120
налоги и налогообложение
УДК 336.226.331; DOI 10.26794/1999-849X-2018-11-1-120-127
практика акцизного налогообложения табачной продукции в России
Кондратьева Елена Александровна, канд. экон. наук, доцент, доцент Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]
Шальнева Мария Сергеевна, канд. экон. наук, доцент Департамента корпоративных финансов
и корпоративного управления, Финансовый университет, Москва, Россия
Повышение цен на табачную продукцию, ориентированное на формирование здорового образа жизни россиян, должно увеличивать доходы бюджета за счет роста акцизов, но в действительности рост налоговой нагрузки табачных компаний негативно влияет на их финансовое состояние и приводит к развитию теневого сектора. Цель работы — исследовать особенности развития акцизного налогообложения табачной продукции в России и определить векторы его развития с учетом последних изменений в налоговой политике государства и в области охраны здоровья россиян. Проанализирована структура налоговой базы по акцизам на табачную продукцию в России, выявлено увеличение уровня налоговой нагрузки табачных компаний в части акцизного налогообложения, вызванное индексированием акцизных ставок более быстрыми темпами, чем рост инфляции. Представлена положительная динамика поступлений табачных акцизов в консолидированный бюджет и сделан вывод об исчерпании резервов увеличения уровня налоговой нагрузки на торговлю табачными изделиями, за пределами которого начинается уход табачных компаний в теневой бизнес.
Ключевые слова: акцизное налогообложение; ставки акцизов на табачную продукцию; розничные цены; табачные изделия; акцизы.
The Practice of Excise Taxation of Tobacco Products in Russia
Kondratieva Elena A., PhD (Economics), associate professor of the Corporate Finance and Corporate Governance
Department, Financial University. Moscow, Russia
Shalneva Maria S., PhD (Economics), associate professor of the Corporate Finance and Corporate Governance
Department, Financial University, Moscow, Russia
The increase in prices for tobacco products aimed at creating a healthy Lifestyle for Russians, should increase budget revenues through the growth of excise taxes but in fact, the growth of the tax burden of tobacco companies has an adverse effect on their financial status and leads to the development of the informal sector. The purpose of the study was to investigate the specifics of the development of excise taxation of tobacco products in Russia and determine its vectors taking into account the latest changes in the state tax policy and in the field of health protection for Russians. The structure of the tax base for excise taxes on tobacco products in Russia has been analyzed and it is revealed that the tax burden of tobacco companies has increased in the part of excise taxation caused by the indexation of excise rates at a faster rate compared to inflation. The positive dynamics of the tobacco excise tax revenues in the consolidated budget are demonstrated and it is concluded that the reserves for increasing the tax burden on tobacco sales have been exhausted after which the tobacco companies start withdrawing into the shadow business. Keywords: excise taxation; excise rates on tobacco products; retail prices for tobacco products.
Налоговая политика в области акцизного налогообложения
Налоговая политика в области акцизного налогообложения табачной продукции определяется согласно Концепции реализации государственных мер по противодействию потребления табака в 2010-2015 гг., а также Федеральному закону от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Согласно [1] проблемы со здоровьем из-за пристрастия к курению имеют 20% россиян.
Структура акциза является смешанной, состоя из трех компонентов: специфической ставки (налог на 1000 шт. сигарет), адвалорной ставки (процент от максимальной рыночной цены) и минимального обязательства (минимального акциза на 1000 шт. сигарет). Поэтому величина акциза рассчитывается исходя из суммы специфической и адвалорной ставки или минимального акцизного обязательства.
В период 2008-2014 гг. минимальная акцизная ставка на сигареты с фильтром увеличена в семь раз, а специфическая ставка выросла в 6,6 раза, адвалорная ставка увеличилась на три процентных пункта (табл. 1 и 2). С 2012 г. были установлены единые ставки акциза на сигареты без фильтра и с фильтром.
Минимальная специфическая акцизная ставка на сигареты была проиндексирована по сравнению с предыдущим годом в 2014 г. на 42%, в 2015 г.- на 20%, в 2016 г.- на 28%. Это увеличило доход бюджетной системы России от акцизов на табачную продукцию, учитывая импорт, почти в пять раз с 65,3 млрд руб. в 2008 г. до 318,8 млрд руб. в 2014 г.
Отметим, что доступность сигарет в России, учитывая покупательную способность населения, ниже чем в США и Японии. Если среднемесячной зарплаты в России в 2013 г. хватало на 508 пачек сигарет, то в США и Японии — на 513 и 766 соответственно. Причем доступность сигарет в странах Таможенного союза выше, чем в странах Евросоюза — Германии, Франции, Великобритании.
В 2016-2017 гг. планировалось сохранить установленный законом размер ставок акцизов, а на 2018 г. предполагалось индексировать акцизные ставки с учетом индекса потребительских цен,
согласно Основным параметрам прогноза социально-экономического развития России на 2016 г. и на плановый период 2017-2018 гг. (табл. 1 и 2).
Отдельные решения по индексированию ставок акцизов будут приняты с учетом постановлений правительств государств — членов Евразийского экономического союза и касающихся гармонизации ставок акцизов.
Для усиления контроля за уплатой акцизов выдвигаются предложения по исключению предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) нормы о применении налогового вычета по акцизам при возврате покупателем подакцизных товаров производителю- налогоплательщику. При этом в рамках мероприятий предварительного налогового контроля с целью предоставления налогоплательщику возможности получения информации о налоговых последствиях планируемой сделки предлагается создать институт предварительного налогового разъяснения (контроля) по опыту зарубежных правовых систем. Это позволит существенно сократить налоговые риски, стимулировать деловую активность посредством роста стабильности в правовом регулировании налогообложения, а также поможет налогоплательщикам выстраивать отношения с налоговыми органами, ибо полная и достоверная информация, своевременно представленная налогоплательщиком, будет его предохранять от наложения налоговых санкций. Для налоговых органов данный институт снизит издержки на проведение последующего налогового контроля и поможет бороться с уклонением от уплаты налогов.
В результате индексирования акцизных ставок на табачную продукцию в 1,5 раза вырос налоговый пресс: с 0,95% от ВВП в 2007 г. до 1,52% от ВВП в 2013 г., поскольку индексация акцизных ставок осуществлялась более быстрыми темпами, чем росла инфляция. При этом адвалорная составляющая комбинированной акцизной ставки на сигареты и папиросы была увеличена в 2015 г. до 11% к стоимости сигарет, исчисленной в максимальных розничных ценах, что усилило налоговое бремя на дорогие сигареты больше, чем на дешевые сигареты. В условиях снижения реальных доходов населения специалистами и экспертами предлагается заморозить адвалорную ставку с целью снижения мотивации в потреблении де-
122
налоги и налогообложение
Таблица 1
Ставки акцизов на табачную продукцию в 2008-2017 гг.
Ед. изм. 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Сигареты с фильтром
Минимальная ставка руб./ 1000 шт. 142 177 250 360 510 730 1040 1330 1680 1930
Темп роста, раз 1,23 1,25 1,41 1,44 1,42 1,43 1,42 1,28 1,26 1,15
Адвалорная ставка % 5,50 6,00 6,50 7,00 7,50 8,00 8,50 11,00 12,00 13,00
Темп роста, раз 1,10 1,09 1,08 1,08 1,07 1,07 1,06 1,29 1,09 1,08
Специфическая ставка руб./ 1000 шт. 120 150 205 280 390 550 800 960 1 250 1 420
Темп роста, раз 1,20 1,25 1,37 1,37 1,39 1,41 1,45 1,20 1,30 1,14
Сигареты без фильтра
Минимальная ставка руб./ 1000 шт. 72 93 155 310 510 730 1040 1330 1680 1930
Темп роста, раз 1,20 1,29 1,67 2,00 1,65 1,43 1,42 1,28 1,26 1,15
Адвалорная ставка % 5,50 6,00 6,50 6,50 7,50 8,00 8,50 11,00 12,00 13,00
Темп роста, раз 1,10 1,09 1,08 1,00 1,15 1,07 1,06 1,29 1,09 1,08
Специфическая ставка руб./ 1000 шт. 55 72 125 250 390 550 800 960 1250 1420
Темп роста, раз 1,22 1,31 1,74 2,00 1,56 1,41 1,45 1,20 1,30 1,14
Источник: Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2015/07/main/ONNP_2016-2018.pdf (дата обращения: 01.12.2017).
шевой и, возможно, некачественной продукции. Как правило, ценовые различия между марками и наименованиями сигарет обусловлены не разницей в качестве продукции, а известностью и востребованностью бренда; дешевые и дорогие сигареты производятся с использованием одного и того же оборудования и одного и того же сырья с минимальными различиями. Повышение специфической и минимальной ставки без повышения адвалорной составляющей акциза повышает налоговую нагрузку на дешевые сигареты больше, чем на дорогие. Так, при цене 70 руб. за пачку 60% от стоимости сигарет будет идти на уплату акцизов, а при цене 85 руб. за пачку лишь 51% стоимости будет забираться акцизом. Рост специфической и минимальной ставок без адвалорной ставки сокращает разницу в цене
между дешевыми и дорогими сигаретами, тогда как рост адвалорной ставки эту разницу сохраняет. В странах Европейского союза адвалорная ставка составляет 28%, а в России — лишь 14,5%.
Государством в данной сфере был взят курс на ужесточение мер противодействия появлению и внедрению недобросовестными налогоплательщиками методов уклонения от уплаты налогов и их незаконного возмещения из бюджета. Например, в ряде европейских стран подобные меры по борьбе против агрессивного налогового планирования, включая получение необоснованной налоговой выгоды, установлены законодательством.
Российское же налоговое законодательство не содержит механизма противодействия злоупотреблениям правом для минимизации налогов
Таблица 2
Налоговые ставки на табачные изделия, 2016-2018 гг.
Налоговая ставка (в % и (или) руб. за единицу измерения)
01.01-31.12.2016 г. 01.01-31.12.2017 г. с 1 января 2018 г.
Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (кроме табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции) 2000 руб. за 1 кг 2200 руб. за 1кг 2310 руб. за 1 кг
Сигары 141 руб. за 1 шт. 155 руб. за 1 шт. 163 руб. за 1 шт.
Сигариллы (сигариты), биди, кретек 2112 руб. за 1000 шт. 2207 руб. за 1000 шт. 2317 руб. за 1000 шт.
Сигареты, папиросы 1250 руб. за 1000 шт. + 12% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1680 руб. за 1000 шт. 1420 руб. за 1000 шт. + 13% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1930 руб. за 1000 шт. 1491 руб. за 1000 шт. + 13,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2027 руб. за 1000 шт.
Источник: Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2015/07/main/ONNP_2016-2018.pdf (дата обращения: 01.12.2017).
и извлечения необоснованной налоговой выгоды. Выявляя факт злоупотребления налогоплательщиком правами, налоговые органы руководствуются постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Но действующая судебная практика не охватывает все случаи злоупотребления налогоплательщиком своими правами и не предоставляет налоговым инспекторам право использовать весь спектр возможностей в борьбе с агрессивным налоговым планированием.
В 2016 г. в п. 9 ст. 194 НК РФ была внесена правка, устанавливающая повышенную ставку акциза на сигареты, произведенные с 1 сентября по 31 декабря в объемах, превышающих средние месячные объемы производства прошлого года, для исключения практики перепроизводства сигарет в конце года (перед повышением акциза), чтобы в следующем году можно было продавать сигареты, за которые был уплачен прошлогодний акциз. Вместе с тем дата следующего повышения ставки акциза была перенесена с 1 января на 1 июля 2018 г., при этом период повышенной ставки не
был соответственно перенесен на 1 марта. Кроме этого, в соответствии с точной формулировкой, закрепленной в ст. 194 НК РФ, повышенный акциз в указанном периоде не распространяется на импортированную продукцию, а также непонятно, как будет рассчитываться средний объем месячного производства: с учетом импорта, экспорта и т.д.
В настоящее время совершенствование налогового администрирования реализуется посредством дорожной карты, согласно которой разработаны и частично приняты проекты федеральных законов, например введен институт налогового мониторинга для создания в России модели института предварительного налогового разъяснения на основе проведенного анализа. Прозрачность в правоприменении налогового законодательства существенно улучшит восприятие инвесторами делового климата. Налоговый мониторинг повысит прогнозируемость налоговых платежей, поможет оперативно выявлять пробелы и коллизии в налоговом законодательстве, сократит издержки на осуществление налогового контроля, снизит судебные издержки вследствие уменьшения количества налоговых споров
и обеспечит рост правовой культуры российских налогоплательщиков.
Следует также отметить, что табачная отрасль является эталонной с точки зрения собираемости налогов: уровень собираемости акцизных отчисление выше 99% согласно данным ФНС России.
Динамика поступлений табачных акцизов в бюджет
Для анализа и оценки динамики поступлений акцизов была составлена таблица (табл. 3) по данным сайта ФНС России с использованием следующих форм статистической налоговой отчетности: № 1-НОМ «Отчет о поступлении налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации по основным видам экономической деятельности» и № 5-ТИ «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по акцизам на табачные изделия». Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2013-2015 гг. выросло на 21%, при этом в среднем наблюдается стабильный прирост около 10% в год. В числе всех налогов акцизы выросли за три года на 6,5%, но динамика их прироста замедлилась, и если в 2014 г. прирост был выше 5%, то в 2015 г. наблюдался рост всего в 1%. Замедление темпов роста происходит вследствие ежегодного сокращения объемов табачного рынка в натуральном выражении.
Акцизы на табачную продукцию показали прирост за три года на 52%, при этом в среднем наблюдался стабильный прирост свыше 20% в год.
Таким образом, из табл. 3 следует вывод, что, несмотря на положительную динамику по всем показателям происходит замедление темпов роста в 2015 г. по сравнению с темпами их роста в 2014 г.
Структура налоговых поступлений консолидированного бюджета Российской Федерации свидетельствует о том, что в 2013-2015 гг. доля акцизов находилась на уровне 7-8%, причем динамика изменения доли акцизов в общей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета отрицательная, ежегодно происходило снижение доли на 0,5 процентных пункта.
При этом доля акцизов на табачную продукцию, составляющая порядка 2,5% в налоговых доходах консолидированного бюджета Российской Федерации, напротив, показывает положительную динамику, увеличиваясь практически на
0,3 процентных пункта каждый год (в 2016 г. доля табачного акциза составила 3,5% от консолидированного бюджета) [2]. Таким образом, акцизы на табачную продукцию обеспечивают прирост налоговых доходов, несмотря на отрицательную динамику по общему показателю поступления акцизных сборов в консолидированный бюджет.
Структура налоговой базы по акцизам на табачные изделия
Структура акцизов (кроме экспорта) в 2013 г. была следующей: наибольший удельный вес занимают сигареты с фильтром — 98,69%, на 2-м месте сигареты без фильтра, папиросы — 1,26%, остальные операции реализации табачных изделий занимают 0,05% (табл. 4).
В структуре акцизов (кроме экспорта) в 2014 г. наибольший удельный вес занимают сигареты с фильтром — 98,9%, на 2-м месте сигареты без фильтра, папиросы — 1%, остальные операции реализации табачных изделий занимают 0,1%.
В структуре акцизов (кроме экспорта) в 2015 г. наибольший удельный вес занимают сигареты с фильтром — 99,2%, на 2-м месте сигареты без фильтра, папиросы — 0,7%, остальные операции реализации табачных изделий занимают 0,1%. Таким образом, основная доля собираемых в России акцизов в 2013-2015 гг. приходится на сигареты с фильтром.
Динамика поступлений от операций, подлежащих налогообложению акцизами (за исключением экспорта), стабильно показывает высокий годовой прирост, а именно: в 2014 г. наблюдался прирост в 26% по отношению к 2013 г., а в 2015 г. прирост составил 21%. В целом за 2013-2015 гг. произошло увеличение суммы поступлений акцизов на табачные изделия в 1,5 раза.
Следует отметить, что положительная динамика поступлений от операций, подлежащих налогообложению акцизами (за исключением экспорта), в 2014 г. была обусловлена в большей мере приростом акцизов от реализации сигарет с фильтром (прирост составил 26%), на 2-м месте табак (25%), а самый маленький прирост показали акцизы с сигарет без фильтра (1%). Указанный прирост сопровождался снижением доли следующих элементов структуры акцизов на табачные изделия: сигары (на 72%) и сига-риллы (на 40%).
Таблица 3
Налоговые доходы и акцизы консолидированного бюджета России в 2013-2015 гг.
Показатель 2013 г., млрд руб. 2014 г., млрд руб. 2015 г., млрд руб. Темп роста 2014/ 2013 г., % темп роста 2015/ 2014 г., % Доля в 2013 г., % Доля в 2014 г., % Доля в 2015 г., % Изменение доли к 2013 г. изменение доли к 2014 г.
Всего поступило в консолидированный бюджет РФ, их них: 11 322,6 12 606,2 13 707,1 111,3 108,7 100 100 100 - -
Акцизы 958,9 1010,3 1020,9 105,4 101,0 8,47 8,01 7,45 -0,46 -0,56
из них: 0,00
на табачную продукцию 250,5 314,7 381,7 125,63 121,29 2,21 2,50 2,78 0,29 0,28
Источник: Сайт ФНС России. URL: https://www.nalog.ru/rn50/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 01.12.2017).
Таблица 4
Структура налоговой базы по акцизам на табачные изделия по России за 2013-2015 гг.
Показатель Сумма акциза (тыс. руб.) Темп роста 2014 к 2013 Темп роста 2015 к 2014
2013 г. 2014 г. 2015 г.
1. Операции, подлежащие налогообложению акцизами (кроме экспорта), в том числе: 250 574 130 314771217 381737214 1,26 1,21
сигареты без фильтра, папиросы 3166781 3213566 2696693 1,01 0,84
сигареты с фильтром 247 290 273 311439590 378863666 1,26 1,22
табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, насвай, нюхательный, кальянный (кроме табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции) (кг) 75 771 94 447 122103 1,25 1,30
сигары (шт.) 2941 816 123 0,28 0,15
сигариллы, биди, кретек (тыс. шт.) 38 364 22 798 54 629 0,60 2,40
2. Экспорт табачных изделий без поручительства банков или при отсутствии банковских гарантий 1 154519 1 060656 434514 0,92 0,41
3. Сумма акциза по табачной продукции, применение освобождения от акцизного налогообложения по которой документально не подтверждено 0 0 94 514 - -
4. Сумма акциза, предъявленная к возмещению, по табачным изделиям, факт экспорта которых документально подтвержден 1 086862 1 372568 448400 1,26 0,33
Источник: Сайт ФНС России. URL: https://www.nalog.ru/rn50/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 01.12.2017).
В 2015 г. произошло замедление прироста акцизных поступлений в целом. В структуре поступлений произошли следующие изменения: максимальный прирост показали поступления акцизов от реализации сигарилл (увеличение в 2,4 раза), на 2-м месте табак (30%), а на 3-м месте сигареты с фильтром (22%). Вместе с тем уменьшились поступления акцизов от реализации сигарет без фильтра (на 16%) и сигар (на 85%).
Таким образом, в структуре поступлений акцизов от табачных изделий за 2013-2015 гг. выявлены устойчивая тенденция роста поступлений от реализации табака и устойчивое снижение поступлений от реализации сигар, а остальные виды подакцизных табачных изделий показали нестабильную динамику.
Экспорт табачных изделий без поручительств банков или без банковских гарантий демонстрирует отрицательную динамику — за три года произошло ее сокращение в 2,6 раза. Сумма акциза, предъявляемая к возмещению, по табачным изделиям, факт экспорта которых документально подтвержден, в 2014 г. увеличилась на 26%, а затем в 2015 г. произошло стремительное снижение этого показателя на 67%.
Данные обстоятельства, безусловно, положительно повлияли на бюджетные доходы консолидированного бюджета в 2015 г., поскольку при отсутствии банковских гарантий или поручительств возмещение по экспорту можно получить из бюджета только по итогам проведения камеральной налоговой проверки обоснованности заявленного в декларации налога и достоверности документального подтверждения экспорта. Период камеральной налоговой проверки равен трем месяцам. Существует техническая возможность вынесения положительного решения о возмещении по истечении максимально возможного срока, предоставленного на оформление решения о возмещении,— 7 дней. Кроме того, отсутствие подтверждающих экспорт документов не позволяет заявить к возмещению налог даже при наличии договоренности с банком о выдаче гарантии или поручительства.
Однако на основе отрицательной динамики финансовых показателей компаний, реализующих табачные изделия, можно сделать вывод об исчерпании резервов увеличения налоговой нагрузки на торговлю табачными изделиями
в целях увеличения бюджетных поступлений. Дальнейшие меры по усилению нагрузки ослабят финансовое состояние табачных компаний, что повлечет уход определенной части организаций в теневой бизнес.
Тенденции и перспективы
Повышение акцизных ставок на сигареты в 2018 г. было перенесено с 1 января на 1 июля 2018 г. Напомним, что ранее подобный перенос был лишь в 2012 г. также перед президентскими выборами. В действующей редакции НК РФ запланировано повышение акциза на 10% в июле 2018 г. и последовательное повышение на 10% в 2019 и 2020 гг. Несмотря на то что в НК РФ фиксируется план повышения акциза на трехлетний период, ежегодно происходит пересмотр запланированной ставки в пользу ее повышения.
Повышение акциза выполняет важную функцию компенсации дефицита бюджета. Вместе с тем в последние годы исследовательские компании Nielsen и Kantar TNS, которые ежегодно проводят исследования объемов нелегального рынка по заказу четырех международных табачных компаний, фиксируют неожиданный и довольно интенсивный рост торговли нелегальной продукцией. В I квартале 2016 г. по их данным объем нелегального рынка составил 2,23%, что почти вдвое больше уровня предыдущего периода — 1,04% [3]. В III квартале 2017 г. объем нелегального рынка составил уже 4,5% от общего объема табачного рынка [4].
При этом большая часть нелегального рынка — это товары, легально произведенные в странах ЕАЭС, но нелегально распространяемые на территории России (т.е. по ним были уплачены акцизы страны происхождения: Белоруссия, Казахстан, Киргизия). Поскольку между странами ЕАЭС не существует таможенных границ, сигареты беспрепятственно ввозятся с территорий Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Единственным решением этой проблемы может быть гармонизация акцизных ставок, работа в этом направлении ведется уже несколько лет, но пока без особых успехов. В ситуации, когда цены на сигареты растут, а доходы населения остаются на том же уровне, дальнейшее увеличение стоимости, вызванное ростом акциза, может
привести к существенному увеличению доли нелегальной торговли. Принимая во внимание эти соображения, Минфин России, вероятнее
всего, не будет существенно повышать акцизные ставки, но и вряд ли оставит их на запланированном уровне в 10%.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каткова Е., Еремина Н., Петрова Е. Здоровый бюджет: как подорожают табак, алкоголь и бензин. URL: https://www.gazeta.ru/business/2017/09/18/10896488.shtml (дата обращения: 01.12.2017).
2. Смирнова Е. Ю. Исследование сегментов рынка табачной отрасли. URL: http://vniitti.ru/conf/ conf2016/article/Smirnova_statya.pdf (дата обращения: 01.12.2017).
3. Иванова А. Обезличенные пачки сигарет могут появиться на полках магазинов уже в ближайшие годы. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2017/04/25/687254-obezlichennie-pachki-sigaret (дата обращения: 01.12.2017).
4. Nielsen: доля нелегальных сигарет из Беларуси на российском рынке выросла вдвое. URL: https://ej.by/news/economy/2017/11/07/nielsen-dolya-nelegalnyh-sigaret-iz-belarusi-na-rossiyskom-rynke.html (дата обращения: 01.12.2017).
5. Моисеев И. В., Николаенко Е. В. Акцизные политики России и Европы. URL: http://thebristol.ru/ otabake/issledovaniya/akciz.php (дата обращения: 01.12.2017).
6. Скрынник И. Доля нелегальных сигарет на российском рынке за 4 года увеличилась в несколько раз. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/10/12/660540-nelegalnih-sigaret (дата обращения: 01.12.2017).
7. Доклад ВОЗ о глобальной табачной эпидемии, 2015 г. URL: http://www.who.int/tobacco/global_ report/2015/summary/ru/ (дата обращения: 01.12.2017).
8. Лаффер А. Пособие по налогообложению в табачной отрасли — теория и практика. URL: http://www. imenno.ru/2014/07/22/202857/ (дата обращения: 01.12.2017).
REFERENCES
1. Katkova E., Eremina N., Petrova E. Healthy budget: how expensive tobacco, alcohol and gasoline [Zdorovyj bjudzhet: kak podorozhajut tabak, alkogol' i benzin]. Available at: https://www.gazeta.ru/ business/2017/09/18/10896488.shtml (accessed 01.12.2017).
2. Smirnova E. Yu. The Study of market segments of the tobacco industry [Issledovanie segmentov rynka tabachnoj otrasli]. Available at: http://vniitti.ru/conf/conf2016/article/Smirnova_statya.pdf (accessed 01.12.2017).
3. Ivanova A. Sanitised packs of cigarettes can appear on store shelves in the coming years [Obezlichennye pachki sigaret mogut pojavit'sja na polkah magazinov uzhe v blizhajshie gody]. Available at: https://www. vedomosti.ru/business/articles/2017/04/25/687254-obezlichennie-pachki-sigaret (accessed 01.12.2017).
4. Nielsen: share of illegal cigarettes from Belarus on the Russian market has doubled [Nielsen: dolja nelegal'nyh sigaret iz Belarusi na rossijskom rynke vyrosla vdvoe]. Available at: https://ej.by/news/ economy/2017/11/07/nielsen-dolya-nelegalnyh-sigaret-iz-belarusi-na-rossiyskom-rynke.html (accessed 01.12.2017).
5. Moiseev I. V., Nikolaenko E. V. Excise policy of Russia and Europe [Akciznye politiki Rossii i Evropy]. Available at: http://thebristol.ru/otabake/issledovaniya/akciz.php (accessed 01.12.2017).
6. Skrynnik I. the Share of illegal cigarettes in the Russian market for 4 years has increased several times [Dolja nelegal'nyh sigaret na rossijskom rynke za 4 goda uvelichilas' v neskol'ko raz]. Available at: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/10/12/660540-nelegalnih-sigaret (accessed 01.12.2017).
7. Who report on the global tobacco epidemic, 2015 [Doklad VOZ o global'noj tabachnoj jepidemii, 2015 g.]. Available at: http://www.who.int/tobacco/global_report/2015/summary/ru (accessed 01.12.2017).
8. Laffer A. Handbook on taxation in the tobacco industry — theory and practice. [Posobie po nalogooblozheniju v tabachnoj otrasli — teorija i praktika]. Available at: http://www.imenno. ru/2014/07/22/202857 (accessed 01.12.2017).