивать не только рыночные перспективы продукта, который может появиться благодаря этой технологии, но и одновременно - рыночные перспективы (рентабельность, эффективность, применимость) самой технологии. Умение произвести грамотный маркетинговый расчет на обоих уровнях остается достоянием немногих консалтинговых компаний.
5. Финансирование инновационной деятельности. В настоящее время финансовых средств не хватает 90% предприятий России. В финансировании инновационной деятельности основные проблемы связаны со следующими факторами:
- слабой финансовой государственной поддержкой инновационного бизнеса;
- отсутствием стимулирования государством частных инвестиций в научно-технологический сектор;
- недостаточным развитием института венчурного финансирования;
- практически полным отсутствием «мягких» креди-
тов для малых предприятий (кредитов сроком свыше 2 лет по ставке не больше чем 15% годовых);
- сложностью привлечением кредитов на малые суммы (от 50 до 300 тыс. долларов США). Это связанно с тем, что западные инвесторы ищут дорогостоящие и долгосрочные проекты (как правило, от 1 млн. долларов США сроком на 5 лет), а банковская система России не способна поддержать инновационные предприятия на приемлемых для них условиях.
7. Отсутствие современной базы для внедрения разработок. В России становится невозможно внедрить технологическую разработку: отсутствует или изношено оборудование, которое лишь условно можно назвать соответствующим уровню разработки, отсутствуют комплектующие, материалы, из которых производятся опытные образцы. Из-за перерывов в финансировании в настоящее время готовы к внедрению (завершены научные исследования, ОКР, образцы) разработки, начатые уже 10 и более лет назад. Однако оказывается, что в промышленных масштабах не возможно произвести высокотехнологичный материал, так как технология его изготовления за это время была продана за рубеж или утрачена и для ее восстановления требуется масштабные инвестиции в 1015 предприятий российской экономики. Далее процесс внедрения сталкивается с проблемой отсутствия комплектующих, так как российские заводы перестали выпускать (из-за специфичности спроса) те комплектующие, которые использовались в передовых областях еще советской промышленности. Когда эти преграды сняты, то возникает проблема с высококлассными специалистами технического уровня, которые покинули заводы и предприятия более
8-10 лет назад в виду отсутствия спроса на их продукцию. Далее возникают проблемы стоимости энергоресурсов, использующихся при производстве, и иные отличия в расчетах рентабельности, ставящие под вопрос саму целесообразность внедрения и т.д.
Все это приводит к тому, что множество современных идей покидают пределы России и реализуются в других странах, принося изобретателям и государству десятые доли от возможной прибыли.
8. Проблемы взаимодействия участников технологических процессов. Разработчика, как правило, интересует только технологический процесс, а предпринимателя, в первую очередь, интересует перспектива продажи нового продукта на рынке. В процессе взаимодействия менеджера и разработчика нередко возникают различные проблемы, связанные с ментальностью: ученые считают, что знают рынок спроса на свою разработку лучше всех, и им не нужны никакие маркетинговые исследования, результаты которых они считают необъективными.
В настоящее время в России отсутствует культура взаимодействия автора идеи с инвестором. Многие изобретатели просто не готовы отдать долю в своем предприятии внешнему инвестору, а хотят получить деньги, не давая ни гарантий их возврата, ни компенсации за высокий риск вложения.
Нет четких правил, регламентирующих принадлежность прав на интеллектуальную собственность, созданную на государственном предприятии. По этой причине судьба этой собственности, как правило, заканчивается либо развитием разработки в частом секторе (при этом государство ничего кроме налогов с этой собственности не получит), либо замораживанием разработки в государственных патентных органах,
так как у ее изобретателя нет стимула для ее внедрения.
9. Отсутствие информационного поля. Возникает большая сложность при поиске необходимых разработок, поскольку нет единого центра, благодаря которому можно было бы найти необходимую технологию. Решением этой проблемы должно озаботиться государство, так как прозрачность инновационного бизнеса является условием роста инвестиций и обмена технологиями.
В России на настоящий момент действуют около 30 фондов (в основном, с иностранным капиталом), осуществляющих венчурные инвестиции.
За прошедшие 10 лет в России было проинвестиро-вано около 1,5 млрд. евро более чем в 250 средних и малых предприятий из различных регионов от Северо-Запада до Дальнего Востока. Однако по экспертным оценкам объем венчурных инвестиций в высокотехнологичный сектор российской экономики составляет не более 5% от общего объема прямых инвестиций.
При переводе экономики России на инновационный путь развития венчурная индустрия становится неотъемлемой частью национальной инновационной системы. Финансируя малые и средние инновационные предприятия на этапе, когда иные финансовые источники воздерживаются от рискованных вложений, и обеспечивая высокие темпы роста компаний, венчурное инвестирование становится пусковым механизмом для создания новых и модернизации действующих производств на основе использования достижений науки и техники. Наличие в стране мощного научнотехнологического потенциала создает хорошие предпосылки для развития венчурной индустрии.
В стране начался процесс создания отечественной инфраструктуры поддержки венчурного инвестирования. В 1997 г. образована Российская ассоциация венчурного инвестирования, создан при государственной поддержке первый «фонд фондов», с 2000 г. ежегодно проводятся Российские венчурные ярмарки.
Имеется ряд существенных проблем, препятствующих развитию венчурной индустрии в России. Основные из них:
- неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей появление в научно-технической сфере России новых и развитие существующих малых и средних быстрорастущих технологических инновационных предприятий, способных стать привлекательным объектом для прямого (венчурного) инвестирования;
- отсутствие российского капитала в венчурной индустрии России - одного из основных факторов привлекательности страны для зарубежных инвесторов;
- низкая ликвидность венчурных инвестиций, в значительной мере обусловленная недостаточной развитостью фондового рынка, являющегося важнейшим инструментом свободного выхода венчурных фондов из проинвестированных предприятий;
- отсутствие экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехнологичного сектора, обеспечивающих приемлемый риск для венчурных инвесторов;
- низкий авторитет предпринимательской деятельности в области малого и среднего бизнеса.
Кроме того, сдерживает развитие венчурной индустрии следующее:
- недостаточная информационная поддержка венчурной индустрии в России,
- недостаточное количество квалифицированных управляющих венчурными фондами и низкий уровень
инвестиционной культуры предпринимателей;
- усложненная регистрация венчурных фондов в российской юрисдикции. Оказание содействия на государственном уровне в решении указанных проблем и устранении имеющихся препятствий позволит значительно ускорить развитие и повысить эффективность зарождающейся в России венчурной индустрии.
Как уже упоминалось выше, в России в инновационном бизнесе задействовано около 2,5-3 млрд. долларов США. Однако доля спекулятивных инвестиций среди них практически незаметна, так как инновационные проекты имеют достаточно долгий срок окупаемости. В то же время, системы оценки капитализации инвестиционного предприятия, позволяющей оценивать стоимость его акций на основе его текущих достижений на пути освоения той или иной технологии (аналога ЫАЭОАО), в России не существует. Компании, заинтересованные в получении инвестиций, могут рассчитывать на них только на стадии внедрения, и то для этого им приходится котировать свои акции на западных биржах (так, например, поступили крупнейшие операторы сотовой связи).
С долгим сроком окупаемости, преимущественно, и связаны те проблемы в области финансирования, с которым сталкиваются инноваторы. Фонды и частные инвесторы с «русским» капиталом редко инвестируют на стадии научных исследований и ожидают, что проект принесет прибыль через 2-3 года. Фонды с западным капиталом, иностранные компании иногда инвестируют средства на стадии научных исследований (обычно речь идет об исследованиях, производимых по зарубежному заказу и в составе иностранных исследовательских программ) и готовы ждать дольше, чем «русские» инвесторы - обычно 3-5 лет. Российские банки кредитов практически не выдают, либо за долгий срок окупаемости и свой риск требуют высоких процентов. Одним из препятствий в получении банковских кредитов является отсутствие у инновационных компаний материальных фондов, обеспечивающих гарантии возврат кредитов.
Тем не менее, в России около 50% профинансированных проектов прибыльны, тогда как в США только 10%. Это обнадеживает, так как при условии создания системы гарантий инвестиций в российский инновационный бизнес в Россию будут приходить деньги западных венчурных инвесторов. Пока же, но оценкам экспертов, в России сегодня реально действуют лишь два иностранных инновационных инвестора: ЕБРР и правительство США.
Опыт многих стран свидетельствует, что на развитие венчурного инвестирования могут оказать следующие предпосылки:
- экономическая ситуация в стране (климат, способствующий или препятствующий росту экономики)
- благоприятный, законодательный, психологический и налоговый режим для развития малой предпринимательской деятельности;
- востребованность инноваций промышленностью и покупателями новых технологий, продуктов и услуг;
- достаточный уровень научного потенциала в стране (наличие новых идей, новых технологий, «ноу-хау»);
- наличие рынка инвестиций (доступность инвестиций);
- наличие рынка предпринимателей (наличие людей, желающих заниматься организацией новых компаний и фирм);
- уровень доступности выхода на фондовый и специализированный рынки, обеспечивающий нормаль-
ный выход из инвестиций;
- достаточная культура рыночных отношений (культура предпринимательства, наличие опытных менеджеров, обеспечение нормальных условий предпринимательской деятельности со стороны государства);
- сформировавшаяся система и структура взаимодействия системы: предприниматель - инвестор - покупатель;
- отработанные пути выхода из инвестиции;
- развитая банковская система и система венчурных фондов;
- наличие венчурных инвесторов, желающих инвестировать в ранние стадии реализации научнотехнических проектов.
В свою очередь, перечисленные факторы тесно связаны с такими социально-политическими и экономическими тестовыми параметрами, как:
- макроэкономические показатели в стране и мире;
- поведение международных, национальных и региональных рынков капитала;
- наличие условий для технологических прорывов (существование достаточного научно-технического и производственного потенциала страны);
- стимулирующая политика правительства в отношении развития высокотехнологичного производства (налоговые льготы, финансовая поддержка, защита отечественных товаропроизводителей за счет таможенных пошлин и т. д.).
Для развития венчурного бизнеса в России в настоящее время сложились не самые благоприятные условия. Основными причинами этому являются, во-первых, стагнация на отечественном фондовом рынке, который составляет важнейшую компоненту обращения венчурного капитала, т.к. доход венчурного инвестора возникает при продаже возросшего в цене пакета акций инновационного предприятия после его успешной «раскрутки». Во-вторых, недостаток отечественных инвестиционных ресурсов и, как следствие, трудности с формированием российского венчурного бизнеса.
Кроме того, высокие риски при вложениях иностранного капитала в нашу экономику не могли не сказаться на деятельности действующих венчурных фондов. Классические для экономически развитых стран каноны отбора предприятий под инвестиционное участие в России практически не действуют. Одним из основных требований к отечественному венчурному предприятию - реципиенту является, например, наличие у последнего годового оборота в размере не менее 1 млн. долларов США. По российским меркам это оборот уже состоявшегося, крупного предприятия, а отнюдь не начинающей инновационной фирмы
Следующей причиной, препятствующей развитию венчурного бизнеса в России, является низкая информационная прозрачность российского рынка интеллектуальной собственности, что приводит к значительным трудностям с поиском предприятий-реципиентов и инновационных проектов под венчурные инвестиции.
И, наконец, самая важная проблема - практически полное отсутствие законодательной базы, регулирующей деятельность венчурного инвестора в России: до самого последнего времени в действующем законодательстве отсутствовало даже само понятие «венчурное инвестирование». Следствием этого является, например, то, что прединвестиционный период при вложениях венчурного капитала составляет около полутора лет. При этом на выбор объекта инвестиций, оценку различного рода инвестиционных рисков и пе-
реговоры с инициаторами инновационного проекта-владельцами или руководством предприятия - приходится только 3-4 месяца. Остальное время занимает регистрация инвестиций в Центральном банке (открытие счетов типа «И» и «Т»), регистрация проспекта эмиссии в Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ) и различные согласования с Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, налоговой инспекцией и т.д. Как следствие: нередки случаи отказа венчурного фонда, части его участников и даже предприятия-реципиента от продолжения сотрудничества по причине затягивания государственными органами регистрационных процедур.
В современных условиях венчурный институт может быть образован либо как самостоятельная компания, либо существовать в форме незарегистрированного образования как ограниченное партнерство. Например, венчурный институт без образования юридического лица может существовать в организационноправовой форме простого товарищества (глава 55 Г ражданского кодекса РФ).
Вместе с тем, в России присутствуют благоприятные предпосылки для развития венчурного бизнеса:
- наличие в России научно-технического потенциала, в том числе для развития новых приложений телекоммуникационных технологий в производстве широкой номенклатуры товаров и услуг для населения. Причем этот потенциал могут составлять, не только специалисты, работавшие в научно-технических подразделениях ВПК, но и большое количество молодых программистов, с достаточно высоким уровнем квалификации (темпы роста создаваемых WEB-сайтов в сети Интернет одни из самых высоких в мире;
- наличие потенциального российского венчурного капитала. Этот объем венчурного капитала приблизительно соответствует тому, с которого начинала в 1979 г. Великобритания. За восемь лет после старта, венчурный капитал там увеличился в 300 раз. Существующие оценки объемов российских частных капиталов, размещенных вне страны, которые колеблются в пределах от 100 до 300 млрд. долларов США, позволяют надеяться на рост венчурного капитала, вкладываемого резидентами в России в ближайшие 5-10 лет;
- высокий уровень технического образования в России (1,5 млн. чел.), который превышает аналогичный уровень в США в 2 раза, делает значительной вероятность наличия российского венчурного капитала у людей, способных оценить перспективность предлагаемых бизнес-идей.
Кроме того, растет число предпринимателей, которые умеют составлять хорошие бизнес-планы и трезво смотреть на проекты. Одновременно повышаются требования к предпринимателям. Бремя сбора информации больше перемещается на плечи самого предпринимателя, как и должно быть. Это необходимое условие для прихода крупных частных инвесторов, которые не могут содержать большой штат аналитиков. Более высокие требования к предпринимателям и проектам - необходимое условие для роста рынка венчурных инвестиций.
По оценкам самих венчурных инвесторов, качество проектов значительно выросло. Если в первый год, когда появились такие фонды, приходили все подряд, начиная от соискателей средств для развития своего парникового хозяйства на дачном участке до проектов запуска космических кораблей, то сегодня приходят
уже с более осмысленными, проработанными проектами, среди которых есть действительно интересные.
При оценке развития неформального рынка венчурного капитала (активизации российских бизнес-ангелов) в России можно также говорить о ряде факторов, благоприятствующих его становлению в сфере инновационного бизнеса:
- значительная доля успешных российских предпринимателей имеет научно-техническую подготовку и опыт работы в научных учреждениях, что может способствовать их решению стать бизнес-ангелами по отношению к малым венчурным технологическим фирмам (МВТФ).
- во многие консалтинговые службы, работающие в сфере инновационного бизнеса, обращаются неформальные инвесторы, заинтересованные в финансировании проектов, связанных с продвижением новых технологий на рынок.
С другой стороны, на пути развития неформального рынка венчурного капитала в сфере инновационного бизнеса в России стоят серьезные проблемы:
- сложность поиска подходящих кандидатов для инвестиций вследствие слабой развитости инфраструктуры;
- низкая степень предпринимательской культуры и навыков, необходимых при подготовке инвестиционных проектов, в среде российских МВТФ;
- значительный объем криминального капитала в российской экономике, что усугубляет настороженное отношение предпринимателей к инвесторам;
- поскольку технологический бизнес в России только начинает развиваться, лишь незначительная доля потенциальных бизнес-ангелов имеет представление об особенностях продвижения на рынок технологий.
Эффективным механизмом развития неформального рынка ВК в России может стать создание сетей бизнес-ангелов на базе консалтинговых служб, предоставляющих услуги малым предприятиям в научнотехнической сфере. Во-первых, они могли бы стать для бизнес-ангелов источником информации о перспективных проектах, требующих инвестиций. Во-вторых, они могли бы способствовать доведению технологических разработок до стадии продуктов, готовых к коммерциализации, и установлению контактов между предпринимателями и инвесторами. В-третьих, они могли бы осуществлять тщательный отбор участников сети, как со стороны потенциальных инвесторов, так и со стороны предпринимателей, нуждающихся в финансовых ресурсах.
Таким образом, в настоящее время в России еще не сформировались предпосылки для прямого венчурного инвестирования: не совершенна законодательная база, не развит в достаточной степени фондовый рынок, отсутствуют долгосрочные кредитные ресурсы, например, со стороны пенсионных фондов и страховых компаний. Деятельность иностранных партнеров в основном направлена на трансфер передовых технологий на зарубежном рынке. Тем не менее, созданные в России венчурные фонды могут осуществить подготовку условий для активизации венчурного инвестирования внутри страны. Есть все основания говорить о том, что перспективы развития венчурного инвестирования в России как источника финансирования прикладных научных исследований и малых инновационных предприятий, их внедряющих, достаточно обнадеживающие при условии изменения государственной инновационной политики.
Сегодня для повышения инвестиционной активности необходимы снятие избыточных барьеров для предпринимательской деятельности, создание финансовой инфраструктуры для трансформации сбережений в инвестиции, в том числе сберегаемых ресурсов в секторе домашних хозяйств, правовая защита отечественных и иностранных инвесторов, повышение финансовой прозрачности предприятий и организаций, эффективная внешнеэкономическая политика, обеспечивающая дополнительные рынки сбыта для экспортной продукции.
Список литературы:
1. Валинурова Л. С., Казакова О. Б. Инвестирование : учебник для вузов / Л. С. Валинурова, О. Б. Казакова. - М. : Во-лтерс Клувер, 2010.
2. http://www.economy.gov.ru/
3. http://www.gks.ru
Reference list:
1. Valinurova L. S, Kazakova O.B.Investirovanie: the textbook for high schools / L.S.Valinurova, O.B.Kazakova. - М: Volters Kluver, 2010.
2. http://www.economy.gov.ru/
3. http://www.gks.ru
РЕЦЕНЗИЯ
На статью «Проблемы и перспективы венчурного инвестирования инновационной деятельности в российской экономике»
В статье рассмотрены проблемы и перспективы венчурного инвестирования инновационной деятельности, выявлены внешние и внутренние факторы, сдерживающие развитие венчурного инвестирования инновационного бизнеса в России выделены благоприятные предпосылки развития венчурной индустрии, определены причины разбалансированности развития рынка венчурных инвестиций, проанализировав мировой опыт венчурного инвестирования инновационной деятельности.
Статья написана на высоком научно-методическом уровне, содержит анализ научно-технического потенциала в различных областях, выявлены наиболее приоритетные направления развития науки и техники и предложены эффективные механизмы активизации инновационно-инвестиционной деятельности в российской экономике.
Вывод: статья Л.О. Дикуль может быть опубликована в журнале «Бизнес в законе».
Рецензент:
действительный член Академии проблем
военной экономики и финансов
д.э.н., профессор Т.А.Югай