Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития государственной инновационной политики Российской Федерации'

Проблемы и перспективы развития государственной инновационной политики Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3991
437
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грибанов Д. В.

В статье проведен анализ проблем и перспектив государственной инновационной политики. Особое внимание автор уделяет проблемам правового регулирования инновационной деятельности. Автором представлены основные направления формирования российской инновационной политики и системы правового регулирования инновационных отношений в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития государственной инновационной политики Российской Федерации»

УДК 34

проблемы и перспективы развития государственной инновационной политики российской федерации

д. В. ГРИБАНОВ,

кандидат юридических наук,

доцент кафедры теории государства и права

E-maN:dvgпbanov@yandex. ш

Уральская государственная юридическая академия, г. Екатеринбург

В статье проведен анализ проблем и перспектив государственной инновационной политики. Особое внимание автор уделяет проблемам правового регулирования инновационной деятельности. Автором представлены основные направления формирования российской инновационной политики и системы правового регулирования инновационных отношений в Российской Федерации.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, государственная инновационная политика, правовое регулирование.

Общественное развитие как закономерный общественный процесс всегда имело и имеет определенный вектор, обусловленный совокупностью общих и конкретных целей и задач, стоящих перед народом.

Сущностной характеристикой процесса развития современного общества являются использование научного знания в сфере экономического производства, разработка и внедрение новейших технологий, производство и реализация на рынке новых товаров. Речь идет об инновационном развитии общества, определяющим фактором которого является возрастающая роль инновационных устремлений во всех областях общественной жизни. Инновации становятся средством экономического развития, обмена и обогащения, все более приобретают статус генерального индикатора культурного процесса того или иного общества, проникают и затрагивают все сферы социальных отношений. Этот глобальный общественный процесс, нуждающийся

на сегодняшний день в научно проработанной системе комплексного регулирования, сочетающей самые различные социальные регуляторы, требует обязательного участия государства.

Исходя из стратегического направления развития нашей страны, выражающегося в создании инновационной экономики на основе новейших научных знаний и современных, отвечающих мировому уровню технологий, необходима разработка и реализация последовательной и целенаправленной государственной политики в области инновационного развития, строящейся на научно обоснованных концептуальных основах государственного регулирования инновационной деятельности.

Необходимость активизации деятельности государства в обозначенной сфере общественных отношений объясняется еще и тем, что несмотря на происходящее в последние годы относительное оживление экономики, Россия с серьезным опозданием входит в систему положительных тенденций современных мирохозяйственных процессов и не сократила экономического отставания от наиболее развитых стран. В настоящее время в стране пока еще не созданы системные предпосылки и условия, обеспечивающие высокие и качественные темпы экономического развития [10].

Несмотря на наличие очевидных конкурентных преимуществ, состоящих в природных богатствах, научно-технологическом потенциале и высококвалифицированных кадрах, крупной научной базе, Россия, к сожалению, пока не смогла в полной мере

перейти к новой парадигме развития. А переход к инновационному развитию в нашей стране характеризуется множеством проблем и противоречий, имеющих комплексный характер.

Прежде всего следует выделить проблемы экономического характера.

Во-первых, как отмечает А. К. Шуркалин, одним из факторов, тормозящих утверждение инновационного контура социально-экономического развития России, является объективная макроэкономическая ситуация. Топливно-сырь-евые отрасли, опираясь на крайне благоприятную конъюнктуру мировых цен, являются самыми успешными и востребованными. Принося огромные валютные доходы, они продолжают выполнять в российской экономике роль «локомотива», препятствуя прогрессу наукоемких отраслей [11, с. 74]. То есть речь идет о прежнем, характерном еще для советского периода, преобладании добывающих отраслей в отраслевой структуре экономики, о топливно-сырьевой направленности российской экономики, хотя одним из условий инновационного развития страны является развитие наукоемких отраслей производства.

В условиях реализации нового курса, направленного на преодоление отсталости России через всестороннюю модернизацию, основанную на ценностях и институтах демократии, руководство страны в число приоритетов модернизации экономики и технологического развития включает внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности. В отдельное направление в рамках модернизаци-онного проекта выделены программы развития ядерной энергетики, направленные на разработку и создание реакторов нового поколения и ядерного топлива, востребованного не только отечественными, но и зарубежными производителями [6]. Именно развитие этих отраслей производства является ключевым для выхода России на новый технологический уровень, для обеспечения лидерских позиций в мире.

Во-вторых, по-прежнему тормозит инновационное развитие «привычка» российского бизнеса торговать тем, что создано в других странах.

Говоря об инновационном направлении экономического развития России, следует вести речь о той модели, которая более всего соответствует условиям социально-экономического развития нашей страны. Это импортозамещающая инновационная модель. В отличие от других стран Россия не

может закрепить за собой какие-то определенные направления специализации. Ведь ее экономика многопрофильная и весьма диверсифицирована в отраслевом направлении. Главное здесь — преодолеть значительную импортную зависимость российской экономики от поставок из-за рубежа многих видов машинотехнических и потребительских товаров, выпуск которых вполне могут наладить российские производители [11, с. 77].

В-третьих, существенным препятствием на пути инноваций является отсутствие эффективного механизма экономического стимулирования субъектов научной деятельности, а также хозяйствующих субъектов, внедряющих результаты НИ-ОКР. Для поддержки научной и инновационной деятельности необходимо создать систему льгот и преференций.

В экономически развитых странах, например, сложились следующие формы поддержки малых инновационных предприятий:

• прямое финансирование (субсидии, займы), которые достигают 50 % расходов на создание новой продукции и технологий (США, Франция и др.);

• предоставление ссуд, в том числе без выплаты процентов (Швеция);

• дотации (практически во всех промышленно развитых странах);

• создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного риска (Великобритания, Франция, ФРГ, Швеция, Голландия);

• безвозмездные ссуды, достигающие 50 % затрат на внедрение инноваций (ФРГ);

• снижение государственных пошлин для индивидуальных предприятий (США, ФРГ, Австрия);

• отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если изобретение касается экономии энергии (Австрия);

• бесплатное введение делопроизводства по заявкам индивидуальных изобретателей, бесплатные услуги патентных поверенных, освобождение от уплаты пошлин (ФРГ, Голландия) [3, с. 213].

Следует также отметить, что в России не созданы благоприятные финансово-кредитные и налоговые условия для модернизации промышленного производства на новой технологической основе, привлечения инвестиций в инновационную деятельность, без чего устойчивое развитие экономики практически невозможно. Вследствие этих причин ни потенциальные потребители инноваций, ни инвесторы не заинтересованы в

- 9

научно-технической и инновационной деятельности. Финансовые потоки находят пути к менее рискованным, но более прибыльным видам бизнеса: в сфере торговли, на финансовом рынке, операций с недвижимостью и т. д. В такой ситуации научные исследования и разработки экономически невыгодны. Поэтому реальные поступления денежных средств на развитие отечественной науки не обеспечивают даже ее простого воспроизводства [9, с. 27-28].

В наших условиях роль государства должна быть, несомненно, весьма значительной. Должна быть создана общенациональная система поддержки и развития инноваций. В ее рамках должны быть предусмотрены финансирование инновационной деятельности (государственное, частное, совместное), возможные льготы для инновационных проектов, развитие инфраструктуры инновационной деятельности (технопарки, инкубаторы и т. д.). Это позволит создать все необходимые экономические и институциональные условия развития инновационной экономики [1, с. 80].

В числе экономических проблем, сдерживающих инновационное развитие, кроме обозначенных, следует отметить незаинтересованность предпринимательского сектора в инновациях, несмотря на резкое падение конкурентоспособности его продукции не только на мировом, но и на внутреннем рынках; низкую доходность бизнеса, действующего в высокотехнологичных сферах с прибылями, получаемыми в сырьевом секторе.

Рассмотренный комплекс проблем свидетельствует о низкой инновационной активности отечественной экономики, о необходимости поиска и эффективного применения системы методов и средств по преодолению негативных факторов инновационного развития.

Следующей группой проблем, сдерживающих инновационное развитие, являются проблемы в области организации научной и научно-технической деятельности, заключающиеся в необходимости совершенствования организационной системы науки.

Устаревшая модель организации науки и научного обслуживания, сохраняющая еще многие черты советской системы, представляется важным препятствием на пути инновационного развития. Ее основным недостатком является неприспособленность к условиям рыночной экономики. Сдерживает процесс инновационного развития и большой разрыв между наукой, образованием и производством, который в последнее время возрос до критической черты: они оказались организаци-

10 -

онно и технически разобщены. А без интеграции науки, образования и производства, объединенной национальной инновационной стратегии экономика развиваться не сможет.

Для обеспечения эффективного взаимодействия науки, производства и образования на пути создания, коммерциализации и практического применения инновационной продукции необходима организация стройной цепочки взаимосвязей: наука - внедрение - потребление, которая призвана обеспечить быстрое внедрение конкурентоспособных технологий и видов продукции. А организационные формы научной деятельности должны быть разнообразными и эффективными, отвечающими потребностям инновационной экономики.

Не менее важной проблемой в этом контексте является недостаточное ресурсное обеспечение сферы науки и образования, выражающееся в недостаточной подготовке кадров для инновационной России.

На первом месте сегодня должны стоять подготовка кадров по новым приоритетным направлениям развития техники и технологий, экономики и управления, повышение роли дополнительного профессионального образования, подготовка специалистов, обладающих инновационными способностями, т. е. умением вырабатывать инновации самостоятельно, в процессе трудовой деятельности, находить новое в опыте других и использовать его в своей работе.

Трансформационные процессы в свою очередь требуют инновационного подхода и в системе подготовки будущих специалистов, что предполагает необходимость своевременного формирования интеллектуальных ресурсов, адекватных требованиям инновационного характера развития современной экономики, кадрового обеспечения научно-технического прогресса. При этом зачастую проблема состоит не только в уровне профессионального образования, подготовки квалифицированных специалистов и ученых, но и в изменении личностного облика этих кадров, мотивированных прежде всего к творчеству, инициативе, целеустремленных к нововведениям, настойчивых в их внедрении.

Третьей существенной группой проблем на пути инновационного развития является несовершенство законодательного и нормативно-правового обеспечения, регулирующего и стимулирующего инновационную деятельность:

• отсутствие основополагающего федерального

закона, закрепляющего терминологический

аппарат в области инновационной деятель-

ности, принципы реализации инновационной деятельности в РФ и формирования национальной инновационной системы;

• регулирование инновационных отношений, как правило, на уровне подзаконных нормативно-правовых актов, большинство из которых носит программный характер, и посредством отдельных норм федеральных законов, лишь косвенно регулирующих инновационную деятельность;

• несовершенство налогового законодательства в части предоставления субъектам инновационной деятельности налоговых льгот и стимулов;

• необходимость разработки механизма нормативно-правового обеспечения развития вузовской и академической науки, включая создание вузами и научно-исследовательскими институтами хозяйственных обществ, деятельность которых направлена на коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности;

• необходимость принятия пакета нормативно-правовых актов, предметом которых являются создание и функционирование венчурных фондов, технопарков, других элементов инновационной инфраструктуры. Существующая на данном этапе нормативно-правовая база регулирования инновационной сферы далека от совершенства и зачастую создает дополнительные преграды на пути инновационного развития. Отсутствуют не просто какие-либо нормативно-правовые акты, нет системности подхода, понимания сущности и структуры предмета правового регулирования, всеобъемлющего охвата организуемых отношений. Примером может служить принятие Федерального закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково». Шаг, безусловно, нужный, но все же носящий частный, индивидуальный, несистемный характер. Закон вступает в противоречие со многими действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации (помимо тех, которые устраняет федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием закона об инновационном центре). Многие отношения, нуждающиеся в правовом регулировании в связи с функционированием инновационного центра, остаются за пределами закона. И главное, не ясны полностью будущая экономическая модель центра, система управления центром, статус участников инновационных проектов, ожидаемый экономический эффект. Закон вступает в силу при отсутствии базового закона об инновационной деятельности, поэтому

многие важные понятия некорректны, нуждаются в дополнении и уточнении. В частности, спутаны определения инновационной и исследовательской деятельности, не ясен правовой статус управляющей компании, непонятна юридическая природа нормативного акта «правила проекта» (ст. 2 Федерального закона № 244-ФЗ) и т. д.

Указанные правотворческие проблемы проистекают из проблем юриспруденции как науки, и в первую очередь из теории государства и права, поскольку в настоящее время не исследована, не обобщена вся совокупность общественных отношений в сфере инновационного развития общества, не выработаны их общие системные закономерности как предмета правового регулирования. Не установлено соотношение процессов формирования государственной инновационной политики и правового регулирования инновационных отношений. Не определен единый терминологический аппарат.

Таким образом, инновационное развитие общества в России характеризуется наличием следующих проблем (барьеров), которые в основной своей массе могут возникать у любого государства в рассматриваемой сфере деятельности:

• отсутствие цельной, стройной, взаимосвязанной системы инновационного развития российского общества, основой которой должна стать инновационная экономика, источником — научно-технологический фактор, а результатом — устойчивое, сбалансированное и социально ориентированное развитие. Недостаточная разработанность научно-методологической базы формирования российской инновационной системы;

• сложившаяся за долгие реформаторские годы сырьевая зависимость национальной экономики и власти, сдерживающая поступательное и сбалансированное общественное развитие. Замедление темпов социально-экономического развития, снижение его эффективности, ограниченное решение социальных, экономических, экологических и общественно-политических проблем и приоритетов;

• человеческий фактор, слабое его вовлечение в инновационный процесс как активного участника, источника и проводника инновационных идей. Речь идет, с одной стороны, о формировании в России национальной системы инновационного воспитания населения на всем протяжении его жизни: от рождения до глубокой старости, с другой — о едином толковании инновационного процесса как систе-

- 11

мы отношений между людьми по получению нового или усовершенствованного знания, производственное использование которого способно обеспечить обществу получение социально-экономического эффекта или иного преимущества;

социально-психологические проблемы восприятия инновационной экономики. Для воплощения инновационных разработок в различных сферах человеческой деятельности необходимо создать определенную социальную атмосферу в обществе, способствующую инновационной активности личности. Следует воспринимать инновации как нечто необходимое для дальнейшего развития общества, конкретного человека, государства. Происходит нарастание социальной и общественно-политической нестабильности в обществе через снижение доверия к способности власти обеспечивать стабильно устойчивый рост экономики и прогрессивно сбалансированное повышение уровня и качества жизни населения страны;

низкий инновационный потенциал организаций. Консервация технической, технологической, структурной и организационной отстал ости российской экономики при ограниченных возможностях социально-экономического развития [8, с. 12—13];

недостаточная финансовая поддержка научно-исследовательской деятельности, отсутствие должного финансирования инноваторских решений со стороны как государства, так и крупных промышленных предприятий; нестабильное развитие фундаментальной науки, отсутствие должной интеграции между научным, производственным и финансовым секторами экономики;

отсутствие устойчивых и взаимовыгодных связей между участниками инновационного процесса. Недостаточная интеграция экономики, права и практической реализации в производстве и отраслях экономики; проблемы, связанные с коммерциализацией интеллектуальной собственности. Недостатки государственной политики по активизации вовлечения объектов интеллектуальной собственности в экономический оборот; несовершенство российского законодательства, направленного на регулирование процесса инновационного развития страны. Отсутствие единства правового регулирования отношений в инновационной сфере;

• низкий уровень образования населения в сфере инновационной деятельности. Весьма актуальными сегодня являются овладение знаниями и умениями в области защиты объектов интеллектуальной собственности и превращение интеллектуальных ресурсов компании в объекты интеллектуальной собственности и нематериальные активы, а также выбор правовой охраны и использование других процедур управления интеллектуальной собственностью. Перечисленные проблемы дают основание для поиска путей оптимизации инновационной политики государства и разработки практических рекомендаций для решения этих проблем.

Как и в большинстве развитых стран, в нашей стране идет активный поиск эффективного подхода, который бы, с одной стороны, опирался на всесторонний анализ и понимание глобальных инновационных процессов, особенностей развития высокотехнологичных мировых рынков. С другой стороны, подход к развитию инновационной деятельности в России, конечно же, должен всесторонне учитывать текущее состояние инновационной сферы в нашей стране, ее сильные и слабые стороны, тот социально-экономический контекст, в котором предстоит осуществить переход к инновационной экономике, основанной на знаниях.

Прежде всего речь идет о необходимости учета объективных и субъективных факторов, оказывающих непосредственное влияние на процесс инновационного развития российского общества.

1. Высокий интеллектуальный потенциал населения. Россия издревле считалась страной изобретателей, а после образования крупных научных школ — страной ученых. Этому способствовала политика российского государства в дореволюционный период, когда приглашались ведущие ученые из европейских государств, которые и основывали первые научные школы России. Это было и в числе приоритетных направлений советского правительства, которое строго держало курс на индустриализацию и научно-технический прогресс. Другое дело, что в нашей стране всегда были проблемы с правовым регулированием отношений интеллектуальной собственности, особенно в частно-правовой сфере, включая защиту авторских интересов.

Учет фактора в государственной политике и в правовом регулировании — больше творческой свободы и возможностей ее реализации, включая систему общего и высшего образования. Больше возможностей для коммерциализации результатов творческой деятельности, включая налоговые льготы и косвенное финансирование со стороны

государства. Сохранение ведущих научных школ путем гарантии их развития на законодательном уровне.

2. Наиболее развитая отрасль производства — добыча природных ресурсов. Сегодня это фактор, имеющий скорее негативную окраску, тормозящий инновационное развитие. Собственники в сфере сырьевой экономики - в основном монополистические организации (олигархические структуры), которым не выгодно вкладывать в инновации.

Учет фактора в государственной политике и в правовом регулировании — стимулирование разработки энергосберегающих технологий, альтернативных видов энергии при активной антимонопольной политике государства. Развитие всех других отраслей производства.

3. Ядерный потенциал и военно-промышленный комплекс. Российское государство всегда было крупной военной державой и занимало передовые места в сфере военных технологий. Это связано и с многочисленными внешними угрозами.

Учет фактора в государственной политике и в правовом регулировании — активная поддержка научных исследований в этой сфере, поиск получения экономического эффекта при строгом сохранении режима государственной тайны.

4. Локализация ресурсов, общий низкий уровень благосостояния населения. Большой разрыв между крупными собственниками и остальным населением. Очень незначительное присутствие «среднего класса».

Учет фактора в государственной политике и в правовом регулировании — создание условий для развития малого и среднего бизнеса именно в сфере инноваций путем поощрительной налоговой и кредитной политики.

5. Курс руководства страны на инновационное развитие. Выраженная политическая воля высших органов государственной власти, их готовность содействовать инновационному развитию и осуществлять его государственное финансирование — важнейший фактор современного развития России.

Учет фактора в государственной политике и в правовом регулировании — законодательное закрепление единого терминологического аппарата и единой национальной стратегии в базовом законе об инновационном развитии.

6. Правосознание населения в стадии формирования. Смена идеологий, экономические и политические потрясения, доказывающие, что право и государство сегодня пока не в состоянии полностью защитить граждан, замедляют процессы формирования социально-активной позиции лич-

ности, что влечет низкую активность и творческой, и предпринимательской деятельности.

Учет фактора в государственной политике и в правовом регулировании — современное законодательство страны и деятельность правоприменительных органов должны ярко позиционировать, защищать именно свободу творчества и предпринимательской деятельности, содержать самые различные нормы, стимулирующие активность предприимчивых людей.

Именно с учетом представленной системы факторов должна строиться государственная инновационная политика Российской Федерации, перспективы развития которой на сегодняшний день отражены в ряде программных документов, определяющих стратегию, основные направления инновационного развития общества и создание общих благоприятных условий для такого развития.

В их числе особо следует отметить Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года [5], Концепцию федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы» [4], Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, Стратегию развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденную Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 № 1), и др.

Так, например, в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года определены следующие основные задачи государственной научно-технической и инновационной политики:

• создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства;

• создание эффективной инновационной системы;

- 13

• развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок;

• модернизация экономики на основе технологических инноваций.

Исходя из представленной системы целей и задач определяются основные направления государственной политики в области развития национальной инновационной системы.

В целом следует отметить, что государственная инновационная политика РФ должна быть ориентирована на создание комплекса социально-экономических, организационных, правовых, научно-технологических условий, способствующих развитию инновационного потенциала страны. Важнейшими средствами на пути достижения обозначенной цели государственной инновационной политики должны стать разработанные государством с учетом зарубежного опыта развития инновационной сферы и особенностей российской действительности и активно реализуемые меры государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности, необходимые для обеспечения устойчивого экономического развития, роста общественного благосостояния, повышения уровня жизни человека и общества; обеспечения конкурентоспособности предприятий на всех уровнях предпринимательской деятельности и конкурентоспособности государства в международных отношениях; решения экологических, демографических, продовольственных, медицинских и других социальных проблем; повышения эффективности реформ и государственных преобразований.

Основные направления формирования инновационной политики имеют первоочередное значение для достижения перспективных и текущих целей социально-экономического развития государства. Они формируются под воздействием экономических, политических, социальных и других факторов.

В качестве направлений формирования российской инновационной политики и системы правового регулирования инновационных отношений в Российской Федерации предлагается рассматривать следующие:

1. Создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности.

В рамках данного направления следует: а) определить правовые нормы, регламентирующие использование ресурсов систем научно-технической и военно-технической информации для информационной поддержки инновационной

14 -

деятельности, включая обмен знаниями и технологиями между оборонно-промышленным и гражданским секторами экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В начале февраля 2011 г. депутатами Государственной Думы внесены проекты федеральных законов, регулирующих вопросы государственной поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации.

Первый законопроект № 495392-5 «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации» внесен депутатами Государственной Думы О. В. Морозовым, В. А. Черешневым и др.

Второй пакет законопроектов № 496139-5 «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации» и № 496144-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О господдержке инновационной деятельности в Российской Федерации» внесены депутатами Государственной Думы И. Д. Грачевым, О. Г. Дмитриевой и др.

В марте 2011 г. прошло рассмотрение законопроекта № 495392-5 «О государственной поддержке инновационной деятельности» Советом Государственной Думы1. Законопроект содержит определения основных понятий, в частности «инновационная деятельность», «субъект государственной поддержки» и иные. Согласно проекту государственная поддержка инновационной деятельности включает в себя следующие виды: финансовая поддержка, налоговое и таможенное стимулирование, организационно-правовая поддержка, информационная поддержка. Указанные виды господдержки в свою очередь представлены различными формами, перечень которых не исчерпывается в законе. В проекте закона устанавливаются компетенция органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в сфере государственной поддержки инновационной деятельности, а также порядок их взаимодействия в этой сфере;

б) создать правовые условия для консолидации усилий федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления по формированию инновационной системы;

в) расширить полномочия субъектов РФ и муниципальных образований по ресурсной поддержке инновационной деятельности;

г) разработать и реализовать меры налоговой, таможенной и тарифной политики, нацеленные на

1 URL: http://www. duma. gov. ru/systemsДaw/?number=495392-5&sort=date.

стимулирование коммерциализации и внедрения в производство новых технологий;

д) создать нормативно-правовую базу, направленную на формирование благоприятной среды для привлечения частных инвестиций для финансирования инновационной деятельности, включая развитие форм совместного финансирования инновационных проектов за счет средств федерального бюджета и средств частных инвесторов.

Политика РФ в области развития инновационной системы базируется на равноправном государственно-частном партнерстве и направлена на объединение усилий и ресурсов государства и предпринимательского сектора экономики для развития инновационной деятельности.

В рамках данного направления также предлагается совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;

е) увеличение финансирования науки из средств федерального бюджета в РФ, что можно наблюдать в последние годы (см. таблицу);

ж) повышение конкурентоспособности экономики страны. В связи с этим большое значение для государства и общества приобретает четкая политика в области эффективного обеспечения инновационной деятельности и инновационных процессов. Важно осознавать, что недостаточно разработана и реализуется инновационная политика не только на предприятии или в рамках отдельной отрасли, но и на уровне всей страны. Существует необходимость создания инновационной сферы для решения многочисленных экономических проблем, связанных с преодолением сырьевой ориентации экономики и ее технологической деградацией.

Целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода

на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов РФ: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства.

2. Формирование инфраструктуры инновационной системы, что предполагает:

• создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры. Инфраструктура инновационной системы развивается в первую очередь на территориях субъектов и муниципальных образований РФ с высокой концентрацией инновационного потенциала, включая наукограды, академгородки, особые экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования и иные виды технополисов в соответствии с условиями конъюнктуры внутреннего и мирового рынков;

• формирование инновационно-активных территорий (наукоградов, технополисов и др.), в том числе технико-внедренческих экономических зон;

• развитие системы региональных и отраслевых фондов поддержки инновационной деятельности, включая фонды стартового финансирования и венчурного предпринимательства;

• формирование системы информационной поддержки, включая оказание консалтинговых услуг для организации взаимодействия участников инновационной деятельности;

• содействие созданию и развитию малых инновационных предприятий, в том числе в бюджетных научных и образовательных учреждениях.

Функциями РФ по поддержке инновационной деятельности в образовательных и научных учреждениях являются:

• содействие развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных кадров;

Финансирование науки из средств федерального бюджета [7]

Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Расходы федерального бюджета, млн руб. 47 478,1 76 909,3 97 363,2 132 703,4 162 115,9

В том числе:

на фундаментальные исследования 24 850,3 32 025,1 42 773,4 54 769,4 69 735,8

на прикладные научные исследования 22 627,8 44 884,2 54 589,8 77 934,0 92 380,1

В процентах:

к расходам федерального бюджета 1,76 2,19 2,27 2,22 2,14

к валовому внутреннему продукту 0,28 0,36 0,36 0,40 0,39

• формирование государственных заказов на НИОКР, обеспечивающих начальный спрос на инновации, которые затем получают распространение в экономике;

• посредничество во взаимодействии академической, вузовской и прикладной науки, стимулирующее кооперации в области НИОКР. 3. Создание системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и обеспечение охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности.

Государственная поддержка коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, включая подготовку производства и обеспечение вывода на рынок инновационной продукции, осуществляется путем:

• разработки и координации федеральных, региональных, межведомственных и ведомственных целевых программ в целях консолидации и концентрации бюджетных и внебюджетных ресурсов для финансирования инновационной деятельности. Российская Федерация существенно продвинулась вперед в области формирования инновационной политики и создания системы управления инновациями (включая формирование правовой базы развития, рост числа министерств, участвующих в инновационной политике, использование зарубежного опыта, определение приоритетов и мониторинг инноваций). Основной проблемой российской инновационной политики является перераспределение ответственности между различными игроками внутри инновационной системы и разработка новых способов взаимодействия между ними для формирования более динамичной и диверсифицированной экономики [2, с. 58];

• комплексного решения задач инновационного развития регионов и наукоемких высокотехнологичных отраслей в рамках реализации Перечня приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21.05.2006 № Пр-843, и Перечня критических технологий Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21.05.2006 № Пр-842;

• совершенствования механизмов взаимодействия участников инновационной деятельности, в первую очередь между научными организациями, высшими учебными заведениями и промышленными предприятиями в целях продвижения новых знаний и технологий в производство.

16 -

Для формирования инновационной политики в РФ необходимо учитывать зарубежный опыт регулирования инноваций, а также усилить государственную поддержку и обеспечить совместную с предпринимательским сектором экономики реализацию важнейших инновационных проектов государственного значения (инновационных проектов национального значения) в приоритетных конкурентоспособных секторах внутреннего и мирового рынков высокотехнологичной продукции; обеспечить ускорение процессов интеграции научной, образовательной, производственной деятельности для экономически эффективной реализации программ повышения конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке.

Таким образом, государственная инновационная политика России должна:

• содействовать повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;

• ориентироваться на всемирную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

• сочетать государственное регулирование инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма;

• содействовать развитию инновационной деятельности в России, межрегиональному и международному трансферу технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защите интересов национального инновационного предпринимательства. Эффективная инновационная политика является мощным инструментом, с помощью которого государство может преодолеть спад в экономике, организовать работу внутреннего рынка и в дальнейшем выйти на мировой рынок высокотехнологичной продукции.

Несмотря на активные инициативы по поиску эффективного подхода к государственному регулированию инновационной деятельности, представляется, что в настоящее время трудно говорить о наличии достаточно четко определенной государственной инновационной политики РФ. Инновационная деятельность в России государственно регулируется лишь отдельными направлениями, слабо связанными между собой. В ходе реализации этой задачи приходится сталкиваться с весьма значимой проблемой, выражающейся в не-

совершенстве теоретических основ государственного регулирования инновационной деятельности, что препятствует целенаправленному развитию и достижению стратегических целей формирования в России инновационной экономики. Речь идет об отсутствии методологической базы, теоретически осмысленного инструментария разработки и реализации инновационной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях, несовершенстве механизмов, обеспечивающих системную интеграцию государственных стратегических инициатив в инновационной сфере на национальном и региональном уровнях, отсутствии научно обоснованной системы приоритетов и единой структурированной системы целей по государственно-правовому регулированию инновационной деятельности и т. д.

Вместе с тем только реализация целенаправленного государственного регулирования инновационной деятельности обеспечит перевод экономики страны на инновационный этап. Понимание этого обстоятельства диктует необходимость изменения самой идеологии государственной инновационной политики, которая должна выйти из деформирующих ее рамок социально-экономической политики и приобрести не только самостоятельное, но и определяющее значение для всех сфер государственной и общественной жизни.

Список литературы

1. Дунаев Э. П. Причины недостаточного развития инновационной экономики в Российской Федерации // Инновации и экономическое развитие: опыт зарубежных стран и России: сб. науч. статей / под ред. М. В. Кулакова, М. Н. Осьмовой. М.: ТЕИС, 2009.

2. Иванова Н. И., Дежина И. Г., Шелюбская Н. В., Пипия Л. К. Анализ инновационной политики и оценка ее результатов // Инновации. 2008. № 5.

3. КокуринД. И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001.

4. Концепция федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы»: распоряжение Правительства РФ от 06.07.2006 № 977-р.

5. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года: постановление Правительства РФ от 05.08.2005 № 2473п-П7.

6. Послание Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г.

7. Российский статистический ежегодник. 2009. Стат. сб. М.: Росстат, 2009.

8. Татаркин А. И. Состояние и проблемы активизации инновационного развития экономики России // Интеллектуальные ресурсы и правовое регулирование инновационной экономики. Кадры и технологии: Тезисы докладов V Международной научно-практической конференции. Т. 1. Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2009.

9. Тодосийчук А. В. Условия перехода к инновационной экономике // Экономист. 2010. № 2.

10. Шагалов Г. Л., Андреев В. В. Вопросы активизации инновационной деятельности и ее финансирования // Инновации и экономическое развитие: опыт зарубежных стран и России: сб. науч. статей / под ред. М. В. Кулакова, М. Н. Ось-мовой. М.: ТЕИС, 2009.

11. Шуркалин А. К. Факторы, затрудняющие реализацию инновационного развития российской экономики // Инновации и экономическое развитие: опыт зарубежных стран и России: сб. науч. статей / под ред. М. В. Кулакова, М. Н. Осьмовой. М.: ТЕИС, 2009.

\

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ !

Журналы Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.

_)

_ И

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.