Научная статья на тему 'Место и роль ЕНВД в доходах муниципальных образований'

Место и роль ЕНВД в доходах муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1219
401
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / БАЗОВАЯ ДОХОДНОСТЬ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / UNIFIED TAX ON IMPUTED INCOME / THE TAXPAYER / THE BENCHMARK RETURN / SMALL BUSINESS / MUNICIPAL BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляева Светлана Викторовна

В статье освещаются вопросы роли единого налога на вмененный доход в доходной части муниципального бюджета. Данный налог носит местный характер, предназначен главным образом для налогообложения малого бизнеса, являющегося финансовой основой именно муниципальных образований и соответствующих местных властей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Беляева Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The place and role of imputed income municipalities

The article highlights the role of the single tax on imputed income in the revenue side of municipal budgets. This tax is local, is intended primarily for small business tax, which is the financial basis of municipal entities and the relevant local authorities.

Текст научной работы на тему «Место и роль ЕНВД в доходах муниципальных образований»

THE PLACE AND ROLE OF IMPUTED INCOME MUNICIPALITIES

Belyaeva Svetlana Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Accounting and Management, Russian University of Economics named after G. V. Piekhanov (branch), Pyatigorsk E-mail: [email protected]

The article highlights the roie of the single tax on imputed income in the revenue side of municipal budgets. This tax is local, is intended primarily for small business tax, which is the financial basis of municipal entities and the relevant local authorities.

Keywords: unified tax on imputed income, the taxpayer, the benchmark return, small business, municipal budget.

УДК 657.446

Беляева C.B., 2015

С

о с

CK

<

со

о

L

О

с; <

X

28

МЕСТО И РОЛЬ ЕНВД В ДОХОДАХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

В статье освещаются вопросы роли единого налога на вмененный доход в доходной части муниципального бюджета. Данный налог носит местный характер, предназначен главным образом для налогообложения малого бизнеса, являющегося финансовой основой именно муниципальных образований и соответствующих местных властей.

Ключевые слова: единый налог на вмененный доход; налогоплательщик; базовая доходность; малое предпринимательство; муниципальный бюджет.

I

БЕЛЯЕВА Светлана Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Бухгалтерского учета и управления, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова (филиал), Пятигорск [email protected]

Налоговые платежи, формирующие доходную часть муниципального бюджета, имеют ограниченный перечень налогов. Среди данных налогов большое значение имеет единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Начиная с 1 января 2006 г., ЕНВД стал "местным особым налоговым режимом", то есть право ведения единого налога перешло к органам местного самоуправления муниципалитетов и городских округов. Об этом свидетельствует рост числа облагаемых единым налогом на вмененный доход организаций и индивидуальных предпринимателей и рост доли поступлений от единого налога на вмененный доход в структуре доходов бюджетов муниципальных образований. Кроме того, прослеживается тенденция к росту поступлений, приносимых единым налогом на вмененный доход в местные бюджеты. Таким образом, единый налог на вмененный доход является доходным источником бюджетов городов федерального значения.

В настоящее время ЕНВД является основной статьей налоговых доходов муниципальных бюджетов, поэтому местные органы власти стараются "выжать" из него максимум. Регулирование отдельных моментов налога передано на местный уровень в связи с тем, что проблемы малого бизнеса местные власти видят лучше, поэтому знают, где доходность выше, где ниже. Они сами корректируют коэффициенты, так как располагают ресурсами для развития предпринимательства. Местные органы власти могут создавать условия для увеличения поступлений от тех налогов, которые непосредственно зачисляются в местные бюджеты. Закрепление за бюджетом муниципального образования налоговых источников, непосредственно связанных с уровнем благосостояния (доходами и собственностью) населения, проживающего на данной территории (налог на доходы физических лиц, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности), позволит населению такого муниципального образования реально чувствовать свой вклад в формирование доходов бюджета, заинтересованно подходить к вопросам расходования бюджетных средств, осуществлять контроль за их целевым использованием [2].

Значимость ЕНВД для местных бюджетов обусловлена значительным числом его плательщиков (индивидуальных предпринимателей и организаций). Преобладание индивидуальных предпринимателей

в структуре плательщиков единого налога обуславливается как видами облагаемой налогом предпринимательской деятельности (в основном, розничная торговля), так и целью самозанятости и получения дохода физическими лицами. При этом доля поступлений единого налога на вмененный доход в местные бюджеты большинства муниципальных образований практически в одинаковой степени приходится как на организации, так и на индивидуальных предпринимателей. В то же время, в крупных городских округах поступления от организаций значительно превышают поступления от индивидуальных предпринимателей, несмотря на существенное различие в количестве плательщиков [4].

Существенными являются пропорции отчислений единого налога на вмененный доход в местные бюджеты, установленные БК РФ: в соответствии со ст. 61.1,61.2 и п. 3 ст. 56 БК РФ в бюджеты муниципальных районов, городских округов и бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению доходы от единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по нормативу 90 процентов, а оставшиеся 10 процентов зачисляются в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

В зависимости от количества собираемых средств и потребностей местных властей (собрать максимум денежных средств в конкретный момент времени или развивать предпринимательство на своей территории в целях перспективы получения больших сумм) можно менять коэффициент К2 (в пределах от 0,005 до 1,0) и таким образом стимулировать или дестимулировать предпринимательскую деятельность на территории муниципального образования. Существует возможность уменьшить максимальную базовую ставку налога в 200 раз путем определения особенностей ведения предпринимательской деятельности

В соответствии со ст. 346 НК РФ, дающей толкование понятию коэффициента К2, к особенностям ведения предпринимательской деятельности относятся: ассортимент товаров (работ, услуг); сезонность; режим работы; фактический период времени осуществления деятельности; величина доходов; особенности места ведения предпринимательской деятельности; площадь информационного поля наружной рекламы слюбым способом нанесения изображения; количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы; иные особенности.

Таким образом, Бюджетный кодекс РФ позволяет местному органу самоуправления отнести к "иным особенностям" те социально-экономические особенности, которые характерны только для его территории.

Выбор перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых конкретное муниципальное образование вводит вмененную систему налогообложения, может зависеть от различных факторов:

- органы муниципальной власти должны знать, осуществляются ли вообще данные виды деятельности в городе, количество организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в данныхсферах, численность потенциальных налогоплательщиков ЕНВД. Если окажется, что какой-то вид деятельности не осуществляется и нет необходимости и перспективы в его появлении, а также что число плательщиков совсем незначительно, в таком случае администрирование данного налога будет обходиться дорого по сравнению с получаемыми доходами от налогообложения и необходимость в нем отпадет;

- если при прогнозировании поступлений налоговых доходов в местный бюджет выяснится, что доля ЕНВД в налоговых доходах очень низкая, то введение вмененной системы налогообложения будетэкономически нецелесообразным для данного муниципального образования;

- введение вмененной системы налогообложения может быть обусловлено экономической политикой муниципального образования. Варьируя в пределах норматива, значение корректирующего коэффициента К2 органы местной власти могут создавать условия для развития на своей территории предпринимательской деятельности, особенно малого бизнеса определенного направления [1].

Рассмотрим динамику поступлений Единого налога на вмененный доход на примере местного бюджета г. Георгиевска Ставропольского края.

При решении вопроса о перспективах применения системы ЕНВД нужно учитывать, что данный налог является важным источником формирования доходной базы муниципальных бюджетов (табл. 1) [5].

Как показывают данные таблицы 1, общая сумма налоговых доходов бюджета г. Георгиевска в 2013 г. выросла на 5,53 %, но в 2014 г. -снизилась на 16,36 %. Рост налоговых поступлений в бюджет города в 2013 г. вызван увеличением сумм налога на доходы физическихлиц (на 5,49%); поступлений по упрощенной системе налогообложения (на 9,5%); налога, взи-

маемый в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения (на 100%); налога на имущество физических лиц (на 21,51%); земельного налога (на 13,29%); государственной пошлины (на 58,33%). Данные таблицы представлены на рисунке 1.

Таблица 1 - Анализ налоговых поступлений в бюджет г. Георгиевска

Показатели Значение, тыс. руб. Структура, % Темп роста, %

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 20122013 гг. 20132014 гг.

1 Налоги на прибыль и доходы 130678 137848 97671 60,89 60,86 51,56 105,49 70,85

1.1 Налог на доходы физических лиц 130678 137848 97671 60,89 60,86 51,56 105,49 70,85

2 Налоги на совокупный доход 56602 55566 53939 26,37 24,53 28,47 98,17 97,07

2.1 Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 10012 10963 10143 4,67 4,84 5,35 109,50 92,52

2.2 Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения 0 883 959 0 0,39 0,51 100,00 108,61

2.3 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 46151 43599 42535 21,50 19,25 22,45 94,47 97,56

2.4 Единый сельскохозяйственный налог 439 121 302 0,20 0,05 0,16 27,56 249,59

3 Налоги на имущество 23533 27048 26205 10,97 11,94 13,83 114,94 96,88

3.1 Налог на имущество физических лиц 4718 5733 4905 2,20 2,53 2,59 121,51 85,56

3.2 Земельный налог 18815 21315 21300 8,77 9,41 11,24 113,29 99,93

4 Государственная пошлина 3804 6023 11618 1,77 2,66 6,13 158,33 192,89

Общая сумма налогов местного бюджета г. Георгиевская 214617 226485 189433 100 100 100 105,53 83,64

240000

" 220000 щ

£ 200000 т

5 180000 160000

2012 год 2013 год 2014 год

■ Общая сумма налогов местного бюджета г. Георгиевска

Рисунок 1 - Динамика налоговых доходов местного бюджета г. Георгиевска

В 2014 г. снижение налоговых доходов вызвано снижением поступлений по налогу на доходы физических лиц (на 29,15%); поступлений поупрощенной системе налогообложения (на 7,48%); ЕНВД (на 2,44%); налога на имущество физических лиц (на 14,44%); земельного налога (на 0,07%).

В структуре налоговых поступлений бюджета доля налогов на прибыль и доходы снижается с 60,89% в 2012 г. до 51,56% в 2014 г.; удельный вес налогов на совокупный доход возрастает с

26,37% в 2012 г. до 28,47% в 2014 г.; доля налогов на имущество возрастает с 10,97% в 2012 г. до 13,83% в 2014 г.; доля государственной пошлины возрастает с 1,77% до 6,13%. Структура представлена на рисунке 2.

Что касается поступлений по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, то следует отметить, что сумма поступлений в 2013 г. снизилась до 43599 тыс. руб. (на 5,53%), а в 2014 г. - до 42535 тыс. руб. (на 2,44%).

Таким образом, наблюдается негативная тенденция поступлений, что прежде всего объясняется введением патентной системы налогообложения.

В структуре налоговых доходов доля ЕНВД в 2012 г. составляла 21,5%, а в 2013 г. снизилась до 19,25%, в 2014 г. наблюдается рост удельного веса ЕНВД до 22,45%.

Проанализируем выполнение плана налоговых поступлений по налогам на совокупный доход.

Как показывают данные таблицы 2, план по налогам на совокупный доход в 2012 г. выполнен только на 99,09 %. Не выполнен план по налоговым платежам поупрощенной системе налогообложения - 94,71%; ЕНВД для отдельных видов деятельности - перевыполнен на 0,08%; по налоговым поступлениям по единому сельскохозяйственному налогу перевыполнен на 0,23%.

Данные таблицы представлены на рисунках 4 и 5.

В 2013 г. план по налогам на совокупный доход перевыполнен на 1,38%. Это вызвано перевыполнением плана по налогам взимаемым по упрощенной системе налогообложения -на 6,27%; налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения - на 8,21 %; ЕНВД - на 0,09%; ЕСХ - 0,83%.

В 2014 г. по налогам на совокупный доход невыполнение плана составило 93,94%. Это вызвано невыполнением плана по УСНО -93,4%; налогам, взимаемым в связи с применением патентной системы налогообложения -106,56%; ЕНВД - 93,69%; ЕСХН -116,15%.

2014 год

2013 год

2012 год

51,56

28,47

13,83

6,1

60,86

24,53

11,94

^,66

60,89

26,37

10,97 Я ,77

20

40

60

80

100

Налоги на прибыль и доходы : Налоги на имущество

Налоги на совокупный доход Государственная пошлина

Рисунок 2 - Структура налоговых поступлений в бюджет г. Георгиевска, проценты

47000 46000 45000

О!

щ 44000 о.

* 43000 £ 42000 41000 40000

■ 46151

■ 42535

2012 год 2013 год 2014 год

»Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 3 - Динамика поступлений ЕНВД в бюджет г. Георгиевска

Таблица 2 - Выполнение плана налоговых поступлений налогов на совокупный доход в местный бюджет г. Георгиевска

Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. Процент выполнения плана, %

план факт план факт план факт 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Налоги на совокупный доход 57123 56602 54812 55566 57420 53939 99,09 101,38 93,94

- Налог взима-

емый в связи с применением УСНО 10571 10012 10316 10963 10860 10143 94,71 106,27 93,40

- Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения 0 0 816 883 900 959 0 108,21 106,56

- ЕНВД для отдельных видов деятельности 46114 46151 43560 43599 45400 42535 100,08 100,09 93,69

- Единый сельскохозяйственный налог 438 439 120 121 260 302 100,23 100,83 116,15

Таким образом, динамика поступления ЕНВД в бюджет г. Георгиевска показывает, что специальный налоговый режим в виде системы налогообложения единым налогом на вмененный доход занимает свое определенное место в муниципальном бюджете и применя-

ется значительным числом налогоплательщиков, пополняя доходы бюджетов муниципальных образований.

Однако, начиная с 2013 г., в связи введением добровольного принципа перехода на ЕНВД и расширения границ применения патентной системы налогообложения наблюдается отток индивидуальных предпринимателей из этой системы, так как сумма патентного налога более либеральная, чем ЕНВД.

Умуниципальных властей г. Георгиевска есть возможность увеличить поступления ЕНВД в муниципальный бюджет. Например, при определении особенности места расположения объекта предпринимательской деятельности, необходимо учитывать зонирование территории по вероятному максимальному потребительскому потоку внутри территории. С этой целью можно применять следующее зонирование территории: "центр" (вокзал, рынки, крупные торговые центры); "базовая магистраль" (улицы, имеющие маршруты многоместного пассажирского автотранспорта (автобусы и троллейбусы)); "спальный район" (внутренняя территория микрорайонов); "прочее" (границы жилого массива территории, промышленная зона). Понижая значение К2 в "спальном районе", т.е. уменьшая налоговую нагрузку на данной территории, возникает привлекательность в получении прибыли на торговых площадях, в сфере бытовых услуг и других объектах, попадающих под обложение ЕНВД. Данные действия при минимизации налогообложения приводят кувеличению налоговой базы ЕНВД, росту сбора налога в местный бюджет, пространства деятельности малого предпринимательства. Развитие объектов ЕНВД на окраинных территориях

дает потенциал для привлечения инвесторов в частичное освоение территории как жилого комплекса [3].

Рисунок 4- Выполнение плана по собираемости налогов на совокупный доход

Рисунок 5 - Выполнение плана по собираемости ЕНВД для отдельных видов деятельности

Коэффициент базовой доходности при распространении наружной рекламы на основе зонирования мест расположения позволит собирать единый налог с учетом реальной коммерческой стоимости рекламы на каждой территории - "центр", "спальный район" и т.д. Это дает возможность оптимизировать прибыль малого предпринимательства. Рациональный подход к налогообложению наружной рекламы с учетом зонирования территории не должен являться единственным фактором, определяющим величину налога. Например, мини-формат (размер рекламной поверхности менее 1 м2 - рекламные объявления), динамично развиваясь в рекламном обороте, создает обширную по территории налоговую базу по ЕНВД, дает возможность удовлетворить социальные запросы населения (поиск работы, дешевых товаров и т.д.). В РФ 70% наружной рекламы приходится на щиты размером 3x6 м. Поэтому для данного размера можно определить наибольшее значение коэффициен-

та К2 и от него проводить градацию рекламных поверхностей.

К особенностям ведения предпринимательской деятельности относится ассортимент товаров, реализуемых через объекты розничной торговли. Установление соответствующего К2 зависит от состояния потребительского рынка, отражающего социально-экономическое развитие территории. При неразвитой розничной торговой сети, корректирующий коэффициент должен устанавливаться по отношению к каждой группе товаров. Для того чтобы единый налог на вмененный доход был эффективным и способствовал развитию малого предпринимательства, необходимо, чтобы при применении данной системы налогообложения у налогоплательщика изымалось денежных средств не более, чем при использовании иных систем налогообложения. Можно сделать такой вывод, что единый налог на вмененный доход - важный источник пополнения местных бюджетов. Данный налог носит местный характер, предназначен главным образом для налогообложения малого бизнеса, являющегося финансовой основой именно муниципальных образований и соответствующих местных властей.

Примечания:

1. Боробов В.Н. Регулирование развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях // Инновационная стратегия развития России в условиях глобализации мировой экономики : сб. статей. Международная научно-практическая конференция. - М., 2014. - С. 234-237.

2. Кузнецова О.С. Формирование налоговых доходов местных бюджетов: направления модернизации // Финансы и кредит. - 2012. - №.1. - С. 49-54.

3. Насырова В.И. Специальные налоговые режимы как инструмент налогового регулирования малого предпринимательства // Финансы и кредит. - 2012. -№ 1. - С. 26-33.

4. Селезень Т. Единый налог на вмененный доход. Современные тенденции // Налоговик. - 2014. -№21.- С. 46-52.

5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России: http://www.nalog.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.