УДК 338.46:330.34
О.И. ФЕКЛИСТОВ
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЖКХ
Ключевые слова: государственная жилищная политика, инновационные перспективы, жилищная инновационная стратегия, жилищный фонд, организационноправовое обеспечение, подготовка кадров, повышение квалификации.
Исследуются актуальные проблемы регулирования инновационной деятельности в ЖКХ, анализируются особенности современного инвестиционного механизма инновационных процессов, определяются новые инновационные задачи социальной жилищной политики, рассматриваются радикальные преобразования организационноправового обеспечения инновационного управления и развития ЖКХ регионов.
O.I. FEKLISTOV
REALIZATION OF STRATEGIC TARGETS INNOVATIVE DEVELOPMENT OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES Key words: state housing policy, innovative prospects, housing innovative strategy, available housing, organizational-legal maintenance, a professional training, improvement of professional skill.
Actual problems of regulation of innovative activity in housing and communal services are investigated, features of the modern investment mechanism of innovative processes are analyzed, new innovative problems of a social housing policy are defined, radical transformations of organizational-legal maintenance of innovative management and development of housing and communal services of regions are considered.
Произошедшие за последние годы изменения в экономике России все настоятельнее требуют от региональных административных, хозяйственных руководителей умения видеть инновационные перспективы, принимать научно обоснованные стратегические решения. В то же время в современных экономических условиях развитие регионов, находящихся на их территориях предприятий ЖКХ зависит, прежде всего, от того, имеют ли они собственную жилищную инновационную стратегию, а также от того, сумеют ли они последовательно реализовать эту стратегию на практике с помощью конкретных и эффективных мероприятий.
Для российских регионов очень важно сегодня, чтобы результаты инноваций, внедрения новых технологий эффективнее доводились до коммерческой значимости [1]. Иначе говоря, способность к нововведениям в области ЖКХ не должна сводиться только к исследованиям и разработкам, а должна включать в себя все, связанное с производством, маркетингом, сбытом и потреблением услуг. Такая способность, несомненно, требует дальнейшего совершенствования законадательной базы, снижающей деловые риски при осуществлении новых инновационных проектов, ибо, по нашему мнению, в целях развития в региональных ЖКХ инновационного процесса российскому инновационному бизнесу сегодня требуются от государства не столько дополнительные финансовые вливания, сколько создание соответствующих условии, которые бы стимулировали спрос на инновации в ЖКХ. Для этого необходимо прежде всего формирование адекватной нормативно-правовой базы, особенно важной для развертывания инновационной деятельности, потому что в ней чрезвычайно велика юридическая составляющая (договоры, авторские права, закрепление прав интеллектуальной собственности и т.д.). К сожалению, в России до настоящего времени отсутствуют достаточно четкое прописанные современные нормы, регулирующие деятельность инновационных структур сфере в ЖКХ. Больше внимания требуется и развитию в регионах правовой инновационной
защиты, вопросам вовлечения в экономический оборот интеллектуальной собственности (изобретения, промышленные образцы и др.).
Регулирование инновационной деятельности в ЖКХ опирается сегодня на ряд нормативно-правовых актов, к числу которых можно, например, отнести законы «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ ЭВМ и баз данных». Большое значение в развитии инновационной деятельности имеет специальный раздел Федерального закона от 23.08.96 г. «О науке и государственной научно-технической политике». На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.95 г. «О Федеральном фонде производственных инноваций» была создана некоммерческая государственная организация Фонд поддержки производственных инноваций, которому предусматривалось выделение инвестиций в размере 1,5% от госкапиталовложений для финансирования особо важных инвестиционных проектов. Затем специальным Постановлением Правительства РФ от 21.01.96 г. «Об улучшении информационного обеспечения населения РФ» был определен ряд общих мер по улучшению этой работы.
Многие вопросы инвестиционной и инновационной деятельности в регионах России отражены и в федеральных, и в региональных программах социальноэкономического развития. Так, например, в Указе Президента РФ от 03.06.96 г. «Об основных положениях региональной политики в РФ» и самих Основных положениях привлечение и использование инноваций рассматривается как важный аспект хозяйственного и производственного развития. Этим же целям служат и многие другие указы и постановления Правительства РФ [5]. А.А. Румянцев в обобщенном виде дает их характеристику по 25 субъектам РФ:
- содействие развитию и сохранению инновационного потенциала, созданию системы оживления инновационной деятельности (Астраханская, Владимирская, Нижегородская, Тамбовская области);
- сосредоточение внимания научных учреждений и предприятий, направленного на разработку и освоение прогрессивных технологий, перевод экономики региона на интенсивный, инновационный тип развития (Алтайский край, Новгородская область);
- создание соответствующих предпосылок для оживления и подъема экономики, усиление инновационной деятельности как важного фактора экономического и социального развития региона (Приморский и Хабаровский края);
- осуществление на территории региона единой инновационной политики (Ленинградская область);
- создание соответствующих условий для финансирования и функционирования субъектов инновационной деятельности (Оренбургская и Саратовская области) и т.д. [4].
Начавшееся с середины 80-х годов прошлого столетия реформирование экономики России коренным образом изменило цели и направления стратегического управления инновационным развитием регионов. Ликвидация системы централизованного планирования была направлена на концентрацию внимания органов государственного управления на решение ключевых вопросов общественного развития, связанных с избранными национальными приоритетами. Соответственно изменился и стиль управления. Из ведомственно-отраслевого он превратился в программно-целевой, что стало сопровождаться качественным преобразованием органов государственного управления, основное внимание которых в настоящее время сосредоточивается на определении приоритетных стратегических направлений развития науки и техники с разработкой и реализацией федеральных и региональных программ, создании экономических и организационно-правовых условий для становления новых технологических укладов, обеспечивающих структурные сдвиги в экономике, финансировании этих целей.
Изменение функциональной нацеленности государственных структур, формирование в обществе новой хозяйственной среды обусловили резкое уменьшение роли директивных функций государства, направленных на стимулирование решения важнейших с точки зрения перспективы научно-технических задач. И хотя механизм стратегического регулирования инновационных процессов в России до настоящего времени окончательно не сформирован, ряд организационно-правовых шагов в этом направлении, особенно на федеральном уровне, уже осуществлен, в том числе и в системе ЖКХ России и Санкт-Петербурга.
Одной из особенностей современного инвестиционного механизма является финансирование инновационных процессов через специальные фонды, созданные как на федеральном, так и на региональном уровнях государственного управления. Так, в целях оказания финансовой поддержки инновационным проектам в 1990 г. был создан Российский инновационный фонд, для финансирования технологических разработок - Российский фонд технологического развития (1992 г.), для поддержки развития малого бизнеса - фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции (1993 г.), для поддержки рискового предпринимательства - фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (1994 г.), в целях высокорентабельного инвестирования в рамках отдельных программ - федеральный центр проектного финансирования (1995 г.) и некоторые другие [2].
Следует отметить, что развивающаяся в России коммерческая кредитная система также включила в себя соответствующие элементы инновационной инфраструктуры. Были созданы инновационные банки для содействия развитию инициативы по разработке и внедрению изобретений, выпуску высокоэффективных видов продукции, повышению технического уровня и конкурентоспособности отечественных товаров, которые помимо финансирования и кредитования инновационных проектов стали осуществлять приобретение научно-технических разработок для организации производства и сбыта техники и технологий, приобретение и сдачу в аренду основных средств с последующей передачей права владения ими арендатору, посреднические услуги, связанные с маркетингом в сфере инновационной деятельности; консультативные услуги. Некоторые банки стали принимать участие в финансировании инновационных проектов в рамках федеральных программ, выступать гарантами по проектам, поддерживаемым федеральными фондами и другими инвесторами [2].
Развитию инноваций в крупном бизнесе способствовал и капитал ряда финансово-промышленных групп, одной из целевых установок создания которых явилась направленность на улучшение инвестиционной ситуации в ЖКХ российских регионов. Именно это являлось одним из приоритетов государственной политики в жилищно-коммунальной сфере в период 1995-2000 гг. В области налогового регулирования инновационной активности и восприимчивости ЖКХ решающую роль стали играть льготы, предоставляемые инновационно-ориентированным регионам, предприятиям и даже отдельным новаторам в части налогов на добавленную стоимость, прибыль и др.
На современном этапе формирование и регулярную корректировку приоритетных направлений развития науки, технологий и техники предусматривают «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу». Приоритетные направления развития науки, технологий и техники задают сегодня общий вектор научно-технического развития России, в которых применение новых технологий и техники, а следовательно, инновации, могут принести наибольший совокупный эффект. При этом корректировка бывает направлена, как правило, на уточнение ориентиров развития российского научно-технического потенциала с учетом глобальных тенденций и среднесрочных приоритетов социаль-
но-экономического развития. Целью такой корректировки являлось, например, создание адекватной информационной основы для определения бюджетных приоритетов в области науки и технологий, формирования, в частности, федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 годы» и в конечном счете для повышения эффективности бюджетных средств, вкладываемых в технологическое развитие, в том числе и ЖКХ.
Любопытно проследить эволюцию отношений государства к социальной тематике в области жилищной сферы. В самом начале переходного периода основные цели новой жилищной политики России и реформирования жилищного сектора были намечены в Законе Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. «Об основах федеральной жилищной политики», в нем предусматривалось:
- обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан;
- строительство и реконструкция государственного, муниципального и частного жилищных фондов;
- создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования строительства жилья (средств населения, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, отечественных и иностранных предпринимателей, кредитов банков и других источников);
- развитие частной собственности, обеспечение защиты прав предпринимателей, собственников в жилищной сфере;
- развитие конкуренции в сфере строительства, содержания и ремонта жилищного фонда, а также в производстве строительных материалов, изделий и предметов домоустройства.
В дальнейшем, в одобренной на заседании Правительства Российской Федерации 30 марта 2000 г. «Стратегии государственной жилищной политики на 2001-2005 г. и долгосрочную перспективу» стратегические (долгосрочные) цели жилищной политики были определены следующим образом:
- создание устойчивых рыночных механизмов и инфраструктуры рынка жилья, обеспечивающих доступность жилья и жилищно-коммунальных услуг гражданам в соответствии с их платежеспособным спросом;
- обеспечение социальной защиты малоимущих граждан в жилищной сфере, гарантирующей им жилищные условия в соответствии с установленными социальными стандартами;
- формирование системы гарантированного обеспечения жильем малоимущих и иных категорий граждан, установленных законодательством;
- обеспечение безопасности проживания граждан в жилищах и необходимого качества услуг в жилищной сфере;
- формирование эффективных рынков стройматериалов, земельных участков под застройку, жилищно-коммунальных услуг, соответствующих спросу потребителей.
Как видно, на первый план по приоритетности вышла задача формирования рыночных форм развития жилищных отношений, а социальные обязательства государства по обеспечению жильем населения сформулированы гораздо точнее.
К сожалению, о государственной жилищной политике на период 20012005 гг. и долгосрочной перспективе мало кто знает даже среди специалистов. Многие рыночные направления составили основу программы «Жилище» на 2002-2010 годы, но весь социальный блок жилищной политики оказался «за бортом». В этих условиях определение общих принципов, приоритетов и направлений государственной жилищной политики, прежде всего ее социального аспекта, представляется исключительно важным. Это тем более актуально, что практически все страны Европы и страны с переходной экономикой в на-
стоящее время пересматривают ответственность государства за обеспечение населения жильем минимального социального стандарта качества.
Роль государства в жилищной политике состоит сегодня в обеспечении всего населения страны адекватно оборудованными жилыми помещениями приемлемого размера, нормального качества, по разумной стоимости и в нормально функционирующей окружающей среде.
Таким образом, сегодня очевидно, что пора четко сформулировать новые инновационные задачи социальной жилищной политики российского государства, среди которых:
- определение принципов создания (строительство, модернизация, реконструкция), предоставления и содержания социального жилья;
- определение роли публичной власти в регулировании процессов создания и предоставления социального жилья, в том числе процессов бюджетного софинансирования;
- диверсификация в жилищной сфере финансово-кредитных механизмов, доступных для большинства населения;
- перераспределение в соответствии с новым законодательством вопросов местного самоуправления, функций ответственности между уровнями власти в сфере жилищного строительства, управления жилфондом и обеспечения работоспособности коммунальной инфраструктуры.
Вступивший в действие в 2006 г. Жилищный кодекс Российской Федерации определил следующую градацию жилищного фонда в зависимости от целей его использования (ст. 19):
- жилищный фонд социального использования предоставляется гражданам по договорам социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилфондах;
- специализированный жилищный фонд предназначен для отдельных категорий граждан и выделяется из государственного и муниципального жилфондов;
- индивидуальный (частный) жилищный фонд используется гражданами-собственниками на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами-собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
- жилищный фонд коммерческого назначения используется собственниками таких помещений для предоставления гражданам на условиях договоров во владение и (или) в пользование.
Таким образом, Жилищный кодекс закрепил исключительное право на создание предоставление жилищного фонда социального использования только за государством и муниципалитетами, т.е. за публичной властью.
В то же время ни один законодательный документ не регламентирует механизмов создания такого жилфонда, а из федерального бюджета уже в течение многих лет практически полностью прекращено финансирование жилищного строительства.
В такой ситуации весьма ощущается необходимость радикальных преобразований в организационно-правовом обеспечении инновационного управления и развития ЖКХ регионов. По нашему мнению, в качестве основных мер по упорядочению создавшегося положения можно было бы рекомендовать нижеследующие:
- внесение соответствующих изменений в Гражданский кодекс РФ и в специальные федеральные законы, региональные постановления и распоряжения, регламентирующие вопросы правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности, в части закрепления системообразующих правовых норм об интеллектуальной собственности и особенностей регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности в ЖКХ;
- нормативное закрепление рационального порядка приобретения прав на результаты научно-технической деятельности, созданные с привлечением государственных средств (бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды) и частных инвестиций, обеспечивающего баланс интересов всех участников правоотношений в процессе инновационной деятельности: авторов (разработчиков) и работодателей, исполнителей работ и потребителей результатов научно-технической деятельности, государственных заказчиков и частных инвесторов;
- развитие законодательной нормативно-методической базы, обеспечивающей оценку стоимости результатов научно-технической деятельности и их полный учет в составе нематериальных активов, в том числе в виде объектов коммерческой тайны, что, по нашему мнению, в целом будет способствовать капитализации и росту стоимости имущественного комплекса региональных предприятий, сохранению существующих научных и технологических достижений;
- принятие нормативных актов, регламентирующих порядок закрепления за государством прав на результаты научно-технической деятельности, созданные с привлечением средств федерального бюджета, условия и порядок использования этих прав;
- совершенствование системы трудовых отношений работников и работодателей в части регламентации прав, обязанностей и ответственности в вопросах сохранения коммерческой тайны, неразглашения конфиденциальной информации, «ноу-хау» и др.
За последние годы в этом отношении уже многое сделано, инновационная направленность сферы ЖКХ, жилищного строительства дает определенные положительные результаты.
Особое внимание в Санкт-Петербурге уделяется обеспечению жилыми помещениями государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, предоставлению безвозмездных субсидий ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, многодетным семьям, имеющим детей инвалидов, многодетным семьям, а также предоставлению жилищных сертификатов. Кроме того, активно реализуется одна из новых форм государственного содействия в улучшении жилищных условий путем предоставления безвозмездных субсидий. Так, в прошлом году 1155 семей, имеющих в своем составе граждан, подпадающих под действие Федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в российской Федерации» получили субсидии за счет средств федерального бюджета на общую сумму 501,183 млн руб. [2].
Важнейшей обеспечивающей подсистемой является финансовая. Без решения финансовых проблем и привлечения существенных финансовых ресурсов решение задач реформирования и, тем более, развития данной сферы в современных условиях практически невозможны. Поэтому проработка механизма финансирования в настоящее время является приоритетной. Это тем более важно в условиях поэтапного перехода отраслей жилищно-коммунальной сферы на самофинансирование (по крайней мере, в части текущих расходов). В связи с этим необходимы разработка программы перехода ЖКХ на принципы самофинансирования, выявления источников ресурсообеспечения, ресурсосбережения и возможностей их привлечения в сферу жилищно-коммунального хозяйства.
Успешная реализация реформ и существенное улучшение функционирования ЖКХ невозможны также без квалифицированного персонала, отвечающего современным квалификационным требованиям. В условиях неполной занятости и в связи с важными задачами, стоящими перед данной сферой эти требования существенно повышаются. Наряду с организацией системы подготовки и переподготовки рабочих особую значимость имеют подготовка и переподготовка специалистов высшего и среднего звена. Здесь главную роль играет выбранная база обучения, которая должна обеспечить подготовку со-
временных управленцев и экономистов-менеджеров, обладающих знаниями, умениями и навыками в области менеджмента и маркетинга, управления персоналом и экономики недвижимости, управления инвестиционным процессом и управления проектами, бухучета и финансов. Регионы нуждаются сегодня в проведении активной и целенаправленной политики переподготовки и повышения квалификации работников жилищно-коммунального хозяйства. Необходимо формировать соответствующие заказы переподготовку и повышение квалификации работников жилищно-коммунального хозяйства; четко обосновывать направления и цели переподготовки и повышения квалификации кадров, что позволит, перейти от малоэффективного обучения к изучению конкретных путей решения актуальных практических задач.
Особую роль играет информационное и социально-психологическое обеспечение реформ и крупных мероприятий в области ЖКХ. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства предусматривает психологическую готовность населения и работников к принятию и поддержке нововведений и инноваций. В противном случае даже самые бесспорные меры будут обречены на неудачу. Поэтому при проведении крупных преобразований необходимы специальные меры по пропаганде и разъяснению позитивных (и негативных) сторон реформ, по подготовке населения и самих исполнителей работ к неизбежности проведения нужных, но порой трудных, болезненных мероприятий. Проведение социально-психологической подготовки, в свою очередь, требует практически проработанных методик и квалифицированных специалистов. Таким образом необходимым условием организации эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством является полная, достоверная и своевременная информация о состоянии жилищного фонда и коммунальных объектов, уровне и качестве жилищно-коммунального обслуживания населения, процессах, происходящих в различных его звеньях с позиции современной комплексной оценки результатов развития ЖКХ.
Литература
1. Краснов Д.Ю. Проблемы и возможности эффективного управления проектами инвестиционно-строительного комплекса региона / Д.Ю. Краснов // Вестник Чувашского университета. 2009. № 1. С. 425-430.
2. Краюхин Г.А. Опыт и проблемы экономического регулирования нововведений в России / Г.А. Краюхин, Л.Ф. Шайбакова // Известия Санкт-Петербургского университете экономики и финансов. СПб., 1996. № 4.
3. Росстат, Регионы России. Социально-экономические показатели. М., 2007.
4. Румянцев А.А. Нормативно-правовые условия инновационной деятельности / А.А. Румянцев // Современное экономическое и социальное развитие: проблемы и перспективы. СПб, ВЭО РФ, 2002.
5. Управление инвестициями. М.: Высшая школа, 1998. Т. 1.
ФЕКЛИСТОВ ОЛЕГ ИВАНОВИЧ - докторант, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Россия, Санкт-Петербург ([email protected]).
FEKLISTOV OLEG IVANOVICH - doctoral candidate, Economic Sciences of St. Petersburg State University of Economics and Finances, Russia, Saint Petersburg.