Научная статья на тему 'Факторы, активизирующие венчурную и инновационную деятельность в РФ'

Факторы, активизирующие венчурную и инновационную деятельность в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1072
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ВЕНЧУРНЫЙ КАПИТАЛ / ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ВЕНЧУРНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ВЕНЧУРНЫЕ ЯРМАРКИ / ВЕНЧУРНАЯ ИНДУСТРИЯ / ВЕНЧУРНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ВЕНЧУРНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / ВЕНЧУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яушкин Дмитрий Николаевич

Аннотация статьи: В данной статье рассмотрены основные группы факторов, активизирующих венчурную и инновационную деятельность в России. Подробно проанализирована текущая ситуация в российской венчурной индустрии, выделены ключевые проблемы в развитии венчурного предпринимательства. Автором детально описаны конкретные меры и направления действий по всем ключевым проблемам. В статье есть ссылка на международный опыт, в частности израильский, также дана справка по макроэкономическим пропорциям. Резюмируя автор указывает на первоочередные практические меры, необходимые для стимулирования развития венчурного инвестирования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, активизирующие венчурную и инновационную деятельность в РФ»

Факторы, активизирующие венчурную и инновационную деятельность в

РФ

Factors which activate venture and innovative activities in RF

Яушкин Дмитрий Николаевич аспирант кафедры «Корпоративных финансов и финансового инжиниринга» ФГБОУ ВПО «Г осударственный университет управления»

e-mail: [email protected] Аннотация статьи: В данной статье рассмотрены основные группы факторов, активизирующих венчурную и инновационную деятельность в России. Подробно проанализирована текущая ситуация в российской венчурной индустрии, выделены ключевые проблемы в развитии венчурного предпринимательства. Автором детально описаны конкретные меры и направления действий по всем ключевым проблемам. В статье есть ссылка на международный опыт, в частности израильский, также дана справка по макроэкономическим пропорциям. Резюмируя автор указывает на первоочередные практические меры, необходимые для стимулирования развития венчурного инвестирования в России.

Annotation of the article: In this article the basic groups of factors which activate venture and innovative activities in Russia are considered. The current situation in the Russian venture industry is analyzed in detail, highlighted key problems in the development of venture entrepreneurship. The author in details described specific measures and the directions of actions for all key problems. In the article there are reference to the international experience, in particular Israeli, also reference on macroeconomic proportions. Summarizing the author points to the priority practical measures necessary for stimulation of the development of venture investment in Russia.

Ключевые слова: национальная инновационная система, венчурный капитал, венчурное финансирование, венчурное предпринимательство, венчурные ярмарки, венчурная индустрия, венчурные инвестиции, венчурные предприниматели, технологический уклад, венчурная деятельность.

Keywords: national innovative system, venture capital, venture funding, venture entrepreneurship, venture fairs, venture industry, venture investments, venture capitalists, technological mode, venture activity.

Модернизация экономики РФ требует огромных инвестиций, прежде всего, в основной капитал. Их размер правительственными экспертами оценивается в 14 трлн. руб. ежегодно, что составляет приблизительно не менее 25% ВВП РФ, тогда как объем ВВП России за 2012г., по предварительной оценке, составил в текущих ценах 62356,9 млрд. руб. [8], а за 2011г. ВВП России составил 55798,7 млрд. руб., а инвестиции в основной капитал в России составили 10776,8 млрд. руб. или около 20% ВВП РФ [6].

Инвестиции в размере не менее 25% от ВВП, как ожидается, позволят осуществить в стране быструю модернизацию и перевести экономику на новый технологический уклад. Однако чтобы добиться такого результата необходимо не просто инвестировать в расширение производственных мощностей и освоение новых месторождений, следует развивать национальную инновационную систему (НИС) и венчурное предпринимательство, которые позволят перейти экономике на качественно новый уровень, создать новые отрасли экономики и новые рабочие места. Только при таком сценарии развития в России станет возможна масштабная структурная перестройка экономики.

Базовыми условиями для наращивания такого объема инвестиций, и прежде всего частных, являются стабильные условия макроэкономики, низкая процентная ставка и развитая финансовая инфраструктура. Внутренний финансовый рынок должен предлагать средства на приемлемых условиях для долгосрочных проектов в области инноваций и высоких технологий [7]. Такого рода работа немыслима без развития альтернативных банковскому кредитованию источников финансирования. Венчурный капитал, способствующий внедрению достижений науки и техники, финансированию

перспективных долгосрочных проектов и инвестиций малого и среднего бизнеса является такой альтернативой.

Основной проблемой развития системы венчурного инвестирования в России признается отсутствие нормативной правовой базы, регулирующей деятельность венчурных предприятий, фондов прямых и венчурных инвестиций и иных инвестиционных институтов. Отмечено также, что отсутствуют достаточные меры государственной поддержки и стимулирования венчурного предпринимательства [5].

Имеется также ряд существенных проблем, препятствующих развитию венчурной индустрии в России. Основные из них:

1. неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей появление в научнотехнической сфере России новых и развитие существующих малых и средних быстрорастущих технологических инновационных предприятий, способных стать привлекательным объектом для прямого (венчурного) инвестирования;

2. отсутствие российского капитала в венчурной индустрии России -одного из основных факторов привлекательности страны для зарубежных инвесторов;

3. низкая ликвидность венчурных инвестиций, в значительной мере обусловленная недостаточной развитостью фондового рынка, являющегося важнейшим инструментом свободного выхода венчурных фондов из проинвестированных предприятий;

4. отсутствие экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехнологичного сектора, обеспечивающих приемлемый риск для венчурных инвесторов;

5. низкий авторитет предпринимательской деятельности в области малого и среднего бизнеса [5].

Кроме того факторами, сдерживающими развитие венчурной индустрии являются:

1. недостаточная информационная поддержка венчурной индустрии в России;

2. отсутствие необходимого количества квалифицированных управляющих венчурными фондами и низкий уровень инвестиционной культуры предпринимателей;

3. усложненная регистрация венчурных фондов в российской юрисдикции [3].

Оказание содействия на государственном уровне в решении указанных проблем и устранении имеющихся препятствий позволит значительно ускорить развитие и повысить эффективность зарождающейся в России венчурной индустрии [5].

Таким образом среди основных факторов инновационного сценария развития, способствующих активизации венчурного финансирования, необходимо выделить следующие:

1) разработка системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих венчурную и инновационную деятельность;

2) формирование институтов финансовой поддержки и развития венчурной деятельности;

3) создание инфраструктуры венчурной деятельности (информационное обеспечение; системы связи; финансовые, экономические, правовые, консультационные услуги; консультирование в области маркетинга, рекламы и отношений с государственными органами);

4) решение вопросов стандартизации, сертификации и управления качеством товара (услуги);

5) развитие международного сотрудничества, прежде всего, научнотехнического [2, с.58].

Если рассматривать законодательную базу, регулирующую инновационную и венчурную деятельность, то необходимо отметить, что сегодня не существует специального законодательства, посвященного венчурному предпринимательству, поэтому участникам венчурной деятельности

необходимо использовать общие законы, регулирующие хозяйственную деятельность. Не существует и системы законодательных актов, способствующих ее активизации. Правовая незащищенность венчурного бизнеса, деятельность которого связана с большими рисками, делает инновационную сферу непривлекательной для российских и зарубежных инвесторов.

Как известно, вопросы правовой охраны интеллектуальной собственности относятся к числу важнейших в сфере высоких технологий. Они призваны обеспечить основу венчурного предпринимательства, и являются необходимым условием, без которого инноватор не защищен в конкурентной среде. Законодательство в этой области находится в зачаточном состоянии и развивается довольно медленно.

Тем не менее были приняты законы:

1) патентный закон;

2) закон о товарных знаках;

3) закон о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных;

4) закон о правовой охране топологии интегральных схем;

5) закон об авторском праве и смежных правах [2, с.58];

6) пакет специальных законов для инновационного центра в Сколково.

Несомненно, что принятием перечисленных законов был

продемонстрирован важнейший шаг в сторону создания системы правового обеспечения венчурной деятельности в целом. Тот факт, что большинство из них относится непосредственно к сфере высоких технологий, свидетельствует о возрастающем внимании законодательной власти к вопросам правового регулирования отношений между наукой и производством [2, с.59].

Сравнительно недавно законодательно был установлен ряд налоговых и иных льгот, направленных на стимулирование инноваций. На практике, оказывается, что на фоне общих высоких налоговых ставок этот рычаг макроэкономического воздействия на инновационную и инвестиционную активность не работает. Чутко реагируя на общий предпринимательский

климат в стране, венчурный бизнес является по существу заложником общей макроэкономической ситуации. Высокие налоги выступают в качестве труднопреодолимого барьера для притока частных инвестиций и инвестиций государственных промышленных предприятий в технологическую сферу [2, с.59].

Таким образом, несмотря на то, что для достижения разветвленной системы правового обеспечения венчурной и инвестиционной деятельности в России еще предстоит пройти большой путь, уже сегодня чрезвычайно актуальной становиться проблема перехода от односторонних законодательных шагов к комплексному решению вопросов законодательного регулирования венчурного предпринимательства. Такой подход к развитию правовой системы позволит обрести прочный юридический фундамент не только российским предприятиям, но и тем зарубежным компаниям и организациям, которые хотели бы сотрудничать с российскими предпринимателями в области высоких технологий [2, с.59].

Вторым по значимости фактором, влияющим на развитие венчурной деятельности в РФ, являются институты финансовой поддержки. К ним относятся:

1. государственные фонды, в том числе венчурные, федеральные проекты и институты развития;

2. венчурные фонды, формируемые на различных уровнях, в том числе в регионах;

3. другие финансовые институты.

Любой коммерческий банк также может участвовать в венчурной деятельности несколькими путями:

1. Предоставляя кредиты для финансирования венчурных инновационных проектов.

2. Участвуя в организации венчурного инновационного фонда, являясь источником формирования его финансовых средств.

3. Непосредственно самому инвестировать финансовые средства в венчурные инновационные проекты, в полном объеме или частично. Банк берет на себя весь риск, связанный с реализацией инновационного проекта, но также получает право полностью или частично распоряжаться результатами исследований или разработок.

4. Предоставляя своим клиентам комплекс организационноэкономических услуг по инжиниринговому сопровождению процессов создания, организации выпуска и потребления продукции, включая оценку риска, определение стоимости, оценку научно-технического уровня новшества и его конкурентоспособности и др. [2, с.60].

На данный момент крупными коммерческими банками в РФ накоплен серьезный финансовый потенциал, который при создании благоприятной обстановки в стране они готовы вложить в инновационную сферу. Поэтому степень участия коммерческих банков в финансировании высоких технологий во многом зависит от политики, проводимой Правительством РФ [2, с.60].

В настоящий момент в России работает ряд фондов и других организаций, содействующих развитию венчурной индустрии. К ним относятся:

1. Г руппа «РОСНАНО»;

2. ОАО «Российская венчурная компания»;

3. Инноград «Сколково» и его фонды;

4. Российский фонд прямых инвестиций;

5. Фонд инфраструктурных и образовательных программ;

6. Фонд технологического развития;

7. Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции;

8. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Эти фонды способствуют развитию венчурного предпринимательства, участвуя в капитале создаваемых фирм, предоставляя льготные кредиты, а также организовывая на конкурсной основе получение грантов для реализации

венчурных проектов. Этими фондами также проводятся обучающие программы, направленные на развитие венчурной деятельности в России и появление высококвалифицированных венчурных предпринимателей. Эти фонды также проводят экспертизу венчурных проектов и оказывают помощь в разработке бизнес-плана. Большую роль в становлении венчурной деятельности должны сыграть различные ассоциации по поддержке малого бизнеса, а также создание региональных фондов поддержки венчурной деятельности [2, с.60]. Так в настоящий момент в России созданы и активно действуют следующие ассоциации:

1. СБАР - Содружество бизнес-ангелов России или национальное содружество бизнес-ангелов - это некоммерческое партнерство, объединяющее юридические и физические лица, частных и институциональных инвесторов, инвестирующих в инновационные высокотехнологичные компании, а также организации, оказывающие услуги в сферах инвестиций и инноваций;

2. РАВИ - Российская ассоциация венчурного инвестирования. Была основана в 1997 году как профессиональная ассоциация представителей венчурных фондов и фондов прямых инвестиций. Деятельность РАВИ направлена на становление и развитие в России рынка прямых и венчурных инвестиций и формирование необходимых условий для его развития, а именно:

2.1.привлечение инвестиций на российский рынок;

2.2.повышение уровня подготовки инновационных компаний и приведение их в соответствие с требованиями венчурных инвесторов;

2.3.создание благоприятной бизнес-среды для венчурных инвестиций. Третьим фактором активизации инновационной и венчурной

деятельности является соответствующая инфраструктура. Вопрос создания инфраструктуры венчурной деятельности является одним из наиболее острых на данный момент. Инфраструктура венчурной и инновационной деятельности должна охватывать и связывать воедино все сферы инновационной и венчурной деятельности. Существовавшая в советское время инфраструктура разрушена, а

на создание новой, соответствующей рыночным условиям, нет ресурсов [2, с.61].

Традиционно инфраструктура была одной из самых слабо развитых составляющих в различных отраслях российской экономики. Что касается венчурной и инновационной инфраструктуры, то ее приходится создавать практически с нуля. В начальный период реформ большие надежды возлагались на создание технопарков. В Правительстве РФ была разработана специальная программа развития технопарков, которые по замыслу авторов, должны были активизировать предпринимательскую деятельность. Однако скоро стало ясно, что в современных условиях подобные проекты малоэффективны в силу их огромной капиталоемкости. Стоимость услуг (аренда помещений, связь, консультирование и т. д.) оказывается слишком высокой в этом случае и недоступна изобретателю и начинающему предпринимателю. Тем не менее создание образцовых технопарков (например, в Санкт-Петербурге, Москве) позволяет накопить некоторый опыт в осуществлении поддержки инновационной деятельности, что, несомненно, имеет положительное значение. Инновационные предприятия не остаются безучастными к своим трудностям, и многие из них объединяют усилия с целью защиты своих интересов. По этой причине возникли такие организации, как Союз инновационных предприятий, Союз независимых инжиниринговых организаций, Ассоциация технопарков. Ассоциация поддержки малых инновационных предприятий, технологических центров и технополисов. Кроме специальных объединений, важную роль по оказанию различного рода услуг инновационным предпринимателям играют ассоциации, союзы и другие общественные организации общего профиля. Так, Союз малых предприятий Москвы и Московской области создал банк данных об имеющихся разработках для поиска потенциальных инвесторов, вкладывающих в производство перспективной продукции. Союз также оказывает помощь в регистрации предприятий, экспертизе разработок, патентовании, поиске партнеров и источников финансовой помощи [2, с.61]. В октябре 2011г. ОАО РОСНАНО выступило с

инициативой создать единый общероссийский реестр инновационной продукции. В настоящее время уже создан реестр предприятий и организаций -производителей товаров и услуг, относящихся к продукции наноиндустрии. В целях обеспечения условий для создания системы государственного статистического наблюдения за производством и реализацией продукции наноиндустрии утвержден перечень категорий продукции наноиндустрии в части товаров и услуг согласно Распоряжению Правительства РФ [1].

Ежегодно в России на разных площадках проводятся венчурные ярмарки. Так в 2013 году уже проведены и будут проводиться следующие венчурные ярмарки:

1. XIV Российская венчурная ярмарка - главная ярмарка в РФ (сентябрь 2013г., Новосибирск);

2. I Енисейская венчурная ярмарка (14-16 февраля, Красноярск);

3. VIII Казанская венчурная ярмарка & ТеЛТоиг 2013 (25 апреля, Казань);

4. I Тихоокеанская венчурная ярмарка (26-27 Июля, Владивосток);

5. XIV Российская венчурная ярмарка & VII Сибирская венчурная ярмарка в рамках Международного инновационного форума Ш;егга (Сентябрь, Новосибирск, Дата уточняется);

6. IV Донская венчурная ярмарка в рамках Международного Бизнес-форума на Дону (10-12 октября, Ростов-на-Дону) [10].

Немалое значение для развития венчурной деятельности имеет доступность телекоммуникационных сетей. Для венчурного предпринимателя или рядового изобретателя (инноватора) пользование услугами операторов связи, интернет-провайдеров может оказаться достаточно дорогим удовольствием. Также у изобретателя или венчурного предпринимателя может возникнуть потребность в работе на дорогом станочном и инженерном оборудовании. В этой связи показателен опыт США, где в Калифорнии есть специализированные центры, оснащенные самым современным и высокоточным оборудованием, в том числе 3д-принтерами («3D-prmters»). Оплатив услуги этих специализированных центров можно в течение

определенного времени использовать всё их оборудование или лишь его необходимую часть, изготавливая нужные детали, заготовки или выполняя требуемую работу.

Помимо выше перечисленных факторов, влияющих на становление и развитие венчурной деятельности, следует выделить проблемы стандартизации, сертификации и управления качеством.

При решении вопросов сертификации и контроля качества инновационной продукции гарантируется определенный уровень качества продукции и технологий. В рыночных условиях они являются частью более широкого понятия - «управление качеством продукта», которое представляет собой совокупность форм и методов достижения определенных потребительских свойств товара, обеспечивающих определенную конкурентоспособность выпускающей его фирме при производстве и продвижении товара на рынок к потребителю.

Эта область предпринимательской деятельности является одной из важнейших в конкурентной борьбе на современных рынках [2, с.62]. Эффективное применение в инновационной деятельности мирового опыта управления качеством должно значительно повысить возможности выхода российских высокотехнологичных предприятий на международные рынки, поскольку экспортная продукция обязательно должна отвечать самому высокому уровню качества.

В настоящее время в России в составе государственной ОАО «РОСНАНО» создана Дирекция стандартизации, которая обеспечивает разработку нормативных документов для наноиндустрии в соответствии с предложениями производителей нанотехнологической продукции. В частности, совместно с предприятиями наноиндустрии ведется работа по следующим направлениям:

• актуализация программы стандартизации в наноиндустрии;

• разработка национальных и предварительных национальных стандартов, сводов правил, стандартов организации, в том числе на основе гармонизации с международными и зарубежными стандартами;

• пересмотр действующих нормативных документов (СНиП, СанПин, ГОСТ);

• внесение изменений в перечни стандартов, необходимых для применения и исполнения технических регламентов.

Основная цель Дирекции стандартизации РОСНАНО — формирование базовых нормативно-технических инструментов, направленных на создание условий устойчивого выхода и обращения на рынке качественной и безопасной продукции наноиндустрии [9].

Одним из важнейших факторов, способствующих активизации венчурной и инновационной деятельности в России, является международное научнотехническое сотрудничество. В условиях российской экономики международное сотрудничество в целом способствует не только получению недостающих знаний, но и в виде иностранного капитала выступает важным дополнительным источником финансовых средств, позволяющим в определенной степени облегчить ситуацию, создавшуюся в результате острого дефицита финансовых ресурсов внутри страны.

Долгосрочное международное сотрудничество возможно только тогда, когда оно строится на взаимовыгодной основе, и проявление интереса западными странами к возможностям развития венчурного предпринимательства в России носит конструктивный характер [2, с.62].

В настоящее время международное сотрудничество в области венчурного предпринимательства проходит в подавляющем большинстве на межгосударственном уровне, имея форму межправительственных соглашений и встреч, организуемых государственными и общественными структурами [2, с.63]. Со вступлением России во Всемирную торговую организацию 22 августа 2012г. можно надеяться, что открытость и привлекательность для зарубежных капиталов российской экономики в целом и малых инновационных компаний в

частности возрастет, аналогично повысится и доступность зарубежных рынков для российских товаров и услуг, в том числе созданных с использованием венчурного капитала.

Что касается прямого межфирменного сотрудничества на уровне предприятий, то оно в значительной степени тормозится общей неблагоприятной макроэкономической обстановкой и имеет трудности, которые стоят на пути отечественных частных инвестиций в венчурное предпринимательство. Столь слабый прогресс в сфере прямого межфирменного сотрудничества с зарубежными партнерами связан с высокой степенью инвестиционного риска, который характерен для нынешней ситуации в России.

Для активизации венчурной деятельности в России необходима разработка комплексного подхода, охватывающего законодательную область, макроэкономическое регулирование, институциональное развитие, процессы стандартизации. Такой подход будет способствовать развитию венчурной деятельности, повышению предпринимательской активности. Более того, активное развитие этих процессов внутри страны будет служить достижению важнейших государственных целей: оздоровлению инновационной сферы и достижению соответствия венчурного предпринимательства мировому уровню, усилению конкурентоспособности российской экономики путем ориентации производства на экспорт, роста качества продукции и выхода на мировые наукоемкие рынки [2, с.63]. Также построению венчурной индустрии в России будет способствовать успешная реализация политики Правительства в этой области, которая, как считают эксперты, должна тяготить к израильскому опыту и израильской модели создания национальной венчурной индустрии, содержащейся в программе «Yozma» (в переводе с иврита - «инициатива»). Почему именно “Yozma”? Дело в том, что РФ уже потратила в процессе реформ много времени впустую, а преимущество этой программы как раз в быстром и мощном эффекте. Суть израильской программы «Yozma» состояла в опосредованном финансировании венчурных инвестиций в стране. При этом задействовался фондовый механизм перераспределения средств, когда

государственные финансовые ресурсы вкладывались в венчурные фонды, участниками которых выступали:

1. израильский партнер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. американский или европейский партнер с именем и стажем.

Согласно программе зарубежные партнеры были обязаны обучать израильских коллег методике и принципам инвестирования, развития компаний и ведения дел фонда. В обмен фонд получал 8 млн. долларов из фондов Yozma (остальные 12 млн. партнеры должны были представить совместно), которые в случае провала фонда они не обязаны были возвращать. А в случае успеха партнеры могли выкупить долю государства за те же деньги плюс символическая процентная ставка (7% от прибыли на эту долю) - таким образом, свыше 93% дохода доставалось частным участникам программы [4].

Нечто очень похожее в нашей стране осуществляет ОАО «Российская венчурная компания», однако её деятельность даже спустя полных 6 лет с момента основания в 2006г. не сопоставима по своему эффекту с программой «Yozma», несмотря на почти 12-кратное преимущество в финансовых средствах российской компании по сравнению с израильским фондом программы «Yozma».

На взгляд автора для стимулирования развития венчурного инвестирования в России необходим ряд шагов, главными из которых являются следующие:

1. изменение налоговой системы: сохранение в налоговом кодексе льготного порядка налогообложения научно-исследовательских работ и малых предприятий, занимающихся разработкой и внедрением инноваций, включение в полной мере затрат на НИОКР в себестоимость продукции, смягчение налогового администрирования;

2. развитие системы субсидирования и ориентации государственного и муниципального заказа на продукцию венчурных предприятий и продукцию оборонно-промышленного комплекса;

3. институциональные преобразования: разработка нормативно-правовых

актов, способствующих развитию инноваций и предпринимательства, борьба с коррупцией, формирование национальной инновационной системы и институтов развития и поддержки венчурной деятельности;

4. расширение и интенсификация деятельности ОАО «Российская венчурная компания» и группы РОСНАНО.

Данная статья рассказывает об основных движущих силах венчурного финансирования в России, о его проблемах и предполагаемых путях их решения. В статье проводится тщательный анализ пяти групп факторов, способствующих развитию венчурного капитала и предпринимательства в России. В статье указываются стратегические направления действий в рамках инновационного сценария развития российской экономики, авторы делают ударение на нескольких на их взгляд ключевых направлениях действий. Меры, предложенные в этой статье, будут способствовать улучшению национальной государственной политики в области стимулирования и поддержки венчурного инвестирования и предпринимательства.

Библиографический список литературы:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года №1192-Р.

2. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов /С.Д. Ильенкова,

Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; Под ред. проф. С.Д. Ильенковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 343 с.

3. Коршун А. Государственное стимулирование венчурного инвестирования. РАВИ, 2003г.

4. Аммосов Ю. Как поднять российский венчур// журнал «Эксперт», №40 (346), 28 октября 2002г.

5. Вишняков А.А. Венчурное инвестирование инновационных проектов// Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета, № 2, 2006г.

6. http://www.gks.ru/ - официальный сайт Росстата

7. http://www.newsru.com/fLnance/11feb2010/kudrin modern.html - архив

новостного сервера агентства NEWSRU.COM

8. http://www.ng.ru/economics/2013-02-01/4 stats.html - официальный сайт газеты «Независимая газета», рубрика «Экономика»

9. http ://www.rusnano.com/infrastructure/nanocertifica - официальный сайт группы «РОСНАНО», раздел «Инфраструктурная деятельность»

10. http://www.rvca.ru/rus/resource/venture-fairs/ - официальный сайт РАВИ, раздел «Ресурсы», подраздел «Венчурные ярмарки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.