Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы планирования проверок состояния пожарной безопасности объектов защиты'

Проблемы и перспективы планирования проверок состояния пожарной безопасности объектов защиты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
515
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ / ВЕРОЯТНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА (ЗАГОРАНИЯ) / ЛИМИТИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ / ОБЪЕКТ ЗАЩИТЫ / PLAN INSPECTION / OUTBREAK OF FIRE / LIMITATIVE FACTORS / CONDITIONS OF OBJECTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белянин В. А.

Анализируются проблемы принятия управленческих решений при планировании проверок состояния пожарной безопасности объектов защиты. Анализируется существующий порядок планирования в органах государственного пожарного надзора и факторы, ограничивающие возможности органов ГПН при проверке объектов защиты. Рассматриваются варианты повышения эффективности органов государственного пожарного надзора при планировании проверок объектов защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS END PERSPECTIVES PLANNING INSPECTIONS OF FIRE SAFETY CONDITIONS OF OBJECTS

In this article analyzed the problems connected with the acceptance decisions in planning inspections of fire safety conditions of objects. Also here analyzed the existent order of planning in legislative body of fire inspected and factors which limitate the opportunities of store fire inspection during checking fire safety conditions of objects. Several variants of increasing effectiveness of fire inspection bodies in planning checking of fire safety conditions of objects are considered in this article

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы планирования проверок состояния пожарной безопасности объектов защиты»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОВЕРОК СОСТОЯНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ЗАЩИТЫ

В. А. Белянин. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Анализируются проблемы принятия управленческих решений при планировании проверок состояния пожарной безопасности объектов защиты. Анализируется существующий порядок планирования в органах государственного пожарного надзора и факторы, ограничивающие возможности органов ГПН при проверке объектов защиты. Рассматриваются варианты повышения эффективности органов государственного пожарного надзора при планировании проверок объектов защиты.

Ключевые слова: плановые проверки, вероятность возникновения пожара (загорания), лимитирующие факторы, объект защиты

PROBLEMS END PERSPECTIVES PLANNING INSPECTIONS OF FIRE SAFETY CONDITIONS OF OBJECTS

V.A. Belyanin. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

In this article analyzed the problems connected with the acceptance decisions in planning inspections of fire safety conditions of objects. Also here analyzed the existent order of planning in legislative body of fire inspected and factors which limitate the opportunities of store fire inspection during checking fire safety conditions of objects. Several variants of increasing effectiveness of fire inspection bodies in planning checking of fire safety conditions of objects are considered in this article.

Key words: plan inspection, outbreak of fire, limitative factors, conditions of objects

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В связи с этим и в целях обеспечения пожарной безопасности на территории Российской Федерации создана и функционирует Система обеспечения пожарной безопасности [1].

Система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

- нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

- создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

- разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

- реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

- проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

- содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

- научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

- информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

- осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

- производство пожарно-технической продукции;

- выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

- лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее -лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее - подтверждение соответствия);

- тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

- учет пожаров и их последствий;

- установление особого противопожарного режима.

Вместе с тем на территории Российской Федерации ежегодно происходит более 200000 пожаров, в том числе крупные пожары и пожары с массовой гибелью людей, ежегодно при пожарах гибнет более 15 000 человек, травмы получают более 12 000 человек [2-11].

Происходящее свидетельствуют о том, что система обеспечения пожарной безопасности Российской Федерации не осуществляет свои функции в полной мере.

Анализ исполнения функций каждой из подсистем показывает, что основная нагрузка в обеспечении пожарной безопасности «лежит» на организациях (учреждениях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, иных юридических лицах независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) (рис. 1).

Именно организации обязаны осуществлять мероприятия, непосредственно влияющие на предотвращение возникновения загораний на объектах защиты, создавать условия для своевременного обнаружения и успешного тушения пожаров, а также условия для обеспечения безопасной эвакуации людей при пожарах, а именно [1]:

- разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;

- реализовывать права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности;

- проводить противопожарную пропаганду и обучение работников мерам пожарной безопасности;

- создавать пожарную охраны и организовывать ее деятельность на объектах защиты;

- содействовать деятельности добровольных пожарных, привлекать работников к обеспечению пожарной безопасности;

- осуществлять тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на объектах защиты;

- производить пожарно-техническую продукцию;

- выполнять работы и оказывать услуги в области пожарной безопасности.

Исследования показывают, что без надлежащего надзора организации исполняют свои

обязанности в области пожарной безопасности не в полной мере, отодвигая данные вопросы на второй план и осуществляя финансирование мер пожарной безопасности по остаточному принципу.

Одним из основных способов влияния на систему пожарной безопасности является проведение плановых проверок за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах защиты органами Государственного пожарного надзора.

Вместе с тем, проведение плановых проверок объектов защиты будет эффективным, если проверки проводить своевременно.

В настоящий момент, согласно нормативных правовых актов РФ, периодичность проведения плановых проверок на объектах защиты определяют самостоятельно управления Государственного пожарного надзора субъектов Российской Федерации. Данная функция управлениями Государственного пожарного надзора осуществляется без научно обоснованных методик, в связи с их отсутствием [12].

Данная ситуация приводит к тому, что принятие оптимального управленческого решения при планировании плановых проверок состояния пожарной безопасности объектов

защиты, практически невозможно. Принятие неправильных решений о периодичности проведения плановых проверок приводит к неэффективному распределению сил и средств органов пожарного надзора и невозможности эффективно влиять на систему обеспечения пожарной безопасности.

Проведенный анализ существующего порядка планирования в органах Государственного пожарного надзора подтверждает данный вывод:

- для объектов защиты различного назначения устанавливается одинаковый период плановых проверок;

- не учитываются фактические возможности органов ГПН;

- планирование строится только на основе анализа обстановки с пожарами.

- из запланированных для проведения плановых проверок объектов защиты, фактически проверяется не более 90%.

Проведенные исследования требуемой временной периодичности проверок организационных мероприятий и технических средств в области пожарной безопасности показывают, что надежность системы противопожарной защиты объектов защиты рассчитана на безотказное функционирование в течение одного года, далее для обеспечения функционирования системы на следующий год, необходимо проведение испытаний и технического обслуживания противопожарных систем и средств, проведение организационных и обучающих мероприятий [13-22].

В связи с чем, плановые мероприятия по надзору органам Государственного пожарного надзора необходимо проводить один раз в год.

Проводя плановую проверку один раз в год, государственный инспектор по пожарному надзору может в полной мере оценить выполнение противопожарных мероприятий по требуемым направлениям.

Вместе с тем, проведение плановых проверок всех объектов защиты один раз в год невозможно, в связи с влиянием следующих лимитирующих факторов:

- ограниченная численность сотрудников органов ГПН;

- количество объектов защиты, подлежащих плановой проверке;

- протяженность обслуживаемого района;

- необходимость проведения внеплановых проверок;

- необходимость рассмотрения жалоб, заявления и т.д.;

- законные ограничения периодов плановых проверок объектов защиты.

Исследования также показывают, что инспекторами государственного пожарного

надзора в течение одного года планово проверяется ограниченное количество объектов защиты. Количество проверяемых объектов защиты различно для каждого органа Государственного пожарного надзора в связи с влиянием лимитирующих факторов.

В целях решения данной проблемы и обеспечения эффективного планирования проверок объектов защиты в области пожарной безопасности необходимо определять объекты защиты, которые являются приоритетными при организации и проведения плановых проверок.

Определение приоритетных объектов для организации плановых проверок, возможно на основании сведений о частоте возникновения пожаров (загораний) на объектах защиты, так как частота возникновения пожаров (загораний) на объектах различной функциональной пожарной опасности различна.

О ►

нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности

реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности

разработка и осуществление мер пожарной безопасности

О ►

проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности

установление особого противопожарного режима.

создание пожарной охраны и организация ее деятельности

Система обеспечения пожарной безопасности Российской Федерации

граждане

организации

органы местного самоуправления

органы государственной

власти субъектов Российской Федерации

федеральные органы государственной власти

Г

содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности

< О

тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ

лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее -лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее - подтверждение соответствия)

осуществление государственного ^ пожарного надзора и

других контрольных Щ функций по обеспечению пожарной безопасности

информационное обеспечение в области пожарной безопасности

выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности

Рис. 1 Функции СОПБ РФ

Литература

1. О пожарной безопасности: Федер. закон от 24 дек. 1994 г. № 69-ФЗ.

2. Статистика пожаров // Пожарная безопасность.1996. №1 (15). С. 100-127.

3. Статистика пожаров // Пожарная безопасность. 1996. №4 (18). С. 81-107.

4. Статистика пожаров // Пожарная безопасность. 2000. №1. С. 181-204.

5. Статистика пожаров // Пожарная безопасность. 2001. №1. С. 111-130.

6. Статистика пожаров // Пожарная безопасность. 2002. №2. С. 133-151.

7. Статистика пожаров // Пожарная безопасность. 2003. №2 С. 159-173.

8. Статистика пожаров // Пожарная безопасность. 2004. №1. С. 95-99.

9. Статистика пожаров // Пожарная безопасность. 2005. №1. С. 124-128.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Статистика пожаров // Пожарная безопасность. 2006. №1. С. 80-84.

11. Статистика пожаров // Пожарная безопасность. 2007. №1. С. 132-135.

12. Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности: Приказ МЧС РФ от 1 окт. 2007 г. N 517

13. Установки водяного и пенного пожаротушения автоматические. Оросители. Общие технические требования. Методы испытаний. ГОСТ Р 51043-2002.

14. Установки водяного и пенного пожаротушения автоматические. Узлы управления. Общие технические требования. Методы испытаний. ГОСТ Р 51052-2002.

15. Установки пенного пожаротушения автоматические. Дозаторы. Общие технические требования. Методы испытаний. ГОСТ Р 51114-97.

16. Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемосдаточных и периодических испытаний. НПБ 240-97.

17. Установки газового пожаротушения автоматические. Модули и батареи. Общие технические требования. Методы испытаний. НПБ 54-2001.

18. Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания. РД 009-01-96.

19. Правила Пожарной Безопасности в РФ. ППБ 01-03.

20. Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации. НПБ 166-97.

21. Об утверждении Норм пожарной безопасности Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций: Приказ МЧС РФ от 12 дек. 2007 г. N 645.

22. Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты органов дыхания и зрения людей при эвакуации из помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний. НПБ 302-2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.