© 2014 г.
А. А. Орлова А. А. Меньшиков
проблемы и ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗБИТИЯ
акцизного налогообложения
В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ: РОССИЯ, БЕЛОРУССИЯ, КАЗАХСТАН, АРМЕНИЯ
Орлова Анастасия Александровна — доцент кафедры государственных и муниципальных финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета, канд. экон. наук (E-mail: [email protected])
Меньшиков Александр Алексеевич — аспирант кафедры государственных и муниципальных финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета (E-mail: [email protected])
Налоговое законодательство стран-участниц Евразийского экономического союза (далее -ЕАЭС) имеет некоторые различия, которые значительно уменьшают активность торговых отношений. Различия в акцизном налогообложении наблюдаются в размере ставок акцизов, порядке исчисления и уплаты акцизов на алкогольную продукцию и в составе подакцизных товаров стран-членов ЕАЭС.
В России по мере роста ставок акцизов увеличиваются поступления более дешевых сигарет и алкогольной продукции из стран-участниц Таможенного союза (далее - ТС) (Республика Беларусь (далее - Белоруссия) и Республика Казахстан (далее - Казахстан)). По данным официальной статистики1, объем продаж алкогольной продукции гораздо выше объемов производства. При этом разница в 50 млн дкл не может быть покрыта исключительно за счет официального импорта или запасов прошлых лет.
В пограничных с Казахстаном регионах доля нелегальной алкогольной продукции может достигать 50 %. Согласно РБК daily2, в Казахстане стоимость водки емкостью 0,5 л и крепостью 40° у производителя составляет 30 руб. В России эту водку продают уже от 120 руб. Самая дешевая водка российского производителя не может конкурировать с подобной ценой.
Такая ситуация приводит к уменьшению уровня продаж у дистрибьюторов и у розничной торговли и, как следствие, к огромным суммам недополученных налоговых доходов бюджета.
Уровень дохода продавцов нелегальной алкогольной продукции может доходить до 600 тыс. руб. с одной фуры. Все это приводит к огромным суммам недополученных налоговых доходов бюджета.
Согласно совместному исследованию3 «TNS Россия» и компании «Бритиш Американ Тобак-ко», доля нелегальных сигарет в России в 2013 году выросла в 3 раза и теперь составляет около 0,9 % рынка. В приграничных регионах доля контрафактной и контрабандной продукции выросла в 4-5 раз и теперь составляет 6 % рынка. Наибольший рост нелегальной табачной продукции был отмечен в областях, находящихся на границе с Белоруссией и Казахстаном, а также в Республике Дагестан.
1 Основные показатели, характеризующие рынок алкогольной продукции в 2011-2013 годах: Статистический сборник. - М.: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, 2014 - 200 с.
2 Пузырев Денис. Братская водка размывает Таможенный союз [Электронный ресурс]: Газета RBK daily 26.02.2014. URL: http://rbcdaily.ru/market/562949990668337 (дата обращения 19.10.2014).
3 Лялякина Анна. Доля контрафактных сигарет выросла в три раза [Электронный ресурс]: Газета «Известия». 06.12.2013. URL: http://izvestia.ru/news/562011 (дата обращения 22.10.2014).
По данным Международного налогового и инвестиционного центра (1Т1С), дальнейший активный рост ставок акциза на табачную продукцию в России может к 2018 году привести к увеличению доли нелегальной продукции до 15 %.
Согласно расчетам «Бритиш Американ Тобакко», в ценах 2013 года 1% российского табачного рынка, уходящий в тень, стоил государству около 3,4 млрд руб. неуплаченных налогов. С повышением акцизов данная цифра возросла в 2014 году до 4 млрд руб., а в 2015 году возрастет до 4,6 млрд руб.
Развитие торговых отношений и снятие таможенных барьеров между странами ТС являются важным фактором для роста рынка нелегальной продукции. Это уже привело к тому, что в 2013 году бюджет недополучил более 3 млрд руб. налоговых доходов.
С 2013 года случаи продажи контрабандных сигарет и алкогольной продукции были зафиксированы не только в приграничных районах, но и в других регионах страны.
Таким образом, чтобы избежать дальнейших потерь бюджета из-за нелегальной продукции из Белоруссии и Казахстана, необходимо проводить работу по гармонизации ставок акцизов.
В табл. 1 представлена информация о ставках акцизов в странах-членах ТС.
Таблица 1*
Ставки акцизов по состоянию на 1 января, руб.
Страна Вид продукции 2010 2011 2012 2013 2014
Белоруссия Алкогольная продукция 198 224 191 369 441
Сигареты с фильтром 132 155 247 497 736
Пиво 3 4 6 10 11,6
Казахстан Алкогольная продукция 102 103 103 101 212
Сигареты с фильтром 203 403 259 313 635
Пиво 5 5 5 5 6
Россия Алкогольная продукция 210 231 254 400 500
Сигареты с фильтром 205 280 360 550 800
Пиво 7 10 12 15 18
*Данные приведены в пересчете на российские рубли.
На основе данных, представленных в табл. 1, можно сделать ряд выводов о том, каким образом менялись ставки акцизов по алкогольной и табачной продукции в России, Белоруссии и Казахстане:
1. Ставки на крепкую алкогольную продукцию выше всего в России. Уровень ставок Белоруссии несколько ниже, однако наблюдается рост ставок. Наименьший уровень ставок наблюдается в Казахстане, однако в 2014 году произошел первый рост ставки, начиная с 2010 года.
2. Ставки на сигареты с фильтром самые большие также в России. Однако во всех странах происходит рост ставок примерно равными темпами.
3. Ставки акцизов на пиво также самые высокие в России. В Белоруссии ставки несколько ниже и, начиная с 2011 года, растут. В Казахстане ставки остаются на одном уровне.
На данный момент в России обсуждается возможность заморозки ставок акцизов с 2015 года. Причиной этого является обеспокоенность правительства продолжением роста нелегальных подакцизных товаров из Белоруссии и Казахстана. По плану правительств всех трех стран ожидается, что к 2020 году произойдет выравнивание ставок.
В Казахстане и Белоруссии продолжится дальнейший рост ставок акцизов, чтобы к 2020 году сравняться по этому показателю с Россией.
В Казахстане в 2014 году произошло резкое увеличение ставки акциза на сигареты с фильтром. Рост составил почти 100 %. При этом, по словам министра национальной экономики Казахстана Ерболата Досаева4, планируется постепенный рост акцизов, который к 2020 году будет доведен до уровня 45 евро на 1 тыс. шт. То же самое по алкогольной продукции. Если сегодня акциз на литр спирта составляет 2,5 евро, то с 2014 года он составил 5 евро, а с 2016-го - 8 евро. Повышение акцизов на алкогольную продукцию коснется только крепких алкогольных напитков. Увеличение ставок на слабоалкогольную продукцию предполагается рассмотреть в 2014 году.
Порядок исчисления и уплаты акцизов на алкогольную продукцию различны в отношении сроков уплаты и формы уплаты акциза. Система уплаты в России является наиболее сложной. Сложность в первую очередь заключается в обязанности применения банковской гарантии, а также в необходимости уплачивать авансовые платежи. С целью упрощения системы акцизного налогообложения алкогольной продукции можно обратиться к опыту уплаты акцизов при совершении операций с этиловым спиртом в Казахстане. Также можно обратиться к опыту стран Европейского союза (далее - ЕС).
В странах ЕС администрирование акцизов регулируется единым законодательством. Среди стран ТС наиболее эффективный механизм регулирования акцизного налогообложения применяется в Казахстане. Он включает в себя акцизные посты, различные виды проверок, специальный учет налогоплательщиков. В Белоруссии к особенности администрирования акцизов можно отнести лишь применение сопроводительных документов установленного образца. Однако в Белоруссии широко развиты неналоговые меры государственного регулирования алкогольной отрасли.
В целом в качестве положительного опыта для России можно учесть практику Казахстана в области законодательного регулирования акцизов, а также практику Белоруссии в отношении неналоговых мер регулирования алкогольной отрасли.
С 10 октября 2014 года Республика Армения (далее - Армения) официально стала четвертым участником ТС. На сегодняшний день в Армении налоговый кодекс находится лишь в разработке, и налоговые отношения регулируются отдельными законами. В частности, акцизное законодательство регулируется Законом Армении «Об акцизном налоге», Законом Армении «О фиксированных платежах на табачную продукцию», а также Законом Армении «О фиксированных платежах на бензин и дизельное топливо».
В табл. 2 представлены ставки акцизов на алкогольную продукцию и пиво на 1 января 2014 года.
Таблица 2*
Ставки акцизов по состоянию на 1 января, руб.
Страна Алкогольная продукция Пиво
Белоруссия 441 11,6
Казахстан 212 6
Россия 500 18
Армения 120 5,6
*Данные приведены в пересчете на российские рубли.
4 Досаев Ерболат, министр национальной экономики Республики Казахстан: «Почему я плачу налог немногим больше, чем простая учительница?» / беседу вела Софья Пашкова [Электронный ресурс]: Интернет-журнал «Власть», 11.09.2013. иКЬ:Ьцр://у1а81.к2/аг11с1е/егЬо1а1_до8аеу_т1п181г_)екопот1к1_росЬети_)а_р1асНи_ па1о§_петпод1т_Ьо18Не_сЬет_рго81а)а_исЫ1е1п1са-2864.Н1т1 (дата обращения 24.10.2014).
Ставка акциза на пиво в Армении близка к ставке в Казахстане, однако недостаточно высока по сравнению с Белоруссией и Россией. Ставка акциза на алкогольную продукцию, на первый взгляд, кажется крайне низкой, однако это объясняется отличием законодательства страны.
В Армении налог на алкогольную продукцию складывается из нескольких составляющих. Во-первых, это непосредственно акциз на спиртные напитки из расчета на 1 л продукции, который представлен в табл. 2. Во-вторых, это акциз на этиловый спирт в размере 48 руб. за 1 л 100 %-ного спирта. И в-третьих, акциз на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта более 40 %, ставка налога за каждый процентный пункт, превышающий 40 %, увеличивается на 60 коп.
В отношении табачной продукции также существуют некоторые различия. Так, вместо акцизного налога на сигареты, сигары и сигариллы установлен фиксированный платеж с 1 тыс. шт. товара, который уплачивается производителями данной продукции, а также лицами, ввозящими данные товары. При этом налог уплачивается в национальной валюте, драмах, но установлен он в долларах США. На сигареты с фильтром размер фиксированного платежа составляет 10 долл. за ввозимую продукцию и 8 долл. - для внутренних производителей, что с учетом курса на 30.11.2014 равняется 493 руб. и 394 руб. за 1 тыс. шт. С учетом высокого курса доллара ставка налога гораздо меньше, чем в любой из стран-участниц ТС.
Недостаточно высокие ставки на подакцизные товары могут лишь увеличить поток нелегальной продукции в Россию, особенно в южной части страны. В настоящее время в Армении планируют ввести единый налоговый кодекс, над которым уже ведется работа. Возможно, после вступления страны в ТС с помощью специалистов из стран-участниц удастся начать активную работу по гармонизации законодательства в отношении акцизов.
Таким образом, гармонизация акцизного налогообложения, затрагивая торгово-экономические отношения, выступает эффективным способом формирования единого экономического пространства. Гармонизация ставок акцизов стран-членов ЕАЭС приведет к развитию торговых отношений между странами-участницами. Повышение ставок акцизов в Армении, Белоруссии и Казахстане позволит сократить объемы нелегальной, более дешевой алкогольной и табачной продукции, которая поступает в Россию из пограничных регионов, а приостановление роста ставок акцизов в России, в свою очередь, позволит ускорить процесс гармонизации.
Библиографический список
1. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ [Электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть) от 29 декабря 2009 года № 71-З [Электронный ресурс]: Доступ из информационно-поисковой системы «ЭТАЛОН».
3. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.01.2014)[Электронный ресурс]: URL: http://www.salyk.gov.kz/ru/taxcode/Pages/default.aspx (дата обращения 24.10.2014).
4. Официальный сайт Национального собрания Республики Армения [Электронный ресурс]: URL: www.parliament.am.
5. Досаев Ерболат, министр национальной экономики Республики Казахстан: «Почему я плачу налог немногим больше, чем простая учительница?» / беседу вела Софья Пашкова [Электронный ресурс]: Интернет-журнал «Власть», 11.09.2013. URL: http://vlast.kz/article/ erbolat_dosaev_ministr_jekonomiki_pochemu_ja_plachu_nalog_nemnogim_bolshe_chem_ prostaja_uchitelnica-2864.html (дата обращения 24.10.2014).