в денежном выражении, которые имеют тенденцию роста и в 2004 г. достигли 677,4 млн. руб.;
- объемы производства за 2000-2004 гг., которые увеличились с 14508 т до 31580 т или в 2,2 раза;
- треть объема производства цельномолочной продукции, принадлежащая г. Якутску, большая часть приходится на личные подсобные хозяйства в улусах;
- большой объем молока и молочных продуктов в таких улусах, как Мирнинский, Вилюйский, Хангаласский, Олекминский, Оймяконский;
- потребление населением молока и молочных продуктов в республике, которое ниже фи-
зиологических норм, но выше, чем в среднем по России.
Источники
1 Данные Государственного комитета по статистике РС(Я).
2 Промышленность РС (Я) за 2004 г.: Статистический сборник. - Якутск, 2005.
3 Там же.
4 Там же.
5 Данные Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия) // http://economy.ykt.ru/.
6 Торговля в РС(Я): Статистический сборник/ Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по РС(Я). - Якутск, 2005. - С. 43.
7 Там же - С. 38.
УДК 338.45 (571.56)
Проблемы и перспективы развития субъектов инновационной инфраструктуры на территории Республики Саха (Якутия)
А.Н. Мярин
Рассматриваются проблемы и перспективы развития инновационной инфраструктуры региона. Предлагаются конкретные обоснования и механизмы придания статуса инновационного бизнеса всем процессам разработки и производства северных модификаций технологий и техники с соответствующим налоговым и бюджетным стимулированием. При этом инновационный статус предлагается присваивать только на основе добровольной сертификации, включающей проведение основных испытаний в естественных условиях Северных территорий.
The article presents issues and perspectives of development of the innovative infrastructure in the region. Concrete grounds and mechanisms of innovative business status, processes of development and production of northern technology modifications and equipment with relevant tax and budget stimulation are suggested. At the same time the innovative status should be given on the base of voluntary certification that includes main testing in natural environment of the North.
Лет десять назад в Американской академии наук проводили опрос, в ходе которого просили назвать открытие XX в., оказавшее наибольшее влияние на социальную, экономическую жизнь общества. Известно, прошлый век был весьма богатым на различные открытия, и спектр выбора оказался чрезвычайно широк: реактивная авиация, телевидение, ядерная энергетика, освоение космоса, появление Интернета и др. По
МЯРИН Александр Николаевич - директор Научно-технологического парка ЯГУ.
результатам опроса самым выдающимся событием XX в. было названо формирование национальной инновационной системы [1]. Инфраструктура инновационной системы развивается, в первую очередь, на территориях с высокой концентрацией инновационного потенциала, в соответствии с условиями конъюнктуры внутреннего и мирового рынков. Эффективные нор-мативно-правовые рекомендации и иные законодательные инициативы федерального уровня должны исходить от юристов, правоведов при активном участии ученых и специалистов, прак-
тически занимающихся в сфере интеграции науки, образования, бизнеса и промышленности.
Необходимо подчеркнуть, что мы согласны с мнением многих ученых и специалистов, что основным отличием национальной инновационной системы США от европейских является ведущее положение университетов [2]. Это, в известной степени, определяется значительным финансированием их инновационной и научной деятельности из средств бюджета, благодаря чему государство имеет возможность влиять на направленность проводимых там работ в интересах страны в целом. Но значительно более важным фактором служит необходимость подготовки высококвалифицированных и жизнеспособных в условиях жесткой конкуренции молодых специалистов, способных с минимальным сроком адаптации подключиться к исследованиям и разработкам самого современного уровня, обеспечивая тем самым своей стране достойное место в региональном и мировом разделении и кооперации труда. Иными словами, «локомотивом» интеграции, становления инновационной системы России должны стать университеты.
Кроме того, по нашему мнению, необходимо придать деятельности по разработке и производству северных модификаций технологий и техники статус инновационного бизнеса с соответствующим налоговым и бюджетным стимулированием. В связи со стереотипом о том, что в России большинство «точек инновационного роста» «привязываются» к бывшим центрам по разработке оборонных технологий, наша республика, на первый взгляд, не может претендовать на первоочередную федеральную поддержку создания региональной инновационной инфраструктуры, поскольку явно высокого уровня концентрации инновационного потенциала и общеизвестных центров разработки оборонных технологий на территории республики не существовало. В то же время не следует забывать, что освоение многих военных технологий, равно как и производство техники и приборов в северном исполнении, сопровождались различными доводочными и эксплуатационными испытаниями именно в естественных экстремальных низкотемпературных условиях Якутии.
Одной из причин для проведения таких испытаний была процедура обязательной сертификации с участием представителей потребителей. Научные и производственные организации республики активно участвовали в создании северных модификаций автотранспортной, авиационной, горнодобывающей, строительной, сельскохо-
зяйственной и другой техники. Исследования и испытания проводились как часть государственных программ. Но в настоящее время реформирование системы стандартизации и практическая отмена обязательной сертификации отстранили нашу республику от активного участия в создании техники и технологий для Севера. Однако очевидно, что накопленный опыт наших специалистов и ученых должен быть востребован.
Из многих отраслей машиностроения СССР наиболее показателен пример автомобилестроения, активно проводившего на территории республики мероприятия не только по оценке надёжности, но и по совершенствованию автомобильного транспорта. Первые испытания автомобильной техники в климатических условиях Якутии относятся к 1931 г. Тогда был проведён первый дальневосточный автопробег для сравнительных испытаний грузовых автомобилей «Ярославец» и «Форд», который частично проходил по территории Якутии. В 60-70-х гг. был создан ряд экспериментально-производственных автохозяйств Научного автомоторного института (ЭПАХ НАМИ) от ведущих автозаводов СССР и Чехословакии, которые собирали и обрабатывали информацию об отказах автомобилей. В дополнение к этим заводским ЭПАХам, в целях обеспечения объективности и оперативности ведомственного контроля за проводимыми различными испытаниями техники в Северо-восточном регионе Минавтопром создал в конце 80-х гг. в Сусумане Магаданской области (на базе автотранспортных предприятий «Северо-ВостокЗолото») Северный филиал Центрального автополигона НАМИ.
Необходимо напомнить, что первоначально этот филиал планировался в г. Якутске, затем в п. Усть-Нера (на базе ЗИЛовского ЭПАХа), ориентируясь на испытания в районе Полюса холода. В середине 90-х гг. в Оймяконе (п. Том-торе) был построен опорный пункт. В 2005 г. Сусуманский филиал был закрыт, часть полномочий уже несколько лет назад стала «делегироваться» в ведение Сургутского филиала Сибирской (Омской) автодорожной академии на базе автотранспортных подразделений Сургутнефтегаза. Вместе с тем предложения наших ученых и специалистов о передаче основной части полномочий «приемникам» на территории нашей республики на основе создания типового маршрута для климатических доводочных и сертификационных испытаний автотранспортной техники «северного исполнения» по маршруту Якутск-Оймякон-Верхоянск положительно восприняты
многими специалистами отечественного и зарубежного автомобилестроения.
Ранее, в период создания ВАЗа и КАМАЗа, Минавтопром для оптимизации своих расходов по реализации директивных решений руководства страны о необходимости оснащения производства на Севере техникой, приспособленной к его условиям, в г. Чита начал создание специализированного производства, на котором должна была обеспечиваться комплексная «централизованная доработка» направляемой автозаводами страны техники (установка морозостойких резинотехнических изделий, утепление кабин и т.д.) с максимальным учетом северной специфики. Но это начинание не удалось реализовать в полной мере, в результате в г. Чита появился филиал ЗИЛа.
Напомним, что особое внимание к проблеме оснащения Севера специальной техникой началось с XXIII съезда КПСС. Это внимание получило воплощение в ряде практических мероприятий. В мае 1964 г. принимается развернутое постановление ВСНХ СССР о конструировании и производстве техники, пригодной для условий Севера. В 1966 г. формируются Научный совет по проблеме «Создание машин, работающих в условиях низких температур» при Госкомитете Совета Министров СССР по науке и технике во главе с академиком М.С. Лаврентьевым и Междуведомственная комиссия по проблемам Севера Совета по изучению производительных сил при Госплане СССР.
Полагаем чрезвычайно актуальным в современных условиях вернуться к аналогичному опыту' развития инновационных структур, соответствующих новой конкурентной и конъюнктурной среде с учетом рыночных приоритетов развития экономики региона. Из истории советского периода освоения Севера предлагается учесть в различных государственных программах экономические составляющие их обоснований, так как именно они обеспечивали экономическое стимулирование создания северных модификаций и являлись одними из важных составляющих стратегии развития машиностроительного комплекса СССР в тот период. А из практики постсоветского периода необходимо изучение мероприятий по реализации пункта о подготовке программы "Техника российского Севера" из Постановления Правительства РФ (№ 308 от 12 мая 1992 г.) «О социально-экономическом развитии районов Севера и приравненных к ним местностей». Также интересен опыт подготовки Договора о сотрудничестве между Научно-исследовательским центром по испытаниям и сертификации автомо-
тотехники Госстандарта РФ (г. Дмитров, Московской обл.) и Департаментом по высшей школе и науке РС(Я), подписанного в апреле 1999 г.
Вышеуказанные примеры должны стать обязательным и начальным элементом обоснования необходимости придания всем процессам по разработке и производству северных модификаций техники и технологий, независимо от места, где они проводятся, статуса инновационного бизнеса с соответствующим налоговым и бюджетным стимулированием не только на федеральном, но и на региональном уровне.
В настоящее время необходимо исследовать возможность «централизованной доработки» северных модификаций отечественных автомобилей в Елабугской особой экономической зоне промышленно-производственного типа или на базе Нерюнгринского ремонтно-механического завода на основе комплектующих, поставляемых из стран-производителей автомобильной техники Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом учесть опыт компании «8ВМ-Ьк1» по «отверточ-ной» сборке корейских автомобилей «Хендэ» в г. Нерюнгри. Для г. Елабуги возможен также такой вариант, как специализированное производство морозостойких комплектующих на основе разработок и уже имеющейся интеллектуальной собственности специалистов наших НИИ. Возможен и вариант создания аналогичных производств на основе этих же разработок в кооперации с зарубежными партнерами в странах АТР и даже на их территории.
В современных условиях необходимо оценить наработанный практический опыт и воссоздать бывшие ЭПАХи в г. Якутске и п. Хандыге в качестве основных опорных пунктов и создать вспомогательные опорные пункты в п. Томторе (Оймяконе) и г. Верхоянске для проведения испытаний не только автомототехники, но и другой (авиационной, энергетики, связи, сельскохозяйственной и др.). Также следует учесть попытки зарубежных автомобилестроителей («Даймлер-Крайслер», корейского «Дэу» и др.) принять активное участие в развитии Сусуман-ского филиала НИЦИАМТ.
По нашему мнению предлагаемая деятельность должна осуществляться на основе добровольной сертификации в соответствии с внедряемыми в стране принципиальными положениями ВТО, с обязательным проведением испытаний субъектами инновационной инфраструктуры на территории нашей республики, как самостоятельно, так и совместно с соответствующими организациями по добровольной
сертификации других регионов. В этом случае можно ожидать возрождения в Якутии практики проведения испытаний различной техники и технологий, что должно способствовать значительному повышению надежности механизмов при их эксплуатации в экстремальных условиях не только нашей республики, но и других северных регионов страны. В результате объем сокращения расходов федерального и республиканского бюджетов на эксплуатацию используемой техники, не только в таких социальных сферах, как медицина или образование, но и во всех других, находящихся «на прямом содержании» этих бюджетов, должен в разы «компенсировать» соответствующее бюджетное и налоговое стимулирование.
Также необходимо учесть нормативноправовые аспекты участия федерального, республиканского бюджетов в качестве эффективного катализатора по привлечению внебюджетных средств не только для эффективного возрождения испытаний техники в условиях РС (Я), но и создания «коллективного» резидента в Ела-бугской ОЭЗ по производству морозостойких
комплектующих не только для автотранспортной, но и другой техники и оборудования.
Еще один важный фактор - кроме повышения надежности отечественных машин и механизмов (в первую очередь, наиболее массово эксплуатируемых в социальных сферах: образовании,
медицине, сельском хозяйстве, ЖКХ, МЧС и т.д.) в экстремальных условиях нашей республики - сохранение традиционного интереса у зарубежных производителей техники к услугам по проведению доводочных и сертификационных испытаний в период их «своих пограничных» низких температур -28...-32°С. Таким образом, обеспечивается активный учет конъюнктуры не только внутреннего, но и мирового рынков на услуги создаваемых субъектов инновационной инфраструктуры.
Литература
1. Материал дискуссии круглого стола «Другого пути нет» // Поиск. - 2003. - № 17-18 (727—728). -16 мая.
2. Плетнев К.И. Инновационная экономика и интеграционные процессы // Инновации. - 2003. - № 6.
❖ ❖ ❖
УДК 338.45 (571.56)
Исследование теоретических основ механизма формирования и управления инновационным потенциалом промышленного предприятия
Т.О. Едисеева
Исследуются теоретические основы механизма формирования и управления инновационным потенциалом промышленного предприятия. Алгоритм управления инновационным потенциалом позволяет оптимизировать инновационное поведение предприятия в зависимости от внешних и внутренних факторов.
In this article we research theoretic basis of mechanism of formation and management of industrial enterprise’s innovative potential. The mechanism of management of the innovation potential allow to improve the enterprise’s innovation behaviour in depend on domestic and external factors.
Среди целей стратегического развития предприятия следует выделить цель формирования и активизации инновационного потенциала. Предприятие, стремящееся к повышению своего ин-
ЕДИСЕЕВА Туйара Олеговна - аспирант ЯГУ.
новационного потенциала, должно обладать особой системой управления (рисунок). Механизм управления инновационным потенциалом представлен в виде алгоритма, позволяющего определить альтернативы и выбрать при каждом исходе правильное действие. Алгоритмический