УДК 347.73
Е. Б. Абакумова
Новосибирский военный институт им. генерала армии И. К. Яковлева, Институт философии и права СО РАН, Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Новосибирск, Россия)
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД В Г. НОВОСИБИРСКЕ
Автором проведено исследование нормативно-правовой базы города Новосибирска, обеспечивающей порядок исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход (ЕНВД) на территории муниципального образования. Произведен сравнительно-правовой анализ существующих порядков обеспечения данного предмета в других муниципальных образованиях регионального значения Российской Федерации. Определены практические проблемы в рассматриваемой сфере. Предложены механизмы совершенствования программно--целевых подходов законодательства.
Ключевые слова: бюджетные правоотношения, единый налог на вмененный доход, ЕНВД, налогообложение, налоги, муниципальная власть, муниципальное управление города Новосибирска.
В условиях сохранения «антикризисной» направленности развития экономики страны актуально повышать эффективность бюджетного процесса, в том числе и на муниципальном уровне. Решение этой задачи следует базировать на поиске путей совершенствования местной нормативно-правовой базы бюджетных правоотношений. При этом конечной целью совершенствования видится не просто увеличение поступлений в бюджет, а достижение сбалансированности фискального и стимулирующего действия налогов, создание лучших условий для предпринимательской деятельности в существующем правовом поле. В первую очередь это касается сектора малого и среднего предпринимательства, о необходимости развития которого сказано уже много, что и было дополнительно подчеркнуто Президентом Российской Федерации в послании Федеральному Собранию на 2017 г.
Одним из наиболее эффективных инструментов стимулирования предпринимательской деятельности является фискальная политика государства. Относительно гибким инструментом налогового администрирования на уровне местного самоуправления выступает единый налог на вмененный доход (ЕНВД). В принятой в 2016 г. Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года в качестве одного из направлений поддержки малого бизнеса указаны меры по совершенствованию специальных режимов налогообложения1. Единый налог на вменен-
ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2017. № 3 (9). © Е. Б. Абакумова, 2017
1 См.: Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года : распоряжение Правительства Рос.
ный доход является одним из самых востребованных специальных режимов налогообложения, используемых малым бизнесом в настоящее время, свидетельством чего выступает продление его применения до 1 января 2021 г.
В 2016 г. местные бюджеты получили от ЕНВД доход в размере 72,8 млрд руб., что составило 6,9 % от налоговых доходов муниципальных бюджетов2. В г. Новосибирске абсолютные значения поступлений по ЕНВД в совокупности налоговых доходов бюджета в 2016 г. составили 1 235,4 млн руб., т. е. 7,9 % от всех налоговых поступлений3.
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, органы местного самоуправления своими решениями могут повлиять на размер поступлений в доходы бюджета от данного налога, определив виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (в пределах перечня, установленного п. 2 ст. 346.26 НК РФ), а также установив величину корректирующего коэффициента базовой доход-
Федерации от 2 июня 2016 г. N° 1083-р (в ред. от 8 дек. 2016 г.) // Правительство Рос. Федерации : офиц. сайт. URL: http://govemment.ru/media/files/jFDd9wbAbApxgEiHNaXHveytq 7hfPO96.pdf (дата обращения: 30.06.2017).
2 См.: Информация о результатах проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2016 год // М-во финансов Рос. Федерации : офиц. сайт. URL: https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения: 27.06.2017).
3 См.: Об исполнении бюджета города Новосибирска за 2016 год : решение Совета депутатов г. Новосибирска от 19 июня 2017 г. № 456 // Сайт города Новосибирска. URL: http://novo-sibirsk.ru/upload/finance/Reshenie_456_ot_19_06_ 2017.pdf (дата обращения: 30.06.2017).
ности К2 с учетом особенностей ведения различных видов предпринимательской деятельности1.
Коэффициент К2 может варьироваться в пределах от 0,005 до 1, позволяя таким образом уменьшить максимальную базовую доходность в 200 раз. В соответствии со ст. 346.27 НК РФ к особенностям ведения предпринимательской деятельности, позволяющим корректировать базовую доходность по коэффициенту К2, относятся ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величина доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и иные особенности.
В г. Новосибирске решением Совета депутатов от 25 октября 2005 г. № 104 введена в действие система налогообложения в виде единого
налога на вмененный доход для отдельных видов
" 2 предпринимательской деятельности2, решением
Совета депутатов от 2 ноября 2010 г. № 159 установлены значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятель-ности3.
Касаемо сути данных документов, то коротко их можно охарактеризовать как, во-первых, не вполне «дружелюбные» по отношению к бизнесу, а во-вторых, недостаточно социально ориентированные. А с учетом того факта, что Новосибирская область является одним из немногих субъектов Российской Федерации, где не введены дифференцированные налоговые ставки для различных категорий налогоплательщиков упрощенной системы налогообложения (УСН) по нормам ст. 346.20 НК РФ4, складывается не самая привлекательная картина заботы о малом бизнесе. Полагаем, что ввиду такой слабой проработки вопросов налогового стимулирования малого и среднего предпринимательства эффективность действующей на территории Новосибирска муниципальной
1 Значение коэффициента-дефлятора К1 устанавливается Министерством экономического развития России ежегодно. На 2017 г. для ЕНВД Приказом от 3 нояб. 2016 г. № 698 установлен коэффициент К1, равный 1,798. Заметим, что значение данного коэффициента не меняется с 2015 г.
2 См.: О введении в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности : решение Совета депутатов г. Новосибирска от 25 окт. 2005 г. N° 104 (в ред. от 22 марта 2017 г. № 373) // Электрон. фонд правовой и нормативно-техн. документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/5420096 (дата обращения: 12.06.2017).
3 См.: Об установлении значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2, учитывающих особенности ведения предпринимательской деятельности, по системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории города Новосибирска, с 2011 года : решение Совета депутатов г. Новосибирска от 2 нояб. 2010 г. № 159 (в ред. решения Совета депутатов г. Новосибирска от 31 марта 2015 г. № 1321) // Электрон. фонд правовой и нормативно-техн. документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/5441864 (дата обращения: 12.06.2017).
4 Пониженные ставки при объекте, доходы минус расходы введены в 71 субъекте Российской Федерации из 85. См.: Сведения о субъекте Российской Федерации, принявших законы о снижении налоговой ставки по упрощенной системе налогообложения (действующие в 2017 году) // Минфин России : офиц. сайт. URL: https://www.minfin.ru/ru/ document/?id_4=117730 (дата обращения: 30.06.2017).
программы «Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства города Новосибирска на 2015—2017 годы» будет снижена.
Для исправления ситуации, на наш взгляд, необходимо дополнить установленные в г. Новосибирске коэффициенты К2, как минимум, такими критериями, как зонирование территорий по потребительскому потоку и социальная категория предпринимателей.
Для детальной разработки перечисленных критериев полезно будет опереться на аналогичный опыт других муниципальных образований. Например, в г. Йошкар-Оле действуют корректирующие коэффициенты базовой доходности в зависимости от дислокации налогоплательщиков на территории городского округа, разделенного на три зоны: места активной предпринимательской деятельности, умеренной (средней) активности предпринимательской деятельности и прочие ме-ста5. В г. Саратове значения К2 детально определены по каждому виду деятельности, осуществляемому в пределах каждой из 10 территориальных зон, на которые разделен город6. В г. Нижний Новгород законодатели пошли еще дальше и ввели территориальные корректировочные коэффициенты не только по каждому виду деятельности, но и по специализации, видам товарных групп, ассортименту7. Так, для розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, значения К2 рассчитываются по формуле
К2 = А / Ь •
где А — виды товарных групп, ассортимента (9 групп);
Ь — места расположения объектов стационарной торговли (13 зон);
5 — коэффициент торговой площади в зависимости от размера торговой площади в квадратных метрах (7 уровней).
Другой подход применен в г. Тюмени — там просто нормативно закреплен ограниченный перечень домов, в которых действует определенное значение К2 для предпринимателей в сфере бытовых услуг8.
5 См.: Об установлении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности : решение Городского Собрания муниципального образования «Город Йошкар-Ола» от 25 окт. 2005 г. № 152-IV (в ред. от 23 дек. 2016 г. № 421 VI) // Федер. налоговая служба : офиц. сайт. URL: https://www.nalog.ru/rn12/about_fts/docs/6731258/ (дата обращения: 25.06.2017).
6 См.: Об установлении видов деятельности, подлежащих налогообложению в виде единого налога на вмененный доход, значений корректирующих коэффициентов К2, зон осуществления предпринимательской деятельности : решение Саратовской городской думы от 8 нояб. 2005 г. № 64-630 (с изм. от 18 нояб. 2016 г. № 8-50) // Федер. налоговая служба : офиц. сайт. URL: https://www.nalog.ru/rn64/about_fts/docs/ 4293598/ (дата обращения: 25.06.2017).
7 См.: О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности : постановление Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 21 сент. 2005 г. № 50 (в ред. от 23 нояб. 2016 г. № 238) // Федер. налоговая служба : офиц. сайт. URL: https://www.nalog.ru/rn52/taxation/taxes/envd/#title18 (дата обращения: 25.06.2017).
8 См.: О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИКА И ПРАВО
В г. Новосибирске, третьем по размеру территории городе России, на наш взгляд, следовало бы применять, по меньшей мере пятиуровневое зонирование территории городского округа. Возможен, к примеру, такой вариант: центр; станции метро; крупные магистрали (улицы с высоким пассажирским потоком); спальные районы; прочее (например, промышленные зоны).
В плане социальной направленности ЕНВД интересен опыт г. Абакана, где предусмотрена корректировка базовой доходности по коэффициенту, равному 0,5 для организаций и индивидуальных предпринимателей (не только в сфере бытовых услуг), в которых среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 40 %. Кроме того, предусмотрено понижение базовой доходности для индивидуальных предпринимателей, не использующих труд наемных работников, имеющих на иждивении одного или нескольких детей-инвалидов (0,5); детей, оставшихся без попечения родителей (0,5); трех детей (0,7), четырех детей (0,6), пять и более детей (0,5)1.
Далее важно заметить, что в нормативных актах г. Новосибирска не нашел применения п. 2 ст. 346.31 Налогового кодекса Российской Федерации, декларирующий право органов муниципальной власти установить ставки единого налога в пределах от 7,5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности. Мониторинг аналогичных нормативно-правовых документов других муниципальных образований показал, что пониженная ставка ЕНВД чаще всего используется по отношению к предпринимателям, оказывающим социально значимые бытовые услуги населению, а также для вновь созданных налогоплательщиков-организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей2.
Положительным примером использования пониженной ставки ЕНВД является опыт г. Ижевска, где начиная с 2015 г. действует ставка 7,5 % величины вмененного дохода для впервые зарегистрированных налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, осуществляющих 9 из 13 видов предпринимательской деятельности,
на территории города Тюмени : решение Тюменской городской Думы от 25 нояб. 2005 г. № 260 (в ред. от 29 мая 2014 г. № 137) // Федер. налоговая служба : офиц. сайт. URL: https://www.nalog.ru/rn72/about_fts/docs/4984628/ (дата обращения: 25.06.2017).
1 См.: Об утверждении Положения «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории города Абакана» : (с изм. от 22 нояб. 2016 г.) // Федер. налоговая служба : офиц. сайт. URL: https://www.nalog.ru/ rn 19/about_fts/docs/4292146/ (дата обращения: 26.06.2017).
2 См.: О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории г. Новокузнецка : постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 25 нояб. 2009 г. № 11/109 (с изм. от 30 нояб. 2016 г. № 4/26) // Федер. налоговая служба : офиц. сайт. URL: https://www.nalog.ru/rn42/ about_fts/docs/4788290/ (дата обращения: 26.06.2017).
в отношении которых на территории города введен ЕНВД3. Основным результатом этой меры муниципального регулирования является снижение барьеров для старта предпринимательской деятельности самозанятых граждан, увеличение доли занятого населения в секторе малого предпринимательства. Благодаря системной реализации органами местного самоуправления г. Ижевска мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства объем поступлений в местный бюджет по ЕНВД увеличился с 350,445 млн руб. в 2014 г. до 411,110 млн руб. в 2016 г.
Предоставление именно пониженной ставки по ЕНВД для определенной категории налогоплательщиков, а не корректирующего коэффициента базовой доходности, имеет важный психологический аспект в плане привлекательности для субъектов малого бизнеса и самозанятых граждан. Информацию о понижении налоговой ставки легко распространить, так как она проста и понятна.
Как известно, использование ЕНВД позволяет повысить собираемость налогов в сферах с высокой долей расчетов наличными деньгами, контроль за которыми сложно осуществляем. Для г. Новосибирска представляется актуальным развитие сектора бытовых услуг, который имеет низкую долю в структуре плательщиков налога на вмененный доход4. Перечень видов бытовых услуг, для которых возможно применение пониженной ставки ЕНВД, необходимо составить с указанием кода в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД-2). Для включения в данный перечень тех или иных видов деятельности целесообразно руководствоваться Перечнем социально значимых видов деятельности, осуществляемых субъектами малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске5, который, в свою очередь, также необходимо дополнить включением видов деятельности, положительно влияющих на экологию города, например сбор отходов, и привести в соответствие новому ОКВЭД-2. При этом следует закрепить применение наименьшего значения К2 в случае оказания в одной организации различных видов социально значимых быто-
3 См.: О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности на территории города Ижевска : решение Городской Думы города Ижевска от 27 нояб. 2007 г. № 338 (в ред. от 15 дек. 2016 г. № 261) // Федер. налоговая служба : офиц. сайт. URL: https://www.nalog.ru/rn18/about_fts/docs/5852982/ (дата обращения: 26.06.2017).
4 В г. Новосибирске ЕНВД в основном применяется организациями, занимающимися оптовой и розничной торговлей (57,5 %), размещением рекламы (23,5 %), арендой и управлением имуществом (15,6 %). См: Отчет об исполнении бюджета г. Новосибирск за 2016 год // Офиц. сайт г. Новосибирска. URL: http://novo-sibirsk.ru/upload/finance/Ispolnenie-2016-1.PDF (дата обращения: 20.06.2017).
5 Об утверждении перечня социально значимых видов деятельности, осуществляемых субъектами малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске : постановление мэрии г. Новосибирск от 21 марта 2014 г. № 2272 // Электрон. фонд правовой и нормативно-техн. документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/5492995 (дата обращения: 30.06.2017).
вых услуг, имеющих различные значения коэффициента К2.
Экономическое обоснование введения пониженной ставки ЕНВД или корректировки К2 для отдельных видов предпринимательской деятельности должно основываться на статистических данных о существующих доходах в различных сферах деятельности, обеспечивая повышение поступлений налогов в бюджет по тем видам деятельности, где из-за действующих нормативов значение ЕНВД занижено, и усиление предпринимательской активности за счет снижения налоговой нагрузки на те виды деятельности, где значение ЕНВД неоправданно завышено.
Учитывая, что система вмененного налогообложения достаточно успешно выполняет свою фискальную функцию даже в кризисных условиях, следует рассмотреть возможность совершенствования ее применения в г. Новосибирске. Этому могла бы способствовать разработка алгоритма отнесения организаций и индивидуальных
предпринимателей к плательщикам ЕНВД с последующей автоматизацией и открытием интернет-ресурса, предоставляющего возможность предпринимателям в режиме on-line просчитывать свои перспективы в случае использования ЕНВД. Кроме прочего, внедрение такой простой компьютерной технологии позволит сократить объем консультативной работы, которую проводят сотрудники налоговых органов, а также количество налоговых споров в арбитражных судах.
Реализация перечисленных мер по совершенствованию нормативно-правового обеспечения бюджетных правоотношений в комплексе с реализуемыми государственными, муниципальными программами в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства будет способствовать достижению более высокого уровня сбалансированности бюджета г. Новосибирска, укреплению финансовых основ местного самоуправления в долгосрочной перспективе.
E. B. Abakumova
PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF APPLICATION OF UNIFIED TAX ON IMPUTED
INCOME IN NOVOSIBIRSK
Research of legislation of Novosibirsk supplying order of calculation and payment of unified tax on imputed income on the territory of municipal formation is conducted. Comparative legal analysis existing order for ensuring of this object in other municipal formations of regional significance of Russian Federation is made. Practical problems in considering sphere are determined. The mechanisms of the perfecting of target-programme approaches of the legislation are offered.
Keywords: budgetary legal relations, unified tax on imputed income, taxation, tax, municipal authority, municipal management of Novosibirsk.