мсфо для малых и средних
российских предприятий
проблемы и перспективы перехода
малых и средних предприятий на международные
стандарты финансовой отчетности
_Аннотация
В статье рассматриваются варианты применения международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) для малых и средних предприятий в России и за рубежом. По мнению автора, переход малых и средних российских предприятий на МСФО возможен при соблюдении ряда условий и будет иметь позитивный эффект в связи с предстоящим
вступлением России в ВТО. _
Ключевые слова: малые и средние предприятия, МСФО, общественно значимые организации, бухгалтерский учет, российские стандарты учета и отчетности _
Современный этап экономического развития характеризуется интенсификацией процессов глобализации. Россия интегрируется в мировое экономическое сообщество по всем ключевым направлениям. Не остаются в стороне и субъекты малого и среднего предпринимательства. Неотъемлемое условие эффективности бизнеса в новой среде - высокое качество информации о его деятельности. Наилучшей основой для получения полезной экономической информации о предприятии являются международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). В свете обозначенных тенденций представляется целесообразным решить вопрос о переходе российских малых и средних предприятий на МСФО.
Позиции зарубежных стран и российского законодательства
На данный момент в мире не выработано единого подхода к применению МСФО для малых и средних предприятий. Мнения ряда государств по этому вопросу отражены на рис. (см. на с. 16).
малый и средний
Никитина Яна Анатольевна
аспирантка кафедры
бухгалтерского
учета и аудита,
Ульяновский
государственный
университет
Рис. Применение МСФО для малых и средних предприятий
_наилучшей основой
_для получения
_полезной
_экономической
_информации
_о предприятии
_являются
_международные
_стандарты
_финансовой
отчетности (МСФО)
В Казахстане на основе МСФО для малых и средних предприятий разработан национальный стандарт финансовой отчетности для малого бизнеса. В России одним из основных направлений деятельности правительства признано «совершенствование правил и процедур проведения бухгалтерского учета, отчетности и аудита на основе международных стандартов» [2]. Между тем, официальная позиция относительно применения МСФО для малых и средних предприятий пока отсутствует. Российское законодательство в области бухгалтерского учета и отчетности достаточно консервативно и не допускает полного отказа от применения национальных учетных стандартов. Следовательно, обязательное повсеместное применение МСФО неприемлемо для малого и среднего бизнеса. С другой стороны, решение запретить использование стандарта так же не рационально, поскольку отчетность, составленная по международным правилам, обладает целым рядом преимуществ:
рос
ссийское предпринимательство, 2011, № 5 (2)
- способствует повышению конкурентоспособности компаний при поиске
партнеров и инвесторов, привлечении финансирования [4];
- отличается высокой информативностью и полезностью для пользователей;
- дает возможность представить руководству организации информацию для более точной оценки работы и принятия более обоснованных и эффективных управленческих решений.
Критерии применимости МСФО для малых и средних предприятий
Учитывая перечисленные обстоятельства, России необходимо последовать примеру стран, декларирующих добровольное использование рассматриваемого стандарта.
Прежде всего, следует установить круг предприятий, имеющих право применять МСФО для малого и среднего бизнеса. По версии стандарта, малые и средние предприятия - это организации, которые:
1) не являются общественно значимыми;
2) публикуют финансовую отчетность общего назначения для внешних пользователей [5]. Условия отнесения предприятий к категории малых и средних в России кардинально отличаются от версии МСФО. Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1] установлены три критерия определения малого и среднего бизнеса: структура уставного капитала, средняя численность работников, предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг). Кроме того, в системе действующего правового регулирования отсутствует определение общественно значимой организации. Лишь в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в России указано, что «к общественно значимым должны быть отнесены хозяйствующие субъекты, в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц: открытые акционерные общества и иные организации, имеющие публично размещаемые (размещенные) и/или публично обращающиеся ценные бумаги; финансовые организации, работающие со
...официальная позиция относительно применения МСФО для малых и средних предприятий пока отсутствует
-ш™*
малый и среднийбизнес
российское законодательство
_в области
.бухгалтерского чета и отчетности .достаточно _консервативно
_и не допускает
полного отказа ..от применения
_национальных
учетных стандартов
средствами физических и юридических лиц, другие организации» [3]. В целом трактовка соответствует базисному определению, приведенному в МСФО для малых и средних предприятий. Однако она носит в большей степени рекомендательный характер, нежели императивный. Чтобы служить критерием применимости МСФО для малых и средних предприятий, перечень общественно значимых организаций должен быть закрытым. Рекомендуется включить в него:
1) компании, имеющие публично размещаемые и (или) публично обращающиеся ценные бумаги;
2) организации - профессиональные участники рынка ценных бумаг и квалифицированные инвесторы;
3) градообразующие предприятия;
4) организации-застройщики;
5) субъекты естественных монополий;
«Общественная значимость» - это качественный критерий отнесения предприятия к категории алых и средних. Следует отметить, что во всем ире приоритет отдается количественным показателям. Именно комбинация качественных и коли-ственных критериев должна стать решающим моментом при установлении круга предприятий, которые имеют право применять МСФО для малого и среднего бизнеса. В России, по нашему мнению, возможность использования данного стандарта необходимо предоставить тем организациям, которые соответствуют условиям Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1] и не являются общественно значимыми.
Учитывая современное динамичное состояние российской экономики, в том числе активное создание единого информационного пространства, можно утверждать, что процесс перехода малых и средних предприятий на МСФО не заставит себя долго ждать. Вступление во Всемирную торговую организацию сделает его объективной потребностью. А это важный шаг на пути к построению эффективного рынка.
оссийское предпринимательство, 2011, № 5 (2)
Литература
1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1663-р «Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года».
3. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобрена приказом Минфина РФ от 01.07.2004 № 180).
4. Генералова Н.В. Международные стандарты финансовой отчетности: учеб. пособие. - М.: ТК Велби : Проспект, 2009. - 416 с.
5. IFRS for SMEs, Section 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eifrs.iasb.org/eifrs/sme/en/ IFRSforSMEs2009.pdf
Yana A. Nikitina
Postgraduate Student, Chair of Accounting and Auditing Ulyanovsk State University
Problems and Prospects of Transition to International Financial Reporting Standards for Small and Medium-Sized Enterprises
Abstract
The article considers the options for applying International Financial Reporting Standards (IFRS) for small and medium-sized enterprises in Russia and abroad. According to the author, the transition of small and medium-sized Russian enterprises to IFRS is possible under certain conditions and will have a positive effect in connection with the forthcoming entry of Russia into the WTO.
Keywords: small and medium-sized enterprises, IFRS, socially significant organizations, accounting, Russian accounting and reporting standards
малый и среднийбизнес
Л