Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития системы государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации в рамках концепции единого субсидирования'

Проблемы и перспективы развития системы государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации в рамках концепции единого субсидирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
632
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СУБСИДИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ / БЮДЖЕТ / АГРОСТРАХОВАНИЕ / РИСКИ / РАСЧЕТ СТРАХОВОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ / AGRO-INDUSTRIAL SECTOR / SUBSIDY / STATE PROGRAM / REDISTRIBUTION / BUDGET / AGRO-INSURANCE / RISKS / CLAIM STATEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аверин Антон Юрьевич, Юняева Римма Равильевна

Актуальность и цели. В 2017 г. произошла трансформация механизма государственной поддержки сельского хозяйства, которая повлекла за собой консолидацию отдельных мер государственной поддержки аграрного сектора экономики в «единую субсидию». Данные изменения обусловлены стремлением предоставить регионам независимость в принятии управленческих решений по эффективному перераспределению бюджетных средств. При этом объемы выделяемых финансовых ресурсов ставятся в прямую зависимость от достижения целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в соответствии с параметрами «Государственной программы сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Целью исследования является выявление основных факторов, способных оказать заметное влияние на эффективность реализации новой модели государственной поддержки агропромышленного комплекса РФ. Материалы и методы. Приоритетное значение в рамках настоящего исследования имеет изучение нормативно-правовых источников в сфере регулирования системы государственной поддержки сельского хозяйства. В работе активно используются методы сравнительно-правового и историко-правового анализа, которые позволяют сопоставить содержание теории и практики правового регламентирования порядка принятия управленческих решений в сфере оказания государственной поддержки агропромышленному комплексу РФ. Исследование базируется на критической оценке качества правовых основ функционирования системы государственной поддержки сельского хозяйства в соответствии с положениями Федерального закона от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон “О развитии сельского хозяйства”». В частности, сравнительно-правовому и экономическому анализу были подвергнуты правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 22.12.2012 № 1371 «Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных производителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования» и Постановления Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» с учетом применения в расчетах коэффициентов значимости показателей результативности использования субсидий, устанавливаемых Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Результаты. В исследовании была проведена предварительная оценка результатов работы новой модели государственной поддержки развития агропромышленного комплекса РФ в рамках концепции «единой» субсидии. Были сделаны выводы о неэффективности методики расчета объема предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на основе плановых целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса. В настоящее время методика расчета объема субсидий не включает в себя качественный учет специфики ведения сельского хозяйства в отдельных регионах, расчет показателей принимаемых на страхование рисков, реальный уровень спроса на финансовые ресурсы со стороны сельскохозяйственных производителей. На фоне общего сокращения объемов финансирования государственной программы это приводит к усилению структурного дисбаланса в системе предоставления и распределения финансовых ресурсов регионам. Выводы. Исследование позволило дать оценку последствий возможной реализации факторов риска и выделить приоритетные направления по их нейтрализации. Объединение мер государственной поддержки при отсутствии эффективного механизма работы с регионами может свести к минимуму предпринимаемые с 2012 г. усилия по созданию централизованной системы сельскохозяйственного страхования, отвечающей условиям и масштабам развития аграрно-промышленного комплекса РФ. Сформированная в ходе работы аналитическая база служит качественным материалом для дальнейшего изучения целевой рабочей группой, сформированной на высшем правительственном уровне в соответствии с Распоряжением Министерства сельского хозяйства РФ от 19.07.2016 № 72-р «О создании рабочей группы по совершенствованию системы сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой». Полученные знания в дальнейшем могут повлиять на изменение отдельных положений концепции «единой» субсидии, в частности на методику расчета объема предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE STATE SUPPORT SYSTEM FOR THE AGRO-INDUSTRIAL SECTOR IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FRAMEWORK OF THE UNIFIED SUBSIDY CONCEPT

Background. In 2017 there has been a transformation mechanism of state support of agriculture, which resulted in the consolidation of certain measures of state support of agrarian sector of economy to the “one subsidy”. These changes are due to the desire to give the regions the freedom to make managerial decisions on efficient allocation of budgetary funds. The volume of financial resources are put in direct dependence on the achievement of target regional programs of development of agriculture in accordance with the parameters of the “State program of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020”. The aim of the study was to identify the main factors that can have a significant impact on the effectiveness of the implementation of a new model of state support of agro-industrial complex of the Russian Federation. Materials and methods. Priority in the framework of the present research is the study of legal sources in the regulation of the system of state support of agriculture. This work has used the methods of comparative legal historical and legal analysis, which allow to compare the contents of the theory and practice of the right to regulate the procedure for adoption of administrative decisions in sphere of rendering of state support of agroindustrial complex of the Russian Federation. The study is based on a critical evaluation of the quality of legal bases of functioning of system of state support of agriculture in accordance with the provisions of the Federal law of 25.07.2011 № 260-FZ “About the state support in sphere of agricultural insurance and on introducing amendments to the Federal law ‘About agriculture development’”. In particular, comparative legal and economic analysis were subjected to rules of formation, granting and distribution of subsidies from the Federal budget to budgets of subjects of the Russian Federation in accordance with the provisions of the Decree of the RF Government dated 22.12.2012 № 1371 “About the statement of rules of granting and distribution of subsidies from the Federal budget to budgets of subjects of the Russian Federation for compensation of part of expenses of agricultural producers for payment of insurance premiums for agricultural insurance contracts” and the decree of the Government of the Russian Federation from 30.09.2014 № 999 “On the formation, the provision and distribution of subsidies from the Federal budget to budgets of subjects of the Russian Federation” taking into account the use in calculations of coefficients of importance of performance indicators the use of subsidies set by Ministry of agriculture of the Russian Federation”. Results. The study was a preliminary assessment of the impact of new models of state support of development of agroindustrial complex of the Russian Federation in the framework of the concept “United” subsidies. The conclusions were made about the ineffectiveness of the method of calculating the amount of the provision and distribution of subsidies from the Federal budget to budgets of subjects of the Russian Federation on the basis of the planned targets of the regional development programs of agriculture. Currently, the method of calculating the amount of subsidies does not include qualitative consideration of specific features of agriculture in some regions, the calculation of the indicators accepted for insurance risk, the real level of demand for financial resources on the part of agricultural producers. Against the General reduction of volumes of financing of the state program this leads to increased structural imbalance in the system of provision and distribution of financial resources to the regions. Conclusions. The study allowed to assess the consequences of possible realization of the risk factors and to highlight priority areas to neutralize them. Association of measures of state support in the absence of an effective mechanism of work with regions can minimize ongoing since 2012, efforts to create a centralized system of agricultural insurance that meets the conditions and scale of development of agrarian and industrial complex of the Russian Federation. Formed during the work of the analytical framework is a qualitative material for further study of the target working group formed at the highest government level in accordance with the Decree of the Ministry of agriculture of the Russian Federation from 19.07.2016 № 72-p “On creation of working group on improving the system of agricultural insurance with state support”. The acquired knowledge can later influence the change of certain provisions of the concept of “unified” subsidies, in particular on the methodology for calculating the amount of the provision and distribution of subsidies from the Federal budget to budgets of subjects of the Russian Federation on the facilitation of the achievement of targets of regional programs of development of agroindustrial complex.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития системы государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации в рамках концепции единого субсидирования»

УДК 338.43

DOI: 10.21685/2072-3016-2017-4-19

А. Ю. Аверин, Р. Р. Юняева

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ КО НЦЕПЦИИ ЕДИНОГО СУБСИДИРОВАНИЯ1

Аннотация.

Актуальность и цели. В 2017 г. произошла трансформация механизма государственной поддержки сельского хозяйства, которая повлекла за собой консолидацию отдельных мер государственной поддержки аграрного сектора экономики в «единую субсидию». Данные изменения обусловлены стремлением предоставить регионам независимость в принятии управленческих решений по эффективному перераспределению бюджетных средств. При этом объемы выделяемых финансовых ресурсов ставятся в прямую зависимость от достижения целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в соответствии с параметрами «Государственной программы сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Целью исследования является выявление основных факторов, способных оказать заметное влияние на эффективность реализации новой модели государственной поддержки агропромышленного комплекса РФ.

Материалы и методы. Приоритетное значение в рамках настоящего исследования имеет изучение нормативно-правовых источников в сфере регулирования системы государственной поддержки сельского хозяйства. В работе активно используются методы сравнительно-правового и историко-правового анализа, которые позволяют сопоставить содержание теории и практики правового регламентирования порядка принятия управленческих решений в сфере оказания государственной поддержки агропромышленному комплексу РФ. Исследование базируется на критической оценке качества правовых основ функционирования системы государственной поддержки сельского хозяйства в соответствии с положениями Федерального закона от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"». В частности, сравнительно-правовому и экономическому анализу были подвергнуты правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 22.12.2012 № 1371 «Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных производителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования» и Постановления Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» с учетом применения в расчетах коэффициентов значимости показа-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Президента РФ МК-5177.2016.6 «Стратегическое планирование и прогнозирование агропродоволь-ственного сектора: проектный подход».

телей результативности использования субсидий, устанавливаемых Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Результаты. В исследовании была проведена предварительная оценка результатов работы новой модели государственной поддержки развития агропромышленного комплекса РФ в рамках концепции «единой» субсидии. Были сделаны выводы о неэффективности методики расчета объема предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на основе плановых целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса. В настоящее время методика расчета объема субсидий не включает в себя качественный учет специфики ведения сельского хозяйства в отдельных регионах, расчет показателей принимаемых на страхование рисков, реальный уровень спроса на финансовые ресурсы со стороны сельскохозяйственных производителей. На фоне общего сокращения объемов финансирования государственной программы это приводит к усилению структурного дисбаланса в системе предоставления и распределения финансовых ресурсов регионам.

Выводы. Исследование позволило дать оценку последствий возможной реализации факторов риска и выделить приоритетные направления по их нейтрализации. Объединение мер государственной поддержки при отсутствии эффективного механизма работы с регионами может свести к минимуму предпринимаемые с 2012 г. усилия по созданию централизованной системы сельскохозяйственного страхования, отвечающей условиям и масштабам развития аграрно-промышленного комплекса РФ. Сформированная в ходе работы аналитическая база служит качественным материалом для дальнейшего изучения целевой рабочей группой, сформированной на высшем правительственном уровне в соответствии с Распоряжением Министерства сельского хозяйства РФ от 19.07.2016 № 72-р «О создании рабочей группы по совершенствованию системы сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой». Полученные знания в дальнейшем могут повлиять на изменение отдельных положений концепции «единой» субсидии, в частности на методику расчета объема предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, субсидия, государственная программа, перераспределение, бюджет, агрострахование, риски, расчет страхового возмещения.

A. Yu. Averin, R. R Yunyaeva

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE STATE SUPPORT SYSTEM FOR THE AGRO-INDUSTRIAL SECTOR IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FRAMEWORK OF THE UNIFIED SUBSIDY CONCEPT

Abstract.

Background. In 2017 there has been a transformation mechanism of state support of agriculture, which resulted in the consolidation of certain measures of state support of agrarian sector of economy to the "one subsidy". These changes are due to the desire to give the regions the freedom to make managerial decisions on efficient allocation of budgetary funds. The volume of financial resources are put in direct dependence on the achievement of target regional programs of development of agriculture in accordance with the parameters of the "State program of agriculture and

regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 20132020". The aim of the study was to identify the main factors that can have a significant impact on the effectiveness of the implementation of a new model of state support of agro-industrial complex of the Russian Federation.

Materials and methods. Priority in the framework of the present research is the study of legal sources in the regulation of the system of state support of agriculture. This work has used the methods of comparative legal historical and legal analysis, which allow to compare the contents of the theory and practice of the right to regulate the procedure for adoption of administrative decisions in sphere of rendering of state support of agroindustrial complex of the Russian Federation. The study is based on a critical evaluation of the quality of legal bases of functioning of system of state support of agriculture in accordance with the provisions of the Federal law of 25.07.2011 № 260-FZ "About the state support in sphere of agricultural insurance and on introducing amendments to the Federal law 'About agriculture development'". In particular, comparative legal and economic analysis were subjected to rules of formation, granting and distribution of subsidies from the Federal budget to budgets of subjects of the Russian Federation in accordance with the provisions of the Decree of the RF Government dated 22.12.2012 № 1371 "About the statement of rules of granting and distribution of subsidies from the Federal budget to budgets of subjects of the Russian Federation for compensation of part of expenses of agricultural producers for payment of insurance premiums for agricultural insurance contracts" and the decree of the Government of the Russian Federation from 30.09.2014 № 999 "On the formation, the provision and distribution of subsidies from the Federal budget to budgets of subjects of the Russian Federation" taking into account the use in calculations of coefficients of importance of performance indicators the use of subsidies set by Ministry of agriculture of the Russian Federation".

Results. The study was a preliminary assessment of the impact of new models of state support of development of agroindustrial complex of the Russian Federation in the framework of the concept "United" subsidies. The conclusions were made about the ineffectiveness of the method of calculating the amount of the provision and distribution of subsidies from the Federal budget to budgets of subjects of the Russian Federation on the basis of the planned targets of the regional development programs of agriculture. Currently, the method of calculating the amount of subsidies does not include qualitative consideration of specific features of agriculture in some regions, the calculation of the indicators accepted for insurance risk, the real level of demand for financial resources on the part of agricultural producers. Against the General reduction of volumes of financing of the state program this leads to increased structural imbalance in the system of provision and distribution of financial resources to the regions.

Conclusions. The study allowed to assess the consequences of possible realization of the risk factors and to highlight priority areas to neutralize them. Association of measures of state support in the absence of an effective mechanism of work with regions can minimize ongoing since 2012, efforts to create a centralized system of agricultural insurance that meets the conditions and scale of development of agrarian and industrial complex of the Russian Federation. Formed during the work of the analytical framework is a qualitative material for further study of the target working group formed at the highest government level in accordance with the Decree of the Ministry of agriculture of the Russian Federation from 19.07.2016 № 72-p "On creation of working group on improving the system of agricultural insurance with state support". The acquired knowledge can later influence the change of certain provisions of the concept of "unified" subsidies, in particular on the methodology for calculating the amount of the provision and distribution of subsidies from the Federal budget to budgets of subjects of the Russian Federation on the facilitation of the

achievement of targets of regional programs of development of agroindustrial complex.

Key words: agro-industrial sector, subsidy, state program, redistribution, budget, agro-insurance, risks, claim statement.

До 2017 г. в рамках госпрограммы развития АПК аграриям предоставлялись субсидии по 54 различным позициям, на каждую из которых в бюджете предусматривалось определенное финансирование. С 2017 г. субсидии были объединены в семь основных подпрограмм [1].

На федеральном уровне были сохранены следующие крупные направления государственной поддержки: инвестиционные кредиты, льготное кредитование, компенсация прямых понесенных затрат, несвязанная поддержка и финансирование федеральных целевых программ мелиорации сельскохозяйственных земель и развития сельских территорий.

Остальные виды субсидий были объединены в виде «единой» субсидии по следующим приоритетным направлениям государственной поддержки (рис. 1).

агроЕ Приоритетные направления государственной поддержки ромышленного комплекса РФ в рамках концепции единого субсидирования

шшшшф -► -► -► -► Оказание несвязанной поддержки в области растениеводства

Повышение продуктивности крупного рогатого скота молочного направления

Возмещение процентной ставки по инвестиционным кредитам, взятым до 1 января 2017 г.

Возмещение прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов АПК (тепличных комплексов, молочных ферм, картофеле- и овощехранилищ, оптово-распределительных центров, сыроварен, объектов аквакультуры и грибоводства)

Содействие достижению показателей реализации региональной программы развития сельского хозяйства

Рис. 1. Приоритетные направления государственной поддержки агропромышленного комплекса РФ в рамках концепции единого субсидирования [2]

Фактически это и составляет суть системы тонкой настройки механизма государственной поддержки сельского хозяйства, в которую входит поддержка элитного семеноводства, племенного животноводства, краткосрочного кредитования, агрострахования и поддержка малых форм хозяйствования.

Объем субсидий регионам утверждается исходя из необходимости достижения установленных соглашением между органом АПК региона и федеральным Минсельхозом значений показателей результативности использования субсидии.

Распределение «единой» субсидии между субъектами РФ осуществляется исходя из суммы долей конкретного субъекта в четырех направлениях государственной поддержки [3]:

- в валовом объеме продукции растениеводства, животноводства, пищевой и перерабатывающей промышленности и остатке ссудной задолженности по краткосрочным кредитам;

- в поголовье сельскохозяйственных животных;

- в площадях под сельскохозяйственными культурами;

- в количестве и объеме производства продукции и остатке ссудной задолженности по кредитам, взятым малыми формами хозяйствования.

Введение механизма единого субсидирования было обусловлено стремлением повысить самостоятельность регионов в принятии оперативных решений по эффективному перераспределению выделенных бюджетных средств по приоритетным направлениям посредством системы межбюджетных трансфертов. Это расширяет полномочия регионов при определении приоритетов аграрной политики, повышает оперативность и своевременность доведения средств до конечных получателей.

Регионам сверху устанавливаются значения индикаторов объемов производства продукции сельскохозяйственного назначения по различным направлениям сельского хозяйства. Для достижения установленных целевых значений региону дается самостоятельность в вопросах финансового маневрирования и перераспределения выделенных бюджетных средств с учетом региональной специфики [3].

Однако следует учесть, что реализация конкурентных преимуществ данной концепции возможна только при наличии следующих факторов (рис. 2).

шовные факторы эффективности реализации концепции единого субсидирования агропромышленного комплекса РФ

-► -► Реальная, а не формальная независимость регионов в принятии решений, обеспеченная финансированием мероприятий в полном объеме в соответствии с поставленными стратегическими целями

Функционирование системы контроля качества управленческих решений на уровне региона (при ослаблении контроля из федерального центра)

Наличие системы четких и понятных критериев распределения средств и эффективности их использования

Рис. 2. Основные факторы эффективности реализации концепции единого субсидирования агропромышленного комплекса РФ

В отношении наличия институциональной поддержки концепция «единой» субсидии на настоящий момент оказывается несостоятельной.

На практике ее неполноценная реализация лишь усиливает структурный дисбаланс в механизме предоставления финансовых ресурсов регионам без учета специфики ведения сельского хозяйства в определенных климати-

ческих зонах и уровня принимаемых на страхование рисков. В настоящее время методика расчета объема субсидий не включает в себя качественный учет показателей региональных страховых рисков.

Сельхозпроизводители ранее неоднократно критиковали объединение господдержки в единую субсидию. Консолидация мер господдержки делает механизмы и объемы субсидирования непрозрачными и непрогнозируемыми для инвесторов. Регионы будут принимать решение о поддержке отдельных секторов АПК, исходя из ситуационных факторов, а не стратегических приоритетов [4]. Инвесторы опасаются, что приоритет будет отдаваться проектам, имеющим более высокую доходность и быструю окупаемость.

К пересмотру механизма единой субсидии призывает и Национальный союз агростраховщиков. По его данным, включение господдержки агростра-хования в единую субсидию привело к тому, что власти ряда регионов отказались выделять средства на возмещение части страховых премий по причине нехватки выделенных средств.

Реализация общего подхода повлекла за собой формирование в 2016 г. у регионов-лидеров по развитию агрострахования дефицита средств, выделяемых на государственную поддержку, в размере 1,3 млрд рублей. В девяти регионах средств, выделенных из федерального бюджета на господдержку агрострахования на 2016 г., оказалось недостаточно даже для субсидирования заключенных договоров страхования весеннего сева [5]. Это повлекло за собой формирование у регионов задолженности, связанной с необходимостью финансирования программы страхования озимых культур.

При этом в ряде регионов с благоприятными условиями ведения сельскохозяйственного бизнеса и преобладанием менее рисковых отраслей сельского хозяйства происходил возврат в бюджет невостребованных для целей страхования средств.

На данный момент ситуация в сельском хозяйстве развивается именно по указанному союзом негативному сценарию. Непродуманная до конца система консолидации субсидий оказала существенное влияние на проведение посевной кампании 2017 г. в ряде регионов по причине нехватки выделенных средств.

У регионов фактически нет возможности разместить субсидии на возмещение части страховых премий, так как выделенных на 2017 г. средств «единой» субсидии не хватает на все включенные в нее направления. Следует отметить, что регионы, сообщившие о невозможности поддержать агростра-хование в полном объеме, до этого момента несколько лет активно развивали данный сегмент.

Регионы вынуждены направлять основные ресурсы на исполнение текущих обязательств по достижению плановых показателей производства продукции, заявленных в соответствии с приоритетными направлениями программы единого субсидирования. При этом большая часть стратегических задач, таких как обеспечение финансовой стабильности предприятий в случае природных бедствий, повышение доступа сельскохозяйственного бизнеса к кредитам и инвестициям, снижение нагрузки на федеральный бюджет в случае наступления чрезвычайных ситуаций, оказывается фактически выведена за пределы реальных возможностей регионов.

Это существенно снижает результативность деятельности региональных агроведомств по развитию системы страховой защиты в сельском хозяйстве.

Федеральная антимонопольная служба России раскритиковала новый порядок распределения субсидий в АПК [6]. По данным, содержащимся в проекте итогового доклада о состоянии конкуренции за 2016 г., правила единого субсидирования содержат ряд положений, которые могут привести к созданию дискриминационных условий как для отдельных сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и для региона в целом.

В частности, по мнению антимонопольного ведомства, укрупнение мер господдержки и введение единой субсидии снижает предсказуемость получения средств для отдельных субъектов АПК региона, в том числе малых форм хозяйствования, по отдельным направлениям господдержки. Кроме того, сохраняется возможность введения избыточных требований, предъявляемых к потенциальным получателям субсидий.

В связи с этим служба предложила провести мониторинг распределения «единой» субсидии региональными органами власти на предмет нарушений антимонопольного законодательства. Как отмечается в докладе, ранее ФАС предлагала утвердить исчерпывающий перечень документов для получения субсидий и установить четкие сроки рассмотрения заявлений аграриев, однако это так и не было сделано.

В существующих условиях необходима разработка и реализация нового механизма распределения финансовых ресурсов для целей агрострахования.

В настоящее время Национальный союз агростраховщиков продолжает настаивать на выведении поддержки страхования за рамки «единой» субсидии [7].

Комплексных подход должен позволить четко сегментировать регионы в зависимости от специфики ведения сельского хозяйства, уровня сельскохозяйственных рисков, предпринимательской активности и финансовой устойчивости. Плановые объемы выделяемых региону бюджетных средств должны также учитывать фактическую эффективность их освоения в предыдущие периоды.

Важным условием эффективной работы системы агрострахования является выделение системы субсидирования в отдельное направление государственной поддержки [7]. Специфика сельскохозяйственного страхования логически подразумевает его локализацию в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение общих условий функционирования отраслей АПК».

В случае же сохранения принятой концепции «единой» субсидии этого можно добиться посредством осуществления защиты выделяемых объемов ресурсов на данное направление государственной поддержки посредством введения интервальных лимитов финансирования, установленных в зависимости от достигнутых результатов. Это ограничит бесконтрольную самостоятельность регионов в распределении средств на другие цели, а также повысит уровень персональной ответственности региональных властей за эффективность работы механизма поддержки сельского хозяйства в пределах их региона.

В рамках предлагаемой системы механизм распределения и контроля расходования выделяемых бюджетных средств должен быть четко поставлен в зависимость от значений целевых показателей эффективности освоения ресурсов.

Для этого необходимо четко идентифицировать региональные особенности ведения сельского хозяйства, выделить основные риски, дать оценку их величине, вероятности наступления и качеству управления ими, исходя их опыта предыдущих лет. Это позволит разработать диверсифицированную систему региональных продуктов государственной поддержки страхования сельскохозяйственных производителей с учетом региональной специфики.

В настоящее время сельскохозяйственные производители вынуждены осуществлять комплексное страхование от всех групп рисков (засуха, наводнение, пожары) вне зависимости от вероятности наступления и ожидаемой величины ущерба от наступления тех или иных страховых случаев. Необходимо разработать региональные страховые продукты, которые будут учитывать математические параметры рисков (вероятность и величину реализации), реально существующий платежеспособный спрос со стороны сельскохозяйственных производителей и уровень эффективности оказываемой государственной помощи (качество риск-менеджмента региональных органов власти).

В рамках разработки системного комплекса опасных агрометеорологических явлений Минсельхоз и Росгидромет должен быть уточнен перечень опасных природных явлений, а также четко определены критерии оценки опасных для сельского хозяйства страховых рисков в разрезе отдельных регионов.

Также необходима разработка Минсельхозом, Минфином и Центральным банком РФ четкой и понятной методики расчета страхового возмещения для повышения прозрачности выплат по договорам сельскохозяйственного страхования.

Это позволит повысить популярность агрострахования у сельскохозяйственных организаций, оптимизировать финансовые потоки государственной поддержки в зависимости от уровня реального спроса и ожидаемой эффективности.

Препятствует развитию агрострахования на региональном уровне и отсутствие качественной нормативно-правовой базы [8]. С одной стороны, это сдерживает региональные власти в реализации программы государственной поддержки сельского хозяйства в полном объеме. С другой стороны, создает предпосылки для развития коррупции при размещении бюджетных средств в пользу определенных хозяйствующих субъектов без достаточных на то оснований (руководствуясь исключительно материальными интересами) в условиях отсутствия четкой системы критериев распределения выделенных ресурсов и механизма контроля эффективности их использования.

В Национальном союзе агростраховщиков указывают на необходимость принятия нормативных актов, обеспечивающих порядок выдачи субсидий на оплату агрострахования в 2017 г., а также потребность в погашении задолженности по договорам 2016 г., заключенным на условиях господдержки.

Таким образом, в 2017 г. произошла консолидация мер государственной поддержки аграрного сектора экономики в «единую» субсидию. Следует заметить, что объединение мер государственной поддержки при отсутствии эффективного механизма работы с регионами может свести к минимуму предпринимаемые с 2012 г. усилия по созданию централизованной системы агрострахования, отвечающей условиям и масштабам развития АПК России.

Библиографический список

1. О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы : Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 № 396.

2. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"» : Федер. закон от 22.12.2014 № 424-ФЗ.

3. Постановление Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» с учетом применения в расчетах коэффициентов значимости показателей результативности использования субсидий, устанавливаемых Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

4. Вавилов, С. Н. Субсидии - по-новому, приоритеты - по-старому / С. Н. Вавилов // АгроЖизнь. - 2017. - Январь. - № 1 (68).

5. Кулистикова, Т. В. У регионов-лидеров в агростраховании нет денег на его поддержку / Т. В. Кулистикова // Агроинвестор. - 2017. - Март. - № 3.

6. Дятловская, Е. В. ФАС предложила проверить распределение единой субсидии / Е. В. Дятловская // Агроинвестор. - 2017. - Апрель. - № 4.

7. Кулистикова, Т. В. Агрострахование должно стать отдельным направлением господдержки / Т. В. Кулистикова // Агроинвестор. - 2016. - Октябрь. - № 10.

8. Сергеев, А. И. Ветер перемен: что происходит с субсидированием АПК / А. И. Сергеев // Крестьянские ведомости. - 2016. - 27 октября. - № 10.

References

1. O vnesenii izmeneniy v Gosudarstvennuyu programmu razvitiya sel'skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaystvennoy produktsii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody: Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 31.03.2017 № 396 [On amendments to the State program ofagricultural development and regulation of agricultural goods and raw materials market in 2013-2020: the ordinance of the RF Government from 31.03.2017 № 396 ].

2. O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon «O gosudarstvennoy podderzhke v sfere sel'skokhozyaystvennogo strakhovaniya i o vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon "O razvitii sel'skogo khozyaystva"»: Feder. zakon ot 22.12.2014 № 424-FZ [On amendments to the Federal Law "On state support in the field of agricultural insurance and on amendments to the Federal Law "On agricultural development": the Federal Law from 22.12.2014 № 424-FZ].

3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.09.2014 № 999 «O formirovanii, predostavlenii i raspredelenii subsidiy iz federal'nogo byudzheta byudzhetam sub "ektov Rossiyskoy Federatsii» s uchetom primeneniya v raschetakh koeffitsientov znachimosti pokazateley rezul'tativnosti ispol'zovaniya subsidiy, ustanavlivaemykh Ministerstvom sel'skogo khozyaystva Rossiyskoy Federatsii [The ordinance of the RF Government from 30.09.2014 № 999 "On generation, granting and distribution of subsidies from the federal budget to subjects of the Russian Federation" taking into account the coefficients of subsidy exploitation effectiveness indicators, approved by the Ministry of Agriculture of the Russian Federation].

4. Vavilov S. N. AgroZhizn' [AgroLife]. 2017, Jan., no. 1 (68).

5. Kulistikova T. V. Agroinvestor [Agroinvestor]. 2017, Mar., no. 3.

6. Dyatlovskaya E. V. Agroinvestor [Agroinvestor]. 2017, Apr., no. 4.

7. Kulistikova T. V. Agroinvestor [Agroinvestor]. 2016, Oct., no. 10.

8. Sergeev A. I. Krest'yanskie vedomosti [Peasant bulletin]. 2016, 27 Oct., no. 10.

Аверин Антон Юрьевич

старший преподаватель, кафедра экономики и финансов, заместитель декана факультета экономики и управления, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: [email protected]

Юняева Римма Равильевна доктор экономических наук, профессор, кафедра экономики и финансов, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: [email protected]

УДК 338.43 Аверин, А. Ю.

Проблемы и перспективы развития системы государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации в рамках концепции единого субсидирования / А. Ю. Аверин, Р. Р. Юняева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. -2017. - № 4 (44). - С. 181-190. DOI: 10.21685/2072-3016-2017-4-19

Averin Anton Yur'evich Senior lecturer, sub-department of economics and finances, deputy dean of the Faculty of Economics and Management, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Yunyaeva Rimma Ravil'evna Doctor of economic sciences, professor, sub-department of economics and finances, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.