Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития городского общественного транспорта крупных городов'

Проблемы и перспективы развития городского общественного транспорта крупных городов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1167
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ИННОВАЦИИ / ГОРОДСКОЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ / TRANSPORT / INNOVATIONS / URBAN PUBLIC TRANSPORT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Николаёнок Д. В.

Определена роль общественного транспорта в функционировании крупного города, выделены проблемы его развития; рассмотрены проблемы в системе городских общественных перевозок г. Красноярска; представлены альтернативные решения развития транспортной системы крупных городов через инновационные виды транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF URBAN PUBLIC TRANSPORT IN LARGE CITIES

The article defines the role of public transport in the functioning of a large city, the problems of its development are singled out; Problems in the urban public transportation system in Krasnoyarsk; Alternative solutions for the development of the transport system of large cities through innovative modes of transport are presented.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития городского общественного транспорта крупных городов»

УДК 658.7

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО

ТРАНСПОРТА КРУПНЫХ ГОРОДОВ

Д. В. Николаёнок1 Научный руководитель - Е. В. Белякова2

1Сибирский институт бизнеса, управления и психологии Российская Федерация, 660069, г. Красноярск, ул. Московская, 7а 2Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Определена роль общественного транспорта в функционировании крупного города, выделены проблемы его развития; рассмотрены проблемы в системе городских общественных перевозок г. Красноярска; представлены альтернативные решения развития транспортной системы крупных городов через инновационные виды транспорта.

Ключевые слова: транспорт, инновации, городской общественный транспорт.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF URBAN PUBLIC TRANSPORT IN LARGE CITIES

D. V.Nikolayenok1 Scientific supervisor - E. V. Belyakova2

1Siberian Institute of Business, Management and Psychology 7a, ul. Moscow, Krasnoyarsk, 660069, Russian Federation 2Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

The article defines the role of public transport in the functioning of a large city, the problems of its development are singled out; Problems in the urban public transportation system in Krasnoyarsk; Alternative solutions for the development of the transport system of large cities through innovative modes of transport are presented.

Keywords: transport, innovations, urban public transport.

Городской общественный транспорт играет важную роль в обеспечении жизнедеятельности населенных пунктов, их экономического роста и качества жизни. Эффективное и устойчивое развитие транспортной инфраструктуры должно обеспечивать возрастающий спрос населения на транспортные услуги. В настоящее время перед городским общественным транспортом ставится ряд сложных задач [5]: децентрализация городской деятельности приводит к усложнению и удорожанию обслуживания городских районов общественным транспортом; модели перевозок пассажиров постоянно устаревают, так как инфраструктуры отдельных систем общественного транспорта, в частности трамваев, троллейбусов и метро являются фиксированными, в то время как города являются динамичными; системы общественного транспорта часто функционируют независимо от систем личного и грузового транспорта, а также коммерческой инфраструктуры, что приводит к определенным проблемам перемещения пассажиров от одной системы перевозок к другой; доступная и мобильная система автомобильного транспорта является весомым конкурентом общественного транспорта, что приводит к снижению пассажиропотока; и др.

Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управлении цепями поставок»

В качестве примера современных проблем в системе городских общественных перевозок рассмотрим город Красноярск.

Красноярск - один из крупнейших городов России, с ежегодно возрастающей численностью населения. С увеличением населения и разрастанием городской территории растет потребность в перемещении и, следовательно, количество личного транспорта, что усугубляет экологическую и транспортную проблему города. Уровень автомобилизации в городе с каждым годом увеличивается, на 1000 красноярцев приходится 293 автомобиля, что превышает среднероссийский показатель - 288 автомобилей на 1000 жителей.[3]

Расположение города на берегах реки Енисей оказывает существенное влияние на транспортную систему города. На дорогах, соединяющих левый и правый берега, при въезде на мост и на самих мостах, особенно в часы «пик», образуются пробки, что приводит к увеличению объема выхлопных газов. Совсем недавно в Красноярске запустили четвертый автодорожный мост через р. Енисей, который должен снизить суммарную транспортную нагрузку на существующие мостовые переходы, значительно улучшить экологию города, особенно его центральной части. Однако, проблему пробок в городе это не снижает.

Правительством Красноярска принят ряд мер для улучшения ситуаций на дорогах города. Так, в 2016 году была принята «дорожная карта» мер для улучшения экологической ситуации в городе. Она предполагает перенос промышленных предприятий за пределы города, а также перевод пассажирских перевозок на транспорт повышенного экологического класса, что, по мнению правительства города, позволит снизить объем выхлопных газов. С 1 июля 2017 года предлагается установить запрет на передвижение большегрузного транспорта по территории города и организовать продажу на автозаправочных станциях автомобильного топлива повышенного экологического класса. Данные решения могут снизить экологическую нагрузку, оказываемую транспортом, но не решает экологическую и транспортную проблему в целом [4].

Одной из эффективных мер, реализуемых в Красноярске, можно считать проект «Городская электричка», цель которого - повышение качества транспортного обслуживания за счет развития технологий внутригородских перевозок и интеграции городских железнодорожных маршрутов с пригородным сообщением и перевозками другими видами транспорта. Красноярск одним из первых в России организовал внутригородские перевозки железнодорожным транспортом. На сегодняшний день аналогичные проекты реализуются в 8 городах. В настоящее время в рамках проекта во внутригородских перевозках участвуют 30 пар пригородных поездов, ежедневно проходящих в городской черте. Несмотря на положительные результаты реализации данного проекта, личный транспорт остается наиболее привлекательным для горожан. С нашей точки зрения, основными мерами по решению транспортной проблемы города могут стать: увеличение числа разноуровневых развязок, строительство новых мостов, развитие городского общественного транспорта.

Современные тенденции в области транспорта можно разделить на два направления: создание нового транспорта на основе уже существующих транспортных средств, и создание совершенно новых видов транспорта.

Одной из таких разработок является проект «Небесные дороги» Юницкого [2]. SkyWay -это установленная на опорах рельсовая транспортная эстакада для перемещения специального подвижного состава. Рельсовый автомобиль является разновидностью обычного автомобиля, установленного на стальные колеса. Благодаря анкерным и промежуточным опорам путевая структура располагается над поверхностью земли, что позволяет сократить расходы на строительство, минимизировать влияние на окружающую среду, а также обеспечить высокий уровень безопасности при высокой мобильности населения. Данная система идеально вписывается в существующую инфраструктуру города за счет формирования сети высотных зданий, имеющих между собой надземное транспортное сообщение.

Схожим проектом является Sky Tran, разработанным в Тель-Авиве, Израиль - воздухо-магнитная система транспорта. SkyTran будет ездить на высоте шести метров над землей или ниже, а капсулы в форме зерен будут крепиться снизу, благодаря технологии маглев (магнитная левитация).

Китайскими разработчиками представлен новый вид городского транспорта автобуса-портала (по-английски этот вид транспорта называют «Elevated Bus» или «Straddling Bus»). Транспортное средство предназначено для перевозки пассажиров на втором этаже, оставляя под ним свободную двухполосную дорогу. Автобус-портал способен перевозить до 300 пассажиров. В длину достигает 22 метров, в ширину - 7,8 метра, а в высоту - 4,8 метра. Перемещается он при помощи специальной рельсовой дороги.

Достаточно интересную идею пассажирского транспорта предложил в 2012 году Элон Маск. Его «Гиперпетля» представляет собой систему размещенных на эстакадах трубопроводов диаметром свыше двух метров, в которых поддерживается низкое давление. По трубопроводам перемещаются капсулы, парящие на небольшом расстоянии от дна трубы за счет закачивания в зазор воздуха. Разгоняемые электромагнитным импульсом по трубе, капсулы смогут преодолевать 600 километров за полчаса - быстрее пассажирского самолета. «Гиперпетля» рассматривается как альтернатива скоростному поезду.

Все разработки способны помочь взглянуть на общественный транспорт по иному, а также существенно снизить воздействие транспорта на экологическую ситуацию в городе. Проведенное в Красноярске анкетирование показало, что половина владельцев личных автомобилей готова пересесть на общественный транспорт, но только при соблюдении трех условий: комфорт, безопасность и скорость [1].

Учитывая опыт зарубежных стран, например, Турции, можно предложить в Красноярске создать систему скоростного трамвая как основного вида транспорта внутри города. В отличие от обычного, скоростной трамвай частично или полностью изолирован от уличного движения и от пешеходов, при этом используются пересечения в разных уровнях с пешеходным и транспортным движением. Благодаря изоляции скоростной линии от уличного движения личного транспорта, скоростной трамвай не зависит от автомобильных пробок. Скоростной трамвай отвечает тем условиям, что выдвинули красноярцы в анкетировании, однако, обладая простотой и низкой себестоимостью эксплуатации имеющихся трамвайных вагонов, путевого хозяйства и объектов энергоснабжения, отнимает значительные площади при строительстве.

Оценивая перспективу того или иного направления развития городского общественного транспорта, необходимо ориентироваться на интересы потребителей транспортных услуг и транспортных предприятий, при этом следует учитывать стратегию развития как самого города, так и ближайших территорий.

Библиографические ссылки

1. Вукан, Р.В. Транспорт в городах, удобных для жизни / Р. В. Вукан. - М., 2011. - 576 с.

2. Заключение на инновационную транспортную технологию «Струнный транспорт Юницкого» [Электронный ресурс]. - URL : http://yunitskiy.com/author/2009/2009_30.pdf (дата обращения 23.12.2016).

3. Тимерханов, А. З. Рейтинг российских городов-миллионников по обеспеченности автомобилями [Электронный ресурс] / А. 3. Тимерханов // Автостат : аналитическое агентство. -URL: https://www.autostat.ru/press-releases/29680/ (дата обращения 13.04.20170).

4. Резолюция публичных слушаний «Об экологической ситуации в городе Красноярске, текущих и стратегических мерах по ее улучшению» [Электронный ресурс] / Newslab.ru: интернет - газета. - URL: http://newslab.ru/715623 (дата обращения 23.12.2016).

5. Рахматуллина, А. Р. Проблемы развития городского общественного транспорта / А.Р. Рахматуллина [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-gorodskogo-obschestvennogo-transporta (дата обращения 23.12.2016).

© Николаенок Д. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.