УДК 378
ИНСТРУМЕНТЫ И АЛГОРИТМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ИННОВАЦИЙ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Е.Н. Костров
Аннотация. В статье рассматриваются организационные аспекты педагогических инноваций в дистанционном обучении. Освоение инструментов представления и переработки информации, экспериментальное выявление наиболее продуктивных из них детерминирует продуктивность применения информационных технологий. Соответственно современный педагог, работающий в дистанционном обучении, должен осознанно и системно выбирать собственный инструментарий и совершенствовать алгоритмы его использования, а также приобщать к этой деятельности своих учеников. В статье рассмотрены адекватные инструменты и алгоритмы, применяемые для совершенствования продуктивности образовательной и профессионально-педагогической деятельности, а также вовлечение всех субъектов учебного процесса в принятие решений, способствующих развитию образовательного сообщества, осваивающего и совершенствующего определенный курс в дистанционной форме с учетом определения ближайших и отдаленных перспектив формирования наиболее востребованного опыта.
Ключевые слова: дистанционное обучение, инновации в обучении, педагогическая деятельность, информационно -образовательная среда.
INSTRUMENTS AND ALGORITHMS OF PEDAGOGICAL
INNOVATIONS IN DISTANCE LEARNING
E. Kostrov
Abstract. The article deals with the organizational aspects of pedagogical innovations in distance learning. Mastering tools views and information processing, experimental identification of the most productive of them determines the productivity of information technology. Accordingly, a present day educator who works in distance learning should consciously and systematically choose its own instruments and refine algorithms for its use, as well as to teach their students. The article deals with the appropriate tools and algorithms that are used to improve the productivity of educational and vocational-pedagogical activities as well as the involvement of all actors in decisionmaking, contributing to the development of the educational community, studying and improving a specific course in the distance form taking into account the definition of immediate and distant prospects of forming the most demanded experience.
Keywords: distance learning, innovations in education, pedagogical activity, information and education
environment.
На современном этапе важно обеспечить конкурентоспособность образовательных услуг, предоставляемых в системе дистанционного обучения. На передний план обеспечения образовательных услуг выходят современные информационные коммуникационные
технологии. Соответственно, проблемы развития и саморазвития информационной
образовательной среды профессионального образования [1], не исследованные в полной мере, становятся ключевыми в обеспечении продуктивности дистанционной формы обучения. Теоретический и практический опыт дистанционного обучения в сфере профессионального образования позволяет выделить инструменты и алгоритмы, являющиеся основой компетенций,
необходимых для реализации следующих функций: инновационной, информационной и исследовательской.
В сфере инновационной деятельности могут быть выделены компетенции, которые включают следующие знания, опыт и личностные качества. Здесь возникает потребность в применении инструментов для:
- выдвижения инновационной идеи;
- проектирования инновационного содержания и соответствующего ему процесса обучения;
- построения инновационного обеспечения образовательного процесса, обоснованного на научном и методическом уровне;
- продуктивного внедрения идей и инноваций, направленных на формирование личности студентов, ориентация которых нацелена на создание собственной инструментальной базы, способствующей изучению учебной программы.
В сфере информационной деятельности могут быть выделены компетенции, которые включают следующие знания, опыт и
личностные качества. Здесь возникает потребность в применении инструментов для:
— создания системы знаний базовых
положений, способствующих
совершенствованию создания и
структурирования информации в
дистанционном обучении;
— формирования опыта наполнения среды
дистанционного обучения информацией,
оптимально отвечающей требованиям к содержанию учебного материала;
— выбора адекватных форм и методов,
способствующих освоению учебных модулей в информационной среде дистанционного
обучения;
— организации продуктивного
взаимодействия в информационной среде дистанционного обучения;
— развития инфраструктуры в
информационной среды дистанционного
обучения как системы инновационной
организации образовательного учреждения.
В сфере исследовательской деятельности могут быть выделены компетенции, которые включают следующие знания, опыт и личностные качества. Здесь возникает потребность в применении инструментов для:
— обоснованного отбора полезных и продуктивных образовательных технологий;
— владения исследовательскими
инструментами и освоение алгоритмов исследовательской деятельности;
— освоения и накопление опыта анализа достигнутых в дистанционном обучении результатов;
— совершенствования системы мониторинга, применяемой для исследовательской деятельности студентов;
— выбора критериев результативности и показателей качества учебного процесса;
— регулирования обратной связи и экспериментального обоснования коррекции стратегических и тактических целей обучения.
Таким образом, обозначена триединая система функций, нацеленных на формирование инструментальной и алгоритмической основы инновационных технологий педагогической деятельности, применяемых в дистанционном обучении. Следует акцентировать внимание на таких инструментах и алгоритмах, которые будут более успешно реализовывать условия дистанционного обучения. Отметим важность теоретического обоснования ожидаемого результата и его прогнозируемый характер, обеспечивающий достижение цели при использовании таких информационных технологий, результат применения которых
будет всегда соответствовать предполагаемой модели.
В действительности картина, получаемая в обучении, может показать различия качества в зависимости от выбора различными группами студентов различных инновационных педагогических технологий, их ведущих мотивов, накопленного информационного опыта, а также потребностей и склонностей обучаемых, освоенных ими инструментов и их применения при создании форм и методов подачи образовательного материала [2]. При составлении алгоритмической структуры образовательных модулей дистанционного обучения все это должно учитываться [4, 5] и находить подтверждение в детальной апробации, опытной проверке и экспериментальном обосновании.
Проследим опыт повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров для инновационной и экспериментальноисследовательской деятельности, реализуемой в условиях дистанционного обучения. Освоение и накопление опыта экспериментальноисследовательской инновационной
деятельности, ее отражение в банках и базах знаний должно позволять преподавателю осуществлять выбор самых продуктивных средств форм и методов автоматизации [3], обеспечивать необходимый уровень значимости адекватного выбора параметров дистанционной подготовки студентов. Когнитивную
составляющую этой подготовки обогащает и обеспечивает ее экспериментальная
направленность на совершенствование умений мобильно отбирать и использовать наиболее полезный опыт, инструментарий и алгоритмы, адекватные условиям динамичной среды дистанционного обучения.
С позиции педагогической культуры преподавателя, ведущего инновационную деятельность в дистанционном курсе, требуется осознанное и исторически обусловленное активное участие в культуросообразном совершенствовании дистанционной среды как основы информационно ориентированного процесса обучения. При этом для продуктивного совершенствования среды дистанционного обучения, рассматриваемого в контексте инновационной деятельности, нужна систематизация и качественная определенность используемых инструментов и алгоритмов.
Наибольшая проблема обеспечения систематизации и качественной определенности связывается с отсутствием достаточного опыта работы в дистанционной форме. Заметим, что такой опыт требуется не только студентам, но и
педагогам, призванным осуществлять такое обучение. Важно учитывать, что на предшествующих этапах освоения и совершенствования образовательного
пространства педагогу поможет возможность вспомнить свои проблемы и затруднения, характерные для роли ученика. Курс будет более понятным и сбалансированным по трудности и сложности, если педагог будет ориентироваться на представления о предпочтительном построении основных компонентов
образовательного процесса при учете собственного опыта учебной деятельности в дистанционной форме. В условиях отсутствия у преподавателя собственного опыта обучения в дистанционной форме предотвращение
возможных ошибок и оптимальное регулирования выбора организационных и исполнительских инструментов и алгоритмов
дистанционного обучения не представляется возможным.
В экспериментально организованной деятельности, нацеленной на исследовательские функции, цели и задачи предлагается акцентировать внимание на поиске и анализе сходных и специфических для преподавателей и студентов аспектов и факторов восприятия инструментов и алгоритмов обеспечения дистанционного обучения.
Наиболее существенные результаты и некоторые рекомендации представлены на рисунке 1. Упомянем достаточно существенное отличие, отмечаемое во мнениях, сформировавшихся у преподавателей и у студентов, которое было подмечено при сопоставительном анализе их опыта работы в дистанционной среде.
А - результативность
60% -| 50% -40% -30% -20% -10% -0%
с/
ас/
+°е'
сЯ
«г
Б - регулярность
60% 50% 40% 30% -20% 10%
0%
Отличное Хорошее Среднее Плохое
Обозначения: - данные из опыта преподавателей (светлый тон),
- данные из опыта студентов (серый тон).
Рисунок 1. - Сопоставление оценки преподавателями и студентами факторов результативности (А) и
регулярности обратной связи (Б)
Выявленные различия связаны с различным восприятием данных категорий преподавателями и студентами.
Покажем обнаруженные различия в значимых позициях, которые проявляются в следующем:
1. Более позитивно к восприятию материала в дистанционной системе обучения настроены студенты, однако налицо высокая дисперсия, рассчитанная для собранных данных, что характеризует существенный разброс, неоднородность во мнениях. Все это свидетельствует о том, что необходим индивидуализированный подход,
раскрывающийся в обеспечении вариативного содержания учебных модулей. Для преподавателей отмечены более единодушные суждения и однородные восприятия дистанционной среды. При этом отмечается определенный пласт негативных моментов,
достаточно регулярно фиксируемых в преподавательской среде. Среди причин закрепления таких моментов следует выделить следующие требующие серьезной коррекции традиционные установки.
2. К качеству оценивания и его результативной ориентации преподаватели относятся более внимательно и требовательно, чем к ритмичной и регулярной обратной связи. Вместе с тем, для студентов наиболее значимы вопросы своевременной обратной связи, чем вопросы адекватной оценки. Об этом свидетельствуют ограничения в диапазоне выбираемых ответов на сформулированные в тестах вопросы. Соответственно, можно наблюдать, что на первой схеме пропущен один серый столбец. В то же время, на второй схеме отсутствует светлый столбец. Следует также отметить различия в разбросе полученных данных.
Специфика высказанных суждений свидетельствует о целесообразности существенной модернизации курса подготовки преподавателей к организации дистанционных занятий. Наиболее полезной представляется совместная работа, предусматривающая динамичную смену ролевых функций и обеспечивающих эти функции инструментов и алгоритмов в проектировочной и образовательной деятельности, к которой привлекаются как преподаватели, так и студенты. Примерами такой смены ролей и обеспечивающих их инструментов и алгоритмов может стать привлечение студентов к составлению тестов, к взаимному рецензированию и т.п., а также привлечение преподавателей к участию в тестировании и к выполнению не только управляющих, но и исполнительских функций, в том числе при осуществлении совместной инновационной, исследовательской и информационно-
поисковой деятельности по реализации совместных проектов в дистанционном обучении.
Таким образом, рассмотренные организационные аспекты педагогических инноваций в дистанционном обучении и использование осваиваемых инструментов и алгоритмов представления и переработки информации обеспечивает продуктивность
применения исследовательских технологий. Соответственно, современный педагог осуществляет не только роль лидера и эксперта-оценщика, но и роль тьютора, технически обеспечивающего подачу и интерпретацию нужной информации, а также роль фасилитатора, организующего взаимодействие участников образовательного процесса, не навязывающего собственное мнение, позволяющего его сформировать рабочим группам, осуществляющим обучение в дистанционной форме. Как показала практика дистанционной организации учебного процесса, осознанный выбор
собственного инструментария и
совершенствование алгоритмов его
использования становится задачей всех субъектов совместного образовательного процесса. Собранный и совместно апробированный адекватный инструментарий и набор алгоритмов, применяемых для обеспечения продуктивных путей
совершенствования учебной и
профессионально-педагогической деятельности, становится общим достоянием образовательного сообщества и способствует его развитию с учетом ближайших и отдаленных перспектив.
Литература:
1. Кирилова Г.И. Вопросы моделирования информационной среды профессионального образования. - Казанский педагогический журнал. -2011. - № 2. - С. 114 - 119.
2. Кирилова Г.И., Волик О.Н., Грунис М.Л., Шубина Е.А. Проблемы и перспективы создания и использования банка информационных инноваций.
- Вестник Казанского государственного энергетического университета. - 2011. - Т. 8. - № 1.
- С. 26 - 34.
3. Левина Е.Ю., Щербаков В.С. Информационное управление в образовательных
структурах / Е.Ю. Левина, В.С. Щербаков // Интеграция образования. - 2014. - № 1 - С. 14 - 18.
4. Михайлов В.Ю., Кирилова Г.И., Власова В.К. Современные методы моделирования педагогических систем // Качество. Инновации. Образование. - 2009. - № 7(50). - С. 2 - 8.
5. Vlasova V.K., Kirilova G.I., Masalimova A.R Information and logistic foundations of pedagogical education design and content education // Review of European Studies. - 2015. - Т. 7. - № 4. - С. 54 - 58.
Сведения об авторе:
Костров Евгений Николаевич (г. Казань, Россия), аспирант ФГБНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования», e-mail: [email protected]
Data about the author:
E. Kostrov (Kazan, Russia), postgraduate student of Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education of Russian Academy of Education, e-mail: [email protected]