УДК 94
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
СОВЕТА РОССИЯ - НАТО Ф. Ф. Шигапов
CHALLENGES AND PERSPECTIVES OF INSTITUTIONAL COOPERATION OF NATO-RUSSIA COUNCIL
F. F. Shigapov
Статья посвящена проблеме сотрудничества России и стран НАТО на современном этапе в рамках Совета Россия-НАТО. Автор исследует основные показатели сотрудничества между странами. Особое внимание автор уделяет программам сотрудничества Совета Россия-НАТО в борьбе с международным терроризмом. На основе анализа динамики взаимоотношений России и стран НАТО расчерчены контуры перспектив сотрудничества в будущем.
The paper focuses on challenges and perspectives of cooperation between Russia and NATO countries within NATO-Russia Council. The author studies the main indicators of cooperation among the countries. Special attention is paid to cooperation programmes of NATO-Russia Council against terrorism. Basing on the cooperation dynamics analysis, the author draws the frameworks of cooperation perspectives in the near future.
Ключевые слова: Россия, НАТО, Совет Россия-НАТО, СРН, США, ПРО, Афганистан, терроризм.
Keywords: Russia, NATO, NATO-Russia Council, the USA, ABM, Afghanistan, terrorism.
На сегодняшний день, оценивая современную международную ситуацию, следует выделить несколько основных параметров. Во-первых, современное общество переживает переходный период, означающий смену исторических эпох. Мы являемся свидетелями преобразований системы международных отношений, сопровождающихся кризисами в сферах экономики, политики и мирового сообщества в целом. Во-вторых, ускорение исторических процессов неизбежно влечет за собой изменения в расстановке сил в международной системе. Показателями являются события в Украине, на Ближнем Востоке, Восточной Европе и в ряде других регионов мира. В-третьих, в условиях качественно новых вызовов и угроз ХХ! в. система международных отношений становится по-лицентричной. Мощным державам или даже военным блокам не под силу решать глобальные задачи в одиночку. Можно констатировать, что укрепление собственной безопасности в ущерб безопасности других только порождает новые риски.
История сотрудничества России и НАТО имеет многогранную и многолетнюю динамику и может оцениваться по-разному. Несомненно, в мировом сообществе продолжает существовать блоковое мышление и одностороннее видение безопасности. Примером тому служит процесс расширения НАТО на восток или наращивание систем ПРО в Европе. Однако, вместе с тем существуют и положительные тенденции сотрудничества. Происходит осознание того, что в современном мире ответы на общие для всех вызовы могут быть найдены только на пути подлинного партнерства, на равноправной, взаимоуважительной основе и при учете интересов друг друга.
Совет Россия-НАТО (СРН) служит основным инструментом сотрудничества стран по поддержанию стабильности и гарантом принципа неделимости безопасности и выстраивания стратегического и модернизированного партнерства.
Совет был учрежден 28 мая 2002 г. на Римской конференции, в его состав в качестве равноправных членов входят 28 стран НАТО и Россия [11]. Совет
Россия-НАТО пришел на смену Совместному постоянному совету, созданному в соответствии с Основополагающим актом Россия-НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности 1997 г., который является официальной основой отношений Россия-НАТО [8]. Согласно Римской декларации Россия и страны НАТО работают в качестве равноправных партнеров в областях, представляющих взаимный интерес для поддержания стабильности в мировом сообществе и, в частности, в Евроатлантическом регионе.
Каковы же промежуточные итоги более чем десятилетнего сотрудничества в формате Совета Россия-НАТО?
Несмотря на многолетнее соперничество двух великих держав СССР и США, эхо которого доносится до сих пор, Совету Россия-НАТО удалось выработать совместный список решений по целому ряду вопросов общей безопасности. Ключевой повесткой дня СРН является широкий круг вопросов, связанных с нераспространением оружия массового уничтожения. Было проведено большое число совместных мероприятий, экспертных семинаров в целях изучения возможностей практического сотрудничества в области защиты от ядерного, биологического и химического оружия. На Лиссабонском саммите СРН, состоявшемся 20 ноября 2010 г., была обозначена твердая поддержка активизации и модернизации режима контроля над обычными вооружениями в Европе и готовность к продолжению диалога по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению [9]. Как наиболее подходящий формат решения данных вопросов в рамках СРН сформирована полноценная рабочая группа, деятельность которой затрагивает широкий круг вопросов, связанных с режимом нераспространения ОМУ, стрелкового оружия и легких вооружений, терроризма, контрабанды. Заседания данной группы призваны способствовать укреплению доверия, сотрудничества и двустороннего диалога между Россией и странами НАТО.
46 Ф. Ф. Шигапов
До недавнего времени Россия и НАТО осуществляли плодотворное сотрудничество в области ядерных вооружений. Для поддержки диалога экспертами был разработан глоссарий ядерных терминов и определений. В период с 2004 по 2007 гг. были проведены совместные семинары и дискуссии с целью повышения прозрачности и разработки общего понимания в области нераспространения ядерного оружия, а также укрепления доверия в целях эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации, связанные с использованием ядерного оружия. Эксперты также провели обсуждения с целью согласования общей позиции по вопросу ядерного нераспространения, были проведены консультации по вопросам возможных происшествий, связанных с ядерным оружием, и меры реагирования на обнаружение самодельных ядерных или радиационных устройств.
Одной из ключевых сфер взаимодействия в рамках СРН является сотрудничество по противостоянию угрозе терроризма. В первую очередь, это обмен информацией, усилия в области нераспространения ядерного оружия и развитие сотрудничества в области создания новых технологий по предотвращению террористических актов. Говоря об успехах работы СРН в сфере контртеррористической борьбы, следует упомянуть несколько совместных практических проектов. Одним из которых является разработка системы дистанционного обнаружения взрывчатых веществ для борьбы с террористами-смертниками в общественном транспорте - проект «Стандекс». Недавние террористические акты в Москве, Лондоне, Мадриде показали, что общественный транспорт является одной из популярных целей для террористов, что представляет огромную угрозу для гражданского населения. Целью проекта является объединение различных методов и технологий для обеспечения обнаружения, распознавания, локализации и отслеживания потенциальных террористов-смертников. Данный проект был успешно протестирован в парижском метро в конце 2013 г. [6]. Другим подобным проектом является сотрудничество в воздушном пространстве, толчком к которому послужила серия терактов в США 11 сентября 2001 г. Целью проекта является усовершенствование системы обмена информацией и взаимодействие по борьбе с террористическими угрозами в воздушном пространстве. Основные координационные центры проекта находятся в Москве и Варшаве.
Особым пунктом в сотрудничестве России-НАТО можно по праву считать взаимодействие по проблематике Афганистана. С этой целью определен целый ряд механизмов по стабилизации ситуации в регионе. В декабре 2005 г. был запущен проект обучения кадров по борьбе с наркотиками, и на сегодняшний день заявлено о подготовке свыше 2500 офицеров [1]. Однако, несмотря на прилагаемые совместные усилия, по данным Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в Афганистане производится до 90 % героина в мире. Причем по тем же данным 21 % попадает на территорию России [2]. Столь неблагоприятная статистика отражает серьезную угрозу внутренней безопасности РФ.
В соответствии с резолюцией 1386 СБ ООН Российская Федерация оказывает содействие по наземному транзиту грузов для Международных сил содей-
ствия безопасности через российскую территорию [10]. В июле 2012 г. было подписано соглашение о передаче МССБ ульяновского аэропорта для использования в качестве транспортного узла. Аэропорт активно использовался силами НАТО при выводе войск из Афганистана.
В 2011 г. был запущен один из самых успешных проектов СРН по поддержке военно-воздушных сил ИРА. Проект включает в себя поставки вертолетов Ми-17 и Ми-35, а также подготовку летного и технического составов афганских специалистов. К концу 2014 г. на базе учебного центра ОАО «Новосибирский авиаремонтный завод» было обучено 8 групп афганских специалистов по обслуживанию вертолетов. Несмотря на это, некоторые представители НАТО несправедливо заявляют о том, что вклад России в процесс стабилизации ситуации в Афганистане по-прежнему недостаточный.
С 1996 г. Россия и НАТО сотрудничают в области совместного реагирования на чрезвычайные ситуации, такие как землетрясения и наводнения, а также в области координации обнаружения и предотвращения стихийных бедствий до их возникновения. Кроме того, в 1998 г. Россией было предложено создание координационного центра с целью совместного оперативного реагирования на стихийные бедствия, который осуществляет свою деятельность на территории всех стран Евроатлантического партнерства (28 членов НАТО и 22 стран-партнеров). Координационный центр провел ряд успешных учений по ликвидации последствий стихийных бедствий в России (Бого-родск, 2002, и Калининград, 2004), в Италии в 2006 г., а также в Норвегии в 2010 г. Данные учения привели к разработке конкретных рекомендаций по ликвидации последствий стихийных бедствий.
В июне 2007 г. для повышения осведомленности общественности о деятельности СРН был запущен сайт Совета Россия-НАТО в сети Интернет (Шр://-www.nato-russia-council.info/). В 2011 г. был заложен фундамент для проведения регулярных совместных семинаров РЯ-специалистов НАТО и специалистов Управления пресс-службы и информации Министерства обороны РФ.
Анализируя более чем десятилетний период деятельности Совета Россия-НАТО в целом, можно говорить о его положительной роли в укреплении диалога между странами участниками и, в первую очередь, между Россией и США. За эти годы в рамках СРН было разработано и реализовано существенное количество практических проектов в сфере взаимных интересов, был достигнут консенсус по многим вопросам безопасности.
Однако, наряду с положительными моментами сотрудничества, между партнерами по СРН существуют и глубокие противоречия, корнями произрастающие со времен «холодной войны». В первую очередь, это расширение блока НАТО на Восток и развертывание системы ПРО в Европе, несмотря на протесты российской стороны. В целях разрешения данных вопросов Россией был предложен план по созданию совместного центра для объединения информации по ракетам и общего центра планирования и операций для обеспечения общей стратегической безопасности. По сути, Россией был предложен новый
режим транспарентности, основанный на регулярном обмене информацией между РФ и странами НАТО о существующих средствах ПРО. Тем не менее отсутствие понимания со стороны основных стран-участников НАТО, особенно в связи с последними событиями на Украине, указывает на восприятие ими России в качестве потенциального противника, которого необходимо сдерживать, и показывает нежелание осознания ими новых реалий современной международной системы. Доказательством служит заморозка, по инициативе Североатлантического альянса, сотрудничества между РФ и странами НАТО на неопределенный срок. Как говорится в Заявлении министров иностранных дел стран НАТО в связи с украинским кризисом от 01.04.2014 г.: «Мы приняли решение приостановить все практическое гражданское и военное сотрудничество между НАТО и Россией. Наш политический диалог в Совете Россия-НАТО может продолжаться по мере необходимости на уровне послов и выше, чтобы позволить нам обмениваться мне-
ниями прежде всего об этом кризисе» [5]. В официальном комментарии по этому поводу представителя МИД РФ А. К. Лукашевича от 02.04.2014 г. разрыв сотрудничества НАТО с Россией квалифицируется как возврат к риторике «холодной войны» [7].
После этого многие российские и зарубежные эксперты заговорили о том, что страны НАТО больше не воспринимают Россию в качестве полноценного партнера. Принятые 29 декабря 2014 г. новая Военная доктрина РФ [3] и 6 февраля 2015 г. новая Стратегия национальной безопасности США явно отражают рост недоверия и напряженности между Москвой и Вашингтоном, который квалифицирует "российскую агрессию" как "серьезный вызов" Соединенным Штатам [4]. Однако есть основания полагать, что сохранение политического диалога в рамках СРН на дипломатическом уровне в совокупности с ранее проделанной работой могут способствовать возобновлению сотрудничества России и НАТО в дальнейшем.
Список источников и литературы
1. Информационный лист о практическом взаимодействии в рамках Совета Россия-НАТО от 28 ноября 2012 г. Режим доступа: http://www.nato-russia-council.info/media/82207/2012.11.28_nrc_practical_cooperation_-factsheet.pdf (дата обращения: 16.09.2014).
2. Богданов В. Наркотрафик в Москву растет // Российская газета: интернет издание. 18.01.2013 г. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/01/18/narkotiki-site.html (дата обращения: 15.09.2014).
3. Военная доктрина Российской Федерации // Российская газета: интернет издание. 30.12.2014 г. Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/12/30/doktrina-dok.html (дата обращения: 10.02.2015).
4. В новой стратегии нацбезопасности США говорится о вызове со стороны России // ТАСС: интернет издание 06.02.2015 г. Режим доступа: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1750306 (дата обращения: 10.02.2015).
5. Заявление министров иностранных дел стран НАТО в связи с украинским кризисом от 01.04. 2014 г. Режим доступа: http://www.nato.int/nrc-website/ru/articles/20140327-announcement/index.html (дата обращения: 17.09.2014).
6. Минеев А. Россия и НАТО испытали систему дистанционного обнаружения взрывчатки // Новая Газета: интернет издание. 31.10.2010 г. Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/news/143980.html (дата обращения: 17.09.2014)
7. Ответ официального представителя МИД России А. К. Лукашевича на вопрос СМИ о решении НАТО приостановить сотрудничество с Россией в связи с ситуацией на Украине. 02.04.2014 г. Режим доступа: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/CDE97123B656A45444257CAE003059E0 (дата обращения: 17.09.2014).
8. Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора от 27 мая 1997 г. Режим доступа: http://www.nato-russia-council.info/media/59451/1997_nato_russia_founding_act.pdf (дата обращения: 15.09.2014).
9. Президент России. Пресс-конференция по итогам заседания Совета Россия-НАТО. 20 ноября 2010 г., 20:30 Лиссабон. Режим доступа: http://news.kremlin.ru/transcripts/9570 (дата обращения: 16.09.2014).
10. Резолюция № 1386 (2001), принятая Советом Безопасности ООН в г. Нью-Йорке 20.12.2001 на 4443-ем заседании. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=11691 (дата обращения: 15.09.2014).
11. NATO-Russia Council Rome Declaration, Rome, 28 May 2002. Режим доступа: http://www.nato-russia-council.info/media/59487/2002.05.28_nrc_rome_declaration.pdf (дата обращения: 15.09.2014).
Информация об авторе:
Шигапов Фанис Фидаилевич - аспирант Казанского (Приволжского) Федерального университета, [email protected].
Fanis F. Shigapov - post-graduate student at Kazan (Volga Region) Federal University.
(Научный руководитель: Пеньковцев Роман Владимирович - кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета, [email protected].
Research advisor: Roman V. Penkovtsev - Candidate of History, Assistant Professor at the Department of International Relations, Kazan (Volga Region) Federal University).
Статья поступила в редколлегию 09.02.2015 г.