Кирилова Г.И., Волик О.Н., Грунис М.Л., Шубина Е.А.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ИННОВАЦИЙ
Рассматриваются понятия инновации и информационной инновации, вопросы создания и использования банка информационных инноваций в информационно-образовательной среде профессиональной школы, обосновываются педагогические и организационные условия реализации банка информационных инноваций, анализируются функции субъектов информационно-образовательной среды при работе с банком.
Ключевые слова: информационная инновация, информационная компетентность, банк информационных инноваций, информационная среда профессионального образования, педагогические и организационные условия использования банка информационных инноваций.
Банк информационных инноваций в данной статье рассматривается как реальный двигатель модернизации профессионального образования, а впоследствии - модернизации производственной и социальной сферы, продвигаемой современными специалистами, подготовленными к инновационной информационной деятельности. Данный банк в информационной среде - это открытая, динамическая, технически и технологически оснащенная, методически координируемая, основанная на управлении знаниями система аккумуляции опыта и его продвижения к достижению общих и частных целей профессионального образования [1]. Банк инноваций обеспечивает условия информационной, образовательной и профессионально-ориентированной деятельности субъектов профессионального образования и функционирует на базе современных технологий. Возможности информационных технологий и компьютерных средств рассматриваются как атрибуты аккумуляции системы знаний в едином банке инноваций.
Наиболее применяемое и принятое в данном изложении толкование термина «Инновация (нововведение)» - это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного реализуемого на рынке продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Наряду с термином «Инновация», в данной статье используется термин «информационные инновации», понимаемый как разновидность
инноваций в области, связанной с рациональной организацией информационной деятельности. Актуальность информационных инноваций следует из того, что информационная деятельность, направленная на создание, хранение, поиск, обработку, переработку и использование новой информации, становится ведущим видом деятельности в современном мире. Информационные инновации призваны повысить достоверность и оперативность получения информации за счет организации информационных потоков и оптимизации информационной деятельности, способствующей систематизации информации [2].
Ведущие цели банка информационных инноваций, используемые для решения его функциональных задач, формулируются в терминах инновационного информационного развития и включают: а) интеграцию в информационной среде знаний (педагогических, профессиональных и информационных); б) качественную определенность и доступность информационных технологий и компьютерных средств; в) адекватное и продуктивное отражение профессионально-значимых функций и информации в образовательных ресурсах. Банк информационных инноваций создается как совокупность инновационных электронных образовательных ресурсов и их описаний, прошедших целенаправленную экспертизу, оформленных и взятых для длительного хранения и оперативного выбора, сопровождаемого непрерывным мониторингом эффективности применения. Способ организации банка информационных инноваций имеет библиотечную структуру, позволяющую аккумулировать опыт создания и использования информационных инноваций. Кроме функций накопления и выбора банк информационных инноваций оснащен специфичным комплексом программно-технических средств, обеспечивающих потребительскую экспертизу, рейтинговую оценку, многоаспектную систематизацию, обновление, корректировку и возможность применения интеллектуальных поисковых процедур [3].
Банк информационных инноваций обеспечивает использование представленных данных в различных целях, допускает решение задач планирования, проектирования, исследования, управления образовательным процессом профессиональной школы с опорой на современные информационные образовательные ресурсы. Описание этих ресурсов представляется в виде записей одинаковой структуры, для обработки которых используются специальные процедуры упорядочивания и выборки по указанным правилам, основанными на методах искусственного интеллек-
та, специальных языках описания знаний, интеллектуальном интерфейсе. Таким образом, банк информационных инноваций содержит набор инновационных ресурсов, информацию о них и процедуры экспертизы, мониторинга, обработки, выбора, обновления.
Банк информационных инноваций сферы профессионального образования предполагает наличие систематизированной совокупности электронных образовательных ресурсов и их адекватных описаний. Характеристиками банка данных информационных инноваций являются:
• достаточный объем и достоверность инновационной информации об объектах и способах действий с ними;
• систематизированное описание, дающее адекватное и полноценное представление о ресурсах, включенных в банк информационных инноваций;
• поисковые возможности, обеспечивающие удобный выбор включаемых в банк ресурсов и их описаний;
• возможности корректировки, дополнения и расширения представленных ресурсов и их описаний;
• возможность комплексной экспертизы и мониторинга востребованности и эффективности информационных инноваций;
• возможность автоматизированной обработки хранящихся сведений и оперативных вычислений рейтинговых оценок, проводимых по основаниям, значимым для различного потребителя [4].
Экспертиза инноваций, включаемых в банк, осуществляется на основе содержательных, пространственных, педагогических, экономических и политических характеристик. Содержательные характеристики, влияющие на выбор применяемых методов и методик, описываются показателями, связанными с совокупностью информационных ресурсов. Пространственные и технико-технологические характеристики, влияющие на выбор информационных ресурсов, описываются через показатели, связанные с доступом к ресурсам, и их системными взаимосвязями с технико-технологическим комплексом средств хранения, обработки и передачи информации. Педагогические характеристики связаны с методами освоения информационных инноваций, отражающихся в содержании, формах и методах обучения. Экономические характеристики связаны с регулированием затрат и прибыли от использования информационных инноваций. Политические характеристики, влияющие на приоритетность и включенность образовательных и научных учреждений, социальных партнеров и
субъектов образовательной системы в разработку и использование инновационных процессов, связываются с информационной политикой и безопасностью реализации информационных инноваций для системы профессионального образования.
Создание банка информационных инноваций влияет на успешность модернизации профессионального образования и может быть описано и раскрыто в последовательности задач, представленных следующим образом:
1. Исследование тенденций создания и использования инновационных информационных образовательных ресурсов, связанных с переходом от постиндустриального к информационному обществу и способствующих модернизации системы профессионального образования, которое строится на базе теории и методологии прогнозирования в сфере информатизации образования.
2. Формирование информационно-образовательной инфраструктуры, включающей инновационные образовательные ресурсы учебной и профессиональной ориентации, призванные обеспечить соответствие подготовки специалистов в профессиональной школе и потребностей рынка труда по направлению ключевых и профессиональных компетенций.
3. Исследование эффективности использования информационных ресурсов системы профессионального образования.
4. Построение и реализация в рамках образовательной области «Информатика содержания информационно-компьютерной подготовки» выпускника профессиональной школы, способного разрабатывать и внедрять информационные инновации.
5. Разработка и внедрение информационных образовательных ресурсов в сфере управления качеством и управления развитием профессионального образования, построенных на основе информационных технологий.
6. Разработка модели оптимального сочетания традиционного и дистанционного образования в рамках внедрения банка информационных инноваций как основы развития единой образовательной информационной среды.
7. Обеспечение системы профессионального образования высококвалифицированными в информационной области кадрами, способными разрабатывать и внедрять информационные инновации.
Анализ информационных инноваций, разрабатываемых отдельными педагогами профессиональной школы,творческими коллективами, образовательными учреждениями или отраслями производства, позволяет вы-
делить следующие цели создания и использования банка информационных инноваций:
1. банк может создаваться как для отдельного учебного заведения профессиональной школы, так и отрасли (по спецдисциплинам) или региона/регионов (для общепрофессиональных дисциплин), а также для страны(федеральный банк - аналог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов);
2. банк может создаваться и использоваться при организации взаимодействия с социальными партнерами для поддержки разработки профессионально-значимых информационных инноваций;
3. банк может обеспечить функционирование системы творческих профессионально-ориентированных конкурсов студентов и конкурсов совместного творчества студентов и педагогов;
4. перспективное развитие банка информационных инноваций видится в организации добровольной сертификации научно-методических средств и систем в сфере информатизации образовательной отрасли с целью обеспечения необходимого качества электронных образовательных ресурсов на основе сертификации соответствия заявленного средства или системы.
Сегодня есть все основания говорить о необходимости формирования информационной компетенции студентов - будущих специалистов. В зависимости от развития информационно-коммуникационных технологий компонентный состав информационной компетенции может меняться. На современном этапе эта компетенция должна быть дополнена компетенциями в области инновационной деятельности, а также самообучения и саморазвития специалистов [5]. Для формирования информационно-инновационной компетенции будущих специалистов целесообразно использовать банк информационных инноваций. Этот банк можно рассматривать с позиций нейросе-тевых технологий организации образовательного процесса [6].
Отбор инноваций в банк осуществляется на основе изучения и распространения опыта отдельного преподавателя, творческого коллектива и учебного заведения профессиональной школы, результатов научных исследований. Изучение и распространение опыта должны осуществлять эксперты из подготовленных преподавателей под руководством заместителя директора по научной работе. Необходимость создания таких экспертных групп объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, автор информационной инновации не всегда отдает отчет в ее ценности и перспективности. Во-вторых, он не всегда считает нужным заниматься вне-
дрением своих идей, так как это требует дополнительного времени и затрат. В-третьих, новшество в изложении автора не всегда получает научное и методическое обоснование. В-четвертых, экспертная группа осуществляет педагогический мониторинг - систематический отбор, отсеивание новых идей, технологий, концепций по материалам отечественной и зарубежной печати и опыта работы учебных заведений профессиональной школы. Управление внедренческой деятельностью не исключает участия в такой работе самого автора, наоборот, это создает условия для максимального использования и стимулирования его индивидуальнотворческих возможностей. Таким образом, в условиях образовательного учреждения объединяются усилия создателей и распространителей информационных инноваций. В реальной практике характер инновационных процессов определяется содержанием полученных результатов, степенью сложности и новизны внедряемых предложений, а также степенью готовности практиков к инновационной деятельности. Но большинство преподавателей профессионального образования не готовы в настоящий момент использовать информационные инновации в силу объективных и личностных причин.
Междисциплинарная координация развития инноваций является функцией организаторов банка и руководителей учреждений профессионального образования, а также руководителей промышленных предприятий. Выполнение данной функции позволит сэкономить ресурсы специалистов, работающих с инновациями в отдельных дисциплинах, а также решать общие проблемы использования инноваций [7]. Положительный опыт использования инновации в одной дисциплине может быть адаптирован для распространения в других дисциплинах.
Выбор информационного ресурса из банка инноваций, организация и обработка потока обратной связи является функцией методических служб и преподавательских коллективов. Данный выбор вызывает затруднения у преподавателей. Выработка положений и рекомендаций по отбору и использованию инноваций в профессиональном образовании с учетом специфики преподавания или академических традиций учебного заведения дает преподавателю возможность выбора оптимального образовательного ресурса для формирования у студентов профессиональных компетенций.
Обработка результатов использования инноваций является функцией независимых экспертов, которые после обработки полученной инфор-
мации вынесут рекомендации по дальнейшей работе с ресурсом, а также целесообразности его использования. Таких групп экспертов может быть несколько. Отзыв на один и тот же ресурс могут дать эксперты-руководители промышленных предприятий, эксперты-преподаватели, эксперты-студенты и т.д. Можно воспользоваться механизмом создания социальных групп пользователей, сетевыми взаимодействиями между ними и «индексом доверия». «Индекс доверия» может рассматриваться как одна из характеристик ресурса (инновации), ее значение определяется как совокупное мнение определенных групп экспертов и отдельных пользователей банка.
Совершенствование инноваций на основе их эксплуатационных характеристик является функцией разработчика, проектировщика и специалистов по сопровождению ресурса. Если в процессе использования инновации возникают проблемы, то пользователь может направить свои рекламации в адрес проектировщика, разработчика или специалиста по сопровождению курса. В результате нескольких циклов использования инновации разными преподавателями часто создаются вариации одних и тех же материалов. Регулирование этого процесса видится в требовании указания первоначального источника, а также описания характера и содержания изменений. В банке информационных инноваций предусмотрена система ссылок, которая дает картину эволюции первоначального ресурса и позволяет выбрать из всего множества имеющихся «клонов» наиболее соответствующий целям преподавательской деятельности.
Обучение и организация самоподготовки специалистов для использования банка инноваций и включения в него новых ресурсов является функцией организаторов банка. Одновременно с этим организаторы банка должны создавать условия для обучения специалистов методам работы с данным банком.
Реализация творческой активности и самостоятельности при оценке и использовании образовательных ресурсов является функцией педагогов, студентов и специалистов в профессиональной области. После использования инновации пользователю предлагается оставить отзыв о её эффективности в решении задач. Таким образом, в банке инноваций накапливается-полезная статистика. У пользователей при постоянной работе с банком инноваций формируется умение самостоятельного эффективного выбора ресурса из банка инноваций в соответствии с решаемыми задачами.
Главной целью внедрения банка информационных инноваций, аккумулирующего знания об информационно-коммуникационных технологиях, должно стать появление новых видов учебной деятельности, характерных для дисциплинарной инфраструктуры современной информационной среды профессионального образования. Важно четко выстраивать деятельность субъектов профессионального образования с позиции эффективности информационной среды в рамках модернизации профессионального образования в России. Эти новые виды деятельности, формы и методы обучения должны стать предметом проектирования, апробации и последующего внедрения в учебный процесс, организованный в информационной среде профессионального образования. Эта деятельность должна опираться на социальные сервисы Интернет: аудио и видеоконференции, ЖЖ/-страницы, документы для совместной работы, ментальные карты, тематические форумы и пр. Именно с этих позиций мы рассматриваем реализацию банка информационных инноваций и его включение в дисциплинарную инфраструктуру информационной среды профессионального образования, которая содержит субъекты среды (студентов и преподавателей), дидактико-техническое обеспечение процесса преподавания учебных дисциплин в вузе и взаимодействия субъектов среды в учебном процессе на основе дидактико-технического обеспечения.
Подводя итог вышеизложенного, выделим следующие методические рекомендации на этапах создания и использования банка информационных инноваций:
1. Изучать информационные инновации и включать их в банк целесообразно на основе внутренней по отношению к учебному заведению экспертной оценки и сетевой общественной экспертизы по заданным критериям.
2. Организовать поддержку преподавателей, работающих с ресурсами банка информационных инноваций, со стороны администрации.
3. Внедрить систему «портфолио» педагогов и студентов, использующих информационные инновации в своей деятельности.
4. Внедрить систему самостоятельной внеаудиторной работы студентов и педагогов с банком информационных инноваций.
Итак, банк информационных инноваций призван стать доступным и полезным в открытой системе профессионального образования, проходить все циклы инновационного развития, начиная от научного поиска и заканчивая отражением в дисциплинарной инфраструктуре информационной среды профессионального образования. Таким образом, образовательная
среда будет выполнять свою сущностную функцию, будет способствовать передаче будущим специалистам опыта, знаний и способов действия, отраженных в информационных инновационных образовательных ресурсах.
Источники
1. Кирилова Г.И. Принципы информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования //Казанский педагогический журнал. 2008. № 8. С. 54-60.
2. Кирилова Г.И., Волик О.Н. Актуальные вопросы креативного образования как основы развития личности в информационном обществе // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2008. Т.11. № 4. С. 297-305.
3. Власова В.К. Специфика проектирования современной информационной образовательной среды // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2010. Т. 13. №
2. С. 269-273.
4. Ахметов Л.Г. Интегрированная информационная среда профессиональной подготовки студентов педвуза и ее влияние на конкурентоспособность специалистов // Казанский педагогический журнал. 2009. № 7-8. С. 131-139.
5. Кудаков О.Р., Хомочкина С.А. Формирование исследовательской компетенции у магистрантов первого года обучения // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2009. Т. 2. № 2. С. 113-123.
6. Руанет В.В., Хетагурова А.К. Нейросетевые технологии как средство организации образовательного процесса // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2005. Т. 8. № 4.С. 296-317.
7. Михайлов В.Ю., Волик О.Н., Пшеничный П.В. О функциях преподавателя в условиях применения электронных образовательных ресурсов // Казанский педагогический журнал. 2009. № 6. С. 89-98.
Зарегистрирована 02.03.2011 г.