Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы модернизации технологий подготовки специалистов по менеджменту в традиционной образовательной системе'

Проблемы и перспективы модернизации технологий подготовки специалистов по менеджменту в традиционной образовательной системе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдатова С. Э.

Анализируются технологические и социально-экономические предпосылки становления компетентностного подхода к образованию в сфере высшей профессиональной подготовки специалистов по управлению. Рассмотрены концептуальные основы компетентностного подхода на основе сравнения классической и неоклассической образовательных парадигм. Охарактеризованы основные черты новой образовательной модели, ее проблемный, контекстный и личностно-ориентированный аспекты. Обоснована необходимость модернизации сложившихся форм образовательной деятельности в сфере профессиональной подготовки менеджеров. Рассмотрены факторы, затрудняющие становление новой образовательной модели на экономическом факультете РГУ им. И. Канта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солдатова С. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and prospects of modernization of technologies of preparation of specialists on management in traditional educational System

Technological and socio-economic preconditions of competency approach to education in sphere in management are revealed in the article. Conceptual basics of competency approach are given comparing classical and neoclassical educational paradigms. Features of new educational model, its problem, contextual and problem-based aspects are characterized. Necessity of modernization of the existing forms of educational activity for high education in management is proved. The author gives factors complicating implementation of new educational model at the Economic/ Faculty of Russian State Im. Kant University.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы модернизации технологий подготовки специалистов по менеджменту в традиционной образовательной системе»

Государственная поддержка инвестиционной деятельности

4. Создание условий для соблюдения законных прав и интересов инвесторов и зашиты инвестиций, в том числе за счет создания системы страхования инвестиционных рисков.

5. Развитие инвестиционной инфраструктуры. Здесь представляется необходимым расширение практики привлечения средств международных инвестиционных фондов в виде грантов; развитие рынка ценных бумаг и стимулирование использования его инструментов для привлечения инвестиций и стимулирование, и упорядочение инвестиционной деятельности страховых лизинговых компаний, пенсионных и паевых фондов.

6. Развитие межрегионального и международного сотрудничества в области инвестиций, расширение практики сотрудничества в инвестиционной сфере с территориальными образованиями иностранных государств и крупнейшими корпорациями.

7. Формирование инвестиционного имиджа Калининградской области через активизацию планомерной рекламы и пропаганды инвестиционной привлекательности Калининградской области.

S. Поддержка процесса формирования высококвалифицированного кадрового потенциала в сфере инвестиционной деятельности.

Комплексная реализация данных направлений будет способствовать повышению эффективности системы управления инвестиционной деятельностью в Калининградской области, формированию благоприятного инвестиционного климата региона и созданию условий для привлечения российских и иностранных инвесторов. В целом это должно положительно отразиться на объеме привлекаемых инвестиций в экономику региона, эффективности реализации инвестиционных проектов и динамике развития региона.

Об авторах

B.C. Бильчак — д-р экон. наук, проф., РГУ им. И. Канта.

Н.В. Шарошина — специалист комитета экономического развития мэрии г. Калининграда.

УДК 372(072)

С.Э. Солдатова

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ В ТРАДИЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Анализируются технологические и социально-экономические предпосылки становления компетентностного подхода к образованию в сфере высшей профессиональной подготовки специалистов по управлению. Рассмотрены концептуальные основы ком-петентностного подхода на основе сравнения классической и не-

Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 3. Сер. Экономические и юридические науки. С. 71-80.

72

оклассической образовательных парадигм. Охарактеризованы основные черты новой образовательной модели, ее проблемный, контекстный и личностно-ориентированный аспекты. Обоснована необходимость модернизации сложившихся форм образовательной деятельности в сфере профессиональной подготовки менеджеров. Рассмотрены факторы, затрудняющие становление новой образовательной модели на экономическом факультете РГУ им. И. Канта.

Technological and socio-economic preconditions of competency approach to education in sphere in management are revealed in the article. Conceptual basics of competency approach are given comparing classical and neoclassical educational paradigms. Features of new educational model, its problem, contextual and problem-based aspects are characterized. Necessity of modernization of the existing forms of educational activity for high education in management is proved. The author gives factors complicating implementation of new educational model at the Economic/ Faculty of Russian State Im. Kant University.

Кардинальные цивилизационные преобразования современного общества, обусловленные коренным изменением роли информационных технологий, требуют существенного обновления подходов к образованию. Эксперты говорят о настоятельной необходимости смены образовательной парадигмы на всех уровнях обучения. Однако в данной статье речь пойдет об образовательной деятельности в системе высшей профессиональной подготовки специалистов по управлению. Выбор объекта анализа определен рядом факторов, в числе которых профессиональный интерес исследователя, а также значимость данной сферы, предназначенной создавать предпосылки для эффективной организации деятельности во всех сферах и отраслях производственной и социальной жизни общества.

Современные информационные технологии с их всеохватными эффектами изменили не только технологический, но и социально-экономический контекст функционирования коммерческих и некоммерческих организаций. Суть данных изменений в западном обществе характеризовали многие авторитетные исследователи, в числе которых О. Тоффлер, М. Кастельс, Д. Купер и ряд других. Хотелось бы заострить внимание на некоторых их ключевых факторах [4].

1. Рост уровня безработицы и обострение социальных проблем в связи с реструктуризацией.

2. Отставание образовательных стандартов от потребностей работодателей.

3. Усиление конкуренции со стороны экономических систем с низкой заработной платой.

4. Высокие темпы внедрения технологических новшеств, касающихся всех аспектов жизни организаций.

5. Насыщение «традиционных» рынков.

6. Дальнейшая интеграция Европейского союза, ведущая к изменению регулирования экономики.

7. Возрастающие трудности прогнозирования изменений конкурентного окружения.

8. Рост информированности и взыскательности покупателей.

9. Дифференциация спроса.

10. Ужесточение экологических требований к деятельности организаций.

Тотальное распространение информационных технологий, приводящее к усилению взаимной зависимости разных стран, обусловливает прямое влияние вышеперечисленных изменений и на российское общество.

В самих организациях, вынужденных адаптироваться к новым условиям, произошли весьма серьезные перемены. М. Кастельс выделяет среди таковых:

— движение от массового производства к гибкому производству;

— переход к сетевым принципам организации деятельности;

— возникновение новых методов менеджмента, основанных на «горизонтальном» взаимодействии [2].

В организациях, адаптировавшихся к новым условиям, деятельность строится вокруг бизнес-процессов, а не вокруг задач. Такие организации имеют плоскую организационную структуру с малым количеством уровней управления. В них процветает командный менеджмент, опирающийся на вознаграждение по результатам работы команды. Измерение результатов деятельности организации основано на учете удовлетворенности потребителей. В них также наблюдается максимизация контактов с потребителями и поставщиками. Формирование профессиональной квалификации сотрудников опирается на идеологию непрерывного образования [9].

Вышесказанное свидетельствует о неадекватности функциональноиерархического принципа организации деятельности условиям современной цивилизации. Альтернативой является сетевой принцип, реализация которого предполагает опору на командную работу и использование возможностей современных информационных технологий. Критический фактор функционирования таких организаций — качество «человеческого капитала».

Движение в обозначенном направлении демонстрируют не только наиболее динамичные западные, но и российские, прежде всего коммерческие, организации. Среди калининградских фирм такие тенденции отчетливо прослеживаются в компаниях ^-сектора и сектора телекоммуникационных услуг. Автор имеет доступ к экспертным заключениям специалистов, работающих в ООО «Системные технологии» и ООО «СМС МЕДИА». Согласно мнениям данных экспертов, культура этих организаций имеет признаки «культуры задачи», а «культура задачи» реализует себя через сеть проектных команд, достаточно профессиональных и автономных, активно взаимодействующих «по горизонтали» [4]. Требованием времени, не столь уж отдаленным, является распространение новых принципов работы в компаниях других отраслей.

Изменение природы организаций предъявляет новые требования к их сотрудникам. Изменения касаются не только профессиональных,

74

но и надпрофессиональных, личностных качеств. Согласно О. Тоф-флеру, в различных типах экономики востребованы совершенно разные человеческие качества [8]. Индустриальная экономика требует от сотрудника организации исполнительности, точности, умения подчиняться власти, смирения с пожизненным однообразным трудом. Организация в информационной экономике держится на творчестве, способности быстро реагировать на изменения, инициативности, коммуникабельности, разностороннем развитии своих членов.

Изменение требований к специалистам находит проявление в так называемом компетентностном подходе к оценке персонала. По мнению А.М. Новикова, компетентность отличается от профессионализма тем, что она подразумевает, помимо технологической подготовки, ряд компонентов, имеющих в непрофессиональный и надпрофессиональный характер. В числе последних такие качества личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к делу, умение доводить его до конца, постоянно учиться, гибкость мышления, наличие абстрактного, системного и экспериментального мышления, умение вести диалог, налаживать сотрудничество [5]. Таким образом, над собственно профессионально-технологической подготовкой вырастает некоторая непрофессиональная надстройка.

Вышеперечисленное можно охарактеризовать как тенденцию к универсализации навыков, умений и способностей. Очевидно, что данная тенденция в первую очередь затрагивает менеджмент организаций, а следовательно, и систему профессиональной подготовки менеджеров.

Охарактеризованные выше изменения позволяют определить некоторые наиболее общие, но достаточно определенные аспекты социального заказа к образованию со стороны личности, организации, общества в целом на уровне ожиданий (табл. 1).

Таблица 1

Совокупность ожиданий от профессионального образования в информационной экономике

Ожидания на уровне

личности организации общества

Формирование способностей к социальной и профессиональной адаптации в условиях изменчивости окружения Подготовка специалиста, способного работать в организациях, имеющих преимущественно сетевую природу Обеспечение условий для поступательного, социально и экологически сбалансированного развития

Вооружение инструментами развития карьеры в условиях ограниченности «вертикального» роста внутри организаций Участие в наращивании «человеческого капитала» организаций Создание условий и механизмов управления развитием цивилизации нового типа

Окончание табл. 1

Ожидания на уровне

личности организации общества

Повышение профессиональной мобильности в условиях развития и смены технологий Повышение способности организаций к целенаправленным изменениям через формирование соответствующих компетентностей персонала Преодоление противоречий между развитыми и отсталыми странами, устранение технологических разрывов в области индустриальных и информационных технологий

Возможность достойного присутствия на рынках труда, включая глобальные — —

75

Данные ожидания охватывают все отрасли и сферы профессиональной подготовки, но их прежде всего следует адресовать системе подготовки специалистов по управлению организациями, которая включает в себя в качестве подсистем традиционное (или классическое) образование и бизнес-образование. Разумеется, приводимый ниже перечень можно дополнить и более характерными, специфическими компонентами, отражающими конкретные аспекты деятельности менеджеров.

К сожалению, следует отметить, что социальный заказ к образованию в России, даже в сфере подготовки менеджеров, пока не сформулирован в четком и систематизированном виде. На интуитивном уровне многие потребители и заказчики образовательных услуг ощущают неудовлетворенность качеством образования, но ясно и структурировано оформить свои претензии к деятельности образовательных учреждений не могут. Испытывают неудовлетворенность и сами сотрудники сферы профессионального образования. В основном она выражается в жалобах на снижение качества подготовки учебного контингента, ухудшение дисциплины, отсутствие мотивированности студентов к получению знаний.

Существуют все предпосылки к тому, чтобы сами работники системы профессиональной подготовки инициировали обсуждение соответствующих проблем в научных и педагогических кругах, во властных структурах, среди широкой общественности, поскольку адаптация к требованиям окружения является обязательным условием выживания любой организации, в том числе и поставляющей образовательные услуги.

Если принять сформулированные ранее ожидания к образованию как соответствующие требованиям новой реальности, то необходимо оценить с заявленных в них позиций деятельность образовательных учреждений, обеспечивающих профессиональную подготовку, в том числе и подготовку в области управления.

Для этого необходимо определить, на какую образовательную парадигму ориентируется практика образовательного учреждения. При-

нято считать, что традиционное образование, в том числе и профессиональное, опирается на классическую парадигму, а альтернативное образование пытается строить свою деятельность на базе неоклассической парадигмы. В основу классической парадигмы заложен дисциплинарный подход, специализированный по направлениям и отраслям научного знания [3]. В этом случае потребитель образовательных услуг в первую очередь изучает набор определенных дисциплин, заложенных в образовательный стандарт. Неоклассическая парадигма базируется на компетентностном подходе, результатом реализации которого в активной развивающей образовательной деятельности самого обучающегося становится прирост компетенций, необходимых специалисту.

В таблице 2 отражены различия двух фундаментальных альтернативных подходов к образованию.

Таблица 2

Характеристики двух альтернативных образовательных парадигм

Парадигма

классическая неоклассическая

Основная миссия образования: подготовка подрастающего поколения к жизни и труду Основная миссия образования: обеспечение условий самоопределения и самореализации личности

Человек — простая система Человек — очень сложная система

Знания — из прошлого («школа памяти») Знания — из будущего («школа мышления»)

Образование — передача обучаемому известных образцов знаний, умений, навыков Образование — выстраивание индивидуальной стратегии самоопределения в профессиональной и социальной среде

Ученик, студент — объект педагогического воздействия, обучаемый Ученик, студент — субъект познавательной деятельности, обучающийся

Монологические отношения педагога и обучаемого Диалогические отношения педагога и обучающегося

Обратная связь в виде репродуктивной ответной деятельности обучаемого Активная творческая деятельность обучающегося

Образовательные технологии, опирающиеся на классическую парадигму, основаны на трансляции готовых образцов знаний и навыков. Неоклассическая парадигма предполагает создание условий для выстраивания самим обучающимся модели жизни и работы с учетом требований непрерывно изменяющегося мира.

Поскольку основные черты классической парадигмы хорошо известны большинству из нас из личного опыта обучения в школе и вузе, а также из собственной педагогической практики, остановимся на более подробной характеристике практического воплощения неоклассической парадигмы.

Наиболее адекватна неоклассической парадигме образовательная модель, опирающаяся на единство трех подходов — проблемного, контекстного и личностно-ориентированного.

Для более наглядной характеристики проблемного подхода проведем сравнение понятий «задача» и «проблема».

Основным опорным элементом традиционного обучения является задача или задание. Задача (или задание) представляет собой модель некой реальной ситуации, очищенную от неопределенности, в которую уже заложены все необходимые предпосылки для ее решения. Использование задач как основного средства обучения чревато неоднозначными последствиями. « Не повторяя тяжкий путь поиска истины в вероятностном (проблемном) мире, можно за относительно короткое время обучения овладеть практическими умениями и навыками (стоящей за ними теорией), необходимыми для жизни и профессиональной деятельности. Однако за этот шаг приходится платить огромную цену: учебные задачи лишены для школьников и студентов личностного смысла; их решение требует запоминания способов решения, но не развивает мышление» [6, с. 57].

Задача объективизирована, поскольку она есть слепок опыта других людей и элемент учебной программы. Проблема же всегда существует внутри познающего субъекта. Проблема определяется как психическое состояние человека в данной проблемной ситуации, характеризующееся осознанием невозможности ее разрешения с помощью имеющихся у него знаний, средств и способов действий.

Основная идея проблемного подхода состоит в том, что мыслительные и иные способности личности развивает здоровая неопределенность, разумеется, дозированная и управляемая в рамках учебного процесса. Именно осознание субъектом познавательной деятельности собственных ограничений служит толчком к поиску путей и средств для преодоления данных ограничений.

Существо контекстного подхода заключается в установлении соответствия между формами учебной деятельности студентов и содержанием их профессиональной деятельности с учетом ее предметных и социальных аспектов [1]. Данное соответствие реализуется через так называемые активные формы обучения в виде имитационных обучающих моделей и деловых игр. Контекстный подход предполагает индивидуальную вовлеченность в процесс разрешения квазипрофессио-нальной проблемной ситуации за счет пробуждения любопытства, интереса, азарта. Однако еще более важно то, что эти виды учебной деятельности направлены на отработку важнейших социальных навыков

— коммуникативных, поведенческих. К их числу относятся навыки межличностного взаимодействия в малой группе, командной работы, диалогического общения с преподавателями, другими студентами.

Если проблемный подход активизирует исследовательскую позицию студента, то контекстный побуждает его к нахождению в деятельностной позиции. Студент занят не пассивным «усвоением» материала и его репродуктивным воспроизведением в виде устных ответов, зачетных и контрольных письменных работ — он проживает череду увлекательных событий, в которых сам принимает активное участие. Важно отметить, что участие в этих событиях поддерживается всеми психиче-

78

скими функциями и свойствами личности, что, как известно, увеличивает эффект обучения.

Если проблемный и контекстный подходы налагаются на всех обучающихся универсальным образом, то личностно-ориентированный подход означает индивидуализацию выстраивания образовательной программы. Каждый студент как личность обладает специфическими преимуществами и ограничениями, в которых проявляются особенности его психотипа, характера, опыта. Смысл образования — в преодолении или, по крайней мере, нейтрализации ограничений, налагаемых наследственностью и предшествующим опытом. В этих ограничениях есть и типические, и уникальные составляющие, но ясно, что у каждого обучающегося данный набор сугубо индивидуален, поэтому каждый обучающийся имеет свою зону актуального и ближайшего развития. Смысл личностно-ориентированного подхода как раз и заключается в выстраивании индивидуальной образовательной траектории развития, что требует определенной вариативности в проектировании учебной деятельности.

Смена образовательных парадигм обладает особой актуальностью для профессиональной подготовки менеджеров, поскольку на них налагается прямая ответственность за создание условий и мотивов к самообучению и наращиванию компетентности сотрудников, находящихся у них в подчинении. «Менеджеры могут облегчить процесс обучения и развития, не просто выступая в качестве харизматических лидеров или компетентных ролевых моделей, а изменяя обстоятельства, влияющие на деловые качества сотрудников и формирующие эти качества. Этими обстоятельствами могут быть: ценности, процессы и процедуры, стратегии и т. д.» [6, с. 68 ].

Традиционная образовательная система, в которой до сих пор проходит профессиональное обучение значительная часть действующих и будущих специалистов по управлению, пока не обеспечивает должного соответствия форм учебной деятельности требованиям нового времени. Во-первых, в ее практике очевидно доминирование дисциплинарного подхода, в русле которого реализуются основные элементы обучения — лекции, семинары, практические занятия. Во-вторых, даже те компоненты учебной программы, которые предполагают установление междисциплинарных связей и развитие более универсальных навыков — курсовые, дипломные работы и проекты, требуют от студента активизации преимущественно индивидуальных усилий, тогда как будущая профессиональная деятельность — развития широкого набора социальных навыков, умений и способностей. Следует также отметить, что фактически и в этих видах учебной деятельности преподаватели, особенно те, которые претендуют на создание собственных научных школ и направлений, иногда (а в некоторых учебных организациях и весьма часто) поддерживают и поощряют репродуктивную обратную связь. Это происходит в тех случаях, когда студента оценивают не по его способностям качественно сформулировать и решить некую профессиональную или квазипрофессиональную проблему с привлечени-

ем адекватных инструментов, а просто ставят более высокий балл за то, что он воспользовался концепцией, идеей, цитатой из публикации соответствующего автора, в основном из числа сотрудников образовательного заведения.

Потребность в существенной модернизации образовательных технологий в сфере подготовки менеджеров в традиционных вузах становится все более настоятельной. В Калининградской области она обретает дополнительную остроту ввиду специфичности ее положения в современном европейском окружении. Следует, наверное, согласиться с тем, что среди вузов региона, принадлежащих к традиционной образовательной системе и осуществляющих подготовку менеджеров, РГУ им. И. Канта является пионером в реализации соответствующих изменений. В их русле осуществляется проект «Еврофакультет» на базе экономического факультета, а также задумано создание собственной бизнес-школы. К сожалению, и в среде зарубежных партнеров «Еврофакультета», и в самом университете действует ряд факторов, снижающих эффективность преобразований.

Общей сдерживающей силой является отсутствие согласованного видения будущего факультета, системы целей и ясно сформулированной стратегии, основанной на концептуальной идее смены образовательных парадигм. Участники процесса имеют весьма неопределенное представление о смысле и ценности начатых изменений, что свидетельствует о дефиците лидерства. Среди факторов противодействия частного порядка можно назвать устоявшиеся ментальные модели, основанные на недоверии и неприятии иного опыта, негативные стереотипы восприятия альтернативных образовательных систем. Часть преподавателей опасаются, что придется отказаться от выстраданных и наработанных методик преподавания, поскольку им не найдется места в новой модели. Ограничивающим фактором для некоторых сотрудников является недостаток определенных навыков, прежде всего коммуникативных и поведенческих. Важным препятствием является также сложившаяся система оплаты труда преподавателей, привязанная к традиционным формам работы.

Профессиональный потенциал сотрудников высшей школы, к числу которых относятся и преподаватели факультета, в качестве неотъемлемых элементов содержит интеллект, ответственность перед обществом, потребность в самосовершенствовании. Это создает необходимые предпосылки к успешному преодолению сопротивления сдерживающих сил и выдвижению лидеров, способных направить и возглавить преобразовательную активность в модернизации образовательных технологий.

Список литературы

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.

2. Кастельс М. Информационная эпоха (экономика, общество и культура). М., 2000.

80

3. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. М., 1995.

4. Купер Д. Эффективный менеджер. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000.

5. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. М., 2000.

6. Предпосылки возникновения и особенности ОДО/ Под ред. Щенникова С. А., Теслинова А.Г., Чернявской А.Г. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации. М., 1999.

8. Философия и методология/ Под ред. В.Н. Купцова. М., 1994.

9. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации. СПб., 1997.

Об авторе

С.Э. Солдатова — канд. экон. наук, доц., РГУ им. И. Канта

УДК 658.5: 502.33

А.И. Бородин

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Оценка системы управления окружающей среды, проведенная с использованием анкеты, разработанной на основе анализа соответствия стандарта ИСО 14001 требованиям экологического права России, показала, что сложившаяся система менеджмента окружающей среды на металлургическом предприятии имеет ряд недостатков с точки зрения стандарта ИСО 14001. Они связаны с недостаточной деятельностью по формированию экополитики, отсутствием работы по проведению аудита и анализа и неорганизованностью коммуникаций с заинтересованными сторонами.

The estimation of a control system of the environment, lead with use of the questionnaire developed on the basis of the analysis of conformity of standard ISO 14001 requirements of the ecological right of Russia, has shown, that the developed system of management of an environment at the metal-processing enterprise has a number of lacks from the point of view of standard ISO 14001. They are connected with insufficient activity on formation the ecological policy, absence of work on carrying out of audit and the analysis, and a disorganization of communications with the interested parties.

Перед российским предпринимательством стоят важные задачи перехода на рельсы экологически ориентированного развития в соответствии с последними тенденциями перестройки мировой экономики. Безусловно, наша страна вступает на этот путь, когда основные подходы к этой проблеме и даже определенный рынок соответствующих товаров и услуг в мировом масштабе первоначально сформировался. Однако данное перспективное направление должно стать одним из стимулирующих факторов ускоренного развития российской экономики.

Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 3. Сер. Экономические и юридические науки. С. 80—91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.