УДК 658.7
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО
ТРАНСПОРТА КРУПНЫХ ГОРОДОВ
Д. В. Николаёнок1 Научный руководитель - Е. В. Белякова2
1Сибирский институт бизнеса, управления и психологии Российская Федерация, 660069, г. Красноярск, ул. Московская, 7а 2Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Определена роль общественного транспорта в функционировании крупного города, выделены проблемы его развития; рассмотрены проблемы в системе городских общественных перевозок г. Красноярска; представлены альтернативные решения развития транспортной системы крупных городов через инновационные виды транспорта.
Ключевые слова: транспорт, инновации, городской общественный транспорт.
PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF URBAN PUBLIC TRANSPORT IN LARGE CITIES
D. V.Nikolayenok1 Scientific supervisor - E. V. Belyakova2
1Siberian Institute of Business, Management and Psychology 7a, ul. Moscow, Krasnoyarsk, 660069, Russian Federation 2Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article defines the role of public transport in the functioning of a large city, the problems of its development are singled out; Problems in the urban public transportation system in Krasnoyarsk; Alternative solutions for the development of the transport system of large cities through innovative modes of transport are presented.
Keywords: transport, innovations, urban public transport.
Городской общественный транспорт играет важную роль в обеспечении жизнедеятельности населенных пунктов, их экономического роста и качества жизни. Эффективное и устойчивое развитие транспортной инфраструктуры должно обеспечивать возрастающий спрос населения на транспортные услуги. В настоящее время перед городским общественным транспортом ставится ряд сложных задач [5]: децентрализация городской деятельности приводит к усложнению и удорожанию обслуживания городских районов общественным транспортом; модели перевозок пассажиров постоянно устаревают, так как инфраструктуры отдельных систем общественного транспорта, в частности трамваев, троллейбусов и метро являются фиксированными, в то время как города являются динамичными; системы общественного транспорта часто функционируют независимо от систем личного и грузового транспорта, а также коммерческой инфраструктуры, что приводит к определенным проблемам перемещения пассажиров от одной системы перевозок к другой; доступная и мобильная система автомобильного транспорта является весомым конкурентом общественного транспорта, что приводит к снижению пассажиропотока; и др.
Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управлении цепями поставок»
В качестве примера современных проблем в системе городских общественных перевозок рассмотрим город Красноярск.
Красноярск - один из крупнейших городов России, с ежегодно возрастающей численностью населения. С увеличением населения и разрастанием городской территории растет потребность в перемещении и, следовательно, количество личного транспорта, что усугубляет экологическую и транспортную проблему города. Уровень автомобилизации в городе с каждым годом увеличивается, на 1000 красноярцев приходится 293 автомобиля, что превышает среднероссийский показатель - 288 автомобилей на 1000 жителей.[3]
Расположение города на берегах реки Енисей оказывает существенное влияние на транспортную систему города. На дорогах, соединяющих левый и правый берега, при въезде на мост и на самих мостах, особенно в часы «пик», образуются пробки, что приводит к увеличению объема выхлопных газов. Совсем недавно в Красноярске запустили четвертый автодорожный мост через р. Енисей, который должен снизить суммарную транспортную нагрузку на существующие мостовые переходы, значительно улучшить экологию города, особенно его центральной части. Однако, проблему пробок в городе это не снижает.
Правительством Красноярска принят ряд мер для улучшения ситуаций на дорогах города. Так, в 2016 году была принята «дорожная карта» мер для улучшения экологической ситуации в городе. Она предполагает перенос промышленных предприятий за пределы города, а также перевод пассажирских перевозок на транспорт повышенного экологического класса, что, по мнению правительства города, позволит снизить объем выхлопных газов. С 1 июля 2017 года предлагается установить запрет на передвижение большегрузного транспорта по территории города и организовать продажу на автозаправочных станциях автомобильного топлива повышенного экологического класса. Данные решения могут снизить экологическую нагрузку, оказываемую транспортом, но не решает экологическую и транспортную проблему в целом [4].
Одной из эффективных мер, реализуемых в Красноярске, можно считать проект «Городская электричка», цель которого - повышение качества транспортного обслуживания за счет развития технологий внутригородских перевозок и интеграции городских железнодорожных маршрутов с пригородным сообщением и перевозками другими видами транспорта. Красноярск одним из первых в России организовал внутригородские перевозки железнодорожным транспортом. На сегодняшний день аналогичные проекты реализуются в 8 городах. В настоящее время в рамках проекта во внутригородских перевозках участвуют 30 пар пригородных поездов, ежедневно проходящих в городской черте. Несмотря на положительные результаты реализации данного проекта, личный транспорт остается наиболее привлекательным для горожан. С нашей точки зрения, основными мерами по решению транспортной проблемы города могут стать: увеличение числа разноуровневых развязок, строительство новых мостов, развитие городского общественного транспорта.
Современные тенденции в области транспорта можно разделить на два направления: создание нового транспорта на основе уже существующих транспортных средств, и создание совершенно новых видов транспорта.
Одной из таких разработок является проект «Небесные дороги» Юницкого [2]. SkyWay -это установленная на опорах рельсовая транспортная эстакада для перемещения специального подвижного состава. Рельсовый автомобиль является разновидностью обычного автомобиля, установленного на стальные колеса. Благодаря анкерным и промежуточным опорам путевая структура располагается над поверхностью земли, что позволяет сократить расходы на строительство, минимизировать влияние на окружающую среду, а также обеспечить высокий уровень безопасности при высокой мобильности населения. Данная система идеально вписывается в существующую инфраструктуру города за счет формирования сети высотных зданий, имеющих между собой надземное транспортное сообщение.
Схожим проектом является Sky Tran, разработанным в Тель-Авиве, Израиль - воздухо-магнитная система транспорта. SkyTran будет ездить на высоте шести метров над землей или ниже, а капсулы в форме зерен будут крепиться снизу, благодаря технологии маглев (магнитная левитация).
Китайскими разработчиками представлен новый вид городского транспорта автобуса-портала (по-английски этот вид транспорта называют «Elevated Bus» или «Straddling Bus»). Транспортное средство предназначено для перевозки пассажиров на втором этаже, оставляя под ним свободную двухполосную дорогу. Автобус-портал способен перевозить до 300 пассажиров. В длину достигает 22 метров, в ширину - 7,8 метра, а в высоту - 4,8 метра. Перемещается он при помощи специальной рельсовой дороги.
Достаточно интересную идею пассажирского транспорта предложил в 2012 году Элон Маск. Его «Гиперпетля» представляет собой систему размещенных на эстакадах трубопроводов диаметром свыше двух метров, в которых поддерживается низкое давление. По трубопроводам перемещаются капсулы, парящие на небольшом расстоянии от дна трубы за счет закачивания в зазор воздуха. Разгоняемые электромагнитным импульсом по трубе, капсулы смогут преодолевать 600 километров за полчаса - быстрее пассажирского самолета. «Гиперпетля» рассматривается как альтернатива скоростному поезду.
Все разработки способны помочь взглянуть на общественный транспорт по иному, а также существенно снизить воздействие транспорта на экологическую ситуацию в городе. Проведенное в Красноярске анкетирование показало, что половина владельцев личных автомобилей готова пересесть на общественный транспорт, но только при соблюдении трех условий: комфорт, безопасность и скорость [1].
Учитывая опыт зарубежных стран, например, Турции, можно предложить в Красноярске создать систему скоростного трамвая как основного вида транспорта внутри города. В отличие от обычного, скоростной трамвай частично или полностью изолирован от уличного движения и от пешеходов, при этом используются пересечения в разных уровнях с пешеходным и транспортным движением. Благодаря изоляции скоростной линии от уличного движения личного транспорта, скоростной трамвай не зависит от автомобильных пробок. Скоростной трамвай отвечает тем условиям, что выдвинули красноярцы в анкетировании, однако, обладая простотой и низкой себестоимостью эксплуатации имеющихся трамвайных вагонов, путевого хозяйства и объектов энергоснабжения, отнимает значительные площади при строительстве.
Оценивая перспективу того или иного направления развития городского общественного транспорта, необходимо ориентироваться на интересы потребителей транспортных услуг и транспортных предприятий, при этом следует учитывать стратегию развития как самого города, так и ближайших территорий.
Библиографические ссылки
1. Вукан, Р.В. Транспорт в городах, удобных для жизни / Р. В. Вукан. - М., 2011. - 576 с.
2. Заключение на инновационную транспортную технологию «Струнный транспорт Юницкого» [Электронный ресурс]. - URL : http://yunitskiy.com/author/2009/2009_30.pdf (дата обращения 23.12.2016).
3. Тимерханов, А. З. Рейтинг российских городов-миллионников по обеспеченности автомобилями [Электронный ресурс] / А. 3. Тимерханов // Автостат : аналитическое агентство. -URL: https://www.autostat.ru/press-releases/29680/ (дата обращения 13.04.20170).
4. Резолюция публичных слушаний «Об экологической ситуации в городе Красноярске, текущих и стратегических мерах по ее улучшению» [Электронный ресурс] / Newslab.ru: интернет - газета. - URL: http://newslab.ru/715623 (дата обращения 23.12.2016).
5. Рахматуллина, А. Р. Проблемы развития городского общественного транспорта / А.Р. Рахматуллина [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-gorodskogo-obschestvennogo-transporta (дата обращения 23.12.2016).
© Николаенок Д. В., 2017