УДК 33
Криворот В.С.
студентка 2 курса магистратуры программа «Проектный менеджмент и управление качеством» Санкт-Петербургский государственный экономический университет
(г. Санкт-Петербург, Россия)
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ СФЕРЫ FASHION-РИТЕЙЛА В ПЕРИОД САНКЦИЙ
Аннотация: статья посвящена рассмотрению текущей ситуации в сфере ритейла в России в 2022-2023 годах. Проведен анализ и выявлены основные проблемные зоны для различных компаний и рынка в целом. Интерпретированы результаты исследования с последующими выводами о будущем положении международных компаний. Выявлены тренды развития отрасли в России.
Ключевые слова: санкции, fashion-ритейл, риски, международные компании, логистика, локальные бренды.
На момент начала 2022 года аналитики прогнозировали рост продаж ритейла на 10%. Однако, стоит отметить, что реальность часто вносит свои коррективы даже в идеально отлаженные механизмы и продуманные планы. Введение санкций, закрытие границ и уход многих компаний с российского рынка внесли серьезные коррективы в деятельность российского fashion-ритейл.
Актуальность темы исследования обосновывается тем, что за последний год геополитическая ситуация резко изменилась. Это повлекло за собой изменения в структуре бизнеса в России. Всем иностранным гигантам рынка fashion-ритейла пришлось приостановить свою деятельности, а некоторые и вовсе распродали товар и закрыли торговые точки. По данным консалтингового агентства Knight Frank Russia наибольшую долю в структуре ушедших брендов занимают именно fashion-компании (19%). Рынок оказался в неоднозначной ситуации: ниша освободилась, однако локальные бренды не справляются с
объемами ушедших компаний. Также сокращение сотрудничества с зарубежными компаниями вынудило локальные бренды искать новых поставщиков сырья, а также поднимать цены на товары.
Целью исследования стало проведение анализа текущей ситуации в сфере fashion-ритейла в России, и выявление изменений в положении многих компаний и рассмотрение дальнейших перспектив российского ритейла.
Рассматривая проблему масштабно, можно выделить факторы, с которыми столкнулись различные сферы российского бизнеса в новых реалиях:
- Закрытие магазинов может снизить арендный доход торговых центров по итогам года на 30-50%. Оставшиеся арендаторы требуют скидок.
- Уход крупных компаний создал падение трафика проходимости в торговых центрах более чем на 15%;
- Выход крупных западных корпораций с российского рынка ведет к снижению конкуренции в сегменте масс-маркета, потребителям все сложнее стало найти хорошее качество за доступные деньги;
- С уходом крупных сетей, таких как Zara, Pull & Bear, Massimo Dutti, Oysho, Bershka и Stradivarius, H&M, UNIQLO были разорваны трудовые договоры с десятками тысяч сотрудников, что безусловно спровоцирует рост безработицы;
- Предприниматели стали больше времени уделять не продажам и развитию, а попыткам найти новых поставщиков товаров и сырья. Многие логистические компании подняли цены на перевозку товаров почти в 2 раза, а некоторые производители и вовсе столкнулись с невозможностью доставки товаров.
Рассматривая весь объем импорта сырья в Россию на начало 2022 года стоит отметить, что в структуре импорта текстиля наиболее крупными поставщиками являлись Китай (4660 млн.долл), Бангладеш(845 млн.долл),
Белоруссия(705 млн.долл), Узбекистан(693 млн.долл), Турция(681 млн.долл), Италия(570 млн.долл) и тд [4].
Однако, сложность swift-переводов, нестабильность курса доллара, новые логистические маршруты и прочие факторы сделали невыгодным сотрудничество для российских производителей. Перед ними встал выбор: продолжать закупать у зарубежных партнеров, увеличивая издержки, поднимать при этом цены, или искать отечественных поставщиков тканей и фурнитуры. Локальные российские бренды, такие как Lime, 12storeez, SHU и др. продолжают поддерживать торговые отношения с зарубежными партнерами и уже подняли цены на 5-10%, и планируют в текущем году поднять еще в среднем на 10%. Покупательная способность населения при этом снизилась и трудно оценить сохранится ли спрос при таком повышении цен.
Рассматривая проблему предметно, можно проанализировать ситуацию, в которой оказалась компания UNIQLO. В марте компания приостановила свою деятельность из-за нарушения логистических цепочек и сложностей с международными денежными операциями. Компания как могла поддерживала сотрудников. Первые несколько месяцев закрытия компания пыталась разрабатывать проекты по восстановлению бизнеса в России, поиску новых логистических цепочек. Однако, особенности японской культуры не позволили компании «хитрить» и искать обходные пути, а также исследования аналитиков компании показали, что при перестройке логистики цены на продукцию придется поднять более чем на 25%, чтобы сохранить прежний уровень рентабельности.
В октябре 2022 года руководство приняло нетипичное для компании решение: выход на маркетплейс Lamoda, где начали распродавать свои стоки по оригинальным ценам на момент закрытия. Однако, издержки на содержание пустых магазинов и сотрудников вынудили полностью закрыть большинство магазинов, в связи с отсутствием обозримых перспектив возобновления работы. По состоянию на конец марта 2023 года из 50 магазинов по всей России уже
полностью закрыли около 35 торговых точек и уволили более 70% сотрудников. Однако руководство компании, как и многих крупных международных компаний искренне надеется на стабилизацию геополитической обстановки и возможность возобновления своей работы в ближайшем будущем.
В похожей ситуации оказались и магазины сети Inditex, Adidas и др. Бренд H&M в свою очередь полностью закрыл свой бизнес в декабре 2022 года. А сеть Inditex договорилась о продаже бизнеса в России ливанскому ритейлеру Daher. Компания планирует открыть магазины, которые заменят привычные потребителям Zara, Bershka, Pull&Bear уже в середине апреля 2023 года.
Однако, стоит отметить, что на российском рынке существует несколько крупных местных сетей, которые с уходом гигантов рынка имеют, в отличие от локальных брендов, возможности для расширения и развития. Их влияние пока не так велико, однако при правильной стратегии, они могут стать лидерами в отрасли российского fashion-ритейла. Например, группа компаний Melon Fashion Group начала заметно расширять свой бизнес, увеличив выручку за 2022 год по сравнению с аналогичными периодами 2021 года. В компании заявили, что к концу 2023 года планируют открыть 250 магазинов на площадях ушедших брендов. Одновременно компания намерена трансформировать большое количество групп товаров. Например, в Zarina появится мужская одежда, в Befree уже заметно расширили категории белья, спортивной одежды и обуви, в Sela появилась категория одежды baby 0+ [1].
Аналитики считают, что сфера fashion-ритейла сможет полностью восстановиться только к 2025 году, что в свою очередь определяет тренды развития.
- Рост рынка e-commerce, активное продвижение местными ритейлерами своих услуг через яркий визуальный контент;
- Рост количества инвестиционных проектов в локальный бизнес;
- Переориентация в сторону отечественных брендов, разворот и расширение производства должны способствовать восстановлению макроэкономических показателей;
- Возрастающая роль рационального потребления. Маркетинг и продуктовые стратегии становятся на путь осознанного потребления, устойчивого развития, этичности. Теперь вместо того, чтобы покупать много и дешево покупатели станут более рационально подходить к выбору.
С 2020 года рынок fashion-ритейла переживает все новые и новые потрясения. Однако, гибкость российского потребителя, поддержка государства и структурная перестройка экономики поможет рынку выжить в такой непростой экономической ситуации, а также создаст новые возможности для развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Миронова В. Ритейл-2022: разрыв связей, уход брендов, параллельный импорт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //www.retail .ru/articles/riteyl -
2022-razrvv-swazey-ukhod-brendov-parallelnyy-import/ (дата обращения: 10.03.2023)
2. Ситуация на fashion-рынке и вызовы 2023 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.retail.ru/articles/situatsiya-na-fashion-rynke-i-vyzovy-
2023-goda/ (дата обращения: 29.03.2023)
3. Неретина М., Романова Т., Перемитин Г. «Просто не выжить»: торговые центры в кризисе и просят поддержки государства [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.forbes.ru/biznes/459147-prosto-ne-vyzit-torgovye-centry-v-krizise-i-prosat-podderzki-gosudarstva?ysclid=lcygrx792x973279988 (дата обращения: 08.03.2023)
4. Шевченко А.Г. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОМПАНИЙ В СФЕРЕ FASHION-RETAIL В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ 2022 ГОДА // Вестник науки. 2022. №5 (50). [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-kompaniy-v-sfere-fashion-retail-v-usloviyah-sanktsiy-2022-goda (дата обращения: 10.03.2023).
Krivorot V. S.
2nd year Master's student St. Petersburg State University of Economics Project Management and Quality Management Program (St. Petersburg, Russia)
PROBLEMS AND PROSPECTS OF INTERNATIONAL FASHION RETAIL COMPANIES DURING THE SANCTIONS PERIOD
Abstract: the article is devoted to the current situation in the retail in Russia in 2022-2023. The analysis was carried out and the main problem areas for various companies and the market as a whole were identified. The results of the study are interpreted with subsequent conclusions about the future position of international companies. Trends in the development of the industry in Russia are revealed.
Keywords: sanctions, fashion retail, risks, international companies, logistics, local brands.