ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
УДК 796:378:377 В. И. МИХАЛЕВ
И. И. САМСОНОВ А. А. САПУНКОВ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРСКИХ КАДРОВ КАК РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ____________________________________
Статья посвящена вопросу профессионального образования специалистов в области физической культуры и спорта. Авторы указывают на существующие пробелы, а также предлагают возможные решения.
Ключевые слова: специалисты в области физической культуры и спорта, профессиональное образование, спортивные школы, аттестация.
Актуальность. Характерной чертой современного этапа развития законодательства о физической культуре и спорте (далее — ФКиС) является стремительный и системообразующий характер перемен, что позволило ряду авторов поставить вопрос о формировании спортивного права, как новой специализированной комплексной отрасли в системе российского права [1, с. 148]. Однако нам представляется, что это вопрос скорее будущего, чем настоящего. Неважно, идет речь об отрасли законодательства или отрасли права, прежде всего необходимо сба-
лансировать существующий правовой механизм — обеспечить системность правового воздействия.
Физическая культура и спорт — сложнейшее, многоаспектное, социальное явление, пронизывающее все стороны общественной жизни. В любом виде спорта обязательно присутствует набор элементов: соревновательный, медицинский (адаптивный, оздоровительный, спортивный туризм), педагогический (воспитательный, обучающий, в т.ч. технический и прикладной), социальный (зрелищный и национально-культурный).
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013
Именно комплексность и многоукладность обеспечивают неповторимую общественную значимость спорта. Каждая из отраслей права регулирует спорт, только со своих — узкоотраслевых позиций, не видя целостной картины.
Концепции значения спорта многократно менялись, это находило свое отражение в законодательстве. В 1953 г. спортивное ведомство СССР вошло в структуру Министерства здравоохранения, но лишь на девять месяцев [1, с. 38]. Позднее «советская модель спорта», всё более базировалась на педагогике, как наименее дорогом способе быстро добиться результатов. Внешкольные учреждения — «спортивные школы», организовывали деятельность на основании самостоятельно разработанных учебных программ, используя типовые программы, утвержденные государственным органом управления физической культурой и спортом1. Основная задача обучать и воспитывать всех учеников одинаково, но если появляется спортсмен высокого класса — речь идет скорее о побочном, а не о профильном результате.
Резкая смена идеологии произошла в 2007 году, а затем была завершена в 2011 году, когда из Закона РФ «О физической культуре и спорте в РФ» (далее — Закон РФ № 329-Ф3) были исключены все упоминания о педагогической составляющей и учебно-тренировочном процессе. Новацией стало решение о создании федеральных стандартов спортивной подготовки, разрушающих монополию учебных программ.
Провозглашенная идея глубинной «профессионализации спорта», безусловно, актуальна, но разграничение правовых явлений необходимо не для разрыва социальных связей, а для организации взаимодействия элементов сложной структуры. Постулируемое главенство «соревновательного принципа» — основы спортивной подготовки, не исключает спортивную педагогику, спортивную медицину и спортивную культуру, как ЗОЖ и «культуру боления». Но при этом все указанные элементы можно регулировать только в комплексе.
Представляется, что законодатель «ударился из одной крайности в другую». Советская «педагогическая» модель спорта себя во многом уже изжила, хотя зачастую это воспринимается эмоционально сложно. Однако произошедшие лишения тренера педагогического статуса и льгот педагогического работника явно абсурдны. Нам необходимо переосмыслить роль педагогики в спорте, а не уничтожить её. Налицо явные пробелы в применении законодательной техники и «юношеский максимализм» разработчиков закона.
В работе мы не претендуем на всестороннее рассмотрение проблемы, а хотим сосредоточиться на вопросе, не получившем должного законодательного разрешения — кадровом обеспечении проводимых реформ. Эффективность системы управления физической культурой и спортом как социальной сферы в значительной мере зависит от кадрового обеспечения отрасли. Потребность в профессиональных физкультурно-спортивных кадрах обусловлена необходимостью организации физического воспитания подрастающего поколения и спортивной подготовки населения.
В нашей стране ежегодно выпускается около 9000 квалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта. По оценке чиновников высшего ранга их трудоустройство составляет свыше 80 %, но, несмотря на это, до сих пор остаётся острым вопрос тренерских кадров [2].
Задачи исследования:
— проанализировать федеральные государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования (далее — ФГОС СПО и ВПО) по подготовке специалистов в области ФКиС;
— изучить квалификационные требования тренерских кадров в физкультурно-спортивных организациях (далее — ФСО) и образовательных учреждениях дополнительного образования детей (далее — ОУ ДОД).
1. Анализ ФГОС СПО и ВПО по подготовке специалистов в области физической культуры и спорта.
Правительством РФ в 2008 году принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития, согласно положениям которой, эволюционным путем модернизируется законодательство о труде, образовании, ФКиС [3 — 5].
В России, не учитывая образовательных организаций профессионального образования субъектов РФ, подготовкой специалистов в области ФКиС занимаются 146 организаций СПО и ВПО (18 СПО и 94 ВПО Минобрнауки России, 20 СПО и 14 ВПО Минспорта России) [6].
С 1 сентября 2011 года подготовка специалистов в области ФКиС начала осуществляться по двухуровневой системе — «бакалавриат» и «магистратура», а также по программам СПО:
— в образовательных организациях СПО: по специальности 050141 «Физическая культура» квалификация «учитель ФК» или «педагог по ФКиС», а по специальности 050142 «Адаптивная физическая культура» квалификация «учитель адаптивной ФК» и «педагог по адаптивной ФКиС»;
— в образовательных организациях ВПО с квалификацией «бакалавр» (профиль подготовки определяется вузом самостоятельно) по направлениям подготовки: «Физическая культура», «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», «Педагогическое образование» (4 года и 5 лет)2;
— в образовательных организациях ВПО с квалификацией «магистр» (профиль устанавливается вузом самостоятельно) по направлениям подготовки: «Физическая культура», «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», «Спорт», «Педагогическое образование».
Подготовка медицинского персонала для работы в области ФКиС проводится в медицинских организациях. Базовое обучение врачей по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия» или «Травматология и ортопедия», которое осуществляется в интернатуре (или первой ординатуре), составляет 6 лет с обязательным обучением в ординатуре или на курсах профессиональной переподготовки по специальности «Лечебная физкультура и спортивная медицина». Подготовка массажистов со средним профессиональным образованием по специальностям «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Акушерское дело» и наличие сертификата специалиста по специальности «Медицинский массаж».
До октября 2009 г. медицинским обеспечением спортивных сборных команд занимались тренеры-врачи и тренеры-массажисты, которые не относились к группе работников здравоохранения и на них не распространялись требования, предъявляемые к специалистам (врачам и медицинским сестрам), работающим в системе здравоохранения. Постанов-
лением Правительства РФ № 812 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» функции по медико-биологическому обеспечению спортсменов сборных команд РФ были переданы от Мин-спорттуризма России к федеральному медико-биологическому агентству, чем проведено четкое разграничение полномочий.
Следовательно, можно выделить несколько направлений, по которым возможна подготовка специалистов в области ФКиС:
1) педагог в области ФКиС,
2) тренер с углубленной педагогической подготовкой;
3) тренер по видам спорта;
4) тренер с углубленной медико-биологической подготовкой по виду деятельности,
5) спортивный медик.
При этом педагог, тренер и медик — это различные виды профессиональной деятельности, к подготовке которых предъявляются специфические требования в данной области.
Отдельным вопросом может быть рассмотрена подготовка менеджеров в области ФКиС, которая должна базироваться на фундаментальных знаниях в области ФКиС, а затем дополняться специализированной подготовкой:
1) специалист с углубленной экономической подготовкой (спортивный менеджмент);
2) специалист с углубленной юридической подготовкой (спортивное право);
3) специалист с углубленной подготовкой в социальной сфере (организация спортивных мероприятий и связи с общественностью).
Специальности образования, по которым сейчас ведется подготовка, представлены в табл. 1.
Из табл. 1 видно, что:
— СПО представлено только специальностями с педагогической подготовкой. В случае получения образования в области адаптивной ФК «педагогика» дополняется углубленными медико-биологическими знаниями. Однако подготовка специалистов «по профилю спортивных методик» для данной категории в России до настоящего времени не организована.
Педагог с подготовкой в области ФКиС, может организовать проведение занятий или соревнований (развлекательных мероприятий) на низшем любительском уровне, но его профессиональный уровень недостаточен для планомерной поэтапной спортивной подготовки. Цель педагога — обучение и воспитание методами пропаганды спорта, но это недостаточная база для формирования спортивного мастерства. Учитель ФК или педагог по ФКиС не могут в полной мере заменить «тренера»; так же как педагог — «учитель права» не имеет достаточной квалификации, чтобы в качестве юриста защищать интересы клиента в суде, и т.п.
Представляется, что в современных условиях «омоложения» спорта высокие требования должны предъявляться и к квалификации специалистов в области ФКиС. Отбор будущих «спортивных звезд», постановка «базовой техники» и т.д. должны осуществляться профессиональными «тренерами-техна-рями», а не только «педагогами-мотиваторами». Здесь речь идет о двух разных профессиях, каждая из которых имеет свою сферу;
— подготовка специалистов в области ФКиС с высшим образованием осуществляется по укрупненным группам специальностей образования: «030000» — «Гуманитарные науки» (подготовка специалистов по базовой науке) (например, юриспруденция, история,
журналистика и т.п.); «050000» — «Образование и педагогика» (подготовка учителей, педагогов). При этом специальности образования, представляющие разные укрупненные группы, дублируют друг друга, а по специальности «060000» отсутствует профильная подготовка кадров для спорта3. В обществе сложилось понимание, что спортивным врачом является обучавшийся в ординатуре (повышение квалификации) по специальности «ЛФК и спортивная медицина».
Однако Едиными квалификационными справочниками для работников в области образования (приказ Минздравсоцразвития РФ № 761 н), а также физической культуры и спорта (приказ Минздравсоцразвития РФ № 916н), не предусмотрено разграничение требований к их квалификации по полученным специальностям образования, уровням высшего образования (в т. ч. по профилям направлений подготовки). Например, выпускник вуза по направлению 034300.62 «Физическая культура» с квалификацией «бакалавр» (профиль «Спортивные сооружения и индустрия») имеет право трудоустроиться на должность тренера или тренера-преподавателя.
Наличие профессионального образования в области ФКиС независимо от полученной специальности (в т. ч. профиля подготовки) позволяет соискателю тренерской должности трудоустроиться как работником ФКиС, так и работником образования.
В то время как медицинское образование и квалификации четко отделены, тренер с углубленной медико-биологической подготовкой не может претендовать на должность врача и, наоборот, медик не может заменить тренера. Совмещенных специальностей тренер-врач и т.п. больше не существует.
Существование специальности тренера-препо-давателя представляется анахронизмом. Педагог в области ФК, как было сказано выше, не может называться тренером. В то же время в деятельности любого тренера, есть педагогический аспект, так же как тренировочный и соревновательный процессы. Исключение — тренер-наездник лошадей, это служащий из технического персонала, необоснованно причисленный к тренерам, любой другой тренер-преподаватель по определению.
Ни в одном квалификационном справочнике нет требований относительно уровня полученного высшего профессионального образования в области ФКиС, а также по тому или иному профилю направления подготовки.
Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 034300.62 «Физическая культура», бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности: педагогической, тренерской, рекреационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской, культурно-просветительской. Как следствие, наличие неквалифицированных работников по тренерским должностям, предусмотренным для работников ФКиС, а также работников образования можно считать правовым явлением настоящего времени;
— для подготовки «магистров» характерны те же проблемы — профессиональное спортивное образование не отделено от педагогического и специальности дублируют друг друга.
Не используется представляемая двухступенчатым высшим образованием возможность межвузовского взаимодействия в сфере подготовки специалистов с дополнительной углубленной подготовкой. Например, бакалавр с базовой подготовкой в качестве тренера по виду спорта может повысить
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2(116)2013
Соотношение укрупненных групп специальностей образования, по окончании которых выпускники трудоустраиваются в области физической культуры и спорта
Коды и направления (специальности) подготовки по укрупненным группам специальностей образования
Образование и педагогика — 050000 Гуманитарные науки — 030000 Здравоохранение — 060000
СПО — учитель, педагог по ФКиС - 050141, — учитель, педагог по адаптивной ФК — 050141 Массажист — 060502 Мед. сестра (брат) — 060501
направление подготовки 050100.62 — направление подготовки 034300.62 «Физическая культура»* специальность 060101 — «лечебное дело»,
«Педагогическое образование» (4 года) и (5 лет)* профиль «физкультурное образование» — физкультурное образование — спорт. тренировка, — спорт. менеджмент, — спорт. сооружения и индустрия — физ.-оздоровит. технологии, — спорт.-оздор. туризм, — двигательная рекреация 060103 — «педиатрия»
ВПО бакалавр специалист направление подготовки 034400.62 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»*
направление подготовки 034600.62 «Рекреация и спортивнооздоровительный туризм»*
ВПО магистр 050100.68 направление «Педагогическое образование» профиль «физкультурное образование» по направлению подготовки 034300.68 «Физическая культура» направлению подготовки 034500.68 «Спорт»* по направлению подготовки 034400.68 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»* Специальность и ординатура по специальности «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
* — профили подготовки устанавливаются вузом самостоятельно
уровень профессиональной подготовленности углубленной педагогической, социальной или экономической подготовкой в магистратуре вузов соответствующего профиля, но потребность в таких специалистах не регламентирована.
И, наоборот, выпускник юридического вуза может получить углубленную подготовку в магистратуре вуза спортивного профиля и стать высокопрофессиональным спортивным агентом. Развитие российского законодательства о спорте показывает, что владение только юридической техникой явно недостаточно, поскольку необходимы глубокие знания о предмете правового регулирования.
Вопрос о возможности совместить медицинское образование с образованием другого профиля в России пока вряд ли разрешим вследствие корпоративной замкнутости системы подготовки медицинских работников.
Разумным представляется также постепенное введение требования по уровню профессиональной подготовки тренеров, работающих со «спортсменами высокого класса», в виде обязательной магистратуры по направлению подготовки «Спорт». При этом профиль подготовки будет определяться исходя из вида спорта тренера.
2. Особенности квалификационных требований к тренерским кадрам в ФСО и ОУ ДОД физкультурно-спортивной направленности. В современном обществе организационное деление на ФСО и ОУ ДОД представляется достаточно искусственным. В сознании населения и то, и другое необходимо для организации занятия спортом, а ведомственная подчиненность организации граждан не интересует.
А. В. Сердюков [4] справедливо отмечает недостатки Закона № 329-ФЗ. Спортивно-оздоровительный этап и другие этапы спортивной подготовки, может быть реализована ОУ ДОД (различных видов). Однако деятельность по спортивной подготовке не может рассматриваться в качестве образовательной, поскольку не сопровождается достижением образовательного ценза или получением какой-либо квалификации.
Основным критерием, определяющим разграничение между ФСО и ОУ ДОД, является наличие разрешительного документа на образовательную деятельность — лицензии (ч. 2 ст. 33.1 Закона РФ № 3266-1 «Об образовании»; пп. 1 ч. 2 ст. 90 Закона РФ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»). Поэтому тренеры-преподаватели, трудоустроенные в спортивной школе, квалифицируются как педагогические работ-
Таблица 2
Соотношение единых квалификационных справочников должностей работников образования и физической культуры и спорта
ФСО ОУ ДОД
Нормативно-правовые акты, регламентирующие квалификацию работников Приказ Минздравсоцразития от 15.08.2011 г. № 916н Приказ Минздравсоцразития от 26.08.2010 г. № 761н
руководители — гл. тренер ССК РФ (по виду спорта), — гос. тренер (по виду спорта) —
специалисты/педагогические работники — тренер-преподаватель по адаптивной ФК, — тренер, — инструктор-методист по адоптивной ФК, — инструктор по спорту, — инструктор по адаптивной ФК, — инструктор-методист ФСО — тренер-преподаватель, — педагог-организатор по спорту, — педагог-организатор по туризму, — учитель-дефектолог, — тьютер (спорт проф. ориентация), — педагог ДО по туризму и спорт.-оздоровительной деятельности, — руководитель физического воспитания, — инструктор по ФК, — инструктор-методист по ФК, — преподаватель-организатор ОБЖ
сотрудники/учебновспомогательный персонал — спортсмен-инструктор — тренер-наездник лошадей — вожатые
ники, а тренеры — работники ФСО лишены педагогических льгот. На практике возникают ситуации, когда работник многие годы работал на одном рабочем месте, выполнял одну и ту же трудовую функцию, но учреждение меняло свой организационный статус. В результате — в одни периоды педагогический стаж засчитывался, а в другие нет.
Несправедливость закона, выражающаяся в «пестроте» правового статуса тренера, подрывает престиж профессии. Мы солидарны с мнением О. А. Шевченко [5], предлагающей распространять гарантии и компенсации педагогических работников на всех тренеров.
Предпринимаемые попытки органов управления и законодателей упорядочить взаимодействие ФСО и ОУ ДОД приводят к неразрешимым правовым коллизиям и бюрократическим барьерам, связанным с реализацией программ спортивной подготовки. Например, ч. 6 ст. 33 Закона РФ № 329-ФЗ установлена норма права о том, что спортивная школа, реализующая программы спортивной подготовки, разработанные на основе соответствующих федеральных стандартов, наряду с указанными программами реализуют дополнительные образовательные программы в области ФКиС. Как правило, они реализуются тренерами-преподавателями спортивных школ. Отсутствие механизма правового регулирования преемственности тренеров, обеспечивающего повышение заработной платы за достижения с начинающими спортсменами, а также недостаточность учебной нагрузки (снижение количества потенциальных занимающихся вследствие демографических проблем) обуславливают проблему неэффективного решения задач спортивной подготовки на начальных этапах. Противоречие возникает и в тождественности квалификационных категорий у привлеченных «тренеров» из ФСО, реализующих идентичные программы спортивной подготовки.
Таким образом, дальнейшая работа по разграничению образовательного процесса и спортивной подготовки с сохранением условий трудовой деятельности тренерских кадров будет способствовать повышению эффективности подготовки спортивного резерва.
Отсутствие четко сформулированных критериев профессии тренера приводит в терминологической
путанице и сложностям в формулировании квалификационных требований к представителям данной профессии. В данной сфере ФСО и ОУ ДОД руководствуются различной нормативной базой, во многом дублирующей друг друга (табл. 2).
Из табл. 2 видно, что знания и квалификация в области ФКиС требуются для целого ряда должностей. Все должности, перечисленные для ОУ ДОД, отнесены к педагогическим работникам. Тренер-преподаватель, инструктор и инструктор-методист в различных вариантах являются работниками обоих типов организаций, и найти отличая в их должностных обязанностях крайне сложно. Между собой они тоже плохо различимы, например, должностные обязанности тренера-преподавателя по АФК почти дословно копируют обязанности инструктора по АФК, требования к знаниям и квалификации едины. Не важно, речь идёт о работниках ФСО или ОУ ДОД, они одновременно тренеры и педагогические работники, поскольку выполняют одну и ту же трудовую функцию. К данной категории следует отнести и тренера, упоминаемого только как работника ФСО, единственное значительное отличие данной должности от вышеперечисленных состоит в упоминании цели деятельности — достижение спортивных результатов.
Другие педагогические специальности: учителя, педагоги, организаторы к тренерскому составу отнесены быть не могут, даже если являются работниками ОУ ДОД. Главный тренер спортивной сборной команды РФ, государственный тренер, если следовать тексту единого квалификационного справочника, не занимаются педагогической деятельностью, а только организуют работу тренеров, но практика показывает, что документ в этом аспекте не соответствует действительности.
Таким образом, как нами уже отмечалось выше, термин «тренер» является достаточным, термин «тренер-преподаватель» морально устарел, не отражает существенных отличий профессионального статуса, а лишь вносит излишнюю путаницу.
Стремясь обосновать сложившееся терминологическое разделение «тренера» и «тренера-препода-вателя», А. Е. Базыкин [7] считает, что тренер является в полной мере педагогическим работником, только если он работает с несовершеннолетними детьми.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013
Однако тогда преподаватель вуза тоже не педагог, ведь студенты в основном являются совершеннолетними гражданами. Вряд ли данная точка зрения является приемлемой.
Профессиональным образованием в области физической культуры и спорта является направление подготовки, входящее в укрупненную группу специальностей образования «030000» — «Гуманитарные науки» в отличие от «050000» — «Образование и педагогика». По группе специальностей образования «050000» организована подготовка профессиональных педагогов, поэтому выпускники по специальности 050141, 050142 имеют право трудоустроиться только по педагогическим, а не тренерским должностям.
С другой стороны, область «Физической культуры и спорта» обоснованно может быть выделена из гуманитарных наук в отдельную укрупненную группу специальностей образования. Ранее нами были указаны шесть основных направлений, специальности по которым могли бы войти в группу. Соответственно, для данных специальностей приоритеты в обучении должны быть смещены от педагогики в сторону спортивных методик и иных технических составляющих. Речь идет о концептуальных изменениях, фактически о создании новых научных школ. Требуются значительные организационные и финансовые затраты, на которые вузы спортивного профиля (например, СибГУФК) без помощи государства не способны. Например, в условиях, когда уровень оплаты труда преподавателей в вузах системы МВД в три и более раз превосходит уровень заработной платы вузов спортивного профиля, сложно рассчитывать на привлечение к деятельности высококвалифицированных юристов. То же самое может быть приемлемо и по другим направлениям деятельности.
В свою очередь, при трудоустройстве в ОУ ДОД, имеющем лицензию на образовательную деятельность, наименование профессии должно соответствовать норме права аб. 9 ст. 57 ТК РФ, т.е. при наличии льгот у работника, наименование должности указывается в соответствии с квалификационными справочником (по должности «тренер-преподаватель», пока она существует) или соответствующим положением профессионального стандарта.
Принципиальным решением вопроса представляется объединение системы ФСО и ОУ ДОД, в рамках единых квалификационных требований, в качестве системы «учреждений спортивной подготовки», с единой ведомственной подчиненностью органам управления физической культурой и спортом.
Заключение. Подводя итог всему сказанному, можно сделать следующие выводы:
1) необходимо принять ФГОС СПО по специальности «Физическая культура» укрупненной группы специальностей «030000» — «Гуманитарные науки» с квалификацией «тренер по спорту»;
2) необходимо унифицировать обучение по ООП бакалавриата. Профиль (вариативная часть ООП) должен изучаться на последних курсах обучения. Это снизит трудоемкость при переводе студентов с обучения по разным направлениям, профилям в одном направлении подготовки и создаст предпосылки для получения дополнительного профессионального образования по заочной форме обучения;
3) необходимо отразить профиль обучения «Спортивная тренировка в избранном виде спорта» в разделе «Требования к квалификации» по должности «тренер» или «тренер-преподаватель (включая старшего)»;
4) необходимо продолжить работу по разграничению образовательного процесса и спортивной подготовки, выполнив следующие мероприятия:
— ввести институт лицензирования спортивной подготовки, аналогичный по требованиям к условиям безопасности реализации спортивной подготовки, а также гарантиям и компенсациям работникам институту лицензирования образовательной деятельности;
— легально закрепить процедуру аттестации тренерских кадров за межведомственными органами управления физической культурой и спортом, а также образованием;
— законодательно определить понятие «спортивная школа», рассматривая его как учреждение спортивной подготовки
Примечания
1 Согласно регламентирующим деятельность спортивных школ документам разных лет, органами государственного управления физической культурой и спортом, разрабатывались типовые учебные программы по разным видам спорта. Затем они использовались внешкольными учреждениями для самостоятельной разработки учебных программ.
2 В соответствии с постановлением Правительства РФ № 1136 утвержден перечень направлений подготовки ВПО, по которым срок освоения ООП увеличен на один год (до 5 лет) с освоением двух профилей подготовки.
3 На встрече президента РФ Д. А. Медведева со спортсменами и тренерами обсуждалась проблема подготовки спортивных врачей. Министр спорта В. Л. Мутко в своем выступлении указал, что до 1991 года спортивных врачей готовили в Тарту (Эстония), где существовал профильный институт. Сейчас, по словам В. Л. Мутко, в вузах специально набирают студентов на обучение по данной специализации.
Библиографический список
1. Алексеев, С. В. Спортивное право России : учеб. для студентов вузов по специальностям 030500 «Юриспруденция» и 032101 «Физ. культура и спорт» / С. В. Алексеев ; под. ред. П. В. Крашенинникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА [и др.], 2012. - 1055 с.
2. Путин, В. В. Стенограмма заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта (06.11.2012 г.) [Электронный ресурс]. — иИЬ: http://www.sportsovet.ru/ zasedania20121106_Stenogramma.html (дата обращения: 09.11.2012).
3. Сердюков, А. В. Учреждения спортивной подготовки как особый вид учреждений отрасли физической культуры и спорта / А. В. Сердюков, И. С. Кузнецов // Вестник спортивной науки. — 2010. — № 4. — С. 18 — 22.
4. Сердюков, А. В. К вопросу о разграничении образования и спортивной подготовки / А. В. Сердюков. // Право и образование. — 2012. — № 5. — С. 48 — 55.
5. Шевченко, О. А. Проблемы правового регулирования труда спортивных тренеров / О. А. Шевченко // Спорт: экономика, право управление. — 2008. — № 3. — С. 24 — 28.
6. Справка о совершенствовании профессионального образования в области физической культуры и спорта [Электронный ресурс]. — иИЬ: http://www.sportsovet.ru/zasedania 20110516_Sover_obr.html (дата обращения: 09.11.2012).
7. Базыкин, А. Е. Правовое регулирование труда тренеров : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / А. Е. Базыкин. — М., 2012. — 30 с.
МИХАЛЕВ Владимир Иванович, доктор педагогических наук, профессор (Россия), ректор. САМСОНОВ Иван Иванович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой
менеджмента, экономики и права физической культуры.
САПУНКОВ Андрей Анатольевич, преподаватель кафедры менеджмента, экономики и права физической культуры.
Адрес для переписки: sii2009@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 16.01.2013 г.
© В. И. Михалев, И. И. Самсонов, А. А. Сапунков
УДК 79608 В. Н. КОНОВАЛОВ
Д. А. БЕРНАТАВИЧЮС Д. А. АФАНАСЬЕВ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СПЕЦИАЛЬНОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ______________________________
В статье показан алгоритм оценки специальной физической подготовленности юных хоккеистов, как по отдельным качествам, так и комплексно.
Ключевые слова: специальная физическая подготовленность, юные хоккеисты, комплексная оценка.
Рациональное построение тренировочного процесса требует наличия информация об основных сторонах специальной физической подготовленности юных хоккеистов на различных этапах тренировки [1—3]. Сложность прогнозирования результатов юных спортсменов состоит в том, что рост спортивных достижений осуществляется на фоне еще не закончившихся процессов формирования организма. Известно [4 — 6], что на спортивный результат влияют не только тренировочные нагрузки, но и морфологические, функциональные, психофизиологические изменения, происходящие в процессе индивидуального развития юного спортсмена. Поэтому у многих специалистов при планировании системы многолетней подготовки юных спортсменов возникают проблемы, связанные с организацией системы комплексного контроля физической подготовленности и физического развития детей. Изучение теоретических и экспериментальных материалов [7, 8] позволяет заключить, что имеются противоречивые взгляды по вопросам оценки и прогнозирования физической подготовленности в детском хоккее, касающиеся нормативной базы оценки специальной физической подготовленности юных хоккеистов. В связи с этим совершенствование комплексной системы оценки специальной физической подготовленности юных хоккеистов является своевременным и актуальным.
Цель работы — научно обосновать алгоритм оценки специальной физической подготовленности юных хоккеистов.
Задачи исследования: 1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме оценки физического развития и специальной физической подготовленности у юных хоккеистов. 2. Оценить уровень физического развития и специальной физической
подготовленности юных хоккеистов в больших циклах подготовки. 3. Научно обосновать алгоритм оценки специальной физической подготовленности юных хоккеистов.
Методы исследования: 1. Анализ научно-методического материала. 2. Педагогические наблюдения.
3. Педагогическое тестирование. 4. Антропометрические методики: соматометрические — длина тела (рост), масса тела (вес), окружность и экскурсия грудной клетки; физиометрические — жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук. 5. Математико-статистическая обработка.
Организация исследования: настоящее исследование проводилось в 2010 году на базе МУ ДОД СДЮСАТТТОР им. А. В. Кожевникова, в котором приняли участие юные хоккеисты 1997 года рождения. УТ — учебно-тренировочная группа (10—14 лет).
При оценке физического развития и специальной физической подготовленности юных хоккеистов руководствовались положениями, изложенными в методических рекомендациях и программе, разработанной в соответствии с приказом Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму №390 от 28 июня 2001 года «Об утверждении Типового плана-проспекта учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ, УОР)».
Оценка уровня физического развития проводилась сотрудниками спортивного диспансера по следующим компонентам: рост, вес, динамометрия левой и правой кисти, окружность грудной клетки.
Оценка специальной физической подготовленности юных хоккеистов осуществлялась по программе, предусмотренной для спортивных школ [7]. Педагогические контрольные испытания проводились на ледовой площадке. Использовались тесты, которые
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ